зарождение феодальных отношений какое средневековье
Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
§ 9. Европа феодальная
1. Раннее средневековье – зарождение феодальных отношений
Падение Западной Римской империи под ударом вторжения варваров привело к изменению социально-экономической ситуации в образовавшихся германских королевствах. Основой экономики там было натуральное хозяйство, направленное на самообеспечение всем необходимым без рыночных отношений. Крестьяне в Западной Европе были организованы в сельские общины. Основным видом землепользования крестьян являлся аллод — индивидуально-семейная земельная собственность. Аллод передавался по наследству, но во второй половине VI в. право распоряжаться им принадлежало общине. Затем аллод стал полностью частной собственностью — землю можно было завещать, подарить, продать.
Технология обработки земли была довольно примитивной и требовала наличия в хозяйстве большого количества рабочих рук. Поэтому крестьянские семьи предпочитали иметь много детей для более эффективного ведения сельского хозяйства. Однако затем отцу семейства приходилось делить землю между своими сыновьями, передавая ее по наследству. В итоге такие наследственные наделы оказывались слишком малы, семья уже не могла ни прокормиться, ни обеспечить выплату налогов королю. Поэтому со временем разорявшиеся крестьяне попадали сначала в поземельную, а затем и в личную зависимость от феодалов. Зависимые крестьяне за пользование землей должны были работать на господина, выполняя феодальные повинности (отрабатывая барщину), или платить натуральный оброк.
Кроме того, частые войны и неурожаи, от которых страдали крестьяне, вынуждали их искать защиты у феодалов. Таким образом, получая поддержку от крупного земельного собственника, крестьяне становились поземельно или даже лично зависимыми от господина. Они теряли право собственности на свои наделы и не могли покидать эту землю, были вынуждены работать на ней. Происходило закрепощение, или прикрепление крестьян к земельным наделам. Так возникло крепостное право.
В VIII в. во Франкском государстве произошли аграрные преобразования, в результате которых господствующей формой земельного владения стал бенефиций.
Бенефиций (от лат. beneficium — благодеяние) — это земельное владение, передаваемое в пожизненное пользование бенефициарию при условии несения службы (военной, административной, придворной). За невыполнение условий держателем бенефиция его могли лишить земельного владения. Также бенефиций возвращался собственнику или его наследникам в случае смерти держателя. Однако сын бенефициария мог получить отцовское земельное владение при условии несения службы и принесения отдельной клятвы верности собственнику земли.
Также в ходе развития поземельных отношений в среде высшего сословия в Западной Европе к VIII в. постепенно оформился господствующий тип землевладения — вотчина. Под этим термином понимается владение землей с организацией хозяйственных работ и правами на зависимых крестьян. Часть этой земли в виде отдельных земельных владений собственник мог отдавать бенефициарию в качестве бенефиция для пожизненного владения либо крестьянам на время.
В IX–XI вв. в Западной Европе постепенно сформировался новый общественный строй, получивший название феодализм. Словом «феод» обозначали землю как наследственное владение, пожалованное за службу господином своему подчиненному. Такого господина называли «сеньор» (лат. senior — старший), а получателя земли — «вассал». Король был верховным сеньором, его называли «сюзерен». Феод как форма земельного владения являлся результатом эволюции системы бенефициев.
История средних веков
Предлагаем вашему вниманию издание, в котором рассматриваются основные и наиболее важные вопросы, которые могут быть вам пригодится как для подготовки к экзамену, так и для успешной его сдачи по курсу «Истории средних веков».
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История средних веков предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Периодизация истории средних веков и значение Средневековья
Итальянские гуманисты — лингвисты и литераторы, стремясь возродить классическую латынь, назвали время, отделяющее их век от классической древности, «средним веком». В XV в. этот термин стал употребляться и историками для обозначения периода истории от гибели Западной Римской империи до современной им эпохи Возрождения. Начальной вехой Средневековья считали то низложение последнего римского императора (476 г.), то время правления Константина (306–337 гг.), то нападение арабов на Европу (начало VIII в.). Еще более произвольно трактовали конец средних веков: то это было падение Константинополя (1453 г.), то — открытие Америк (1492 г.), то — начало Реформации в Германии. Эта эпоха длилась более тысячи лет, ее можно датировать V–XV вв. Вследствие Великих географических открытий, начало которым положил Колумб, открывший Америку, взгляды людей на мир резко изменились: было положено начало колониальным захватам; мир перестал быть разобщенным. Географические пределы средневекового мира — это Западная и Центральная Европа. Если античная история концентрировалась главным образом в районе Среднеземноморья, то арена средневековой истории была шире — она охватывала большую часть европейского континента. Здесь жили разные народы, с собственными языками и обычаями, но их объединяла одна религия — христианство, и единый язык образованности и богослужения — латынь. В историографии принято делить историю средних веков на три периода: раннее Средневековье (V–X вв.) — время формирования феодального способа производства; Классическое средневековье (XI–XV вв.) — время максимального развития феодализма; позднее Средневековье (XV–XVII вв.) — период разложения феодализма и зарождения капиталистического способа производства.
Основой феодального способа производства являлось наличие в руках имущего класса земельной собственности и наделение землей непосредственных производителей — зависимых крестьян, которые вели на ней самостоятельное мелкое хозяйство и отдавали феодалам свой прибавочный продукт в виде ренты или налога. Феодальная рента существовала в трех формах: отработочной (барщина), продуктивной (натуральный оброк) и денежной. В Раннее средневековье в западной Европе преобладала отработочная рента, позднее большое распространение получил натуральный оброк, а с развитием товарно-денежных отношений решающее значение приобрела денежная рента. Феодалы начали распределять барское хозяйство, раздавая господскую землю в крестьянские держания, что приводило к ослаблению и даже ликвидации крепостной зависимости и замене ее оброчными обязательствами крестьян-держателей. Это способствовало росту производительности крестьянского труда и расслоению крестьянства. В отличие от рабовладельческого строя феодализм представлял универсальную общественно-экономическую формацию, которую прошли почти все народы мира. Но по-разному складывался феодальный строй у народов земледельческих и пастушеских, в странах с умеренным засушливым климатом. Если в Европе во все периоды средневековья преобладающее значение имела частная феодальная собственность на землю и практиковалось взимание феодальной ренты, то в азиатских странах, в частности, в Китае и Индии, в раннее и даже в классическое средневековье была широко распространена государственная собственность на землю и важнейшей формой являлись государственные налоги. Этим объясняется тот факт, что в Европе в период сложившегося феодализма господствовала политическая раздробленность, а на Востоке в это время существовала централизованная система управления в форме монархии. В Средние века Западная Европа была тесно связана с Восточной Римской империей и странами, где получила распространение третья после христианства и католицизма мировая религия — ислам, или мусульманство. Поэтому история Восточной империи и мусульманских стран (Аравия и др.) также рассматривается в курсе истории Средних веков. Географически средневековый Восток охватывает территорию Средней Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Тут кое-где до сих пор сохранились приметы Средневековья. Пережитки феодализма существуют и в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки, особенно в тех, которые недавно освободились от колониальной зависимости. Некоторые средневековые традиции — монархия, сословные привилегии — сохранились даже в Англии и Японии.
Для восточных стран термин «средние века» употребляется для обозначения первых 17-ти веков н. э., вплоть до того момента, когда Восток становится объектом европейской торговли и колониальной экспансии. Страны Востока в Средние века были тесно связаны с Европой, поскольку носительницей греко-римской культуры осталась Византия. Арабское завоевание Испании и походы крестоносцев на Восток способствовали взаимодействию культур. Но для стран Южной Азии и Дальнего Востока знакомство с европейцами состоялось лишь в XV–XVI вв.
Учитывая «отставание» восточных обществ в своем развитии от Западной Европы и степень зрелости феодальных отношений, в истории Востока выделяют следующие этапы: I–IV вв. — переходный период зарождения феодализма; VII–X вв. — период раннефеодальных отношений со свойственным ему процессом натурализации экономики и упадка древних городов; XI–XII вв. — домонгольский период, начало расцвета феодализма, становление сословно-кооперативного строя жизни, культурный взлет; XIII в. — время монгольского завоевания, прервавшего развитие феодального общества; XIV–XVI вв. — послемонгольский период, характеризуемый замедлением общественного развития, консервацией деспотической формы власти.
История феодального общества представляет не только академический, но и глубоко теоретический и научно-практический интерес. Многие явления в жизни современных народов и государств уходят своими корнями в средневековое прошлое: складывание классов буржуазного общества, формировании наций и национальных культур, борьба угнетенных масс против поработителей, борьба за свободомыслие против духовной диктатуры церкви, освободительные движения против чужеземного ига и национального угнетения, начало созданий колониальных империй.
Средневековье в глазах ученых-гуманистов XVI в. выглядело эпохой невежества, мракобесия и застоя. И в самом деле: тогда к новшествам относились с подозрительностью, а церковь, которая контролировала духовную жизнь, нередко видела в новых идеях ересь, т. е. отход от истинной веры, и сурово карала еретиков. На протяжении нескольких столетий пылали костры инквизиции и шла охота на ведьм.
Но вместе с тем в Средние века возникли замечательные произведения литературы, как, например, «Песнь о Роланде», и «Песнь о нибелунгах», исландские саги и песни о богах и героях, «Божественная комедия» Данте Алигьери. Средневековье — эпоха огромного подъема строительного искусства, когда были созданы великие памятники архитектуры: Собор Парижской Богоматери и Реймский собор во Франции, собор Святого Марка в Венеции (Италия), Линкольнский собор (Англия) — это замечательные достижения строительного дела в эпоху, когда большая часть работ производилась вручную.
§ 9. Европа феодальная
Как менялись социальные отношения в средневековом феодальном обществе? С чем это было связано?
Как свободные крестьяне становились зависимыми? Как возникали города? Вспомните определение понятий «феод», «феодал», «сеньор», «вассал», «сословие», «натуральное хозяйство», «товарно-денежное хозяйство». (История Средних веков, 6 класс)
Сайт: | Профильное обучение |
Курс: | Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс |
Книга: | § 9. Европа феодальная |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Среда, 17 Ноябрь 2021, 03:28 |
Оглавление
1. Раннее средневековье – зарождение феодальных отношений
Падение Западной Римской империи под ударом вторжения варваров привело к изменению социально-экономической ситуации в образовавшихся германских королевствах. Основой экономики там было натуральное хозяйство, направленное на самообеспечение всем необходимым без рыночных отношений. Крестьяне в Западной Европе были организованы в сельские общины. Основным видом землепользования крестьян являлся аллод — индивидуально-семейная земельная собственность. Аллод передавался по наследству, но во второй половине VI в. право распоряжаться им принадлежало общине. Затем аллод стал полностью частной собственностью — землю можно было завещать, подарить, продать.
Технология обработки земли была довольно примитивной и требовала наличия в хозяйстве большого количества рабочих рук. Поэтому крестьянские семьи предпочитали иметь много детей для более эффективного ведения сельского хозяйства. Однако затем отцу семейства приходилось делить землю между своими сыновьями, передавая ее по наследству. В итоге такие наследственные наделы оказывались слишком малы, семья уже не могла ни прокормиться, ни обеспечить выплату налогов королю. Поэтому со временем разорявшиеся крестьяне попадали сначала в поземельную, а затем и в личную зависимость от феодалов. Зависимые крестьяне за пользование землей должны были работать на господина, выполняя феодальные повинности (отрабатывая барщину), или платить натуральный оброк.
Кроме того, частые войны и неурожаи, от которых страдали крестьяне, вынуждали их искать защиты у феодалов. Таким образом, получая поддержку от крупного земельного собственника, крестьяне становились поземельно или даже лично зависимыми от господина. Они теряли право собственности на свои наделы и не могли покидать эту землю, были вынуждены работать на ней. Происходило закрепощение, или прикрепление крестьян к земельным наделам. Так возникло крепостное право.
В VIII в. во Франкском государстве произошли аграрные преобразования, в результате которых господствующей формой земельного владения стал бенефиций.
Бенефиций (от лат. beneficium — благодеяние) — это земельное владение, передаваемое в пожизненное пользование бенефициарию при условии несения службы (военной, административной, придворной). За невыполнение условий держателем бенефиция его могли лишить земельного владения. Также бенефиций возвращался собственнику или его наследникам в случае смерти держателя. Однако сын бенефициария мог получить отцовское земельное владение при условии несения службы и принесения отдельной клятвы верности собственнику земли.
Также в ходе развития поземельных отношений в среде высшего сословия в Западной Европе к VIII в. постепенно оформился господствующий тип землевладения — вотчина. Под этим термином понимается владение землей с организацией хозяйственных работ и правами на зависимых крестьян. Часть этой земли в виде отдельных земельных владений собственник мог отдавать бенефициарию в качестве бенефиция для пожизненного владения либо крестьянам на время.
В IX–XI вв. в Западной Европе постепенно сформировался новый общественный строй, получивший название феодализм. Словом «феод» обозначали землю как наследственное владение, пожалованное за службу господином своему подчиненному. Такого господина называли «сеньор» (лат. senior — старший), а получателя земли — «вассал». Король был верховным сеньором, его называли «сюзерен». Феод как форма земельного владения являлся результатом эволюции системы бенефициев.
1-1. Феод и феодализм. Высокое средневековье: отношения господства-подчинения
В ходе развития поземельных отношений в среде высшего сословия в Западной Европе к VIII в. постепенно оформился господствующий тип землевладения – вотчина. Под этим термином понимается весь комплекс феодальной земельной собственности с правами на зависимых крестьян. Определенная территория, которая находилась в непосредственном владении сеньора, называлась домен. Ее часть в виде отдельных земельных владений могла отдаваться более мелким феодалам в качестве бенефиция как пожизненного владения либо в виде временных держаний крестьянам.
Собственник вотчины (сеньор) обладал комплексом следующих прав в своей сеньории: он мог вершить суд, собирать налоги, чеканить монеты, набирать войско и издавать законы. Данные права даровались сеньорам королем через иммунные грамоты. Однако право высшей юрисдикции (право жизни и смерти) оставалось за монархом.
2. Сюзеренитет — вассалитет, феодальная иерархия
Передача земли (инвеститура) от сеньора к вассалу сопровождалась специальной церемонией, называемой оммаж. Она была символическим закреплением вассальной поземельной зависимости. Во время оммажа вассал вкладывал свои соединенные ладони в ладони сеньора. Он давал клятву верно служить сеньору и признавал себя «его человеком». В ответ сеньор гарантировал свое покровительство.
Вассал обязан был участвовать в военных походах на стороне сеньора, он также мог служить при дворе господина, занимаясь административной либо судебной деятельностью. Военная служба обычно длилась 30–40 дней в году. Когда сеньор попадал в плен, выходила замуж его старшая дочь либо его старший сын посвящался в рыцари, вассал оказывал финансовую помощь.
Получив земельное владение, феодал, в свою очередь, мог передать его часть другому вассалу, становясь по отношению к нему сеньором. Поэтому результатом развития феодальных отношений стала лестничная структура общества землевладельцев. На верхней ступени этой лестницы находился монарх, который раздавал земли своим вассалам, находившимся на ступеньку ниже сюзерена-короля. Они, в свою очередь, раздавали земли прочим феодалам, находившимся на более низкой ступени феодальной лестницы. Феодальная лестница заканчивалась ступенью «однощитных» рыцарей, которые уже не могли позволить себе иметь вассала в силу недостаточного количества земли. Такая иерархическая лестница существовала в каждом феодальном государстве Западной Европы.
Тем не менее система сюзеренитета-вассалитета являлась основой политического строя феодальной монархии и обеспечивала единство господствующего класса землевладельцев в период феодальной раздробленности.
3. Сословия средневекового общества. Позднефеодальное общество
Феодализация общества привела к формированию в Высоком средневековье четырех основных сословий: рыцарства, духовенства, свободных крестьян и горожан. Первые два сословия считались привилегированными. В средневековом обществе отсутствовала социальная мобильность. Принадлежность человека к сословию определялась при рождении, перейти в другое сословие он практически не мог (исключением было духовенство, которое формировалось не по рождению).
Сословие феодалов объединяло крупных, средних и мелких землевладельцев. При этом также появилось значительное количество рыцарей, не получивших землю в наследство.
В период Позднего средневековья произошли серьезные изменения в структуре сословия феодалов. Это было время формирования централизованных национальных государств, в которых король стал уже реальным полновластным монархом, а не номинальным, как прежде. Теперь все феодалы являлись его прямыми вассалами. Вместо инвеституры возникла система денежных вознаграждений. Светская феодальная иерархия утратила прежний смысл и стала играть символическую роль. Произошло образование единого сословия дворян, в рамках которого титулы «граф», «барон», «герцог» указывали лишь на принадлежность к аристократии.
В Высоком средневековье в сословие крестьян включались лично зависимые, поземельно зависимые и полностью свободные люди. Со временем стало очевидно, что труд свободных крестьян на арендованных участках оказался более эффективным и прибыльным, чем труд лично зависимых. Поэтому в Позднем средневековье сословие крестьян унифицировалось через получение личной свободы и было включено вместе с горожанами в податное сословие.
Также в период Высокого средневековья начало формироваться сословие горожан. Это было связано с процессом отделения ремесла от сельского хозяйства и активной урбанизацией. К Позднему средневековью произошла дифференциация горожан по имущественному признаку на зажиточных и бедняков.
В итоге развития социальной структуры сформировались три сословия: дворянство, духовенство, податное сословие.
Вопросы
1. Составьте облако слов из незнакомых вам исторических понятий, которые встретились в параграфе.
2. С чем были связаны изменения в положении крестьян в период Средневековья и установление повинностей?
3. В чем выражались поземельные и личные обязательства вассалов и сеньоров по отношению друг к другу?
3-1. Покажите в форме логической цепочки процесс становления средневекового западноевропейского общества и охарактеризуйте положение каждого сословия.
4. Как изменения в системе феодального землевладения повлияли на отношения между сеньорами и вассалами?
5. Охарактеризуйте город, имевший самоуправление, по следующим пунктам: а) социальная структура; б) занятия жителей; в) объединения горожан; г) управление городом.
6. Какие изменения произошли в жизни людей с переходом от натурального хозяйства к товарно-денежному?
Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы
Урок 10. Всеобщая история. С древнейших времён до конца XIX века. 10 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы»
«В истории цивилизаций, как и в человеческой жизни, детство имеет решающее значение». Так французский медиевист Жак Ле Гофф определил место Раннего средневековья в истории. Сегодня мы поговорим о том, в чём заключалось значение всей эпохи Средних веков.
Вопросы занятия будут следующими: понятие «Средние века»; периодизация западноевропейского Средневековья; западноевропейский феодализм; структура средневекового общества.
Впервые термин «Средние века» употребили в 15 веке итальянские гуманисты. Так они назвали эпоху, продлившуюся около 1000 лет, отделявшую их время от Античности – образца для Ренессанса.
В понимании гуманистов, Средневековье было временем крайнего
упадка культуры. Зачастую отголоски подобного отношения встречаются и в наши дни. В частности, когда слово «средневековый» употребляется для обозначения какой-либо отрицательной стороны явлений или процессов современности. Например, разрушения памятников культуры или слишком консервативных нравов.
Однако оценка Средних веков только по шкале «совершенства» неприемлема. Такой способ не позволяет провести объективный исторический анализ этой эпохи.
Поэтому в современной исторической науке используется комплексный подход. Только с его помощью возможно определить истинное значение Средних веков для истории.
Средневековье стало закономерным этапом мирового исторического развития. Его итоги были очень важны для будущего.
В Средние века появилось множество современных языков, наций и государств. Возникло сословное представительство и суд присяжных. Началась урбанизация. Сложились важнейшие формы образования – школы и университеты. Появились европейская общность и богатая и многообразная культура. Кроме того, к концу Средневековья Европа выдвинулась на первое место во всемирно-историческом процессе.
В Средние века была заложена основа многих современных явлений, в том числе конфликтов. Наконец, в Средневековье возник христианский мир.
Он стал истоком духовности современной европейской цивилизации.
Хронологические рамки Средневековья достаточно условны. Среди историков нет единого мнения по поводу начала этой эпохи. Однако большинство учёных сходятся во мнении, что отправным рубежом Средних веков является падение Западной Римской империи в 476 году.
Это событие положило начало коренному перевороту в истории Европы. И далее – глобальным изменениям в мировой истории.
Ещё больше споров вызывает вопрос о конце эпохи Средневековья. По наиболее распространённой версии завершающим столетием Средних веков стал 15 век. Именно тогда произошли такие знаковые события как:
падение Константинополя и Византии в 1453 году; открытие Америки Колумбом в 1492 году; на эту же дату приходится завершение Реконкисты на Пиренеях.
Но самое главное, рубеж 15 и 16 веков стал тем временем, когда феодальное общество Западной Европы исчерпало резервы собственного развития.
Средневековье условно делится на три периода: раннее; развитое (высокое); и позднее.
Раннее Средневековье длилось с конца 5 до середины 11 века. Для этого периода характерны: становление европейского феодализма как общественной системы; складывание социальной структуры феодального общества. Шло развитие европейской государственности – от варварских королевств до первой средневековой империи – державы Карла Великого.
В Раннем Средневековье начался период феодальной раздробленности.
Культура начального периода Средневековья проделала путь от упадка первых («тёмных») веков до постепенного подъёма (Каролингского возрождения).
В становлении феодального мира важнейшую роль сыграла церковь. Её усилиями были созданы формы хранения и передачи культуры. Механизмы распространения образования.
Развитое (высокое) Средневековье охватывает период с середины 11 по 13 век. Для него были характерны: расцвет феодальных отношений; торжество вассально-ленной системы; феодальная раздробленность; приоритет церкви во всех сферах жизни общества.
В это же время возникла особая форма феодального государства с сословным представительством. Обострилась борьба между папством и светской властью за первенство. Также европейцы совершили первые попытки выйти за пределы континента.
Начались Крестовые походы. Произошёл значительный культурный подъём. Развилось романское и готическое искусство. Появились университеты.
Позднее Средневековье длилось с 14 по 15 век. В этот период начался процесс разложения феодальных отношений. Произошло первоначальное складывание рынка. Создавались централизованные государства. Наблюдался рост городов, сопровождавшийся формированием нового сословия – бюргеров.
Получили распространение общеевропейские конфликты. Крупнейшим из них стала Столетняя война.
Также отличительной чертой Позднего средневековья стали:
крупные антифеодальные восстания; нарастание антицерковных настроений.
В истории культуры Европы на 15 столетие выпал период Раннего Возрождения.
В Средневековье происходили постоянные миграции населения, как в Европе, так и за её пределами. 6–7 века стали завершающим периодом Великого переселения народов. На территории Европы появились гунны, пришедшие из внутренней Азии.
Племена германцев и славянские племена. Вторглись арабы и венгры. В 9 веке началась экспансия норманнов. Она продлилась до 11 века.
11–13 века стали временем Крестовых походов на Восток и в Восточную Европу. 14–15 столетия – периодом усиления контактов внутри Европы,
развития экономических и межгосударственных связей, начала Великих географических открытий.
К концу Средневековья жители Западной Европы осознали себя единой общностью – европейцами.
Термин «феодализм» происходит от слова «феод». Такое название в средневековой Франции носило наследственное земельное владение представителя господствующего сословия (феодала). Получатель феода (лена) назывался вассалом. Условием его получения были:
обязательная военная служба; выполнение ряда иных обязательств в пользу сеньора – того, кто наделял феодом. Отсюда ещё одно название феодальной системы – «сеньориально-вассальная».
Особенность феода как земельной собственности заключалась в том, что его юридическим владельцем был не только непосредственный собственник земли, но и тот, кто наделял его феодом – сеньор. Кроме того, над этим сеньором мог быть ещё один сеньор. Юридически он также владел феодом.
В итоге на основе вассально-ленных связей складывалась феодальная иерархия. В ней каждый феодал был связан с другими феодалами сложными юридически-личностными отношениями. При вступлении во владение феодом вассал приносил оммаж – особую присягу сеньору.
В итоге в круг обязательств вассала перед сеньором, помимо поземельных, юридических и военных, включались личностные (этические) обязательства.
Для человека благородного происхождения их нарушение было практически немыслимо. Отсюда происходит особая система правил поведения – кодекс рыцаря.
Развитие феодализма шло параллельно с оформлением иммунитета –
права частной судебной власти сеньора в своих землях. Действие норм традиционного права либо королевское законодательство закрепляло за феодалом статус верховного судьи в своих владениях. Основной социальной и хозяйственной составляющей феодального общества была вотчина (сеньория). Она состояла из господской части (домена) и земель, отданных в держание крестьянам.
В Средние века продолжала существовать крестьянская община. Но вотчина взяла на себя её административные и судебные функции. Превратилась в надстройку общины, в то же время продолжая взаимодействовать с ней как с хозяйственной организацией, регулируя поземельные отношения крестьян.
В понимании средневекового человека общество делилось на три категории.
Его основанием были «трудящиеся, работающие» – в основной массе крестьяне. Над ними – «воюющие» и «молящиеся». К ним относились светские и духовные феодалы. Военное сословие, также в широком смысле его называют рыцарским, было неоднородным.
В него входили как крупные сеньоры, так и собственники мелких феодов – собственно рыцари.
Кроме того, рыцарем мог быть и утративший свои владения феодал. Он сохранял свой социальный статус. Следует отметить, что рыцари считали себя «солью земли», высшим сословием общества.
Начавшийся в раннем Средневековье процесс феодализации захватил и церковь. Уже в этот период в её руках сосредоточилось около трети обрабатываемых земель. Церковь превратилась в крупнейшего феодала. Приобрела широкие иммунитетные права.
В конце раннего Средневековья резиденции сеньоров стали превращаться в неприступные крепости – замки.
Они исполняли функции административного, хозяйственного, военного, культурного центра сеньории.
Крестьянство в Средние века не было однородным. Его представители различались по своему происхождению и правовому положению. Существовали как свободные общинники (правда их число постоянно сокращалось), так различные категории зависимых крестьян. Но зависимость крестьян в Западной Европе никогда не была так велика как при крепостном праве в России.
Вместе с развитием товарно-денежных отношений, в 12–13 веках началась поэтапная ликвидация барской запашки. Крестьяне получали в наследственное держание земли, ранее входившие в домен. Средневековая цивилизация была аграрной.
В течение столетий господствовало натуральное хозяйство. И только с ростом городов ремесло выделилось в особую отрасль хозяйства. Ремесленники вошли в категорию трудящихся.
Одним из главных признаков феодального сообщества являлась его корпоративность. Пёструю социальную картину составляли: рыцарские корпорации; сеньориально-вассальные союзы; братства и ордена; ремесленные цехи; городские коммуны и союзы городов; купеческие гильдии и сельские общины; университеты с их системой землячеств; религиозные секты и прочие объединения.
Средневековый человек не мог существовать вне корпорации. У неё он искал защиту. В ней обретал свой социальный статус. Мог отстоять себя как индивида.
Всеохватывающей разновидностью корпорации являлась церковь. Участие в ней было обязательным.
Таким образом, понятие «Средние века» было введено гуманистами Италии в 15 веке. Западноевропейское Средневековье охватывает период от 476 года до конца 15 века. Феодальная иерархия, основанная на вассально-ленных связях, стала опорой феодализма в Западной Европе. Средневековое общество было трёхчастным. Его господствующим сословием являлись светские и духовные феодалы.