заполнение речевой карты логопеда образец

РЕЧЕВАЯ КАРТА ШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДА (образец заполнения)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

1.Фамилия, имя, возраст Иванов Иван, 7 лет

3.Домашний адрес ул. Гайдара 24-16

4.Дата зачисления на логопедический пункт 15.09.2017

5.Успеваемость / к моменту обследования/ не аттестован

6.Жалобы учителей и родителей Со слов учителя: на уроке малоактивен, стесняется говорить.

Со слов матери: говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.

7.Заключение психиатра без патологии

8.Состояние слуха без патологии

9.Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова появились к 2 – 2,5 годам, фразы к 4 – 5 годам. Речь непонятна окружающим.

10.Состояние артикуляционного аппарата /строение, подвижность/ Строение – N

Подвижность – с трудом удерживает заданную позу и испытывает трудности в переключении с одной артикуляционной позиции на другую

11.Общая характеристика речи / запись беседы, самостоятельных связных высказываний/

В беседе о семье: мама – (Ирина ), не знаю (отчества); папа ( ), не знаю (отчества); Бран зовут ( Игорь); На работе (про маму);Кем работает папа (не знаю);

а) Словарный запас (количественная и качественная характеристика)

б) Грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов

Карандаши вытащил из-за книга. Мальчик прыгнул лужу. На деревьев появились первые листочки.

Мн.ч. Им.п. – деревы, глазы, крыли …

Мн.ч. Род.п. – тетрадов, вороткнов, осёл…

Варенье яблочный; вода апельсилиновый; медведь плюшеный.

в) Произношение и различение звуков

1) произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков

2) различение оппозиционных звуков: тисовчик (часовщик), голошина (горошина), яселса (ящерица)

па-ба-ба (N) та-да-да (N) га-ка-ка (N)

за-за-за ( жа-жа-за) ча-ча-ча (тя-ча-тя) ча-ча-ча (ча-ща-ча)

ра-ра-ра (ра-ла-ра) за-за-за (за-жа-за) тя-тя-тя (тя-ча-тя)

ща-ща-ща (ща-ча-ча) ща-ща-ща (ща-ча-ча) ла-ла-ла (ла-ра-ра)

3) воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры)

зелено-зелено…(железнодорожный), скоровод(экскурсовод), писиный (апельсиновый)

г) темп и внятность речи: речь невнятная, замедленного темпа

12.Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова

Плащ: Сколько всего звуков? – «2». 1-й звук;? – «П»; 2-й звук? – «А»; 3-й звук? – «Ф». назови последний звук? – «А»; назови 1-й звук? – «Т!; назови 3-й звук? – «А».

13.Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах учащихся.

а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, словами)

-знает некоторые буквы А, П, М, Т

-знает все буквы, но не читает

-читает по слогам, медленно, монотонно

-пропускает гласные, не дочитывает слова

-искажает слоговую структуру слова

-путает некоторые буквы

б) ошибки при чтении

лист (листья), на деревьев (деревьях) пожелтели и пурели (побурели)

сердитый ветер кужил (кружил) их…(по) воздуху.

в) понимание прочитанного

1) с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказывает только с помощью вопросов

2) основное содержание рассказа понимает, скрытый смысл понимает с трудом

3)испытывает некоторые затруднения

15.Проявление заикания: не заикается

16.Краткая характеристика ребёнка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту)

Внимание неустойчивое, пониженная работоспособность, трудность переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень самоконтроля и самостоятельности.

18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопункта)

Источник

Образец заполнения Речевой карты

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

1. Фамилия, имя, возраст_____________________________________________________________

2. Школа__________________________________ класс___________________________________

4. Домашний адрес__________________________________________________________________

5. Дата зачисления на логопедический пункт____________________________________________

6. Успеваемость по родному языку____________________________________________________

7. Заключение психоневролога________________________________________________________

__________________________________________________________________________________8. Данные о ходе развития речи. Анамнез.______________________________________________

9. Состояние слуха, зрения___________________________________________________________

10.Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность)________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Общая характеристика речи_______________________________________________________

а) словарный запас__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________б) грамматический строй____________________________________________________________

в) состояние звукопроизношения______________________________________________________

г) фонематическое восприятие________________________________________________________

д) слоговая структура слова__________________________________________________________

е) темп и внятность речи_____________________________________________________________

12.Уровень сформированнности навыков анализа и синтеза звукового состава слова__________

13.Письмо. Наличие и характер специфических ошибок.__________________________________

а) характеристика владения техникой чтения____________________________________________

б) ошибки при чтении_______________________________________________________________

в) понимание прочитанного__________________________________________________________

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление

б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй)______

в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту)__________________________________________________________________

18.Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопе- дического пункта)__________________________________________________________________

1. Фамилия, имя, возраст _____________________________________________________________

2. Школа – ____________________ класс ___

3. Домашний адрес __________________________________________________________________

4. Дата зачисления на логопедический пункт15.09.2014 г.

5. Успеваемость по родному языкуначало учебного года

6. Заключение психоневрологана учёте не состоит/_____________________________________

Данные о ходе развития речи. Анамнез

А)Наследственные, нервно-психические, соматические, хронические заболевания у родителей: данные: со слов; по документам (подчеркнуть); данных нет; наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); наличие алкоголизма у родителей; характерологические особенности матери и отца _______________________________________________________________________________

Б) Речевая среда: благополучная; ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; задержка речевого развития у родителей; заикание у родителей, сестер, братьев; контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; наличие двуязычия – какой язык преобладает в общении ___________________________________________________________________________________

9. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность):

Прикуса: окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей; прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогения, прогнатия,

Челюстей: особенности размера и формы, наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие или отсутствие смещения нижней челюсти – в состоянии покоя или при движении; направление смещения: вперед, назад, вбок – левостороннее или правостороннее смещение,

Языка: нормальное строение и размеры языка, складчатый, раздвоенный кончик макроглоссия, микроглоссия;

Подъязычной связки: нормальная длина и строение уздечки языка, короткая /укороченная, толстая /утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла,

Твердого неба: нормальное, куполообразное; высокое, «готическое»; низкое, плоское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная /несквозная, односторонняя /двусторонняя, полная /неполная, сумбукозная,

Мягкого неба: нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки,

Губ: нормальное строение, тонкие, утолщенные; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы: частичная /полная, односторонняя /двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая /укороченная уздечка верхней /нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы.

состояние тонуса мышц органов артикуляции (норма, дистония, гипотония, спастичность);

подвижность артикуляционных органов (норма, недостаточна, строго ограничена);

неврологический синдром в артикуляционной моторике (отсутствует, спастический парез, тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия);

состояние глоточного и небного рефлексов (норма, повышен, понижен);

наличие /отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма (гиперсаливация, слюноотделение в норме; усиливается при определенных условиях; постоянная);

подвижность нижней челюсти (строго ограничена; недостаточно – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие смещения нижней челюсти в состоянии покоя, при закрытом рте и сомкнутых челюстях, при широко открытом рте в движении

движения и тонус язычной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма), подвижности (строго ограничена; недостаточна – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие гиперкинезов, тремора, девиации (отклонения в сторону) языка

тонуса мягкого неба (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности (строго ограниченная, недостаточная, норма), отмечается наличие отклонения всего мягкого неба или его язычка в сторону, отсутствие или недостаточное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки.

10. Словарный запас:

объем словаря (ограниченность, бедность, соответствие словаря возрастной норме);

резкое расхождение объема пассивного и активного словаря;

неточность употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);

несформированность семантических полей;

трудности актуализации слов (особенно предикативного – глаголов, прилагательных);

трудности классификации слов на основе семантических признаков (семантически далеких и близких).

11. Грамматический строй:

морфологические и синтаксические аграмматизмы;

владение синтаксическими конструкциями не соответствует возрастной норме;

ограничено понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов;

нарушения в овладении морфологическими и синтаксическими единицами (пропуск членов предложения; нарушение порядка слов в предложении; нарушение грамматических связей между словами; трудности в словообразовании; трудности в словоизменении);

своеобразное употребление грамматических категорий (замены окончаний; их нерегулярное использование; неправильное воспроизведение фонетического состава грамматических морфем).

фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.

Степень разборчивости речи: разборчивость речи не нарушена; разборчивость речи несколько снижена, речь не четкая; речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.

Мелодико-интонационная сторона речи: не нарушена; слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); отсутствие голосовых модуляций (голос не модулированный); нарушение интонационного оформления речи.

Темп речи: нормальный (N); ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); запинки; заикание.

Ритм речи: нормальный (N); дисритмия; растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.

Паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке): правильная; нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки; излишне частая паузация, излишне редкая).

Слоговая структура слова

Воспроизведение слоговой структуры слова, его звуконаполняемости: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяются с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими).

Ритмический рисунок слова: воспроизводит правильно /воспроизводит с ошибками.

14.Уровень сформированнности навыков анализа и синтеза звукового состава слова

Фонематический анализ: (сформирован; недостаточен; не сформирован).

Фонематический синтез: (сформирован; недостаточен; не сформирован).

Фонематические представления: (сформированы; недостаточны; не сформированы

а) характеристика владения техникой чтения_________________________________________________________________

б) ошибки при чтении_____________________________________________________________________________________

в) понимание прочитанного________________________________________________________________________________

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление

б) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18 .Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений

внимание устойчивое (неустойчивое)

взгляд фиксирует (не фиксирует);

переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание);

общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано);

слабая концентрация внимания;

общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано).

познавательной активности – высокий, снижен, низкий, требует развития;

сформированность умственных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, причинно-следственные связи, абстрагирование) – сформированы, недостаточно сформированы, трудности в формировании, требуют коррекции);

преобладание формы мышления – наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, логическое, словесно-логическое.

запоминание произвольное /непроизвольное;

быстрое запоминание /медленное, с трудом;

снижение объема памяти /ограничение; длительное запоминание /быстрое забывание; трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала);

непрочное сохранение; неточное воспроизведение (точное).

19.Заключение учителя-логопеда __________________________________________________________________________

20 .Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта) ________________________________________________________________________________________________________

Фамилия, имя _________________________________________________

Дата обследования _____________________________________________

Наследственные, нервно-психические, соматические, хронические заболевания у родителей: данные: со слов; по документам (подчеркнуть); данных нет; наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); наличие алкоголизма у родителей; характерологические особенности матери и отца ______________________________________________________________________________________

Речевая среда : благополучная; ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; задержка речевого развития у родителей; заикание у родителей, сестер, братьев; контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; наличие двуязычия – какой язык преобладает в общении _________________________________________________________________

Беременность по счету ____________________________________________________________

Как протекала ___________________________________________________________________

Когда закричал __________________________________________________________________

— стал держать головку ____________________________________________________________

Раннее речевое развитие:

— первые слова ___________________________________________________________________

— не прерывалось ли речевое развитие _______________________________________________

после 1 года ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние слуха и зрения ребенка (в соответствии с данными медицинской карты) – соответствуют норме/не соответствуют норме __________________________

внимание устойчивое (неустойчивое)

взгляд фиксирует (не фиксирует);

переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание);

общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано);

слабая концентрация внимания;

общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано).

познавательной активности – высокий, снижен, низкий, требует развития;

сформированность умственных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, причинно-следственные связи, абстрагирование) – сформированы, недостаточно сформированы, трудности в формировании, требуют коррекции);

преобладание формы мышления – наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, логическое, словесно-логическое.

запоминание произвольное /непроизвольное;

быстрое запоминание /медленное, с трудом;

снижение объема памяти /ограничение; длительное запоминание /быстрое забывание; трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала);

непрочное сохранение; неточное воспроизведение (точное).

Произвольная мимическая моторика:

отмечаются особенности естественной мимики: мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние ребенка; мимика невыразительная;

лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре.

состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма; гипомимия (недостаточность мимической моторики);

сглаженность носогубных складок;

оральные синкинезии; асимметрия лица;

состояние тонуса мышц органов артикуляции (норма, дистония, гипотония, спастичность);

подвижность артикуляционных органов (норма, недостаточна, строго ограничена);

неврологический синдром в артикуляционной моторике (отсутствует, спастический парез, тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия);

состояние глоточного и небного рефлексов (норма, повышен, понижен);

наличие /отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма (гиперсаливация, слюноотделение в норме; усиливается при определенных условиях; постоянная);

подвижность нижней челюсти (строго ограничена; недостаточно – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие смещения нижней челюсти в состоянии покоя, при закрытом рте и сомкнутых челюстях, при широко открытом рте в движении

движения и тонус язычной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма), подвижности (строго ограничена; недостаточна – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие гиперкинезов, тремора, девиации (отклонения в сторону) языка

тонуса мягкого неба (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности (строго ограниченная, недостаточная, норма), отмечается наличие отклонения всего мягкого неба или его язычка в сторону, отсутствие или недостаточное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки.

16. Общая произвольная моторика:

объем движений (полный /неполный);

точность выполнения (неточные /точные);

самостоятельность выполнения движений (полная /неполная /с помощью взрослых);

координация движений (нормальная /некоординированность /отсутствует);

темп выполнения движений (нормальный /быстрый /медленный);

активность (нормальная /заторможенность /двигательное беспокойство /повышенная двигательная активность /расторможенность);

качество движений (моторная напряженность, скованность);

переключаемость (низкая /застревания / переключение с лишними движениями (сопутствующими).

объем движений (полный, неполный),

координация (нормальная, некоординированность),

наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре,

темп (медленный, быстрый, нормальный),

переключение от одного движения к другому (низкое, недостаточное, нормальное),

активность (нормальная, двигательное беспокойство, заторможенность),

персеверации (повторение) на истощении: выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах); дезавтоматизация движений на истощении,

ведущая рука: графическое функциональное превосходство (графический правша, графический левша), бытовое функциональное превосходство (бытовой левша, бытовой правша), ребенок – амбидекстр (одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой в бытовых и графических действиях).

Анатомическое строение органов артикуляции:

Прикуса: окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей; прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогения, прогнатия,

Челюстей: особенности размера и формы, наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие или отсутствие смещения нижней челюсти – в состоянии покоя или при движении; направление смещения: вперед, назад, вбок – левостороннее или правостороннее смещение,

Языка: нормальное строение и размеры языка, складчатый, раздвоенный кончик макроглоссия, микроглоссия;

Подъязычной связки: нормальная длина и строение уздечки языка, короткая /укороченная, толстая /утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла,

Твердого неба: нормальное, куполообразное; высокое, «готическое»; низкое, плоское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная /несквозная, односторонняя /двусторонняя, полная /неполная, сумбукозная,

Мягкого неба: нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки,

Губ: нормальное строение, тонкие, утолщенные; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы: частичная /полная, односторонняя /двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая /укороченная уздечка верхней /нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы.

Фонетического строя: фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.

Степень разборчивости речи: разборчивость речи не нарушена; разборчивость речи несколько снижена, речь не четкая; речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.

Мелодико-интонационная сторона речи: не нарушена; слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); отсутствие голосовых модуляций (голос не модулированный); нарушение интонационного оформления речи.

Темп речи: нормальный (N); ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); запинки; заикание.

Ритм речи: нормальный (N); дисритмия; растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.

Паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке): правильная; нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки; излишне частая паузация, излишне редкая).

Выразительность: тембр (эмоциональная окраска высказывания); интонирование (способность употреблять основные виды интонации: повествовательную, восклицательную, вопросительную); употребление ударения (словесного, логического).

Фонематический анализ: (сформирован; недостаточен; не сформирован).

Фонематический синтез: (сформирован; недостаточен; не сформирован).

Фонематические представления: (сформированы; недостаточны; не сформированы

Состояние слоговой структуры слова

Воспроизведение слоговой структуры слова, его звуконаполняемости: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяются с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими).

Ритмический рисунок слова: воспроизводит правильно /воспроизводит с ошибками.

объем словаря (ограниченность, бедность, соответствие словаря возрастной норме);

резкое расхождение объема пассивного и активного словаря;

неточность употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);

несформированность семантических полей;

трудности актуализации слов (особенно предикативного – глаголов, прилагательных);

трудности классификации слов на основе семантических признаков (семантически далеких и близких).

Грамматический строй речи:

морфологические и синтаксические аграмматизмы;

владение синтаксическими конструкциями не соответствует возрастной норме;

ограничено понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов;

нарушения в овладении морфологическими и синтаксическими единицами (пропуск членов предложения; нарушение порядка слов в предложении; нарушение грамматических связей между словами; трудности в словообразовании; трудности в словоизменении);

своеобразное употребление грамматических категорий (замены окончаний; их нерегулярное использование; неправильное воспроизведение фонетического состава грамматических морфем).

умеет слушать и понимать обращенную речь /невнимателен;

легко входит в контакт /контакт затруднен;

участвует в общении по инициативе других;

активность в общении /активен; малоактивен.

фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ ). При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.

общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР). При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой ( речевой ) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

Примерные формулировки логопедических характеристик

Полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.

Полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несфор-мированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа).

Полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода и именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *