защита прав человека на региональном уровне

Региональные системы защиты прав и свобод человека

Становление и развитие региональных систем защиты прав человека

Европейская система защиты прав человека – это результат продолжительного исторического развития в нескольких этапах. Появившись в далеком прошлом идея, квинтэссенцией которой выступает известное выражение, определенное древнегреческим философом Протагором, жившим в период 480-410 гг. до нашей эры, – «человек – мера всех вещей» – понемногу стала основополагающей в концепциях о нормах и ценностях. Дальнейшее развитие эта идея получила в философских правовых взглядах европейских ученых. Смысл в том, что человеку отводится центральная роль в справедливом социальном и правовом порядке, здесь актуален термин «демократия», неизменным компонентом выступает признание человеческих прав.

Уже в период XVII–XVIII веков на европейском континенте сформировалась доктрина личных прав, которые, в соответствии с теорией естественного права, характеризовались вечным и неизменным характером. Данные идеи приобрели особенное звучание в период французской революции конца XVIII столетия, которая на самом деле происходила во имя прав людей, при абсолютном соблюдении которых возможна реализация главной цели революции: «свобода, равенство, братство» («Liberte, Egalite, Fraternite»). Под естественным состоянием человека подразумевалось состояние полной свободы. Было провозглашено, что люди в действительности имеют одинаковые права и обязанности, и каждый человек обладает возможностью защищать собственные права на жизнь, свободу и собственность. Поэтому человек обязан отдать в пользу государства такую долю собственных прав, которая необходима для более полного и свободного пользования оставшейся их частью, и при их нарушении он наделяется правом на восстание против деспотических правительственных органов.

Противники данной концепции естественных прав считали, что равенство в правах и право на восстание – это причина появления в обществе хаоса и всяческих нарушений.

Постулаты «теории прав», которая пришла на смену предыдущей ей «теории закона», были заложены в основу Декларации прав человека и гражданина 1789-го года. Данная Декларация в последствии стала основой европейской системы прав человека. Документ сформулирован в 17 статьях, и в нем присутствуют многие из тех вечных и нерушимых прав человека, входящих в инструментарий иных региональных систем защиты прав человека, включая Билль (США) о правах 1689-го года, Американскую декларацию независимости 1776-го года и пр., провозглашавшие, что все человечество должно быть равным, и каждому человеку создатель подарил некоторые неотчуждаемые права, в числе которых находится жизнь, свобода и стремление быть счастливым.

Современная европейская система защиты прав человека – действующая в европейском правовом пространстве единая система принципов, норм, механизмов, обеспечивающих защиту прав человека, в демократических государствах.

Появление данной системы напрямую связано с возникновением Совета Европы.

Совет Европы (СЕ) является международной организацией, одной из важнейших сфер деятельности которых в соответствии с Уставом СЕ выступают права человека.

В европейскую систему защиты человеческих прав входят, в первую очередь, действие и гарантии норм разнообразных европейских конвенций о правах человека, а также прямая деятельность Совета Европы, его контрольных органов, в особенности ЕСПЧ, обеспечивающих выполнение европейских конвенционных норм по защите человеческих прав. В Западной Европе подобные стандарты функционируют уже на протяжении нескольких десятилетий. Европейская система защиты человеческих прав человека основана на единых стандартах.

Европейская система защиты прав человека – это одна из эффективных систем в данной сфере, так как цели, которые она перед собой определила, не только являются общепризнанными, но и все время развиваются и дополняются. Важная особенность европейской системы – оснащение ее действенными контрольными механизмами, которые обеспечивают работу выработанных под эгидой Совета Европы правозащитных норм (в том числе Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

В последнее время многие государства стали заключать основные договора по правам человека, которые влекут за собой нормативно-правовые обязательства по их реализации на международной арене. В практическую задачу защиты прав человека входит, в первую очередь, национальный вопрос, и ответственность за его решение должна нести каждая страна. На национальном уровне защита прав лучше обеспечивается при помощи соответствующего законодательства, независимых органов судебной власти, а также за счет создания демократических правовых институтов.

Во многих европейских государствах, базовые нормы защиты человеческих прав уже являются внутренним правом, и поэтому любая личность может подать иск, или апелляцию в судебный орган общей юрисдикции, полагаясь на те права, которые предоставлены в основополагающих источниках европейского права.

Одновременно с этим стоит отметить, что ни сама европейская система, ни ее механизмы воздействия не предназначены для того, чтобы каким-то образом заместить собой национальные системы защиты человеческих прав. Их целью выступает только предоставление дополнительной гарантии защиты прав человека в конкретных европейских странах.

С целью роста эффективности образованной под эгидой СЕ европейской системы защиты человеческих прав, создать общеевропейское пространство прав человека имеет большое значение сотрудничество с Европейским Союзом, которое в соответствии с пунктом 16 Меморандума о взаимопонимании между Советом Европы и Европейским Союзом 2007-го года образовано на принципе неделимости и универсальности человеческих прав, уважении стандартов, утвержденных в основных соглашениях ООН и СЕ.

Европейский Союз присоединился ко множеству договоров Совета Европы правозащитной направленности, а также к отдельным частичным соглашениям, принимает участие в разнообразных программах и проектах Совета Европы. Специальные соглашения, которые заключили между собой СЕ и ЕС, нацелены на координацию взаимодействия 2-х партнерских организаций в сфере прав человека.

К примеру, Соглашение о взаимодействии Агентства Европейского Союза по основополагающим правам и СЕ 2008-го года. Начиная с 1910-го года проводятся переговоры по поводу присоединения Европейского Союза к Европейской конвенции о правах человека, что очевидно повысит степень и эффективность защиты прав человека в Европе благодаря осуществлению независимого внешнего контроля над правовой системой Евросоюза, даст возможность людям при условии исчерпания средств правовой защиты в соответствии с правом ЕС подать жалобу в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) на нарушение прав человека и свобод, которые гарантирует Европейская конвенция о защите прав человека и свобод, акты ЕС, а также на нарушения, касающиеся национальных мер по использованию либо имплементации права ЕС странами-участниками ЕС, будет способствовать гармонизации правовых позиций Суда ЕС и ЕСПЧ касаемо объема и содержания человеческих прав и свобод. Присоединение ЕС к данной Европейской конвенции может восполнить «недостающее звено» в европейской системе защиты основополагающих прав, гарантировать согласованность методик СЕ и ЕС.

Признавая достоинства европейской системы защиты человеческих прав человека, нельзя не выделить существование таких региональных систем и на остальных континентах.

Межамериканская система защиты прав человека

Была образована в рамках ОАГ. В Боготе в мае 1948-го года на 9-й международной конференции американских стран был принят Устав ОАГ, в преамбуле которого подчеркивается, что историческая миссия Америки – это предоставление человеку земли и свободы, а также окружающего мира, способствующего развитию личности и ее устремлений. Тогда же была принята и Американская декларация прав и обязанностей человека. 20 ноября 1969-го года на Межамериканской дипломатической конференции в Коста-Рике – Американская конвенция по правам человека. Она была подписана 12 из 19 латиноамериканских стран-участников Конференции. И лишь спустя 10 лет, в 1978-м году, эта Конвенция вступила в силу, поскольку по истечении данного срока ее ратифицировали 11 стран. Соединенные Штаты Америки эту Конвенцию не подписали.

В соответствии с Американской конвенцией по правам человека полномочия по контролю за исполнением обязательств, взятые участниками, возложены на Межамериканскую комиссию, образованную в 1960-м году, и Межамериканский суд по правам человека, организованный в 1978-м году. Их функции в большинстве своем заимствованы из Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Африканская региональная система защиты прав человека

Была образована в 1981-м году, в момент принятия Африканской ассамблеей главами государств и правительств Хартии прав человека и прав народов (вступила в юридическую силу в 1986-м году). В данном документе на передний план выдвинуты вопросы самоопределения, борьбы с колониализмом, с иностранным господством, вопросы касаемо социально-экономического и культурного развития, реализации суверенных прав народа над природными богатствами и ресурсами и пр. Хартией предусмотрено создание лишь Комиссии прав человека и народов.

Источник

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Навигация

Россия и защита прав человека

Активное сотрудничество России с международными организациями по вопросам прав человека способствует формированию культуры прав человека в нашей стране, развитию национальных демократических институтов и укреплению правового государства, а также содействует повышению авторитета Российской Федерации на международной арене.

Российская Федерация придает большое значение межгосударственному сотрудничеству в области защиты и поощрения прав человека. Важной вехой и ориентиром для государств в этой сфере стала Всемирная конференция по правам человека (Вена, 1993 г.), в итоговых документах которой, в частности, зафиксирован тезис о том, что основную ответственность в деле поощрения и защиты прав человека несут сами государства, в то время как международные институты и механизмы выполняют вспомогательную роль. Признавая, что правозащитная ситуация в той или иной стране может являться предметом законной обеспокоенности со стороны международного сообщества, Россия, вместе с тем, считает совершенно недопустимыми попытки политизации темы прав человека и политику «двойных стандартов» в ее отношении. Использование правозащитных вопросов в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела государств, а тем более для обоснования концепций «гуманитарной интервенции» и «ограниченного суверенитета», направлено на подрыв существующей системы международных отношений, является игнорированием основополагающих норм международного права и принципов Устава ООН.

Совершенно очевидно, что идеальных стран с точки зрения соблюдения правозащитных стандартов не существует, поэтому вряд ли перспективен избранный некоторыми участниками международных отношений принцип разделения государств на «отличников» и «неуспевающих», на яростных поборников прав человека и их «злостных нарушителей».

Обсуждение вопросов прав человека должно проводиться на равноправной и уважительной основе, служить сближению стран, развитию конструктивного сотрудничества в гуманитарной сфере при должном учете региональной специфики, национальных, культурных, религиозных и исторических традиций государств.

Основным фактором, провоцирующим напряженность в КПЧ, остается практика принятия осуждающих страновых резолюций, которые отражают селективный подход к вопросам прав человека в отдельных государствах. Российская позиция заключается в том, что со странами, имеющими проблемы в этой области, следует вести равноправный уважительный диалог, оказывать им консультативное и техническое содействие, а не увлекаться чрезмерно критической тональностью.

Российская делегация традиционно проводит в Комиссии взвешенную и принципиальную линию, направленную на поиск взаимопонимания по наиболее острым вопросам повестки дня.

По инициативе России в течение последних четырех лет Комиссия принимала такие резолюции как «Права человека и произвольное лишение гражданства», «Захват заложников», «Целостность судебной системы» и «О недопустимости действий, способствующих разжиганию современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». В первой, в частности, подтверждается значение права каждого человека на гражданство в качестве неотъемлемого права человеческой личности и содержится призыв ко всем государствам воздерживаться от принятия мер, дискриминирующих отдельных лиц или группы лиц путем лишения или ограничения права на гражданство, и отменить такое законодательство, если оно уже существует. Основной идеей резолюции «Захват заложников» является недопустимость использования правозащитной риторики для оправдания этого явления. Резолюция «Целостность судебной системы» ставит целью неукоснительное соблюдение прав человека в ходе судебного разбирательства, призывает гарантировать право на справедливый, независимый и беспристрастный суд при любых обстоятельствах, включая чрезвычайные ситуации.

В ходе 59-й и 60-й сессий Комиссии, а также в III Комитете 58-й сессии Генассамблеи ООН (октябрь 2003 г.) была успешно реализована российская инициатива о кодексе защиты прав человека от терроризма, все элементы которого были инкорпорированы в резолюции «Права человека и терроризм», принятые на указанных форумах. Это касается, в частности, подтверждения права каждого человека на защиту от терроризма; осуждения грубых нарушений прав человека, совершаемых террористами; укрепления правовой базы борьбы с терроризмом; противодействия и пресечения финансирования терроризма; сотрудничества в области уголовного преследования лиц, совершивших террористические акты; предоставления помощи жертвам терроризма; обеспечения эффективного международного сотрудничества в антитеррористической сфере. С учетом того, что под кодексом следует понимать не какой-то отдельный документ, а комплекс мер и принципов, направленных на защиту личности от посягательств террористов, работу на данном направлении следует перевести в плоскость практического осуществления положений упомянутых резолюций.

В целом, российский подход к проблеме прав человека и терроризма основывается на решении двуединой задачи, заключающейся как в обеспечении защиты жертв терроризма, так и в соблюдении общепризнанных правозащитных стандартов в ходе борьбы с этим злом.

На универсальном уровне Российская Федерация осуществляет тесное сотрудничество со специальными процедурами КПЧ (специальные представители, независимые эксперты, специальные докладчики и тематические рабочие группы) и договорными органами по правам человека, в компетенцию которых входит мониторинг выполнения государствами взятых на себя обязательств и международных стандартов в этой области.

Визиты О.Отунну, Ф.Денга и Я.Эртюрк, которые посетили северокавказский регион, способствовали более объективному восприятию международным сообществом ситуации в Чеченской Республике, осознанию того, что процесс возвращения ВПЛ в места своего постоянного проживания осуществляется на добровольных началах.

9-13 февраля 2005 г. по приглашению Правительства Россию посетила Верховный комиссар ООН по правам человека Луиз Арбур.

В Москве состоялись встречи Л.Арбур с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, представителями исполнительной и законодательной власти, руководством министерств и ведомств.

В ходе встреч Л.Арбур была подробно проинформирована о мерах по защите прав человека, предпринимаемых на федеральном и региональном уровнях. Подчеркивалось, что Российская Федерация привержена своим обязательствам в правозащитной сфере и что действующие национальные нормативно-правовые акты полностью соответствуют существующим международным стандартам. Отдельно обсуждался вопрос о программе технического сотрудничества Российской Федерации с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, осуществление которой получило высокую оценку сторон. Выражалась взаимная заинтересованность в ее продлении.

Визит Верховного комиссара подтвердил открытость Российской Федерации для обсуждения любых имеющихся проблем, включая проблематику прав человека в контексте борьбы с террористической угрозой. Он также наглядно продемонстрировал готовность российской стороны развивать конструктивный и уважительный диалог с ООН и международными правозащитными институтами и механизмами.

Кроме того, Российская Федерация признала компетенцию Комитета по правам человека, Комитета против пыток, Комитета по ликвидации расовой дискриминации и Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин принимать индивидуальные жалобы о нарушении прав по соответствующим договорам при условии исчерпания внутренних средств правовой защиты.

С учетом поступательного развития международного права прав человека Российская Федерация вносит вклад в разработку новых международных стандартов в этой области. В настоящее время начата или продолжается работа над проектами таких документов, как всеобъемлющая конвенция о правах и достоинстве инвалидов, международный договор о защите всех лиц от насильственных или недобровольных исчезновений, факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (предусматривающий введение процедуры подачи индивидуальных жалоб в связи с нарушением закрепленных в Пакте прав), декларация о правах коренных народов, руководящие принципы по праву на возмещение ущерба для жертв грубого нарушения международного права в области прав человека и международного гуманитарного права.

Совет Европы является ведущей региональной структурой сотрудничества европейских государств в области прав человека. Членство в нем позволяет Российской Федерации как участвовать в процессе развития и гармонизации европейских правозащитных стандартов, так и совершенствовать в соответствии с ними свое внутреннее законодательство.

За прошедшее время при экспертном участии Совета Европы в России проведены крупномасштабные правовая и судебная реформы, ратифицированы десятки нормативно-правовых актов Совета Европы, созданы механизмы и институты, в значительной мере приблизившие российское законодательство и правоприменительную практику к европейским стандартам.

Развивается сотрудничество России по линии Европейского суда по правам человека, решения которого носят для России обязательный характер в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

В ходе состоявшейся 11-14 мая 2004 года сессии КМСЕ был одобрен пакет решений, направленных на повышение эффективности и реформирование контрольного механизма Европейской Конвенции по правам человека и Европейского суда по правам человека, в том числе открыт к подписанию Дополнительный протокол №14 к Конвенции.

Россия поддерживает активный диалог с Европейским комитетом по предупреждению пыток (ЕКПП создан на основании Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания).

В частности, представители ЕКПП в уведомительном порядке могут посещать места заключения с целью выявления случаев жестокого обращения в отношении лишенных свободы лиц (учреждения уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания, психиатрические больницы закрытого типа, дисциплинарные батальоны и гауптвахты). За несколько лет, прошедших с момента присоединения России к Конвенции (сентябрь 1998 г.), делегации ЕКПП неоднократно посещали нашу страну, в том числе Северокавказский регион. Последний визит делегации ЕКПП в Россию состоялся в июне 2005 г.

Рекомендации Комитета способствуют работе по реформированию уголовно-исполнительной системы (УИС) России. Этой же цели служит и работа Руководящей группы Совета Европы по реформированию пенитенциарной системы Российской Федерации, последнее заседание которой состоялось в Страсбурге в июне 2004 года.

В рамках взятых на себя обязательств по Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств Российская Федерация на регулярной (пятилетней) основе представляет в Совет Европы доклады, об имплементации конвенции. Соответствующая информация направляется и в Европейскую комиссию против расизма и нетерпимости, являющуюся независимым мониторинговым органом Совета Европы.

Важное значение имеет наше взаимодействие с Комиссаром Совета Европы по правам человека, пост которого был учрежден в соответствии с Резолюцией (99) 50 Комитета министров Совета Европы (КМСЕ), принятой 7 мая 1999 года на 104-й сессии КМСЕ в Будапеште.

Согласно этому документу Комиссар выполняет свои функции в независимом качестве, содействуя эффективному соблюдению и реализации на практике прав человека в государствах-членах Совета Европы. При этом специально оговорено, что Комиссар является несудебной инстанцией и не занимается рассмотрением индивидуальных жалоб.

21 сентября 1999 года первым Комиссаром Совета Европы по правам человека был избран испанец Альваро Хиль-Роблес. В январе 2000 года Комиссар официально приступил к исполнению своих обязанностей

В 1999-2005 гг. Комиссар более десяти раз посещал Российскую Федерацию, включая Северокавказский регион.По итогам посещений Чеченской республики в 1999, 2000, 2001 и 2003 годах А.Хиль-Роблесом были подготовлены доклады, в которых была дана в целом позитивная оценка усилий российских властей по нормализации обстановки в Чечне.

25-28 мая Комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес находился в Москве с рабочим визитом, в ходе которого Президенту Российской Федерации В.В.Путину был представлен доклад Комиссара Совета Европы о ситуации с правами человека в Российской Федерации, подготовленный по итогам его поездок в Россию в июле и сентябре 2004 года.

Доклад выделяется как по объему (более 140 страниц), так и по широте охвата затронутых проблем. В нем сквозь призму правочеловеческой проблематики отмечен огромный путь, пройденный Россией за 15 лет демократических преобразований, дана объективная и честная, хотя во многом жесткая картина современной российской действительности, не избегается признание сложностей становления правового государства в нашей стране и стоящих в этой связи перед ней задач.

Особое внимание уделяется изменениям в правовой системе Российской Федерации, деятельности правоохранительных органов и реформе пенитенциарной системы, соблюдению прав национальных меньшинств, положению иностранцев и мигрантов, проблемам ксенофобии и расизма, положению в Чеченской Республике, соблюдению прав человека в вооруженных силах, свободе религии и прессы, проблемам здравоохранения, положению социально уязвимых групп, в том числе женщин и детей, функционированию внесудебных механизмов защиты прав человека.

В докладе констатируются определенные достижения и указывается на имеющиеся положительные результаты в деле защиты прав человека в России. При этом, однако, как и во всех подобных докладах Комиссара, подготовленных в отношении других стран Европы, основной акцент сделан на отмеченных в данной области недостатках, нерешенных проблемах и нарушениях прав человека.

В этой связи доклад содержит перечень конкретных рекомендаций Комиссара, направленных на исправление ситуации, для чего в соответствии с принятой в Совете Европы практикой государствам-членам обычно отводится 2 года.

Источник

Права человека

Что такое права человека?

Права человека являются неотъемлемым достоянием всех людей, без какого бы то ни было различия на основании расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения или любого иного аспекта. Права человека включают право на жизнь и свободу, свободу от рабства и пыток, свободу убеждений и их свободное выражение, право на труд и образование и многие другие. Этими правами должны обладать все люди, без какой-либо дискриминации.

Международное право в области прав человека

Международное право в области прав человека определяет правовые обязанности государств, в соответствии с которыми они обязаны действовать определенным образом или воздерживаться от определенных действий с целью поощрения и защиты прав человека и основных свобод отдельных лиц или групп людей.

Одним из важнейших достижений Организации Объединенных Наций является создание всеобъемлющего свода законов в области прав человека — универсального и защищаемого на международном уровне кодекса, к которому может присоединиться любое государство и к реализации которого стремятся все люди. Организация определила широкий круг признаваемых на международном уровне прав, включая гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права. Она также создала механизмы поощрения и защиты этих прав и содействия государствам в выполнении взятых на себя обязательств.

Основой этого свода законов являются Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека, принятые Генеральной Ассамблеей в 1945 и 1948 годах соответственно. С тех пор ООН постепенно расширяла законодательство в области прав человека, включая в него конкретные нормы в отношении женщин, детей, инвалидов, меньшинств и других уязвимых групп, которые в настоящее время обладают правами, защищающими их от дискриминации, долгое время существовавшей во многих обществах.

Всеобщая декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека является основополагающим документом исторической важности. Текст Декларации явился результатом тесного взаимодействия специалистов в области права, представлявших все регионы планеты. Декларация была принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Париже 10 декабря 1948 года в качестве документа, принципам которой обязаны следовать все народы и страны. В ней, впервые в истории человечества, были определены основные права человека, которые необходимо защищать на международном уровне.

С момента своего принятия в 1948 году Декларация была переведена на более 500 языков, став самым переводимым документом в мире, и послужила ориентиром для конституций многих новых независимых государств и многих молодых демократий. Вместе с Международным пактом о гражданских и политических правах и двумя факультативными протоколами к нему (о процедуре подачи и рассмотрения жалоб и о смертной казни) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах эти три инструмента образуют так называемый Международный билль о правах человека.

Экономические, социальные и культурные права

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу в 1976 году. Права человека, на поощрение и соблюдение которых направлен Пакт, включают, в частности:

Гражданские и политические права

Конвенции в области прав человека

Целый ряд международных договоров в области прав человека и других документов, принятых начиная с 1945 года, расширили нормы международного права в области прав человека. К ним относятся Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Конвенция о правах инвалидов (2006 год) и другие.

Совет по правам человека

Совет по правам человека, учрежденный 15 марта 2006 года Генеральной Ассамблеей и подотчетный непосредственно ей, заменил функционировавшую в течение 60 лет Комиссию ООН по правам человека в качестве ключевого межправительственного органа ООН, ответственного за права человека. Совет, в состав которого входят представители 47 государств-членов, занимается укреплением системы поощрения и защиты прав человека во всем мире, рассматривает ситуации, связанные с нарушением прав человека, и выносит соответствующие рекомендации, а также реагирует на чрезвычайные ситуации в области прав человека.

Наиболее новаторским механизмом Совета по правам человека является Универсальный периодический обзор (УПО). Посредством этого уникального механизма раз в четыре года осуществляется обзор ситуации в области прав человека во всех 193 государствах — членах ООН. Являясь основанным на сотрудничестве процессом, ведущую роль в котором играют государства-члены, УПО осуществляется под эгидой Совета и предоставляет возможность каждому государству сообщать о мерах, которые были им приняты, и проблемах, которые ему необходимо решить для улучшения положения в области прав человека и выполнения своих международных обязательств. УПО разработан таким образом, чтобы гарантировать соблюдение принципов универсальности и равного подхода для каждой страны.

Верховный комиссар ООН по правам человека

Верховный комиссар ООН по правам человека несет основную ответственность за осуществление деятельности в области прав человека в рамках всей системы ООН. Согласно своему мандату, Верховный комиссар реагирует на случаи нарушения прав человека и принимает превентивные меры.

Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) координирует усилия ООН по обеспечению прав человека. УВКПЧ выполняет функции секретариата Совета по правам человека, договорных органов (комитеты экспертов, которые контролируют выполнение основных международных договоров в области прав человека) и других органов ООН по правам человека. Он также обеспечивает проведение мероприятий в сфере прав человека на местах.

Для основных международных договоров в области прав человека существуют надзорные органы, которые наблюдают за выполнением соответствующих договоров ратифицировавшими их государствами. Лица, чьи права были нарушены, могут направить жалобу непосредственно в соответствующий комитет.

Права человека и система ООН

Права человека отражены во всех программах и стратегиях Организации в таких ключевых областях, как мир и безопасность, развитие, гуманитарная помощь и экономические и социальные вопросы. В результате практически любое учреждение или специализированное агентство ООН в определенной мере участвует в защите прав человека. В качестве примеров можно привести право на развитие, лежащее в основе целей в области устойчивого развития; право на питание, на реализацию которого направлены усилия ФАО; трудовые права, которые определяет и защищает Международная организация труда; вопросы гендерного равенства, которые активно пропагандирует структура «ООН-женщины», права коренных народов и права инвалидов.

День прав человека отмечается каждый год 10 декабря.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *