законы в римском праве это правовые нормы являющиеся

Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт

Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума.

«Законы – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.

Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания – plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – сенатусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права – jus vetus.

Источник

Закон в римском праве

Законы (leges).
Римское понимание закона стало основой правопонимания всей континентальной правовой семьи. Lex (закон), по мнению римлян, представлял собой прямое и непосредственное выражение коллективной воли всего римского народа (populus Romanus quiritium)[1]. Установление закона гражданами (cives) для самих себя делает закон основой частного права (ius civile). Гражданским это право называется потому, что законы – основной его источник – принимаются гражданами для граждан. Подтверждением служит определение закона, приводимое Гаем:

«Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил» (Gai 1.3)[2]

Длительная эволюция римских правовых институтов в течение времени затрагивала и законодательство, в частности, изменялись сами органы законодательной власти. На смену комициям приходит в нормотворчестве римский Сенат, а затем и император. Меняется дефиниция закона:

«Закон есть то, что римский народ постановил по предложению сенатского должностного лица»(I. 1.2.4)

Но даже спустя века существенные признаки закона в целом удерживаются на прежнем месте. Римский закон, дабы считаться таковым, должен быть, во-первых, исходить от компетентного органа законодательной власти, а во-вторых, быть издан в точно определённом порядке.
Впервые законы упоминаются в римской истории в царский период. Несмотря на то, что царь являлся главой государства, наделённым империем, обсуждение и принятие законов не было исключительно царской прерогативой. Так, Помпоний пишет:

«…сам (Ромул) внёс (на обсуждение) народу некоторые куриатные законы; вносили их и последующие цари: все эти законы были собраны в книге Секста Папирия, который жил во времена, когда правил Тарквиний Гордый Эта книга называется Папириевым цивильным правом, но не потому, что Папирий внёс в неё что-либо от себя, но потому, что он законы, изданные (ранее) без порядка, собрал в одно целое» (D.1.2.2.2).

Аналогичным образом говорит об этом и Дионисий Галикарнасский:

«Простонародью Ромул даровал три таких права: выбирать должностных лиц, утверждать законы и выносить решение о войне, когда прикажет царь. И даже в этих делах власть народа не была безусловной, если его решение не покажется верным сенату. А голосование народ проводил не весь целиком, но собираясь по куриям, и то, что казалось нужным большинству курий, народ вносил в сенат». (Римские древности. 2.14.3)

Уже на заре истории римский народ коллегиально решал важнейшие государственные вопросы, в том числе и обсуждая и принимая законы. Lex в первый период римской истории представлял собой решение куриатных комиций, а участвовать в обсуждении законов дозволялось, следовательно, одним лишь патрициям; плебс такой возможности был лишён, что в дальнейшем (и приведёт к появлению отдельных сходок плебеев и утверждению ими собственных постановлений (с принятием lex Hortensia в 287 до н.э. de iure приравненных к законам). Сам царь в некоторой степени связывался принятым народом законом и вынужден был соблюдать его, что логично следует из патрицианского строя римского государства. Именно патриции, коренные жители Города, являлись политической элитой, организованной в крупные самодостаточные роды, обладающие серьёзным политическим влиянием.
Проходит время, и царский период сменяется республиканским, что влечёт за собой перемены в правовом строе государства. Нелегитимность власти Тарквиния Гордого и последующее его изгнание приводит к отмене всех царских законов. Помпоний пишет:

«По изгнании царей все эти законы в силу закона трибунов потеряли силу, и римский народ снова начал более пользоваться неопределённым правом и некоторым обычаем, чем изданным законом, и такое положение продолжалось около 20 лет».(D.1.2.2.3)

Mores maiorum, широко известные римлянам, охраняют государство от беззакония. Но неписаный характер их предписаний и необходимость понтификального истолкования постепенно приедается римлянам: накаляется борьба между патрициями, в лице понтификов формирующими право Рима, и плебеями, лишёнными возможности влиять на содержание правовых норм. Борьба подогревалась народными трибунами, и римский народ в 451 г. до н.э. постановил взамен консулов избрать десять мужей (буквально на латинском – decem viri; в литературе известны под именем коллегии децемвиров). Коллегия приступила к созданию законов и первоначально составила десять таблиц, принятых в голосовании по центуриям. Затем, в связи с мнением народа о неполноте законов, к десяти таблицам в 450 г. до н.э. были добавлены ещё две. В итоге все двенадцать таблиц составили Законы XII таблиц (leges duodecim tabularum). Текст закона был выставлен на досках[3] перед рострами, дабы любой желающий мог с ним ознакомиться. Тем самым монополия патрициев на право была существенно поколеблена, поскольку любой желающий мог ознакомиться с текстом законов. Впрочем, и здесь плебсу не удалось полностью отстоять свою независимость: на основе Законов были составлены legis actiones (иски из закона), знание которых доступно было лишь понтификам (вплоть до их публикации Гнеем Флавием). Значение Законов было столь велико, что образованные римские граждане заучивали их наизусть, дабы не отговариваться незнанием закона[4].
В республиканский период, как видно из вышесказанного, законы принимались в центуриатных комициях, а не в комициях по куриям. Следовательно, стало учитываться (пусть и за вычетом недостатков цензовой системы формирования воинских собраний) мнение всего народа, обоих его сословий. О значении этого периода пишет Л.Л. Кофанов:

«Переход от монархии к республике ознаменовал собой победу идеи народовластия не только в политическом устройстве, но и в характере развития права. В период ранней Республики утверждается главный принцип законности и правомерности – «по праву квиритов» (ex iure Quiritium)»[5].

В результате принятия Законов XII таблиц формируется понимание закона как решения всего римского народа. Плебс и патриции, объединённые в борьбе с властью децемвиров, впервые в римской истории в борьбе за свою политическую свободу предстают как единое целое, как один народ – римский народ Квиритов. Объединение римского народа в единую нацию на базе рабовладельческого сословия делает и римское право строго национальным, гражданским.
Следующим известным актом в истории римского права справедливо считают закон Лициния-Секстия (lex Liciniae-Sextiae) 367 г. до н.э., по сути подтвердивший изменение политического равновесия в римском обществе и подчеркнувший слияние патрициев и плебеев в единый народ. Этот закон обязывает избирать одного консула из числа плебеев. Патриции, цепляясь за власть, вводят и магистратуру городского претора, избираемого из патрициев и ведавшего судебными делами в Городе.
Республиканская процедура принятия закона в центуриатных комициях сохраняется более полутысячелетия: в последний раз её использует император Нерва в I в.
Процедура принятия закона имеет три ярко выраженные стадии.
Первая стадия заключалась в испрошении у народа проекта закона (rogatio legis) высшим должностным лицом, облеченным империем (из ординарных маггистратов – консулами или претором, из экстраординарных – диктатором). Магистрат обращался к народу со словами: «velitis jubeatis Quirites ut…» – «Квириты, постановите и одобрите, чтобы…», а затем зачитывает текст закона.
Инициатор принятия закона готовил его текст и предварительно, до народного собрания, опубликовывал его: текст законопроекта выставлялся на всеобщее обозрение на форуме (сама процедура получила название promulgatio). Промульгирование дозволялось не позднее trinum nundinum (трёх недель [6]) до народного собрания, на рассмотрение которому планировалось вынести законопроект. Римский народ знакомился с текстом закона как он был выставлен.
Вторая стадия состояла в голосовании по законопроекту. Римские граждане могли голосовать в любой из комиций, и решение каждой из них юридически считалось законом. Голосование происходило не индивидуально, а коллективно, т.е. учитывался не голос каждого отдельного участника, а структурной единицы комиции в целом (так, при голосовании по куриям каждая из курий обладала одним голосом, при голосовании по центуриям – каждая из центурий имела один голос, при голосовании по трибам – каждая триба). Положим, при принятии закона в собрании по центуриям члены каждой центурии голосовали внутри центурии, а затем по совокупности голосов определялось мнение всей центурии. Выражать своё мнение каждый из граждан мог лишь строго формально и лаконично: при согласии с законом – в форме «uti rogas» («как ты просишь»), при несогласии – в форме «antiquo legem» («стою на старом законе»). Рогация магистрата принималась или отвергалась, как сказано ранее, целиком, без изменений.
Если закон был принят собранием, наступала третья стадия принятия закона, для чего он передавался в Сенат. Но перед этим закон должен был отлежаться не менее месяца (vocatio legis), и лишь по истечении срока подавался на рассмотрение Сенату.
Третья стадия заключалась в рассмотрении принятого закона Сенатом. Отцы-сенаторы обсуждали закон и либо соглашались признать его, либо полностью отвергали. Согласие Сената придавало закону полную силу, несогласие – лишало даже принятый в собрании закон силы (что на практике практически не происходило, так как Сенат, в силу desuetudo, лишился этого права). Это правило, возникшее в древнейший период римской истории, описывает Тит Ливий:

«[Отцы-сенаторы] постановили, что, когда народ назначит царя, решение будет считаться принятым лишь после того, как его утвердят отцы. И до сего дня, если решается вопрос о законах или должностных лицах, сенаторы пользуются тем же правом, хотя уже лишенным действенности: прежде чем народ приступает к голосованию, при еще неясном его исходе, отцы заранее дают свое утверждение»[7].

Ему вторит и Дионисий:

«А голосование народ проводил не весь целиком, но собираясь по куриям, и то, что казалось нужным большинству курий, народ вносил в сенат. Но в наше время обычай изменился, так как сенат не утверждает то, что постановил народ, но сам народ имеет власть над решениями сената». (Римские древности. 2.14.3)

Испрошенный, принятый народом и одобренный Сенатом закон приобретал силу и de facto становился известен всему населению Рима; начало действия закона – день принятия его в комиции. Принятый закон выставлялся на досках на форуме, а копия его сдавалась в архив.
Каждый из прошедших эту процедуру законов имел определённую, всегда одинаковую, структуру[8].
Первая часть закона называлась praescriptio (от лат. prae – «перед, до» + scribo – «пишу») – вводная часть, содержащая указание на магистрат, а также обстоятельства, в которых закон принимается. Например, единственный полностью дошедший до наших дней закон – lex Quinctia de aqaeductibus (закон Квинкция об акведуках 9 г. до н.э., принятый в собрании по трибам) начинается словами:

Вторая часть закона именовалась rogatio («просьба, законопроект») и содержала текст закона. Приведённый выше закон Квинкция содержал рогацию следующего характера:

Quicumque post hanc legem rogatam rivos specus fornices fistulas tubulos castella lacus aquarum publicarum, quae ad urbem ducuntur sciens dolo malo foraverit ruperit foranda rumpendave curaverit peiorave fecerit, quo minus eae aquae earumve quae queat in urbem Romam ire cadere fluere pervenire duci quove minus in urbe Roma et qua aedificia urbi continentia sunt erunt, in is hortis praediis locis, quorum hortorum praediorum locorum dominis possessoribus U. F. aqua data vel adtributa est vel erit, saliat distribuatur dividatur in castella lacus (in) mittatur
« кто бы то ни был после вступления настоящего закона в силу каналы, подземный водопроводы, своды, трубы большие и малые, резервуары, чаны общественного водоснабжения, которые проведены в город, сознательно со злым умыслом продырявит, повредит или содействует их продырявливанию или поверждению, в результате чего вода так или иначе перестанет в город Рим, или в результате чего вода собственникам или владельцам садов, домов или зданий в городе Риме, а равно в их цистерны, резервуары …»[10]

Третья часть закона называлась sanctio (вероятно, от слова sanctus – «святой, освящённый»[11]). Санкция устанавливала меру ответственности за нарушение предписаний закона. И если древние законы (в царский период) отличались суровостью наказаний, то в праве республики санкции начинают смягчаться и становиться более разнообразными. Так, в качестве наказания могла предусматриваться не только смертная казнь, но и изгнание, обращение в рабство на рудниках или галерах, денежный штраф, обязание совершить определённые действия (обыкновенно в пользу потерпевего) и т.п. Приводимый в качестве примера закон содержит такую санкцию за нарушение названной выше нормы:

is populo Romano [HS.] centum milia dare damnas esto ; et qui d(olo) m(alo) quid eorum ita fecerit, id omne sarcire reficere restituere aedificare ponere excidere demolire damnas esto sine dolo malo.
« такой да уплатит сто тысяч сестерциев римскому народу; кроме того, кто совершит со злым умыслом, да будет присуждён также надлежащим образом»[12].

Однако не каждый закон, принятый в Древнем Риме, снабжался санкцией. Отсюда, в зависимости от наличия санкции, а также от её характера, все законы принято разделять на несколько видов[13].
Первый вид законов – это законы, вовсе лишённые санкции, т.е. не содержащие указания на меру ответственности за их нарушение. Такой закон назывался lex imperfectae («несовершенный закон»). По словам Г.Ф. Дормидонтова, несовершенный закон – это такой закон,

«…который запрещает известное действие, но не объявляет ничтожным то действие, которое совершено вопреки запрещению. Так в древнем Риме закон Цинция о дарениях запрещал подарки свыше известной суммы, но не объявлял недействительными сделки, совершенные вопреки этому закону. Законодатель полагал как бы, что одного его веления достаточно, чтобы остановить неправильное, вредное по его мнению, направление принятое дарственными сделками. Нередко в форме leges imperfectae в законы вносятся обыкновенные правила нравственности, например: супруги обязаны взаимно любить друг друга. При таком предписании и не мыслима какая-либо санкция»[14].

Названный вид законов имел целью указать на недопустимость определённого поведения с точки зрения иной, нежели право, нормативной системы. Вероятно, почтение к обычаям предков (mores) и сложившимся на их основе системы норм морали было чрезвычайно сильным и отсылка к их авторитету могла удержать римлянина, особенно знатного, от недостойного поведения[15].
Ко второму виду относились законы, называемые leges minus quam perfectae («законы менее чем совершенные»). Их санкция не уничтожала юридические действия, совершённые вопреки закону, но устанавливала штраф за их совершение. Объяснение их сущности даёт Н.М. Коркунов:

«…иногда обстоятельства могут сложиться таким образом, что признание правонарушительного действия ничтожным повлекло бы невыгодные последствия для третьих, ни в чём не повинных, лиц»[16].

Например, законы XII таблиц ограничивали предельный размер процентов по долгу 1/12 частью суммы долга. Ростовщика, истребовавшего больший процент, ждал штраф в четырёхкратном размере от размера процентов, полученных сверх закона. Само соглашение между ним и должником, тем не менее, оставалось в силе. И действительно, уничтожение соглашения вследствие виновных действий ростовщика поставило бы должника в невыгодное положение: ему немедленно пришлось бы вернуть всю сумму долга вместе с законными процентами, что могло поколебать его благосостояние, если займ оказывался крупным. Поэтому, в интересах должника, здесь применяется санкция менее чем совершенного вида.
Третий вид законов – это leges perfectae («совершенные законы»). Санкция такого закона запрещала определённые действия, а если они, вопреки закону, всё же совершались, то таковые действия признавались юридически ничтожными и не влекли никаких правовых последствий. Такой закон, однако, просто уничтожал неправомерное действие, но не налагал на лицо, совершившее это действие, никакой ответственности.
Так, согласно Гаю,

«…отказ, сделанный прежде назначения наследника, был недействителен, конечно, потому, что завещания получают силу от назначения наследников, и посему назначение наследника считается как бы существеннейшим условием и основанием целого завещания» (Gai. 2.229).

Если некто откажет имущество до слов о назначении наследника, то этот отказ будет признан как будто вовсе не существующим, а правоотношение из такого действия не возникнет; налицо явная ничтожность ipso iure действия, противного праву. Однако же совершение такого действия не влечёт наказания. Подобные нормы характерны и для современного гражданского права в части объявления ничтожности сделок[17].
Наконец, средневековые юристы, анализируя дошедший до них нормативный материал, выделили и четвёртый вид законов[18] – leges plus quam perfectae («законы более чем совершенные»). Особенность санкции таких законов заключалась в том, что юридическое действие, совершённое вопреки предписанию закона, признавалось ничтожным и сверх того на нарушителя налагалось наказание. Примером является lex Furia testamentaria (закон Фурия о завещаниях; около 190 г. до н.э.). Этот закон запрещал завещательные отказы на сумму свыше 1000 ассов. Подобный отказ признавался юридически ничтожным, а нарушитель – отказополучатель – подвергался штрафу в четырёхкратном размере от суммы полученного.

Источник

Закон в римском праве

Вы будете перенаправлены на Автор24

Римская цивилизация, породившая одно из самых могущественных и знаменитых государств античности, оставила потомкам не только руины древних городов, но и большой след в культуре современного общества.

Римская империя не исчезла бесследно, её наследие восприняли варварские королевства, возникшие на бывших провинциях западной части империи.

Одним из важных памятников римской культуры, повлиявшей на развитие в особенности Западной Европы, стало римское право, заложившее основы феодального, а впоследствии и буржуазного права.

Источниками римского права являются: обычаи (обычное право) законы, императорские указы и т. д

Рассмотрим развитие римского законотворчества

Развитие римского законотворчества

Законом, согласно римскому праву называлось свершение воли римского народа, исполненное через определенные сложившиеся правовые нормы и традиции римского государства.

Римское государство менялось, превращаясь из республики в империю, что также отражалось на римском праве.

Отметим особенности римского права в царский, республиканский и в имперский период истории.

В период правления царей законы принимались куриатными комициями, состоящими из сословия патрициев. Плебеи же участия в принятии законов участия не принимали.

Готовые работы на аналогичную тему

Законы стали приниматься по центуриатным куриям. Слияние сословий патрициев и плебеев и постепенное получение последними всё большей законодательной роли проявилось в принятии закона Лициния- Секстия 367 года до н. э.

Согласно этому постановлению при избрании двух консулов, один из них должен был быть из плебеев.

Процедура принятия законов состояла из трех стадий

Наиболее значимыми законами, кроме Законов XII, принятыми в республиканский период римской истории считают следующие постановления:

В период империи, начавшейся с правления Октавиана Августа, роль народного собрания утрачивается и усиливается роль сената как законотворческого собрания. Сенат может создавать правовые нормы (сенатусконсульт).

Но при этом реальная законотворческая инициатива была в руках принцепса (императора). Указания принцепса в сенате, а впоследствии и единолично принятые решения становятся источником права. И вскоре сенатусконсульт как самостоятельно принятые сенатом правовые нормы уходят в прошлое.

Распоряжения императора, носили общее название «конституции» и подразделялись на четыре вида:

До конца III века нашей эры из форм императорского пратворчества наиболее часто встречаются рескрипты как частно-правовые акты. Подобные нормы, также как и толкования римских юристов решали отдельные вопросы частного права.

С IV века нашей эры с правления императора Константина, преобладающую роль в частном праве стали играть эдикты принцепса.

Эдикты принцепса стали в это время рассматриваться как нормы общего действия, с помощью которых рассматриваются и принимаются решения в суде.

Таким образом, римский закон был выражен как воля всего римского народа, подтверждённая и оформленная специальным образом, что делало закон легитимным и обязательным к исполнению. Первоначально законы принимались через народные собрания.

История создания Законов XII таблиц

XII таблиц являются одним из наиболее ранних правовых источников римлян, которые дошли до нашего времени. Согласно датировкам данный документ был создан около 451 – 450 года до нашей эры.

Такое имя они получили из-за 12 досок, на которых и были написаны законы.

Согласно дошедшим до нас известиям для составления свода законов власти Рима отправили своих представителей, трёх патрициев в Грецию, в Афины, где они и изучали законы знаменитого афинского законотворца Солона. И в результате в 451 – 450 годах созданной комиссией из патрициев и плебеев удалось создать рассматриваемый нами документ.

Однако у такой версии есть противники. Они считают, что в описываемое время у римлян не было флота, что б отправиться в морское путешествие в Афины. Да и в самом знаменитом греческом городе, как и в остальной Элладе не осталось известий о таком визите высокопоставленных господ.

Скорее всего, считают такие исследователи, римляне отправляли своих представителей на юг Италии, где располагались города Великой Греции.

Великой Грецией назывались колонии основанные греками поселенцами, изгнанными или ушедшими добровольно из своей родины по политическим, экономическим или иным причинам. Такими колониями, в частности, являются известные нам Сиракузы на Сицилии и Неаполь на юге Италии).

Стоит сказать, что до нас Законы XII таблиц не дошли как единый документ, а были составлены в результате анализа и исследования трудов древних авторов, таких как Тит Ливий, Диодор Сицилийский и других. Извлеченные из античных произведений сведения и позволили составить сам памятник римского права.

Сложность анализа и составления этого памятника состояла в том, что в дошедших до нас известиях были лишь отрывочные краткие сведения, порою малопонятные.

Таким образом, известный нам текст памятника не может считаться равным тексту, который был изначально создан древними римлянами.

Данные законы передавали в основном норм обычного права. В такой записи более всего нуждалось сословие плебеев, как шаг в политическому и гражданскому равноправию с патрициями.

Итак, согласно принятым законам урегулировались права собственности, семейные и наследственные отношения. Также в них содержатся нормы, которые касались займов и уголовных преступлений. Но при этом там не было норм, которые говорили бы о государственном праве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *