замена стороны в соглашении о предоставлении субсидии

Замена стороны в соглашении о предоставлении субсидии

замена стороны в соглашении о предоставлении субсидии

замена стороны в соглашении о предоставлении субсидии

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

замена стороны в соглашении о предоставлении субсидииОбзор документа

Письмо Минфина России от 29 мая 2020 г. N 09-04-04/45945 Об изменении заключенных с некоммерческими организациями соглашений о предоставлении субсидий (грантов в форме субсидий)

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими обращениями об изменении заключенных с некоммерческими организациями соглашений о предоставлении субсидий (грантов в форме субсидий), сообщает.

Согласно положениям подпункта «з» пункта 4 Общих требований N 541, обязательным требованием к правовым актам является определение в них результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных или региональных проектов, (в случае, если субсидия предоставляется в целях реализации такого проекта), и показателей, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, значения которых устанавливаются в соглашениях.

При этом в соответствии с положениями пункта 6 Общих требований N 541 недостижение указанных результатов (показателей) является основанием для применения к получателю субсидии ответственности в виде возврата субсидии в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого она была предоставлена.

Кроме того, в соответствии с Общими требованиями N 541 правовые акты должны содержать требования к отчетности, которые предусматривают определение порядка, а также сроков и формы представления получателем субсидии отчетности о достижении результатов, показателей, указанных в Общих требованиях (при установлении таких показателей), и право главного распорядителя как получателя бюджетных средств устанавливать в соглашении сроки и формы представления получателем субсидии дополнительной отчетности.

В частности, некоммерческие организации не могут достигнуть заданное значение результата предоставления субсидии, в связи с введенным во многих субъектах Российской Федерации режимом самоизоляции и ограничениями по проведению массовых мероприятий, и в этой связи:

некоммерческие организации, получающие субсидии в порядке финансового обеспечения затрат, не смогут получить указанные субсидии (так как перечисление субсидии осуществляется в основном под потребность, при возникновении обязательства, подлежащего оплате за счет средств субсидии);

некоммерческие организации, получающие субсидии в порядке возмещения затрат, не смогут получить в текущем году средства в связи с отсутствием результата, являющегося основанием для выплаты.

В этой связи в целях поддержки некоммерческих организаций, не являющихся государственными учреждениями, в том числе осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, в период временного простоя из-за введенных ограничений в связи с распространяем коронавирусной инфекции представляется целесообразным принять следующие меры.

1. Рассмотреть возможность внесения изменений в соглашения в части изменения сроков достижения значений результатов и иных показателей, предусмотренных соглашениями, в том числе с пролонгацией соглашения на следующий финансовый год (в случае если сроки достижения результатов предоставления субсидии определялись правовым актом, соответствующие изменения потребуется внести также в правовой акт).

При этом в соглашениях, заключенных с некоммерческими организациями, получающими субсидии в порядке финансового обеспечения (возмещения) затрат, по мнению Минфина России, могут быть определены направления затрат некоммерческих организаций, связанные с проведением санитарно-эпидемиологических и иных мероприятий, необходимость которых возникает в связи с ухудшением эпидемиологической и экономической ситуации.

В случае, если средства субсидии, предоставляемой некоммерческой организации, подлежат казначейскому сопровождению, получателю субсидии необходимо уточнить Сведения об операциях с целевыми средствами на соответствующий финансовый год и на плановый период в части включения новых направлений расходования целевых средств*.

2. В случае нецелесообразности переноса срока реализации соглашения рассмотреть возможность изменения формата достижения результата, например путем изменения формата взаимодействия с благополучателем (очные уроки заменены на дистанционные, спектакли или концерты переведены в режим online, оцифрованы выставки и экспозиции, к которым предоставлен доступ online), и в случае необходимости внести изменения в предусмотренные правовым актом показатели, определяющие достижение результата, и их значение в соглашениях.

3. В случае нецелесообразности реализации соглашения, могут быть приняты решения о расторжении соглашений с возможностью принятия к возмещению уже произведенных в целях реализации соглашения затрат некоммерческой организации, в том числе возникших в связи с распространяем коронавирусной инфекции (на обеспечение средствами индивидуальной защиты и дезинфекции и пр.). При этом расторжение соглашения по инициативе получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, до наступления установленных в нем сроков достижения значений результатов (показателей), не влечет применения к получателям субсидии ответственности, предусмотренной соглашением.

В случае принятия сторонами соглашения о предоставлении субсидии решения о расторжении такого соглашения, необходимо обеспечить сверку состояния расчетов на дату расторжения соглашения в соответствии с пунктами 2 приложений N 9 к приказам N 121н и N 280н соответственно.

4. Предусмотренные положениями абзаца второго подпункта «е» пункта 4 Общих требований N 541 и Общих требований N 322 требования, которым должны соответствовать получатели субсидий устанавливаются в правовом акте и должны обеспечивать достижение значений результата, предусмотренного правилами предоставления субсидии.

Поскольку ответственность за достижения указанного результата несет главный распорядитель средств федерального бюджета, предоставляющий субсидию, то включение названных требований к правовому акту относится на усмотрение федерального органа исполнительной власти, готовящего нормативный правовой акт, определяющий порядок (правила) предоставления субсидии.

С учетом изложенного, представляется целесообразным внести следующие изменения в правовые акты, регламентирующие предоставление субсидий некоммерческим организациям:

1) включить условие об установлении к получателям субсидий требования об отсутствии в 2020 году задолженности по обязательным платежам в бюджеты, аналогичное условиям, предъявляемым к получателям субсидии, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства**, в том числе предусмотрев, что задолженность определяется на 1 число месяца, предшествующего введению ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции;

2) установить возможность изменения в соглашении значения результата и направлений затрат при сохранении объема субсидии, позволяющего обеспечить выплаты по оплате труда с учетом начислений и социальных выплат, иных выплат в пользу работников, а также лиц, не состоящих в штате юридического лица, привлеченных для достижения целей, определенных при предоставлении целевых средств, в случае невозможности достижения предусмотренного соглашением значения результата в размере, установленном соглашением, и нецелесообразности изменения срока достижения указанного результата;

3) установить в случае расторжения соглашения возможность определения размера обязательства, исполненного получателем субсидии, исходя из объема фактически принятых некоммерческой организацией на дату принятия решения о расторжении соглашения обязательств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, исходя из информации о денежных обязательствах некоммерческой организации, сформированной в соответствии с приложением N 3.1 к приказу N 121н и приложением N 5 к приказу N 280н.

Указанное позволяет при подготовке правовых актов о предоставлении субсидий в 2020 году не устанавливать порядок отбора организаций, а определять категории получателей субсидий, например, как организации, ведущие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

По завершении формирования реестра вошедшим в него социально ориентированным некоммерческим организациям будут продлены сроки уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, налогов и авансовых платежей по налогам (за исключением налога на добавленную стоимость).

* В соответствии с Порядком осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2019 N 220н.

** Например, подпунктом «д» пункта 3 в Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, предусмотрено что у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 г. должна отсутствовать недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3000 рублей или указанная недоимка погашена на день обращения за субсидией

Обзор документа

Рассматривая обращения об изменении соглашений о предоставлении субсидий (грантов в форме субсидий), Минфин обозначил меры поддержки некоммерческих организаций, в том числе работающих в отраслях, в наибольшей степени пострадавших от коронавируса, в период временного простоя из-за введенных ограничений.

Источник

Замена стороны в соглашении о предоставлении субсидии

замена стороны в соглашении о предоставлении субсидии

замена стороны в соглашении о предоставлении субсидии

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

замена стороны в соглашении о предоставлении субсидииОбзор документа

Письмо Минфина России от 22 апреля 2020 г. N 09-01-09/32586 О расторжении соглашений (договоров) о предоставлении из федерального бюджета субсидий юридическим лицам, а также межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение

При необходимости расторжения соглашений о предоставлении целевых средств, заключаемых в соответствии с типовыми формами, установленными Министерством финансов Российской Федерации, дополнительные соглашения о расторжении вышеуказанных соглашений оформляются в следующем порядке.

Согласно пункту 1 Приложения N 16 Соглашение о предоставлении межбюджетной субсидии расторгается с момента вступления в силу Дополнительного соглашения.

В соответствии с абзацем восьмым пункта 21 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999, Дополнительное соглашение действует с момента внесения о нем сведений в реестр соглашений (договоров) о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, межбюджетных трансфертов, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Минфином России.

При этом дополнительные соглашения к соглашениям о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации вступают в силу с даты их подписания (пункт 2 Приложение N 14).

2. В целях расторжения соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета юридическим лицам на цели, связанные с осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретением объектов недвижимого имущества), получатели средств федерального бюджета, заключившие указанные соглашения, формируют дополнительные соглашения о расторжении соглашений по соответствующим формам согласно:

— приложению N 5 к Типовой форме соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению или федеральному государственному автономному учреждению, федеральному государственному унитарному предприятию, в том числе казенному, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 21.12.2017 N 244н;

— приложению N 8 к Типовой форме соглашения о предоставлении из федерального бюджета государственной корпорации (компании), публично-правовой компании субсидии, включая субсидию в виде имущественного взноса Российской Федерации, на цели, указанные в подпункте 3 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 30.05.2018 N 117н;

— приложению N 8 к Типовой форме договора (соглашения) о предоставлении субсидии из федерального бюджета юридическому лицу, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанного юридического лица, и (или) на приобретение им объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставного капитала такого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 30.05.2018 N 118н;

Формирование дополнительных соглашений о расторжении заключенных соглашений о предоставлении субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, или дополнительных соглашений о расторжении договоров о предоставлении предусмотренных статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическим лицам осуществляется соответственно по формам согласно:

— приложению N 7 к Типовой форме соглашения о предоставлении из федерального бюджета государственной корпорации (компании), публично-правовой компании субсидии в соответствии с подпунктами 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 13.12.2018 N 263н;

— приложению N 9 к Типовой форме договора о предоставлении бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся федеральным государственным учреждением и федеральным государственным унитарным предприятием, за счет средств федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 07.11.2018 N 224н.

В случае необходимости расторжения соглашения о передаче полномочий государственному заказчику оформляется дополнительное соглашение согласно приложению N 3 к Типовой форме соглашения о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов при осуществлении за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 21.12.2017 N 245н;

3. Расторжение соглашений о предоставлении субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, в том числе субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, грантов в форме субсидий осуществляется соответственно по формам согласно:

— приложению N 9 к Типовой форме соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, утвержденной приказом Минфина России от 28.07.2017 N 121н;

— приложению N 4 к Типовой форме соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2016 N 197н;

— приложению N 9 к Типовой форме соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 21.12.2018 N 280н.

4. В отношении субсидий, предоставляемых из федерального бюджета юридическим лицам в соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, необходимо отметить следующее.

До вступления в силу вышеуказанных изменений при расторжении соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, заключенных в соответствии с Типовой формой N 199н, возможно применение дополнительного соглашения, предусмотренного приложением N 9 к Типовой форме соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, утвержденной приказом Минфина России от 28.07.2017 N 121н.

Обзор документа

Минфин разъяснил, как оформляются дополнительные соглашения о расторжении соглашений о предоставлении целевых средств, заключаемых по типовым формам.

Источник

Внесение изменений в предмет договора о предоставлении субсидии

«Электронный журнал «Финансовые и бухгалтерские консультации», 2018, N 12

Представим ситуацию. К вам приходит ведущий инженер и рассказывает о новой и перспективной разработке, аналогов которой на российском рынке нет и не было. Его выводы вполне обоснованны, разработка действительно кажется перспективной. Настолько перспективной, что она выгодно выделяется на фоне других проектов, заявленных на конкурс на получение государственного гранта (субсидии). Субсидия получена, договор о предоставлении субсидии заключен, разработка идет полным ходом. Спустя несколько лет после начала проекта оказывается, что в заявленном виде конечная разработка невыгодна или не востребована, концепцию нужно изменить. Возникает резонный вопрос о наличии юридических препятствий для изменения предмета договора о предоставлении субсидии.

Можно ли изменить предмет договора о предоставлении субсидии

В силу ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения неполученных доходов и затрат, связанных с реализацией проекта. Статья 78 БК РФ устанавливает общие условия предоставления субсидии и не содержит специальных положений о порядке внесения изменений в договор о предоставлении субсидии.

Цели, условия и порядок предоставления субсидий конкретизируются в порядке предоставления субсидий. Этот документ утверждается органом государственной власти, предоставляющим конкретную субсидию, и устанавливает критерии и способы оценки заявленных проектов, требования к получателям субсидии, а также условия ее использования и расчета.

Порядком предоставления субсидии могут быть предусмотрены условия внесения изменений в предмет договора субсидии или установлен общий запрет на изменение договора.

Соответственно, если порядком предоставления субсидии такие условия установлены и изменение предмета договора возможно, оно не повлечет за собой негативных последствий.

Если же порядком предоставления субсидий возможность изменения предмета договора не установлена, при изменении договора на стороне получателя субсидии возникает ряд существенных рисков.

Последствия внесения изменений в предмет договора в обход требований порядка предоставления субсидии Риск 1. Возврат субсидии ввиду ее нецелевого использования

Заключение к договору о предоставлении субсидии дополнительного соглашения, изменяющего предмет договора, может быть квалифицировано как сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта в соответствии со ст. 167 Гражданского кодекса РФ ввиду отсутствия у сторон права по своему усмотрению изменять договор, заключаемый по результатам конкурса. В таком случае сделка будет недействительна.

Как следствие, использование субсидии ее получателем на цели, установленные дополнительным соглашением к договору субсидии, а не первоначальным договором, может рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств.

Такое нарушение может быть выявлено контролирующим органом по результатам анализа отчетов о целевом использовании субсидии, которые ее получатели представляют уполномоченному органу в соответствии со ст. 78 БК РФ.

Нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, влечет за собой обязанность получателя вернуть предоставленную субсидию в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Таким образом, последствием выявления факта нецелевого использования денежных средств является возврат полученных денежных средств в бюджет и, соответственно, одностороннее расторжение договора о предоставлении субсидии по подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ (существенное нарушение обязательств стороной договора).

Риск 2. Ответственность по антимонопольному законодательству

Как правило, конкурсная комиссия оценивает заявки на предоставление субсидии на основании показателей бизнес-плана проекта, содержащих экономическое и техническое обоснование необходимости государственного финансирования, а также показатели результативности разработки. Получается, что предмет заключаемого на конкурсе договора уже включает в себя и заявленные показатели результативности проекта, и его подробное описание.

Кроме того, конкурсная комиссия, принимая решение о предоставлении субсидии, оценивает перспективность именно заявленного проекта, а не его модификаций. Согласование сторонами договора субсидии иных показателей эффективности путем заключения дополнительного соглашения к договору может рассматриваться как нарушение конкурсной процедуры заключения договора субсидии.

Такая позиция находит подтверждение в судебной практике. Так, в Постановлении Шестого ААС от 6 октября 2014 г. N 06АП-4618/2014 указывается, что изменение предмета договора на предоставление субсидии, заключенного по результатам конкурсных процедур, означало бы «изменение условий, на которых предприниматель был признан победившим в конкурсе».

Оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 мая 2015 г. N Ф03-1701/2015.

Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 5 апреля 2011 г. N 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых Законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

В соответствии с п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции дискриминационными условиями являются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Получается, что изменение качественных характеристик разработки может быть квалифицировано антимонопольным органом как действие, ограничивающее конкуренцию.

Такой вывод подтверждает ФАС Северо-Западного округа, который в Постановлении от 11 июля 2014 г. N Ф07-4793/2014 по делу N А66-9585/2013 указывает, что действия Департамента по заключению с коммерческой организацией (МУП «ЖЭК») без проведения конкурсного отбора договора о предоставлении субсидий на возмещение затрат по выполнению мероприятий в целях обеспечения бесперебойного и безопасного дорожного движения и поддержания надлежащего состояния магистральной улично-дорожной сети города и договора на возмещение затрат на приобретение комбинированных дорожных машин совершены им с нарушением положений ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Такой же позиции придерживается и Федеральная антимонопольная служба РФ, которая в письме от 24 декабря 2015 г. N ИА/74666/15 указывает: «. в результате нарушения порядка предоставления субсидий денежные средства бюджета предоставлены актом государственного органа как лицам, имеющим право на предоставление субсидий, так и лицам, у которых такое право отсутствует, чем созданы дискриминационные условия; акт соответствующего органа отменен».

Следовательно, изменение предмета договора субсидии без проведения конкурсных процедур может рассматриваться как установление дискриминационных условий для субъектов предпринимательской деятельности и, соответственно, как нарушение ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В случае выявления такого нарушения антимонопольный орган может выдать предписание, обязывающее выдавший субсидию уполномоченный орган расторгнуть договор о предоставлении субсидии как заключенный в нарушение ст. 15 Закона о защите конкуренции и не допустить перечисления получателю субсидий из соответствующего бюджета (Постановление Третьего ААС от 22 января 2014 г. по делу N А33-9718/2013).

Относительно риска привлечения к административной ответственности отметим следующее.

Соответственно, указанной статьей предусмотрена административная ответственность получателя денежных средств в случае нарушения условия предоставления субсидий.

Вместе с тем согласно позиции ВС РФ, выраженной в Постановлении от 17 февраля 2016 г. N 309-АД15-19447, осуществление нецелевого использования денежных средств, предоставленных в качестве субсидии, не охватывается диспозицией ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, так как нецелевое использование денежных средств является нарушением условий использования субсидии, а не условий ее предоставления.

С учетом приведенной позиции ВС РФ риск привлечения к административной ответственности за неправомерное изменение предмета договора, на наш взгляд, минимален.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *