защита климата экологическое право

Международное экологическое право

Международное экологическое право: понятие, специальные принципы

Недопустимость нанесения трансграничного ущерба запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования.

Экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов: рациональное планирование и управление возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами и т. д.

Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования ядерной энергетики.

Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой и т. д.

Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству.

Обеспечение экологической безопасности: обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды.

Принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды предусматривает создание помимо национальной также разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды.

Принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля.

Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя. Конвенции

Воздушная среда является общим достоянием человека. В 1979 г. была подписана Конвенция ОБСЕ о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии. Трансграничным считается загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса вредных (загрязняющих) веществ, источник которых расположен на территории другого государства. В целях уменьшения такого загрязнения источниками выбросов вредных веществ, расположенными на территории РФ, РФ обеспечивает проведение мероприятий по уменьшению таких выбросов, а также осуществляет иные меры в соответствии с ее международными обязательствами в области охраны атмосферного воздуха.

В 1992 г. была подписана Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Ее целью является стабилизация концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Под климатической системой понимается совокупность гидросферы, атмосферы, геосферы, биосферы и их взаимодействие. Под неблагоприятными изменениями в климате понимаются изменения в физической среде или биоте, вызываемые изменениями климата, которые оказывают значительное негативное влияние на состав, восстановительную способность или репродуктивность естественных или регулируемых экосистем или на функционирование социально-экономических систем, или на благополучие человека.

Согласно Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 г. участвующие в ней государства (стороны) принимают надлежащие меры в соответствии с положениями настоящей Конвенции и тех действующих протоколов, участниками которых они являются, для защиты здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, которые являются или могут являться результатом антропогенной деятельности, изменяющей или способной изменить состояние озонового слоя. «Неблагоприятное воздействие» означает изменения в физической среде или биоте, включая изменения климата, которые имеют значительные вредные последствия для здоровья человека или для состава, восстановительной способности или продуктивности природных и регулируемых экосистем или для материалов, используемых человеком. В этой связи стороны:

В 1987 г. к ней был подписан Монреальский протокол относительно веществ, приводящих к истощению озонового слоя.

Международно-правовая защита животного и растительного мира

Международные договоры по охране животного и растительного мира можно объединить в две группы: договоры, направленные на охрану флоры и фауны в целом, и договоры, охраняющие одну популяцию.

Охрана флоры и фауны. Здесь следует назвать: Конвенцию о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии 1933 г., Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Соглашение о тропических лесах 1983 г., Конвенцию о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г., Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г., Конвенцию об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.

Ко второй группе договоров относятся Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Соглашение о сохранении белых медведей и многие другие.

Сохранение природной фауны и флоры в некоторых частях мира осуществляется путем создания национальных парков и заповедников, регулирования охоты и коллекционирования отдельных видов.

Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания 1979 г. Ее цель заключается в сохранении дикой флоры и фауны и их природных районов обитания, особенно тех видов и районов обитания, сохранение которых требует сотрудничества нескольких государств, и содействии такому сотрудничеству. Особое внимание уделяется исчезающим и уязвимым видам, включая исчезающие и уязвимые мигрирующие виды. Участники Конвенции обязуются принимать необходимые меры для сохранения популяций дикой флоры и фауны или ее адаптации на уровне, который отвечает, в частности, экологическим, научным и культурным требованиям, учитывая при этом экономические и рекреационные требования, а также потребности подвидов, разновидностей или форм, находящихся под угрозой на местном уровне.

Международно-правовая охрана Мирового океана. Конвенции

Особое опасение вызывает загрязнение Мирового океана вредными и токсичными веществами, в том числе нефтью и нефтепродуктами, радиоактивными веществами.

Наиболее распространенными веществами, загрязняющими океан, являются нефть и нефтепродукты. В Мировой океан ежегодно поступает в среднем 13-14 млн. т нефтепродуктов. Нефтяное загрязнение опасно по двум причинам: во-первых, на поверхности воды образуется пленка, которая лишает доступа кислорода к морской флоре и фауне; во-вторых, нефть сама по себе является токсичным соединением, при содержании нефти в воде 10-15 мг/кг гибнут планктон и мальки рыб. Настоящими экологическими катастрофами можно назвать крупные разливы нефти при крушении супертанкеров.

Особенно опасным является радиоактивное загрязнение при захоронении радиоактивных отходов (РАО).

Первоначально основным способом избавления от радиоактивного мусора было захоронение радиоактивных отходов в морях и океанах. Это были, как правило, низкоактивные отходы, которые упаковывали в 200-литровые металлические барабаны, заливали бетоном и сбрасывали в море. До 1983 г. 12 стран практиковали сброс радиоактивных отходов в открытое море. В воды Тихого океана за период с 1949 по 1970 г. было сброшено 560 261 контейнеров с радиоактивными отходами.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. обязывает государства защищать и сохранять морскую среду. Государства должны принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность под их юрисдикцией или под контролем не причиняла ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения. Государства обязаны не переносить ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой или не превращать один вид загрязнения в другой:

В последнее время был принят ряд международных документов, основной целью которых является охрана Мирового океана. В 1972 г. в Лондоне была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов с высоким и средним уровнем радиации, захоронение радиоактивных отходов с низким и средним уровнем радиации допускается по специальным разрешениям. С начала 1970-х годов осуществляется экологическая программа ООН «Региональные моря», которая объединяет усилия более чем 120 стран мира, совместно использующих 10 морей. Были приняты региональные многосторонние соглашения: Конвенция по защите морской среды Северо-Восточной Атлантики (Париж, 1992 г.); Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарест, 1992 г.) и ряд других.

Источник

Защита климата экологическое право

Экологическое законодательство РФ составляют:

Основным законом, обеспечивающим права граждан России на здоровую и экологически благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность в нашей стране, является Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. Ранее действовал закон РСФСР от 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, являющуюся основой жизни на Земле.

Особенностью правового регулирования экологических отношений является преобладание административно-правового метода воздействия. Характерным моментом его является не юридическое равенство сторон (присущее гражданско-правовому методу), а отношение власти и подчинения. Властными полномочиями при этом обладают природоохранные органы, осуществляющие эту деятельность в соответствии с законодательством и стоящие на страже интересов общества и граждан.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный, общественный надзор и контроль в области охраны окружающей среды. Государственный надзор осуществляют специальные государственные органы и инспекции, которые в своей деятельности не зависят от администрации контролирующих предприятий. Это Прокуратура РФ, Федеральная служба лесного хозяйства РФ, Госкомитет РФ по земельной политике, Министерство природных ресурсов России, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Росгидромет, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), Министерство РФ по атомной энергии и др.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в лице государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.

За неисполнение экологического (природоохранного) законодательства виновные несут ответственность, которая зависит от вида экологических правонарушений.

Экологическое правонарушение — это противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Признаками экологического правонарушения являются действие или бездействие лица, противоречащее экологическому законодательству, противоправное действие.

Виновные в экологических правонарушениях граждане несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Различные виды ответственности за экологические правонарушения приведены в таблице. Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологические правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.

Экологическим преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Экологическими преступлениями, согласно гл. 26 УК РФ «Экологические преступления», являются:

Экоцид сравнительно новое понятие, оно впервые введено в УК РФ как новый вид преступных деяний. Экоцид — массовое уничтожение растительного, животного мира (в том числе людей), отравление атмосферы или водных ресурсов, а также другие действия, которые могут привести к экологической катастрофе. Совершение экоцида наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

За совершение экологических преступлений предусмотрены различные виды уголовной ответственности: лишение свободы, исправительно-трудовые работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, штрафы.

Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. международных организаций.

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).

На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Экологический мониторинг

С целью измерения, оценки и прогноза антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы (в первую очередь загрязнений) и ответной реакции биоты на эти изменения, а также последующих изменений в экосистемах в результате антропогенных воздействий была создана информационная система экологического мониторинга.

Термин «мониторинг» образован от лат. «монитор» — «наблюдающий», «предостерегающий». Существует несколько современных формулировок определения мониторинга.

В настоящее время под мониторингом окружающей природной среды понимают долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния природной среды и ее загрязнения (Закон РФ «О гидрометеорологической службе», 1998).

Мониторинг включает в себя следующие основные практические направления:

По объектам наблюдения различают: атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.

По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.

По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:

Классификация систем мониторинга может основываться на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим, биологическим показателям, дистанционный мониторинг).

Химический мониторинг —это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения), атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.

Физический мониторинг— система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (наводнения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).

Биологический мониторинг —мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде). В биологическом мониторинге могут быть использованы не только биологические, но и любые другие методы, например, химический анализ содержания загрязняющих веществ в живых организмах.

Экобиохимический мониторинг —мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).

Дистанционный мониторинг —в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию опытных данных.

Экологический менеджмент и экологический аудит на предприятии.

Экологический менеджмент– это система управления природопользованием и охраной окружающей среды, основанная на комплексном учете экологических факторов, с целью сочетания рационального, ресурсосберегающего природопользования и устойчивого экономического развития.

Экологическим менеджментом называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта управления, так и социально-экономическими возможностями управляющего.

Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективного производства с охраной ОС и рациональным использованием природных ресурсов.

Экологический менеджмент на предприятии– это система управленческих рычагов, обеспечивающая эффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимого давления на ОС.

Выгодность рационального и сбалансированного природопользования для предприятия реализуется через экономические выгоды: а) снижение издержек в результате экономии природных ресурсов, рециркуляции, переработки отходов, снижение платежей за штрафы; б) рост доходов за счет «зеленых» товаров, конкуренции, новых рынков сбыта; стратегические выгоды: имидж предприятия, рост производительности труда, выполнение экологических требований без излишнего напряжения.

Экологический аудит – это проведение ревизии экологической деятельности (экологичности) предприятия (компании). Концепция экологического аудита была разработана в конце 1970-х годов в США. Термин «аудирование» означает проверку, ревизию, он заимствован из лексикона финансистов.

Экологический аудит включает в себя проверку следующих видов деятельности:

Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах.

Экозащитная техника и технологии

Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.

Биотехнологиипредставляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.

Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.

Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.

Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.

Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.

Экологическая экспертиза.

Содержанием экологической экспертизы является выявление комплекса факторов, негативно воздействующих на окружающую среду и здоровье человека, и сопоставление на этой основе альтернатив с целью выбора оптимального варианта проекта.

Главная цель экологической экспертизы — предупреждение негативных последствий хозяйственной деятельности, проверка соответствия намечаемой деятельности требованиям экологической безопасности общества и рационального использования природных ресурсов.

Собственно экспертная — оценочно-аналитическая — работа состоит из ряда стадий, включающих два основных элемента: проектный и послепроектный анализ объекта. Эти элементы представляют собой два типа экологической экспертизы, различающихся по объекту анализа: проектную и послепроектную экспертизу.

Проектная экспертиза — это экспертиза проекта сооружения, нормативно-технических документов на новую технику, технологию, материалы, а также проектов административных актов и законов.

Послепроектная экспертиза (экологический аудит) — это экспертиза действующего оборудования, предприятия и сооружения, а также применяемого законодательства. Главным итогом проектной экспертизы является экспертное заключение, без которого не выдается разрешение на строительство проектируемого объекта (производства).

В экспертном заключении отражено следующее:

Главной задачей послепроектной экспертизы является оценка воздействия работающих предприятий и сооружений на окружающую среду и определение степени риска для здоровья людей и качества окружающей среды (оценка последствий функционирования объекта). Тем самым осуществляется проверка соответствия параметров и характеристик работы объектов: 1) требованиям природоохранного законодательства, стандартам качества окружающей среды и 2) положениям и выводам заключения проектной экологической экспертизы.

Инициатором экологической экспертизы могут быть как государство, ведомство, так и общественность и общественные организации.

Международно-правовая охрана природной среды на планете Земля является одной из функций международного сообщества и представляет собой форму межгосударственного, общегуманистического официального сотрудничества человечества в рамках международного экологического права.

Межгосударственное сотрудничество в сфере экологической безопасности осуществляется в рамках деятельности ряда международных организаций. В зависимости от характера и направлений деятельности, целей и задач их можно дифференцировать по нескольким группам:

Источник

Международное экологическое право

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

Понятие международного экологического права и его становление и развитие

Международное экологическое право (МЭП) — это совокупность международно-правовых принципов и норм, направленных на сохранение и защиту окружающей среды посредством регулирования деятельности субъектов международного права по предотвращению и уменьшению ущерба окружающей среде и выполнению обязательств, связанных с защитой окружающей среды.

К данной отрасли применяется и иное наименование — международное право окружающей среды.

В предмет МЭП входят отношения по поводу охраны окружающей среды, отношения по рациональному использованию природных ресурсов, отношения по обеспечению экологической безопасности и отношения по соблюдению экологических прав человека.

Международные экологические отношения представляют собой отношения в сфере взаимодействия человечества с природой.

Формирование МЭП обусловлено экологическим проблемам, большинство из которых являются глобальными, затрагивающими интересы всего человечества, и требуют для своего разрешения международного сотрудничества в этой сфере.

Процесс становления и развития МЭП прошел несколько этапов:

Первый этап (1839—1948) характеризуется заключением между Великобританией и Францией двухстороннего соглашения о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции 1839 г. В это время принято более 10 региональных соглашений по защите и сохранению отдельных видов живой природы, а на универсальном уровне — международных соглашений: Международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве, 1902 г., Конвенция об охране флоры и фауны в их естественном состоянии на Африканском континенте 1933 г., Конвенция о защите окружающей среды и сохранении дикой природы в западном полушарии 1940 г.

Третьи этап (1972—1992) начался с проведения в 1972 г. в Стокгольме первой конференции ООН по окружающей среде и учреждения Программы ООН по окружающей среде (ЮНЭП) в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН. Целью этой

Программы является координация усилия государств и международных организаций в международном природоохранении. На этом этапе расширяется международное сотрудничество в сфере международного природоохранного сотрудничества, заключаются международные соглашения по вопросам глобального урегулирования экологической проблемы и начинается работа по кодификации отраслевых принципов МЭП.

Итогом Стокгольмской конференции явилось принятие Стокгольмской декларации по окружающей среде, которая состоит из 26 принципов и Плана действий и представляет собой основополагающую хартию, гарантирующую будущее развитие международного экологического права.

С начала 1980-х гг. были приняты Найробийская декларация 1982 г. (положения этой Декларации определяют наиболее важные экологические проблемы, способы их решения и действия, которые необходимо предпринять) и Всемирная хартия природы 1982 г. (в ней указано, что важно сохранить экологические процессы и базовые системы, чтобы поддерживать базовую жизнедеятельность и разнообразие органических форм, которым угрожает человек).

Развитие международного экологического права после Стокгольмской конференции характеризовалось разработкой и принятием международных конвенций, регулирующих широкий сектор окружающей среды: океаны, вода, почва, воздух, растения и животные. Некоторые из принципов, содержащихся в Стокгольмской декларации, сыграли значительную роль в развитии международного экологического права.

Начало четвертого этапа (с 1992 г. по настоящее время) связано с проведением в 1992 г. в Рио-де-Жанейро Конференции ООН по окружающей среде и развитию. На этой Конференции была провозглашена идеология устойчивого развития и учреждена Комиссия по устойчивому развитию. Продолжали заключаться международные соглашения по охране окружающей среде, такие как Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 1992 г., Повестка дня на XXI век 1992 г., основной акцент в которых стал делаться на обеспечении экологической безопасности и устойчивого развития. Были приняты также Принципы лесоводства 1992 г., Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., Международная конвенция по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке 1994 г.

Продолжает расширяться региональное сотрудничество. В рамках Европейского Союза были приняты две экологические программы. В рамках СНГ учрежден Межгосударственный экологический совет. В рамках Африканского Союза была принята Конвенция о сохранении природы и природных ресурсов 2003 г. и др.

В 2002 г. в Южно-Африканской республике была проведена Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию, на этой встрече были приняты Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию и План выполнения решений.

Для разрешения международных экологических споров стали создаваться механизмы. Например, в составе Международного Суда ООН была учреждена в 1993 г. камера по экологическим вопросам, но она была закрыта в 2006 г. из того, что никто ее не использовал. В 1994 г. был создан Международный суд экологического арбитража и примирения.

На этом этапе была начата третья волна «экологизации» международных отношений, что было вызвано темпами глобального изменения климата. В результате этого было принято Парижское соглашение об изменении климата 2015 г. В 2017 г. был подготовлен

Предварительный проект Глобального пакта об окружающей среде.

Источники и принципы международного экологического права

Сегодня международное экологическое право состоит в основном из правовых норм в форме договоров и конвенций. Известно, что элементы окружающей среды многочисленны, включая морскую среду, воздушную среду и наземную среду, и поэтому были заключены соглашения, которые специализируются на рассмотрении экосистемы каждого из этих элементов: Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., среди важных соглашений глобального масштаба мы можем упомянуть Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., которая содержит раздел о загрязнении морской среды и серию статей о других экологических проблемах, Договор по космосу 1967 г., ст. IX которого предусматривает защиту земной среды от загрязнения, поступающего из космоса, и защиту космического пространства от загрязнения, Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г., Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., Парижское соглашение об изменении климата 2015 г.

Источники международного экологического права, вытекающие из международных организаций и конференций не являются обязательными для государств в целом, учитывая, что соответствующие организации и конференции не имеют права принимать обязательные нормы. Такие источники называются «мягким правом», например,

Декларация по проблемам окружающей человека среды 1972 г. и Декларации по окружающей среде и развитию относятся к категории источников «мягкого права» и требуют особых способов для имплементации.

Среди источников международного экологического право могут быть декларации принципов, планы действий и др.

Международный обычай также является источниками международного экологического права. В области международного экологического права действуют нормы, регулирующие деятельность и поведение государств в области защиты окружающей среды от загрязнения. Например, в принципе 21 Стокгольмской декларации закреплена международная обычная норма, согласно которой государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции. Данная норма установлена принципе 2 Декларации Рио-де-Жанейро. В качестве примера можно привести обязанность государства уведомлять другие государства в случае экологических катастроф, которые могут им угрожать, и некоторые обычные нормы, касающиеся защиты окружающей среды и которые налагают на государства обязательства по защите окружающей среды, соблюдать правила добрососедства и не злоупотреблять правами, особенно в области опасных видов деятельности, которые приводят к загрязнению через границы.

В области защиты окружающей среды от загрязнения существуют некоторые общие принципы, которые появились в международном сообществе в результате загрязнения окружающей среды, среди них принцип безопасного использования территории. Общие принципы права содержатся во Всемирной хартии природы 1982 г., которая признает право государств использовать свои природные ресурсы при уважении коллективного международного интереса к защите и сохранению окружающей среды.

Следующим источником являются международные судебные решения. Существует много международных судебных и арбитражных решений, подтверждающих, что ни одно государство в соответствии с международным правом не имеет права использовать свою территорию таким образом, чтобы причинять ущерб лицам или имуществу на территории другого государства, и государство несет ответственность за причинение серьезного ущерба окружающей среде.

К примеру, решение по делу «Trail Smelter» (США против Канады) о выбросах плавильных печей. В первой половине XX в. в г. Трейле в Канаде был сооружен плавильный завод на берегу реки Колумбия, рядом с границей США. С началом деятельности этого завода американские фермеры в штате Вашингтона стали нести существенные убытке в результате выброса в воздух дыма, содержащего большое количество двуокиси серы и загрязнявшего атмосферу США. В 1935 г. США и Канада подписали соглашение о создании международного арбитражного трибунала для оценки ущерба и определения суммы компенсации за него. В 1941 г. арбитражный трибунал установил ответственность Канады и оценил размер ущерба в 78 тыс. долл. США. В своем решении арбитражный трибунал указал, что «в соответствии с принципами международного права и права США ни одно государство не имеет права использовать или разрешать использование своей территории таким образом, чтобы посредством дымов причинять вред территории другого государства либо имуществу или лицам, на ней находящимся».

Сегодня существует большое количество общих принципов международного экологического права и отраслевых принципов международного экологического права. К общим принципам относятся общепризнанные принципы общего международного права, которые в силу своей императивности и универсальности сохраняют свою регулятивную функцию в этой сфере. Отраслевые или специальные принципы закреплены в Стокгольмской декларации 1972 г., Декларации Рио-де-Жанейро 1992 г. и в проекте Международного пакта по окружающей среде и развитию 1995 г.

К специальным принципам относятся:

В проекте Международного пакта по окружающей среде и развитию 1995 г. содержатся девять принципов: обеспечение соблюдения конституционных экологических прав человека; недопустимость нанесения трансграничного ущерба окружающей среде; экологически обоснованное использование природных ресурсов; недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды; защита экологических систем Мирового океана; запрет военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду; обеспечение экологической безопасности; международно-правовая ответственность государств за ущерб, причиненный окружающей среде; предосторожность.

Концепция устойчивого развития и охрана окружающей среды

Термин «устойчивое развитие» впервые был определен в 1987 г. в докладе Комиссии Брундтланд «Наше общее будущее». Согласно данному докладу устойчивое развитие — это когда человечество способно придать развитию устойчивый и долговременный характер, что отвечает потребностям нынешнего поколения, не лишает будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности.

Концепция устойчивого развития получила широкое распространение и стала общим ориентиром для всех государств после проведения Конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и принятия Декларации по окружающей среде и развитию. В соответствии с принципами 3, 4 данной Декларации право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды, и для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

Устойчивое развитие — это общественно-политическая концепция развития человечества, предполагающая гармоничное развитие природы и человека, а именно «взаимодействие экономического роста, социального развития и защиты окружающей среды, в целях удовлетворения потребностей существующего и будущих поколений населения всех стран»1.

Устойчивое развитие направлено на достижение следующих целей:

Устойчивое развитие основывается на трех столпах: экономического роста, управления окружающей средой и социального развития.

Цель концепции устойчивого развития заключаются в объединении двух элементов окружающей среды. Это положение установлено Международным Судом в соответствии со следующей формулой «Концепция устойчивого развития отражает необходимость согласовать экономическое развитие с защитой окружающей среды».

Основные принципы концепции устойчивого развития были представлены в Декларации и других документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. среди них:

Концепция устойчивого развития содержится в Стокгольмской декларации 1972 г., докладе Комиссии Брундтланд «Наше общее будущее», Рио-де-Жанейрской декларации 1992 г., Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке 1994 г., Декларации тысячелетия и Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию 2002 г., Нью-Делийской декларации о принципах международного права, касающихся устойчивого развития 2002 г., Парижском соглашении об изменении климата 2015 г. и др.

Защита Мирового океана, охрана атмосферы и предотвращение изменения климата

Источниками загрязнения морской среды являются нефтепродукты, захоронение, ядерные отходы, наземные источники.

Для охраны Мирового океана большое значение имеют Женевские конвенции по морскому праву 1958 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и иные международные соглашения.

В 1954 г. была принята Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г., которая является первым многосторонним соглашением по защите морской среды от загрязнения нефтью.

В Конвенции об открытом море 1958 г. закреплено, что каждое государство обязано издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью с кораблей или из трубопроводов или в результате разработки или разведки поверхности морского дна или его недр, принимая при этом во внимание постановления действующих договоров по данному вопросу. Каждое государство обязано принимать меры для предупреждения загрязнения моря от погружения радиоактивных отходов, с учетом всех норм и правил, которые могут быть выработаны компетентными международными организациями.

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. выделяет три группы веществ, для сброса которых требуется предварительное специальное разрешение; предварительное общее разрешение; сброс которых вообще запрещен.

Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. запрещает сброс любых веществ, включая нефть и ядовитые вещества, сточные воды и мусор со всех судов.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. содержится целый раздел о защите и сохранении морской среды. Согласно ст. 192 государства обязаны защищать и сохранять морскую среду. Она предусматривает меры, которые необходимы для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды из любого источника. В Конвенции содержится положение о том, что «национальные законы, правила и меры должны быть не менее эффективными в предотвращении, сокращении и сохранении под контролем такого загрязнения, чем глобальные нормы и стандарты» (п. 6 ст. 210). Согласно Конвенции «загрязнение морской среды означает привнесение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду, включая эстуарии, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха».

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1990 г. призвана оградить здоровье человека и окружающую среду от пагубного воздействия, вызываемого производством, использованием, трансграничной перевозкой и удалением опасных отходов. В ней содержится перечень отходов: биомедицинские и медицинские отходы; использованные нефтепродукты; использованные свинцово-кислотные аккумуляторы; стойкие органические загрязнители (отходы СОЗ), химические вещества и пестициды, сохраняющиеся в окружающей среде в течение многих лет; полихлорированные дифенилы.

В Конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничестве 1990 г. заложен механизм совместных действий государств-участников при возникновении аварийного разлива нефти.

Продовольственная организация ООН (ФАО) определила загрязнение морской среды привнесением человеком в морскую среду веществ, способных вызвать вредные последствия, такие как ущерб биологическим ресурсам, угроза здоровью человека и колебания морской деятельности, включая рыболовство.

Загрязнение атмосферы означает воздействие на атмосферу вредных химических веществ, физических частиц или биологических соединений, которое наносит ущерб здоровью и жизни всех живых организмов. Риск этого загрязнения распространяется на природную среду, нарушает экосистему. Загрязнение атмосферы означает воздействие на атмосферу вредных химических веществ, физических частиц или биологических соединений, что приводит к ущербу здоровью и жизни всех живых организмов. Риск этого загрязнения распространяется на природную среду, нарушает экосистему и приводит к ухудшению характера жизни на Земле из-за истощения озонового слоя.

Причины загрязнения воздуха заключаются в следующем:

Для охраны атмосферы от загрязнения требуется:

На универсальном уровне в рамках ООН была принята Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.

Наряду с проблемами загрязнения атмосферы в центре внимания находится и проблема охраны озонового слоя. Начиная с 1977 г. предпринимались различные меры по сокращению выработки фреонов, действующих на озон. В 1985 г. была принята Венская конвенция об охране озонового слоя, в 1987 г. был принят Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Данные соглашения являются базовыми международными актами в сфере охраны озонового слоя.

Наиболее эффективной и действенной системой охраны атмосферы является комплексное международно-правовое регулирование таких экологических проблем глобального масштаба, как изменение климата и озоновая дыра.

Изменение климата является одним из основных современных вызовов. Выбросы парникового газа, связанные с деятельностью человека, достигли исторического максимума. Изменение климата, подстегиваемое экономическим ростом и увеличением численности населения, оказывает широкое воздействие на человека и на природные системы в каждой стране на каждом континенте. С повышением температуры воздуха и океана количество снега и льда уменьшилось, а уровень моря поднялся. По имеющимся прогнозам, в течение XXI в. температура поверхности Земли продолжит увеличиваться. Поскольку изменение климата оказывает существенное влияние на экономическое развитие, преодоление этой проблемы стало неотъемлемой составляющей достижения устойчивого развития. Выработка недорогостоящих и масштабируемых решений проблемы изменения климата позволит избежать дестабилизации достижений последних десятилетий в результате этого явления и обеспечит странам возможность будущего перехода к низкоуглеродной экономике.

Первым международно-правовым актом по изменению климата является Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., цель которой заключается в решении проблемы изменения климата и недопущении «опасного антропогенного воздействия на климатическую систему»; Киотский протокол 1995 г., который обязывает развитые страны — стороны Протокола сокращать выбросы парниковых газов. Участниками Киотского протокола являются 192 государства.

Парижское соглашение 2015 г. опирается на мандат Конвенции и впервые в истории объединяет все народы, с тем чтобы предпринять решительные шаги по борьбе с изменением климата и смягчению его последствий и оказать в этом помощь развивающимся странам. Главная цель Парижского соглашения заключается в укреплении глобальных мер по борьбе с изменением климата с тем, чтобы удержать повышение глобальной температуры в этом веке в пределах 2°C и попытаться даже снизить этот показатель до 1,5°C.

В сентябре 2019 г. Генеральный Секретарь ООН провел Саммит по климату, на котором обсуждались проблемы в данной области.

Мировые лидеры выступили с докладами о предпринимаемых мерах и запланированных мероприятиях в преддверии Конференции ООН по климату, которая состоится в 2020 г.

Охрана биологического разнообразия, животного и растительного мира

Термин биоразнообразие или биологическое разнообразие является современным термином и появился в середине 1980-х гг. из-за быстрого разрушения экологического сообщества и резкого сокращения видов животных и растений.

Основными источниками, регулирующими отношения по защите, сохранению и использованию биоразнообразия, являются: Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г.;

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г.; Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных 1979 г.; Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г.

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г. явилась первым международным соглашением, направленным на сохранение биологического разнообразия. Она применяется к угодьям, которые уникальны для соответствующего региона, имеют особую ценность для поддержания биологического разнообразия и регулярно посещаются большим количеством водоплавающих птиц. Конвенция возлагает на государство обязанность осуществлять свою деятельность на данном угодье таким образом, чтобы способствовать сохранению и устойчивому использованию водно-болотного угодья, а также содействовать управлению, охране и рациональному использованию ресурсов мигрирующих водоплавающих птиц.

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. обеспечивает международный контроль над торговлей дикими видами животных и растений, численность которых подорвана из-за того, что они являются популярными объектами торговли. Конвенция имеет три приложения: приложение 1 относится к защите видов, находящихся под угрозой исчезновения и пострадавших от международной торговли; приложение 2 связанно с видами, которые могут оказаться под угрозой исчезновения, если их международная торговля не будет регулирована; в приложение 3 включены все виды, которые по определению любой стороны Конвенции подлежат регулированию в пределах ее юрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации и в отношении которых необходимо сотрудничество других сторон в контроле за торговлей.

Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных 1979 г. направлена на сохранение видов диких животных путем разработки и принятия совместных соглашений о запрещении добычи особей, находящихся под угрозой исчезновения, сохранения их местообитаний и контроля неблагоприятного воздействия.

Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. и ее протоколы преследуют следующие цели:

В ст. 2 Конвенции биологическое разнообразие определяется как «вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем».

Статьи 8, 9 Конвенции посвящены сохранению наземного и морского биоразнообразия: in-situ (сохранение экосистем, естественных мест обитания, поддержание и восстановление популяций в их естественной среде) и ex-situ (за пределами естественной среды обитания видов).

В области охраны растений и животных помимо указанных выше Конвенций приняты следующие документы: Соглашение об учреждении Организации Европы и Средиземноморья по защите растений 1951 г.; Международная конвенция по защите растений 1951 г.; Международная конвенция по охране новых сортов растений 1961 г.; Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке 1994 г.; Международный договор о растительных генетических ресурсах для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства 2001 г. и др.

Ответственность в международном экологическом праве

Охрана окружающей среды может быть эффективной только путем установления комплексной системы ответственности как в уголовном, так и в гражданском аспектах, для достижения необходимых результатов, а именно: сдерживание, реформа и возмещение убытков и др.

Институт международной ответственности в международном праве еще не кодифицирован, но все-таки обычные нормы этого института в целом остаются предметом обсуждения, дебатов по юриспруденции и судебной практике на международном уровне. Попытка кодификации института международной ответственности началась после решения Лиги Наций 1924 г. провести конференцию по «прогрессивной кодификации международного права». После учреждения ООН Комиссия международного права ООН на первой же своей сессии 1949 г. определила в качестве одной из тем, подлежащих первоочередному рассмотрению, международную ответственность. Тем самым было положено начало новому этапу в формировании норм об ответственности. В 2001 г. Комиссия международного права ООН завершила работу над Проектами статьей об ответственность государств и в этом же году Генеральная Ассамблея приняла Резолюцию, одобряющую Проекты об ответственности государств за международно-противоправные деяния.

Принцип международной ответственности за ущерб окружающей среде впервые был закреплен в Стокгольмской декларации 1972 г. В соответствии с принципом 22 «государства сотрудничают в целях дальнейшего развития международного права, касающегося ответственности и компенсации жертвам за загрязнение и за другие виды ущерба, причиненные в результате деятельности в пределах их юрисдикции, или контроля за окружающей средой в районах, находящихся за пределами действия их юрисдикции». Принцип ответственности государств за трансграничный экологический вред утвержден в Декларации по окружающей среде и развитию 1992 г. (принципы 13, 14).

Различные виды ответственности государств за причинение ущерба окружающей среде содержатся во многих международных соглашениях в сфере защиты и сохранения окружающей среды. К таким видам относятся:

Юридические основания ответственности содержаться в договорах, обычаях, решениях международных судов и арбитражей, резолюциях международных организаций.

В доктрине международного права существует два вида международно-правовой ответственности: материальная и политическая.

Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб. Она выражается в форме репарации (возмещения ущерба в денежном выражении), реституции (возврата в натуре неправомерно изъятого имущества), субституции (замены неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества) и ресторации (восстановления государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта).

Политическая ответственность может реализоваться в виде сатисфакции, репрессалий, санкций.

Наиболее распространенными формами политической ответственности являются санкции, т.е. принудительные меры к государству-нарушителю, которые применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления.

Особой формой политической ответственности государства является приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международных организациях: лишение права голоса, права на получение помощи и др.

В 2001 г. был принят Проект статей о предотвращении трансграничного вреда от опасных видов деятельности, а в 2006 г. — Проекты принципов, касающихся распределения убытков в случае трансграничного вреда, причиненного в результате опасных видов деятельности.

Деятельность международных организаций по охране окружающей среды

Международные организации играют важную роль в области охраны окружающей среды. Они осуществляют широкий спектр мероприятий по охране окружающей среды. Эти организации имеют множество средств, таких как созыв совещаний, надзор за ними, подготовка проектов соглашений, проведение необходимых исследований, обмен программами, принятие рекомендаций, решений, руководств, создание необходимых органов и организаций.

Международные организации внесли свой вклад в разработку норм международного экологического права путем заключения международных соглашений по предотвращению загрязнения, обеспечению компенсации за ущерб окружающей среде и урегулированию споров экологического характера.

Центральное место в системе международного сотрудничества в области окружающей среды занимает ООН. Главная роль в организации международных природоохранных мероприятий принадлежит

Генеральной Ассамблее и ЭКОСОС. При ЭКОСОС имеются Комитет по природным ресурсам, форум ООН по лесам. В 1992 г. была учреждена Комиссия по устойчивому развитию в качестве вспомогательного органа ЭКОСОС в целях содействия осуществлению принятой на Конференции Рио-де-Жанейро 1992 г. «Повестки дня на XXI век».

По решению Генеральной Ассамблеи были проведены крупнейшие международные конференции по окружающей среде. Среди рекомендаций, данных Конференцией 1992 г., в частности, было создание международного органа ООН по окружающей среде. В 1972 г.

Генеральная Ассамблея ООН учредила Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи, отвечающего за окружающую среду. В состав ЮНЕП входят следующие органы: Совет управляющих, Секретариат, Фонд по окружающей среде и Совет по координации в области окружающей среды. Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби, Кения.

Основной целью ЮНЕП является организация и проведение мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений.

Деятельность ЮНЕП заключаются в следующем:

В 1991 г. в рамках ООН был учрежден Глобальный экологический фонд для обеспечения выполнения мероприятий, предусмотренных Конвенцией о биологическом разнообразии 1992 г., Рамочной конвенцией ООН об изменении климата 1992 г., Конвенцией о стойких органических загрязнителях 2001 г.

Многие специализированные учреждения ООН предпринимают различные меры по снижению ущерба окружающей среде от различных видов человеческой деятельности, и эти меры внесли свой вклад в развитие международного экологического права.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) разработала и установила стандарты и нормы, касающиеся защиты воды, почвы и продуктов питания от загрязнения.

ФАО принимала участие в подготовке Конференции ООН по окружающей среде 1992 г., а также в работе многих рабочих групп. ФАО подготовила ряд международных конвенций, касающихся окружающей среды: Конвенцию о защите Средиземного моря от загрязнения 1976 г.,

Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г., Рамочную конвенцию ООН об изменении климата 1992 г., а также других конвенций, касающихся защиты рыбы, опустынивания и сельского хозяйства. В составе ФАО функционируют Комитет по лесам, Комитет по сельскому хозяйству, Комитет по всемирной продовольственной безопасности и др.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) оценивает последствия для здоровья загрязнения и других экологических опасностей в воздухе, воде, почве и продуктах питания и устанавливает критерии для определения максимальных пределов воздействия этих загрязнителей на человека. ВОЗ имеет право принимать конвенции и соглашения по любому вопросу, входящему в компетенцию Организации и имеет полномочия устанавливать правила, касающиеся санитарных и карантинных требований и иных мероприятий, направленных против международного распространения болезней.

Основными целями ВОЗ в области окружающей среды являются:

Организация также оказывает помощь государствам в создании национальных стандартов по охране окружающей среды и подготовке программ в области борьбы с загрязнением, а также оценивает эффективность этих программ.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) обеспокоено сохранением окружающей среды от загрязнения, возникающего в результате использования атомной энергии и разработки международных стандартов защиты от радиационного загрязнения.

Агентство также оказывает необходимую помощь по защите людей и окружающей среды от атомной радиации.

В Международной авиационной организации (ИКАО) учрежден

Комитет по охране окружающей среды от воздействия авиации. В 1971 г. ИКАО приняла Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, содержавшее стандарты и рекомендации по авиационному шуму. В дальнейшем это Приложение получило название «Охрана окружающей среды» и состоит из двух томов: 1) стандарты по авиационному шуму, 2) стандарты и рекомендации по эмиссии авиационных двигателей.

Международная морская организация (ИМО) принимает рекомендации по проблемам предотвращения загрязнения моря. Кроме нее разработкой экологической проблематики занимаются Комитет по защите морской среды и Юридический комитет. ИМО обладает специальной ответственностью в области загрязнения морской среды нефтью, нефтепродуктами, другими опасными веществами с судов. В 2000 г. Организация приняла решение запретить использование на судах хлорированного углеводорода.

По инициативе Организации Объединенных Наций по вопросам науки и культуры (ЮНЕСКО) были разработаны международная программа «Человек и биосфера», Конвенция о водно-болотных угодьях имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г., Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.

Важную роль в защите и сохранения окружающей среды играют Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Всемирный фонд дикой природы (ВФДП), Гринпис Интернешнл и др.

Вопросы и задания для самоконтроля

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *