защита имущественных прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
Защита имущественных прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
Предоставление прав детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регламентируется Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с этим законом к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Под детьми, оставшимися без попечения родителей, понимаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Также законодатель отдельно выделяет такую категорию как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Законодательство предусматривает наличие прав и дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в следующих сферах:
1. В сфере образования:
а) Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы.
б) Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы.
в) Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
Под полным государственным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей понимается предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
г) Обучающиеся, воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.
д) Обучающимся федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 % заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
Размер и порядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении региональных органов исполнительной власти, и в муниципальных образовательных учреждениях, устанавливаются нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации.
е) Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.
ж) Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.
Выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации.
з) При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.
и) Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образовательных учреждениях, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. В сфере медицинского обслуживания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
а) Предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.
б) Могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.
3. В жилищной сфере:
а) Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З №1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, проживание в которых признается невозможным в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Республики Саха (Якутия); 3) признанные нуждающимися в жилых помещениях до вступления в силу настоящего Закона и не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями; 4) достигшие возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, в связи с изменениями законодательства о порядке предоставления жилья детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей возрастные ограничения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для постановки на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, отменены. Так, например, если ранее законодательством предусматривалось получение жилого помещения только лицам, не достигшим 23 лет либо вставшим на учет в качестве нуждающихся до 23 лет, но после достижения 23 лет не реализовавшим принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, то с 08.01.2013 на очередь в качестве нуждающихся ставятся все лица, имеющие статус сироты, детей оставшихся без попечения родителей.
а) Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.
б) Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в соответствующем регионе Российской Федерации.
Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.
в) Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.
Защита имущественных прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
Исходя из положений статьи 38 Конституции Российской Федерации, забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Законодатель признает абсолютную обязанность родителя по осуществлению заботы, в том числе материального содержания, в отношении ребенка. Юридическое установление отсутствия родительского попечения не освобождает родителя от исполнения алиментных обязательств.
В соответствии со статьей 60 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – Семейный кодекс) ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
С каких родител ей взыскиваются алименты на содержание детей, оставшихся без попечения родителей?
В практике деятельности законных представителей подопечных встречаются случаи отказов от взыскания алиментов с родителей, признанных в судебном порядке недееспособными; находящимися в местах лишения свободы по приговору суда, осужденных к незначительным срокам наказания; ограниченных судом в родительских правах в связи с заболеванием; объявленных в федеральный розыск в связи с совершением преступления и т.д.
Данную практику нельзя признать обоснованной.
На основании статьи 100 Федерального закона от 2 ноября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан.
В пункте 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» уточняется, что взыскание по исполнительным документам осуществляется со всех доходов осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, колониях-поселениях, тюрьмах, воспитательных колониях, а также лиц, находящихся в наркологических отделениях психиатрических диспансеров и стационарных лечебных учреждениях.
Таким образом, нахождение родителей в данных учреждениях не является обстоятельством, освобождающим от обязанности содержать своего ребенка.
Исходя из вышеизложенного, необходимо осуществлять взыскание алиментов на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении родителей:
ограниченных в родительских правах, в том числе в связи с наличием заболевания;
отбывающих наказание в местах лишения свободы;
находящихся в лечебных исправительных учреждениях,
пребывающих в следственных изоляторах;
находящихся в наркологических отделениях психиатрических диспансеров и стационарных лечебных учреждениях.
Иная позиция приводит к нарушению конституционного права ребенка на получение заботы от своего родителя.
Взыскиваются ли алименты с родителей, которые находятся в федеральном розыске в связи с совершением преступления?
Если родитель находится в федеральном розыске в связи с совершением преступления, необходимо взыскать алименты в судебном порядке, предъявить исполнительный лист судебному приставу-исполнителю и заявление об объявлении должника в исполнительный розыск (при наличии задолженности по алиментам более 10 000 рублей). Указанные действия позволят обеспечить соблюдение имущественных прав ребенка.
Обязательно ли взыскивать алименты на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, и в каком порядке?
Согласно пункту 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.
В практике реализации алиментных правоотношений предусматриваются следующие способы выполнения обязательств по содержанию детей:
в добровольном порядке без оформления соглашения об уплате алиментов;
в порядке, определенном соглашением об уплате алиментов;
в порядке, установленном судебным решением, предусматривающем взыскание алиментов.
В отношении реализации алиментных обязательств родителей на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, в добровольном порядке без оформления соглашение об уплате алиментов, следует учитывать, что данный порядок законодательно не урегулирован. При этом, размер алиментов, условия и порядок их уплаты может быть определен по устному соглашению сторон, что влечет риски невыполнения, несвоевременного выполнения или выполнения не в полном объеме алиментных обязательств.
Исходя из указанного, данный способ реализации родителей обязанности по содержанию ребенка не обеспечивает гарантированное соблюдение имущественных прав несовершеннолетнего, в связи с чем не рекомендуется к использованию в отношении взыскания алиментов на содержание ребенка, оставшегося без попечения родителей.
При определении порядка уплаты содержания на ребенка по соглашению об уплате алиментов следует учитывать, что в соответствии со статьей 100 Семейного кодекса Российской Федерации допускается только письменная форма заключения данного договора с обязательным нотариальным заверением. Несоблюдение установленной законом формы соглашения об уплате алиментов влечет за собой его ничтожность, то есть сделка признается недействительной.
При этом необходимо учитывать, что нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного листа.
Между тем, при заключении соглашения об уплате алиментов, получатель алиментов утрачивает право на взыскание алиментов в судебном порядке, в случае если должником исполняются данные обязательства.
Если обязательства по соглашению об уплате алиментов должником не выполняются, взыскатель имеет право обращения в суд о взыскании алиментов принудительно в судебном порядке, представить указанный документ по месту работы должника или вправе предъявить данное соглашение судебному приставу-исполнителю в качестве исполнительного листа для возбуждения исполнительного производства и взыскания содержания на ребенка в принудительном порядке.
При отсутствии соглашения об уплате алиментов, в случае если родители не предоставляют содержание своим детям, алименты взыскиваются с родителей в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, взыскание алиментов на детей, оставшихся без попечения родителей, в судебном порядке обеспечивает дополнительный механизм гарантирования соблюдения имущественных прав данной категории детей.
При этом, следует учитывать, что взыскание алиментов в судебном порядке возможно в рамках приказного производства в случае, если в судебном разбирательстве не выдвигаются требования, связанные с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц.
Исходя из указанного, судебный порядок взыскания алиментов в наибольшей мере обеспечивает реализацию права ребенка на получение содержания от родителей.
Как взыскать алименты в судебном порядке?
При взыскании алиментов в судебном порядке следует учитывать, что исковое заявление подается в суд по месту жительства родителя, обязанного уплачивать алименты. Вместе с тем, для дел по взысканию алиментов установлена статьей 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации альтернативная подсудность, в соответствии с которой исковое заявление может быть подано в суд по месту жительства получателя алиментов.
Если место пребывания родителя, обязанного уплачивать алименты, неизвестно, то в соответствии со статьей 119 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск может быть подан по последнему известному месту жительства такого лица или по месту жительства получателя алиментов.
При этом в исковом заявлении следует указать адрес плательщика алиментов по его последнему известному месту жительства, так как согласно статье 119 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.
Кроме того, в соответствии со статьей 120 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при неизвестности места пребывания ответчика по требованиям о взыскании алиментов судья обязан вынести определение об объявлении розыска ответчика. Взыскание расходов на розыск ответчика производится на основании заявления территориальных органов исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов путем выдачи судебного приказа.
Также следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 65 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества судебный пристав-исполнитель также вправе объявить розыск должника, его имущества.
Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника, местонахождению имущества должника либо месту жительства взыскателя. Объявление розыска является основанием для осуществления такого розыска на территории Российской Федерации, а также в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств.
Кто определяет размер содержания на ребенка, оставшегося без попечения родителей?
Размер содержания определяется в зависимости от выбранного порядка обеспечения алиментных прав ребенка (содержание в добровольном порядке, по нотариальному соглашению, в судебном порядке) либо родителями и законным представителем, либо судом, рассматривающим дело о взыскании алиментов.
В целях соблюдения имущественных прав подопечных размер алиментов не может быть ниже размера содержания, которое могло было им назначено по решению суда.
Согласно статье 98 Семейного кодекса Российской Федерации при отсутствии соглашения сторон размер алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, в каждом отдельном случае устанавливается судом исходя из материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов и других заслуживающих внимания интересов сторон в размере:
в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
Суд также вправе учесть всех лиц, обязанных уплачивать алименты, независимо от того, предъявлен иск ко всем этим лицам, к одному из них или к нескольким из них.
Со всех ли доходов родителя можно взыскать алименты на содержание ребенка, находящегося под опекой?
Алименты на содержание детей, оставшихся без попечения родителей взыскиваются со следующих видов доходов:
Для всех категорий граждан
Все виды заработной платы и дополнительного вознаграждения, получаемые в денежной и натуральной форме, как по основному месту работы, так и за работу по совместительству
Все виды пенсий с учетом ежемесячных увеличений, надбавок, повышений и доплат к ним, установленных отдельным категориям пенсионеров, за исключением пенсий по случаю потери кормильца, выплачиваемых за счет средств федерального бюджета, и выплат к ним за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации
Стипендии, выплачиваемые обучающимся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, а также слушателям духовных учебных заведений
Пособия по временной нетрудоспособности и безработице.
Лица, попавшие под сокращение
Суммы, выплачиваемые на период трудоустройства уволенным работникам в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата.
Доходы от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица
Лица, осуществляющие старательскую деятельность
Доходы физических лиц, осуществляющих старательскую деятельность
Лица, получающие доход от использования своего имущества
Доходы от передачи в аренду (найм, поднайм) имущества
Лица, получающие доходы от участия в управлении собственностью организации
Доходы по акциям и другие доходы от участия
в управлении собственностью организации (дивиденды, выплаты по долевым паям и т.д.)
На какие виды доходов, не может быть обращено взыскание алиментов на содержание детей, оставшихся без попечения родителей?
Взыскание не может быть обращено на следующие доходы:
Лица, потерявшие кормильца
денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца
Лица, получившие увечья
денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
Лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами
компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
Лица, получающие выплаты как отдельные категории граждан
ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые
в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);
Лица, получающие алименты
денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые
на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
Лица, получающие страховое обеспечение
страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности;
Лица, потерявшие кормильца
пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
Лица, получающие компенсации в соответствии с законодательством о труде
компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде, в том числе:
1) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;
2) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;
3) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;
Лица, получающие пособия на детей
пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
Лица, получившие материнский капитал
средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
Лица, получившие единовременную помощь от государства
суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:
1) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;
2) в связи с террористическим актом;
3) в связи со смертью члена семьи;
4) в виде гуманитарной помощи;
5) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений
Лица, получающие компенсацию к месту лечения и обратно
суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом.
Лица, получающие от работодателя компенсации стоимости путевок
суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.
социальное пособие на погребение
Когда необходимо произвести замену стороны взыскателя по исполнительному производству о взыскании алиментов на содержание ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
В случае, если произведена замена законного представителя ребенка в связи с его помещением под надзор в другую организацию, не являющуюся взыскателем по исполнительному производству о взыскании алиментов, или изменением формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, возникает необходимость замены стороны взыскателя по исполнительному производству о взыскании алиментов на содержание ребенка.
Эта процедура является необходимой мерой в целях обеспечения права ребенка на получение содержания от родителя, уклоняющегося от добровольного исполнения обязанности по содержанию ребенка.
Замена стороны взыскателя осуществляется судом, вынесшим судебное решение о взыскании алиментов, по заявлению заинтересованной стороны (нового законного представителя ребенка, оставшегося без попечения родителей).
Необходимо ли привлекать должников по алиментным обязательствам в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, к юридической ответственности.
В случае неуплаты родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, привлечение должника к уголовной ответственности является наиболее действенной мерой по защите имущественных прав таких детей.
В связи с изменением уголовного законодательства, привлечение должника к уголовной ответственности по статье 157 Уголовного кодекса Российской Федерации возможно при неоднократном привлечении должника к административной ответственности за неуплату родителем средств на содержание несовершеннолетних детей в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
В соответствии со статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
При этом следует учитывать, что под неоднократностью в уголовном и административном законодательстве понимается умышленное виновное совершение лицом общественно опасного деяния два или более раза.
Следовательно, для привлечения должника по алиментным обязательствам к уголовной ответственности требуется привлечение к административной ответственности по статье 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не менее 2 раз в течение года.
Что делать, если из Федеральной службы судебных приставов не приходит информация о расчете задолженности, а алименты на счет ребенка не поступают?
При неполучении ответа от судебного пристава-исполнителя на запросы законному представителю рекомендуется обратиться с жалобой на бездействие судебного пристава-исполнителя.
В соответствии со статьей 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии с частью 1 статьи 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти осуществляет прокуратура Российской Федерации.
В связи с этим жалоба на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя может быть подана, в том числе, в органы прокуратуры по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.
Что грозит законному представителю ребенка, оставшегося без попечения родителей, если он отказывается взыскивать алименты на его содержание.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» законные представители детей несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительства» опекуны и попечители несут уголовную и административную ответственность за свои действия или бездействия в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
В случае непринятия законными представителями мер по взысканию алиментов, орган опеки и попечительства вправе направить соответствующую информацию в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для рассмотрения вопроса о привлечении их к административной ответственности по части 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, опекун (попечитель) обязан своевременно принять необходимые меры:
1) по взысканию алиментов на содержание подопечного;
2) по получению исполнительного листа о взыскании с родителя алиментов на содержание ребенка, находящегося под опекой, в суде; либо по ходатайству законного представителя исполнительный лист может быть направлен судом в службу судебных приставов;
3) по предъявлению в соответствующую службу судебных приставов нотариально заверенного соглашения об уплате алиментов или исполнительного листа по производству по взысканию с родителя алиментов на содержание ребенка, находящегося под опекой;
4) по замене стороны взыскателя по исполнительному производству о взыскании с родителя алиментов на содержание ребенка, находящегося под опекой;
В случае образования в течение шести месяцев и более задолженности и отсутствия поступлений денежных средств на содержание подопечного по исполнительному производству, опекун должен принять меры:
1) по обжалованию действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя в органы прокуратуры;
2) по объявлению должника (должников) в исполнительный розыск;
В случае образования задолженности и отсутствия поступлений денежных средств на содержание подопечного, чьи родители находятся в розыске более одного года, опекуну необходимо принять меры по признанию указанных должников в судебном порядке безвестно отсутствующими для последующего оформления подопечному пенсии по потере кормильца.