Запрос о предоставлении документов и информации — это вид деловой переписки, официальное обращение к юридическому лицу:
Оформление и образец рекомендованы ГОСТ Р 7.0.97-2016.
Когда пишется письмо о предоставлении информации или документов
Письма-запросы предназначены для получения дополнительной информации и документации, необходимых в жизненных и деловых ситуациях. Они адресуются:
Письмо-запрос — документ, имеющий юридическую силу, поэтому оно:
Некоторые сведения не раскрываются. Например, при проверке контрагента вам предоставят не все запрашиваемые документы, но их можно заменить.
Кто и по какой форме составляет
Унифицированного бланка или образца запроса в таможню о предоставлении информации не существует, поскольку каждая ситуация уникальна. Его содержание будет определяться:
Кто обычно готовит обращение:
Рекомендованная структура содержит следующие смысловые блоки:
Заголовок
Отражает суть: «О предоставлении информации по договору. », «О предоставлении информации из ЕГРЮЛ», «По вопросу предоставления таможенной информации».
Обращение
Необходимо, если письмо направляется в адрес партнеров, другой стороны договора, контрагентов. Обращение не пишут при формировании обращения на сайтах ведомств и госструктур.
Вводная часть
Содержит пояснение причины необходимости запрашиваемых сведений.
Содержание просьбы
Перечень документов или сведений, которые необходимо предоставить.
Срок
Указывается желаемый срок получения ответа, если он не определен госрегламентом или договором.
Подпись
Документ заверяется ответственным лицом или гражданином.
Наиболее точно и полно описаны требования и сформулировано, какие пункты содержит бланк запроса, в ГОСТ Р 7.0.97-2016 (дата актуализации 01.06.2019).
Образцы
Переписка с исполнительными органами государственной власти подчиняется общим требованиям.
Для коммерческого документооборота пригодится образец письма-запроса документов у контрагента в случае их утраты и необходимости получения дубликатов:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ФИРМА»
Волгоградский просп., д. 18, Москва, 110213, Тел. (321) 321-11-22; тел./факс (495) 321-01-02 ОКПО 02112332; ОГРН 1022000230321; ИНН/КПП 1103021120/338022002
Генеральному директору ООО «Холод»
Уважаемый Сергей Сергеевич!
ООО «Фирма» закупало у вас кондиционеры модели LG P09EP в количестве 150 шт. в течение марта — июня 2020 г. Расчеты произведены полностью.
В связи с непредвиденными обстоятельствами (пожар в офисе) нами утрачены:
Прошу оказать содействие и подготовить нам дубликаты утраченных документов в течение 7 рабочих дней. Просим выдать их нашему сотруднику лично.
Заместитель директора ООО «Фирма» Р. Р. Разумов
Как оформить и кому отправить
В соответствии с ГОСТ Р 7.0.97-2016 оптимальный алгоритм, как написать официальный запрос о предоставлении документов, выглядит следующим образом:
Шаг
Что следует указать и написать
1
Укажите полное и краткое название компании в соответствии с тем, которое упоминается в уставных документах, или Ф. И. О. гражданина.
2
Коды и регистрационные номера компании по ОКПО, ОГРН, КПП, ее идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
3
Сроки ответа
Срок ответа госорганов на запросы регламентируется ФЗ-8 от 09.02.2009 (ред. 28.12.2017). Он составляет:
Необходимо уведомить обратившегося об увеличении срока (с указанием причины отсрочки) в течение 7 дней со дня регистрации запроса (ч. 6 ст. 18 ФЗ-8).
В иных случаях ответ следует дать в соответствии с:
Приложение N 2. Образец запроса в ИЦ органов внутренних дел
Образец запроса в ИЦ органов внутренних дел
В связи с проведением проверки деятельности (наименование объекта проверки) прошу представить (адресат) сведения о зарегистрированных преступлениях и уголовных делах, возбужденных и принятых к производству следователями и дознавателями органов предварительного расследования, надзор за процессуальной деятельностью которых осуществлялся (адресат) (с разбивкой по районным, городским и краевым подразделениям) за период с (дата) по (дата).
1. Список всех уголовных дел, возбужденных и принятых к производству следователями и дознавателями органов предварительного расследования, с указанием:
номера уголовного дела;
наименования органа, проводившего расследование;
даты направления карточки по форме N 1 в ИЦ;
даты поступления карточки по форме N 1 в ИЦ;
отметки об истечении срока расследования;
принятого по уголовному делу последнего решения, даты его принятия, даты направления и поступления статистической карточки в ИЦ (по данным статистической карточки по форме N 3: о направлении дела в суд, прекращении, приостановлении, направлении по подследственности, присоединении, возвращении на дополнительное расследование, продления срока расследования и т.д.).
2. Отдельные списки по уголовным делам, направленным в суд, направленным по подследственности, прекращенным, присоединенным, приостановленным производством, с указанием:
номера уголовного дела;
наименования органа, проводившего расследование;
даты направления карточки по форме N 1.1 в ИЦ;
даты поступления карточки по форме N 1.1 в ИЦ;
даты принятия окончательного решения;
по делам, направленным в суд, отметки о выставлении статистической карточки по форме N 6 и результата судебного рассмотрения.
3. Список многоэпизодных уголовных дел, как находящихся в производстве, так и расследованных, по которым выставлялись дополнительные статистические карточки на выявленные преступления по форме N 1, с указанием:
номера уголовного дела;
даты возбуждения уголовного дела;
наименования органа, проводившего расследование;
даты и количества поставленных на учет преступлений, их квалификация;
результата расследования (судебного рассмотрения при наличии формы N 6 с указанием даты направления в суд).
4. Список зарегистрированных преступлений экономической направленности в соответствии с реквизитом 18 карточки по форме N 1 с указанием:
номера уголовного дела;
даты возбуждения уголовного дела;
наименования органа, проводившего расследование;
результата расследования (судебного рассмотрения при наличии формы N 6 с указанием даты направления в суд).
5. Список уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 186 УК РФ, соединенных в одном производстве, в соответствии с реквизитом 08 статистической карточки по форме N 3 с указанием:
номера уголовного дела;
даты возбуждения уголовного дела;
наименования органа, проводившего расследование;
результата расследования (судебного рассмотрения при наличии формы N 6 с указанием даты направления в суд).
6. Данные о преступлениях, совершенных в составе организованных групп и преступного сообщества, и лицах, их совершивших, в соответствии с реквизитом 10 статистической карточки формы N 1.1 и реквизитом 38 статистической карточки формы N 2 с указанием:
номера уголовного дела;
даты возбуждения уголовного дела;
наименования органа, проводившего расследование;
результата расследования (судебного рассмотрения при наличии формы N 6 с указанием даты направления в суд).
номера уголовного дела;
даты возбуждения уголовного дела;
наименования органа, проводившего расследование;
отметки о заполнении реквизита 08 статистической карточки по форме N 3 о выделении из уголовного дела материалов в отношении сбытчиков.
8. Список преступлений, уголовные дела по которым находились в производстве следователей и дознавателей органов предварительного расследования, с указанием:
номера уголовного дела;
даты возбуждения уголовного дела;
наименования органа, проводившего расследование;
основных и дополнительных эпизодов;
даты выставления статистической карточки;
даты регистрации статистической карточки.
9. Список лиц, привлеченных к уголовной ответственности, с указанием:
номера уголовного дела;
даты возбуждения уголовного дела;
фамилия лица, привлеченного к уголовной ответственности;
конечного результата расследования;
даты направления в суд;
дата выставления статистической карточки;
наименование органа, проводившего расследование;
даты выставления статистической карточки формы N 6 по результатам рассмотрения дела судом.
10. Список уголовных дел, рассмотренных судом в порядке частного обвинения, с указанием:
номера уголовного дела;
даты возбуждения уголовного дела;
фамилии лица, привлеченного к уголовной ответственности;
даты принятия судом решения;
дата выставления статистической карточки о результатах рассмотрения дела.
11. Список уголовных дел, принятых к производству после возвращения на дополнительное расследование прокурором, а также отдельно возвращенных судом прокурору в соответствии с реквизитом 16 статистической карточки по форме N 3, с указанием:
номера и даты возбуждения уголовного дела;
даты направления карточки в ИЦ (реквизит 4 формы N 3);
даты поступления карточки в ИЦ (реквизит 5 формы N 3);
наименования органа, проводившего расследование.
12. Список уголовных дел (по номеру, присвоенному правоохранительным органом), по которым, по данным статистической карточки по форме N 6, вынесен оправдательный приговор, с указанием:
наименования органа, проводившего расследование;
даты постановления приговора (реквизит 1 формы N 6);
существа приговора с учетом кассационного или апелляционного обжалования (реквизит 14 формы N 6).
13. Список уголовных дел, по которым имелись лица, производство по делу о которых прекращено за отсутствием события, состава преступления (пп. 1, 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), а также уголовное преследование прекращено за непричастностью (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ), с указанием:
номера уголовного дела;
даты принятия решения;
наименования органа, принявшего решение.
14. Список материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, и отдельно прекращенных уголовных дел в связи с истечением срока давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), а также в связи со смертью подозреваемого, обвиняемого (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), с указанием:
даты регистрации сообщения о преступлении;
даты вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;
номера уголовного дела с квалификацией преступления;
номера уголовного дела, соединенного с данным делом (даты принятия данного решения);
наименования органа, принявшего решение.
Информацию следует направить по электронной почте (по ИСОП) на адрес: _________ в срок до ________.
Реквизиты адресата личная подпись _________
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заявление в отдел полиции о предоставлении сведений о принятом решении по заявлению о совершении административного правонарушения, повлекшего материальный ущерб
Начальнику отдела полиции №3 Управления МВД России по
400107, г. Волгоград, ул. Аракская, 33
г. Волгоград, ул. ХХХХХХХХ, ХХ-ХХ
30.11.20ХХ года мной было приобретено нежилое помещение общей площадью 252,5 кв. м., расположенное по адресу: Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. ХХХХХХ, д. ХХ.
27.01.20ХХ года мной было приобретено нежилое помещение общей площадью 75,9 кв. м., расположенное по адресу: Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. ХХХХХХХХ, д. ХХ.
23.06.20ХХ года я обнаружил, что козырек расположенный над входом в принадлежащие мне помещения был сильно деформирован, также была разрушена часть бетонной отмостки здания.
23.06.20ХХ года я обратился в полицию с заявлением, которое было зарегистрировано в КУСП за №ХХХХ.
Приехавший на место происшествия участковый полиции опросил свидетелей, произвел фотосъемку места происшествия.
Мной была предоставлена видеозапись с камеры видеонаблюдения, которая установлена на внешнем фасаде здания, которая подтверждает показания свидетелей относительно причины повреждения козырька и отмостки (грузовой автомобиль управляющей компании задел козырек и разрушил отмостку).
Согласно п. 70 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях информация о решениях по заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, указанных в пунктах 48, 50, 59, 63 настоящей Инструкции, в течение 24 часов с момента их принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа.
До настоящего момента информация о принятом решении по моему заявлению мне не предоставлена. На основании изложенного
предоставить информацию о принятом решении по моему заявлению, зарегистрированному в КУСП за №ХХХХХ от 23.06.20ХХ г.
Образец ходатайства о предоставлении копии постановления о приостановления производства по уголовному делу
Руководителю отдела по расследованию преступлений,
совершенных на территории Ленинского района
СУ Управления МВД России по г. Самара
443000, г. Самара, ул. Никитинская, 73
От адвоката НО “СОКА” Антонов А.П. рег. № 63/2099 в реестре адвокатов Самарской области
Адрес для корреспонденции: г. Самара, проспект Карла Маркса, д. 192, оф. 619
В интересах потерпевшего — фирмы (данные скрыты)
Постановлением следователя отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории Ленинского района, СУ Управления МВД России по г. Самара капитана юстиции от 31.01.2017 г. возбуждено уголовное дело в отношении неустановленного лица по признакам состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ.
28.09.2017 г. мною получен ответ уведомительного характера, в котором предоставлена информация о том, что 31.04.2017 г. производство по уголовному делу приостановлено по п.1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, то есть в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
Однако, по настоящее время ни сам потерпевший, ни я, как его представитель, Постановление от 31.04.2017 г. о приостановлении производства по уголовному делу не получили.
Согласно ч. 2 ст. 42 УПК РФ, потерпевший вправе получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, о признании его потерпевшим, об отказе в избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении уголовного дела, о приостановлении производства по уголовному делу, о направлении уголовного дела по подсудности, о назначении предварительного слушания, судебного заседания, получать копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций. Потерпевший по ходатайству вправе получать копии иных процессуальных документов, затрагивающих его интересы.
В связи с вышеизложенным, прошу Вас предоставить мне копию Постановления от 31.04.2017 г. о приостановлении производства по уголовному делу.
Адвокат Артем Чекотков рассказывает, кто и почему из силовых структур имеет право направить в компанию запрос о предоставлении информации и к чему это может привести. И главное, как себя оградить от неправомерных действий силовиков?
Бизнес всегда несет в себе определенные риски: финансовые, ценовые, инвестиционные, репутационные и многие другие. Особенность отечественных бизнес-процессов заключается в том, что они сопряжены и с рисками уголовно-правового характера.
Сигнал, что бизнесом заинтересовались правоохранительные органы
В последнее время кризисные явления в экономике привели к тому, что вероятность уголовно-правовых рисков увеличилась, а предприниматели все чаще оказываются в ситуации, когда их коммерческая деятельность может привести к потери бизнеса или даже лишению свободы.
Такие последствия, безусловно, самые негативные проявления оперативно-следственных мероприятий в отношении бизнеса. И наступают не в каждом случае.
Однако даже само по себе внимание силовиков к компании может на долгое время дестабилизировать ее деятельность.
Сигналом, свидетельствующим о том, что вашим бизнесом заинтересовались правоохранительные органы, является получение организацией запроса «О предоставлении документации».
Направление запроса одно из самых распространенных действий правоохранителей. Именно оно становится первым этапом в процессе реализации уголовно-правовых рисков.
В статье мы проанализируем, как сотрудники правоохранительных органов осуществляют предоставленное им полномочие на истребование документации у коммерческих организаций, а также предоставим ряд практических рекомендаций, которые, с нашей точки зрения, могут существенно снизить уголовно-правовые риски вашего бизнеса.
Массовость направления запросов о представлении документации
Итак, правом на направление запросов наделен широкий перечень субъектов, начиная от Счетной палаты РФ, заканчивая контрольными ведомствами исполнительной власти (Роспотребнадзор, Росздравнадзор и т.д.). В свою очередь, процесс привлечения к уголовной ответственности входит в сферу компетенции только правоохранительных органов, которые запрашивают документацию в связи с расследованием уголовного дела или проведением проверки заявления о совершении преступления (доследственная проверка).
Проявляя интерес к бизнесу, обозначенные субъекты в первую очередь направляют запросы в компанию о предоставлении документации.
Как уже было отмечено, данное действие является первым этапом в процессе проведения проверки (будь то полицейской или прокурской) и реализуется в подавляющем большинстве случаев.
Массовый характер направления запросов обусловлен, во-первых, относительной простотой его подготовки (силовикам достаточно напечатать страницу текста).
Во-вторых, в случае ответа на запрос, правоохранители получают большой объем информации, которая впоследствии может стать доказательствами по уголовному делу.
В результате при получении запроса необходимо дать ему правовую оценку и только после этого принимать решение о предоставлении информации. Для того, чтобы правовой анализ полученного запроса был полноценным и эффективным, прежде всего, необходимо понимать, что из себя представляет действительно законный и обоснованный запрос, получение которого обязывает компанию предоставить необходимую правоохранителям документацию.
Юридическая природа запроса о представлении документации
Запрос информации и документов — это правоприменительный акт. Иными словами, посредством направления запроса сотрудники правоохранительных органов реализуют, предоставленное им полномочие на получение необходимой документации. Эти полномочия закреплены в федеральном законодательстве, регулирующем основы деятельности отдельных правоохранительных органов:
На основании этих норм правоохранители и направляют в организации запросы о предоставлении документов и информации.
Но надо понимать, что, как и любой иной правоприменительный акт, который предусматривает выполнение каких-либо обязанностей, запрос информации должен обладать двумя свойствами — законность и обоснованность:
Эти два компонента вместе делают требование силовиков обязательным для исполнения и, соответственно, влекут за собой ответственность за игнорирование запроса.
На практике чаще всего надлежащая мотивировка требований отсутствует.
Сотрудники правоохранительных органов убеждены в том, что если закон предоставляет им право запрашивать документы и информацию, то какая-либо дополнительная аргументация в данном случае не требуется.
Такое толкование своих полномочий помимо того, что свидетельствует о низком уровне правовой культуры конкретного правоприменителя, также создает пространство для злоупотреблений. Так, на практике нередки случаи, когда под прикрытием расследования одного уголовного дела запрашивается информация, которая совершенно не имеет отношения к расследуемым фактам.
Часто силовики в ходе проверки сообщения о преступлении запрашивают информацию о всей финансово-хозяйственной деятельности организации по всем контрагентам, естественно, не приводя каких-либо оснований истребования столь значительного объема информации.
Последствия таких нарушений могут выразиться, как минимум, в дестабилизации деятельности коммерческой организации.
Самые частые варианты запросов
Продемонстрируем самые распространенные варианты запросов, а также те ошибки, которые допускают правоохранители при их составлении.
Все их можно сгруппировать по стадиям расследования уголовного дела и отдельно выделить прокурорскую проверку:
До возбуждения уголовного дела (этап доследственной проверки)
Практика показывает, что основной массив запросов в организации направляется именно на этапе доследственной проверки.
Для того, чтобы принять решение о возбуждении уголовного дела правоохранителям необходимо собрать как можно больше информации, свидетельствующей о фактах совершения преступления. И самый удобный способ для этого — направление запроса о предоставлении документации.
Направляя запрос в организации, сотрудники данных подразделений, во-первых, должны указать правовые нормы, предоставляющие им право запрашивать документацию (п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» или п. «м» ст. 13 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности»), тогда запрос будет обладать свойством законности. На практике эти правовые нормы содержатся в текстах запроса в большинстве случаев.
Во-вторых, что самое важное, в качестве фактического обоснования должна быть указана следующая информация:
При одновременном наличии этих компонентов, запрос можно считать действительно законным и обоснованным. К сожалению, на практике правильно обоснованные запросы встречаются крайне редко.
Если информацию о номере и дате КУСП силовики почти всегда указывают, то разъяснение фактов, по которым ведется проверка и тем более то, как запрашиваемая документация относится к ее предмету, отсутствует практически всегда.
В таком случае при подготовке ответа необходимо указать сотрудникам правоохранительных органов на недостатки запроса с просьбой надлежащим образом обосновать свои требования. Предоставление документов в таких случаях может привести к негативным последствиям, так как мотивы направления запроса могут быть самыми разными.
После возбуждения уголовного дела
В ситуации, когда уголовное дело уже возбуждено, запросы в организации направляются не столь часто.
Производство по уголовному делу проводят уже не оперативные подразделения, а следственные, у которых достаточно иных, более эффективных инструментов получения информации (проведение обысков или выемок, например).
Однако зачастую под прикрытием расследования уголовного дела могут быть запрошены документы и информация, которая никак не относится к тем фактам, в связи с которыми осуществляется расследование.
Такие ситуации не всегда вызваны правомерными причинами, а потому при получении запроса необходимо тщательно проверить его на соответствие критериям законности и обоснованности.
Как и в случае с доследственной проверкой, силовикам необходимо указать на правовые нормы, закрепляющие полномочия на направление запросов.
Однако на практике в качестве правового обоснования указывают лишь ч. 4 ст. 21 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в которой указано, что требования и запросы следователя, предъявленные в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Это обоснование некорректно и должно быть дополнено правовой нормой, которая и предоставляет такие полномочия.
Касательно фактической аргументации запроса документов и информации, она аналогична с этапом доследственной проверки и должна содержать информацию о номере и дате возбуждения уголовного дела, о фактах, по которым осуществляется расследование, а также сведения о том, как запрашиваемая информация связана с предметом уголовного дела.
Прокурорская проверка
Как таковая, цель прокурорской проверки, проводимой в отношении коммерческой организации, не сводится к привлечению предпринимателей к уголовной ответственности.
Сотрудники прокуратуры проверяют деятельность компании на предмет соблюдения тех или иных требований действующего законодательства.
Однако, если в ходе проверки будут выявлены факты, свидетельствующие о совершении преступления, то материалы данной проверки направляются уже в правоохранительные органы (полиция, СК РФ) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Таким образом, проверка прокуратуры также несет в себе уголовно-правовые риски для бизнеса.
Сотрудники прокуратуры более тщательно относятся к вопросу мотивировки своих требований. Большинство прокурорских запросов обладает правовым обоснованием, в них также указывается информация о том, по каким фактам проводится проверка.
Но, как и во всех отмеченных ранее случаях, в запросах, как правило, не объясняется, как истребуемая информация может быть связаны с предметом проверки.
В такой ситуации запрос нельзя признать мотивированным и ответ на него надо давать с просьбой надлежащим образом обосновать свои требования.
Подводя итог описанию наиболее типичных ситуаций, в которых коммерческие организации сталкиваются с получением запроса, необходимо сделать общий для всех вывод о том, что, к сожалению, на практике надлежащее обоснование силовиками своих требований не является повсеместным.
Безусловно, предоставление документов в таких случаях не является обязательным, однако следует также помнить и о том, что законодательством установлена административная ответственность за неисполнение требований правоохранителей.
Ответственность за непредставление документов
Кодекс об административных правонарушениях закрепляет два случая, когда предприниматели могут быть привлечены к ответственности за отказ от представления документов.
Во-первых, ст. 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)» предусматривает ответственность в виде:
— на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей;
— на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Эти санкции применяются за непредставление документов, если запрос в компанию поступает на этапе доследственной проверки (до возбуждения уголовного дела).
Во-вторых, ст. 17.7 КоАП РФ «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении» предусматривает ответственность в виде:
— на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года;
— на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В этом случае предусмотрены уже довольно серьезные санкции и они могут применяться или при получении запроса после возбуждения уголовного дела, или при проведении прокурорской проверки.
Правоприменительная практика
Эти меры ответственности реализуются лишь в тех случаях, когда предприниматели не представили документацию в ответ на законный и обоснованный запрос.
В подтверждение данного вывода можно привести ряд примеров из судебной практики, где действия правоохранителе признавались незаконными, а предприниматели освобождались от административной ответственности.
Так, Омский областной суд в постановлении от 02.02.2012 г. по делу № 4-А-10/2012 указал на то, что «Требовать предоставления информации без каких-либо перечисленных в законе оснований, лишь с целью возможного обнаружения в деятельности должностных лиц учреждения или организации признаков преступления, является недопустимым в работе полиции, поскольку такое требование нарушает законные интересы и права не только конкретных граждан, сведения о которых были запрошены, а также законные интересы учреждений и организаций, поскольку их работники вынуждены отвлекаться от своей основной деятельности в целях исполнения запроса полиции».
В результате действия сотрудников полиции были признаны незаконными, так как в их запросе отсутствовали ссылка на расследование находящегося в производстве конкретного уголовного дела, либо на зарегистрированное в установленном порядке заявление или сообщение о преступлении.
В апелляционном определении Верховного суда Республики Татарстан от 22.08.2013 г. по делу № 33-9847/2013 суд признал неправомерным запрос документации на основании устного требования сотрудника полиции и указал на то, что «действующее законодательство обязывает и дает право сотрудникам полиции получать на безвозмездной основе необходимую информацию, имеющую значение по расследуемому делу, только по мотивированному запросу».
Показательна позиция Астраханского областного суда, высказанная в постановлении от 16.07.2015 г. по делу № 4а-303/2015 г. Суд, признавая действия правоохранителей незаконными, отмечал «в запросе о предоставлении информации отсутствует ссылка на расследование находящегося в производстве конкретного уголовного дела, на зарегистрированное в установленном порядке заявление или сообщение о преступлении. Не указан срок предоставления информации».
В результате суд пришел к выводу о том, что «требовать предоставления информации без каких-либо перечисленных в законе оснований, лишь в связи со служебной необходимостью является недопустимым. ».
Практические рекомендации
Однако, несмотря на приведенные выше позиции судов, все же следует констатировать, что, к сожалению, судебная практика на сегодняшний день сложилась таким образом, что предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности за непредставление документов и в случае, если запрос правоохранителей не обладал свойствами законности и обоснованности.
В свою очередь, опасения реализации риска привлечения к административной ответственности, не должны становиться стимулом для выполнения незаконных и необоснованных требований сотрудников правоохранительных органов, к тому же в результате может возникнуть иной, куда более серьезный риск — риск привлечения к уголовной ответственности с присущими ему последствиями в виде потери бизнеса или лишения свободы.
С нашей точки зрения, необходимо следовать следующим рекомендациям:
1. В первую очередь, следует помнить, что ответственность за непредставление документов наступает лишь в том случае, если полученный запрос является:
Законным — основан на нормах закона, которые предоставляют право сотрудникам правоохранительных органов запрашивать документы и информацию;
Обоснованным — указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки.
2. В подавляющем большинстве случаев, запросы из правоохранительных органов данными свойствами не обладают, а потому следует внимательно изучить полученный запрос, выявить несоответствия и в ответе на запрос указать сотрудникам правоохранительных органов на установленные нарушения.
3. Ответ на запрос необходимо давать в срок, указанный в запросе, либо, если в запросе не указан срок, в течение месяца с момента получения.
4. Нередко в организации поступают запросы, которые невозможно достоверно идентифицировать как исходящие от государственных органов.
Так, получение запроса посредством факсимильной связи, через неустановленных лиц, отсутствие подписи должностного лица, данных исполнителя, телефона обратной связи может свидетельствовать о недобросовестных действиях третьих лиц.
В таких случаях наилучшим способом реагирования на запрос является ожидание повторного запроса с надлежаще оформленными реквизитами.
5. В случае, если в коммерческую организацию поступил законный и обоснованный запрос, во избежание совершения административного правонарушения и привлечения к ответственности, необходимо представить истребуемую документацию в указанный срок. Исключением может служить лишь информация, содержащая охраняемую законом тайну.