законопроект об учете домашних животных
В Госдуму внесли законопроект о регистрации домашних животных
Законодательное собрание Челябинской области внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий обязательную регистрацию домашних кошек и собак. Документ содержится в электронной базе нижней палаты парламента.
Он предусматривает внесение изменений в закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от декабря 2018 года.
Помимо положения об обязательной регистрации животных, авторы также предлагают наделить федеральные органы исполнительной власти правом определять правила содержания питомцев.
Кроме того, они предлагают внести изменения в действующие правила по обращению с беспризорными животными. Сейчас их отлавливают, стерилизуют, вакцинируют и возвращают в места отлова (так называемая процедура ОСВВ). Депутаты заксобрания предлагают ограничить возврат в места отлова животных, которые не проявляют немотивированной агрессии, и не выпускать беспризорных животных рядом с территориями организаций дошкольного образования, общеобразовательных организаций, медучреждений и детских игровых площадок.
Ввести закон в действие в случае его принятия предлагается 1 января 2022 года.
В пояснительной записке авторы проекта поясняют, что предлагаемые нормы о регистрации домашних животных помогут сократить количество беспризорных животных. «Одним из основных источников пополнения популяции безнадзорных животных являются домашние животные, потерявшиеся или брошенные владельцами. В связи с этим в статью 13 федерального закона предлагается внести изменение, устанавливающее требование по обязательной регистрации и учету животных, что позволит возвращать потерявшихся животных их владельцам, а также будет являться сдерживающим фактором при оставлении животных их хозяевами», — утверждают они.
Также в записке уточняется, что отпущенные после стерилизации и вакцинации животные, даже не проявляющие агрессии, представляют потенциальную опасность. Поэтому авторы предлагают запретить выпускать их рядом со школами, больницами и детскими площадками.
Ранее в понедельник Мосгордума предложила внести изменения в тот же закон, запретив онихэктомию — ампутацию у кошек третьей фаланги пальца и когтя без ветеринарных показаний. Депутаты пояснили, что к ним поступает много просьб от граждан и организаций. Также они сослались на мнение ученых и ветеринаров, которые считают, что необоснованная онихэктомия недопустима.
Путин поручил ввести учет домашних животных
До декабря кабмин должен внести целый ряд поправок в законодательство. Во-первых, нужно определить особенности владения и распоряжения организациями и муниципальными образованиями безнадзорными животными, включая передачу новым собственникам и установление ответственности. Во-вторых, должен быть учет домашних питомцев, мониторинг состояния популяций животных без владельцев (включая вакцинированных и стерилизованных) и единые методики. Кроме того, нужно регламентировать содержание и разведение домашних и диких животных, в том числе это касается клубов и ассоциаций.
Поправки должны коснуться и порядка передачи питомцев в приюты при невозможности содержания, а также изъятия в приюты при ненадлежащем обращении. Будет внедрена система реагирования на обращения граждан о причинении животными вреда их жизни и здоровью или об угрозе его причинения.
Усовершенствуют и работу с животными без владельцев. Так, введут целевые показатели эффективности мероприятий, в том числе увеличение доли вакцинированных и стерилизованных. Появятся унифицированные нормы для приютов временного и постоянного содержания (в том числе необходимое количество животных, длительность нахождения, потребность в кормах и лекарствах).
Следующий блок поправок относится к формированию ответственного отношения к животным. Речь идет о стимулировании добровольной стерилизации, вакцинации, маркирования домашних питомцев, развитии благотворительной и волонтерской деятельности, разработке просветительских программ.
Правительству совместно с региональными властями поручено рассмотреть вопрос финансового обеспечения соответствующих расходов региональных бюджетов.
Генпрокуратуре президент поручил до сентября проверить соблюдение органами власти и организациями требований законодательства в области ответственного обращения с животными.
Законопроект об учете домашних животных
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2019 г. № 1504 “Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них” (не вступило в силу)
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 5, пунктом 1 части 1 статьи 7 и частью 13 статьи 16 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые методические указания по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них.
Председатель Правительства Российской Федерации | Д. Медведев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 ноября 2019 г. N 1504
Методические указания
по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них
2. В целях настоящего документа под приютами понимаются государственные или муниципальные учреждения, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию животных, во владении или пользовании которых находятся отдельно расположенные и предназначенные для содержания животных здания, строения и сооружения. Под животными понимаются животные, которые не имеют владельцев или владельцы которых неизвестны, животные, от права собственности на которых владельцы отказались.
3. Правила должны содержать следующие положения:
б) требования к размещению приюта и обустройству помещений, используемых для приема животных, их временного и постоянного содержания, требования к температурно-влажностному режиму, освещенности и вентиляции помещений приюта, а также к их водоснабжению и водоотведению;
в) требования к обустройству ветеринарного пункта и карантинного помещения и помещения, предназначенного для лечения животных в условиях стационара;
г) порядок поступления животных в приют;
д) проведение осмотра животных, их карантинирование и оказание им ветеринарной помощи в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации;
ж) стерилизация животных без владельцев и их вакцинация против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, и осуществление иных профилактических ветеринарных мероприятий;
з) умерщвление животных в случаях, установленных частью 11 статьи 16 Федерального закона;
и) осуществление мероприятий по кормлению, поению, выгулу животных и уходу за ними, а также мероприятий по уборке, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений приюта;
к) осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
л) ведение документального учета поступления в приюты и выбытия из приютов животных и хранение соответствующих учетных сведений на бумажных носителях и (или) в форме электронных документов;
м) содержание животных без владельцев до наступления их естественной смерти, возврат животных без владельцев на прежние места обитания, передача животных без владельцев новым владельцам;
н) возвращение владельцам животных, имеющих на ошейниках или иных предметах сведения о владельцах, и обеспечение владельцам потерявшихся животных или лицам, уполномоченным владельцами таких животных, возможности поиска животных путем осмотра содержащихся в приютах животных без владельцев;
о) размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частями 9 и 10 статьи 16 Федерального закона сведений о находящихся в приютах животных без владельцев;
п) порядок посещения приютов добровольцами (волонтерами) и владельцами животных в целях поиска потерявшихся животных;
р) предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок.
4. Положения, указанные в пункте 3 настоящего документа, устанавливаются с учетом видов, пород, пола и возраста животных, их агрессивности в отношении других животных, а также необходимости обеспечения безопасности сотрудников приютов, волонтеров и иных лиц, имеющих право в соответствии с Федеральным законом посещать приюты.
Требования, указанные в подпунктах «б» и «г» пункта 3 настоящего документа, определяются с учетом инфраструктурной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а также региональных географических и климатических особенностей.
5. В целях создания надлежащих условий для содержания в приютах животных с учетом видов, пород, пола и возраста животных, их агрессивности в отношении других животных, а также необходимости обеспечения безопасности сотрудников приютов, волонтеров и иных лиц, имеющих право в соответствии с Федеральным законом посещать приюты, в правилах устанавливаются:
а) предельное количество содержащихся в приютах животных (в том числе в тех случаях, когда приюты специализируются на содержании в них животных разных видов);
б) размеры вольеров, клеток, будок и иных сооружений (исходя из видов, количества и размеров содержащихся в них животных) и требования к их обустройству;
в) требования к размерам и обустройству входов в предназначенные для содержания животных помещения приюта и проходов между вольерами, клетками, будками и иными сооружениями.
6. В правила могут включаться положения о временном содержании (размещении) домашних животных, указанных в пункте 4 статьи 3 Федерального закона, по соглашению с их владельцами, а также о деятельности по оказанию платных ветеринарных и иных услуг, связанных с содержанием домашних животных.
Обзор документа
В связи с принятием Закона об ответственном обращении с животными Правительство РФ определило, как организуется деятельность приютов для животных. На основе установленных требований органы госвласти регионов утверждают соответствующие правила и определяют нормы содержания животных.
В Госдуму внесли законопроект о регистрации домашних животных
Заксобрание Челябинской области внесло в Госдуму законопроект об обязательной регистрации и учете домашних животных. Соответствующий документ в понедельник, 29 марта, опубликован на сайте нижней палаты парламента.
Как отмечается в пояснительной записке, инициатива направлена на обеспечение «надлежащего, бережного и гуманного отношения человека к представителям окружающего животного мира и, в первую очередь к домашним животным».
Законопроект предполагает внесение изменений в закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как отмечают авторы инициативы, чаще всего безнадзорными животными становятся потерявшиеся или брошенные хозяевами домашние питомцы. Поэтому предлагается обязать хозяев регистрировать своих животных. Устанавливать порядок такой регистрации домашних животных будут органы государственной власти субъектов России.
Документ также предлагает внести изменения в правила обращения с животными без владельцев. Сейчас такие животные, не проявляющие немотивированной агрессивности после лечения, стерилизации и вакцинации, подлежат возврату на прежние места их обитания.
«Однако, учитывая потенциальную опасность безнадзорных животных, в целях минимизации их контакта с детьми, пенсионерами, пациентами медицинских организаций предлагается установить исключение в указанной норме, запретив возврат животных на территории социально значимых объектов», — отмечается в тексте. Так, речь идет о территориях образовательных учреждений, медицинских организаций или игровых детских площадок.
В марте 2020 года на тот момент мэр Якутска Сардана Авксентьева предложила ввести налог для владельцев собак. По ее мнению, сборы смогли бы помочь выполнению федерального закона о животных и способствовать строительству новых приютов для бездомных зверей.
Комментируя инициативу Авксентьевой, глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов назвал ее бредом и провокацией. Тогда он также объяснил это тем, что люди начнут выбрасывать своих домашних животных на улицу, если им придется платить за них налоги.
Законопроект об учете домашних животных
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1089 «О федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными»
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г. № 1560 «Об утверждении Правил организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 49, ст. 7138).
3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Включенные в план проведения плановых проверок на 2021 год проверки в рамках государственного надзора в области обращения с животными, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках федерального государственного контроля (надзора) в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 г. № 1089
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными
I. Общие положения
2. Предметом государственного контроля (надзора) являются:
3. Государственный контроль (надзор) осуществляется следующими контрольными (надзорными) органами:
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях);
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях.
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются:
а) руководители Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
б) заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора);
в) руководители структурных подразделений Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора);
г) руководители или заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора);
д) другие должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и их территориальных органов, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного контроля (надзора).
5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
а) руководитель или заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и руководитель или заместители руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
б) руководитель или заместители руководителя территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и руководитель или заместители руководителя территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
6. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль (надзор), при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также частями 5 и 6 статьи 19 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
7. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Объекты государственного контроля (надзора)
а) деятельность по содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях;
б) здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются при содержании и использовании животных в культурно-зрелищных целях.
9. Учет объектов контроля Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляется:
а) при лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;
б) путем получения информации о содержании животных гражданами и организациями по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) путем получения информации об объектах контроля из федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии;
г) путем получения информации о содержании и использовании животных в культурно-зрелищных целях гражданами и организациями по итогам проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, межведомственного взаимодействия, а также с учетом информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах.
10. Объектами контроля Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в рамках государственного контроля (надзора) являются:
а) деятельность контролируемых лиц и организаций по содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации;
б) здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются при содержании и использовании диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением содержания и использования животных в культурно-зрелищных целях).
11. Учет объектов контроля Федеральной службой по надзору в сфере природопользования осуществляется:
а) при ведении государственного учета зоологических коллекций и отдельных экспонатов;
б) при выдаче разрешений на:
использование объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации;
содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;
содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
акклиматизацию новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира;
в) путем получения от органов государственной власти субъектов Российской Федерации информации о выданных разрешениях на:
использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
содержание и разведение объектов животного мира, в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
г) путем получения информации о содержании животных гражданами и организациями по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
д) при получении информации о ввозе на территорию Российской Федерации животных, полученной от административных органов Конвенции иностранных государств.
12. Контрольными (надзорными) органами осуществляется фиксация сведений об объектах контроля путем их внесения в учетные документы.
Учетный документ может быть создан как на бумажном, так и на электронном носителе и представляет собой перечень сведений об объекте контроля.
13. Формирование и ведение учетных документов осуществляется по каждому объекту контроля отдельно.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)
14. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.
чрезвычайно высокий риск;
Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска
16. В рамках осуществления государственного контроля (надзора) объекты контроля относятся к следующим категориям риска:
а) к категории высокого риска:
деятельность граждан и организаций по содержанию видов животных, указанных в приложении I к Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 3 марта 1973 г.), занесенных в Красную книгу Российской Федерации с категориями статуса редкости 0, 1, 2, 3;
деятельность в области обращения с животными по содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, осуществляемая в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;
деятельность цирков, дельфинариев, зоопарков, зоосадов, зоотеатров, океанариумов;
занесенных в Красную книгу Российской Федерации с категориями статуса редкости 4, 5;
указанных в приложениях II, III к Конвенции;
17. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 16 настоящего Положения к категориям высокого, среднего, низкого риска, при наличии следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска, подлежат отнесению к следующим соответствующим категориям:
а) категория чрезвычайно высокого риска:
обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица организации, гражданина, осуществляющих деятельность по обращению с животными, виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации;
постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, организации, ее должностным лицам, гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.35, частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, иными уполномоченными органами исполнительной власти или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами таких органов (в отношении деятельности, предусмотренной абзацами вторым и третьим подпункта «а» пункта 16 настоящего Положения);
Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий
18. Периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска:
а) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в год;
б) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 2 года;
в) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 3 года;
г) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 4 года;
д) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 5 лет.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
19. При осуществлении государственного контроля (надзора) могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
обобщение правоприменительной практики;
Обобщение правоприменительной практики
20. Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, и подлежит публичному обсуждению
21. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказами (распоряжениями) руководителей контрольных (надзорных) органов и размещается на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
Объявление предостережения
23. Контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении предостережения в срок не позднее 30 дней со дня его получения в тот контрольный (надзорный) орган или его территориальное подразделение, которым объявлено предостережение.
24. Возражение в отношении предостережения рассматривается должностными лицами контрольных (надзорных) органов в течение 30 дней со дня его получения. После чего контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
Консультирование
25. Консультирование осуществляется должностными лицами контрольных (надзорных) органов по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме.
26. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
27. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора);
разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного контроля (надзора);
порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц.
28. Письменное консультирование осуществляется по вопросам, предусмотренным пунктом 27 настоящего Положения, в случае поступления обращения в письменной форме.
29. В случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольных (надзорных) органов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом указанных органов.
30. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев направления контролируемым лицом запроса о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Профилактический визит
31. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
а) объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска;
б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в области обращения с животными.
32. Контрольные (надзорные) органы предлагают проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в области обращения с животными, не позднее чем в течение 1 года с момента ее начала.
33. Профилактический визит проводится должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о его полномочиях, а также об особенностях организации и осуществления государственного надзора, проводимого в отношении объекта контроля.
34. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к используемым им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемого лица, исходя из отнесения его к категории риска.
35. В ходе профилактического визита должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном пунктом 25 настоящего Положения, а также статьей 50 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
36. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется органом государственного надзора не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения в письменной форме на бумажном носителе почтовым отправлением либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и установленном частью 4 статьи 21 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
37. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного контроля (надзора), направившего уведомление о проведении обязательного профилактического визита в письменной форме на бумажном носителе почтовым отправлением либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.
38. Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. По ходатайству должностного лица, проводящего профилактический визит, руководители (заместители руководителей) контрольных (надзорных) органов или их территориальных органов могут продлить срок проведения профилактического визита не более чем на 3 рабочих дня.
39. При профилактическом визите (обязательном профилактическом визите) контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
IV. Осуществление государственного контроля (надзора)
40. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается инспекторами и специалистами самостоятельно.
В обязательном порядке инспектором и специалистом для доказательства нарушений обязательных требований используется фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случаях:
проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, которым создавались (создаются) препятствия в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, совершении контрольных (надзорных) действий;
если в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности;
проведения досмотра в ходе контрольного (надзорного) мероприятия в отсутствие контролируемого лица;
проведения выездной проверки.
При досмотре, осуществляемом в присутствии контролируемого лица или его представителя, может применяться видеозапись.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки производится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
42. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия:
в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части;
при наличии обстоятельств, требующих безотлагательного присутствия индивидуального предпринимателя, гражданина в ином месте во время проведения контрольного (надзорного) мероприятия (при представлении подтверждающих документов).
Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольными (надзорными) органами на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.
Контрольные (надзорные) мероприятия
43. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
44. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
Инспекционный визит
45. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Рейдовый осмотр
46. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
отбор проб (образцов);
Документарная проверка
47. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
Выездная проверка
48. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
отбор проб (образцов);
49. Срок проведения выездной проверки составляет не более 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Выездное обследование
50. В ходе выездного обследования могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
Порядок отбора проб (образцов)
51. Отбор проб (образцов) при осуществлении рейдового осмотра, выездной проверки проводится должностными лицами контрольных (надзорных) органов в присутствии представителей контролируемых лиц.
Отбор проб (образцов) при осуществлении выездного обследования проводится должностными лицами контрольных (надзорных) органов в необходимых количествах без взаимодействия с контролируемым лицом.
По результатам отбора проб (образцов) должностным лицом контрольного (надзорного) органа составляется протокол отбора проб (образцов).
Отбор проб (образцов) осуществляется непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), или специалистом.
Отбор проб (образцов) включает в себя последовательность следующих действий:
определение (выбор) проб (образцов), подлежащих отбору, и точек отбора;
определение метода отбора пробы (образца), подготовку или обработку проб (образцов) вещества, материала или продукции в целях получения требуемой пробы (образца);
отбор пробы (образца) и ее упаковку.
Способ упаковки отобранной пробы (образца) должен обеспечивать ее (его) сохранность и пригодность для дальнейшего соответствующего исследования, испытания, экспертизы.
Непосредственно после отбора проб (образцов) на месте должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указывают:
номер и дату составления протокола отбора проб (образцов);
порядковый номер каждой пробы (образца), если их отобрано более 2;
наименование продукции, предмета, проба (образец) которых отобрана;
сорт или категорию продукции (при их наличии);
дату изготовления продукции;
наименование и место нахождения (юридический адрес) изготовителя (предприятия, название судна) или отправителя и страны;
обозначение документа, в соответствии с которым изготовлена продукция (при наличии), договора (контракта);
дату и место отбора пробы;
номер партии (при его наличии);
объем или массу партии;
номер ассортиментного знака и (или) изготовителя продукции (при их наличии);
номер единицы тары, из которой отобрана проба;
массу, объем или число проб;
срок и условия хранения пробы до испытаний;
цель направления пробы;
название и адрес юридического лица (поставщика, приемщика или органа контроля), по поручению которого проводится отбор проб или выборок;
фамилии и должности лиц, отобравших пробу.
Отобранные пробы (образцы) прилагаются к протоколу отбора проб (образцов).
Протокол отбора проб (образцов) прилагается к акту контрольного (надзорного) мероприятия, копия протокола вручается контролируемому лицу или его представителю.
Отбор проб (образцов) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отсутствие контролируемого лица или его представителя проводится с обязательным использованием видеозаписи. Отбор проб (образцов) производится с использованием ручного инструмента, без изъятия или ухудшения качественных характеристик предметов, подвергнутых отбору проб (образцов).
Пробы (образцы) отбираются в количестве, предусмотренном утвержденными документами по стандартизации, иными документами, регламентирующими правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений.
Отбор проб (образцов) не проводится в отношении оборудования, устройств, предметов, материалов, не связанных с содержанием животных и их использованием.
V. Особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию
52. Оценка соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и принимаемыми в его исполнение нормативными правовыми актами.
VI. Специальные режимы государственного контроля (надзора)
Мониторинг
53. Мониторинг осуществляется в случае изъявления желания контролируемого лица.
54. Требованием, которому должно соответствовать контролируемое лицо для осуществления мониторинга, является наличие возможности для подключения систем (методов) дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения.
55. Мониторинг осуществляется посредством:
а) сбора информации о состоянии контролируемого лица с использованием систем (методов) дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения;
б) анализа полученной информации и выявления рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или нарушения обязательных требований;
в) подготовки предложений по устранению выявленных рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или нарушения обязательных требований.
56. Подключение контролируемого лица (объекта) к автоматизированным системам сбора и обработки данных, работающим в автоматическом режиме, специальным техническим средствам, имеющим функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, иным средствам сбора или фиксации информации, обеспечивается уполномоченными должностными лицами контрольного (надзорного) органа путем установки необходимого технического оснащения и программного обеспечения.
57. Обмен документами и иной информацией осуществляется с использованием автоматизированных систем сбора и обработки данных.
58. Характеристики автоматизированных информационных систем сбора и обработки данных, средств сбора или фиксации информации, а также программное обеспечение должны обеспечивать осуществление мониторинга.
59. Количество необходимого оборудования, программного обеспечения, а также места их установки определяются уполномоченными должностными лицами контрольного (надзорного) органа по согласованию с контролируемым лицом.
60. Уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа принимает решение о прекращении осуществления мониторинга в одном из случаев, предусмотренных частью 10 статьи 96 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также в случае прекращения осуществления деятельности в области обращения с животными контролируемым лицом.
VII. Обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц
61. Контролируемые лица имеют право направить жалобу в форме электронного документа. При этом в жалобе указывается либо наименование соответствующего контрольного (надзорного) органа, либо фамилия, имя, отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, а также наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или индивидуального предпринимателя, подающего жалобу, адрес электронной почты, место нахождения или почтовый адрес, ставится подпись и дата. В подтверждение своих доводов заявитель вправе приложить к жалобе документы и материалы либо их копии.
62. Жалоба на решение территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, действия (бездействие) его должностных лиц при осуществлении надзора рассматривается руководителем (заместителем руководителя) указанного территориального органа либо Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
63. Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования рассматривается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
64. В случае обжалования решений Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, принятых ее центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования жалоба рассматривается руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
65. Жалоба на решение территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, действия (бездействие) их должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) указанного территориального органа либо Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
66. Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору рассматривается Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
67. Жалоба на решение Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на действия (бездействие) должностных лиц центрального аппарата Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору рассматривается руководителем Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
68. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы контрольным (надзорным) органом в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
Обзор документа
Утверждено новое положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными. Уполномоченными органами по-прежнему выступают Росприроднадзор и Россельхознадзор, а также их территориальные органы.
Госконтроль осуществляется посредством инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной и выездной проверок. Определены объекты надзора. При его осуществлении применяется система оценки и управления рисками. Установлены критерии отнесения объектов контроля к одной из категорий риска (чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный, низкий). Определены виды профилактических мероприятий. Это обобщение правоприменительной практики, информирование, консультирование и др. Закреплен порядок их проведения.
Урегулированы вопросы применения фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушения обязательных требований. Установлен порядок обжалования решений контрольных органов.
Прежнее положение признано утратившим силу.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.