запоминание падежей в игровой форме
Как легко запомнить падежи? Иван и Василиса помогут!
К сожалению, одно только осознание важности не делает информацию более легкой для восприятия и понимания. У многих школьников возникают сложности в процессе обучения, и родителям приходится задаться вопросом: как запомнить падежи?
Команда IQ Клуб с удовольствием поделится с вами методикой, как легко запомнить падежи. Методика разработана опытными учителями и подходит специально для детей младшего школьного возраста.
Легко и быстро запоминаем падежи с IQ Клуб
Всего в русском языке существует целых 6 падежей, вот они:
Быстро запомнить падежи позволит короткий стишок. Вы наверняка слышали его, помните со школьных времен. Что ж, пришло время передать знание своему ребенку!
Стишок поможет запомнить правильный порядок падежей. Обратите внимание ребенка на то, что каждое слово начинается с той буквы, с какой начинается падеж.
Теперь разберем каждый падеж отдельно. Объясните ребенку, что чтобы склонять слово по падежам, нужно задавать вопросы. У каждого падежа свои вопросы.
Именительный падеж
Самый простой падеж, запомнить его легко, так как слово не изменяется. Вопросы: «Кто? Что?».
Родительный падеж
Чтобы возвести слово в родительный падеж, нужно задать вопрос: «Нет кого? Нет чего?».
Если запомнить не получается, попробуйте другой вопрос. Он похож на название падежа: «Вы родители кого? Вы родители чего?».
Дательный падеж
Вопрос дательного падежа также привязан к его названию: «Дать кому? Дать чему?».
Винительный падеж
И снова самый простой способ запомнить вопрос винительного падежа – понять, что вопрос соответствует названию: «Винить кого? Винить что?».
Творительный падеж
Еще один падеж, вопрос которого звучит, как название: «Сотворен кем? Сотворен чем?».
Предложный падеж
Чтобы задать вопрос предложного падежа, нужно использовать предлог. Обратите внимание, что название падежа как бы подсказывает это. Вопрос: «Говорить о ком? Говорить о чем?».
Самый простой и легкий способ, как запомнить падежи: практиковаться. Назовите любое слово, которое придет на ум, задавайте вопросы и склоняйте его. Просклоняем, например, слово «олень».
Мы надеемся, что теперь вам и вашему ребенку понятно, как запомнить падежи. Команда IQ Клуб желает вам успехов в учебе и отличных оценок. А еще мы приглашаем пройти развивающие курсы, например, по развитию памяти или скорочтению, чтобы дополнительно улучшить успеваемость.
Запоминалки: как запомнить падежи существительных
Эти стихи и фразы помогут выучить падежи русского языка и правильно их умотреблять. Стихи можно использовать для тематического праздника о русском языке, предметной недели русского языка, стенгазеты, викторины.
Падежи
Именительный падеж
Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с кем не спутает никто.
Именительный
Поворот судьбы такой изумительный:
Изучаем мы падеж именительный.
На суку висит (что?) – ватрушка!
На заборе спит (кто?) – старушка!
С неба к нам летит (что?) – игрушка!
Соловьем свистит (кто?) – подружка!
На сосне сопит (кто?) – хрюшка!
Рассказала все (кто?) – врушка!
Сочинила мир такой изумительный!
Что ж, запомним мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!
Родительный падеж
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь.
Дательный падеж
Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь!
Винительный падеж
Я – Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово «вижу» подставляй
И меня определяй.
Винительный падеж
«Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!»
Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
Научилась я. летать!
Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.
Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО –
Назову до одного!
Вижу реку, вижу сад –
Называю все подряд!
Вижу вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!
Строят клуб невдалеке,
Красят лодку на песке.
Хватит, в школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке.
Творительный падеж
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.
Что там долго говорить.
Вот решился я. творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник, я – творец!
Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржёт.
Я творю карандашом
На листе своем большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну.
Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.
Стоп! Подумай головой,
Для чего идти войной!
Лучше миром кончить дело!
Я альбом закрою свой.
Предложный падеж
На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.
Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:
Как запомнить падежи
Падежи русского языка
Одна из важнейших тем начальной школы — это падежи. Взрослым падежи кажутся понятными и доступными, но для детей — это новая информация, которую нелегко сразу усвоить. Им сложно запомнить названия падежей и их последовательность, вопросы и вспомогательные слова.
Как быстро запомнить падежи и научиться их различать? Читайте в нашей статье!
Падежи и их вопросы
В русском языке всего шесть падежей, и у каждого есть свои вопросы, а также слова-помощники, которые помогают верно задать вопрос к слову.
Именительный падеж
Запоминается легче остальных, потому что он самый первый. Его вопросы «кто?» и «что?». Чтобы запомнить их, представьте, что вы вышли на улицу незнакомого города и спрашиваете: “Что это? Кто это? — это стол, а это мальчик”. У именительного падежа есть ещё одна интересная особенность: этот падеж не любит предлоги и всегда используется без них.
Родительный падеж
Этот падеж идёт следом за именительным и постоянно спрашивает у него «кого?” или “чего?». В быту обыграть родительный падеж поможет забавная ситуация: например, дома у вас есть кот. Вы купили колбасу и оставили её на столе. Вдруг зазвонил телефон, вы вышли из комнаты, а вернувшись, не увидели ни кота, ни колбасы. Они пропали! Нет (кого?) кота, нет (чего?) колбасы. Всё просто: хитрый кот схватил колбасу и быстро спрятался.
Дательный падеж
Подсказка прячется в самом названии: дать (кому?) коту, (чему?) книге. Этот падеж любят предлоги “к” и “по”, поэтому часто стоят рядом с ними: кот бежит за колбасой (по чему?) по столу, перед сном мы ставим тапочки (к чему?) к кровати.
Винительный падеж
Этот падеж «винит» всё и всех вокруг, поэтому всегда ходит со словом-помощником «виню» (кого? что?). Например, виню (кого?) кота, он украл колбасу со стола. Виню (что?) карандаш, он сломался, и я не раскрасил картинку.
Творительный падеж
Чтобы его запомнить, можете использовать слова-подсказки “доволен” и «горжусь». Я горжусь (кем?) братом, он победил в соревновании. Доволен (чем?) своей новой книгой.
Предложный падеж
Вновь говорящее название! Этот падеж всегда берёт с собой предлоги — обычно это на, в и о. Чтобы вопросы запомнились, называйте слова-подсказки: “говорю” и “думаю”. Думаю (о ком?) о маме, говорю (о чём?) о погоде.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Как запомнить падежи?
Самое сложное для детей — запомнить названия шести падежей, их очерёдность и вопросы. Давайте рассмотрим каждый случай и все способы, которые помогут усваивать знания эффективно и весело.
Запоминаем названия падежей
Самый лучший вариант — придумать ассоциации к падежам. Подберите к каждому интересное или забавное значение, которое будет вызывать приятные эмоции, например:
Именительный — это может быть имя любимого героя мультфильмов, кличка животного, которое важно ребёнку, или собственное имя.
Родительный — отталкиваемся от названия. Кто кого родил?
Дательный — давать и дарить. Мы любим дарить подарки. Ключевое слово — подарки.
Винительный — какой фрукт приходит на ум? Конечно, виноград!
Творительный — как чудесно творить, создавать новое своими руками! А что любит делать ваш ребёнок? Рисовать, лепить или дуть мыльные пузыри? Тогда его ассоциацией может быть рисунок или картина.
Предложный — а не пойти ли нам гулять? Предложи, куда пойдём?
Вот так у нас получилась цепочка ассоциаций: моё имя, мои родители, подарки, виноград, рисунки и прогулки. Теперь достаточно вспомнить эту фразу, а вместе с ней и падежи. Для каждого ребёнка это будет своя фраза, важная только для него.
Запоминаем последовательность падежей
Чтобы помочь детям легко и надолго запомнить названия падежей, используйте акростихи. Это рифмованные строки, в которых первые буквы указывают на названия падежей. Самый популярный вариант:
Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку.
Этот забавный акростих очень быстро запоминается.
Существует масса других акростихов, которые можно использовать, например:
Инна Родила Девочку Верочку, Такую Припевочку.
Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печку.
Иван Разрушил Дом, Вика Теперь Плачет.
Вы можете взять готовые строчки, а можете создать их самостоятельно. Пусть ребёнок придумает такой стишок, в котором будут только близкие и понятные ему слова и события.
Ещё один интересный способ запомнить падежи — тактильный. Он подходит детям, которым нравится прикасаться к предметам, поэтому и падежи должны стать для них осязаемыми. Для этого можно использовать пальцы. Именительным падежом будет большой палец левой руки, а остальные пять будут находиться на правой. Ребёнок называет падежи по порядку и по очереди загибает пальцы рук. Также можно взять счётные палочки, пуговицы на одежде, ручки или фломастеры — любые подручные средства.
Запоминаем вопросы к падежам
Здесь лучше всего помогают смешные фразы и стихи. С их помощью можно быстро усвоить материал. Важно, чтобы образы в этих небольших стихотворениях были яркими и легко запоминались.
Я первый, именительный,
Смелый и решительный
Сразу знаю: кто и что
Съел, нашёл, пошёл в кино.
Мне предлоги не нужны,
Дома пусть сидят они.
Вторым по счёту я иду,
Кого тут нет — всем расскажу!
И без чего мы суп не сварим,
Кого за главного оставим?
а все вопросы дам ответ,
Когда всех старших дома нет.
Родительным меня зови
Среди других легко найди.
Знакомься, это дательный!
Надёжный и внимательный.
Открытки пишет он кому?
Или скучает по чему?
Найти ответ нам очень просто:
Задай лишь эти два вопроса!
И про предлоги не забудь:
Нам с К и ПО проложен путь.
Хотя без них он проживёт
И один гулять пойдёт.
К незнайкам непочтительный,
Ведь я падеж винительный.
Усердных очень я люблю,
Всегда пятёрки им дарю.
Во что сегодня поиграем?
Кого на праздник приглашаем?
Тебе готов я подсказать,
Чтоб в дневнике увидеть “пять”!
С предлогами дружить не прочь,
Но и без них смогу помочь.
Привет, творительный падеж!
Я полон радостных надежд.
Горжусь я кем?Творю я чем?
Узнаешь скоро ты совсем!
Мне все художники друзья
Любуюсь их картинами я.
С собой беру я три предлога,
Запомни их ты очень строго.
Послушай: перед, под и над.
Творительный им очень рад!
Случай со мной сложный,
Ведь я падеж предложный.
Без предлогов не прожить —
Шагу не могу ступить.
Если рядом есть друзья,
Обо всём скажу им я!
Для детей с логическим складом ума и развитой зрительной памятью хорошо подходят таблицы, в которых отражены названия падежей, их вопросы и слова-помощники.
Отлично помогают усваивать материал практические упражнения. Например, возьмём слово “птица” и придумаем такую сказку, чтобы к этому слову мы смогли задать все падежные вопросы. Если ребёнку пока сложно придумать историю, можно составить отдельные предложения:
Именительный — однажды к нам в окошко залетела (кто?) птица.
Родительный — у (кого?) птицы было повреждено крыло.
Дательный — мы дали (кому?) бедной птице попить.
Винительный — я никогда не видел (кого? что?) такую птицу.
Творительный — мы с родителями неделю ухаживали за (кем?) птицей, пока она не выздоровела и не улетела.
Предложный — я долго думал (о ком?) об этой птице.
Используя наши простые советы, вы поможете ребёнку быстро запомнить падежи, а также легко определять их и задавать к к словам верные вопросы.
Как запомнить падежи русского языка
Русский язык – непростой, но очень красивый язык. А красота русской речи заключается в умении правильно строить предложения, формулировать свои мысли. Это и умелое использование падежей.
Запомнить падежи помогают сказки, стихи, вспомогательные слова, зрительные образы, рисунки, игры, а иногда и понимание происхождения и названия падежа.
6 падежей русского языка
Сейчас в русском языке выделяют 6 падежей:
Именительный падеж
Это падеж, который просто что-либо или кого-либо называет, именует, поэтому он и зовётся именительным.
Вопросы: Кто? Что?
Запомни!
У именительного падежа НЕ БЫВАЕТ ПРЕДЛОГОВ!
Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
Родительный падеж
Вопросы: (нет) кого? чего?
Предлоги: с, до, у, из, без, до, вокруг, около, для, возле, после
А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
Дательный падеж
Название заимствовано из старославянского языка, куда оно попало как дословный перевод с греческого dotike — «дательный». Достаточно ясно прослеживается связь с глаголом «дать, давать». Основное значение дательного падежа – название адресата, имени того, кому дают (подарок брату, звонок другу).
Вопросы: (дам) кому? чему?
Предлоги: к, по
Я – называюсь Дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом «к» порой дружу.
Но и один гулять хожу.
Винительный падеж
Название ввел один из первых русских грамматиков Лавренитий Зизаний в XVI веке. Название падежа дано по слову «вина». Основное значение винительного падежа – называть объект действия, который является причиной, называющей само действие.
Вопросы: (вижу, виню) кого? что?
Предлоги: в, на, под, про
А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
Творительный падеж
Название также ввёл Лаврентий Зизаний в конце XVI века. Этот падеж связан с глаголом «творить» — делать что-то при помощи какого-то орудия, средства. Отсюда и основное название творительного падежа.
Вопросы: (творю) кем? чем?
Предлоги: перед, под, над, с, за
А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад.
Предложный падеж
В предложном падеже объединились два падежа местный и сказительный. М.В. Ломоносов переименовал всё в предложный падеж, отразив тем самым его формальный признак – обязательное употребление предлога.
Предлоги: о, в, при, на
Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?
Сказка про падежи
Жил был Падеж. Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ. Родился — стал РОДИТЕЛЬНЫЙ. Это имя ему ещё больше понравилось. Он был малышом, ему всё давали, и он стал ДАТЕЛЬНЫМ. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ. Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его ТВОРИТЕЛЬНЫМ. Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ. Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.
Как ещё можно запомнить падежи русского языка?
Чтобы запомнить названия падежей существует много весёлых акростихов:
У каждого падежа свои вопросы. А ещё у каждого падежа есть слова-помощники, которые помогают правильно задать вопрос и без ошибки подобрать нужную форму слова.
Именительный — слова отвечают на вопрос — кто? что?
Родительный — нет (кого? чего?)
Дательный — дам (кому? чему?)
Винительный — вижу, виню (кого? что?)
Творительный — горжусь, творю, доволен (кем? чем?)
Предложный — думаю о ком?, о чем?
Для того чтобы легче запомнить слова-помощники, можно использовать забавные жесты:
Определить падеж помогают также предлоги. Лучше всего использовать памятку.
Для запоминания падежей можно также выучить весёлое стихотворение.
По условию задачи
Есть мышонок, кот и сыр.
И её решеньем будет
Заучить падеж до дыр.
Кто? Конечно кот в засаде.
Что? Прекрасен сыр и свеж.
Применяется, конечно,
Именительный падеж.
Нет кого? Конечно мыши.
Нет чего? И сыр исчез!
Применяется, конечно, здесь
Родительный падеж.
Если б дал кому? Мышонку
Тот кусочек сыра Васька,
Дательный падеж тогда бы
Стал бы дружным и прекрасным!
Если б котик поделился
С кем и чем.
С мышонком сыром,
То творительный падеж
Завершился б вкусным пиром.
И кого теперь винить?
Мышь? Или что?
Кусочек сыра?
Нет! Винительный падеж.
Не закончит дело миром!
А теперь, куда ж деваться,
В падеже предложном котик
Думает о чём? О сыре!
И урчит пустой животик …
Игра
Поиграйте с ребёнком в игру, которая не только поможет запомнить падежи и употреблять слова в нужной форме, но и будет способствовать развитию речи и воображения ребёнка.
Выбираете любое существительное и придумываете сказку, историю, в которой это существительное встречается в разных падежах. Если сложно сразу придумать текст, то можно работать с отдельными предложениями.
Например: слово КОШКА
Существует много интересных способов, помогающих ребёнку запомнить падежи русского языка. Выбирайте любой. Но для того, чтобы правильно определять падеж, ребёнку не только обязательно нужно знать падежные вопросы, основные предлоги и слова-помощники, но нужно ещё побольше практиковаться.
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!