закрытие счетов санкционирования завершаемого финансового года
Отражение операций по санкционированию расходов в «1С:БГУ 8», ред. 2.0
Автор: Анастасия Хахулина, старший бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск №1
С наступление нового финансового года казенные учреждения должны не только правильно отразить в программе поступающие бюджетные назначения, но и корректно осуществить перерегистрацию обязательств прошлого периода на текущий.
Как проходит санкционирование
Операции по санкционированию расходов отражаются на соответствующих аналитических счетах счета 0 500 00 000 «Санкционирование расходов».
Санкционирование осуществляется следующим образом:
составляется и утверждается сводная бюджетная роспись;
утверждаются бюджетные ассигнования и доводятся до распорядителей средств и получателей;
согласовываются и доводятся лимиты обязательств, которые принимают получатели средств;
проводится подтверждение и выверка выполнения обязательств.
Учет по санкционированию расходов ведется с отражением корреспонденций по статьям санкционирования на основании первичной документации, которая установлена финансовой структурой соответствующего бюджета.
При санкционировании расходов проводки по доведению лимитов и принятию обязательств в их пределах оформляются следующими бухгалтерскими записями:
Д-т КРБ 50115000 К-т КРБ 50113000 – этой проводкой отражаются суммы лимитов обязательств, доведенных до получателя в установленном порядке или суммы корректировок, внесенных в течение отчетного (финансового) года, в соответствии с уведомлением о лимитах.
Д-т КРБ 50113000 К-т КРБ 50113000 – отражена детализация показателей, доведенных до получателя лимитов по кодам подстатей, статей КОСГУ. Если лимиты были доведены без разбивки по КОСГУ, отражаются также суммы корректировок, внесенных в течение года.
Д-т КРБ 50113000 К-т КРБ 50211000 – учтены суммы принятых получателем обязательств в пределах лимитов и изменений, внесенных в течение года.
Отражение санкционирования расходов в «1С:БГУ 8», ред. 2
В документе «Бюджетные данные» обязательны для заполнения:
«Лицевой счет» – должен быть указан лицевой счет, по которому учитываются передаваемые бюджетные средства.
«Введено в действие» – дата должна соответствовать дате ввода в действие бюджетных данных, указанных в Расходном расписании.
«Организация» – выбирается организация, бюджетные данные которой регистрируются.
«Вид бюджетных данных» – указывается вид бюджетной классификации КРБ или КИФ.
Для формирования операций по передаче БА и ЛБО от РБС подведомственному ПБС используется документ «Расходное расписание», который находится также на вкладке «Планирование и санкционирование».
В шапке документа «Расходное расписание» обязательно заполняются:
«Дата введения в действие» – дата введения в действие Расходного расписания.
«Организация» – РБС, передающий бюджетные данные ПБС.
Далее заполняются данные закладки «Расходное расписание»:
«Откуда» – в поле Распорядитель выбирается РБС, передающий бюджетные данные.
«Лицевой счет» – указывается лицевой счет, по которому учитываются передаваемые бюджетные данные.
«Куда» – получатель бюджетных средств заполняется выбором значения из справочника Контрагенты, указывается счет получателя и орган казначейства.
«Подписи» – указываются сведения о лицах, подписывающих документ.
Согласно п. 312 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, для корректного формирования отчетности показатели или остатки по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй и следующие годы за текущим (очередным), подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета соответственно.
Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года. В 2018 г. первый рабочий день 9 января. Для автоматизации перерегистрации обязательств в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2, применяется обработка «Перерегистрация обязательств». Для вызова этой обработки можно использовать команду панели навигации «Перерегистрация обязательств» в разделе «Планирование и санкционирование».
Обработку «Перерегистрация обязательств» следует запускать в первый рабочий день нового года. По кнопке «Заполнить» на закладке «Договоры и иные основания обязательств» табличная часть будет заполнена списком договоров, по которым в завершаемом финансовом году были приняты обязательства на плановые периоды. Такие обязательства подлежат перерегистрации в новом году.
В случае если коды бюджетной классификации, по которым учтено обязательство, в текущем году не являются действующими, то одновременно с этим на закладке «Переносы КПС» будет автоматически сформирован список устаревши КПС.
После нажатия на кнопку «Сформировать документы» формы «Перерегистрация обязательств» на закладке «Сформированные документы» будет сформирован список новых документов «Регистрация обязательств и сведений по договорам» вида «Перерегистрация обязательства» или «Перерегистрация обязательства (с учетом предмета)».
Неисполненные обязательства прошлых лет, которые планируется исполнять в текущем году, следует перерегистрировать самостоятельно, т.е. ввести документы по принятию обязательств.
Для закрытия счетов санкционирования завершаемого финансового года используется документ «Закрытие счетов санкционирования завершаемого финансового года». В «Помощнике закрытия периода» необходимо установить месяц (декабрь текущего года) и год (год, в котором необходимо произвести закрытие счетов санкционирования). Для заполнения документа «Закрытие счетов санкционирования текущего года» необходимо перейти по гиперссылке «Открыть список документов». Для корректного отражения операций в документе «Закрытие счетов санкционирования текущего года» необходимо учесть следующие моменты:
Автоматическое заполнение табличной части необходимо произвести по кнопке «Заполнить по данным учета».
После проведения документа «Закрытие счетов санкционирования текущего года» по кнопке «Печать» можно распечатать «Бухгалтерскую справку» по ф.0504833.
Обособление операций завершения финансового года и межотчетного периода
Какие операции требуют обособления в учете и отчетности
Согласно приказу Федерального Казначейства от 04.12.2015 № 339 межотчетным периодом считается условный период, следующий за дополнительным периодом предыдущего финансового года и заключением счетов бюджетного (казначейского) учета, отражающий изменение входящих остатков на счетах бюджетного (казначейского) учета текущего финансового года и использующийся для отражения операций, необходимость проведения которых обусловлена внесением изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие порядок ведения бюджетного (казначейского) учета, или проведением реорганизационных мероприятий и в иных установленных законодательством РФ случаях.
В бюджетном (бухгалтерском) учете государственных (муниципальных) учреждений также есть ряд операций, которые должны отражаться в межотчетный период. Это:
Под межотчетным периодом понимается период по факту отражения учреждением на счетах бюджетного (бухгалтерского) учета операций по закрытию показателей счетов в рамках завершения отчетного финансового года (2010) и до отражения на счетах операций текущего года (2011) (п. 1 ч. 1 письма Минфина России от 25.04.2011 № 02-06-07/1546).
Согласно пункту 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы. Для данных операций первичным документом является Бухгалтерская справка (ф. 0504833).
Примеры оформления бухгалтерской справки (ф. 0504833) приведены в письме Минфина России от 14.03.2016 № 02-07-07/14989. Из них следует, что подобные операции должны отражаться в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) за межотчетный период.
Обособление операций в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (ред. 2)
Операции завершения финансового года и межотчетного периода разделены на три группы в зависимости от типа межотчетного периода:
Оформление документов по операциям завершения финансового года и межотченого периода
Отражение операций по санкционированию расходов в «1С:БГУ 8», ред. 2.0
Нет времени читать?
С наступление нового финансового года казенные учреждения должны не только правильно отразить в программе поступающие бюджетные назначения, но и корректно осуществить перерегистрацию обязательств прошлого периода на текущий.
Как проходит санкционирование
Операции по санкционированию расходов отражаются на соответствующих аналитических счетах счета 0 500 00 000 «Санкционирование расходов».
Санкционирование осуществляется следующим образом:
Учет по санкционированию расходов ведется с отражением корреспонденций по статьям санкционирования на основании первичной документации, которая установлена финансовой структурой соответствующего бюджета.
При санкционировании расходов проводки по доведению лимитов и принятию обязательств в их пределах оформляются следующими бухгалтерскими записями:
Отражение санкционирования расходов в «1С:БГУ 8», ред. 2
В документе «Бюджетные данные» обязательны для заполнения:
Для формирования операций по передаче БА и ЛБО от РБС подведомственному ПБС используется документ «Расходное расписание», который находится также на вкладке «Планирование и санкционирование».
В шапке документа «Расходное расписание» обязательно заполняются:
Далее заполняются данные закладки «Расходное расписание»:
Согласно п. 312 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, для корректного формирования отчетности показатели или остатки по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй и следующие годы за текущим (очередным), подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета соответственно.
Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года. В 2018 г. первый рабочий день 9 января. Для автоматизации перерегистрации обязательств в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2, применяется обработка «Перерегистрация обязательств». Для вызова этой обработки можно использовать команду панели навигации «Перерегистрация обязательств» в разделе «Планирование и санкционирование».
Обработку «Перерегистрация обязательств» следует запускать в первый рабочий день нового года. По кнопке «Заполнить» на закладке «Договоры и иные основания обязательств» табличная часть будет заполнена списком договоров, по которым в завершаемом финансовом году были приняты обязательства на плановые периоды. Такие обязательства подлежат перерегистрации в новом году.
В случае если коды бюджетной классификации, по которым учтено обязательство, в текущем году не являются действующими, то одновременно с этим на закладке «Переносы КПС» будет автоматически сформирован список устаревши КПС.
После нажатия на кнопку «Сформировать документы» формы «Перерегистрация обязательств» на закладке «Сформированные документы» будет сформирован список новых документов «Регистрация обязательств и сведений по договорам» вида «Перерегистрация обязательства» или «Перерегистрация обязательства (с учетом предмета)».
Неисполненные обязательства прошлых лет, которые планируется исполнять в текущем году, следует перерегистрировать самостоятельно, т.е. ввести документы по принятию обязательств.
Для закрытия счетов санкционирования завершаемого финансового года используется документ «Закрытие счетов санкционирования завершаемого финансового года». В «Помощнике закрытия периода» необходимо установить месяц (декабрь текущего года) и год (год, в котором необходимо произвести закрытие счетов санкционирования). Для заполнения документа «Закрытие счетов санкционирования текущего года» необходимо перейти по гиперссылке «Открыть список документов». Для корректного отражения операций в документе «Закрытие счетов санкционирования текущего года» необходимо учесть следующие моменты:
После проведения документа «Закрытие счетов санкционирования текущего года» по кнопке «Печать» можно распечатать «Бухгалтерскую справку» по ф.0504833.
Автор: Анастасия Хахулина,
методист Департамента проектов внедрения и консалтинга «ГЭНДАЛЬФ»
Порядок и учет санкционирования расходов
В 2016 году Министерство финансов внесло ряд изменений в собственные распоряжения относительно применения Единого плана счетов бухучета, используемого в бюджетных организациях РФ. Некоторые новшества коснулись учета денежных и авансовых обязательств по санкционированным расходам.
Рассмотрим понятие санкционирования расходов, порядок его проведения, особенности учета по нормативным требованиям, установленным последними принятыми актами Минфина РФ.
Что такое санкционирование
Санкционирование – это утверждение расходных статей бюджетных структур государством как высшей инстанцией. В эту процедуру входят:
К СВЕДЕНИЮ! Санкционирование необходимо для того, чтобы организация не брала на себя обязательств, не обеспеченных государственным финансированием, а также не рассчитывала на это финансирование по непрофильным обязательствам.
Принимаемые, отложенные и авансовые обязательства
Принимаемые обязательства – это необходимость предоставить средства из госбюджета определенному физическому или юридическому лицу на каком-либо законном основании, например, заработная плата преподавателя в государственной школе или вузе, деньги, выделенные победителю тендера госзакупок, отчисления в бюджет и т.п.
Они возникают в момент, когда:
Отложенные обязательства – те необходимые платежи, величина которых на момент принятия не может быть установлена точно, либо не известно точное время их исполнения. Такие обязательства могут приниматься, если для их оплаты в бюджетном учреждении существует специальный резерв.
Авансовые обязательства – обязанность бюджетной структуры выплатить организации или физлицу средства из бюджета предварительно, до того как будут выполнены требования заключенного с ними гражданско-правового договора.
Порядок санкционирования
Основные этапы процесса санкционирования прописываются государственными нормативными актами, в частности, Бюджетным Кодексом РФ, отраслевыми нормами. Для санкционирования нужно последовательно выполнить 4 пункта:
Бюджетная роспись
В этом документе средства из бюджета распределяются по назначениям, определяются их получатели и распорядители. Ст. 217 Бюджетного Кодекса РФ говорит, что составлять ее должен тот орган, который на своем уровне отвечает за формирование проекта бюджета, затем ее утверждает глава соответствующей финансовой структуры:
Средства в ней разбиваются по кварталам. После утверждения сводная смета направляется в казначейство.
Сводную смету составляют на основе росписей, которые делают главные распорядители бюджетных средств отдельно по каждому виду назначений, разбитых по статьям бюджета (существуют определенные коды).
ВНИМАНИЕ! В данную смету могут вноситься исправления, если принято законодательное требование об экономии средств бюджета, суммы по доходным статьям завышены в сопоставлении с принятыми ранее решениями либо главным распорядителем изменены получатели ассигнований.
Особенности использования расходно-доходных смет
Распорядитель бюджетных средств доводит до ведома бюджетной организации все нюансы принятых ассигнований. На основании данного уведомления формируется расходно-доходная смета, в которой необходимо отразить:
Только после утверждения данного документа учреждение может использовать выделенные из бюджета финансовые средства.
Лимиты принимаемых обязательств
Лимиты – основания для предоставления средств по покрытию принятых обязательств, отражающие возможный максимум их принятия. Их устанавливает госказначейство. В банковской системе, в отличие от бюджетного финансирования, такого понятия нет. Основанием для их установления служат данные сводной росписи.
Казначейство предоставляет сведения о лимитах главным распорядителям бюджетных средств, а они – получателям. После утверждения на уровне получателей лимиты учитываются специальным органом казначейства, которым контролируется их исполнение.
Подтверждение обязательств
После того как обстоятельства приняты (заключен договор с учетом установленных лимитов), они должны быть подтверждены. Подтверждение обязательств – проверка совпадения средств сметы и платежных документов по заключенным договорам. Подтверждение происходит перед списанием средств с бюджетных счетов. Проводит проверку орган, уполномоченный на нее госказначейством.
ИТАК, процедура санкционирования призвана исключить возможность выделения бюджетных ассигнований на нецелевое назначение либо не обеспеченных доходной частью бюджета.
Бухгалтерский учет операций по санкционированию
Осуществляется на основании «первички», принятой в финансовых требованиях соответствующей бюджетной отрасли. П. 239, 241 и 251 Инструкции по применению Единого плана счетов требует, чтобы в учете отражались операции по операциям санкционирования расходов с использованием следующих счетов:
При этом делаются такие бухгалтерские проводки:
Если деятельность бюджетной организации направлена на получение дохода, проводки будут выглядеть так:
Почему «закрытие года» не попадает в оборотно-сальдовую ведомость в 1С: БГУ?
Закрытие года – одна из самых сложных и трудоёмких процедур в работе любого бухгалтера. А у представителей бухгалтерии госсектора – вдвойне. Мало того, что оборотно-сальдовая ведомость показывает «некорректные» данные (не сходятся остатки по счетам финансового результата, не закрыты счета санкционирования), так ещё и не сходятся стандартные и регламентированные отчёты. Именно об этих проблемах говорят бухгалтеры, сравнительно недавно начавшие работать с программой. Почему так происходит? Разберем эти вопросы в нашей статье.
Всё дело в том, что в программе реализовано обособление данных межотчётного периода трёх типов:
• операции по заключению счетов;
• операции по изменению валюты баланса.
Более подробно рассмотрим на примере.
После внесения данных за 2019 год в программе сделаны документы по закрытию года.
Тем не менее при формировании оборотно-сальдовой ведомости эти операции не включаются в обороты и не меняют остатки на конец года.
Это происходит потому, что они отражаются в межотчётном периоде. Как это выглядит в программе?
Операции по заключению счетов можно сформировать документом «Закрытие балансовых счетов в конце года».
При проведении этого документа автоматически устанавливается дата и время операции – последняя секунда последнего дня завершаемого года; тип межотчётного периода – «Заключение счетов». Никаких дополнительных действий от пользователя для этого не требуется.
Технологические операции формируются документами «Закрытие забалансовых счетов поступлений и выбытий денежных средств», «Закрытие оборотных КЭК по счетам», «Закрытие счетов санкционирования завершаемого финансового года».
Тип межотчётного периода и дата в этих документах также устанавливается автоматически при проведении.
Документ «Перенос остатков» позволяет отразить операции одного из двух типов – «Технологические операции» и «Операции по изменению валюты баланса». Для этого надо указать дату 31 декабря, установить флаг «Отразить в межотчётном периоде» и выбрать требуемый тип. Для даты, отличной от 31 декабря, флаг «Отразить в межотчётном периоде» не доступен.
Аналогично этому в документе «Операция бухгалтерская» за 31 декабря можно отразить операции по одному из трёх типов межотчётного периода.
Как же увидеть эти операции в стандартных отчётах?
Для этого надо в настройках отчёта на закладке «Показатели» установить переключатель «Тип периода» в соответствии со своей задачей.
Если переключатель находится в положении «Отчётный период», то операции межотчётного периода в ведомость не включаются.
Переключатель в положении «Заключение счетов» позволяет сформировать ведомость вместе с проводками по закрытию балансовых счетов и соответствующими остатками.
Если переключатель установлен в положение «Технологические операции», то ведомость содержит отчётный период, проводки по закрытию года и технологические операции.
С переключателем в положении «Изменение валюты баланса» ведомость включает в себя все операции отчётного и межотчётного периодов.
Таким образом, каждое последующее положение переключателя «Тип периода» позволяет включить в ведомость дополнительные данные по сравнению с предыдущими.
Если выбрать одно из положений переключателя и установить флаг «Только указанный период», в ведомость попадут только проводки с данным типом межотчётного периода. Например, только закрытие балансовых счетов.
Мы рассмотрели этот вопрос на примере оборотно-сальдовой ведомости. Аналогично настраиваются и другие стандартные отчёты.
Для бюджетных, автономных и казённых учреждений принцип одинаковый. Отличаться будет лишь список счетов, которые попадают в операции межотчётного периода.
Автор статьи: Анна Власова
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов