закрытие отдельного счета гоз
Когда подлежит закрытию отдельный счет, открытый исполнителем в рамках гособоронзаказа
Вопрос:
Между государственным заказчиком и головным исполнителем был заключен договор в рамках выполнения гособоронзаказа. Головной исполнитель заключил с нашей организацией договор, где мы выступали исполнителем по выполнению вышеуказанного договора в рамках гособоронзаказа. Нами был открыт специальный лицевой счет, все расчеты с головным исполнителем завершены, работы закончены, счет нулевой. Для закрытия нашего специального лицевого счета достаточно ли будет уведомления от головного исполнителя (который является для нашей организации заказчиком) о завершении работ по договору? Или необходимо уведомление от государственного заказчика, после того как между ним и головным исполнителем будут завершены работы? Головной исполнитель не предоставляет уведомление, обосновывая это тем, что его получение зависит от государственного заказчика.
Ответ:
Отдельные счета головного исполнителя и исполнителей подлежат закрытию после получения уведомления от уполномоченного банка о необходимости закрытия счета.
Банковское сопровождение государственного оборонного заказа предусматривает обязательное использование отдельного счета в уполномоченном банке. В соответствии со ст.3 и 8 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» головной исполнитель и исполнитель обязаны осуществлять расчеты по гособоронзаказу только с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке.
Согласно ст. 8.3 Федерального закона № 275-ФЗ отдельные счета головного исполнителя, исполнителей подлежат закрытию головным исполнителем, исполнителями только после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта.
После получения уполномоченным банком уведомления от государственного заказчика о полном исполнении государственного контракта банк обязан уведомить головного исполнителя, исполнителя о необходимости закрытия отдельного счета (ст. 8.2 Федерального закона № 275-ФЗ). В свою очередь, исполнитель, после полного выполнения государственного контракта и получения соответствующего уведомления от уполномоченного банка, представляет в уполномоченный банк заявление о закрытии отдельного счета, открытого для осуществления расчетов по контракту (ст. 8 Федерального закона № 275-ФЗ).
Таким образом, исполнитель может закрыть отдельный счет только после полного выполнения госконтракта и получения от уполномоченного банка уведомления о необходимости закрытия отдельного счета.
Банковское сопровождение в сфере ГОЗ. Вопросы и ответы эксперта
ПСБ как опорный банк оборонно-промышленного комплекса занимает значительную нишу в сегменте банковского сопровождения ГОЗ, обслуживая сегодня более 50% контрактов по гособоронзаказу. Работа в этой сфере предполагает максимальные поддержку и информирование предприятий ОПК, в частности, при консультировании клиентов и сопровождении сделок.
О работе банка по этому направлению рассказывает управляющий эксперт Департамента по сопровождению контрактов государственного оборонного заказа ПСБ Илья Апарышев.
– Илья, законодательство в части мониторинга расчетов при исполнении контрактов в сфере ГОЗ часто вызывает вопросы. Какие механизмы могут помочь предприятиям ОПК разобраться в тонкостях банковского сопровождения?
– Мы ведем постоянную консультационную работу, регулярно проводим круглые столы и конференции в российских регионах, где разъясняем нюансы законодательства о банковском сопровождении в сфере ГОЗ. В банк также обращаются компании с вопросами о специфике организации расчетов по заключенным сделкам с учетом конкретных документов (контракты, счета, акты, счета-фактуры и т.д.).
– Основные правила банковского сопровождения, механизмы обслуживания отдельных счетов начали работать еще в 2015 году. Почему у предприятий все еще возникают вопросы по взаимодействию с банками?
– С каждым годом оборонные предприятия набирают все больше опыта банковского сопровождения расчетов. Но это характерно, в первую очередь, для тех, кто участвует в ГОЗ на постоянной основе. А вот организациям и индивидуальным предпринимателям, которые впервые открывают отдельные счета, привлекают новых поставщиков или запускают новое производство, традиционно приходится уточнять много нюансов. Периодически выходят новые регламентирующие документы Банка России, Минобороны, ФАС, Минпромторга и другие, поэтому вопросов по банковскому сопровождению остается немало. И банк всегда готов ответить на них.
– Общаясь с клиентами напрямую, вы, наверное, знаете, какие вопросы сегодня остаются наиболее актуальными?
– Больше всего вопросов у клиентов возникает по следующим аспектам: условия открытия отдельных счетов на основании рамочного договора; закрытие отдельного счета исполнителем, если контракт уже исполнен, а госзаказчик еще не принял продукцию; особенности перечисления прибыли и ранее понесенных расходов с отдельного счета на расчетный счет компании; возможности смены сторон по сделке, заключенной в целях выполнения ГОЗ.
– Можно ли открыть отдельный счет на основании рамочного договора?
– Для удобства работы с поставщиками заказчики по сделкам в ряде случаев используют рамочные договора. Эти документы зачастую имеют специальный юридический статус – не являются контрактами на поставку продукции, а определяют только порядок заключения или реализации сделок. Они не содержат существенных условий
контракта, поэтому не могут служить основанием для открытия по ним отдельного счета. Условия контракта, заключенного в целях выполнения ГОЗ, могут содержаться в тексте документа, предусмотренного рамочным договором (например, в дополнительном соглашении, спецификации), и непосредственно в тексте рамочного договора.
– На основании одного контракта может быть открыт только один отдельный счет?
– Да, только один. Также в контракте может быть указан только один идентификатор государственного контракта (ИГК) – уникальный номер, который подлежит указанию во всех контрактах и является существенным условием каждого контракта в сфере ГОЗ. Законодательство обязывает каждого головного исполнителя и каждого участника кооперации по контракту – исполнителя включать ИГК в каждый контракт. Государственный заказчик самостоятельно формирует ИГК, который сохраняется на весь период действия государственного контракта.
– Можно ли закрыть отдельный счет в случае, когда на нем еще остались деньги?
– Вопрос состоит в том, можно ли перечислить остатки средств на расчетный счет с отдельного, когда контракт уже завершен. Закрыть отдельный счет исполнитель может только после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта. Однако уполномоченный банк вправе закрыть отдельный счет до момента получения уведомления от государственного заказчика об исполнении государственного контракта – при отсутствии на нем денежных средств.
Отмечу, что повторное открытие отдельного счета на основании того же контракта, для расчетов по которому был открыт закрываемый счет, не допускается. Открытие нескольких отдельных счетов для расчетов по одному и тому же контракту, за исключением случаев перевода сопровождаемой сделки в иной уполномоченный банк, также не предусмотрено положениями федерального закона №275-ФЗ.
– Обычно много вопросов у предприятий о правилах перечисления прибыли. Можете прокомментировать?
– Самое важное, что следует отметить, говоря о перечислении прибыли, – это обязанность уполномоченного банка осуществлять контроль полного исполнения сторонами обязательств по контракту. Перевод денежных средств исполнителем после исполнения контракта с отдельного счета в целях перечисления прибыли возможен при соблюдении ряда условий. Полное исполнение сторонами своих финансовых обязательств по контракту (по отдельным и (или) расчетным счетам) должно подтверждаться документами. Обратите внимание, что по отдельному счету запрещены операции, связанные с взаимозачетами. На основании указанной нормы формируется судебная практика о недопустимости зачета как способа выполнения контракта.
– А как быть с возмещением понесенных исполнителем расходов
на формирование запаса продукции?
– Тут тоже есть свои важные моменты. Расходы, понесенные исполнителем на формирование запаса продукции, должны быть произведены до заключения контракта. В случае если до заключения
контракта исполнитель сформировал за счет собственных средств запас продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимый для выполнения ГОЗ, при заключении соответствующего контракта исполнитель вправе по согласованию с заказчиком включать в контракт условие о возмещении (компенсации) понесенных им расходов на формирование такого запаса:
– в пределах цены контракта, предусматривающего изготовление продукции с длительным технологическим циклом производства, при условии подтверждения исполнителем в установленном порядке обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;
– после исполнения контракта, не предусматривающего изготовление продукции с длительным технологическим циклом производства, в пределахцены контракта при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса.
В случае если исполнителю необходимо за счет собственных средств совершать расходы в целях исполнения контракта после его заключения, клиент вправе зачислить свои собственные денежные средства на отдельный счет, осуществить необходимые банковские операции с использованием отдельного счета и впоследствии вернуть свои собственные денежные средства, израсходованные им в целях выполнения контракта.
– Возможна ли переуступка прав требования в процессе исполнения контрактов?
– Очень важный момент: нет, переуступки не предусмотрены, в том числе, запрещено перечисление денежных средств с отдельного счета в целях оплаты продукции новому кредитору, который не осуществлял поставку продукции клиенту (заказчику), а приобрел право денежного требования к клиенту (заказчику) у первоначального кредитора (исполнителя) на основании договора цессии.
По отдельному счету не допускается совершение любых операций по списанию денежных средств на отдельный или иной банковский счет, открытый третьему лицу, не являющемуся кредитором по контракту с исполнителем, во исполнение которого осуществляется платеж, и принявшему право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, вытекающего из контракта с исполнителем.
– Илья, ранее ПСБ сообщил, что по итогам 2019 года количество операций расчетнокассового сопровождения гособоронзаказа в банке достигло 22 тысяч в день. Банк адаптировал свою структуру для качественного сопровождения этих объемов?
– Да, в 2019 году мы в три раза увеличили количество операций расчетно-кассового сопровождения ГОЗ. Для качественного сопровождения мы усовершенствовали систему контроля платежей, повысили качество коммуникаций с клиентами, в том числе, через систему дистанционного обслуживания PSB Corporate, оптимизировали организационно-штатные процессы по укомплектованию штата контролеров ГОЗ банковскими специалистами, обеспечили усиленную защиту информационных
каналов связи. Отмечу, что мы готовы предоставить консультации и разъяснения по всем возникающим вопросам банковского сопровождения расчетов. Запрос может быть подан в любой форме по телефонам банка, электронным каналам коммуникаций или в одном из офисов ПСБ. При необходимости мы оперативно проработаем разъяснения с заинтересованными государственными структурами.
©«Новый оборонный заказ. Стратегии»
№ 2 (61), 2020 г., Санкт-Петербург
Закрытие отдельного счета гоз
Статья 8.3. Режим использования отдельного счета
1. Режим использования отдельного счета предусматривает:
1) списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях:
а) уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 317-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) оплаты расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. Перечень таких товаров, работ, услуг утверждается Правительством Российской Федерации;
б.1) оплаты расходов на электрическую энергию (мощность), поставляемую по ценам, рассчитанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
(пп. «б.1» введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 263-ФЗ)
в) перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);
г) перечисления головным исполнителем денежных средств при частичном исполнении им государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения является принятая государственным заказчиком продукция, в размере, согласованном с государственным заказчиком и не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем. О согласованном размере прибыли, подлежащем перечислению головным исполнителем при частичном исполнении им государственного контракта, государственный заказчик уведомляет уполномоченный банк. Порядок уведомления определяется государственным заказчиком;
(пп. «г» в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 317-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) расчетов с иностранными исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Перечень таких иностранных исполнителей по каждой сопровождаемой сделке составляется головным исполнителем, согласуется и представляется государственным заказчиком в уполномоченный банк, в котором открыт отдельный счет головным исполнителем. Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк указанного перечня определяется государственным заказчиком;
е) перечисления денежных средств в размере, предусмотренном условиями государственного контракта, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены государственного контракта понесенных головным исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 317-ФЗ, от 30.04.2021 N 132-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
е.1) перечисления денежных средств в размере, предусмотренном условиями контракта, направленных на возмещение (компенсацию) после исполнения контракта в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса, после исполнения контракта и представления исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);
(пп. «е.1» введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 317-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 132-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
е.2) перечисления денежных средств в размере, предусмотренном условиями контракта, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;
(пп. «е.2» введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 317-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.07.2018 N 263-ФЗ, от 30.04.2021 N 132-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ж) совершения разрешенных операций в соответствии с пунктами 2, 3, 9 и 10 статьи 8.4 настоящего Федерального закона;
з) оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц;
(пп. «з» в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 237-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1) единовременное списание денежных средств при закрытии отдельного счета, открытого по государственному контракту, контракту, относящемуся к сопровождаемой сделке, переводимой в иной уполномоченный банк в установленном настоящим Федеральным законом порядке, на отдельный счет, открытый в ином уполномоченном банке по такому государственному контракту, контракту;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 263-ФЗ)
3) запрет совершения операций, предусмотренных статьей 8.4 настоящего Федерального закона.
2. Отдельные счета головного исполнителя, исполнителей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, подлежат закрытию головным исполнителем, исполнителями после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта. На операции по списанию денежных средств с отдельного счета при его закрытии не распространяются требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
3. Сумма процентов за пользование денежными средствами, находящимися на отдельном счете, зачисляется уполномоченным банком только на тот же отдельный счет.
(часть 3 введена Федеральным законом от 18.02.2020 N 20-ФЗ)
Инструкция по работе с отдельным счетом для гособоронзаказа по 275-ФЗ
Отдельный банковский счет исполнителя ГОЗ — это финансовый инструмент, который открывается в уполномоченном кредитном учреждении для проведения взаиморасчетов между заказчиком и поставщиком государственного оборонного заказа.
Кто обязан открывать отдельный счет
Для расчетов между участниками государственного оборонного заказа используется спецсчет: это закреплено в 275-ФЗ от 29.12.2012. Каждый поставщик по ГОЗ обязан использовать отдельные номинальные счета по ГОЗ.
Регулируется открытие счета по 275-ФЗ в ст. 8 Федерального закона (п. 7 ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 8): их открывают головные исполнители и поставщики по гособоронзаказу для проведения расчетов с другими исполнителями.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, обязан ли субподрядчик открывать спецсчет. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как открыть
Открытие возможно, только если у исполнителя заключен контракт на банковское сопровождение ГОЗ с уполномоченным банком. Банковское учреждение выбирает сам поставщик. Главное условие, без которого нельзя открыть отдельный счет, — наличие особого подтверждения от Центробанка.
ЦБ РФ проверяет, соответствует ли банк установленным критериям для ведения этого специального инструмента по ГОЗ, и выдает ему разрешение на такую деятельность. К примеру, зарезервировать счет в Новикомбанке по гособоронзаказу допускается, только если у этого кредитного учреждения есть специальное разрешение Центробанка. У АО АКБ «Новикомбанк» такое разрешение присутствует, поэтому поставщики и соисполнители вправе подать заявку на резервирование.
Все банки, уполномоченные открывать специальные счета по гособоронзаказу, получают разрешение от Центрального банка РФ. Актуальный перечень уполномоченных банков доступен на официальном сайте Банка России. Для дополнительного подтверждения запрашивайте у специалиста банковского учреждения документальный допуск от ЦБ РФ.
Отдельный счет предназначен для расчетов между государственными заказчиками и исполнителями гособоронзаказа. Средства, выделенные на ГОЗ, носят целевой характер. Эти деньги используются только для расходов на государственный оборонный заказ, любое отклонение повлечет существенный штраф. Номинальный счет открывается для контроля движения денежных средств по контрактам, связанным с ГОЗ.
В Законе №275 определен режим использования отдельного счета (ст. 8.3 275-ФЗ). Открывается спецсчет по правилам, установленным конкретным уполномоченным банком. Вот что надлежит сделать поставщику:
Как только стороны завершат исполнение контракта по гособоронзаказу, подрядчик обязан уведомить об этом уполномоченный банк и закрыть спецсчет.
Как пользоваться
В 275-ФЗ четко указано, должен ли исполнитель гособоронзаказа открывать счет — да, все головные исполнители, исполнители и соисполнители открывают спецсчет в уполномоченных банках. Банковские учреждения заключают специальные договоры на обслуживание спецсчетов по государственному оборонному заказу. Операции проводятся, только если в распоряжении на перечисление денежных средств указывают идентификатор государственного контракта. Когда открытие одобрено уполномоченным банком, поставщик оповещает заказчика и направляет ему реквизиты. С этого момента государственный заказчик обязан перечислять деньги на спецсчет, указывая в каждом платежном документе идентификатор контракта.
Если из распорядительного органа (ТОФК — территориальное отделение Федерального казначейства) поступит уведомление о временной приостановке операций по спецсчету, уполномоченное учреждение обязано на время заблокировать движение средств (Указание ЦБ РФ №3729-У от 15.07.2015).
Какие операции допускаются
Не все движения денежных средств строго контролируются банками и Казначейством. Вот перечень допустимых операций, по которым допускается использование средств по гособоронзаказу (п. 2 ч. 1 ст. 8.3 275-ФЗ):
Допускаются и расходы на оплату труда персоналу со спецсчета, если соблюдается условие об одновременной выплате вознаграждения и компенсаций работникам ГОЗ по действующему трудовому законодательству. Исполнители вправе использовать спецсчет для перечисления НДФЛ с доходности, полученной в качестве заработной платы (Письмо Минфина России №03-04-06/15565 от 21.03.2016).
Приказ Минобороны №605 от 21.10.2019 закрепляет порядок взаиморасчетов с физическими лицами, которые предоставили в ограниченное пользование земельные участки в рамках сопровождаемой сделки по ГОЗ. Головной исполнитель обязан подать в уполномоченный банк перечень таких лиц, закрепив список тех, кому надлежит перечислить целевые средства гособоронзаказа. В реестр включаются сведения о гражданине (Ф.И.О., паспортные данные, адрес регистрации), о его земельном участке (кадастровый номер) и о связанном государственном контракте (идентификатор).
Какие операции проводить нельзя
Ряд операций не получится провести через спецсчет. Поставщику ГОЗ не разрешат предоставить или вернуть кредит, ссуду или заем, рассчитаться с физическими лицами (исключение — оплата труда), купить ценные бумаги или иностранную валюту, вложиться в уставный капитал, разместить деньги на депозитах, обеспечить исполнение обязательств за счет целевых средств по гособоронзаказу. Полный список представлен в ст. 8.4 275-ФЗ.
ТОФК вправе приостановить спецсчет для гособоронзаказа при казначейском сопровождении контрактов по ГОЗ. Такое правило установили в Приказе №43н от 22.12.2020.
Порядок вступил в силу 12 марта 2021 года. Если клиент предоставил неверные реквизиты, находится в процессе ликвидации или банкротства, связан (аффилирован) с государственным заказчиком, специалисты Федерального казначейства приостанавливают открытие лицевого счета. В приложении к Приказу №43н перечислены все критерии приостановления процедуры открытия счетов.
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|
О взыскании денежных средств для уплаты налогов (сборов, страховых взносов) с отдельного счета, открытого в рамках гособоронзаказа, в ходе конкурсного производства |