законы xii таблиц римское право

Законы XII таблиц

Общая характеристика законов XII таблиц

Знаменитым памятником права Древнего Рима являются законы XII таблиц (Codex decimviralis Duodecium tabulae). Согласно традиции их составила комиссия децемвиров (десяти мужей) в 451-50 гг. до н.э. Во время ее работы децемвиры сами исполняли должности магистратов. Часть из них долгое время не желала расставаться с чрезвычайными полномочиями и даже пыталась совершить государственный переворот, установить тиранию. Полагают, что при составлении законов XII таблиц децемвиры изучали афинское право. Посольство из Рима было послано в греческие колонии, расположенные на юге Италии. Закончив кодификацию, Апий, старший из децемвиров, якобы сказал: «Законы призваны служить на благо, счастье и благополучие государства».

Текст законов был выбит на 12 досках, которые были выставлены на форуме перед зданием сената, их изучали в школе. Оригинал утрачен, вероятно навсегда. Доски разрушены во время нашествия галлов, до нас дошли только фрагменты из высказываний римских юристов, ученых, писателей, политических деятелей.

По форме эти законы являлись в основном записью, компиляций господствующих в то время обычаев, отобранных в интересах господствующего класса, оснащенных юридическими санкциями.

Законы XII таблиц считались у римлян кладезем мудрости. Знаменитый юрист Древнего Рима Марк Туллий Цицерон говорил, что в этих законах можно найти «многообразную картину нашей древности». Он утверждал, что «для всякого, кто ищет основы и источники права, одна книжица XII таблиц весом своего авторитета и обилием пользы превосходит все библиотеки, всех философов». В Древнем Риме дети по этим законам учились читать.

Проводя кодификацию обычаев, децемвиры стремились сохранить господствующее положение и привилегии патрициев, но этого им достигнуть полностью не удалось.

Плебеи по законам XII таблиц добились в судах формального равенства с патрициями, получили некоторые политические права. Это была их великая победа, так как писаное право ограничивало произвольные толкования обычаев, создавало основу законности, охраняло плебеев от произвола и беззаконий, творимых судьями и патрицианскими магистратами.

Сенат в 304 г. до н.э. постановил, что должностные лица при разбирательстве судебных дел, гражданских и уголовных обязывались руководствоваться не шаткими преданиями, а буквой писаного закона.

В Риме имелся еще и фециальный устав, в котором предусматривались меры по соблюдению международных договоров, описывались обряды при объявлении войны. Со времен Сервия Туллия утверждается как аксиома положение, по которому квирит- ское право и обычаи существуют только для римских граждан.

В законах имеется ряд статей, в которых сохранились пережитки римской патриархальной общины, ее древние обычаи, они направлены на консервацию устоев древности. Браки между патрициями и плебеями были запрещены. Этот закон был отменен в 445 г. до н.э.

Законы сохраняют распоряжение землей в руках коллектива римской общины. По религиозной традиции земельный надел нельзя было завещать храмам и даже божествам. Земля не должна уходить из-под контроля общины, она должна оставаться ее собственностью. Из этого следует, что частная собственность на земельные участки ограничена.

Купляпродажа, наследование, дарение важных объектов недвижимого имущества (земли, рабов и рабочего скота) обставлены ритуалами, т.е. находились под контролем коллектива общины.

Завещание должно было утверждаться куриатной или даже в особых случаях центуриатной комицией (если отец лишал сына, законного наследника, права на его долю наследства). Если человек обрабатывал пустующий участок земли или бесхозный пустырь, то через два года он становился его собственником. Однако это право не распространялось на чужаков. Владеть землей и распоряжаться ею на территории Рима мог только римский гражданин, отсюда и формула: «мое по квиритскому праву».

Процедура усыновления требовала санкции куриатного собрания и великого понтифика. Комиции и жрец могли отказать в утверждении этого акта, если переход усыновляемого мог привести к вымиранию, угасанию его прежней фамилии, семьи.

Как пережиток прошлого и заботу о прочности общины, полиса следует рассматривать фиксацию в законе охраны римской семьи, огромную власть домовладыки (pater familias), главы семейства. Его положение не имеет аналогов у других народов. Глава семьи обладал исключительным правом распоряжения имуществом семьи, как движимым, так и недвижимым, а также имел почти неограниченную власть над женой и всеми нисходящими потомками, включая внуков.

Законы охраняли права, честь и достоинство сограждан, их формальное равенство. Запрещалось наделять граждан особыми привилегиями. В целях сохранения равенства закон ограничивал расходы на погребение и продолжение траура.

Автор песни, в которой содержится клевета на римского гражданина, мог быть предан смерти. Но без санкции центуриатной ко- миции нельзя было казнить гражданина.

Закон стоял на страже справедливости. Судья, уличенный в подкупе, подлежал смерти.

И наконец, как пережиток древности следует оценить решения, принятые народным собранием. Они имели общеобязательную силу закона для всех римских граждан. Следовательно, в теории римский народ (за исключением рабов, вольноотпущенников и чужаков) являлся верховным собственником территории страны, только ему принадлежала суверенная власть. Всякий, кто предал Родину, совершал измену, всякий, кто предавал врагу соотечественника, подлежал смертной казни.

Защита прав собственника законами XII таблиц охраняется суровыми наказаниями.

Так, виновный в ночной краже урожая подлежал распятию на дереве, за поджог дома и лежащего возле него зерна на преступника надевали оковы, избивали и сжигали.

Основным источником права объявлялся закон, принятый народным собранием. Всякая сделка не должна противоречить закону.

Подробно говорится о границах, межах земельных наделов, давности владения таким наделом и порядке наследования. Закон охранял интересы собственника, ограждал его имущество от незаконного удержания, особо карались хищения чужой вещи и преступления тех, кто покушался на жизнь и здоровье квиритов.

Физическая расправа с нарушителями была основным способом защиты нарушенного права собственника.

По легенде, Нума Помпилий установил: кто сдвинет или снимет межевые знаки земельных наделов, будет проклят богом.

Все объекты собственности делились на две категории: манципированные (res mancipi) и неманципированные (res nec mancipi). В первую входили земля, здания, скот, рабы. Отчуждение таких вещей, по законам XII таблиц, могло производиться лишь с соблюдением архаических формальностей, что свидетельствовало о неразвитости товарно-денежных отношений.

Обряд манципации применительно к сделке купли-продажи требовал присутствия, кроме продавца и покупателя, весодержателя и пяти свидетелей, которыми могли быть, как правило, римские граждане. На весы клали слиток меди, покупатель касался рукой купленной вещи и произносил установленную формулу.

Судя по всему, обряд манципации преследовал цель затруднить чужакам, пилигримам, иностранцам доступ к собственности квиритов, римских граждан. Все другие вещи имели хождение в имущественном обороте без каких-либо обрядов.

Судьба неоплатного должника по законам XII таблиц была невыносимо тяжелой. Вначале ему давалось 30 дней на уплату долга. По истечении этого срока кредитор вел должника к магистрату, где объявлял сумму долга и его основание. Если оплаты не следовало, кредитор вел должника к себе домой и заключал в оковы. В течение 60 дней кредитор был обязан 3 раза выводить должника на рыночную площадь и объявлять сумму долга. Если никто не желал помочь несчастному и не соглашался отработать за него долг, то должник мог быть продан в рабство за Тибр или убит. При наличии нескольких кредиторов должника могли рассечь на части. Отдельные римские юристы полагали, что данная статья в части убийства должника почти не применялась.

Таким образом, по законам XII таблиц власть кредитора над должником была огромной. От долговой кабалы страдали, прежде всего, плебеи. Только по закону Петелия 326 г. до н.э. плебеи добились отмены этого варварского способа защиты интересов кредитора.

Свободный гражданин за преступление мог откупиться. Раб, как правило, отвечал своей жизнью.

Кроме того, римский гражданин мог быть осужден к смертной казни только по решению центуриатных комиций.

Умысел считался отягчающим обстоятельством.

Правовое положение населения Древнего Рима

Для того чтобы обладать всей полнотой политических и гражданских прав, в Древнем Риме человек должен был удовлетворять трем требованиям:

а) быть свободным, а не рабом (status libertatis);

б) принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев (status civitatis);

в) не быть подчиненным власти главы семейства (status familiae).

Правоспособность признавалась возникшей в момент рождения человека, удовлетворяющего указанным выше требованиям, и прекращалась с его смертью.

Однако юристы установили правило, в силу которого зачатый, но еще не родившийся ребенок признавался субъектом прав во всех случаях, когда это соответствовало его интересам. В частности, исходя из постановлений законов XII таблиц, за ним признавали право наследования имущества отца, умершего во время беременности матери.

По общему правилу в Древнем Риме рабы были вещью и не обладали правоспособностью, но в период республики за некоторыми сделками рабов стали признаваться юридические последствия в связи с практиковавшимся господами выделением имущества в непосредственное управление раба (так называемый пекулий).

Вместе с тем не всякий свободный человек был в Риме одинаково правоспособным; некоторые свободные люди были в известные периоды римской истории вовсе неправоспособными.

Латины (жители Италии) не имели политических прав, но пользовались гражданскими правами. В I в. до н.э. все латины получили права римских граждан. В 212 г. н.э. римское гражданство было предоставлено всему населению Римской Империи.

Необходимым условием полной правоспособности в сфере частного права являлось в Риме определенное семейное состояние, самостоятельность в сфере семейных отношений.

В древнейшее время только paterfamilias был носителем правоспособности в сфере частного права. Остальные члены семьи, вступая в имущественные правоотношения, устанавливали права не для себя, а для paterfamilias, не создавая, однако, для последнего обязанностей.

Обязательственное право Древнего Рима

В институциях Юстиниана обязательство определялось в качестве правовых уз, в силу которых мы связаны необходимостью что-либо исполнить в согласии с правом нашего государства.

Римский юрист Павел писал: «Сущность обязательства не в том состоит, чтобы сделать какой-нибудь предмет нашим, или какой-нибудь сервитут нашим, но чтобы связать другого перед нами, дабы он дал что-нибудь или сделал или предоставил».

В этом определении проводится размежевание права на вещь и права требовать действия.

В римском частном праве выделяли обязательства, пользующиеся исковой защитой, и натуральные обязательства.

Как правило, в случае неисполнения обязательства, кредитор может добиваться принудительного осуществления своих прав.

Но римскому праву были известны и такие обязательства, которые не пользовались исковой защитой. Это, однако, не означает, что такие обязательства вовсе были лишены правового эффекта. Уплаченное по такому обязательству не могло быть истребовано обратно как недолжно уплаченное. Такие обязательства, которые не пользуются исковой защитой, но по которым уплаченное не может быть потребовано обратно, носят название натуральных обязательств. Этот вид обязательств получил преимущественное развитие в отношениях подвластных членов семьи и рабов.

Например, в 70 г. н.э. был издан Senatusconsultum-Macedonium, в силу которого были лишены исковой защиты займы, предоставленные подвластным членам семьи; однако, уплаченное по такому займу возврату не подлежало.

Гай, римский юрист, делил все обязательства на возникающие из контрактов (договоров) и деликтов (правонарушений).

Под контрактом понимался договор, признанный цивильным правом и снабженный исковой защитой; деликтом называлось причиняющее вред недозволенное деяние.

У Юстиниана основания возникновения обязательств сводятся к четырем источникам:

Под содержанием обязательств римляне понимали действия должника, как-то: передача вещей, уплата денег, оказание услуг, производство работ, иными словами:

Семейное право Древнего Рима

Вступление в брак cum manu неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была персоной своего права, то, вступив в такой брак, она становилась персоной чужого права. Если она была под властью своего отца и агнаткой всех членов его семьи, то, вступив в брак, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца семейства, и, став юридически чужой своей старой семье, становилась членом агнатической семьи мужа.

Заключение брака cum manu требовало совершения определенных обрядов, это был акт формальный. Брак sine manu рассматривался как некоторые фактические отношения, с которыми связывались определенные юридические последствия (в отношениях отца с детьми, позднее и в некоторых отношениях между мужем и женой), но для того, чтобы эти последствия возникли, нужно было одно: вступление жены в дом мужа при наличии согласия брачующихся, а при соответствующих условиях также и лиц, осуществляющих над ними отеческую власть. Заключение брака sine manu было актом неформальным.

Брак cum manu мог быть расторгнут только по инициативе мужа, для расторжения брака sine manu достаточно было инициативы жены.

Lex Iulia de adulteriis (18 г. до н.э.) установил уголовную ответственность за нарушение супружеской верности (adulterium), карая при этом не только виновных, но и попустителей, к числу которых относились отец и муж виновной жены, не возбудившие против нее обвинения.

Карая супружескую измену, Август исключил наказание за внебрачное сожительство лиц, между которыми брак был воспрещен законом, как, например, браки между лицами сенаторского сословия и вольноотпущенниками. Такое сожительство с намерением установить брачные отношения, если одна из сторон не состояла в законном браке, называлось конкубинатом и рассматривалось как неполноценный брак. Дети, рожденные от такого сожительства, имели право наследовать имущество после смерти своих родителей.

В целях стимулирования рождаемости Lex Iulia et Papia Popea в 4 г. н.э. установил для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоящих в браке и не имевших детей, ряд ограничений в имущественных правах; также состоящие в браке не могли получать имущество по завещаниям, а состоящие в браке, но бездетные могли получать только половину от завещанного им.

Заключению брака обыкновенно предшествовало обручение. В древнейшее время обручение лиц совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias сторон.

В случае нарушения обязательства противная сторона имела право потребовать возмещения причиненного ущерба. Виновная сторона лишалась чести и не могла представлять чужие интересы в суде. Виновной стороне не возвращались подарки, сделанные во время обручения. В случае смерти жениха невеста и ее наследники сохраняли половину обручальных подарков.

Римское право знало три способа установления manus:

а) confarreatio (брак патрициев),

Церемония confarreatio совершалась в присутствии жрецов и 10 свидетелей, представлявших, быть может, древнейшие 10 курий (данной трибы). Только человек, рожденный от брака, заключенного с соблюдением сакральной процедуры, и состоящий в таком браке, мог стать жрецом.

Usus представлял своеобразное применение приобретатель- ной давности к области брачных отношений. Условия вступления в брак.

Достижение брачного возраста, который в Риме совпадал с возрастом совершеннолетия. После некоторых колебаний брачный возраст для мужчин был определен в 14 лет, а для женщин в 12 лет.

3. Брак запрещался между близкими родственниками. В древнейшие времена вплоть до седьмого колена. Личные и имущественные отношения супругов были глубоко различны в браке cum manu и sine manu.

Кроме того, обычаи значительно смягчали бесправное положение жены. Традиции обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав суждения совета, состоявшего, как думают, из членов ее старой семьи. Наконец, почет, связанный с общественным положением мужа, распространялся и на жену.

Кроме смерти одного из супругов римский брак прекращался:

Источник

Законы XII таблиц

Вы будете перенаправлены на Автор24

Законы Двенадцати таблиц (451—450 годы до н. э.) — это один из древнейших сводов римского обычного права, записанный на 12 досках.

Общая характеристика

Законы двенадцати таблиц были плодом работы специальной комиссии из 10 человек (децемвиры, наделенные для написания законов консульской властью) и представляли собой свод законов, регулирующих все отрасли. Законы регулировали сферу наследственных и семейных отношений, содержали нормы, относящиеся к уголовным преступлениям, к займовым операциям. Нормы изложены без отраслевого деления. Свод является первым писаным источник древнеримского права има.

Законы сохранились лишь в отрывках. Их содержание реконструировано на основе ссылок и упоминаний в сочинениях римских юристов и писателей.

Законы принимались Народным собранием в два этапа. На первом этапе в 451 году до н.э. принято 10 таблиц, а в 450 году до н. э. — ещё две. Целью закона было ослабление патрициано-плебейского противостояния при помощи внедрения в традиционный порядок равного для всех уголовного и частного права. Наиболее значимым фактом было введение денег в форме медных монет, которые в соответствии с весом получали свой номинал.

История создания Законов

Одной из причин плебейского недовольства против патрициев в первые годы республики была неясность обычного права. Его применение находилось в руках патрицианских магистратов, и неясность открывала возможность для злоупотреблений со стороны последних. Поэтому первой потребностью плебеев было установление действующего права в форме ясных законов. В 462 году до н.э. плебейский трибун Терентилий Арса внёс проект о создании комиссии для составления кодекса. Однако в течение 8 лет патриции противились этой идее, и лишь благодаря настойчивости плебеев были вынуждены согласиться. Было решено послать посольство в Грецию для изучения греческого права и, в частности, законодательства Солона. По возвращении послов в 451 году для написания законов была избрана комиссия из 10 человек — Decemviri legibus scribundis. Причем им на год была полностью отдана власть; все магистраты, включая плебейских трибунов, на этот год не избирались. К концу года децемвиры составили значительную часть законов – 10 таблиц, принятых народным собранием. На следующий год для окончания работы были избраны новые децемвиры; они составили 2 таблицы, но по окончании года не захотели складывать с себя полномочия. Это обстоятельство, а также грубое нарушение права и справедливости виднейшим из децемвиров, Аппием Клавдием, вызвали возмущение народа и падение децемвиров. Строй был восстановлен, а составленные 2 таблицы были приняты народным собранием после революции консулов.

Готовые работы на аналогичную тему

Подлинные XII таблиц, согласно преданию, погибли во время галльского нашествия в 387 году до н.э. Сохранились переданные римскими писателями положения из законов в буквальных выражениях или в свободном пересказе. До нас дошли некоторые списки.

Современные ученые пытались собрать воедино известные положения законов и расположить их в изначальном порядке. В ходе этих попытках руководствовались следующим соображением. В дошедшем Юстиниановом своде содержатся выдержки из комментариев к XII таблицам, написанных Гаем и состоящим из шести книг. Предположив, что Гай следовал порядку таблиц и каждую книгу посвящал двум таблицам, на основании содержания известных отрывков было составлено следующее распределение:

Эти построения лишены научной прочности и противоречат общему древнему обычаю при начертании законов на досках писать до конца доски и переходить на другую без соображений о содержании.

Основными источниками Таблиц послужили:

Положения законов

Одним из видов вещного права раннего периода истории являются сервитуты (зафиксированное обычаем или законом ограниченное право пользования чужой вещью). Законы двенадцати таблиц, помимо имевших широкое распространение сервитутов (право прогона скота, право прохода через соседний участок, право провоза воды с участка соседа), упоминают и разрешение сбора желудей, упавших с соседнего участка или необходимость обрезания деревьев на высоте 15 футов, чтобы их тень не причиняла соседнему участку вред.

В ранний период в Риме возник порядок, в соответствии с которым вещь могла быть приобретена в собственность в силу владения определенный период. Законы 12 таблиц поставили под запрет возникновение права собственности в отношении краденого. Для движимого имущества устанавливался срок приобретательной давности в один год, для недвижимого — в два.

Законы двенадцати таблиц упоминают публичные деликты — противоправные деяния, наказуемые от имени римского народа: подстрекательство «врага к нападению на римское государство», убийство, умышленный поджог, лжесвидетельство, тайное истребление урожая.

Частная собственность рассматривалась как господство собственника над вещью. Право собственности защищалось Законами.

Можно выделить виды вещей:

Имущество могло быть движимым и недвижимым.

Существовало деление вещей на делимое (масло, песок …) и неделимое (корабль…). В случае невозможности разделения вещи она переходила в собственность одного наследника, а другие получали денежную компенсацию.

Законы XII таблиц выделяли следующие основания приобретения права собственности:

Источник

Законы XII таблиц

Таб­ли­ца I

1. Если вызы­ва­ют [кого-нибудь] на судо­го­во­ре­ние, пусть [вызван­ный] идет. Если [он] не идет, пусть [тот, кто вызвал], под­твер­дит [свой вызов] при свиде­те­лях, а потом ведет его насиль­но.

2. Если [вызван­ный] измыш­ля­ет отго­вор­ки [для неяв­ки] или пыта­ет­ся скрыть­ся, пусть [тот, кто его вызвал], нало­жит на него руку.

4. Пусть пору­чи­те­лем [на судо­го­во­ре­нии] за живу­ще­го сво­им хозяй­ст­вом будет [толь­ко] тот, кто име­ет свое хозяй­ство. За бес­хо­зяй­но­го граж­да­ни­на пору­чи­те­лем будет тот, кто поже­ла­ет.

8. После полу­дня [маги­ст­рат] утвер­дит тре­бо­ва­ние той сто­ро­ны, кото­рая при­сут­ст­ву­ет [при судо­го­во­ре­нии].

9. Если [на судо­го­во­ре­нии] при­сут­ст­ву­ют обе сто­ро­ны, пусть заход солн­ца будет край­ним сро­ком [судо­го­во­ре­ния].

Таб­ли­ца II

1. (Гай, Инсти­ту­ции, IV, 14: По искам в 1000 и более ассов 5 взыс­ки­вал­ся [в кас­су пон­ти­фи­ков] судеб­ный залог [в сум­ме 500 ассов], по искам на мень­шую сум­му — 50 ассов, так было уста­нов­ле­но зако­ном XII таб­лиц. Если спор шел о сво­бо­де како­го-нибудь чело­ве­ка, то хотя бы его цена была наи­выс­шей, одна­ко, тем же зако­ном пред­пи­сы­ва­лось, чтобы тяж­ба шла о зало­ге [за чело­ве­ка, сво­бо­да кото­ро­го оспа­ри­ва­лась] [все­го лишь] в раз­ме­ре 50 ассов).

3. Пусть [тяжу­щий­ся], кото­ро­му недо­ста­ет свиде­тель­ских пока­за­ний, идет к воротам дома [не явив­ше­го­ся на раз­би­ра­тель­ство свиде­те­ля] и в тече­ние трех дней во все­услы­ша­ние взы­ва­ет [к нему].

Таб­ли­ца III

1. Пусть будут [даны долж­ни­ку] 30 льгот­ных дней после при­зна­ния [им] дол­га или после поста­нов­ле­ния [про­тив него] судеб­но­го реше­ния.

2. [По исте­че­нии ука­зан­но­го сро­ка] пусть [истец] нало­жит руку [на долж­ни­ка]. Пусть ведет его на судо­го­во­ре­ние [для испол­не­ния реше­ния].

3. Если [долж­ник] не выпол­нил [доб­ро­воль­но] судеб­но­го реше­ния и никто не осво­бо­дил его от ответ­ст­вен­но­сти при судо­го­во­ре­нии, пусть [истец] уведет его к себе и нало­жит на него колод­ки или око­вы весом не менее, а, если поже­ла­ет, то и более 15 фун­тов.

4. [Во вре­мя пре­бы­ва­ния в зато­че­нии долж­ник], если хочет, пусть кор­мит­ся за свой соб­ст­вен­ный счет. Если же он не нахо­дит­ся на сво­ем содер­жа­нии, то пусть [тот, кто дер­жит его в зато­че­нии,] выда­ет ему по фун­ту муки в день, а при жела­нии может давать и боль­ше.

5. (Авл Гел­лий, Атти­че­ские ночи, XX, 1, 46: Тем вре­ме­нем [пока долж­ник нахо­дил­ся в зато­че­нии] он имел пра­во поми­рить­ся [с ист­цом], но если [сто­ро­ны] не мири­лись, то [такие долж­ни­ки] оста­ва­лись в зато­че­нии 60 дней. В тече­ние это­го сро­ка их три раза под­ряд в базар­ные дни при­во­ди­ли к пре­то­ру на коми­ции и [при этом] объ­яв­ля­лась при­суж­ден­ная с них сум­ма денег. В тре­тий базар­ный день они пре­да­ва­лись смерт­ной каз­ни или посту­па­ли в про­да­жу за гра­ни­цу, за Тибр 7 ).

Таб­ли­ца IV

1. (Цице­рон, О зако­нах, III, 8, 19: …С такой же лег­ко­стью был лишен жиз­ни, как по XII таб­ли­цам, мла­де­нец [отли­чав­ший­ся] исклю­чи­тель­ным урод­ст­вом).

2. Если отец три­жды про­даст сына, то пусть сын будет сво­бо­ден [от вла­сти] отца.

3. (Цице­рон, Филип­пи­ки, II, 28, 69; [Поль­зу­ясь] поста­нов­ле­ни­ем XII таб­лиц, при­ка­зал сво­ей жене взять при­над­ле­жа­щие ей вещи и, отняв [у нее] ключ, изгнал [ее]).

4. (Авл Гел­лий, Атти­че­ские ночи, III, 16, 12: Мне извест­но, что [когда] жен­щи­на… роди­ла на один­на­дца­том меся­це после смер­ти мужа, то [из это­го] воз­ник­ло дело, буд­то бы она зача­ла после того, как умер ее муж, ибо децем­ви­ры напи­са­ли, что чело­век рож­да­ет­ся на деся­том, а не на один­на­дца­том меся­це).

Таб­ли­ца V

1. (Гай, Инсти­ту­ции, I, 144— 145: Пред­ки [наши] утвер­жда­ли, что даже совер­шен­но­лет­ние жен­щи­ны вслед­ст­вие при­су­ще­го им лег­ко­мыс­лия долж­ны состо­ять под опе­кою… Исклю­че­ние допус­ка­лось толь­ко для дев-веста­лок, кото­рых древ­ние рим­ляне в ува­же­ние к их жре­че­ско­му сану осво­бож­да­ли от опе­ки. Так было поста­нов­ле­но зако­ном XII таб­лиц).

3. Как кто рас­по­рядит­ся на слу­чай сво­ей смер­ти отно­си­тель­но сво­его домаш­не­го иму­ще­ства или отно­си­тель­но опе­ки [над под­власт­ны­ми ему лица­ми], так пусть то и будет нена­ру­ши­мым.

4. Если кто-нибудь, у кого нет под­власт­ных ему лиц, умрет, не оста­вив рас­по­ря­же­ний о наслед­ни­ке, то пусть его хозяй­ство возь­мет себе [его] бли­жай­ший агнат.

5. Если [у умер­ше­го] нет агна­тов, пусть [остав­ше­е­ся после него] хозяй­ство возь­мут [его] соро­ди­чи.

6. (Гай, Инсти­ту­ции, I, 155: По зако­ну XII таб­лиц опе­ку­на­ми над лица­ми, кото­рым не было назна­че­но опе­ку­на по заве­ща­нию, явля­ют­ся их агна­ты).

7а. Если чело­век впал в безу­мие, то пусть власть над ним самим и над его иму­ще­ст­вом возь­мут его агна­ты или его соро­ди­чи.

7б. (Уль­пи­ан, I, 1, pr. D., XXVII, 10: Соглас­но зако­ну XII таб­лиц, рас­то­чи­те­лю вос­пре­ща­лось управ­ле­ние при­над­ле­жа­щим ему иму­ще­ст­вом.) (Уль­пи­ан, Lib. sing. re­gu­la­rum XII, 2: Закон XII таб­лиц повеле­ва­ет безум­но­му и рас­то­чи­те­лю, на иму­ще­ство кото­рых нало­же­но запре­ще­ние, состо­ять на попе­че­нии их агна­тов).

8а. (Уль­пи­ан, Lib. sing. re­gu­la­rum, XXXX, 1: Закон XII таб­лиц пере­да­вал патро­ну наслед­ство после рим­ско­го граж­да­ни­на из воль­ноот­пу­щен­ни­ков в том слу­чае, если послед­ний, не имея под­власт­ных ему лиц, уми­рал, не оста­вив заве­ща­ния).

8б. (Уль­пи­ан, I, 195, § 1, D., L. 16: Гово­ря [об отно­ше­ни­ях меж­ду патро­ном и воль­ноот­пу­щен­ни­ком], закон [XII таб­лиц] ука­зы­ва­ет, что иму­ще­ство воль­ноот­пу­щен­ни­ка пере­хо­дит из той семьи в эту семью, [при­чем в дан­ном слу­чае] закон гово­рит [о семье, как сово­куп­но­сти] отдель­ных лиц 12 ).

9а. (Гор­диан, I, 6, c. III, 36: По зако­ну XII таб­лиц иму­ще­ство, состо­я­щее в дол­го­вых тре­бо­ва­ни­ях [умер­ше­го к дру­гим лицам], непо­сред­ст­вен­но [т. е. без выпол­не­ния каких-либо юриди­че­ских фор­маль­но­стей] рас­пре­де­ля­ет­ся меж­ду сона­след­ни­ка­ми в соот­вет­ст­вии с их наслед­ст­вен­ны­ми доля­ми).

9б. (Дио­кле­ти­ан, I, 26, c. II, 3: Соглас­но зако­ну XII таб­лиц, дол­ги умер­ше­го непо­сред­ст­вен­но разде­ля­ют­ся [меж­ду его наслед­ни­ка­ми] сораз­мер­но полу­чен­ным [ими] долям наслед­ства).

10. (Гай, I, 1, pr. D., X, 2: Иск [о разде­ле наслед­ства] осно­вы­ва­ет­ся на поста­нов­ле­нии зако­на XII таб­лиц).

Таб­ли­ца VI

1. Если кто заклю­ча­ет сдел­ку само­за­кла­да 13 или отчуж­де­ния вещи [в при­сут­ст­вии 5 свиде­те­лей и весов­щи­ка 14 ], то пусть сло­ва, кото­рые про­из­но­сят­ся при этом, почи­та­ют­ся нена­ру­ши­мы­ми.

2. (Цице­рон, Об обя­зан­но­стях, III, 16: По XII таб­ли­цам счи­та­лось доста­точ­ным пред­ста­вить дока­за­тель­ства того, что было про­из­не­се­но [при заклю­че­нии] сдел­ки, и отка­зы­вав­ший­ся от сво­их слов под­ле­жал штра­фу вдвое).

3. (Цице­рон, Top., IV, 23: Дав­ность вла­де­ния в отно­ше­нии земель­но­го участ­ка [уста­нав­ли­ва­лась] в два года, в отно­ше­нии всех дру­гих вещей — в один год).

4. (Гай, Инсти­ту­ции, I, 3: Зако­ном XII таб­лиц было опре­де­ле­но, что жен­щи­на, не желав­шая уста­нов­ле­ния над собой вла­сти мужа [фак­том дав­ност­но­го с нею сожи­тель­ства], долж­на была еже­год­но отлу­чать­ся из сво­его дома на три ночи и таким обра­зом пре­ры­вать годич­ное дав­ност­ное вла­де­ние [ею]).

5а. (Авл Гел­лий, Атти­че­ские ночи, XX, 17, 7, 8: Соб­ст­вен­но­руч­но отсто­ять [свою вещь] при судо­го­во­ре­нии… это зна­чит нало­жить руку на ту вещь, о кото­рой идет спор при судо­го­во­ре­нии, [т. е. ины­ми сло­ва­ми] состя­за­ясь с про­тив­ни­ком, ухва­тить­ся рукой за спор­ную вещь и в тор­же­ст­вен­ных выра­же­ни­ях отста­и­вать пра­во на нее. Нало­же­ние руки на вещь про­из­во­ди­лось в опре­де­лен­ном месте в при­сут­ст­вии пре­то­ра на осно­ва­нии XII таб­лиц, где было напи­са­но: « Если кто-нибудь соб­ст­вен­но­руч­но отста­и­ва­ет свою вещь при судо­го­во­ре­нии » ).

5б. (Павел, Fragm. Vat., 50: Закон XII таб­лиц утвер­дил [отчуж­де­ние вещи] путем сдел­ки, совер­шав­шей­ся в при­сут­ст­вии 5 свиде­те­лей и весов­щи­ка, а так­же путем отка­за от пра­ва соб­ст­вен­но­сти на эту вещь при судо­го­во­ре­нии перед пре­то­ром).

6. (Тит Ливий, III, 44: Защит­ни­ки [Вер­ги­нии] тре­бу­ют, чтобы [Аппий Клав­дий], соглас­но зако­ну, им же самим про­веден­но­му, дал пред­ва­ри­тель­ное рас­по­ря­же­ние отно­си­тель­но девуш­ки в бла­го­при­ят­ном для ее сво­бо­ды смыс­ле).

7. Пусть [соб­ст­вен­ник] не тро­га­ет и не отни­ма­ет [при­над­ле­жа­ще­го ему] брев­на или жер­дей, исполь­зо­ван­ных [дру­гим чело­ве­ком] на построй­ку зда­ния или для посад­ки вино­град­ни­ка.

8. (Уль­пи­ан, I, 1, pr. D., XLVII, 3: Закон XII таб­лиц не поз­во­лял ни отни­мать, ни тре­бо­вать как свою соб­ст­вен­ность укра­ден­ные брев­на и жер­ди, употреб­лен­ные на построй­ку или для посад­ки вино­град­ни­ка, но пре­до­став­лял при этом иск в двой­ном раз­ме­ре [сто­и­мо­сти этих мате­ри­а­лов] про­тив того, кто обви­нял­ся в исполь­зо­ва­нии их).

9. Когда же вино­град будет сре­зан, пока [жер­ди] не убра­ны… 15

Таб­ли­ца VII

1. (Фест, De ver­bo­rum sig­ni­fi­ca­tu, 4: Обход, [т. е. неза­стро­ен­ное место] вокруг зда­ния, дол­жен быть шири­ною два с поло­ви­ной фута).

2. (Гай, I, 13, D., X, 1: Нуж­но заме­тить, что при иске о раз­ме­же­ва­нии гра­ниц необ­хо­ди­мо соблюдать ука­за­ние зако­на [XII таб­лиц], уста­нов­лен­ное как бы по при­ме­ру сле­дую­ще­го зако­но­да­тель­но­го рас­по­ря­же­ния, кото­рое, как гово­рят, было про­веде­но в Афи­нах Соло­ном: если вдоль сосед­не­го участ­ка выка­пы­вал­ся ров, то нель­зя было пере­сту­пать гра­ни­цы, если [ста­вить] забор, то нуж­но отсту­пать [от сосед­не­го участ­ка] на один фут, если — дом для жилья, то отсту­пить на два фута, если копа­ют яму или моги­лу, отсту­пить настоль­ко, насколь­ко глу­бо­ко выко­па­на яма, если коло­дец — отсту­пить на 6 футов, если сажа­ют оли­ву или смо­ков­ни­цу, отсту­пить от сосед­не­го участ­ка на девять футов, а про­чие дере­вья — на 5 футов).

3. (Пли­ний, Есте­ствен­ная исто­рия, 19, 4, 50: В XII таб­ли­цах не употреб­ля­лось совер­шен­но сло­во « хутор » [vil­la], а для обо­зна­че­ния его [поль­зо­ва­лись] часто сло­вом hor­tus [отго­ро­жен­ное место], [при­да­вая это­му зна­че­ние] отцов­ско­го иму­ще­ства).

4. (Цице­рон, О зако­нах, I, 21, 55: XII таб­лиц запре­ща­ли при­об­ре­те­ние по дав­но­сти межи шири­ною в 5 футов).

5. (Цице­рон, О зако­нах, I, 21, 55: Соглас­но поста­нов­ле­нию XII таб­лиц, когда воз­ни­ка­ет спор о гра­ни­цах, то мы про­из­во­дим раз­ме­же­ва­ние с уча­сти­ем 3 посред­ни­ков).

6. (Гай, I, 8, D., VIII, 3: По зако­ну XII таб­лиц шири­на доро­ги по пря­мо­му направ­ле­нию опре­де­ля­лась в 8 футов, а на пово­ротах — в 16 футов).

7. Пусть [соб­ст­вен­ни­ки при­до­рож­ных участ­ков] ого­ра­жи­ва­ют доро­гу, если они не уби­ва­ют ее кам­нем, пусть едет на вьюч­ном живот­ном, где поже­ла­ет.

8а. Если дож­де­вая вода при­чи­ня­ет вред…

8б. (Павел, I, 5, D., XLIII, 8: Если про­те­каю­щий по обще­ст­вен­ной зем­ле ручей или водо­про­вод при­чи­нял ущерб част­но­му вла­де­нию, то соб­ст­вен­ни­ку [послед­не­го] давал­ся иск на осно­ва­нии зако­на XII таб­лиц о воз­ме­ще­нии убыт­ков).

9а. (Уль­пи­ан, I, 1, § 8, D., XLIII, 27: Закон XII таб­лиц при­ка­зы­вал при­ни­мать меры к тому, чтобы дере­вья на высо­те 15 футов кру­гом под­ре­за­лись для того, чтобы их тень не при­чи­ня­ла вреда сосед­не­му участ­ку).

9б. (Пом­по­ний, I, 2, D., XLIII, 27: Если дере­во с сосед­не­го участ­ка скло­ни­лось вет­ром на твой уча­сток, ты на осно­ва­нии зако­на XII таб­лиц можешь предъ­явить иск об убор­ке его).

10. (Пли­ний, Есте­ствен­ная исто­рия, XVI, 5, 15: Зако­ном XII таб­лиц раз­ре­ша­лось соби­рать желуди, падаю­щие с сосед­не­го участ­ка).

11. (Юсти­ни­ан, I, 41; I, II, 1: Про­дан­ные и пере­дан­ные вещи ста­но­вят­ся соб­ст­вен­но­стью поку­па­те­ля лишь в том слу­чае, если он упла­тит про­дав­цу покуп­ную цену или обес­пе­чит ему каким-либо обра­зом удо­вле­тво­ре­ние [его тре­бо­ва­ния], напри­мер, пред­ста­вит пору­чи­те­ля или даст что-либо в виде зало­га. Так было поста­нов­ле­но зако­ном XII таб­лиц).

12. (Уль­пи­ан, Lib. sing. re­gu­la­rum, II, 4: Если [насле­до­ва­тель] делал сле­дую­щее рас­по­ря­же­ние: [отпус­каю раба на волю под усло­ви­ем], что он упла­тит мое­му наслед­ни­ку сестер­ци­ев, то хотя бы этот раб был отчуж­ден от наслед­ни­ка, он все-таки дол­жен полу­чить сво­бо­ду при упла­те поку­па­те­лю ука­зан­ной сум­мы. Так было поста­нов­ле­но в законе XII таб­лиц).

Таб­ли­ца VIII

1б. (Цице­рон, О рес­пуб­ли­ке, IV, 10, 12: XII таб­лиц уста­но­ви­ли смерт­ную казнь за неболь­шое чис­ло пре­ступ­ных дея­ний и в том чис­ле счи­та­ли необ­хо­ди­мым при­ме­не­ние ее в том слу­чае, когда кто-нибудь сло­жит или будет рас­пе­вать пес­ню, кото­рая содер­жит в себе кле­ве­ту или опо­зо­ре­ние дру­го­го).

2. Если при­чи­нит чле­но­вреди­тель­ство и не поми­рит­ся с [потер­пев­шим], то пусть и ему само­му будет при­чи­не­но то же самое.

3. Если рукой или пал­кой пере­ло­мит кость сво­бод­но­му чело­ве­ку, пусть запла­тит штраф в 300 ассов, если рабу — 150 ассов.

4. Если при­чи­нит обиду, пусть штраф будет 25.

5. …Сло­ма­ет, пусть воз­ме­стит.

6. (Уль­пи­ан, I, 1, pr. D., IX, 1: Если кто пожа­лу­ет­ся, что домаш­нее живот­ное при­чи­ни­ло ущерб, то закон XII таб­лиц повеле­вал или выдать [потер­пев­ше­му] живот­ное, при­чи­нив­шее вред, или воз­ме­стить сто­и­мость нане­сен­но­го ущер­ба).

7. (Уль­пи­ан, I, 14, § 3, D., XIX, 5: Если желуди с тво­е­го дере­ва упа­дут на мой уча­сток, а я, выгнав ско­ти­ну, скорм­лю их ей, то по зако­ну XII таб­лиц ты не мог предъ­явить иска ни о потра­ве, ибо не на тво­ем участ­ке пас­лась ско­ти­на, ни о вреде, при­чи­нен­ном живот­ным, ни об убыт­ках, нане­сен­ных непра­во­мер­ным дея­ни­ем).

8а. Кто заво­ро­жит посе­вы…

8б. Пусть не пере­ма­ни­ва­ет [на свой уча­сток] чужо­го уро­жая.

9. (Пли­ний, Есте­ствен­ная исто­рия, 18, 3, 12: По XII таб­ли­цам смерт­ным гре­хом для взрос­ло­го было потра­вить или сжать в ноч­ное вре­мя уро­жай с обра­ботан­но­го плу­гом поля. [XII таб­лиц] пред­пи­сы­ва­ли [тако­го] обре­чен­но­го [богине] Цере­ре чело­ве­ка пре­дать смер­ти. Несо­вер­шен­но­лет­не­го [винов­но­го в подоб­ном пре­ступ­ле­нии] по усмот­ре­нию пре­то­ра или под­вер­га­ли биче­ва­нию, или при­суж­да­ли к воз­ме­ще­нию при­чи­нен­но­го вреда в двой­ном раз­ме­ре).

10. (Гай, Инсти­ту­ции, I, 9, D., XLVII, 9: [Зако­ны XII таб­лиц] повеле­ва­ли заклю­чить в око­вы и после биче­ва­ния пре­дать смер­ти того, кто под­жи­гал стро­е­ния или сло­жен­ные око­ло дома скир­ды хле­ба, если [винов­ный] совер­шил это пред­на­ме­рен­но. [Если пожар про­изо­шел] слу­чай­но, т. е. по неосто­рож­но­сти, то закон пред­пи­сы­вал, [чтобы винов­ный] воз­ме­стил ущерб, а при его несо­сто­я­тель­но­сти был под­верг­нут более лег­ко­му нака­за­нию).

11. (Пли­ний, Есте­ствен­ная исто­рия, 17, 1, 7: В XII таб­ли­цах было пред­пи­са­но, чтобы за злост­ную поруб­ку чужих дере­вьев винов­ный упла­чи­вал по 25 ассов за каж­дое дере­во).

12. Если совер­шав­ший в ноч­ное вре­мя кра­жу убит [на месте], то пусть убий­ство [его] будет счи­тать­ся пра­во­мер­ным.

14. (Авл Гел­лий, Атти­че­ские ночи, XI, 18, 8: Децем­ви­ры пред­пи­сы­ва­ли сво­бод­ных людей, пой­ман­ных в кра­же с полич­ным, под­вер­гать телес­но­му нака­за­нию и выда­вать [голо­вой] тому, у кого совер­ше­на кра­жа, рабов же нака­зы­вать кну­том и сбра­сы­вать со ска­лы; но [в отно­ше­нии несо­вер­шен­но­лет­них] было поста­нов­ле­но или под­вер­гать их по усмот­ре­нию пре­то­ра телес­но­му нака­за­нию, или взыс­ки­вать с них воз­ме­ще­ние убыт­ков).

15а. (Гай, III, 191: По зако­ну XII таб­лиц был уста­нов­лен штраф в раз­ме­ре трой­ной сто­и­мо­сти вещей в том слу­чае, когда вещь отыс­ки­ва­лась у кого-либо при фор­маль­ном обыс­ке или когда она была при­не­се­на к укры­ва­те­лю и най­де­на у него).

15б. (Гай, Инсти­ту­ции, III, 192: Закон XII таб­лиц пред­пи­сы­ва­ет, чтобы при про­из­вод­стве обыс­ка [обыс­ки­ваю­щий] не имел ника­кой одеж­ды, кро­ме полот­ня­ной повяз­ки, и дер­жал в руках чашу).

16. Если предъ­яв­ля­ет­ся иск о кра­же, [при кото­рой вор не был пой­ман с полич­ным], пусть [суд] реша­ет спор [при­суж­де­ни­ем] двой­ной сто­и­мо­сти вещи.

17. (Гай, Инсти­ту­ции, II, 45: Зако­ном XII таб­лиц запре­ща­ет­ся при­об­ре­те­ние кра­де­ной вещи по дав­но­сти).

18а. (Тацит, Анна­лы, VI, 16: Впер­вые XII таб­ли­ца­ми было поста­нов­ле­но, чтобы никто не брал более одно­го про­цен­та [в месяц], тогда как до это­го бра­лось по при­хо­ти бога­тых).

18б. (Катон, О зем­леде­лии, Пред­и­сло­вие, 1: Пред­ки наши име­ли [обык­но­ве­ние] и поло­жи­ли в зако­нах при­суж­дать вора к упла­те двой­ной сто­и­мо­сти [укра­ден­ной вещи], ростов­щи­ка к [взыс­ка­нию] в четы­рех­крат­ном раз­ме­ре [полу­чен­ных про­цен­тов]).

19. (Павел, Lib­ri V sen­tia­rum, II, 12, 11: По зако­ну XII таб­лиц за вещь, сдан­ную на хра­не­ние, дает­ся иск в двой­ном раз­ме­ре сто­и­мо­сти этой вещи).

20а. (Уль­пи­ан, I, 1, § 2, D., XXVI, 10: Сле­ду­ет заме­тить, что обви­не­ние [опе­ку­на в недоб­ро­со­вест­ном отправ­ле­нии сво­их обя­зан­но­стей] выте­ка­ет из зако­на XII таб­лиц).

20б. (Три­фо­ни­ан, I, 1, § 55, D., XXVI, 7: В слу­чае рас­хи­ще­ния опе­ку­на­ми иму­ще­ства их под­опеч­но­го, сле­ду­ет уста­но­вить, не допу­стим ли в отно­ше­нии каж­до­го из этих опе­ку­нов в отдель­но­сти тот иск в двой­ном раз­ме­ре, кото­рый был уста­нов­лен в XII таб­ли­цах про­тив опе­ку­нов).

22. Если [кто-либо] участ­во­вал [при совер­ше­нии сдел­ки] в каче­стве свиде­те­ля или весов­щи­ка, [а затем] отка­зы­ва­ет­ся это засвиде­тель­ст­во­вать, то пусть [он будет при­знан] бес­чест­ным и утра­тит пра­во быть свиде­те­лем.

23. (Авл Гел­лий, Атти­че­ские ночи, XX, 1, 53: По XII таб­ли­цам, ули­чен­ный в лже­свиде­тель­стве сбра­сы­вал­ся с Тар­пей­ской ска­лы).

24а. Если бро­шен­ное рукой копье поле­тит даль­ше, чем целил, пусть при­не­сет [в жерт­ву] бара­на.

24б. (Пли­ний, Есте­ствен­ная исто­рия, XVIII, 3, 12; 8— 9: По XII таб­ли­цам, за тай­ное истреб­ле­ние уро­жая [назна­ча­лась] смерт­ная казнь… более тяж­кая, чем за убий­ство чело­ве­ка).

25. (Гай, I, 236, pr. D., L, 16: Если кто-нибудь гово­рит о яде, то дол­жен доба­вить, вреден ли он или поле­зен для здо­ро­вья, ибо и лекар­ства явля­ют­ся ядом).

26. (Пор­ций, Lam­po. Decl. in Ca­til., 19: Как мы зна­ем, в XII таб­ли­цах пред­пи­сы­ва­лось, чтобы никто не устра­и­вал в горо­де ноч­ных сбо­рищ).

27. (Гай, I, 4, D., XLVII, 22: Закон XII таб­лиц пре­до­став­лял чле­нам кол­ле­гий [сооб­ществ] пра­во заклю­чать меж­ду собою любые согла­ше­ния, лишь бы этим они не нару­ша­ли како­го-нибудь поста­нов­ле­ния, касаю­ще­го­ся обще­ст­вен­но­го поряд­ка. Закон этот, по-види­мо­му, был заим­ст­во­ван из зако­но­да­тель­ства Соло­на).

Таб­ли­ца IX

1— 2. (Цице­рон, О зако­нах, III, 4, 11, 19, 44: При­ви­ле­гий, [т. е. отступ­ле­ний в свою поль­зу от зако­на], пусть не испра­ши­ва­ют. При­го­во­ров о смерт­ной каз­ни рим­ско­го граж­да­ни­на пусть не выно­сят, ина­че как в цен­ту­ри­ат­ных коми­ци­ях… Пре­слав­ные зако­ны XII таб­лиц содер­жа­ли два поста­нов­ле­ния, из кото­рых одно уни­что­жа­ло вся­кие отступ­ле­ния от зако­на в поль­зу отдель­ных лиц, а дру­гое запре­ща­ло выно­сить при­го­во­ры о смерт­ной каз­ни рим­ско­го граж­да­ни­на ина­че, как в цен­ту­ри­ат­ных коми­ци­ях).

3. (Авл Гел­лий, Атти­че­ские ночи, XX, 17: Неуже­ли ты будешь счи­тать суро­вым поста­нов­ле­ние зако­на, караю­щее смерт­ною каз­нью того судью или посред­ни­ка, кото­рые были назна­че­ны при судо­го­во­ре­нии [для раз­би­ра­тель­ства дела] и были ули­че­ны в том, что при­ня­ли денеж­ную мзду по [это­му] делу?)

4. (Пом­по­ний, I, 2, § 23, D., 1, 2: Кве­сто­ры, при­сут­ст­во­вав­шие при испол­не­нии смерт­ных при­го­во­ров, име­но­ва­лись уго­лов­ны­ми кве­сто­ра­ми, о них упо­ми­на­лось даже в законе XII таб­лиц).

5. (Мар­ци­ан, I, 3, D., XLVIII, 4: Закон XII таб­лиц повеле­ва­ет пре­да­вать смерт­ной каз­ни того, кто под­стре­ка­ет вра­га [рим­ско­го наро­да к напа­де­нию на рим­ское государ­ство] или того, кто пре­да­ет вра­гу рим­ско­го граж­да­ни­на).

6. (Саль­ви­ан, О прав­ле­нии божьем, VIII, 5: Поста­нов­ле­ния XII таб­лиц запре­ща­ли лишать жиз­ни без суда како­го бы то ни было чело­ве­ка).

Таб­ли­ца X

1. Пусть мерт­ве­ца не хоро­нят и не сжи­га­ют в горо­де.

2. Свы­ше это­го пусть не дела­ют. Дров для [погре­баль­но­го кост­ра] пусть топо­ром не обте­сы­ва­ют.

3. (Цице­рон, О зако­нах, II, 23, 59: Огра­ни­чив рас­хо­ды [на погре­бе­ние] тре­мя сава­на­ми, одной пур­пу­ро­вой туни­кою и деся­тью флей­ти­ста­ми, закон XII таб­лиц вос­пре­тил так­же и при­чи­та­ния [по умер­шим]).

4. Пусть [на похо­ро­нах] жен­щи­ны щек не цара­па­ют и по умер­шим не при­чи­та­ют.

6а. (Цице­рон, О зако­нах, II, 23, 59: Кро­ме того, в зако­нах уста­нав­ли­ва­ют­ся еще сле­дую­щие [пра­ви­ла]: отме­ня­ет­ся баль­за­ми­ро­ва­ние [ума­щи­ва­ние] рабов и питье кру­го­вой чаши. « Без пыш­но­го окроп­ле­ния, без длин­ных гир­лянд, без куриль­ниц » ).

6б. (Фест, De verb. sig­nif., 154: В XII таб­ли­цах поста­нов­ле­но не ста­вить перед умер­ши­ми напит­ков с миррою).

7. (Если кто-нибудь был награж­ден вен­ком или сам лич­но, или за сво­их лоша­дей и рабов, [высту­пав­ших на играх], или если венок был дан ему за его доб­лесть, то при его смер­ти не воз­бра­ня­лось воз­ло­жить венок на умер­ше­го как у него дома, так и на фору­ме, рав­ным обра­зом его род­ным доз­во­ля­лось при­сут­ст­во­вать на похо­ро­нах в вен­ках).

8. А так­же золота с покой­ни­ком пусть не кла­дут. Но если у умер­ше­го зубы были скреп­ле­ны золо­том, то не воз­бра­ня­ет­ся похо­ро­нить или сжечь его с этим золо­том.

9. (Цице­рон, О зако­нах, II, 24, 61: Закон запре­ща­ет без согла­сия соб­ст­вен­ни­ка устра­и­вать погре­баль­ный костер или моги­лу на рас­сто­я­нии бли­же чем 60 футов от при­над­ле­жа­ще­го ему зда­ния).

10. (Цице­рон, О зако­нах, II, 24, 61: Закон запре­ща­ет при­об­ре­тать по дав­но­сти место захо­ро­не­ния, а рав­но и место сожже­ния тру­па).

Таб­ли­ца XI

1. (Цице­рон, О рес­пуб­ли­ке, II, 36, 36: [Децем­ви­ры вто­ро­го при­зы­ва], при­ба­вив две таб­ли­цы лице­при­ят­ных зако­нов, [меж­ду про­чим] санк­ци­о­ни­ро­ва­ли самым бес­че­ло­веч­ным зако­ном запре­ще­ние бра­ков меж­ду пле­бе­я­ми и пат­ри­ци­я­ми).

2. (Мак­ро­бий, Sat., I, 13. 21: Децем­ви­ры, кото­рые при­ба­ви­ли две таб­ли­цы, пред­ла­га­ли наро­ду утвер­дить исправ­ле­ние кален­да­ря).

Таб­ли­ца XII

1. (Гай, Инсти­ту­ции, IV, 28: Зако­ном был введен захват вещи в целях обес­пе­че­ния дол­га, и по зако­ну XII таб­лиц это было допу­ще­но про­тив того, кто при­об­рел живот­ное для при­не­се­ния жерт­вы, не упла­тил за него покуп­ной цены, а так­же и про­тив того, кто не пред­ста­вит воз­на­граж­де­ния за сдан­ное ему в наем вьюч­ное живот­ное, с тем усло­ви­ем, чтобы пла­та за поль­зо­ва­ние была употреб­ле­на им на жерт­вен­ный пир).

2а. Если раб совер­шит кра­жу или при­чи­нит вред.

2б. (Гай, Инсти­ту­ции, IV, 75, 76: Пре­ступ­ле­ния, совер­шен­ные под­власт­ны­ми лица­ми или раба­ми, порож­да­ли иски об ущер­бе, по кото­рым домо­вла­ды­ке или соб­ст­вен­ни­ку раба пре­до­став­ля­лось или воз­ме­стить сто­и­мость при­чи­нен­но­го вреда, или выдать голо­вою винов­но­го… [Эти] иски уста­нов­ле­ны или зако­на­ми, или эдик­том пре­то­ра. К искам, уста­нов­лен­ным зако­на­ми, [при­над­ле­жит], напри­мер, иск о воров­стве, создан­ный зако­ном XII таб­лиц).

3. (Фест, De verb. sig­nif., 174: Если при­но­сит [на судо­го­во­ре­ние] под­дель­ную вещь или отри­ца­ет [самый факт] судо­го­во­ре­ния, пусть пре­тор назна­чит трех посред­ни­ков и по их реше­нию пусть воз­ме­стит ущерб в раз­ме­ре двой­но­го дохо­да [от спор­ной вещи]).

4. (Гай, 3, D., XLIV, 6: Зако­ном XII таб­лиц было запре­ще­но жерт­во­вать хра­мам ту вещь, кото­рая явля­ет­ся пред­ме­том судеб­но­го раз­би­ра­тель­ства; в про­тив­ном слу­чае мы под­вер­га­ем­ся штра­фу в раз­ме­ре двой­ной сто­и­мо­сти вещи, но нигде не выяс­не­но, дол­жен ли этот штраф упла­чи­вать­ся государ­ству или тому лицу, кото­рое заяви­ло при­тя­за­ние на дан­ную вещь).

5. (Ливий, VII, 17, 12: В XII таб­ли­цах име­лось поста­нов­ле­ние о том, что впредь вся­кое реше­ние народ­но­го собра­ния долж­но иметь силу зако­на).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *