запишите слово пропущенное в таблице формы рационального познания суждение умозаключение
Запишите слово пропущенное в таблице формы рационального познания суждение умозаключение
Запишите слово, пропущенное в таблице.
УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
Чувственное | Опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания |
Присуще только человеку, является сложным способом отражения действительности посредством абстрактного мышления |
Рациональный уровень познания — присуще только человеку, является сложным способом отражения действительности посредством абстрактного мышления.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «знание»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о видах знания;
— одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов знаний.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
1) смысл понятия, например: Знание — результат познавательной деятельности человека;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение, содержащее информацию о видах знания, опирающееся на знание курса, например: К видам знания относятся житейское, научное, художественное и другие виды знания;
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах знания.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность одного из видов знаний, например: житейское знание носит эмпирический характер, основано на здравом смысле и обыденном сознании.
(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность одного из видов знаний.)
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Уровни (ступени) познания
УРОВЕНЬ | ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ |
---|---|
Чувственный | Ощущение, восприятие, _______________ |
Рациональный | Понятия, суждение, умозаключение |
Представление — целостный чувственный образ объекта, запечатленный в памяти.
Почему, по мнению автора, производство знаний — бесконечный процесс? Какую проблему, связанную с производством знаний в современном мире, поставил автор?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Производство знаний — процесс бесконечный. Вряд ли когда-либо наступят времена, когда мы получим ключ ко всем тайнам, разрешение одних загадок будет неизменно ставить перед учёными всё новые и новые. Но существует ли «чистое знание», стоящее вне добра и зла?
Однако новые открытия ставят и новые проблемы, в том числе и морально-этического свойства. На заре атомной физики человеку казалось, что он может выступать в роли наблюдателя, который стоит вне исследуемой им и подвергающейся его воздействию Природы. Вскоре, когда стало ясно, что радиоактивное излучение смертельно опасно, пришло понимание, что человек не может отойти от природы на почтительное расстояние и отстранённо лицезреть происходящее, оставаясь вне зоны досягаемости. Но, осознав в той или иной мере свою неотделимость от природы, он всё же думает, что может защититься от нежелательных последствий своих манипуляций. Однако генная инженерия, например, т. е. прямое и ничем не контролируемое вмешательство в эволюцию живой материи, такой возможности, пусть даже косвенной, человеку не оставляет. Сегодня никто не может даже приблизительно оценить те последствия, которые повлечёт за собой размножение искусственно созданной живой материи. Таким образом, наука приобрела качественно новое, до сих пор неизвестное моральное измерение.
Вмешательство в эволюцию живого — не единственное неизвестное в сложном уравнении будущего цивилизации. Не менее трудно предугадать развитие другого ключевого процесса, связанного с глобализацией и на глазах меняющего картину мира, — речь идёт об информатизации
Изобретение и внедрение компьютерных технологий, несомненно, отразилось на жизни общества, однако не следует думать, что информационная революция приведёт к скорой смене цивилизационного развития. Дело в том, что в ближайшие 50—70 лет основным источником получения необходимой энергии по-прежнему будут невозобновляемые естественные ресурсы — нефть, газ и уголь Так что развитие человечества в XXI в., скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырьё и ресурсы, которая будет вестись посредством информационных технологий. Для осуществления же цивилизационного скачка необходим переход на принципиально новый источник энергии, топливо будущего.
Запишите слово пропущенное в таблице формы рационального познания суждение умозаключение
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Уровни научного познания. | ХАРАКТЕРИСТИКА. |
эмпирический | направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента, преобладает чувственное познание как живое созерцание |
… | характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом |
Ответ: теоретический
Пояснение.
Уровни научного познания.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Формы ненаучного познания | ХАРАКТЕРИСТИКА |
мифологическое | эмоционально-образное восприятие мира, сказание, легенда и предание, очеловечивание сил природы, мир — это арена деятельности и соперничества богов, а человек есть преимущественно зритель их поединков и пиршеств |
… | образное восприятие, воплощенное в различных формах искусства |
Ответ: художественное
Пояснение.
Формы познания.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИДЫ ИСТИНЫ. | ХАРАКТЕРИСТИКА |
абсолютная | полное, исчерпывающее знание о предмете познания |
… | знание неполное, которое дополняется с течением времени в результате развитии науки |
Ответ: относительная
Пояснение.
Истина абсолютная и относительная.
Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание человека о чём-либо. Данное знание не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки.
Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.
Относительная истина – это знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, не до конца раскрывает суть явлений, предметов и т.д. Происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конченой сути изучаемого предмета.
Пример: сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем- из электронов и т.д. Как видим, на каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, то есть относительной.
Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.
Запомните: абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Особенности научного познания. | ХАРАКТЕРИСТИКИ. |
доказательность | обоснованность любого теоретического положения |
независимость знания от качеств личности, взглядов и предпочтений познающего субъекта |
Ответ: объективность
Пояснение.
Истина объективная и субъективная.
Объективная истина — это такое содержание человеческого знания, которое существует в реальной действительности и не зависит от человека, от его уровня познания. Это весь мир, существующий вокруг.
Например, многое в мире, во Вселенной существует в реальности, хотя человечество ещё не познало это, возможно, не познает никогда, но всё это существует, объективная истина.
Субъективная истина – это знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через сознание человеком, понято им.
Запомните: объективная истина не всегда субъективная, а субъективная истина — всегда объективна.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Этапы чувственного познания. | ХАРАКТЕРИСТИКА |
ощущение | познание отдельных свойств и стояний внешней среды изучаемого объекта путём непосредственного воздействия его на органы чувств человека |
воспроизведённый образ предмета или явления, которые здесь и сейчас человек не воспринимает и который основывается на прошлом опыте субъекта, возникают в его памяти. |
Ответ: представление
Пояснение.
Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).
Этапы (ступени) чувственного познания
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Этапы рационального познания | ХАРАКТЕРИСТИКА |
понятие | мысль, представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. |
это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии, вывод из предыдущих суждений. |
Ответ: умозаключение
Пояснение.
Ступени рационального познания
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Эмпирические методы научного познания | ХАРАКТЕРИСТИКА |
эксперимент | изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях |
целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств, восприятие предметов, явлений со стороны |
Ответ: наблюдение
Пояснение.
Эмпирические методы научного познания.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Теоретические методы познания | ХАРАКТЕРИСТИКА |
формализиция | знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ) |
объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений). |
Ответ: классификация
Пояснение.
Теоретические методы научного познания.
Анализ – (от греч. разложение, расчленение)процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи, характеристика героев).
Синтез – (от греч. соединение, сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме «Имя существительное»)
Индукция — (от лат. наведение) переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).
Дедукция — (от лат. — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).
Абстрагирование – (от лат. — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)
Моделирование – создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).
Аналогия – (от греч. соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)
Идеализация — (от лат. образ), мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).
Классификация – (от лат.— разряд и делать) объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).
Формализация – (от лат. — вид, образ) знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Методы социального познания | ХАРАКТЕРИСТИКА |
интервьюирование | вербальный непосредственный опрос, в котором интервьюер стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц. |
… | получение информации с помощью вопросника, составленного определенным образом в соответствии с целями исследования |
Ответ: анкетирование
Пояснение.
Методы социального познания
Эмпирические
Теоретические
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Запишите слово пропущенное в таблице формы рационального познания суждение умозаключение
Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?
1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости
2) сбор статистических данных путём анкетирования
3) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей
4) описание случаев социальной дифференциации населения
5) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов
6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости
Нау́чный ме́тод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.
Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов.
почему не подходит 2, это же «сбор новых фактов»
Сбор статистических данных − это вообще не метод. Метод называется наблюдением (описание, наблюдение, сравнение). Другими методами являются эксперимент, анализ, синтез, дедукция и индукция, идеализация, формализация, математическое моделирование и т.д.
как выдвижение и проверка гипотез могут отличать научное познание от других видов познавательной деятельности?
Только в научном познании выдвигаются и проверяются гипотезы.
Описание же присуще и обыденному познанию, не только научному.
Обыденное познание включает простою констатацию фактов, а не их описание.
Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?
1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости
2) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов
3) использование художественных образов для интерпретации социальных процессов
4) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей
5) описание случаев социальной дифференциации населения
6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости
Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов.
1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости — да, верно.
2) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов — да, верно.
3) использование художественных образов для интерпретации социальных процессов — нет, неверно, это характерно для искусства.
4) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей — нет, неверно.
5) описание случаев социальной дифференциации населения — да, верно.
6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости — нет, неверно.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
МЕТОД ПОЗНАНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
Наблюдение | Целенаправленный процесс восприятия явлений окружающего мира, предметов действительности |