занятость и трудоустройство в трудовом праве

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 (последняя редакция)

19 апреля 1991 года N 1032-1

О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 20.04.1996 N 36-ФЗ,

от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 30.04.1999 N 85-ФЗ, от 17.07.1999 N 175-ФЗ,

от 20.11.1999 N 195-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ,

от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006),

от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 287-ФЗ,

от 03.06.2009 N 106-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ,

от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 22.07.2010 N 162-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ,

от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 205-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ,

от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 30.12.2012 N 328-ФЗ, от 23.02.2013 N 11-ФЗ,

от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 05.05.2014 N 116-ФЗ,

от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 22.12.2014 N 425-ФЗ,

от 29.12.2015 N 388-ФЗ, от 29.12.2015 N 394-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ,

от 28.12.2016 N 495-ФЗ, от 01.05.2017 N 89-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ,

от 29.07.2017 N 235-ФЗ, от 29.12.2017 N 476-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ,

от 03.07.2018 N 190-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 11.12.2018 N 461-ФЗ,

от 18.07.2019 N 183-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 02.12.2019 N 408-ФЗ,

от 07.04.2020 N 108-ФЗ, от 24.04.2020 N 147-ФЗ, от 31.07.2020 N 268-ФЗ,

от 08.12.2020 N 414-ФЗ, от 30.04.2021 N 137-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ,

от 28.06.2021 N 219-ФЗ, от 02.07.2021 N 343-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ

от 16.12.1997 N 20-П, от 23.04.2012 N 10-П, от 11.10.2016 N 19-П)

(см. Обзор изменений данного документа)

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Источник

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Понятие занятости, порядок и условия признания граждан безработными

Право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению органов службы занятости; на профессиональную деятельность за границей; на обжалование неправомерных действий органов службы занятости, в том числе в судебном порядке.

На основании Закона о занятости населения и Порядка регистрации безработных граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. (с изм. и доп.), безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в следующей последовательности:

При первичной регистрации безработным гражданам предоставляется информация: о состоянии рынка труда на соответствующей территории; о наличии вакантных рабочих мест, об оплате и других условиях труда с целью выбора работы; о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации; о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

В течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска работы органы службы занятости должны предложить два варианта подходящей работы (в том числе временной) или два варианта получения профессиональной подготовки. В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен план самостоятельного поиска работы.

На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело, в котором производятся соответствующие записи о всех предложениях органов по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости.

Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.

Для признания гражданина безработным причина увольнения с последнего места работы значения не имеет.

Безработными не могут быть признаны граждане:

Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

В случае отказа гражданину в регистрации его безработным органы по вопросам занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.

Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется на основании решения органа по вопросам занятости в следующих случаях:

Нарушение установленного порядка регистрации безработных граждан влечет за собой ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением штата и признанным безработными, но не трудоустроенным в период сохранения по последнему месту работы среднего заработка, пособие по безработице начисляется с первого дня по истечении указанного периода.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения перерегистрации не более двух раз в месяц.

Статья 30 Закона о занятости населения устанавливает порядок определения размеров пособия по безработице. Так, по общему правилу размер пособия устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, а в отдельных случаях (для впервые ищущих работу, более года не работавших, уволенных по собственному желанию без уважительных причин, уволенных за нарушение дисциплины) размер пособия устанавливается в процентном отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.

Гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям (за исключением указанных в ст. 34 Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня и признанным безработными, пособие начисляется:

Размер пособия по безработице во всех случаях не должен быть ниже 100 рублей (ст. 33 Закона о занятости населения).

Статья 34 Закона о занятости населения устанавливает размеры пособия отдельным категориям безработных граждан. Пособие по безработице гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным из организации в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этом период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, начисляется:

Гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию в связи с переездом на новое место жительства в другую местность; в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности; в связи с необходимостью ухода за инвалидом I группы или больными членами семьи; в связи с нарушением работодателем коллективного или трудового договора; в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений; в случае увольнения женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет (указанные причины увольнения по собственному желанию подтверждаются записями в трудовой книжке) и признанным безработными, пособие по безработице назначается:

При наличии лиц, находящихся на содержании безработного, размер пособия увеличивается на 10% величины прожиточного минимума на каждого лица. При этом максимальный размер доплат не должен превышать 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке.

Продолжительность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом о занятости населения. При этом продолжительность выплаты пособия не может превышать 24 календарных месяца в течение 36 календарных месяцев.

Для граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжительность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать шести месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия указанных категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности.

Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать более продолжительные, чем предусмотрено Законом о занятости населения, сроки выплаты пособия по безработице или предусматривать условия продления их выплаты в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена. Решение о приостановке выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного в случаях:

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и не засчитывается в общий трудовой стаж.

Законодательством установлены случаи, когда выплата пособия по безработице не производится. К ним относятся:

Названные периоды продлевают срок выплаты пособия по безработице.

Меры социально-правовой защиты безработных граждан

В соответствии с Законом о занятости населения государство гарантирует безработным:

Согласно Положению об организации общественных работ, утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. (с изм. и доп.), под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по предложению и при участии территориальных органов по вопросам занятости населения. Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям: строительство и ремонт дорог, прокладка водопроводных и других коммуникаций, проведение работ в сельском хозяйстве, заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции, озеленение и благоустройство территорий, уход за престарелыми и больными, перепись населения и др.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу. Участие граждан на общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии в общественных работах может быть расторгнут досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. Оплата труда производится в соответствии с законодательством РФ.

Общественная работа считается подходящей для следующих категорий граждан: впервые ищущих работу, не имеющих профессии; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работающих; уволенных за нарушение дисциплины; ранее занимающихся предпринимательской деятельностью; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва (п. 15 Положения).

В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, кроме граждан, указанных в п. 15 Положения.

На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании.

Важной гарантией социальной поддержки безработных граждан является положение о том, что период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства засчитываются в страховой стаж. Это положение закреплено ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона о занятости населения время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, не прерывает трудового стажа.

По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа уволенных в связи с ликвидацией организации или сокращением штата работников (мужчин, не достигших 60 лет, и женщин, не достигших 55 лет, имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет соответственно) с их согласия может назначаться пенсия до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Названные условия досрочного выхода на пенсию установлены ст. 32 Закона о занятости населения.

Трудовое законодательство гарантирует правовую защиту от необоснованного увольнения, а также предоставляет гарантии и компенсации работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением штата работников. Так, в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор (ст. 394 ТК РФ). В соответствии со ст. 178 ТК РФ работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением штата, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Статья 180 ТК РФ закрепляет норму, в соответствии с которой о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников работодатель обязан предупредить работников под расписку персонально не менее чем за два месяца до увольнения. С письменного согласия работника работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца, но в этом случае обязан выплатить дополнительную компенсацию в размере двухмесячного среднего заработка.

Безработным гражданам, утратившим право на пособие в связи с истечением периода его выплаты, органами службы занятости и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления может оказываться материальная помощь (ст. 36 Закона о занятости населения).

Трудоустройство граждан

Своеобразной гарантией права граждан на труд выступает система трудоустройства. Государство гарантирует гражданам РФ свободу выбора рода деятельности, в том числе с разными режимами труда; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу; бесплатное содействие в подборе подходящей работы при посредничестве органов государственной службы занятости. В целях содействия полной занятости населения государство осуществляет правовое регулирование в области занятости и дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере, разрабатывает и реализует федеральные и территориальные программы содействия занятости населения. В этих целях создана Федеральная служба по труду и занятости, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Основная обязанность по организации трудоустройства граждан возложена на территориальные органы занятости населения. В соответствии со ст. 19 Закона о занятости населения деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии по трудоустройству осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии заключения органов службы занятости.

Отношения по трудоустройству предшествуют трудовым отношениям и являются предметом трудового права. Правоотношения по трудоустройству возникают на основании обращения гражданина с соответствующим заявлением о содействии в устройстве на работу. Названные правоотношения возникают: между органом трудоустройства и гражданином, нуждающимся в трудоустройстве; между органом трудоустройства и работодателем, нуждающимся в подборе кадров; между гражданином и работодателем, к которому он направлен органом трудоустройства для заключения с ним трудового договора.

Обязанностью работодателя является предоставление территориальным органам службы занятости информации о наличии вакантных мест, сведения о возможных массовых увольнениях работников (ст. 25 Закона о занятости населения). Служба занятости выдает безработному гражданину направление на работу, которое содержит рекомендацию принять его на работу. Такое направление в ряде случаев содержит предписание и является для работодателя обязательным для исполнения. Речь идет о трудоустройстве инвалидов на квотируемые рабочие места. Закон о занятости населения предусматривает право органов государственной власти субъектов РФ устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений; лиц, освобожденных из мест лишения свободы и др.). Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для всех организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квота составляет не менее 2% и не более 4% от общей численности работающих, если численность работников более 30 человек. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральные законы «О занятости населения» и «О социальной защите инвалидов» в случае невыполнения квоты работодатель вносит в бюджет субъекта РФ обязательную плату, размер которой определяют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Правоотношения по трудоустройству прекращаются в связи с заключением трудового или ученического договора. На основании направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты возникают трудовые отношения.

В отдельных случаях федеральными законами устанавливаются дополнительные гарантии приема на работу для определенных категорий работников. Например, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия (ст. 13 Закона о занятости населения); лица, относящиеся к малочисленным народам, имеют право на первоочередной прием на работу в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местностях их традиционного проживания (ст. 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации).

Важной гарантией трудоустройства является закрепление в ст. 64 ТК РФ положения о том, что запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Необоснованным считается отказ в приеме на работу по причинам, не предусмотренным законом. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.

В юридической литературе высказано мнение о том, что заключение гражданско-правового договора является разновидностью трудоустройства, правовой режим которого предстоит разработать.

Источник

Занятость населения

Понятие и виды занятости

В предмет правового регулирования трудового права включаются отношения по трудоустройству у конкретного работодателя. Однако, в рамках учебной дисциплины «Трудовое право» изучаются все отношения по занятости и трудоустройству, несмотря на их межотраслевой характер.

Законодательство о занятости представляет собой достаточно большой массив нормативных правовых актов как на международном уровне, так и на национальном, включая акты социального партнерства и локальные нормативные акты.

Определение занятости дано законодателем в ст. 1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (далее – Закон о занятости), где занятость трактуется как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ

и приносящая, как правило, заработок, трудовой доход.

Авторы «Курса российского трудового права» выделяют 4 признака занятости, исходя из вышеуказанного определения:

Несмотря на определение признаков занятости законодателем, среди ученых существуют разные точки зрения на занятость и ее классификацию по различным основаниям. Например, некоторые авторы предлагают классифицировать занятость на:

В экономическом смысле – с макроэкономических позиций – полная занятость определяется как состояние на рынке труда, при котором полностью удовлетворяется потребность граждан в работе. Фактически рынок труда образуют отношения, складывающиеся в процессе купли-продажи рабочей силы, хотя на уровне МОТ и был провозглашен отказ от признания труда товаром (Декларация МОТ «О целях и задачах МОТ» 1944 г.). Полная занятость предполагает равновесие между предложением рабочей силы и спросом на нее как по стране в целом, так и по отдельным регионам, что возможно при рыночной экономике лишь как исключение.

С позиций микроэкономики, то есть применительно к конкретному хозяйствующему субъекту и конкретному человеку, полной занятостью будет занятость в течение полного рабочего времени, установленного законодательством, а неполной, соответственно, работа на условиях неполного рабочего времени.

В настоящее время все чаще звучат такие характеристики занятости как типичная (стандартная) и нетипичная (нестандартная) занятость. Под нестандартной занятостью можно понимать все формы занятости, отклоняющиеся от прописанных в ТК РФ стандартных условий для конкретного вида труда, то есть занятость с отсутствием хотя бы одной из следующих составляющих:

Типичные формы занятости, характеризующиеся 8-часовым рабочим днем и ежедневным пребыванием на работе, стало возможным заменить нетипичными формами, которые характеризуются гибким разделением труда, размытостью границ между рабочим местом, домом и общественными местами, подвижностью рабочего дня.

В последнее десятилетие все чаще обращается внимание на угрозу увеличения новой социальной страты – прекариата. В данную страту попадают граждане в случае отсутствия гарантированной трудовой занятости и снижения социально-правовых гарантий. По мнению В.И. Сигова, А.М. Воротынской и Е.А. Поздеевой, угроза прекаризации нависла над наиболее уязвимыми социальными слоями: инвалидами, пожилыми людьми, молодежью, мигрантами и т.д.

Одним из распространенных видов нетипичной занятости является самозанятость, которая сегодня становится интересной все большей части трудоспособного населения. За последние годы она начала активно развиваться, однако, не все граждане, являясь самозанятыми, осуществляют свою деятельность легально, уплачивая налоги в бюджет, существует много противоречий в самом статусе самозанятого лица и в законодательстве, регулирующем его деятельность.

Занятые граждане, согласно ст. 2 Закона о занятости это физические лица:

Таким образом, к занятым гражданам относятся как те граждане, которые охвачены трудовой деятельностью в результате заключения договоров различной отраслевой принадлежности, либо имеющие статус, который дает им право самостоятельно организовывать свой труд, так и те, кто по тем или иным причинам (обучение, нетрудоспособность, переподготовка и т.д.) непосредственно не участвуют в общественном производстве.

Государственная политика занятости

Опираясь на положения Конституции РФ, Закон о занятости определил правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения. Можно выделить принципы государственной политики в данной сфере – общие и специфические.

К общим принципам относятся:

Специфические принципы закреплены в отдельных нормативных правовых актах, распространяющих свое действие на общественные отношения с участием граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К ним могут быть отнесены принципы:

Традиционно выделяют два основных вида государственной политики занятости – активную и пассивную.

К активной политике занятости относят меры, способствующие скорейшему включению граждан в сферу занятости и реализации их способности к труду, не допуская кризисных ситуаций как для общества в целом, так и для каждого лица в отдельности. Это может быть помощь в организации предпринимательского дела, переобучение, получение новой профессии, новых компетенций в рамках имеющейся специальности, стимулирование работодателей к организации специализированных рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями, меры по профилактике массовых высвобождений работников.

К пассивной политике занятости относятся меры социальной поддержки безработных граждан в виде выплат пособий по безработице, предоставления им материальной помощи. Подобные меры направлены на сглаживание последствий безработицы.

Закон о занятости разграничивает полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в области содействия занятости населения, это разграничение осуществляется путем закрепления перечня полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ. Так, в ст. 7 Закона о занятости перечисляются полномочия федеральных органов государственной власти, которые можно распределить по трем группам:

Ст. 7.1 Закона о занятости определяет полномочия РФ, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, к которым относится осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Финансовые средства для этого предоставляются в виде субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета.

Ст. 7.1-1 Закона о занятости называет полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения. Это целый перечень обязательств региональной власти, включающий в себя:

Участие местных органов власти в содействии занятости закрепляет ст. 7.2 Закона о занятости. На местном уровне осуществляется непосредственная работа с населением и практическая реализация положений о политике занятости, а именно в организации и финансировании:

Основная обязанность по обеспечению занятости возложена на государственную службу занятости населения. Она представляет собой систему органов, основными функциями которой являются контроль и надзор в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, а также оказание государственных услуг по содействию занятости и защите от безработицы. Все государственные услуги предоставляются бесплатно.

В ст. 15 Закона о занятости сказано, что государственная служба занятости включает в себя:

Всю деятельность органов занятости возглавляет и координирует Минтруд РФ, осуществляя контроль за деятельностью подведомственного ему Роструда.

Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Так, например, в состав государственной службы занятости населения по Нижегородской области входят:

Понятие безработицы. Правовой статус безработного

Безработица является категорией противоположной занятости.

Законодатель не формулирует определения безработицы, представители экономической науки под безработицей понимают социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения по тем или иным причинам не может найти приложения своей рабочей силы.

Безработным является трудоспособный гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в органах занятости, ищет работу и готов приступить к ней (п. 1 ст. 3 Закона о занятости). Исходя из определения, для получения статуса безработного гражданину необходимо:

Трудоспособность гражданина определяется в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья. По общему правилу минимальный возраст приема на работу – 16 лет, а максимальный (предельный) равнозначен моменту назначения пенсии (страховой, накопительной, по старости, за выслугу лет).

Лицам, признанным инвалидами, для получения статуса безработного необходимо предоставить индивидуальную программу реабилитации, содержащую рекомендации по условиям труда.

Отсутствие работы означает, что гражданин не попадает ни в одну группу занятых граждан, указанных в ст. 2 Закона о занятости.

Регистрация гражданина осуществляется по правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы».

Если представители службы занятости не смогли подыскать подходящую работу в течение 10 дней после обращения, то лицо регистрируется в качестве безработного.

Гражданину будет отказано в постановке на учет в качестве безработного, если он:

В определенных случаях, например, в связи с пандемией COVID-19, могут быть утверждены временные правила постановки на учет в качестве безработного (например, Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными»).

Правовой статус безработного включает в себя:

Надо обратить внимание, что объемы правомочий гражданина в сфере занятости и безработного гражданина отличаются. Гражданин РФ имеет право на самостоятельный поиск работы, на поиск работы опосредованно – через негосударственные организации по трудоустройству и государственную службу занятости населения. Для приобретения статуса безработного, гражданин должен обратиться за помощью к государству в лице государственной службы занятости.

Лицо, получившее статус безработного, имеет следующие права:

1. Право на содействие в поиске подходящей работы и в трудоустройстве.

Государственные услуги по трудоустройству предоставляются бесплатно.

Критерии подходящей работы указаны в ст. 4 Закона о занятости:

2. Право на участие в общественных оплачиваемых работах. Возможность участия в таких работах гарантируется государством. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу (ст. 24 Закона о занятости). Организация данного вида работ возлагается на органы службы занятости и осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 № 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ».

Принимать участие в общественных работах возможно при соблюдении нескольких условий:

В Законе о занятости перечислены категории безработных, которые пользуются преимущественным правом на участие в таких работах, и лиц, для которых данная работа будет считаться подходящей.

Общественные работы предусматривают ряд направлений:

3. Право на получение услуг по психологической поддержке. Служба занятости обязана в трудный период потери работы и заработка оказывать гражданам, обратившимся за помощью, психологическую поддержку в соответствии с Законом о занятости и Приказом Минтруда РФ от 09.01.2013 № 4н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан».

4. Право на консультацию, получение информации и услуг, связанных с профессиональной ориентацией и право на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование. Данное право безработные могут реализовать в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона о занятости и Приказом Минтруда РФ от 23.08.2013 № 380н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования».

Не все категории безработных могут пройти обучение за счет средств государства. В п. 1 ст. 23 Закона о занятости перечислены те, кто имеет право пройти такое обучение, а в п. 3 – обладающие приоритетным правом на это обучение. Безработный, проходящий обучение по направлению службы занятости, считается занятым, в этот период ему выплачивается стипендия.

5. Право на выбор места работы, в том числе в другой местности. В соответствии со ст. 22.1 Закона о занятости служба занятости должна содействовать безработным гражданам и членам их семей в переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости с оказанием финансовой поддержки. Конкретизирован объем предоставляемой услуги и порядок ее предоставления в Приказе Минтруда РФ от 07.03.2013 № 92н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости».

В соответствии со ст. 10 Закона о занятости граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и за пределами России.

6. Право на получение материальной поддержки, в том числе на получение пособия по безработице. Пособие по безработице – ежемесячная выплата, осуществляемая за счет средств федерального бюджета. Для лиц, состоявших в трудовых отношениях более 26 недель, она начисляется с первого дня признания лица безработным, а в случае увольнения в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращения численности или штата – с первого дня по истечению периода выплаты средней заработной платы. Период такой выплаты не может быть более 6 месяцев (суммарно) в течение 12 календарных месяцев.

Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку гражданина. Первые 3 месяца размер пособия составляет 75% от заработка за последние 3 месяца по прежнему месту работы. Следующие 3 месяца пособие составляет 60%. Нужно учитывать, что размер пособия не может быть выше максимальной и ниже минимальной величины пособия по безработице, утверждаемых ежегодно постановлениям Правительства РФ.

Иначе рассчитывается пособие по безработице для лиц, состоявших менее 26 недель в трудовых отношениях, а также впервые ищущих работу, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или иные виновные действия. Для таких граждан, пособие по безработице ограничено минимальной величиной.

Ст. 35 Закона о занятости предусматривает случаи прекращения, приостановления и снижения выплат. Выплата прекращается, например, при трудоустройстве гражданина, переезде в другую местность, осуждении к лишению свободы.

Приостановление выплат на срок до 1 месяца допускается при:

Санкция в виде сокращения размера пособия наступает, если безработный гражданин в течение 3-х дней не явился на беседу по поводу предстоящей работы с работодателем или отказался явиться для получения направления на работу без уважительных причин. Служба занятости вправе сократить выплату пособия по безработице на 25% на срок до 1 месяца.

7. Право на досрочное оформление пенсии (п. 2 ст. 32 Закона о занятости) предусмотрено для лиц, не достигших пенсионного возраста, но имеющих страховой страж не менее 25 лет для мужчин, и 20 лет для женщин, либо уволенных по пунктам 1 и 2 ст. 81 ТК РФ. Досрочная пенсия оформляется не ранее чем за 2 года до выхода на пенсию по возрасту при условии предложения органа занятости, согласия безработного и отсутствия возможности трудоустроиться.

8. Право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц по вопросам занятости населения (ст. 11 Закона о занятости).

Граждане вправе обжаловать решения органов службы занятости в вышестоящий орган и в суд.

Помимо прав безработный гражданин несет обязанности:

Безработные лица могут быть привлечены к юридической ответственности, предусмотренной Законом о занятости, например, в виде приостановки выплаты пособия по безработице сроком до 3-х месяцев, уменьшения размера выплачиваемого пособия на 25% до 1 месяца, прекращения выплаты пособия (в случае неявки более месяца в службу без уважительных причин). Помимо этого, возможно привлечение к гражданско-правовой ответственности путем взыскания незаконно полученного пособия и к уголовной ответственности – за мошенничество в соответствии со ст. 159 УК РФ.

Трудоустройство и его формы

Вопросы трудоустройства населения являются значимыми для государства в целях обеспечения социальной стабильности общества, поддержки финансового благополучия граждан и рационального использования трудовых ресурсов. «Под трудоустройством следует понимать систему организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения».

Традиционно, в учебной литературе трудоустройство рассматривается в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле под трудоустройством понимается процесс поиска гражданами «приложения» своей рабочей силы в принципе: это может быть предпринимательская деятельность, ведение фермерского хозяйства, индивидуально-трудовая деятельность, занятость на основании гражданско-правовых договоров и т.д. В узком смысле слова трудоустройство можно рассматривать как содействие включению трудоспособных граждан в организацию только несамостоятельного труда.

Высказывалась и точка зрения, что трудоустройство в узком смысле слова – это поиск работы при содействии посреднического органа.

Можно отталкиваться от нормы ТК РФ, согласно которой, предметом трудового права являются отношения по трудоустройству у данного работодателя (ст. 1 ТК РФ) и трактовать трудоустройство как включение лица в трудовые отношения путем самостоятельного поиска работы либо опосредованно – через услуги государственных и негосударственных организаций. Субъектами отношений по трудоустройству будут в таком случае:

Самостоятельное трудоустройство представляет собой прямое обращение к работодателю, минуя посредников.

Путь от незанятости к занятости при любом способе трудоустройства проходит через рынок труда. Определение рынка труда в нормативных правовых актах отсутствует. Рынок труда представляет собой социально-экономическую систему, включающую в себя комплекс отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы. Система функционирует на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда.

Отношения по трудоустройству в науке трудового права дифференцируются по группам:

Отношения по трудоустройству, несмотря на то, что изучаются в рамках учебной дисциплины «Трудовое право», имеют различные юрисдикционные «корни». Отношения с участием государственного органа управления – службы занятости регулируются административно-правовыми нормами, с участием негосударственных частных кадровых агентств – гражданско-правовыми нормами, отношения лица, ищущего работу, с работодателем – нормами трудового права.

В настоящее время, с изменениями в трудовом законодательстве и законодательстве о занятости, на стороне работодателя может выступать частное кадровое агентство (другое юридическое лицо), которое вправе осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) для принимающей стороны. Получается, что юридически работодателем будет считаться трудоустраивающий орган, а фактически работник будет осуществлять трудовую деятельность у принимающей стороны в ее интересах, под ее управлением и контролем. Правовое регулирование данных отношений осуществляется в соответствии с главой 53.1 ТК РФ, ст. 18.1 Закона о занятости.

По мнению некоторых авторов, наблюдается «расщепление» работодателя, а принимающая сторона получает статус «квазиработодателя».

Законом предусмотрены особые условия для трудоустройства отдельных категорий граждан (инвалидов, молодежи, лиц предпенсионного возраста).

Лицо, имеющее инвалидность, при трудоустройстве на работу предъявляет работодателю документы, подтверждающие свой статус. Одним из таких документов является индивидуальная программа реабилитации (справка ИПРА).

Данный документ содержит информацию об ограничениях труда работника – инвалида. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% от числа работников. В каждом субъекте РФ устанавливается свой размер квоты.

При определении квоты в численность работников не включаются должности, труд на которых отнесен к вредным или опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.

В Нижегородской области квотирование рабочих мест для инвалидов предусмотрено в размере 2% от числа работников при общем количестве работников более 100 человек. Работодателям, численность работников у которых составляет от 35 до 100 человек, устанавливается квота в размере 1%, но не менее 1 рабочего места в соответствии с положениями Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-З «О квотировании рабочих мест».

При приеме на работу инвалида рабочее место должно быть организовано согласно его индивидуальной программе реабилитации, то есть рабочее место оборудуется работодателем с учетом нарушенной функциональности и ограничений жизнедеятельности лица.

Проанализировав судебную практику, можно сделать вывод, что в большинстве случаев работодатели привлекаются к административной ответственности за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, в том числе за непредоставление информации о наличии вакантных мест. Для мотивации работодателей к трудоустройству инвалидов государством предусмотрен ряд налоговых льгот, но нельзя сказать, что это сильно меняет ситуацию на рынке труда инвалидов.

Другой категорией лиц, нуждающихся в особой защите государства, является молодежь. Занятость молодежи – это проблема общегосударственная, так как именно молодежь является будущим страны, обеспечение занятости этой категории граждан – одна из основных задач социально-экономической политики любого государства.

Особенности трудоустройства лиц до 18 лет определяются трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением – гласит ст. 272 ТК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», для лиц моложе 18 лет предусматривается квотирование рабочих мест в целях трудоустройства. Так, в Нижегородской области квота для таких лиц составляет 1% от числа работников, если их у работодателя более 100. Трудоустройство на квотируемые рабочие места осуществляется как опосредованно центрами занятости, так и в результате самостоятельного поиска работы.

Трудоустройство и сохранение занятости лиц предпенсионного возраста (возрастной период, составляющий до 5 лет перед получением права на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно) стало актуальным ввиду проведения государством пенсионной реформы, направленной на повышение возраста выхода на пенсию (65 лет – для мужчин и 63 года – для женщин).

Распоряжение Правительства РФ № от 26.03.2020 742-р «Об утверждении специальной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста на период до 2024 года» ставит целью обеспечить указанных лиц необходимыми, повысить их конкурентоспособность и профессиональную мобильность. Затраченные работодателями суммы на обучение компенсируются за счет бюджета. В соответствии с новациями в уголовном законодательстве, а именно появлением ст. 144.1 УК РФ, необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение такого лица влечет наказание в виде штрафа либо обязательных работ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *