запад это лево или право
Стороны света
Направления север и юг определяются полюсами Земли, а восток и запад (связанных с вращением планеты вокруг своей оси) — видимым восходом и закатом небесных светил. С древности человек определял примерное южное направление — по положению солнца в зените, восточное — по месту его восхода, а западное — по месту заката; северное направление (в Северном полушарии) определяли по Полярной звезде.
На современных географических картах северная сторона обычно находится сверху: в этом случае юг находится снизу, запад — слева, а восток — справа. На старинных, а порой и современных картах, могли располагать вверху юг или восток.
При ориентации человека в пространстве также используется принцип четырёх сторон: «впереди», «позади», «слева», «справа». В этом случае направления не фиксированы и выбираются уже относительно самого человека.
Принцип четырёхсторонней ориентации на поверхности был важной вехой в познании человеком окружающего мира. Овеществлён в кресте.
Принцип четырёхкратности отражён в фольклоре, обычаях, религиозных обрядах многих народов, в том числе и славянских:
* «пойти на все четыре стороны»;
трипольские четырёхчастные жертвенники были точно ориентированы своими четырьмя крестовинами по сторонам света, даже если это направление расходилось с ориентировкой стен дома и т. д.Кроме разбиения круга на четыре направления — север, юг, запад, восток — по мере развития задач ориентирования вводились дополнительные разбиения с промежуточными направлениями: северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток; всего направлений стало восемь. Позже вводились следующие промежуточные разбиения: северо-северо-запад, запад-северо-запад и т. д. с доведением числа направлений до 16. После ещё одного разбиения на промежуточные направления этот процесс завершился с вводом 32 румбов.
Запад
За́пад — сторона света противоположная востоку. Первоначально это слово обозначало «закат», так как Солнце на закате всегда находится приблизительно на западе, кроме приполярных и полярных широт.
Русское обозначение запада — З, международное — W (от west).
В дни равноденствия Солнце заходит на западе. Земля вращается с запада на восток. На географических картах западная сторона, как правило, находится слева.
Ориентация
В древности направление на запад определялся заходом Солнца. Колокольни православных и лютеранских церквей обращены — на запад. Алтари католических костелов располагаются на западной стороне.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Запад» в других словарях:
Запад-81 — «Запад 81» кодовое название оперативно стратегических учений армии и флота СССР и стран Варшавского договора, проходивших с 4 по 12 сентября 1981 года на территории Белорусского, Киевского и Прибалтийского военных округов, а также в акватории… … Википедия
Запад-77 — «Запад 77» крупные общевойсковые учения Советского Союза и стран Варшавского Договора. В учениях принимали участие шестнадцать войсковых объединений[1]. Учения «Запад 77», вместе с рядом других учений проведённых в 1970 е годы, особенно… … Википедия
запад — закат; вест; западыня, западня, западное направление. Ant. восток, восход; ост Словарь русских синонимов. запад закат (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ЗАПАД — (West) в астрономии и у моряков W (вест) одна из четырех точек горизонта (противоположная востоку), где заходит Солнце во время равноденствия. Находится на равных расстояниях от севера и юга с левой стороны, если смотреть на север. В точке З.… … Морской словарь
ЗАПАД — ЗАПАД, запада, мн. нет, муж. 1. Одна из четырех стран света, в противоп. востоку; часть горизонта, где заходит солнце. || Направление, сторона, противоположные по отношению к востоку. На запад тянулась степь. К западу от Москвы. 2. (З прописное) … Толковый словарь Ушакова
ЗАПАД — западная часть Старого Света, в переносном смысле – пространство, населенное народами, унаследовавшими культуру, сложившуюся на основе греко рим. античности (см. Греческая философия) и христианства (см. Христианская философия). Культура Запада… … Философская энциклопедия
запад — ЗАПАД, закат, спец. вест … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ЗАПАД — (точка запада) точка пересечения математического горизонта с небесным экватором, лежащая слева (посередине между точками юга и севера) от наблюдателя, стоящего лицом к северу Обозначается З или W (West) … Большой Энциклопедический словарь
ЗАПАД — ЗАПАД, а, муж. 1. Одна из четырёх стран света и направление, противоположное востоку; часть горизонта, где заходит солнце. 2. Местность, лежащая в этом направлении, а также (З прописное), при противопоставлении странам бывшего СССР и Востока,… … Толковый словарь Ожегова
ЗАПАД — (West) термин, обозначающий Западную Европу, США и другие заселенные европейцами страны. Ассоциируется с идеалом светского и демократического либерализма, и экономическим ростом. К этому идеалу на всем протяжении истории 20 в. поочередно… … Политология. Словарь.
Значение слова «запад»
1. Одна из четырех стран света, противоположная востоку; часть горизонта, где заходит солнце. Смотри, как запад разгорелся Вечерним заревом лучей. Тютчев, Смотри, как запад… Солнце село. Запад пылал целым пожаром ярко-пурпуровых и огненно-золотых красок. Куприн, Ночлег. || Направление, сторона, противоположные востоку. Курс на запад. Находиться к западу от чего-л. □ С запада слышался нарастающий гул самолетов. В. Попов, Сталь и шлак.
2. ( с прописной буквы). Западная Европа, страны Западной Европы. — Русский рабочий класс стал ведущей силой в пролетарском движении, и ничто на Западе не может сравниться с накопленным нами революционным опытом. Саянов, Небо и земля. || Страны Западной Европы и Америки (при противопоставлении странам социалистического содружества).
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Русское обозначение запада — З, международное — W (от west).
В дни равноденствия Солнце заходит на западе. Земля вращается с запада на восток. На географических картах западная сторона, как правило, находится слева.
ЗА’ПАД, а, мн. нет, м. 1. Одна из четырех стран света, противоп. востоку; часть горизонта, где заходит солнце. || Направление, сторона, противоположные по отношению к востоку. На з. тянулась степь. К западу от Москвы. 2. [З прописное]. Европейские страны романо-германской культуры. Культура Запада.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
За́пад
1. собир. капиталистические страны (расположенные преимущественно к западу от России или СССР)
за́пад
1. сторона света, противоположная востоку и соответствующая направлению на закат солнца; находится слева от наблюдателя, стоящего лицом к северу ◆ Перекрёсток находится в трёхстах метрах к западу от поста ГАИ.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова эллинизм (существительное):
«Где лево, а где право?»: как культура формирует наше мышление
Вы мгновенно определяете, где лево, а где право? Если да — прекрасно, потому что, как показывают психологические исследования, это не самая лёгкая для человека задача. Публикуем статью, в которой ученый-когнитивист Кензи Куперрайдер рассказывает, как культура формирует наше мышление, почему привычка воспринимать мир по «отношению к себе» неестественна для нас как вида и от каких факторов могло зависеть переключение человеческого мышления с природного геоцентрического на искусственное эгоцентрическое.
«Где лево, а где право?» — для кого-то этот вопрос остаётся нерешенным и во взрослом возрасте. И в этом нет ничего удивительного — психологам давно известно, что лево и право очень сложно поддаются запоминанию. Удивительно другое: люди, которые с трудом различают правую и левую сторону, с лёгкостью ориентируются по сторонам света и объектам, расположенным в разных точках пространства. Так, может быть, дело не в когнитивных способностях отдельных людей, а в том, что система пространственного мышления, которую мы впитываем со своей культурой, априори чужда нам как виду, нашему способу восприятия пространства? Сегодня мы предлагаем перевод статьи ученого-когнитивиста из Университета Чикаго Кензи Куперрайдера, в которой он описывает психологические исследования, помогающие нам понять, как культура формирует наше мышление.
Деление мира на «лево» и «право» страннее, чем вы думаете
Возьмём эксперимент 2009 года с участием лишь исследователя, ребенка и инструкции из пары слов (1). Исследователь объявляет/призывает «Давайте танцевать!» и демонстрирует ряд движений: он держит руки вместе на уровне глаз и разводит их: сначала влево, потом вправо, затем влево дважды – на счёт «один, два, три, четыре!». После нескольких попыток все дети могли исполнить этот танец самостоятельно. Затем был тест: исследователь раскручивал ребёнка вокруг себя, чтобы запутать его, и просил снова исполнить танец. Попробуйте это на своих друзьях, и они, вероятно, воспроизведут танец точно – влево, вправо, влево, вправо – как и большинство из 50 немецких детей из описанного исследования.
Но ученые также проверили еще одну группу детей, которая состояла из 35 членов культуры коренных охотников-собирателей в северной Намибии. Когда их разворачивали на 180 градусов (после того, как они осваивали правила), большинство из них демонстрировали зеркальное отражение танца: движения вправо стали левонаправленными, а движения влево – наоборот. Почему? Исследователи пришли к выводу, что, когда намибийские дети исполняли этот танец в первый раз, они запомнили его как чередование движений в направлении разных сторон света, а не относительно разных сторон своего тела (лево, право). По-видимому, дети танцевали в соответствии с направлениями компаса.
«Через чувства мы познаем, что находится вне нас, лишь постольку, поскольку это находится по отношению к нам» — писал Кант.
Если вы находите это поразительным, вы в хорошей компании. Почтенный философ Иммануил Кант утверждал, что три основных классификации расположения (человеческого тела или предметов относительно него) – перед и зад, верх и низ, лево и право — обеспечивают фундаментальную основу переживания пространства. Я могу думать о посудомоечной машине в моей кухне, которая находится, например, справа от раковины, или о ключах, которые лежат в моем левом кармане. Кант думал, что эта эгоцентрическая система отсчета была основной и универсальной. «Через чувства мы познаем, что находится вне нас, лишь постольку, поскольку это находится по отношению к нам», — писал он (2). Люди не могут различать кардинальные направления, продолжил он, без первостепенного различения «лево-право». Намибийские дети в пику Канту и ряду ученых-когнитивистов XX века предпочитают видеть пространство сквозь призму другой, геоцентрической системы.
Они не одиноки. С начала 1990-х годов исследовательская группа из Института психолингвистики Макса Планка (Нидерланды) во главе со Стивеном Левинсоном стала изучать, насколько разные мировые культуры отличаются в своих предпочтениях «систем пространственного отсчета». И они нашли группы, подобные намибийским, в Австралии, Мексике, Индии и за ее пределами. Мои коллеги и я, например, изучали геоцентрически ориентированных юпно из Папуа-Новой Гвинеи, которые анализируют пространственные картины, исходя не из того, насколько они велики или малы, а с точки зрения, как они расположены относительно горы (направлены вниз или вверх). Это не означает, что я как носитель английского языка никогда не использую геоцентрическую модель. Просто я использую её выборочно – например, при описании отношений между двумя городами (Сан-Франциско находится к северу от Лос-Анджелеса) — но не когда речь идет о том, где, скажем, находятся вещи в моём доме, хотя это было бы столь же точно.
Заманчиво предположить, что наша привычка воспринимать мир «по отношению к себе» является естественной по умолчанию, интуитивной отправной точкой; способ, которым намибийцы или юпно определяют расположение вещи, кажется нам девиантным (каким-то отклонением). Но новые результаты, недавно опубликованные в журнале Cognitive Psychology, говорят о том, что это неверное впечатление (3).
Одна подсказка была всегда на виду: психологам десятилетиями было известно, что лево и право очень сложно поддаются запоминанию. Дети годами учатся правильно надевать ботинки на нужную ногу, постоянно путая этих «двойников» и используя случайно слова «лево» и «право», пока они действительно не усвоят их. Как правило, это происходит в возрасте около 10 лет. На самом деле, многие из нас и во взрослом возрасте воюют с этими терминами («Нет, слева с твоей стороны»). Это новое исследование непосредственно сравнивает понимание детьми эгоцентрических концепций, таких как «право» и «лево», с геоцентрическими понятиями, как, например, «север» и «юг». Усваивается ли какая-либо из этих концепций естественнее, чем другая?
Чтобы проверить это, исследователи научили четырехлетних детей новым пространственным терминам, используя выдуманные слова «зив» и «керн». Наиболее показательным был эксперимент с участием 20-ти детей, говорящих на английском языке. Во-первых, исследователи по одному разу маркировали детские руки: «Это твоя рука зив [трогает левую руку ребенка]. А это твоя рука керн [касается правой руки]». Как и в исследовании 2009 года, ученые раскручивали детей и просили их поднимать левую руку. Ещё один камень в огород Канта: в 73 % случаев четырехлетние поднимали свою правую руку — ту, которая была маркирована как «керн».
Напомним, что американские дети не наследуют подобного геоцентрического восприятия через свой язык или культуру. Тем не менее, они были склонны предполагать, что эти новые названия – это что-то вроде севера и юга, даже при том, что ими «помечались» их правая и левая руки (возможно, причина того, что они вели себя подобно намибийским детям, а не немецким, которые действовали в рамках своей культуры, заключалась в том, что немецким детям, усваивающим танец, было в среднем по восемь лет и они уже приняли заданное культурой направление). Исследователи также обнаружили, что четырехлетних малышей легче научить геоцентрическим, чем эгоцентрическим понятиям (хотя эгоцентрические термины «перед» и «зад», казалось бы, должны быть более интуитивно понятны для детей, чем «лево» и «право»).
Таким образом, выходит, что некоторые пространственные понятия действительно приходят к нам легче, чем другие, — но не те, которые, как мы могли бы предположить, должны прийти в первую очередь. Эти эксперименты заставляют задуматься: если так сложно усвоить концепцию «право-лево», как мы пришли к тому, чтобы смотреть на мир через призму этих сложноперевариваемых понятий, и почему?
Что ж, в современном мире у нас нет большого выбора – умение различать лево и право является сегодня вопросом выживания. Мы ездим по одной стороне дороги, а не по другой, например. Более глубокий вопрос заключается в следующем: почему наша культура решила плыть против течения наших когнитивных особенностей? Зачем беспокоиться о различении «лево» и «право», которое сложно нам даётся и без которого многие культуры спокойно обходятся?
Одна из точек зрения сводится к тому, что всему виной язык. По какой-то исторической случайности разные языки закрепили разные способы говорить о пространстве, и мы просто усвоили привычки языка, с которым нам пришлось иметь дело. Согласно более привлекательной альтернативе, язык является лишь симптомом более глубоких когнитивных изменений, которые лишь недавно были приведены в движение. Возможно, на ранних этапах индустриализации, благодаря которой людям пришлось больше времени проводить в закрытых помещениях и густонаселенных городах, больше читать и писать, больше ходить от одних мест к другим, заставило нас изменить наши способы деления пространства. Это не было сознательным выбором принять другую систему пространственного отсчета или, наоборот, какая-нибудь случайность. Это была адаптация к новым условиям.
Дальнейшие исследования с детьми могли бы дать новые подсказки, как происходил этот сдвиг. Дети в нашей культуре начинают с геоцентрического мышления, но растут в строго эгоцентрической системе. Какие факторы вызывают это переключение? Ответ на этот вопрос поможет нам в поиске причин того, что же все-таки в какой-то момент в нашей культуре привело нас к привычке смотреть на мир через призму своеобразных «лево» и «право».
Исследования
1. Haun, D. B. M., & Rapold, C. J. Variation in memory for body movements across cultures. Current Biology 19, 1068–1069 (2009).
2. Levinson, S. C., & Brown, P. Immanuel Kant among the Tenejapans: Anthropology as Empirical Philosophy. Ethos 22, 3–41 (1994)
3. Shusterman, A., & Li, P. Frames of reference in spatial language acquisition. Cognitive Psychology 88, 115–161 (2016).
Запад это лево или право
Пойми, тема интересная и не столь очевидная, поэтому она и имеет место быть.
Эдгар, Не существует «право» и «лево» без наблюдателя (тут Кузя Кузмин прав). Невозможно определить где «право» и где «лево», пока мы не определим где «перед» и где «верх». То есть – пока мы не поймём, куда направлено лицо наблюдателя, и где его ноги, а где голова.
У того, кто стоит к вам лицом, право будет там, где у вас лево. У того, кто смотрит дуда же куда и вы, но при этом висит на турнике головой вниз, право будет тоже там, где у вас лево.
«Право» и «лево» очевидно пошло от правой и левой руки. Если бы две руки человека существенно не отличались бы по своим качествам, то и не имело бы смысла называть их по-разному. Потому что по-разному называют разное, а не одинаковое. А раз не было бы правой и левой рук, то тогда соответственно не было бы и ни того, что находится по правую руку, и ни того, что находится по левую руку. То есть – в этом случае не было бы ни права, ни лева.
А так человеку одной из рук работать гораздо удобнее. И для того чтобы не говорить «рука, которой удобнее работать» было придумано слово «правая». Правая – потому что она «права», что работает. Ведь ей же работать удобнее (и тут уже права Варвара Иванова).
Да, кому-то удобнее работать той рукой, которую люди назвали левой. Но таких людей гораздо меньше. А значение слов определяется большинством.
Дмитрий, Если человек стоит рядом с зеркалом, то его отражение будет находиться неглубоко «внутри зеркала». Если он встанет далеко от зеркала, то его отражение окажется глубоко «внутри зеркала».
То же самое происходит и с каждой точкой поверхности тела человека. Чем она дальше от поверхности зеркала, тем «глубже» она отражается в зеркале, и наоборот.
Например, если от кончика носа до поверхности зеркала 10 см, то кончик носа в отражении будет на 10 см «углублён внутрь» зеркала. И расстояние между носом и его отражением составит 10+10 = 20 см.
Если от края уха до поверхности зеркала 25 см, то этот край уха в отражении окажется углублён «внутрь зеркала» на 25 см. И расстояние между краем уха и его отражением составит 25+25 = 50 см.
Таким образом, получается, что разные точки поверхности тела будут перенесены «в зеркало» на разные расстояния. Но для того, чтобы перенести изображение без искажений, необходимо перенести каждую его точку на ОДНО И ТО ЖЕ расстояние. А это означает, что зеркальное отражение – это ИСКАЖЁННОЕ изображение. А именно – оно как бы вывернуто наизнанку. И единственное, в чём заключается это искажение, так это в том, что зеркальное отражение меняет местами перед с задом. Человек смотрит в зеркало, а его отражение смотрит из зеркала.
Итак, почему зеркало меняет право на лево, а не верх на низ?
Этот вопрос можно перефразировать так: почему в зеркале напротив правой руки находится левая, а напротив головы при этом почему-то находится всё та же голова, а не ноги?
Потому что напротив правой руки в зеркале находится отнюдь не левая рука, а та же самая правая, просто – как бы «вывернутая наизнанку». И, кстати, ровно то же самое происходит и с головой – она так же, как и правая рука, отражается в зеркале «в вывернутом наизнанку» виде.
То есть, зеркало с руками делает то же самое, что и с ногами и головой. С «право» и «лево» оно делает абсолютно то же самое, что с верхом и низом.