заливка воска в гипсовую форму
Литьё из воска. Методика. Рекомендации.
В старину свечи отливали в так называемых «лейках» — формах, изготовленных из олова или жести. Белорусские крестьяне применяли формы из дерева и древесной коры. Сибиряки же в качестве форм для литья свечей использовали полые стебли местных зонтичных растений: дягиля и борщевика. Стебли этих растений срезали осенью, когда наземные части их уже отмирали. Украинские крестьяне применяли для тех же целей полые стебли болиголова.
Свечи лили из сала или натурального пчелиного воска. Сейчас вместо натурального воска используют парафин или церезин. Эти воскоподобные вещества называют минеральным воском. Для отливки фигурных свечей вы можете воспользоваться хозяйственными парафиновыми свечами, огарками использованных свечей.
Свечи отливают в металлических, деревянных или гипсовых формах. Металл (сталь, латунь, жесть) применяют, если нужно отлить свечу в виде цилиндра, конуса, пирамиды или призмы.Внутренние поверхности металлических форм нужно хорошо отполировать.
Только в этом случае готовые свечи будут легко извлекаться из формы, а их поверхность станет ровной, с матовым блеском. Крепят металлические формы на деревянных подставках. Изготовление свечей в металлических формах показано на рисунках а — г.
Но возможности металлических форм ограничены, только в гипсовых формах можно выполнить восковую отливку сложной конфигурации.
Гипсовую форму изготавливают по пластилиновой, глиняной или деревянной модели, которая представляет собой точную копию будущей отливки. Предположим, что вы решили воспользоваться деревянной моделью.
Подберите для нее хорошо просушенную, однородную и без ярко выраженных годичных слоев древесину.
Для модели годятся липа, бук, береза, осина, ольха. Если вы будете вытачивать модель на токарном станке, сразу отшлифуйте ее наждачной бумагой.
Рельефы на ней вырезают ножом-косяком, прямыми и полукруглыми стамесками, клюкарзами. В зависимости от рисунка рельефа, его величины и конфигурации выбирается порода древесины. Если на модели предполагается нанести рельеф с крупными деталями, то для нее используют мягкую древесину липы, осины или ольхи.
Для мелких рельефов с тонкой проработкой деталей пригодны только твердая и однородная древесина: береза, бук и др.
Готовую модель нужно сделать влагостойкой. Нагрев модель над огнем, несколько раз пропитайте ее горячей олифой. Примерно через сутки можно покрыть ее шеллачным лаком. (Вместо шеллачного лака можно использовать масляный и нитроцеллюлозный лак.) В торец модели ввинтите небольшой шуруп, прикрутите к нему проволоку, свободный конец проволоки согните крючком.
Налейте лак в стеклянную банку и опустите в него модель. Лак должен легко стекать с модели. (Густой лак разводят растворителем.) Выньте модель из лака и повесьте над банкой, чтобы лишний лак мог стекать в нее. Высохший лак покроет модель тонкой прочной пленкой. Еще раз окуните модель в лак, дайте ему просохнуть.
Операцию эту повторяют до тех пор, пока поверхность модели не станет ровной и блестящей. Форму для отливки изготавливают в опоке — коробочке с четырьмя стенками и дном (рис. 1).
Две торцевые стенки соединены с дном наглухо шипами и клеем. По краям в них проделаны пазы для тонких боковых стенок из оргстекла или пластмассы. (Можно также использовать пропитанную олифой тонкую фанеру или картон.)
На одной из торцевых стенок укрепите шурупом модель, вставьте в пазы боковые стенки, затем смажьте модель и внутренние части опоки разъединительной смазкой или вазелином — высохший после формовки гипс не прилипнет к модели и стенкам опоки.
Смазку можно приготовить из двух весовых частей стеарина, расплавленных на водяной бане, и пяти весовых частей керосина. Смесь тщательно размешивают до образования однородной массы. Смазку наносят на модель и стенки опоки кистью или тряпичным тампоном.
Закончив с моделью и опокой, можно приступать к приготовлению гипсового раствора. Его желательно разводить в резиновой или пластмассовой эластичной посуде. Из такой емкости засохший гипс легко удаляется, стоит лишь нажать на ее стенку. Налейте в емкость, или, как еще говорят, гипсовку, чистую воду комнатной температуры и начинайте медленно, постоянно помешивая, насыпать в нее гипс, пока не получится густой раствор.
Гипсовый раствор быстро схватывается, поэтому, помешав раствор примерно 1,5—2 минуты, залейте его в опоку. Причем так, чтобы он заполнил опоку только наполовину (рис. 2). При этом в гипсе окажется нижняя половина модели. Примерно через 8—10 минут гипс затвердеет, но не окончательно, его еще можно обрабатывать режущими инструментами.
Воспользуйтесь этим и кончик скальпеля вырежьте по углам гипсов половинки три-четыре конических упгбления. При заливке второй половинки формы эти углубления заполняются гипсом и на верхней половинке формы образуются выступы. Получится своеобразный замок, позволяющий точно соединять обе половинки. Образовшиеся крошки стряхните широк кистью.
Теперь смажьта верхнюю половинку формы разъединительной смазкой. Снова приготовьте необходимое количество раствора: его потребуется примерно столько же, сколько вы использовали при заливке нижней половинки формы. Залейте опоку доверху (рис. 3) примерно через 20 минут, когда гипс полностью затвердеет, разберите опоку, разъедините форму, освободите от деревянной модели (рис. 4).
Если форма задуманной вами свечи не очень сложная и нужно сделать всего две-три отливки, то можете не укреплять внутреннюю полость гипсовой формы. Но перед заливкой ее нуж обязательно насытить водой. Тогда ваша новая отливка будет легко отделять от увлажненной формы. Если же решили сделать много свечей, то придется покрыть внутреннюю часть формы несколькими слоями натуральной олифы. Гипс сразу же впитает в себя первый слой олифы.
Покройте форму еще двумя-тремя слоями олифы, пока на поверхности гипса не появится устойчивый мягкий блеск. Олифа затвердевает в течение суток.
Загрунтованные поверхности формы покройте несколькими слоями лака — они станут гладкими и еще более блестящими. Теперь восковая отливка будет легко отделяться от гипсовой формы.
Перед заливкой расплавленного воска вставьте в форму фитиль: один конец укрепите на прутике, другой завяжите узлом.
Лучше всего использовать для него толстую льняную или конопляную нить, но можно обойтись и катушечными хлопчатобумажными нитками, свив их вместе в зависимости от толщины 8—16 нитей.
Половинки формы свяжите веревкой (рис. 5). Как искусственный, так и натуральнь воск плавится при относительно невысокой температуре, например, в горячеи воде, доведенной до кипения. Поэтому для плавления воска применяют обычную клееварку (рис. а). Воск расплавлют в ковшике, опущенном в посуду с кипящей водой.
Запомните: воск нельзя плавить на открытом огне. Во-первых, свойства его от этого ухудшаются, во-вторых, он может загореться!
Заливка воска в гипсовую форму
Пользователь
Регистрация: 12.10.2007
Сообщений: 4182
В друзьях у: 5
Голосов: 558 / 43
Пользователь
Регистрация: 24.12.2004
Откуда: г.Омск
Сообщений: 2422
В друзьях у: 17
Голосов: 259 / 15
Пользователь
Регистрация: 30.06.2011
Откуда: Москва
Сообщений: 1571
В друзьях у: 15
Голосов: 479 / 5
Пользователь
Регистрация: 24.12.2004
Откуда: г.Омск
Сообщений: 2422
В друзьях у: 17
Голосов: 259 / 15
Пользователь
Регистрация: 12.10.2007
Сообщений: 4182
В друзьях у: 5
Голосов: 558 / 43
не, я по-всякому напробовался и вернулся к старому-доброму-верному. вощем, я бы снял силиконовую форму кирпичом, залил бы голову с частью плечевого прям гипсом с вакуумированием, потом извлек голову, подрезал бы по складкам и оформил шарнир. отгипсовал бы отдельности левую и правую руку, ноги от колена по коньки по отдельности, оформил бы шарниры, вложил все обратно в форму и загипсовал бы плечевой и торс с тазом по колено))). есть такой способ гипсоформовки: две открытые полуформы залить гипсом и на пороге схватывания полуформы совместить, выдавив лишний гипс по смыканию
впрочем, не настаиваю. бывает, что и всякое маловероятное вполне получается
Топ 5 способов работы с формой для свечей
Топ 5 способов работы с формой для свечей
Добрый день, друзья. Поводом для подбора сегодняшней подборки послужило письмо:
“А перед тем как работать и заливать воск, внутренняя сторона формы чем-то смазывается?”
Отвечаем: Дмитрий, здравствуйте. Способов очень много. И специально для Вас сегодняшняя подборка. Поехали.
Процесс изготовления восковых свечей обойдется дороже других, да и работа эта кропотливее. Но, например, церковные свечи традиционно должны быть восковыми.
Для работы вам будет необходим воск, металлическая посуда для плавления, натуральная нить для фитиля и форма для свечи.
Воск можно приобрести в магазинах пчеловодства.
Фитиль должен быть обязательно из натуральной нити. Проверить это можно путем поджигания. Синтетика плавится, а натуральная нить превращается в пепел. Толщина нити должна соответствовать толщине будущей свечи. Слишком тонкая нить будет утопать в воске, а слишком толстая не будет успевать за таянием воска, что может привести к пожароопасной ситуации.
Жесткие формы для свечей из пластмассы или металла можно купить. А можно использовать формы для печения, различные коробочки, бокалы, чашки из фаянса или фарфора. Главное, чтобы материал выдерживал температуру до 100°С. Можно изготовить формы и самостоятельно.
Перед тем, как залить в форму воск, ее необходимо нагреть и обмотать полотенцем, чтобы остывание происходило медленно.
Перед тем как установить фитиль, внутреннюю поверхность формы необходимо смазать, например, жидкостью для мытья посуды – это облегчит последующее отделение воска от стенок формы. Жидкость для мытья посуды разводят в теплой воде, аккуратно окунают туда форму и вынимают, следя, чтобы не осталось мыльных пузырей. Затем форму вытирают влажной материей, но не досуха. Использовать для смазки растительное масло не рекомендуется – оно оставляет трудноудаляемую жирную пленку. Использование растительного масла возможно только для деревянной формы.
При заливке в форму воска фитиль должен быть натянут. Если форма имеет дно, то в нем нужно проделать отверстие, пропустить через него фитиль и закрепить его, завязав снаружи узелок. Другой конец привяжите к перекладине, которая будет лежать поперек поверхности формы. Если дно невозможно продырявить, то фитиль приклеивают ко дну. Если дна нет, то форму приклеивают к пластмассовой поверхности, фитиль также приклеивают, предварительно смазав дно формы.
Заливая воск, необходимо помнить, что температура плавления воска — 64°. Разливать его в формы лучше, нагрев до 80°. Причем заливать нужно в один прием, чтобы не было швов.
Если форма маленькая, то удобно пользоваться черпаком.
Воск в форме застывает от внешнего края к центру. Вокруг фитиля при этом образуется отверстие. Его нужно заполнить воском.
Если свеча толстая, то воск по мере остывания нужно протыкать спицей по длине фитиля, чтобы не образовывалось пузырьков.
«Торопить» остывание воска не следует, иначе свеча может потрескаться.
Если форма разборная, то тонкие свечи из нее можно вынимать, когда воск затвердеет наполовину. Далее с помощью нагретого ножа со свечей срезают наросты и оставляют свечу остывать на столе. Следите, чтобы в комнате не было резких перепадов температур.
Из цельной формы свечу можно вынуть только после полного отвердения воска. На это обычно уходят сутки.
Вынимают свечу, потянув за фитиль (не забудьте развязать узел снизу). При необходимости можно постучать формой по столу. Или окунуть ее в горячую воду.
Из формы без дна свечу просто выдавливают.
Форму потом очищают от воска и моют с использованием жидкости для мытья посуды.
Можно изготовить восковые свечи и без использования формы. Для этого применяется метод окунания. Фитиль многократно обмакивают в воск до получения свечи нужного диаметра.
У церковных работников существуют специальные приспособления, позволяющие изготавливать таким способом сразу несколько свечей.
Видео по теме: изготовление восковых свечей:
3. Делаем сами мыльную смазку для полиуретановых форм formmarket.ru
Автор видео: Formmarket ru
Мастер-класс по изготовлению мастер-модели из литейного воска. Часть вторая. Литьё
Продолжаю свой рассказ о кошке, которая родилась из воска, повзрослела в бронзе, а вершину своей карьеры достигнет, став хрустальной стопкой 🙂
Загогулина на голове (вы будете смеяться) это хвост 🙂 Просто так будет удобнее делать резиновую
прессформу в будущем.
1. На резиновую *заглушку* от опоки устанавливаем восковый *блин*, на который, с помощью термошпателя, начинаем припаивать мои восковые модельки,
кошку в том числе:
—————————————————————————————————————————————————-
3. Устанавливаем опоку на резиновую *заглушку*, предварительно обернув в плёнку, чтобы жидкий гипс не
вытекал:
Вид сверху :
—————————————————————————————————————————————————-
4. Начинаем готовить раствор из формовочной массы (гипса). Необходимо соблюсти правильные пропорции.
а) Насыпаем и взвешиваем гипс :
б) В мерную колбу набираем необходимое количество дистиллированной воды и выливаем в емкость из
мягкого пластика :
—————————————————————————————————————————————————-
5. Высыпаем отмеренное количество гипса в воду (гипс в воду, не наоборот. ) и, с помощью строительного
миксера, размешиваем до получения однородной массы, по густоте схожей с ряженкой, например..)) :
6. Размешанный раствор гипса помещаем на вакуумную установку, где, под мощным воздействием
«выжатого» воздуха, густая и тяжёлая формомасса начнёт *кипеть*, выдавливая из себя все воздушные
пузыри. Важнейший этап в подготовке к литью!! Вакуумирование, произведённое ненадлежащим
образом, обязательно приведёт к браку, во многоих случаях необратимому.
Итак :
—————————————————————————————————————————————————-
7. Теперь, сняв с вакуума пластиковый таз с гипсом, устанавливаем на его место готовые к заливке гипса
опоки. Разливаем гипс по опокам и, в свою очередь, вакуумируем опоки, заполненные гипсом. Это занимает
около 2х минут :
То есть, под воздействием цикла
температур, воск вытечет из форм(опок), оставив после себя пустые полости, точно повторяющие восковки.
На следующий день всё готово к, собственно, самому литью.Наши опоки прокалились и готовы для заливки.
Процесс насколько интересный, настолько и не
красочный. Мы не увидим струящегося, огненного, жидкого металла. Всё действо произойдёт внутри этой
литейной машины :
—————————————————————————————————————————————————
11. Горячую опоку щипцами вынимаем из прокалочной печи и устанавливаем в
соответствующий паз литейной машины :
В верхнюю часть литейной машины загружаем металл :
12. Через пару-тройку минут металл расплавлен. Нажатием кнопки придаём вакуумное усилие литейной
машине, и расплавленный металл из тигеля плотно заполняет нашу форму. Финита ля комедия!.))
13. После 10 мин. остывания на воздухе, полностью охлаждаем опоку под водой :
14. Теперь нужно просто выбить охлаждённый гипс с отливкой из опоки. Делается это простым молотком :
15. Затем бесформенный кусок влажного гипсового *теста* промываем под мощной(как на автомойках)
16. И вот, что мы имеем :
17. Отпиливаем отливки от «блина» :
Вы присутствовали при процессе литья по выплавляемым моделям вакуумным способом.
Надеюсь, что мне удалось описать этот сложнейший процесс максимально ясно.
прессформы и окончательное изготовление хрустальной стопки с этим кошаком.
Литьё ювелирных украшений в домашних условиях
Воск при помощи паяльника наносится на металлический палец нужного для кольца диаметра. Палец обернут фольгой для более простого снятия восковки в будущем.
Для резьбы по воску используются резцы, у Тимофея они самодельные. Широкие и плоские для снятия большого количества материала и создания формы, игла для тонкой работы и гравировок, и трубчатый резец-ложка для универсальной работы и наплавления воска, что будет показано дальше.
Когда проведена разметка рисунка и букв, постепенно углубляются линии и удаляются лишние фрагменты из фона. И спустя не определенное количество времени модель становится похожа на то, что вы могли видеть на пальце автора канала AlexGyver. Затем железный палец убирается, фольга тоже. Далее идет не обязательная процедура снятия с модели слепка. Слепок позволяет быстро изготавливать восковки и тиражировать модель, например, для фанатов. Но в то же время, даже при изготовлении единичного изделия, одна восковка дает одну литейную форму, и чтобы ее не запороть, тоже можно сделать слепок на всякий случай, это как сохранится в игре или программе.
Модель заливается жидкой резиной, например, ПентЭласт-718, которая действует как эпоксидка и вулканизируется при добавлении катализатора. Формочка для создания слепка сделана из пластилина. Для улучшения передачи мелких деталей восковка тоже тщательно обмазывается резиной, а затем погружается в форму. После отверждения слепок очищается и все разбирается, слепок разрезается.
Недостаточно просто залить, нужно полностью удалить из него все пузыри, иначе расплавленный металл их заполнит и тогда изделие покроется кучей мелких шариков, которые не везде будет возможно удалить и рисунок на модели будет испорчен.
Насос откачивает воздух из-под колпака, а столешница вибрирует от моторчика с эксцентриком. Таким образом из гипса выбиваются и выдуваются все пузыри. Гипс замешивается по времени, потому что процесс жестко ограничен. Гипс не просто грязь, которая засохнет. При замесе он жидкий и льется как кефир, но уже через 8-10 минут твердеет, так как в нем происходит химическая реакция. Если его перемешивать дальше в этом состоянии, то он вообще навсегда останется кашей.
В вакууме гипс закипает, из него выходит воздух. Сперва его вакуумируется сам замес, затем он разливается по опокам и вакуумируется снова. Это все нужно успеть сделать за 8 минут. В опоках гипс вновь закипает и поднимается, вот для этого и нужен скотч. Опока заливается до верху и гипс может начать вытекать. Через час-два после формовки гипс уже твердый, его можно обрабатывать механически.
Опоки распечатываются, убирается скотч, поставка с пластилином и выдергивается проволока. Таким образом открываются литники, ведущие к модели. Восковки уже исполнили свое предназначение, передав свою форму гипсу. Все, пути назад нет, восковая модель превратилась в восковую лужу, теперь нужно удалить из форм воду, ее там чуть ли не треть по массе.
Формы сейчас супер сырые, их нужно не просто просушить, а прокалить, чтобы из кристаллической решетки гипса вышла вся вода. Для этого печь должна плавно поэтапно поднимать температуру до 730-750 градусов и затем немного опустить ниже перед литьем. Этим занимается термоконтроллер. Прокалка под надзором термоконтроллера занимает 9 часов.
Литье будет производиться под давлением от силы инерции, и форма закрепляется в специальном высокотехнологичном устройстве. В качестве металла используется всякий серебряный лом и плавится обычной горелкой.
На раскаленный металл добавляется обычная борная кислота (продается в аптеке). Она становится масляной пленкой, которая покрывает металл и защищает его от окисления, поглощает шлаки и очищает расплав, в общем выполняет те же функции, что и при обычной пайке. Борная кислота, кстати, дает зеленое пламя.
Далее следует полировка для придания поверхности блесков, а затем производится чернение или оксидирование, процесс искусственного состаривания в растворе серной печени.
Щепотка порошка плавится пока не вспыхнет, затем заливается водой и доводится до кипения. В полученном растворе серебро чернеет за считанные секунды.
Колечко готово. Вот так оригинальная восковая модель превратилась в блестящее серебряное колечко.
Благодарю за внимание. До новых встреч!