законодательство о правоохранительных и судебных органах рф представляет собой систему актов
Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации
Перечень законов, определяющих полномочия, порядок образования и деятельности судов и органов судейского сообщества в Российской Федерации
Перечень законов, определяющих полномочия,
порядок образования и деятельности судов
и органов судейского сообщества в Российской Федерации
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»
Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»
Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»
Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»
Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»
Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»
Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»
Федеральный закон от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»
Федеральный закон от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»
Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»
Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах
Общая характеристика законодательства о правоохранительных органах и их деятельности
Правоохранительные органы и учреждения в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами РФ (РСФСР) и действующими законами СССР, нормативными актами Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; постановлениями (определениями) Конституционного Суда РФ, постановлениями Пленумов (Президиумов) Верховного Суда РФ (СССР), Высшего Арбитражного Суда РФ, распоряжениями Председателя Верховного Суда РФ, Приказами Министра юстиции РФ, приказами, указаниями, распоряжениями Генерального прокурора РФ, иными ведомственными нормативно-правовыми актами, конституциями республик, уставами, а также законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий, и другими нормативными актами.
Однако основными источниками курса «Правоохранительные органы» являются законы. По своему содержанию их можно разделить на несколько групп:
1. Общего характера:
3. Об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих:
6. Об организации юридической помощи:
Аналогичным образом классифицированными могут быть и другие нормативно-правовые акты о правоохранительных органах.
По своему же содержанию и юридическому значению (силе) правовые акты, регулирующие организацию и компетенцию правоохранительных органов, подразделяются на:
Среди всех законов высшую юридическую силу на территории Российской Федерации имеет Конституция РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Конституция РФ во всех необходимых случаях применяется в качестве акта прямого действия. Так, к примеру, суд, принимая решения по делу, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:
а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда суд придет к выводу, что нормативный акт, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;
г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
Когда статья Конституции РФ является отсылочной, правоохранительные органы должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.
Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ). Иногда вопросы правового статуса, организационной структуры и компетенции правоохранительного органа могут быть урегулированы постановлением Государственной Думы. Между тем, если положения закона отличаются от требований, изложенных в Постановлении Государственной Думы, действует статья закона. Постановление Государственной Думы не является законом, и следовательно, оно не может иметь перед законом преимущественного значения.
Правоохранительным органам надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Действие законов о правоохранительных органах во времени. Опубликование правовых актов о правоохранительных органах
В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением правоохранительный орган не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина. Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента РФ от 5 апреля 1994 г. N 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов». Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Действие закона прекращается в двух случаях, когда:
а) вступил в силу новый закон, который фактически исключает действие прежнего;
б) закон отменен.
Источники права о правоохранительных органах
Общая характеристика нормативной базы курса “Правоохранительные органы Российской Федерации”
Как и любая другая юридическая дисциплина, курс “Правоохранительные органы Российской Федерации” имеет свою нормативную базу, определяющую его основное содержание. Нормативная база курса представляет собой систему правовых актов, регулирующих организацию и деятельность правоохранительных органов. В иерархии источников права о правоохранительных органах главенствующее место принадлежит Конституции Российской Федерации, обладающей высшей юридической силой. Все другие законы РФ должны ей соответствовать, не противоречить. В Конституции РФ определены место и роль в государственном механизме Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, изложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к своим гражданам, являющиеся также и обязанностями правоохранительных органов, указаны основы организации и деятельности прокуратуры.
Следующую иерархическую ступень занимают федеральные конституционные законы, принятые в развитие конституционных положений. Некоторые из них носят комплексный характер, такие как законы о статусе судей, о прокуратуре, о налоговой полиции. Другие касаются более узких сторон деятельности правоохранительных органов, например Закон “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.
Еще одну группу документов составляют законы, которыми вносятся изменения и дополнения в уже действующие нормативные акты, например Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации”.
К нормативной базе курса относятся также постановления Правительства Российской Федерации. Согласно ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ. Правительством РФ утверждено, к примеру, Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации.
Особую группу в системе нормативной базы курса составляют нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией. Общепризнанные нормы, принципы международного права, как правило, входят в законодательство Российской Федерации, но некоторые имеют и самостоятельное значение. К примеру, порядок оказания правовой помощи, сношения судов, органов расследования России с соответствующими учреждениями других государств.
В правовой основе организации и деятельности правоохранительных органов главенствующее место принадлежит Конституции РФ. В Конституции РФ содержится ряд положений, имеющих принципиальное значение для всех правоохранительных органов, и нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Разумеется, Конституция РФ закрепляет только наиболее важные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов. Конституционные положения конкретизируются в иных законах, которые должны в обязательном порядке соответствовать Конституции РФ.
Конституция РФ (ст. 2) провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью и определила обязанностью государства защищать их. Эта обязанность лежит и на всех государственных органах как части государственного аппарата. Установление, содержащееся в ст. 2 Конституции РФ, находит свое отражение и в законодательных актах, принимаемых в последние годы, в частности в УК РФ, нормы которого применяют большинство органов уголовной юстиции.
Конституция РФ содержит ряд статей, являющихся принципами осуществления правосудия (осуществление правосудия только судом, независимость судей, участие граждан в осуществлении правосудия и др.). Большинство из них ПОЛУЧИЛИ свое развитие в других законах. В то же время ст. 49 Конституции РФ содержит наиболее полную формулировку презумпции невиновности, которая не воспроизведена еще в других законах. Более того, в Конституции РФ сформулирован еще ряд положений, вытекающих из этого принципа и имеющих принципиальное значение для деятельности правоохранительных органов:
— обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
— неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;
— при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Эти положения сформулированы более четко, нежели сходные положения в Уголовно-процессуальном кодексе.
Глава 7 Конституции РФ посвящена судебной власти. В ней определяется, каким путем осуществляется судебная власть, каким требованиям должны соответствовать кандидаты на должность судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ. В этой же главе определены принципы организации и деятельности прокуратуры, порядок назначения на должности Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.
Некоторые нормы Конституции РФ имеют прямое действие, ими руководствуются при осуществлении конкретной правоохранительной деятельности. Так, ст. 23 и 25 Конституции РФ допускают ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц только на основании судебного решения. Поскольку уголовно-процессуальное законодательство подобных норм не содержит, суды рассматривают материалы о необходимости таких ограничений прав граждан на основании этих конституционных положений. То же самое касается применения ст. 51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против своего супруга и близких родственников. В связи с отсутствием соответствующей нормы в УПК РСФСР следователи, судьи обязаны при допросе разъяснять содержание ст. 51 Конституции РФ. Таким образом, некоторые положения Конституции РФ в настоящее время являются нормами прямого действия.
Основные законы, регламентирующие организацию правоохранительных органов
Закон “О судебной системе РФ” закрепил понятие “судебная власть”, раскрыл его содержание, дал понятие и содержание основных принципов правосудия. В Законе определена судебная система Российской Федерации, компетенция судов, входящих в эту систему, их структура. В нем также указано, как, в каком порядке назначаются судьи и на кого возлагается организационное обеспечение деятельности судов.
Как уже указывалось, часть норм Закона “О судоустройстве РСФСР” продолжает действовать и в настоящее время. Это прежде всего относится к разделу 5 Закона, посвященному присяжным заседателям. В нем определяются требования, предъявляемые к присяжным заседателям, их правовой статус. Действует и часть норм, подробно регламентирующих структуру судов общей юрисдикции, организацию их работы.
Закон “О статусе судей в РФ” закрепляет требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности, порядок отбора кандидатов, права и обязанности судей, гарантии их независимости и неприкосновенности. В нем также определены органы судейского сообщества, их задачи, предусмотрены меры социальной защиты судей.
Помимо названных законов следует указать Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” и Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации”. Первый определяет задачи, полномочия Конституционного Суда РФ, принципы деятельности, статус судей Конституционного Суда РФ. В нем закреплен порядок образования Конституционного Суда РФ, его структура, особенности производства по отдельным категориям дел. Второй определяет компетенцию арбитражных судов, их систему, устанавливает структуру арбитражных судов всех звеньев, порядок работы, их организационное обеспечение.
Организация и деятельность прокуратуры регламентируется Законом “О прокуратуре Российской Федерации”. Следует учесть, что в 1995 году в него были внесены настолько серьезные изменения и дополнения, что, пo существу, был принят новый закон. В Законе определены задачи и роль прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, закреплена система органов прокуратуры РФ, структура каждого органа, установлен порядок назначения прокуроров, их компетенция, правовой статус, меры материального и социального обеспечения работников прокуратуры.
Организация органов безопасности определяется федеральными законами: “О безопасности”, который дает понятие безопасности, перечисляет объекты безопасности и органы, которые обеспечивают безопасность, “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”, “О внешней разведке”, “О федеральных органах правительственной связи и информации”, “О государственной охране”. Каждый из этих законов определяет цели и задачи, стоящие перед соответствующим правоохранительным органом, его структуру и компетенцию.
Задачи, компетенция, система и структура органов налоговой службы и налоговой полиции определяются законами “О государственной налоговой службе в РСФСР” и “О федеральных органах налоговой полиции”. Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает понятие таможенного дела, систему таможенных органов, их структуру, полномочия.
Нет специальных законов, регламентирующих организацию органов предварительного расследования. Эти органы наделяются полномочиями Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР.
Организация и деятельность органов внутренних дел и входящих в них подразделений регулируется рядом законов. В первую очередь это Закон “О милиции”, определяющий ее задачи, разделение на милицию общественной безопасности и криминальную, подразделения, входящие в каждую из них, права и обязанности работников милиции. Организация, задачи и компетенция других подразделений регламентируется законами “О пожарной безопасности”, “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации” и некоторыми другими.
Лекция по теме: Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах РФ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах РФ
Цель: Сформировать представление о законодательных и иных правовых актов о правоохранительных органах РФ
Основные виды квалификации нормативных актов о правоохранительных органах РФ.
Классификация нормативных актов по юридическому значению и содержанию.
Основные источники официального опубликования.
Основные виды квалификации нормативных актов о правоохранительных органах РФ.
Нормативные акты различаются в зависимости от юридической силы и их содержания.
Классификация нормативных актов по юридическому значению и содержанию.
Все нормативные акты подразделяются на законы, которые принимаются законодательными органами власти РФ и ее субъектами, и подзаконные акты, которые издаются государственными органами на основе и в соответствии с законами.
По юридическому значению нормативные акты подразделяются на следующие:
— Конституции, уставы и законы субъектов РФ – нормы регулируют деятельность правоохранительных органов пределах, представленных Конституции РФ и федеральными законами на территории субъектов РФ;
— Общепризнанные нормы международного права и международные договоры, касающиеся правоохранительной деятельности, заключенные в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами от имени РФ и одобрения в установленном порядке приобретают обязательную силу на всей территории России;
— Постановление Конституционного суда РФ по вопросам соответствия Конституции РФ конкретных нормативно-правовых актов о правоохранительной деятельности.
Для правильного применения нормативного акта обязательно, чтобы органы и должностные лица имели возможность руководствоваться точным, не устаревшим, неискаженным текстом соответствующего акта.
Классификация нормативных актов осуществляется по их содержанию.
Конституция РФ определяет основные права и свободы личности (гл.2), в ней определены основные принципы организации судебной власти и пр.(гл.7).;
Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 23 ноября 1991г.;
Закон «О безопасности» от 5 марта 1992 г.;
Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
Эти акты можно классифицировать по следующим основаниям:
Акты о правосудии и судебной власти – эти нормативные акты определяют принципы осуществления правосудия, вопросы организации и функционирования судебной власти, принципы и порядок осуществления конституционного контроля, вопросы статуса судей и р. Федеральные конституционные законы «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. и «О Конституционном суде РФ» от 21 июня 1994 г.; Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» от 12 апреля 1995 г.; Закон РФ «О статусе судей» от 26 июня 1992 г.; Закон «О судоустройстве РСФСР» от 8 июля 1981 г.; Федеральный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г.; Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г.; УПК РФ; ГПК РФ; АПК РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. © 195-ФЗ.
Федеральные конституционные законы «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996г. и «О Конституционном Суде РФ» от 21 июня 1994 г.; Законы РФ «О судебном департаменте при Верховном суде РФ» от 8 января 1998 г. и «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г.; Положение о Министерстве юстиции РФ от 2 августа 1999 г.
— Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001
— Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17 ноября 1995 г.;
— Закон РФ «О милиции»;
— Федеральный закон «Об органах ФСБ»;
— Таможенный кодекс РФ 2004;
— Закон о государственной границе РФ.
— ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 26 апреля 2002;
— ГПК РФ; УПК РФ; АПК РФ и др.
Основные источники официального опубликования.
Собрание законодательство РФ, сборники нормативных акутов;
Общая характеристика законодательства и иных правовых актов о правоохранительных органах и их деятельности. Классификация этих актов.
Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует изучения значительного количества законодательных и иных правовых актов. Такое обилие актов и содержащихся в них конкретных правовых предписаний объясняется следующим:
Для характеристики правовых актов о правоохранительных органах существенно также то, что в этом массиве сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридической силы):
У названных и других документов — свой юридический статус, свое значение. И данное обстоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение правовой базы, на которую опирается система правоохранительных органов.
Преодолению трудностей такого рода призвана содействовать классификация актов, которые в совокупности образуют эту базу.
Основания классификации правовых актов о правоохранительных органах:
Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию
Группы правовых актов в зависимости от их содержания (предмета):
Сгруппированный по такой схеме перечень основных (не всех) актов мог бы выглядеть следующим образом.
Акты о судебной власти, правосудии и судах относятся к двум правоохранительным функциям — конституционному контролю и правосудию.
Акты об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих содержат ряд уже знакомых актов по вопросам организации и основ деятельности судов, поскольку в них содержатся также положения, имеющие отношение к регламентации сложного комплекса действий по осуществлению такой правоохранительной функции, как организационное обеспечение нормального функционирования судов.
Акты о прокурорском надзоре и органах прокуратуры детализируют все основные вопросы понятия и содержания прокурорского надзора и иных направлений деятельности прокуратуры, ее организации и полномочий, статуса работников прокуратуры.
Акты об организации выявления и расследования преступлений регламентируют неоднородную деятельность, в составе которой различают три компонента: осуществление оперативно-розыскных мероприятий, дознание и предварительное следствие. С другой стороны, особенностью реализации этой неоднородной деятельности является то, что она возлагается на многие органы с учетом их профиля. Какие-то из них призваны выполнять все три разновидности такой деятельности (органы внутренних дел, федеральной службы безопасности и госнаркоконтроля), какие-то — две (например, уполномоченные должностные лица Федеральной таможенной службы, начальники учреждений Федеральной службы по исполнению наказаний), а какие-то — только одну (следственный аппарат прокуратуры, судебные приставы, капитаны судов, находящихся в плавании).
Акты об организации юридической помощи
Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению
В соответствии с действующими законодательными предписаниями и сложившимися в российской юридической доктрине установками правовые акты о правоохранительных органах, как и акты по всем другим вопросам, образуют четкую иерархическую структуру.
Место конкретного акта в этой структуре определяется:
Иерархия правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению:
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. В ней решены узловые вопросы государственной и общественной жизни, в том числе организации и деятельности правоохранительных органов. Она имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Все другие правовые акты должны точно соответствовать конституционным предписаниям. Отменяется и изменяется Конституция с соблюдением особой процедуры. В этом — одна из гарантий ее относительной стабильности.
Для изучения законодательства и иных правовых актов не последнее значение имеет знание источников их официального опубликования. Правильное применение любого нормативного акта требует того, чтобы органы и должностные лица имели возможность руководствоваться точным, не устаревшим и не искаженным текстом соответствующего акта. Опыт показывает, что при их публикации не всегда обеспечиваются такие свойства. Чтобы преодолеть это, государство берет на себя “хлопоты” по официальному опубликованию законов и иных правовых актов.