законопроект налог на роскошь
Глава 25.4. Налог на объекты роскоши
«Глава 25.4. Налог на объекты роскоши
Статья 333.43. Налогоплательщики налога на объекты роскоши
2. Не признаются налогоплательщиками:
инвалиды Великой Отечественной войны, а также инвалиды боевых действий;
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
лауреаты государственных премий Российской Федерации в области науки и технологий, в области литературы и искусства, за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности;
лауреаты Нобелевской премии.
Статья 333.44. Объекты налогообложения
1. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:
1) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше жилые дома, части жилого дома, квартиры, части квартир;
2) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше дачи и иные жилые строения, помещения и сооружения, а также земельные участки, на которых находятся указанные объекты недвижимости, дачные и садовые земельные участки, земельные участки (доли в них), выделенные под индивидуальное жилищное строительство;
3) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше объекты незавершенного жилищного строительства вместе с земельными участками, по истечении трехлетнего срока строительства;
4) приобретенные на территории Российской Федерации или впервые зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации на нового собственника стоимостью от 3 млн. рублей и выше автомобили, пассажирские морские, речные и воздушные суда: самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера.
2. Не признаются объектами налогообложения:
1) имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
2) общее имущество в многоквартирном доме
3) земельные участки (доли в них), отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования для сельскохозяйственного производства;
4) находящиеся в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей земельные участки (доли в них), строения, помещения и сооружения, которые используются ими для осуществления основного вида деятельности;
5) транспортные средства, пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, организаций или индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
6) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), и другая сельскохозяйственная техника;
7) самолеты и вертолеты санитарной авиации, медицинской и пожарной службы;
8) строительная техника.
Статья 333.45. Налоговая база
1. Налоговая база определяется как стоимость указанного в статье 333.44 настоящего Кодекса имущества, исчисленная исходя из рыночных цен, определяемых с учетом принципов, указанных в статье 333.46 настоящей главы, по состоянию на 1 число первого месяца налогового периода.
2. Оценку имущества, указанного в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, для целей обложения налогом на объекты роскоши проводят органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Правительства РФ, с учетом положений настоящей главы.
Статья 333.46. Принципы формирования методики оценки
1. Оценка объектов налогообложения, указанных в статье 333.44 настоящего Кодекса осуществляется в порядке, определяемом актами Правительства РФ, исходя из оценки рыночной стоимости объектов налогообложения.
2. Для целей налогообложения имущества, указанного в пункте 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса рыночная цена определяется с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса.
3. Оценка рыночной стоимости объектов налогообложения, указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, определяется на основе применения методов массовой оценки с учетом:
сбора и анализа рыночных данных (цен сделок, предложений к продаже, оценок рыночной стоимости объектов недвижимости);
установления статистически достоверной зависимости цен от учетных характеристик объектов недвижимости;
проведения массовой оценки всех объектов, подлежащих налогообложению, на основе учетных характеристик объектов на дату переоценки;
проведения регулярного мониторинга качества оценки и переоценки недвижимости для целей налогообложения не реже одного раза в год.
4. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, создают реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса.
5. Сведения, указанные в пункте 4 настоящей статьи, представляются органами, ведущими реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
6. Факт нахождения имущества, указанного в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, в долевой или совместной собственности разных лиц не может рассматриваться в качестве фактора, понижающего стоимость земельного участка или расположенного на нем объекта недвижимости.
7. Неотделимые улучшения объекта недвижимости и земельного участка не могут являться основанием для снижения оценки рыночной стоимости объектов налогообложения.
Статья 333.47. Налоговый период
1. Налоговым периодом по налогу признается календарный год.
2. В отношении объектов налогообложения, указанных в пункте 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, налог на объекты роскоши уплачивается налогоплательщиками один раз при приобретении налогоплательщиком права собственности на объект налогообложения и постановке на учет в органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств, морских, речных и воздушных судов.
Статья 333.48. Налоговые ставки
Устанавливаются следующие ставки налога в процентах от стоимости имущества, являющегося объектом налогообложения:
1) в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса:
Стоимость объекта налогообложения Ставка налога
От 30 млн. рублей до 50 млн. рублей
От 50 млн. рублей до 100 млн. рублей
От 100 млн. рублей до 150 млн. руб.
Свыше 150 млн. руб. 0,3 процента
2) в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, находившихся в собственности у физического лица на праве безвозмездного срочного пользования, либо на праве бессрочного пользования, или которые были переданы ему по безвозмездному договору аренды в период до 1991 года, и приватизировавшего указанное имущество:
Стоимость объекта налогообложения Ставка налога
От 30 млн. рублей до 150 млн. руб.
Свыше 150 млн. руб. 0 процентов
3) в отношении объектов налогообложения, указанных в пункте 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса:
Стоимость объекта налогообложения Ставка налога
От 3 млн. рублей до 5 млн. рублей
От 5 млн. рублей до 20 млн. рублей
От 20 млн. рублей до 60 млн. рублей
Свыше 60 млн. рублей 1 процент
Статья 333.49. Порядок исчисления и уплаты налогов.
1. Исчисление налога на объекты роскоши производится налоговыми органами.
Налогоплательщики уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
2. За имущество, находящееся в общей долевой собственности нескольких налогоплательщиков, налог уплачивается каждым из налогоплательщиков соразмерно их доле в этом имуществе.
За имущество, находящиеся в общей совместной собственности нескольких налогоплательщиков без определения долей, налог уплачивается одним из указанных налогоплательщиков по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из налогоплательщиков в равных долях.
3. Органы, ведущие реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган реестр объектов налогообложения по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным.
Органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, морских, речных и воздушных судов, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения о регистрации имущества, являющегося объектом налогообложения в соответствии с пунктом 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным, по форме, утверждаемой органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
4. Налоговая база для каждого налогоплательщика определяется налоговыми органами на основании реестров, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, пассажирских морских, речных и воздушных судов.
5. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1)-2) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых указанное имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
6. За имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктом 3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, налог уплачивается с 1 января года, в котором оценочная стоимость указанного имущества превысила 30 млн. рублей.
За имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктом 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, налог уплачивается с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлено приобретение или регистрация права собственности на него.
За имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1)-2) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства. Исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
В случае уничтожения (утраты) имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором оно было уничтожено (утрачено), на основании документов, подтверждающих уничтожение (утрату) имущества, выданных уполномоченными органами. Документы, подтверждающие уничтожение (утрату) имущества, предоставляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика, а также в органы, ведущие реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса.
7. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.
Налог на роскошь: сколько богатые платят за имущество в России
Министр финансов России Антон Силуанов высказался в программе «Познер» на «Первом канале» о возможности повышения налога на имущество для богатых людей. Позднее в пресс-службе Минфина обратили внимание на ошибку при цитировании министра. «Правительство России уже подняло имущественные налоги и ближайшие шесть лет налоги останутся неизменными», — говорится в комментарии пресс-службы.
Тем не менее разговоры о повышении налоговой нагрузки для богатых ведутся не первый год. Обсуждались разные варианты — от введения акциза на дорогие товары до прогрессивной шкалы НДФЛ. Рассказываем, какие налоги сегодня платят собственники дорогого имущества.
Налог на дорогую недвижимость
В России действует трехуровневая ставка налога на имущество. Его платят все физлица и юрлица, владеющие землей, квартирами, домами, дачами, гаражами, машино-местами и другими капитальными сооружениями и помещениями. Правила исчисления налога в зависимости от кадастровой стоимости (вместо инвентаризационной) вступили в силу с 1 января 2015 года. Ранее налог на покупку дорогих квартир в Москве был одним из самых низких в мире. Согласно исследованию Knight Frank, следом за столицей России шел Париж, за ним — Майами, Монако, Барбадос, Дубай и другие города.
Минфин отнес к предметам роскоши квартиры стоимостью свыше 300 млн руб. и большой площади — свыше 300 кв. м. Такое жилье, а также торговые и офисные объекты облагаются налогом по предельной ставке в 2%. Собственников недорогих столичных квартир стоимостью до 10 млн руб. обложили налогом по ставке 0,1%, от 10 млн до 20 млн руб. — 0,15%, от 20 млн до 50 млн руб. — 0,2%, от 50 млн до 300 млн руб. — 0,3%. Для прочих объектов недвижимости ставка налога не должна превышать 0,5%. Для собственников действуют льготы: для квартир в размере кадастровой стоимости 20 кв. м, 10 кв. м — для комнаты, 50 кв. м — для жилого дома.
Квартир с высокой кадастровой стоимостью (свыше 300 млн руб.) не так много в столице. По оценке Savills, их число в Москве составляет около 2 тыс., рынок ежегодно пополняется еще несколькими десятками. В Подмосковье таких дорогих особняков больше, но их точное количество оценить сложно (приблизительно 2–3 тыс.). К тому же там достаточно много крупных объектов площадью более 1 тыс. кв. м и с большими участками земли.
В Москве некоторым собственникам дорогих апартаментов все же удается уйти от повышенного налога на недвижимость. В столице создан и периодически дополняется реестр апартаментов с льготным режимом налогообложения на имущество физлиц. Всего в перечень включено 16 комплексов с апартаментами, 11 из которых можно отнесли к элитным. Среди них четыре небоскреба в деловом комплексе «Москва-Сити», а также известные клубные проекты.
Если сейчас владельцы апартаментов в зданиях торгово-офисного назначения должны платить 2% от кадастровой стоимости, то ставка налога в зданиях из московского перечня снизится на 1,5%, до 0,5% от кадастровой стоимости объекта.
Зачем массовые иномарки облагают налогом на роскошь
Минпромторг недавно актуализировал перечень автомобилей стоимостью от 3 млн рублей, которые облагаются так называемым «налогом на роскошь». По сравнению с прошлогодней версией этот список стал более чем на 100 пунктов длиннее и теперь включает 1298 наименований различных моделей и модификаций. Как поясняют в ведомстве, средняя стоимость машины рассчитывается на основе розничных цен на базовые версии определенной модели каждой марки с учетом года выпуска, при этом фактическая цена, указанная в договорах купли-продажи, не учитывается. Дело в том, что средняя стоимость автомобиля вычисляется по налоговому периоду, за который владелец обязан заплатить, а не по тому, во сколько обходилась машина в год покупки.
Как отмечает заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян, конкретные перечисленные модели сами по себе продаются в незначительном количестве на российском рынке. Кроме того, в структуре продаж внутри своих брендов (кроме Jeep) они не являются объемообразующими, а, скорее, несут имиджевые функции, повышая статус производителя в глазах потенциальных потребителей. В этой связи спрос на них будет снижаться по причине того, что покупатель, скорее, выберет автомобиль из линейки премиальных немецких или японских брендов, так как налог в любом случае придется платить. Либо же из соображений экономии уйдет к конкурирующему массовому бренду, чьи автомобили не включены в перечень. В большей степени может пострадать Jeep, так как в обновленный список попал практически весь модельный ряд марки.
По словам директора по развитию компании «Рольф» Владимира Мирошникова, в целом повышенный налог на дорогие машины не является ключевым в структуре расходов на владение автомобилем. Он имеет в большей степени психологический характер. Правильнее говорить о перетекании спроса: те, для кого «налог на роскошь» является неприемлемым, вынуждены будут выбрать модели или комплектации, которые остались за пределами списка.
Между тем, учитывая предстоящий рост цен из-за обвала рубля, перечень «роскошных автомобилей», очевидно, будет расширятся и дальше, в том числе и за счет массовых иномарок. При этом участники рынка не исключают, что автопроизводители будут сдерживать рост цен на модели стоимостью около 3 млн рублей за счет частичного упрощения комплектаций, в также маркетинговых поддержек.
Как говорит Олег Шамба, с учетом того, что стоимость автомобилей каждый год в среднем увеличивается от 2 до 10% в зависимости от марки, за счет таких факторов как инфляция, рост акцизных и налоговых сборов, волатильности национальной валюты, ежегодного обновления модельного года у производителей, то список автомобилей, облагающихся налогом на роскошь, будет увеличиваться. Это затронет те модели автомобилей, стоимость которых приближается к отметке в 3 млн рублей.
В свою очередь, Константин Авакян отмечает, что на данный момент нет четкого понимания дальнейшего развития ситуации относительно стоимости национальной валюты, в связи с чем большинство производителей пока выбрали выжидательную позицию в отношении возможной коррекции прайс-листов.
В то же время существует вероятность, что из списка «роскошных машин» могут исчезнуть электромобили. По крайней мере, с такой инициативой выступают депутаты Госдумы, по мнению которых повышенный транспортный налог на «зеленые» машины противоречит стратегии по популяризации электромобилей в нашей стране. Пока же они не пользуются спросом у россиян: по данным «Автостата», в начале 2020 года в России насчитывалось 6,3 тыс. электромобилей, что составляет всего лишь 0,01% от общего парка легковых машин в стране.
Станет ли налог на роскошь налогом социальной справедливости
Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.
Госдума ускорила принятие законопроектов, вводящих дополнительное налогообложение предметов роскоши. Депутаты во вторник на вечернем пленарном заседании приняли в первом чтении проект, предусматривающий повышающие коэффициенты транспортного налога на супердорогие автомобили.
Отдельного закона о налоге на роскошь не будет. Дополнительную нагрузку предполагается ввести за счет повышения транспортного налога для ценителей очень дорогих автомобилей и более высоких ставок налога на недвижимость.
Повышенным налогом обложат только очень дорогие автомобили
Итак, в соответствие с законопроектом, транспортный налог с повышенными коэффициентами будет взиматься с автомобилей, чья стоимость превышает 5 млн рублей. Сбор на «легковушки» по цене 5-10 млн рублей будет вдвое больше, 10-15 млн рублей – втрое. С одной стороны, выплаты серьезные – тем, кто сейчас платит по 60-80 тыс в год, будут вынуждены отдавать 200 тыс рублей. С другой, не так много в стране таких дорогих автомобилей, которые попадают под новый законопроект – 20-25 тысяч штук, по оценке замминистра финансов Сергея Шаталова. По его мнению, региональные бюджеты (а именно туда поступает транспортный налог) получат дополнительно всего лишь сотни миллионов рублей.
В предыдущем варианте законопроекта, который так и не добрался до Думы, предлагалось облагать повышенным налогом автомобили, исходя из объема двигателя. Что было бы более обоснованно, поскольку транспортный налог является экологическим сбором, а высокая мощность предполагает больший вред природе. Но остановились на стоимости, да еще и очень высокой.
Но это Шаталова не смущает. Он заявил, что предложение носит не столько фискальный, сколько социальный характер. И этот тезис не вполне понятен: ведь налог на роскошь изначально задумывался, чтобы помочь региональным бюджетам, испытывающим сейчас серьезные трудности. При этом большая часть дорогих автомобилей бороздит столичный асфальт, пополняя московскую казну, далеко не самую проблемную.
И уже в этом ощущается привкус социальной несправедливости. Кроме того, если говорить о социальной составляющей, то изначально анонсировалось, что повышенными налогами обложат все предметы сверхпотребления – дорогие (а не только супердорогие) автомобили, яхты, самолеты, зарубежную недвижимость.
Вторую квартиру хотят приравнять к роскоши
Правда, и здесь верхняя планка носит демонстрационный характер. Например, средняя рыночная цена элитного подмосковного жилья на Рублевке составляет примерно 60 млн рублей. Кадастровая – ниже. То есть, фактически даже владельцы особняков в престижном замкадье будут платить по самой низкой ставке.
Но поступления в местные бюджеты явно увеличатся, поскольку расчеты будут проводиться не по оценке БТИ, как сейчас, а по кадастровой стоимости, которая высчитывается с учетом рыночной стоимости объекта.
Зато Минфин придумал другой источник пополнения федерального бюджета. Как рассказал Шаталов, финансовое ведомство предлагает расширить фискальную нагрузку на людей, которые продают недвижимость. В соответствии с основными направлениями налоговой политики на 2014-2016 гг, от НДФЛ освобождаются доходы, если помимо продаваемого человек владеет не более чем тремя объектами недвижимости. Сейчас Минфин впал в недоумение, почему если у человека несколько квартир или участков, то он не должен делиться с государством прибылью от реализации.
Возможно, в этом вопросе финансовое ведомство проявляет большую жесткость, поскольку НДФЛ, в отличие от транспортного налога и налога на недвижимость, является федеральным. То есть, средства поступают в федеральный бюджет, за исполнение которого Минфин и отвечает.
Минфин предлагает освобождать от уплаты налога только в случае, если жилье единственное, или речь идет о небольшом дачном домике. Остальные должны платить. На самом деле, если в собственности у человека – более одной квартиры, то бедным его не назовешь. Но богат ли он? Ведь многие спасали деньги в моменты высокой инфляции, вкладывая их в недвижимость. Соотносится ли это с социальной справедливостью – вопрос отдельный. Но понятно, что под новые условия, если они будут приняты, попадут представители так называемого среднего класса, а не любители роскоши.
Где выход? Вариант – специальный налог на роскошь, введение которого правительство почему-то упорно избегает. А такой налог действует в ряде стран – например, во Франции он приносит казне ежегодно больше 2 млрд евро. Элитное потребление облагается по прогрессивной ставке, что логично и действительно отвечает принципам социальной справедливости.
С точки зрения российских реалий, было бы логично заменить НДС на налог с продаж с прогрессивной ставкой, который и стал бы в полной мере налогом на роскошь. Грубо говоря, если товар стоит 30 рублей, то ставка может составлять десятые и сотые доли процента. Если 100 тыс рублей, то 10% и т.д. Но такой вариант никогда не устроит Минфин. Хотя бы потому, что богатые россияне очень не любят даже звучание «прогрессивный налог», да и налог с продаж является региональным, а НДС – федеральным. И судя по всему, с регионами финансовое ведомство особо делиться не хочет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции