запишите слово пропущенное в таблице характеристики основных форм мышления
Тест по обществознанию для 11 класса в форме ЕГЭ-2017 по разделу: Познание»
Просмотр содержимого документа
«Тест по обществознанию для 11 класса в форме ЕГЭ-2017 по разделу: Познание»»
ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ: «ПОЗНАНИЕ»
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристики основных форм мышления
Фиксирует существенные общие признаки группы, класса объектов
На основе связи понятий утверждает или отрицает наличие у познаваемых объектов каких-либо признаков, связей
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда
описание; 2. метод; 3. наблюдение; 4.интервьюирование;
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.
1) непосредственное наблюдение, 2) распространение мнения, 3) социальная стратификация, 4) мысленное моделирование, 5) проведение эксперимента, 6) эмпирическое описание.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
4. Установите соответствие между
А) отражение вещей, явлений, процессов в их существенных и отличительных признаках
1) чувственное познание
Б) отражение отдельных свойств предмета, непосредственно воздействующего на человека
В) возникновение образа предмета, в данный момент не воспринимаемого
2) рациональное познание
Г) утверждение или отрицание чего-либо о предметах, явлениях, их свойствах и отношениях
Д) отражение целостных образов предметов и явлений при их непосредственном воздействии на рецепторы
5. Установите соответствие между признаками и формами познания.
А) отражение мира в художественных образах
Б) выражение и объяснение сущности явлений
В) направленность на удовлетворение потребности человека в прекрасном
Г) обоснованность полученных результатов
Д) достоверность выводов
6. Владимир работает в биологическом исследовательском институте. Какие из приведенных фактов свидетельствуют о том, что он занимается научной деятельностью? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. регулярно посещает библиотеку
2. руководит комиссией по аттестации сотрудников института
3. анализирует публикации по проблемам развития биологии
4. ведет эксперимент в области молекулярной биологии
5. состоит членом профсоюзной организации института
6. выступил с докладом о результатах своей деятельности на симпозиуме
7. Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.
1. опора на данные наблюдений
2. экспериментальное подтверждение выводов
3. учет накопленного опыта
4. использование форм рационального познания
5. разработка обоснованных теорий
6. применение строго определенных понятий
8. Установите соответствие между
А) добываются специальными методами
1) обыденные знания
Б) предполагают проверку истинности полученных сведений
В) формируются на основе наблюдений
Г) опираются на теоретические обобщения
Д) возникают в процессе совершения бытовых действий
9. Установите соответствие между характеристиками и соответствующими видами мировоззрения
А) уподобление природного мира миру человеческому
Б) интуитивное понимание реальности
В) рациональное осмысление мира
Г) опора на проверенные и подтвержденные истины
Д) единство (нерасчлененность) знаний и верований
10. Выберите верные суждения о познавательной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Восприятие является формой рационального познания.
2. Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем.
3. Одним из критериев истины выступает практика.
4. Обыденное познание в отличие от научного не введет к истинному знанию.
5. Одной из форм чувственного познания является представление.
11. Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
12. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, определяет сущность общественных и природных явлений.
2. Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.
3. В научном познании абсолютная истина является идеалом, целью.
4. Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, может измениться с течением времени.
5. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практикоориентированное знание.
13. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.
2. Критерием истинного знания является его соответствие интересам познающего субъекта.
4. Истина связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания.
5. Истинное знание всегда разделяется большинством людей.
14. Артём и Игорь Чайки написали книгу о коррупции в государстве. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Все выводы теоретически обоснованы.
2. Книга сложна для самостоятельного изучения непрофессионалом
3. Содержание книги изложено специальным языком.
4. Для подтверждения истинности гипотез приведены доказательства.
5. Книга была напечатана в крупном издательстве.
6. Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.
15. Установите соответствие между формами и этапами (ступенями) познания
1) чувственное познание
2) рациональное познание
16. Выберите верные суждения о научном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Научное познание осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом.
2. Особенностью научного познания является создание художественного образа мира.
3. Научное познание отличается от обыденного стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений.
4. Особенностью научного познания является проверяемость и воспроизводимость знаний.
5. Компонентом научного знания являются нравственные оценки социальных явлений.
17. Установите соответствие между признаками и видами истины
А) независимость от познающего субъекта
1) только абсолютная истина
Б) ограниченность возможностями познания
2) только относительная истина
В) незавершенность и условность
Г) невозможность опровержения при дальнейшем развитии познания
3) и абсолютная, и относительная истина
Д) объективный характер
18. Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
2. Благодаря ощущениям происходит выделение общего, существенного в информации о предмете.
3. Чувственное познание и рациональное познание взаимосвязаны.
4. Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.
5. Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.
19. Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания.
проведение контрольных измерений
выдвижение и обоснование гипотез
создание логической модели изучаемого объекта
описание изучаемых явлений
проведение научного эксперимента
объяснение существующих взаимосвязей
20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.
«Наблюдение — это целенаправленное систематическое _____ (А) объекта. Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него некоторые _____ (Б) о нем, без которых нельзя определить цель наблюдения. Наблюдение характеризуется активностью ____ (В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования. В научном наблюдении взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется ____ (Г) наблюдения: приборами и инструментами, с помощью которых ведется наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают недоступные органам чувств человека микробы, элементарные частицы и т.п. в эмпирические _____ (Д). Как метод научного познания наблюдение дает исходную (Е) об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Некоторые считают, что поскольку мышление — сложный процесс, его изучение выходит за пределы наших технических возможностей и нашего понимания. Такой аргумент есть немного правда и немного ложь. Трудно не признать, что многие особенности нашего мышления остаются тайной, но верно и то, что достижения психологии дали нам замечательный арсенал методов и моделей, способных приоткрыть некоторые факты, относящиеся к мышлению. Мышление участвует в решении задач и формировании понятий.
Формирование понятий (или усвоение понятия) относится к умению выяснять свойства, присущие некоторому классу объектов или идей. Понятие можно определить как совокупность определенных существенных признаков и правил, связывающих эти признаки. Признаки означают некоторые характеристики объектов, относящихся и к другим объектам. Подвижность, например, это признак автомобиля, но подвижностью обладают и другие объекты — поезда, птицы. Человек определяет, насколько существенен
данный признак для этого объекта, на основе определенных критериев. Признаки можно различать как на количественной, так и на качественной основе. Так, подвижность — это качественная черта, которую можно измерить количественно. К примеру, автомобиль данной марки обладает этим признаком в большей степени, чем автомобили других марок.
Формирование понятий — одна из самых важных познавательных функций человека. В большинстве наук в период их становления формирование понятий играет решающую роль в организации данных. Расположение элементов в химии, разработка филогенетической классификации в биологии, классификация видов памяти в биологии — все это примеры формирования понятий, способствующих лучшему пониманию предмета.
Если мы представим себе мириады различных объектов и событий, с которыми встречаемся в повседневной жизни, то задача приобретения понятий может оказаться слишком сложной, и все же эта поразительная задача выполняется относительно легко. Вполне может быть, что постижение мира возможно только через развитие познавательных структур, которые связывают кажущиеся рассеянными объекты и события в единое понятие. Таким образом, изучение формирования понятий не изолировано от основного потока повседневной жизни, но находится прямо в центре ее.
Термины «мысль» и «мышление» означают общий процесс рассмотрения в уме какого-либо вопроса; логика — это наука о мышлении, изучающая его законы. Два человека могут думать об одном и том же, но их выводы, полученные посредством мышления, могут отличаться; одно будет «логичным», другое — «нелогичным».
21. В чем, на взгляд автора, проявляется роль формирования понятий в науке и других способах постижения мира? Приведите два положения, раскрывающих эту роль.
22. Как связаны мышление и логика? Почему выводы размышлений при наличии одного предмета рассмотрения или одной темы могут отличаться у разных людей?
23. Автор отмечает, что понятие определяется через совокупность существенных признаков. Опираясь на обществоведческие знания, укажите один существенный признак любых трех понятий, относящихся к различным сферам общества.
24. Существует точка зрения, согласно которой абстрактные умозаключения не способны приводить к правильным выводам без включения непосредственного наблюдения, чувственных данных. Приведите два аргумента в поддержку этой позиции и один аргумент — против.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «чувственное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и другое предложение, содержащее информацию об одной из этих форм.
26. Назовите три аспекта роли практики в познании и раскройте каждый из них.
27. В лаборатории химического института проводится сложный научный эксперимент. Ведутся постоянные наблюдения за происходящими изменениями. Полученные данные обрабатываются и анализируются по установленным критериям. Назовите три метода научного исследования, упомянутые в условии задания. Опираясь на обществоведческие знания, укажите и кратко охарактеризуйте еще один метод, используемый в науке.
28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Познание как вид деятельности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Запишите слово пропущенное в таблице характеристики основных форм мышления
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мышление»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об основных операциях (приёмах) мышления;
− одно предложение, раскрывающее сущность любой из этих операций (приёмов).
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: мышление — способность к познанию существенных свойств и связей (причинно-следственных, структурно-функциональных, пространственных и др.) объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией об основных операциях (приёмах) мышления, опирающейся на знание курса, например: Основными операциями (приёмами) мышления являются анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, моделирование, обобщение;
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более основных операциях (приёмах) мышления.)
(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность любой из операций (приёмов) мышления.)
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.
Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
№ | Критерии оценивания выполнения задания | Баллы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
25.1 | Раскрытие смысла понятия | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.2 | Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Указание по оцениванию: При оценивании не засчитываются: – предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов; – предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний; Вариант 15Часть 1.Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Запишите слово, пропущенное в таблице.
В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание). Таможенные пошлины; налоговая система; акцизы; прогрессивная шкала; налоговая декларация. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира. 1) непосредственное наблюдение, 2) распространение мнения, 3) социальная стратификация, 4) мысленное моделирование, 5) проведение эксперимента, 6) эмпирическое описание. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите верные суждения об обществе и его типах и запишите цифры, под которыми они указаны. 3. Все сферы общественной жизни, социальные институты подвержены изменениям. 4. Системный характер общества проявляется в наличии социальных общностей и групп, связанных общественными отношениями. 5. Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой. Установите соответствие между характерными чертами и типами (разновидностями) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию.
В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1. компьютеризация образовательного процесса 2. ориентация на интересы и склонности ученика 3. применение технологий, сберегающих здоровье детей 4. увеличение количества учебных предметов 5. сокращение времени изучения естественных наук 6. особое внимание к нравственному воспитанию детей Выберите верные суждения об издержках фирмы и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Издержками называют стоимость затрат на производство и сбыт готовой продукции. 2. Выплата процента по ранее взятому кредиту относится в краткосрочном периоде к переменным издержкам. 3. Фирма несёт постоянные издержки, даже если производство остановлено. 4. К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят плату за сырьё и материалы, электроэнергию и транспортные услуги. 5. К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят оклады администрации. Установите соответствие между функциями и уровнями банковской системы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
В государстве Z большинство предприятий находятся в частной собственности, но существуют государственные и муниципальные предприятия. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что экономика страны Z относится к рыночному типу? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1. В расчётах между предприятиями активно применяется безналичная форма. 2. Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и предложения. 3. Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов. 4. Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей. 5. Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности. 6. Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов. 1. рост затрат производителей кухонной мебели 2. увеличение количества производителей кухонной мебели 3. снижение доходов потребителей 4. предоставление субсидий производителям кухонной мебели 5. повышение пошлин на импортные комплектующие Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Негативное отклоняющееся поведение всегда является проявлением недостатков социализации индивида. 2. Отклоняющееся поведение может быть вызвано социальными условиями проживания индивида. 3. Отклоняющееся поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. 4. Отклоняющееся поведение может быть только индивидуальным. 5. Отклоняющееся поведение предполагает нарушение общепринятых норм. В начале 1990-х гг. в стране Z началась судебная реформа, в частности был введён институт присяжных заседателей. В 1995 г. и в 2015 г. в стране Z социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как Вы оцениваете введение суда присяжных?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. В 1995 г. четверть опрошенных оценили судебную реформу отрицательно. 2. В 2015 г. около двух третей опрошенных отрицательно оценили судебную реформу. 3. За 20 лет суммарный процент положительных оценок судебной реформы уменьшился. 4. К 2015 г. возросла доля граждан, затрудняющихся однозначно оценить введение суда присяжных. 5. Как в 1995 г., так и в 2015 г. большинство опрошенных в целом положительно оценивают судебную реформу. Выберите верные суждения о демократии и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Различают прямую (непосредственную) и представительную (опосредованную) демократию. 2. К институтам непосредственной демократии относятся референдумы, всенародные обсуждения политических вопросов и т.п. 4. Главным признаком демократии является всеобъемлющий контроль государства над всеми сферами жизни общества. 5. Политический плюрализм, как один из принципов демократии, отражает многообразие форм собственности в государстве. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
В стране Z правительство формируется блоком политических партий, победившим на парламентских выборах. Выберите из приведенном ниже списка черты, свидетельствующие, что в стране Z парламентские выборы происходит по пропорциональной системе, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. возможно выдвижение независимых беспартийных кандидатов 2. количество депутатов парламента зависит от процента голосов, полученных партией 3. граждане голосуют прежде всего за программу партии, а не за конкретных людей 4. предусмотрено голосование по одномандатным округам 5. победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах 6. голосование проводится по спискам политических партий 1. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. 4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны между собой. 5. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Выберите верные суждения о военной службе и альтернативной гражданской службе. Запишите цифры, под которыми они указаны. 2. На военную службу призываются все граждане РФ в возрасте от 18 до 30 лет. 3. Граждане могут быть освобождены от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным законом. 4. Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. 5. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза меньше установленного срока военной службы по призыву. Установите соответствие между примерами и основаниями прекращения трудового договора в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Арина и Никифор решили заключить брачный договор. Какие правоотношения супругов согласно семейному законодательству РФ могут быть объектом регулирования брачного договора? Запишите цифры, под которыми они указаны 1. способы участия в доходах друг друга 2. порядок несения каждым супругом семейных расходов 3. определение места жительства супругов 4. выбор фамилии супругов, имён будущих детей 5. права и обязанности по взаимному содержанию 6. права и обязанности супругов в отношении детей Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является________(А). Это человек со своими социально сформированными и с индивидуально выраженными________(Б): интеллектуальными, эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что________(В) в совместной деятельности с другими людьми познаёт и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом ________(Г). Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется ________(Д), т.е. стремлением выходить за свои собственные пределы, развиваться, расширять сферу своей деятельности, открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя ________(Е) в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несёт ответственность за свой выбор». Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Часть 2.Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. По отношению к праву моральные ценности выступают как бы критерием оценки людьми эффективности механизмов правового регулирования общественных отношений. Закрепляя нравственные ценности, право тем самым способствует созданию надлежащих условий для их реализации. Идеи свободы, равенства, справедливости, по природе присущие человеку, становятся и правовыми ценностями. Соответственно возрастает и нравственная ценность самих юридических норм. Право и мораль имеют как общие характерные черты, так и особенности. Одна из главных общих черт состоит в том, что и право, и мораль являются разновидностями социальных норм. И право, и мораль есть мера свободы. Чтобы реализовать правовую свободу, необходимо иметь моральную свободу. И право, и мораль роднит категория справедливости. Справедливость выступает средством обеспечения социальной ценности юридических норм. Вместе с тем, в обществе реализация идеала справедливости невозможна без правового регулирования. Нормы морали более универсальны, чем нормы права. Нормы морали регулируют более широкую область отношений, чем сфера отношений, регулируемых правом. Нормы права систематизированы и находят официальное закрепление в нормативно-правовых актах, а нормы морали содержатся в сознании людей и получают выражение в общественном мнении и передаются им. Кроме того, нормы морали не институционализированы, то есть не обладают формальной определённостью, а правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в законодательстве, в судебных решениях. Однако, как общие черты, так и различия правовых и моральных норм не следует абсолютизировать. Нормы морали и нормы права органически взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.
|