законодательству сша и латиноамериканских государств свойственно приобретение гражданства по праву
Способы приобретения и утраты гражданства
Приобретение и утрата гражданства. Способы приобретения гражданства можно условно разделить на две большие группы. Первая группа охватывает способы приобретения гражданства в общем порядке, вторая — в исключительном порядке. Способы приобретения гражданства в общем порядке являются более или менее стабильными, обычными для законодательства государств. К ним относится приобретение гражданства:
а) в результате рождения; б) в результате натурализации (приема в гражданство). К этим способам примыкает редко встречающееся в практике государств пожалование гражданства.
Приобретение гражданства в исключительном порядке охватывает следующие способы: а) групповое предоставление гражданства, или коллективная натурализация (частный случай — так называемый трансферт); б) оптация, или выбор гражданства; в) реинтеграция, или восстановление в гражданстве.
Приобретение гражданства в результате рождения — самый обычный способ его приобретения. Законодательство государств по этому вопросу основывается на одном из двух принципов: праве крови (jus sanguinis) или праве почвы (jus soli). Иногда в доктрине приобретение гражданства по праву крови именуется приобретением гражданства по происхождению, а по праву почвы — по рождению. Право крови означает, что лицо приобретает гражданство родителей независимо от места рождения; право почвы — что лицо приобретает гражданство государства, на территории которого родилось, независимо от гражданства родителей. Большинство государств мира придерживается права крови. Российское законодательство также основано преимущественно на праве крови. Как правило, государства, которые в принципе следуют праву крови, в некоторых случаях исходят и из права почвы.
Право почвы свойственно законодательству США и латиноамериканских государств. Однако оно всегда в какой-то степени дополняется правом крови (обычно в отношении детей граждан соответствующих государств, родившихся за границей).
Любое государство, как правило, стремится ввести в свое законодательство нормы, ограничивающие возможность приобретения его гражданства лицами, рожденными от смешанных браков. Это диктуется различными соображениями, в частности нежеланием способствовать приобретению своими гражданами еще и иностранного гражданства, то есть двойного гражданства, что может привести к осложнениям в межгосударственных отношениях.
Государства, придерживающиеся права крови, нередко также ограничивают возможность приобретения своего гражданства теми лицами, которые родились за границей от граждан, постоянно там проживающих, особенно если один из родителей является иностранным гражданином.
Натурализация (укоренение)—индивидуальный прием в гражданство по просьбе заинтересованного лица.
В отечественном законодательстве этот термин не применяется, но в теории международного права он общепризнан. Натурализация — добровольный акт. Принудительная натурализация противоречит международному праву, и попытки осуществить ее всегда вызывали ноты протеста. Практике известны такие случаи. В частности, некоторые латиноамериканские страны в прошлом веке пытались в принудительном порядке автоматически предоставить иностранцам, проживающим длительное время на их территории, свое гражданство.
Натурализация осуществляется обычно в большинстве государств с учетом определенных условий, предусмотренных в законе. Важнейшие условия — это, как правило, определенный срок проживания на территории данного государства (5, 7, иногда 10 лет). Предусматриваются и другие условия натурализации, например имущественные. Возможность натурализации часто облегчается, если заинтересованное лицо оказало какие-либо услуги данному государству, служило в его вооруженных силах, находилось на его государственной службе и т. д.
Процедура приема в гражданство целиком определяется внутренним законодательством государств. Можно выделить по крайней мере четыре вида процедур натурализации:
1) натурализация, осуществляемая высшими органами государственной власти;
2) натурализация, осуществляемая органами государственного управления: правительством либо чаще всего центральными отраслевыми органами государственного управления (обычно ведомствами внутренних дел);
3) натурализация, осуществляемая местными органами государственной власти (встречается крайне редко);
4) судебная натурализация (также встречается Редко).
Разновидностью натурализации является предусматриваемый законодательством некоторых государств упрощенный порядок приобретения гражданства определенными категориями лиц путем регистрации (если только речь не идет о подтверждении своего гражданства), Усыновления, в результате вступления в брак. Два последних способа называют иногда семейным порядком приобретения гражданства.
Многогражданство в странах Латинской Америки. (Е.С. Смирнова)
Урегулирование вопросов гражданства между европейскими и латиноамериканскими странами составляет солидную договорную базу. Это Конвенция между Италией и Никарагуа 1917 года о праве сохранить первичное гражданство при проживании на территории другого договаривающегося государства. Возможность передачи гражданства детям регулируется законодательством государства проживания, при этом дети по достижении совершеннолетия могут отказаться от одного из своих гражданств.
Подобное решение вопроса гражданства несовершеннолетних имеется в статье 1 двустороннего Соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства между Россией и Туркменистаном (1993 г.). Договор между Россией и Казахстаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории России, свидетельствует об аналогичном решении проблемы. Предусмотренная в Договоре возможность прохождения воинской службы гражданами обоих государств была зафиксирована в Конвенции между Аргентиной и Францией 1927 года. Эта конвенция регулировала вопрос прохождения военной службы гражданами договаривающихся государств, родившихся и проживающих на территории другого договаривающегося государства.
Декларация между Бразилией и Италией, подписанная в 1929 году, рассматривала расхождения между jus sanguinis (правом крови) и jus soli (правом почвы) относительно несовершеннолетних и регулировала проблему двугражданства. Названная декларация при поверхностном рассмотрении кажется несколько архаичной, тем не менее, ее позитивный опыт может быть использован при сходных ситуациях на пространстве СНГ в разрешении вопросов, связанных с наличием у лиц многогражданства, обусловленных коллизией законодательств.
Необходимость решения вопросов гражданства на территории латиноамериканского континента привела к заключению так называемых пограничных договоров между Перу и Колумбией (1922 г.), а также между Перу и Чили (1929 г.). При сравнении с договорной базой стран СНГ аналогичным можно назвать Соглашение между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Республики Беларусь, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Республику Беларусь, а также все другие договоры и соглашения подобного содержания между государствами СНГ.
Примером решения проблемы путем заключения многосторонних договоров является Конвенция о статусе натурализованных лиц (Рио-де-Жанейро, 1906г.). В Конвенции участвовали Бразилия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Эквадор, Гватемала, Гондурас, Мексика, Никарагуа, Панама, Сальвадор, США, Уругвай. В 1907 году Коста-Рика, Гватемала, Гондурас, Никарагуа и Сальвадор при заключении Генерального договора о мире и согласии установили равенство прав лиц государственной принадлежности одного договаривающегося государства на территории другого во всех областях. Продолжением этого диалога стал Вашингтонский договор 1923 года.
Кодекс Бустаманте, или точнее, Гаванская конвенция 1928 года, подписанная 12 государствами Латинской Америки, явилась своего рода основополагающим договором при решении проблем граждан одного государства, проживающих на территории другого. Названной категории лиц был предоставлен национальный режим в области гражданских прав и их гарантий. Ограничение этих прав выносилось на усмотрение самого государства.
Конвенция о гражданстве, заключенная в Монтевидео в 1933 году, определяла, что натурализация в одном договаривающемся государстве влечет утрату прежней государственной принадлежности, а также закрепляла положение о том, что переход части территории к другому государству не должен повлечь автоматической натурализации проживающего на ней населения.
Многосторонний договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого, заключенный в 1998 году между Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Российской Федерацией, предоставляет постоянным жителям те же права, что и гражданам страны проживания, изъятия же допускаются на основании конституции сторон. Названное ограничение повторяет положение Кодекса Бустаманте в отношении прав граждан 12 латиноамериканских государств.
Желанием ограничить двойное гражданство руководствовались при заключении договоров Колумбия и Перу (1922 г.), Аргентина и Испания (1969 г.). Договоры предусматривали денационализацию при добровольном получении гражданства другой стороны.
В Монтевидео в 1933 году была предложена к подписанию Конвенция о гражданстве женщин, установившая недопустимость дискриминации по признакам пола. Эту конвенцию можно назвать пионером в решении проблем гражданства женщин. Конвенция ООН о гражданстве замужней женщины 1957 года явилась логическим продолжением латиноамериканской конвенции, добавив к содержащимся в Конвенции 1933 года принципам существенное дополнение о том, что ни заключение, ни расторжение брака не должно влиять на гражданство лица.
В основе практики государств в области государственного преемства и непрерывности лежит принцип эффективной связи. Учитывая тот факт, что все бывшие советские республики, а ныне независимые государства, являются преемниками СССР, последовательное применение принципа фактической эффективной связи населения с территорией проживания может послужить устранению безгражданства и конфликтных ситуаций на всем постсоветском пространстве.
Урегулирование вопросов гражданства между странами Европы и Латинской Америки имеет много исторически обусловленных особенностей, которые в большинстве своем придают своеобразие институту гражданства региона. Можно сказать, что сравнение национального законодательства о гражданстве стран Латинской Америки и СНГ возможно лишь в ограниченном объеме. Законы о гражданстве стран СНГ, относящихся к континентальной правовой системе, в большей степени сопоставимы с нормами европейского права, чем с законодательной базой большинства латиноамериканских стран. Особенности национального регулирования гражданства объясняются как незначительными территориями и небольшим числом населения некоторых государств региона, так и объективными историческими предпосылками формирования правовых систем.
В настоящее время договоры и соглашения, заключенные в начале века между странами Европы, США и Латинской Америки, нашли свое воплощение в законах о гражданстве и в конституциях государств Латинской Америки. В большинстве случаев на Южноамериканском континенте можно наблюдать закрепленное в конституциях право на гражданство. Вопросы гражданства стран СНГ разработаны в национальных законодательствах. Характеризуя институт гражданства в странах СНГ, можно говорить только об одном случае решения вопроса конституционным путем. Это конституционное регулирование гражданства в Азербайджане в период с 1995 по 1998 годы, которое завершилось в сентябре 1998 года принятием Закона о гражданстве Азербайджанской Республики.
Одной из особенностей правового регулирования вопросов гражданства в латиноамериканском регионе является отсутствие как такового закона о гражданстве в Боливии, Гватемале, Колумбии, Коста-Рике, Уругвае, Эквадоре, на Кубе. Конституции этих государств содержат понятие, основные принципы, условия натурализации, утраты гражданства, права и обязанности граждан, зачастую имеются положения, затрагивающие процессуальную сторону гражданства. Наряду с этим такие государства, как Аргентина и Никарагуа, руководствуются при решении вопросов о гражданстве специально разработанными законами.
Рассматривая международно-правовые аспекты института гражданства стран Латинской Америки, необходимо уделить внимание регулированию ими вопросов многогражданства. Учитывая исторические связи стран Латинской Америки и Испании, рассмотрим статьи конституции Испании, посвященные международно-правовому регулированию вопросов гражданства. Так, статья 20 конституции определяет срок для приобретения гражданства в 10 лет. Однако в порядке исключения требуется проживание только в течение двух лет без соблюдения дополнительных условий для граждан Латинской Америки. Статья 22 лишает гражданства Испании лицо, приобретшее гражданство другой страны, но приобретение лицом гражданства какой-либо латиноамериканской страны не повлечет за собой утраты испанского гражданства при наличии соглашения Испании с соответствующей страной. Все перечисленное может свидетельствовать о предоставлении определенных льгот для испаноязычного населения Латинской Америки.
Конституция Колумбии 1991 года в разделе «О жителях, колумбийцах и иностранцах» указывает на возможность получения гражданства путем натурализации для граждан Латинской Америки по рождению. Нетипичным для законодательства региона является неизбежность утраты предыдущего гражданства при приобретении колумбийского. Недопущение двойного гражданства при натурализации путем отказа от предыдущего содержится также в конституции Республики Куба.
Законодательно отвергая двойное гражданство, государства Латинской Америки предусматривают возможность бипатризма при наличии международных договоров и соглашений. А так как договорная база государств региона в этом вопросе имеет достаточно развитую систему и в ней зачастую закреплены довольно несложные условия для натурализации в отдельных государствах региона, можно предположить наличие у ряда граждан стран Латинской Америки двойного и более гражданства.
Исходя из того, что во всем мире интеграционные процессы имеют универсальные закономерности, а различия по масштабам и интенсивности их развертывания определяются региональными условиями, можно сделать вывод о значимости подобных процессов независимо от того, в какой части земного шара они происходят. Изучение опыта разных стран и регионов мира будет способствовать обогащению правовой культуры населения. Говоря о необходимости популяризации подобных идей, проф. И.И. Лукашук подчеркивает: «Низкий уровень интернационального сознания отрицательно сказывается и на решении внутренних проблем многонационального государства».
Для стран СНГ, пример решения проблемы многогражданства стран Латинской Америки является фактором, подтверждающим правильность последовательного курса государства на развитие договорной базы с республиками, имеющими многовековую историческую связь с нашим государством. Указывая на необходимость ориентации государств на позитивную историческую традицию, ученые призывают не забывать своеобразие стран бывшего Союза, а также те общезначимые ценности и ориентиры, которые сформировались за годы развития сообщества народов и государств.
Примером следования позитивным традициям, из всех существующих на сегодняшний день законодательных актов, можно назвать Закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», принятый Государственной Думой 5 марта 1999 года. Несмотря на ряд споров по поводу его правового обеспечения, этот закон имеет большое политическое и моральное значение как для правительств, так и для населения государств СНГ и Балтии. По глобальности его потенциального воздействия, направленного на защиту огромной части российских соотечественников, закон сравним с Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод человека 1950 года. Реализация этого закона должна стать мощным фактором соблюдения прав и свобод человека, в том числе и права на гражданство. Подчеркивая, что правовой статус соотечественников включает в себя политические, социальные, экономические, культурные и иные права, этот закон рассматривает гражданство как стержневое право в системе других ценностей. С этим трудно не согласиться. Ведь от того, в какой мере обеспечено это право, зависит разрешение и других правовых вопросов.
Как подтверждает практика государств европейского, латиноамериканского и других регионов мира, успех при решении проблем гражданства имеет то государство, которое в наибольшей степени учитывает заинтересованность населения в международных связях с другими, исторически связанными, территориями. Только совместными, последовательными усилиями государств и международного сообщества в целом возможно построение миропорядка XXI века, где правам человека будет дано место, достойное цивилизованных народов.
Международное право тесты Синергия
Международное право ответы на тесты Синергия
Менеджмент Event (ответы на тесты Синергия)
Краткое описание
ОписаниеМеждународное право ответы на тесты СинергияОптация – это … индивидуальный прием в гражданство по просьбе заинтересованного лица восстановление в гражданстве выбор гражданстваК внутригосударственным органам внешн. Читать далее.
Международное право ответы на тесты Синергия
Оптация – это …
индивидуальный прием в гражданство по просьбе заинтересованного лица
восстановление в гражданстве
выбор гражданства
К внутригосударственным органам внешних сношений относят …
ведомство иностранных дел
дипломатические представительства
делегации на международных конференциях
постоянные представительства при международных организациях консульские учреждения
высший представительный орган, обычно определяющий основы внешней политики государства
Установите последовательность этапов принятия решения международной организацией:
проявление инициативы, исходящей от государства, группы государств, органов или должностных лиц международной организации
внесение проблемы в повестку дня органа, принимающего решение
обсуждение вопроса непосредственно в самом органе, принимающем решение, либо его передача на рассмотрение специально
создаваемых комиссий или комитетов
голосование
К специальным принципам международного воздушного права, непосредственно регулирующим деятельность гражданской авиации, относят …
ограничения свободы полетов воздушных судов всех государств в международном воздушном пространстве
исходя из интересов тех государств, над которыми осуществляется полет
полный и исключительный суверенитет государства над своим воздушным пространством
обеспечение безопасности международной гражданской авиации
Цель международного договора …
обычно определяется в преамбуле либо в первых статьях договора
всегда определяется в преамбуле договора
обычно специально в договоре не определяется
Неверно, что к главным органам Организации Объединенных Наций (ООН) относится …
Совет Безопасности
ЮНЕСКО
Генеральная Ассамблея
Экономический и Социальный Совет
Член семьи дипломата, являющийся гражданином государства пребывания, …
пользуется дипломатическими иммунитетами и привилегиями в полном объеме
не пользуется дипломатическими иммунитетами и привилегиями
пользуется дипломатическими привилегиями, но не пользуется дипломатическими иммунитетами
В соответствии с Законом «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры, заключенные Россией, подразделяются …
только на межправительственные и межведомственные
только на межгосударственные и межправительственные
на межгосударственные, межправительственные и межведомственные
Система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества, – это … право
гражданское
частное
экологическое
международное
Согласованная воля субъектов … международного права
может быть рассмотрена и как социальное, и как юридическое содержание
является социальным содержанием
является юридическим содержанием
Согласно Венским конвенциям 1969 и 1986 гг. государство, которое согласилось на обязательность для него договора, независимо от того, вступил ли договор в силу, относится к …
«договаривающимся государствам»
«участвующим в переговорах государствам»
«участникам договора»
«третьим государствам»
Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него была принята Организацией
Объединенных Наций (ООН) в …
1965 г.
1986 г.
1991 г.
1973 г.
По кругу участников международные организации подразделяются на …
открытые и закрытые
межгосударственные (межправительственные) и неправительственные
открытые и региональные
межгосударственные и надгосударственные
организации общей и специальной компетенции
Иммунитеты (изъятия из-под юрисдикции государства пребывания) и привилегии предоставляются …
только главам иностранных дипломатических представительств
только членам дипломатического персонала
членам дипломатического персонала и членам их семей
Принудительная натурализация (укоренение) …
может осуществляться лишь в особых случаях
осуществляется повсеместно
противоречит международному праву, и попытки осуществить ее всегда вызывали ноты протеста
Неверно, что к типичным субъектам международного права можно отнести …
Тип ответа: Множественный выбор
вольные города
государства
международные (межгосударственные) организации
Ватикан
народы и нации, борющиеся за независимо
В узком смысле дипломатический корпус – это совокупность …
глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве
членов дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств в данном государстве и
членов их семей
членов дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств в данном государстве
Выдача преступников (экстрадиция) является … государства
не правом, а обязанностью
и правом, и обязанностью
правом, а не обязанностью
По данным Организации Объединенных Наций (ООН), число рабов в современном мире исчисляется … человек
десятками миллионов
миллионами
сотнями тысяч
Международные договоры заключают, как правило, …
главы государств
специально уполномоченные на то лица, которым выдается специальный документ, называемый полномочиями
только президенты или премьер-министры
В странах с республиканской формой правления устойчивая правовая связь физического лица с государством,
выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, – это …
Законодательству США и латиноамериканских государств свойственно приобретение гражданства по …
происхождению
праву почвы
праву крови
Если толкование текста международного договора осуществляется самими его участниками, то такое толкование называется …
международным
аутентичным
систематическим
грамматическим
Согласованная воля субъектов … международного права
является юридическим содержанием
является социальным содержанием
может быть рассмотрена и как социальное, и как юридическое содержание
Всемирный почтовый союз был основан в …
1874 г.
1865 г.
1815 г.
Первоначально морское право создавалось в форме обычных норм, а его кодификация была проведена в …
середине XX в.
конце XIX в.
конце XX в.
начале XXI в.
К специальным принципам международного воздушного права, непосредственно регулирующим деятельность гражданской авиации, относят …
ограничения свободы полетов воздушных судов всех государств в международном воздушном пространстве
исходя из интересов тех государств, над которыми осуществляется полет
полный и исключительный суверенитет государства над своим воздушным пространством
обеспечение безопасности международной гражданской авиации
Неверно, что по основным видам правового режима выделяют такой тип территорий, как …
территории со смешанным режимом
территории с международным режимом
государственная территория
смежная территория
Неверно, что выделяют такой класс самостоятельных консульских учреждений, как …
консульский отдел дипломатического представительства
генеральное консульство
консульское агентство
вице-консульство
Индивидуальный прием в гражданство по просьбе заинтересованного лица – это …
оптация
натурализация
подданство
реинтеграция
Если вас интересуют ответы на тест или помощь в сдаче, то Вы можете связаться с нами, через контактные данные:
Форма заказа через сайт: узнать стоимость