запрет кредита в исламе

Можно ли мусульманину взять кредит?

Оформить заявку и получить ответ из банка всего за 5 минут →

Оформить заявку и получить ответ из банка всего за 5 минут →

Большая часть россиян не знает, как они жили до появления кредитов и банковской системы в целом. Но мусульманские священнослужители придерживаются иного мнения, говоря, что займы – это грех. Но мало кто из верующих мусульман соглашается с такими доводами и отказывается от ссуды.

Нормы ислама

Классические кредиты из банка – грех, то есть харам. Суть в традициях ислама. Но жизнь на месте не топчется, и многие религиоведы призывают имамов пересмотреть такую позицию, аргументируя все логичными доводами.

Лучшие предложения по микрозаймам:

Банк% и лимитыЗаявка
ЕКапуста самый популярныйдо 30 000 руб
0% первый займ
Подать заявку
Займер самый лояльныйдо 35 000 руб
0% первый займ/0.42% в день
Подать заявку
WebBankir стоит тоже попробовать до 30 000 руб
0% первый займ
Подать заявку
Лайм Займ очень быстродо 70 000 руб
0% первый займ до 20 000 руб
Подать заявку
Езаем тоже быстродо 30 000 руб
0% первый займ 15 000 руб
Подать заявку
Турбозайм выдают всем, но под 1%до 50000 руб
1% в день
Подать заявку
Список всех МФО, выдающих первые займы под 0% →

При нынешнем уровне жизни без ссуды не обойтись. И хотя можно получить исламские займы, которые не запрещены Кораном, это не всегда удобно или уместно. Рассматривать понятие «харам» нужно с учетом времени и потребностей человека.

Допустим, в некоторых случаях шариат не запрещает кушать мясо убитого скота, так что нельзя говорить, что кредиты – это полный грех. Нужда или обстоятельства иногда позволяют переоценить нормы ислама.

Вот небольшой перечень запретов для мусульман по поводу кредитования:

В связи с такими ограничениями многие исламские правоверные решают вопрос вдалеке от родины таким же образом, как обычный россиянин. Берут займы и спокойно их выплачивают. Иные, наоборот, обращаются в исламские банки или одалживают деньги у друзей, в мечети, оговаривая свои условия возврата.

Но последняя возможность не даст им вложить средства в бизнес или принести деньги на депозит в российский банк. Даже если заменить выплату %-в на комиссионные, то это вопрос не решит.

Ипотека

Возникает вопрос, а можно ли мусульманам брать кредит на покупку жилья. И тут опять все неоднозначно. Сделка в российских банках подразумевает выплату процентов, которую в Коране называют риба, то есть ростовщичеством, что запрещено.

Сказать, что ипотека – харам однозначно нельзя. Одни мусульманские ученые и имамы против ссуды на жилье, другие разрешают, если только процент будет ниже, чем показатель инфляции в стране.

Как говорят сторонники такой позиции, мусульманин таким образом пытается сохранить свои деньги, защитить их от обесценивания. Так что ипотека в таком случае оправдана, еще и пользу приносит в виде недвижимости.

Оригинальные отзывы по этой теме мы собрали здесь, отзывы настоящих людей, много комментариев, стоит почитать.

Источник

Ростовщичество в Исламе (риба)

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Господь проклял поедающего проценты (живущего на проценты; дающего под проценты), берущего под проценты, свидетеля (обоих свидетелей) данного процесса и писаря [который фиксирует процентные взаимоотношения, ставки и сроки]»[1].

Риба (ростовщичество) в мусульманском богословии — любая прибавка (надбавка), прописанная в договоре и не имеющая (убедительного, конкретного, соответствующего канонам) обоснования (эквивалента, возмещения).

К примеру, человек или организация дали индивиду один миллион долларов на год и обязывают договором вернуть этот миллион через год с 10%-й надбавкой. Данная надбавка ничем не обоснована, кроме как предоставлением денег на определенный срок, а потому запретна и греховна. То есть риба (ростовщичество) — это возвращение большего количества денег ни за что (за одолжение этих денег), при обмене денег на деньги (при обмене одинаковых видов денежных единиц). Это — процент, указанный в договоре, когда взявший возвращает через определенный срок больше того, что взял[2]. Если человек возвращает больше того, что взял, из благодарности к тому, кто, например, помог ему в трудную минуту, учитывая, предположим, инфляцию, притом что ни письменной, ни устной договоренности между сторонами насчет того, чтобы вернуть большее, не было, тогда это не считается риба, это — лишь форма проявления внимания и благодарности. Такое не запретно.

Поэтапный запрет ростовщичества в Исламе

Введение запрета на ростовщичество в Исламе, подобно введению запрета на употребление спиртного, происходило поэтапно, по мере ниспослания строк Священного Писания:

«Все то, что вы передали в качестве риба (дали под проценты), чтобы это росло, находясь в деньгах других людей, оно не будет расти пред Всевышним [такая форма достатка не будет иметь Божественного благословения]» (см. Св. Коран, 30:39);

«[И были наказаны они (иудеи) Богом] за то, что занимались ростовщичеством (брали проценты), а это было запретно для них; за то, что они незаконно поедали (забирали) имущество других. Безбожникам из их числа Мы [говорит Господь миров, указывая на Свое величие] уготовили болезненное наказание» (см. Св. Коран, 4:161);

«О верующие! Не поедайте [запретную прибыль] ростовщичества, многократно удвоенную, и бойтесь Аллаха (Бога, Господа) [не берите проценты, не живите на проценты], возможно, вы будете счастливы. [Стремитесь же к счастью, делая то, что способствует этому]» (Св. Коран, 3:130);

«Бог разрешил [людям] торговлю [различного рода финансовые взаимоотношения], но запретил [все виды] ростовщичества» (см. Св. Коран, 2:275).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Допуская у себя [в местах проживания; распространяя, развивая] ростовщичество и прелюбодеяние, люди сами подвергают себя наказанию Аллаха (Бога, Господа) [проблемы различного характера будут пропорционально развитию и распространению этих двух грехов в обществе лишь увеличиваться и нарастать]»[3].

Суть вопроса о процентах, думаю, каждому ясна: человек не имеет морального права жить на проценты. Позиция верующего — активный образ жизни, при котором имеет место быть как накопление, сохранение, так и инвестирование, вложение денежных средств в бизнес, в интеллектуальные или научные проекты, в ценные бумаги, в недвижимость и т. п.

На сегодняшний день кредитование возможно только в вынужденных и жизненно необходимых ситуациях[4]. Лучше будет воспользоваться схемой оплаты, когда стоимость изначально завышена, но предоставляется беспроцентная рассрочка платежа.

Всевышний запретил ростовщичество. А как тогда в мусульманских странах работает банковская система, которая предполагает кредитование под процент?

Разрешается ли воспользоваться услугой банка по предоставлению кредита на покупку квартиры в рассрочку? Примерно такая схема: я плачу 30% от стоимости квартиры, а остальные 70% платит банк. В течение 5 лет я расплачиваюсь с банком равными долями плюс за кредит 10% в год.

Процентные взаимоотношения запрещены в Исламе, и это всем хорошо известно. Однако есть мнение ученых, что из этого правила можно делать исключение в тех случаях, когда система денежных взаимоотношений основана на процентах и люди волей-неволей вовлечены в нее. Это исключение касается неисламских государств. Но, к огромному сожалению, сегодня такая система существует практически во всех государствах, в том числе и в мусульманских.

Мы должны избегать процентных отношений и получения доходов с них независимо от нашего места пребывания, так как Коран явно запрещает это. Однако если вы вынуждены по стечению обстоятельств оплачивать процент, на выплату которого вы дали документальное согласие, то, возможно, Всевышний не накажет вас за это. Вера — это не усложнение жизни, а облегчение. К тому же взятые на себя обязательства, особенно письменные, мусульманин должен выполнять.

Кредитование допустимо только в вынужденных ситуациях[5]. Наиболее правильным будет воспользоваться схемой оплаты, когда стоимость изначально завышена, но предоставляется беспроцентная рассрочка платежа.

Суть данного запрета в том, что человеку непозволительно заниматься накопительством и жить, бездействуя, на проценты с накопленного за счет других.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Ибн Мас‘уда и др.; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 297, хадис № 3725; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 446, хадис № 7256, «сахих»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 92; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 376, хадис № 1209, «хасан сахих»; Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 18 т. Т. 1. С. 171.

[2] Богословских определений у слова «риба» немало, здесь приведено основное его смысловое значение.

Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-исламиваадиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 5. С. 3697–3764; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 102–109. Му‘джамулюгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 218; аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 503.

[3] Хадис от Ибн Мас‘уда. См.: Ахмад бин Ханбаль. Муснад ахмад ибн ханбаль [Свод хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля]. Бейрут: Рисаля, 1998. Т. 6. С. 358, хадис № 3809; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 303, хадис № 3809.

[4] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 108, 109, 408–410.

В Коране, например, сказано: «Воистину, запретил вам [Господь] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото не с именем Бога. А кто будет вынужден, не являясь при этом преступником и грешником (не совершая при этом преступления или греха), то Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 16:115).

[5] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 408–410.

Источник

Деньги под проценты – один из семи грехов, которые приносят человеку неудачу и погибель

запрет кредита в исламе

В наше время многие берут кредит, ипотеку, отдают под банковский залог свою квартиру, дом, закладывают в ломбард свои драгоценности, автомобили, занимают друг у друга под проценты и так далее. Как показывают практические наблюдения, кредиты берут даже тогда, когда в этом нет особой необходимости, когда этого вполне можно было бы избежать и не обременять себя кредитной кабалой.

запрет кредита в исламе

запрет кредита в исламе

Кроме этого, принимали от своих клиентов вклады в качестве депозита и обещали им ежемесячное вознаграждение 30-40 процентов от суммы вклада. И люди в погоне за сверхприбылью, не задумываясь, отдавали мошенникам квартиры, автотранспорт и личные сбережения.

Но в середине февраля руководители этих ТООшек кинули своих клиентов и вкладчиков и скрылись с похищенными деньгами, чего и следовало ожидать… Как выяснилось в ходе проверки, они заключили договоры с более чем 40 тысяч человек, сумма ущерба предварительно оценивается почти в 5,5 миллиардов тенге. По данным фактам возбуждено 22 уголовных дела, арестованы 13 человек, в межгосударственный розыск объявлены 9 подозреваемых.

Мировые религии осуждают взимание и предоставление ссудных процентов в какой бы то ни было форме, будь то залог, ломбард, ипотека, кредит или депозит и так далее, у них к таким вещам отрицательное отношение, это считается очень тяжким грехом. По религиозным канонам запрещается не только предоставлять ссуду под проценты, но и возвращать долг с процентами, даже если это и происходит по обоюдному согласию.

Что же говорят о ростовщичестве ведущие традиционные религии в Казахстане – ислам и христианство?

запрет кредита в исламе

Канатали Такиров, главный имам алматинской мечети «Али Мухаммед»

Риба – в переводе с арабского языка означает «прирост», «ростовщичество», «увеличение». Современная трактовка, основанная на канонах шариата, это – сделка, дающая одной из сторон прибыль без какого-либо труда, потраченного на ее получение. Известный ученый-исламовед Аль Матуруди говорил: «Риба (ростовщичество) в никаких истинных писаниях, которые были ниспосланы всему человечеству, не были дозволены».

Однажды Билял пришел к посланнику Всевышнего и показал ему два хороших финика и сказал: «У меня было четыре плохих финика, и я обменял их на два хороших». Пророк Мухаммад ответил: «Больше не поступай подобным образом, ведь ты совершил ростовщичество. В следующий раз сначала продай финики, обладающие плохими качествами, после чего на вырученные деньги приобрети хорошие финики» (Бухари, Муслим).

Заметим, относительно ипотечного кредитования Духовное управление мусульман Казахстана и представители отдела фетвы во главе с Верховным муфтием выработали свои заключения, которые опубликованы на официальном сайте fatua.kz. Согласно шариату, ипотека тоже тяжкий грех.

Многие считают, что риба – это торговля. Они правы, но здесь нужно добавить: торговля неправедная. Риба стала греховной еще во времена Пророка Мухаммада. По преданию, мугириты из мекканского племени не выплатили проценты племени таифов Бану Сакиф клана Амра ибн Умайра. В результате они стали смертными врагами.

Кораном разрешена торговля, но торговля честная.

В Священном Коране весьма подробно говорится о рибе и ее запрете в рамках общественных и личных отношений. Так, например, в суре «Аль-Бакара» сказано: «Люди, которые занимаются лихоимством (ростовщичеством), подобны тем, кого дьявол заставил не повиноваться своим прикосновением. Это связано с тем, что они приравнивали ведение торговли с ростовщичеством, лихоимством. Но ведь Всевышний творец дал разрешение вам на ведение торговли, но запретил занятие ростовщичеством. Те люди, которые после получения предостережения о запрете ростовщичества откажутся от него, будут прощены, и их дело будет находиться в распоряжении Аллаха. Те же, кто продолжает таким образом творить бесчинства, окажутся в аду, где будут обитать вечно» (2:275).

Там же можно найти еще более серьезное предостережение Творца относительно ведения людьми ростовщической деятельности:

«О те, кто уверовал, не берите себе проценты. Если же вы не внемлете этому призыву, то совсем скоро Всевышний Аллах станет вашим врагом. Если вы покаетесь, то сохраните свой изначальный капитал. Если вам действительно кто-то должен вернуть деньги, то не берите у него процента, ведь это не справедливо по отношению к должнику. Но и не возвращайте меньшую сумму, потому что иначе вы рискуете остаться обиженными» (2:278-279).

Для полноты описания незавидного положения ростовщичества в иерархии действий, которые может предпринимать человек по своему незнанию или злому намерению, необходимо также привести хадис Пророка Мухаммада (мир ему!). Передается от Абу Хурайры:

«Необходимо сторониться семи дел, которые принесут человеку неудачу и погибель: ширк (придача Всевышнему сотоварищей, принижение Его положения), занятие магией и колдовством, убийство человека (не касается ситуации, когда оно исполняется на основе реализации наказания за общественно опасные деяния в рамках Уголовного кодекса), ростовщичество, посягательство на имущество сирот, предательство на поле военной брани, клеветнические нападки на целомудренных женщин» (Муслим).

Получение выгоды без труда приравнивается к «прикосновению сатаны». Хадис имама Хакима говорит, что риба влечет за собой 70 наказаний. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Допуская у себя [в местах проживания; распространяя, развивая] ростовщичество и прелюбодеяние, люди сами подвергают себя наказанию Аллаха (Господа)…».

Ислам призывает своих последователей к бескорыстной помощи братьям по вере. Запретов на действия, приносящие пользу, нет. Но риба наносит вред занимающему и этим нарушает одну из главных заповедей. К тому же ростовщичество отдаляет людей друг от друга. Когда одному тяжко и некуда деваться, другой должен бы ему помочь без желания извлечь из ситуации выгоду. А выгода извлекается.

Суть вопроса о процентах, думаю, каждому ясна: человек не имеет морального права жить на проценты. Позиция верующего — активный образ жизни, при котором имеет место быть как накопление, сохранение, так и инвестирование, вложение денежных средств в бизнес, в интеллектуальные или научные проекты, в ценные бумаги, в недвижимость и т. п.

Таким образом, мусульманам следует более пристально обращать внимание на отношения купли-продажи и обмена товаров. Ведь в этих процессах можно натолкнуться на подводные камни, которые могут привести к тому, что человек совершит большой грех по собственному неведению либо невнимательности.

запрет кредита в исламе

Евгений Иванов, протоиерей Русской православной церкви Казахстана

Ростовщичество — тяжелый грех, который обесценивает и дискредитирует труд людей, являющийся священной обязанностью всякого человека.

При сотворении первого человека Адама Создатель заповедовал ему возделывать и хранить Рай (Книга Бытие, 2 глава, 15 стих), а после грехопадения определил людям в поте лица трудиться, чтобы есть хлеб (Книга Бытие, 3 глава, 19 стих).

В Евангелии Христос говорит: «Трудящийся достоин пропитания» (Евангелие от Матфея, 10 глава, 10 стих). Благосостояние общества складывается благодаря труду людей самых разных профессий.

А если какая-либо организация или человек дает деньги под проценты, то они наживаются на чужом труде. Нередко к такой алчности примешивается прямой интерес в разорении людей, потому что в случае разорения можно потребовать от должника продать бизнес, квартиру, даже органы тела.

Священное Писание неоднократно запрещает давать деньги под проценты и получать прибыль от процентов. В книге Исход говорится: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх., 22 глава, 25 стих).

Этот же запрет повторяется в книге Левит: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою. Серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев., 25 глава, 35-37 стихи).

«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею» (Второзаконие, 23 глава, 19-20 стихи).

В Новом Завете тоже есть наставления, косвенно относящиеся к ростовщичеству. В Евангелии от Матфея говорится: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф., 5 глава, 42 стих).

Библия однозначно осуждает ростовщичество, понимая под ним предоставление заимодавцем ссуды заемщику на условиях уплаты за это вознаграждения. Размер вознаграждения при этом значения не имеет.

Этот же запрет вошел и в церковную традицию. Святые Отцы запрещали заниматься ростовщичеством. Например, святитель Григорий Нисский (4 век) пишет: «И по Божественному Писанию, к числу возбраненных дел принадлежит лихва и ростовщичество, и приобщение к своему стяжанию чужого, чрез некое преобладание, хотя бы то было под видом договора».

Святитель Иоанн Златоуст (4 век) отмечает, что «ростовщик обогащается за счет чужих бедствий, несчастие другого обращает себе в прибыль, требует платы за свое человеколюбие, и как бы боясь показаться немилосердным, под видом человеколюбия роет яму глубже».

Верность Божьим Заповедям, в том числе и заповедям, которые запрещают лихву и ростовщичество — это не только условие личного спасения верующего человека от духовной гибели, но и один из верных путей укрепления нравственного здоровья жителей нашей страны.

Апостол Павел, пишет: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 послание к Тимофею 6 глава, 8-10 стихи).

Источник

Ростовщичество (риба)

запрет кредита в исламе

У ростовщичества (риба) есть разные виды, но мы затронем самый распространённый – это рибаль карз (проценты). Отдавать в долг под проценты или брать в долг кредит под проценты – это тяжкий грех, который на сегодняшний день очень распространён. Некоторые не считают это грехом, и как же эти люди ошибаются! Ибо в хадисе сказано: «Риба (ростовщичество) имеет семьдесят врат наказаний, и самое лёгкое подобно совершению прелюбодеяния с родной матерью…» (имам Хаким).

Ислам, как гуманная религия, призывает к помощи друг другу и не запрещает того, что приносило бы пользу. По этому поводу Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Аллах помогает своему рабу, пока раб Его помогает своему брату по вере» (имам Муслим). А ростовщичество наносит вред тем, что человек и так обратился за помощью к другому в тяжёлой ситуации, а тут ещё и процент, который накладывают на него.

Ростовщичество разделяет людей, отдаляет сердца. Потому как одним трудно, а другие наживаются на горе и проблемах другого человека. Конечно, наживающиеся с процентов и те, с которых взимается процент, по-разному отреагируют на статью, но важно не это, а восприятие и следование запрету этого тяжкого греха.

Аллах в Коране сказал (смысл): «Которые кушают риба, не будут воскрешены кроме как одержимые сатаной, потому что они говорили (дозволяя риба), что торговля подобна риба» (сура «аль-Бакара», аят 275). Иначе говоря, они дозволяли то, что запретил Аллах, сравнивая это с торговлей, следуя за своими желаниями.

У тех, кто употребляет риба, в День Суда будет особый вид. Каттадат, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине кушающий риба будет воскрешён как сумасшедший (маджнун), и по этому состоянию его будут узнавать другие в День Суда».

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «В ночь моего вознесения на седьмом небе я услышал гром и молнию и увидел людей, утробы которых стали домами змей и скорпионов, и я спросил: «Кто эти люди, о Джабраил?», и тот ответил: «Это те, которые кушали риба»» (имам Ахмад и ибн Маджах от Абу Хурайры).

Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Когда в каком-то селении (или местности) выявились риба и прелюбодеяние, то Аллах насылает погибель на эту местность» (Табарани). Иначе говоря, в том месте уходит благодать от всего.

Мы наблюдаем сегодня у людей очень сильные психические расстройства: человек просто так убивает людей на улице или в магазине, бросается из окон или мостов, стремясь к суициду… Пророк сказал: «Не выявится народ, кушающий риба, (иным путём) кроме как в этой местности распространятся сумасшествия…» (ибн Маджах, аль-Байхаки, имам Хаким).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, кушающего риба наказывают в его могиле до Судного Дня, топя в реке красного цвета как кровь, и будет он глотать камни» (смысл длинного хадиса, переданного имамом аль-Бухари от Сумрата).

Анас (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Когда Пророк произносил проповедь, он упомянул о риба, очень жёстко выражался насчёт неё и сказал: в Исламе грех одной серебряной монеты (дирхам), приобретённой от риба, тяжелее, чем шестьдесят три прелюбодеяния» (имам Ахмад).

Можно привести ещё много изречений Пророка (мир ему и благословение), сподвижников о запрете этого греха.

Найдётся, возможно, человек, который скажет: «Как всё строго в Исламе!» На это мы ответим следующее:

во-первых: Аллах показал человеку тяжесть этого греха;

во-вторых: пускай каждый хорошенько задумается о вреде риба, когда имущие наживаются на нуждающихся людях, давая им деньги под процент, видя безвыходную ситуацию нуждающихся.

Очень хотелось бы надеяться на понимание и принятие назидания. Да простит Аллах все грехи наши, ведь Он Всепрощающий и Милостивый!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *