запишите слово пропущенное в таблице формы рационального познания суждение умозаключение

Запишите слово пропущенное в таблице формы рационального познания суждение умозаключение

Запишите слово, пропущенное в таблице.

УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯХАРАКТЕРИСТИКА
ЧувственноеОпирается на образы, возникающие в сознании

в результате деятельности пяти основных

чувств человека: зрения, слуха, вкуса,

обоняния и осязания

Присуще только человеку, является сложным

способом отражения действительности

посредством абстрактного мышления

Рациональный уровень познания — присуще только человеку, является сложным способом отражения действительности посредством абстрактного мышления.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «знание»;

2) составьте два предложения:

— одно предложение, содержащее информацию о видах знания;

— одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов знаний.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

1) смысл понятия, например: Знание — результат познавательной деятельности человека;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение, содержащее информацию о видах знания, опирающееся на знание курса, например: К видам знания относятся житейское, научное, художественное и другие виды знания;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах знания.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность одного из видов знаний, например: житейское знание носит эмпирический характер, основано на здравом смысле и обыденном сознании.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность одного из видов знаний.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Уровни (ступени) познания

УРОВЕНЬФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
ЧувственныйОщущение, восприятие, _______________
РациональныйПонятия, суждение, умозаключение

Представление — целостный чувственный образ объекта, запечатленный в памяти.

Почему, по мнению автора, производство знаний — бесконечный процесс? Какую проблему, связанную с производством знаний в современном мире, поставил автор?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Производство знаний — процесс бесконечный. Вряд ли когда-либо наступят времена, когда мы получим ключ ко всем тайнам, разрешение одних загадок будет неизменно ставить перед учёными всё новые и новые. Но существует ли «чистое знание», стоящее вне добра и зла?

Однако новые открытия ставят и новые проблемы, в том числе и морально-этического свойства. На заре атомной физики человеку казалось, что он может выступать в роли наблюдателя, который стоит вне исследуемой им и подвергающейся его воздействию Природы. Вскоре, когда стало ясно, что радиоактивное излучение смертельно опасно, пришло понимание, что человек не может отойти от природы на почтительное расстояние и отстранённо лицезреть происходящее, оставаясь вне зоны досягаемости. Но, осознав в той или иной мере свою неотделимость от природы, он всё же думает, что может защититься от нежелательных последствий своих манипуляций. Однако генная инженерия, например, т. е. прямое и ничем не контролируемое вмешательство в эволюцию живой материи, такой возможности, пусть даже косвенной, человеку не оставляет. Сегодня никто не может даже приблизительно оценить те последствия, которые повлечёт за собой размножение искусственно созданной живой материи. Таким образом, наука приобрела качественно новое, до сих пор неизвестное моральное измерение.

Вмешательство в эволюцию живого — не единственное неизвестное в сложном уравнении будущего цивилизации. Не менее трудно предугадать развитие другого ключевого процесса, связанного с глобализацией и на глазах меняющего картину мира, — речь идёт об информатизации

Изобретение и внедрение компьютерных технологий, несомненно, отразилось на жизни общества, однако не следует думать, что информационная революция приведёт к скорой смене цивилизационного развития. Дело в том, что в ближайшие 50—70 лет основным источником получения необходимой энергии по-прежнему будут невозобновляемые естественные ресурсы — нефть, газ и уголь Так что развитие человечества в XXI в., скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырьё и ресурсы, которая будет вестись посредством информационных технологий. Для осуществления же цивилизационного скачка необходим переход на принципиально новый источник энергии, топливо будущего.

Источник

Запишите слово пропущенное в таблице формы рационального познания суждение умозаключение

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Уровни научного познания.ХАРАКТЕРИСТИКА.
эмпирическийнаправлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента, преобладает чувственное познание как живое созерцание
характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом

Ответ: теоретический

Пояснение.

Уровни научного познания.

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

Формы ненаучного познанияХАРАКТЕРИСТИКА
мифологическоеэмоционально-образное восприятие мира, ска­зание, легенда и предание, очеловечи­вание сил природы, мир — это арена деятельности и соперничества богов, а человек есть преимущественно зритель их по­единков и пиршеств
образное восприятие, воплощенное в различных формах искусства

Ответ: художественное

Пояснение.

Формы познания.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ВИДЫ ИСТИНЫ.ХАРАКТЕРИСТИКА
абсолютнаяполное, исчерпывающее знание о предмете познания
знание неполное, которое дополняется с течением времени в результате развитии науки

Ответ: относительная

Пояснение.

Истина абсолютная и относительная.

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание человека о чём-либо. Данное знание не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки.

Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.

Относительная истина – это знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, не до конца раскрывает суть явлений, предметов и т.д. Происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конченой сути изучаемого предмета.

Пример: сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем- из электронов и т.д. Как видим, на каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, то есть относительной.

Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.

Запомните: абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Особенности научного познания.ХАРАКТЕРИСТИКИ.
доказательностьобоснованность любого теоретического положения
независимость знания от качеств личности, взглядов и предпочтений познающего субъекта

Ответ: объективность

Пояснение.

Истина объективная и субъективная.

Объективная истина — это такое содержание человеческого знания, которое существует в реальной действительности и не зависит от человека, от его уровня познания. Это весь мир, существующий вокруг.

Например, многое в мире, во Вселенной существует в реальности, хотя человечество ещё не познало это, возможно, не познает никогда, но всё это существует, объективная истина.

Субъективная истина – это знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через сознание человеком, понято им.

Запомните: объективная истина не всегда субъективная, а субъективная истина — всегда объективна.

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

Этапы чувственного познания.ХАРАКТЕРИСТИКА
ощущениепознание отдельных свойств и стояний внешней среды изучаемого объекта путём непосредственного воздействия его на органы чувств человека
воспроизведённый образ предмета или явления, которые здесь и сейчас человек не воспринимает и который основывается на прошлом опыте субъекта, возникают в его памяти.

Ответ: представление

Пояснение.

Чувственное познание это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Этапы (ступени) чувственного познания

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

Этапы рационального познанияХАРАКТЕРИСТИКА
понятиемысль, представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных.
это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии, вывод из предыдущих суждений.

Ответ: умозаключение

Пояснение.

Ступени рационального познания

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

Эмпирические методы научного познанияХАРАКТЕРИСТИКА
экспериментизучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях
целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств, восприятие предметов, явлений со стороны

Ответ: наблюдение

Пояснение.

Эмпирические методы научного познания.

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

Теоретические методы познанияХАРАКТЕРИСТИКА
формализициязнаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)
объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).

Ответ: классификация

Пояснение.

Теоретические методы научного познания.

Анализ (от греч. разложение, расчленение)процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи, характеристика героев).

Синтез – (от греч. соединение, сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме «Имя существительное»)

Индукция (от лат. наведение) переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).

Дедукция (от лат. — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).

Абстрагирование (от лат. — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)

Моделирование создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).

Аналогия (от греч. соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)

Идеализация (от лат. образ), мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).

Классификация – (от лат.— разряд и делать) объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).

Формализация – (от лат. — вид, образ) знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

Методы социального познанияХАРАКТЕРИСТИКА
интервьюированиевербальный непосредственный опрос, в котором интервьюер стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц.
получение информации с помощью вопросника, составленного определенным образом в соответствии с целями исследования

Ответ: анкетирование

Пояснение.

Методы социального познания
Эмпирические
Теоретические

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

Источник

Запишите слово пропущенное в таблице формы рационального познания суждение умозаключение

Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?

1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости

2) сбор статистических данных путём анкетирования

3) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей

4) описание случаев социальной дифференциации населения

5) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов

6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости

Нау́чный ме́тод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.

Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов.

почему не подходит 2, это же «сбор новых фактов»

Сбор статистических данных − это вообще не метод. Метод называется наблюдением (описание, наблюдение, сравнение). Другими методами являются эксперимент, анализ, синтез, дедукция и индукция, идеализация, формализация, математическое моделирование и т.д.

как выдвижение и проверка гипотез могут отличать научное познание от других видов по­зна­ва­тель­ной деятельности?

Только в научном познании выдвигаются и проверяются гипотезы.

Описание же присуще и обыденному познанию, не только научному.

Обыденное познание включает простою констатацию фактов, а не их описание.

Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?

1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости

2) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов

3) использование художественных образов для интерпретации социальных процессов

4) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей

5) описание случаев социальной дифференциации населения

6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости

Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов.

1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости — да, верно.

2) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов — да, верно.

3) использование художественных образов для интерпретации социальных процессов — нет, неверно, это характерно для искусства.

4) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей — нет, неверно.

5) описание случаев социальной дифференциации населения — да, верно.

6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости — нет, неверно.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Методы научного познания делятся на эмпирические — основанные на чувственном познании и теоретические — основанные на рациональном познании, с помощью понятий, суждений и умозаключений. Гипотеза — это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.

Если ответ будет в другом подеже или числе, то ответ незасчитают? Просто в вопросе идет мн. число («догадок, предположений»), а в ответе число в ед. числе «выдвижение гипотезы», вариант «гипотез» считается ошибкой

Это зависит от вариантов, которые будут заложены в программу. Скорее всего это ошибкой не будет.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Компьютерное моделирование, научное наблюдение, социальный эксперимент, историческая аналогия, метод познания.

Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов.

Ответ: метод познания.

Что из перечисленного относится к формам рационального познания?

Выделяется два уровня познания:

1. Чувственное. Его формы: ощущение, восприятие, представление.

2 Рациональное. Его формы: понятие, суждение, умозаключение.

Правильный ответ указан под номером 1.

разве память-это чувственное?

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к методам научного познания.

1) наблюдение за явлением

4) мысленное моделирование

5) проведение эксперимента

6) описание объекта

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Представление и ощущение — это формы познания. Все остальное — методы научного познания.

Формы познания: чувственный уровень (ощущение, восприятие, представление), рациональный уровень (понятие, суждение, умозаключение);

Методы познания: эмпирические (эксперимент, наблюдение, измерение, описание и т.д.), теоретические (идеализация, формализация, математизация и т.д.)

укажите пожалуйста все методы и формы познания

В пояснении указал формы познания, а методов слишком много, я указал только самые основные.

Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рациональное познание присуще только человеку.

2) Одной из форм рационального познания является представление.

3) Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.

4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине.

5) Исходным элементом рационального познания является понятие.

Рациональное познание связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение. Формы рационального познания:

1) Понятие — мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, — мебель; классификация).

2) Суждение — форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо (муха — насекомое).

3) Умозаключение — форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (у мухи есть крылья, значит, она летает).

Ученые, считающие основным источником знаний разум — рационалисты (Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). Особенности рационального познания: имеет обобщенный характер, носит абстрактный характер, активно и целенаправленно, связано с речью.

1) Рациональное познание присуще только человеку — да, верно.

2) Одной из форм рационального познания является представление — нет, неверно, это чувственное.

3) Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете — нет, неверно, полное знание о предмете дает совокупность чувственного и рационального познания.

4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине — нет, неверно.

5) Исходным элементом рационального познания является понятие — да, верно.

Если бы было слово может, тогда бы было верное.

Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите три объяснения необходимости сочетания в познавательной деятельности различных видов (форм) познания.

B наше время нетрудно впасть в ошибку, отождествляя познание вообще с познанием только научным (или даже с тем, что принято считать научным) и отбрасывая все остальные виды знания или рассматривая их лишь в той мере, в которой они могут быть уподоблены научному знанию. Это объясняется современной своеобразной общественной атмосферой, культом науки, присущим современному обществу и существующим невзирая на возрастающую критику издержек научно-технического прогресса и даже параллельно с ней. Развитие наук не просто открыло множество фактов, свойств, законов, установило множество истин — выработался специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной формой — глубокое заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы, встающие перед человеком и обществом, требуют непременного обращения к науке: книга жизни открыта не только глазам учёного, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать.

Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различают в первую очередь потому, на опыте какого характера они основаны.

Имеет смысл разграничить «пассивное» знание читателя художественного произведения или студента, записывающего лекцию, от знания авторского, знания творца — будь то учёный, художник или религиозный подвижник. (Хотя и в первом случае не исключён элемент творчества; говорят, что гениальному писателю нужен и гениальный читатель.) «Авторское» знание наиболее ярко различается по типу, прежде всего по характеру личной склонности. Впрочем, для выдающихся творческих личностей характерна и гармония познавательных способностей.

Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.

Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного учёного. Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании, такое знание является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Здесь его общая точка с наукой. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; она тесно связана с «языком» человеческой

культуры в целом, которая складывается на основе серьёзной теоретической работы в процессе всемирно-исторического человеческого развития. Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию.

Какое заблуждение развенчал автор? Какие причины этого заблуждения он назвал? (Укажите две причины.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

— отождествление познания вообще исключительно c научным познанием;

— культ науки, присущий современному обществу;

— наличие специфического типа мышления.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Как в тексте определён характер житейского познания? Какую функцию в жизни людей, по мнению автора, выполняет житейское познание? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «познание».

Должны быть даны ответы на три вопроса:

1) ответ на первый вопрос:

2) ответ на второй вопрос:

— ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и c природой;

3) ответ на третий вопрос:

— познание — вид деятельности, содержанием которого является отражение объективной реальности органами чувств и разумом человека, а результатом, получение знаний.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Чем, по мнению автора, различаются «пассивное» и «авторское» знание? Используя обществоведческие знания, назовите два других различия этих видов знаний.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) различие по тексту:

— «авторское» знание, в отличие от «пассивного», имеет творческий характер;

2) два других различия, например:

— «авторское» знание — новое, а «пассивное» — уже имеющееся в культуре;

— «авторское» знание — результат духовного производства, «пассивное» — результат потребления.

Могут быть названы другие различия

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «познание».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Познание — вид деятельности, содержанием которого является отражение объективной реальности органами чувств и разумом человека, а результатом, получение знаний.

Могут быть даны такие объяснения:

1) не все проблемы могут быть изучены, поняты в рамках одного вида (формы) познания;

2) эмпирическое и теоретическое познание взаимосвязаны и едва ли могут быть изолированы друг от друга (эмпирическая информация фиксируется в понятиях, суждениях, умозаключениях и др.);

3) сочетание различных видов (форм) познания даёт наиболее полноценную картину мира.

Могут быть даны другие объяснения

Выберите верные суждения о познании и его критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам чувственного познания относят:

Ощущение — элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т. д.

Восприятие — отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств.

Представление — чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К формам рационального познания относят:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве).

Суждение — это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «золото есть металл».

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов — да, верно.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения — да, верно.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом — да, верно.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения — нет, неверно.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления — нет, неверно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

МЕТОД ПОЗНАНИЯХАРАКТЕРИСТИКА
НаблюдениеЦеленаправленный процесс восприятия явлений окружающего мира, предметов действительности