защита прав человека в период вооруженных конфликтов
ООН и защита гражданских лиц в вооруженных конфликтах
В течение последних 50 лет мир захлестывали опустошительные вооруженные конфликты, унесшие жизни миллионов мирных людей и навсегда превратившие десятки миллионов в перемещенных лиц. Эти гражданские лица были изгнаны из своих домов и зачастую лишены спасительного доступа к продовольствию, медикаментам и убежищу.
Нарушение прав человека в условиях вооруженного конфликта и военной оккупации являются нарушениями основных международных принципов права в области прав человека и гуманитарного права, воплощенных в международно-правовых инструментах в области прав человека и в Женевских конвенциях 1949 г. и дополнительных протоколах к ним.
Гражданское население стало основной мишенью для нападений на почве этнической и религиозной ненависти, политического противостояния или просто беспощадного преследования экономических интересов. Сложившаяся тревожная ситуация привела к тому, что ООН, Международный комитет Красного Креста, региональные организации и многие другие международные структуры уделяют все большее внимание защите гражданских лиц в вооруженных конфликтах.
В своем докладе по вопросу защиты гражданских лиц в вооруженном конфликте, сделанном 30 марта 2001 года, Генеральный секретарь Кофи Аннан призвал к созданию «культуры защиты». Такая культура защиты предполагает, что правительства будут действовать в полную меру своей ответственности, вооруженные группировки будут подчиняться нормам международного гуманитарного права, частный сектор будет осознавать последствия своих действий в районах, оказавшихся в кризисной ситуации, а страны — члены международных организаций и сами международные организации будут проявлять необходимую приверженность обеспечению решительных и быстрых действий для разрешения кризиса.
Генеральный секретарь неоднократно подчеркивал, что «как люди мы не можем или, по крайней мере, не имеем права сохранять безразличие к страданиям других людей. Каждый из нас… должен делать все возможное для оказания помощи тем, кто в ней нуждается, даже если значительно безопасней и удобней было бы ничего не делать». Исходя из этого, персонал, оказывающий гуманитарную помощь, миротворцы Организации Объединенных Наций и многие другие, кто на ежедневной основе борется за предоставление защиты лицам, пострадавшим в результате войны. Гуманитарный персонал, в частности, во многих конфликтах находится на переднем крае эти международных усилий, нередко безо всякого военного присутствия, подвергая свои жизни реальной опасности. Управление по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) ООН совместно со своими партнерами в Межучрежденческом постоянном комитете на местах выступают в защиту потребностей и прав гражданского населения, особенно детей, женщин, пожилых и других уязвимых групп. Коллективная цель УКГВ состоит в обеспечении того, чтобы гражданские лица повсюду в мире обладали основополагающим человеческим достоинством, которого заслуживает каждый человек.
Международное сообщество продолжает напоминать странам и их правительствам о том, что основная ответственность за защиту гражданского населения лежит именно на них, а международные усилия могут только дополнять действия правительств в этой области.
Именно с учетом всего этого государства — члены Организации в Декларации тысячелетия обязались «расширить и укрепить деятельность по защите гражданского населения в сложных чрезвычайных обстоятельствах». Объединив наши усилия, мы должны переходить от слов к делу и от обсуждения проблем защита гражданских лиц в вооруженном конфликте к их практическому решению.
В то время как последнее десятилетие характеризовалось урегулированием некоторых наиболее крупных конфликтов в мире, другие конфликты продолжали тлеть и разгораться, а новые конфликты возникать. Как старые, так и новые конфликты носят устойчивый характер и порой характеризуются крайне высокими уровнями людских страданий из-за того, что стороны конфликта по существу не могут в полной мере соблюдать свои обязательства по защите гражданских лиц и обеспечивать их соблюдение. Деятельность на местах все еще не соответствует декларируемым заявлениям и современным международным нормам и стандартам.
Отчасти необходимость дальнейшего усиления защиты кроется в характере конфликтов, который менялся на протяжении последних десяти лет. Увеличение числа и фрагментация негосударственных вооруженных группировок значительно способствовали усилению асимметричного характера конфликтов в таких странах, как Афганистан, Ирак, Пакистан и Сомали. Это оказало весьма сильное негативное воздействие на гражданское население, поскольку вооруженные группировки стремились усилить свое военное влияние, применяя стратегии, которые вопиющим образом нарушают нормы международного права, включая нападения на гражданское население и использование гражданского населения как щита при достижении своих военных целей.
Для устранения этого необходимы решительные меры по решению пяти основных проблем: повышение степени соблюдения сторонами конфликта норм международного права, особенно в ходе боевых действий; повышение степени соблюдения правовых норм негосударственными вооруженными группами; усиление защиты посредством более эффективной и адекватно финансируемой деятельности миссий по поддержанию мира и других соответствующих миссий; расширение гуманитарного доступа; и усиление ответственности за нарушения норм права.
Правовая защита человека при вооруженном конфликте и международно-правовые принципы гражданства
В рамках международного права предусмотрены особые меры защиты человека в период вооруженных конфликтов. Так Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы I и II 1977 г. гарантирует защиту следующим категориям граждан:
Пострадавшие от военных действий также подлежат защите в ситуации, когда из сторон конфликта не признает наличие военного положения.
Защита прав человека в период вооруженных конфликтов
Все раненые и больные граждане должны быть без исключения перемещены в места, где им будет оказана медицинская помощь.
Гражданским лицом считается лицо, которое в случае военного конфликта или оккупации находится во власти противоположной воинствующей стороны.
По отношению к гражданскому населению недопустимо проявлять следующие действия:
Международно-правовые вопросы гражданства
Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь лица с определенным государством, которая характеризует основы правового статуса личности и находит выражение в обобщенности совместных прав, обязанностей, ответственности и составляет основу правового статуса индивида.
Нормы Международного права регламентируют право на гражданство для каждого человека. Личность не может быть произвольно лишена своего гражданства или привилегии изменить его по своему желанию. Также, личность не может быть ограничена или лишена права на въезд на территорию того государства, гражданином которого является.
Также термин гражданства может истолковываться как юридическая принадлежность личности к государству. В республиках для обозначения подобной связи применяется термин «гражданство», если страна имеет монархический режим правления, то в данном случае применяется термин «подданство». Суть определения устойчиво независимо от времени и пространства.
Если гражданин определенного государства, выехал за его территорию, то он не перестает быть его гражданином. Заключение и расторжение брака с иностранным гражданином, также не оказывает никакого влияния на текущее гражданство личности.
Нормы Международно-правовых вопросов гражданства регулируют и общие, и специальные его вопросы. Среди базовых можно определить:
Следующими по значимости считаются:
Любое гражданство, опираясь на собственное законодательство, может определять, кто является гражданами. Данное законодательство должно быть признано и другими государствами в случае соответствия с применяемыми международными конвенциями, международными обычными правами и общепринятыми принципами в отношении гражданства в целом.
Установленные в каждом государстве правила относительно гражданства должны опираться на ряд базовых принципов:
В Государстве не должно быть дискриминирующих различий, равносильных ущемлению по признаку пола, расы, религии, цвета кожи, национального или этнического происхождения. Государства должны придерживаться принципа недискриминации между гражданами, независимо от того приобрели ли они гражданство при рождении или в последующий период.
Процедуры, касающиеся гражданства
Существует ряд процедур, касающихся гражданства, которые устанавливаются договорами. На основании их регламентируется приобретение гражданства двумя основными методами:
Гражданство по рождению приобретается по «праву крови» и «праву почвы». Согласно принципу права крови ребенок, чьи родители имеют гражданство одного и того же государства, также будет иметь гражданство данной страны, независимо от того места в котором он родился. Такой принцип обретения гражданства используется в подавляющем большинстве стран, в том числе и в России. Относительно приобретения гражданства по праву почвы применяется алгоритм наделения личности гражданством того государства, на территории которого он родился. Такой принцип не очень популярен и применяется в основном в латиноамериканских странах.
В своем внутреннем законодательстве государства предусматривают возможность приобретения его гражданства детям, если один из родителей на момент рождения имел гражданство данного государства. Касательно детей, родительские права на которых были установлены в официальном порядке, например через суд, то здесь государство может предусмотреть отдельную процедуру получения гражданства. Если ребенок был найден на территории государства и оба его родителя неизвестны, то он приобретает гражданство той страны, на территории которой был найден.
Государства предполагают возможность получения гражданства лицам, проживающими на его территории законно. В этом случае срок проживания на территории данного государства не должен превышать 10 лет до подачи заявления.
В упрощенном порядке могут получить гражданство:
В некоторых странах распространена практика наложения ограничений на вступления в гражданство. Так, в России будет отклонено прошение о принятии в гражданство, если человек выступает за насильственное изменение конституционного строя РФ, состоит в партиях или схожих организациях, убеждения которых противоречат конституционному строю РФ, отбывает наказание в виде лишения свободы или осужден.
Другие способы получения гражданства
Помимо базовых форм вступления в гражданство, существуют и некоторые другие способы стать гражданином определенной страны. Гражданство может быть получено:
Международный договор РФ, подразумевает возможность для вновь прибывающих на территорию РФ на постоянное место жительства приобрести гражданство в упрощенном порядке.
Примером подобного договора может служить соглашение, принятое в Москве в феврале 1999 года, между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства.
Для получения гражданства по данному алгоритму заявитель должен подходить хотя бы под одно из перечисленных условий:
Для приобретения гражданства одного государства и отказа от гражданства другого достаточно свободного волеизъявления заинтересованных лиц.
Основные принципы получения гражданства
Чтобы получить гражданство, ходатайствующее лицо обязано предоставить определенный пакет документов в соответствующие органы того государства, гражданство которого планируется получать.
При получении гражданства одной страны с одновременной утратой гражданства другой, согласно внутреннему законодательству этой страны, ходатайствующее лицо сохраняет свой статус гражданина до вынесения официального решения по данному вопросу.
В случае изменения гражданства родителей, если они оба приобретают гражданство другого государства, статус их несовершеннолетних детей также меняется в автоматическом порядке. Если только один родитель изменяет свой статус гражданина, гражданство ребенка определяется совместным решением родителей, которое должно быть отражено в соответствующем заявлении. Если родители живут раздельно, то за ребенком закрепляется гражданство того государства, гражданином которого является официальный опекун.
При достижения детьми совершеннолетия, если родители имеют гражданство разных стран, статус гражданина совершеннолетнего ребенка может быть изменено согласно законодательству стран.
Гражданство может прекратиться в нескольких случаях:
В законодательстве, регламентированном международным правом, запрещается на национальном уровне предусматривать утрату гражданства. Исключениями являются следующие ситуации:
На государственном уровне может быть рассмотрена и утрата гражданства детьми, родители которых лишаются данного гражданства, однако, если один из родителей сохраняет за собой статус гражданина, то и ребенок имеет право сохранить его.
Гражданин может иметь гражданство одного или нескольких иностранных государств, если этого не запрещает внутреннее законодательство. Подобное положение носит название «множественного гражданства». При этом граждане, находящиеся в подобном статусе не могут быть на данном основании каким-либо образом ограничены в своих правах.
Общее правило устанавливает для гражданина, имеющего множественное гражданство, полный перечень прав, свобод и обязанностей той страны, на территории которой он постоянно проживает. Военная служба также проходит на территории постоянного проживания на момент призыва. Если гражданин уже прошел военную службу на территории одного государства, он освобождается от призыва в другом государстве. Также и дипломатическая защита гражданина осуществляется стороной постоянного проживания.
Международное право также регламентирует возможность детям, которые имеют гражданство нескольких стран, если оно приобретено по праву рождения, сохранять этот статус, а также иметь своим гражданам другое гражданство, если оно приобретено автоматически по случаю вступления в брак.
Если гражданин имеет множественное гражданство, то он имеет те же права и обязанности того государства на территории которого постоянно проживает, как и другие граждане. Подобные положения не применимы к:
Граждане, обладающие множественным гражданством должны проходить обязательную воинскую службу только в одном из государств, как правило, там, где постоянно проживают на момент призыва. Однако, по достижении 19 летнего возраста, гражданин, имеющий множественное гражданство может выбрать добровольную службу в любом из государств, гражданином которых является. Если лицо уже исполняло воинское обязательство в государстве своего постоянного места жительства, а после переехало на постоянное место жительство в другую страну, то прохождение воинской службы на данной территории может носить только характер запаса.
На сегодняшний день институт множественного гражданства выступает как одно из средств защиты прав русскоязычного населения в странах СНГ. Соответствующие конвенции подписаны с некоторыми республиками бывшего СССР.
Таким образом, если брать в пример соглашение между Россией и Таджикистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства, оба государства позволили своим гражданам приобретать гражданство союзной страны, не утрачивая при этом собственного.
Обеспечение прав человека в период вооруженных конфликтов
Обеспечение прав человека в период международных вооруженных конфликтов
В современном международном праве уже утвердился принцип неприменения силы и угрозы силой против территориальной и политической независимости любого государства. Устав Организации Объединенных Наций запрещает войну, более того, он запрещает угрожать применением силы против территориальной целостности и политической независимости любого государства. Государства обязаны при всех обстоятельствах разрешать возникающие между ними разногласия мирными средствами. Государство, пытающееся для достижения своих целей использовать силу против другого государства, нарушает нормы международного права и совершает акт агрессии, даже если это вмешательство осуществляется под лозунгами обеспечения прав человека.
Так как фактически военные действия все-таки могут иметь место, значит должны быть правовые нормы, их регулирующие. Войны и вооруженные конфликты порождают определенные правоотношения как между воюющими сторонами, так и не участвующими в вооруженных конфликтах сторонами, прежде всего гражданским населением, проживающим в зоне ведения боевых действий. И эти правоотношения должны быть урегулированы нормой права.
В настоящее время вооруженным конфликтом международного характера принято считать вооруженные столкновения между двумя или большим количеством государств. Основным различительным признаком данного вооруженного столкновения считается государственная граница. Кроме того, в соответствии с Дополнительным протоколом № 1 к Женевским конвенциям 1949 г. «ситуации, в которых народы ведут борьбу против национального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществлении своего права на самоопределение» также считаются вооруженным конфликтом международного характера (п. 4 ст. 1).
В ст. 35 «Основные нормы» Дополнительного протокола № 1 сформулированы основные запрещения по выбору средств и методов ведения боевых действий:
Нормы современного международного гуманитарного права содержат запрет репрессалий, под которыми обычно понимаются запрещенные неправомерные действия, к которым прибегает одна из противоборствующих сторон в случае совершения серьезных нарушений норм гуманитарного права в действиях неприятеля в качестве последнего средства, когда не увенчались успехом все другие способы заставить противника уважать свои обязательства. Репрессалии зародились в древнем праве родовой мести и по традиции «считались формой санкций, свойственных международному праву ввиду отсутствия какой-либо наднациональной власти в международном сообществе».
В настоящее время нормы гуманитарного права запрещают применение репрессалий по отношению к раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение (ст. 20 Дополнительного протокола № 1 ст. 46 1-й Женевской конвенции; ст. 47 2-й Женевской конвенции); военнопленным (ч. 3 ст. 13 3-й Женевской конвенции); гражданскому населению и гражданским лицам (ст. 56 Дополнительного протокола № 1) и т.д. Таким образом, репрессалии в отношении людей, находящихся во власти противника, совершенно недопустимы и могут применяться лишь только в качестве самой крайней меры, например для предотвращения катастрофы и т.д.
Запрещается также такой метод ведения боевых действий как вероломство. «Вероломством считаются действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия». Примером вероломства могут служить симулирование намерения вести переговоры под флагом перемирия; симуляция выхода из строя вследствие ранения или болезни; симулирование обладание статусом гражданского лица.
Вторая Гаагская мирная конференция 1907 г. установила норму, согласно которой «воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю».
Обеспечение прав человека в вооруженных конфликтах немеждународного характера
Поэтому любые попытки проявления внимания международного сообщества к подобным событиям, происходящим в пределах государства, очень быстро сталкивались с сильным противодействием, вытекающим из убеждения государств, что внутренние проблемы должны решаться без вмешательства извне.
В настоящее время государства, безусловно, осознали необходимость правового урегулирования вооруженных конфликтов немеждународного характера. Очевидно, что вооруженные конфликты немеждународного характера причиняют столь же глубокие страдания людям и также ведут к разрушениям материальных ценностей, как и войны между государствами. Разрушительные последствия гражданских войн (в России в 1920-е гг., в Испании в 1930-е гг. и т.д.) по своим масштабам даже превосходили последствия многих международных войн. Современная ситуация в Ираке, Сирии, Йемене только подтверждает необходимость создания международных правил, регулирующих отношения в условиях внутреннего вооруженного конфликта.
В этой связи в пункте 7 ст. 2 Устава ООН закреплено, что принцип невмешательства не распространяется на применение принудительных мер по отношению к государствам, нарушающим права человека и гражданина на основании гл. VII Устава ООН «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии». Международное право в области защиты прав человека вполне сознательно и обдуманно «вмешивается» во внутренние дела государств.
Включение в Женевские конвенции специальной ст. 3 (общей для всех конвенций), посвященной «вооруженным конфликтам, не носящим международного характера и возникающим на территории одной из Высоких Договаривающих Сторон», явилось большим достижением в развитии гуманитарного права. Фактически нормы Женевских конвенций были распространены на те категории комбатантов, которые ранее такой защиты не имели.
Впервые определение вооруженного конфликта немеждународного характера дается в ст. 1 «Основная сфера применения» Дополнительного протокола № 2 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. Под вооруженным конфликтом немеждународного характера понимаются «вооруженные конфликты на территории какой-либо Высокой Договаривающей Стороны между ее вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий Протокол».
Лица, входящие в состав антиправительственных вооруженных сил, сражаются с правительственными войсками с целью захвата власти в стране либо за достижение большей автономии в пределах государства или за отделение части территории и создание собственного государства. Исключением является ситуация, когда народ восстает против колониального господства, осуществляя свое право на суверенитет. (С принятием Протокола № 1 к Женевским конвенциям 1949 г. национально-освободительные войны стали считаться международными вооруженными конфликтами (п. 4 ст. 1 Протокола).
Кроме того, Дополнительный протокол № 2 проводит различие между режимом чрезвычайного положения и вооруженным конфликтом немеждународного характера. «Случаи нарушения внутреннего порядка и возникновение обстановки внутренней напряженности, беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера не являются вооруженными конфликтами» (п. 2 ст. 1).
Анализ норм Дополнительного протокола № 2 позволяет выделить следующие критерии, позволяющие его применять в случае возникновения на территории государства каких-либо экстраординарных ситуаций:
Основные правила, относящиеся к защите жертв вооруженных конфликтов, перечислены в ст. 3 Женевских конвенций. Протокол № 2 развивает эти положения, заимствуя идеи Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., являющегося основным документом ООН, кодифицирующим права человека. Статья 4 Протокола содержит основные гарантии или ограничения, которые должны соблюдаться сторонами в конфликте в отношении лиц, находящихся в их власти. Целью указанной статьи является защита всего населения в пределах территории, где происходит внутренний вооруженный конфликт. Согласно данной статье запрещаются:
Кроме того, особое внимание в условиях этих конфликтов уделяется положению детей, которым «обеспечивается необходимая забота и помощь»:
а) они получают образование, включая религиозное и нравственное воспитание;
б) дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, не подлежат вербовке в вооруженные силы или группы и им не разрешается принимать участие в военных действиях;
в) особая защита предусматривается в отношении детей, не достигших пятнадцатилетнего возраста, если они принимают участие в военных действиях и попадают в плен.
Протокол № 2 запрещает выносить смертный приговор лицам, не достигшим на момент совершения правонарушения восемнадцатилетнего возраста, а также приговор не приводится в исполнение в отношении беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей (п. 4 ст. 6).
Раздел IV Протокола № 2 посвящен защите гражданского населения. Статья 13 устанавливает главный принцип, которым должны руководствоваться противоборствующие стороны в условиях внутреннего вооруженного конфликта по отношению к гражданскому населению, а именно «гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападения. Как и во время международного вооруженного конфликта, единственным основанием для прекращения предоставления защиты (при этом речь идет о защите отдельных гражданских лиц, а не всего гражданского населения в целом) является только непосредственное участие этих лиц в вооруженной борьбе».
Абсолютной защите подлежат объекты, необходимые для выживания гражданского населения, такие, как запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой, а также ирригационные сооружения (ст. 54 Протокола № 1). Отдельно выделяются объекты, содержащие «опасные силы», т.е. объекты, разрушение которых может привести к экологическим или природно-техногенным катастрофам. К ним относятся плотины, дамбы, атомные электростанции и др. (ст. 56). На эти объекты запрещено нападение, даже если эти объекты являются военными объектами, так как «такие нападения могут вызвать высвобождение опасных сил и последующие потери среди гражданского населения» (ст. 56 Протокола № 1 ).
Тем не менее нормы международного гуманитарного права не запрещают применения силы против государств, грубо нарушающих право человека, в том числе путем ведения боевых действий против национальных или этнических меньшинств или даже против собственного народа (пример, Республика Кампучия в конце 80-х гг.). Критерии ее допустимости устанавливаются Главой VII «Действия в отношении мира, нарушений мира и актов агрессии» Устава ООН (ст. 39-51) и ст. VIII Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него от 9 декабря 2001 г. и включают в себя:
Кроме того, вмешательство возможно только на стороне правительства и по его просьбе; вмешательство не должно преследовать смену политического строя государства.
Указанные действия могут быть совершены по инициативе непосредственно Организации Объединенных Наций либо по инициативе одной из стран-членов ООН на основе соответствующих Конвенций в области защиты прав человека.
Обеспечение прав и свобод человека в условиях проведения контртеррористической операции
Общепризнанно, что правительство каждого суверенного государства, в том числе и Российской Федерации, не только имеет право, но и несет обязанности по защите единства и территориальной целостности страны. Поэтому применение государством в установленных пределах и в соответствующей форме силы на своей территории для защиты и сохранения существующего конституционного строя является правомерным.
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Важнейшую роль в реализации антитеррористической деятельности государства играет законодательное обеспечение этой деятельности. Юридическое определение терроризму и террористической акции в Российской Федерации дано в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействию терроризму» (в ред. Федерального закона от 31.12.2014)1. В этом Федеральном законе определяются правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан.
В соответствии с Законом под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Данный Федеральный закон формулирует понятие террористического акта, определяемого как совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Указанный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
В целях защиты прав и свобод граждан, проживающих или находящихся на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, на период ее проведения ч. 3 ст. 12 данного Закона допускается применение следующих мер и временных ограничений:
Необходимо отметить, что в Федеральном законе «О противодействии терроризму» впервые в отечественном законодательстве закрепляется не только возможность использования Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом, но и в ст. 6 регламентируется порядок их применения. В борьбе с терроризмом Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться:
Решение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Президентом Российской Федерации.
Кроме того, необходимость законодательного урегулирования подобного рода ситуаций объясняется еще и тем, что реализация особых правовых режимов предполагает формирование специальных прав у субъектов их осуществления. Таковыми субъектами являются население, сотрудники и должностные лица органов государственной власти, сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации. Наделение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации специальным правовым статусом обусловлено спецификой и сложностью задач, решаемых ими с риском для жизни в условиях особых правовых режимов, и предполагает право на льготы, компенсации, различные виды помощи.
В этой связи Федеральный закон «О противодействии терроризму» в ст. 20 содержит гарантии прав лиц, участвующих в противодействии терроризму. В соответствии с данной статьей названные лица находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся:
Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в ст. 20 названного Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обеспечение прав человека в условиях режима чрезвычайного положения
Конституционный институт чрезвычайного положения является важным элементом обеспечения внутренней безопасности в большинстве стран мира, и подобная практика считается вполне приемлемой в любом демократическом государстве. Чрезвычайное положение определяется как «особое правовое положение, вводимое на определенный период в силу исключительных обстоятельств и допускающее применение особых мер для поддержания порядка». В России определение чрезвычайного положения впервые было дано видным отечественным правоведом В.М. Гессеном, которому принадлежит первая в России фундаментальная работа, посвященная институту чрезвычайного положения, изданная в Санкт-Петербурге в 1908 г. Гессен под «исключительным положением» понимал «совокупность исключительных полномочий, в чем бы они ни состояли, предоставленных правительственной власти, при наступлении обстоятельств, угрожающих изнутри или извне существованию государства».
Международное право предусматривает возможность ограничения определенных прав и свобод граждан. Так, Пакт о гражданских и политических правах (п. 1 ст. 4) подтверждает, что «во время чрезвычайного положения в государстве, когда и жизнь нации находится под угрозой. могут применяться меры в отступлении от своих обязательств по настоящему Пакту. ». Но так как эти отступления могут привести к нарушению прав человека в условиях чрезвычайного положения, этот же Пакт жестко регламентирует границы таких отступлений. Во-первых, они должны соответствовать «остроте положения», во-вторых, «не могут быть несовместимыми с другими обязательствами страны по международном управу», и в-третьих, не должны влечь за собой дискриминации «на основании расы, цвета кожи, пола, языка, религии и социального положения».
В пункте 2 ст. 4 Пакта специально оговаривается, что введение чрезвычайного положения не может служить основанием для каких-либо отступлений от норм Пакта, гарантирующих «право на жизнь, запрет пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство человека, обращения и наказания, запрета рабства, лишения человека свободы» (ст. 6).
Российское законодательство также предусматривает возможность ограничения определенных прав и свобод граждан. В Конституции Российской Федерации в ч. 3 ст. 55 предполагается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина. Причем данные ограничения могут быть осуществлены только в соответствии с федеральным законом и только «в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Необходимость ограничения некоторых прав и свобод в условиях чрезвычайного положения объясняется тем, что введение данного правового режима на какой-либо территории приводит к тому, что на данной территории в рамках этой конфликтной ситуации возникающие новые общественные отношения среди субъектов приобретают качественно иное состояние, что особенно ярко отражается на правовом положении этих субъектов. Происходит своеобразное перераспределение взаимных прав и обязанностей между гражданами и государством в лице его органов и должностных лиц, суть которого заключается в следующем:
1) режим чрезвычайного положения заключается в расширении круга полномочий существующих органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти, по охране общественного порядка и нормализации обстановки, либо в возложении таких обязанностей с представлением прав на специально создаваемые для этого органы, а также в усилении ответственности должностных лиц за неисполнение обязанностей, которые возлагаются на них с введением чрезвычайного положения;
2) социальная ситуация может складываться таким образом, что граждане, проживающие на данной территории, фактически не смогут реализовать многие права и свободы, а также выполнять возложенные на них законом обязанности. Это особенно характерно для чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера, но не исключено и в ситуациях, связанных с социальными конфликтами. С другой стороны, в условиях любых чрезвычайных ситуаций реализация многих прав гражданами может не только не способствовать стабилизации сложившейся конфликтной ситуации, но и наоборот, привести к дальнейшему увеличению социальной напряженности в зоне конфликта».
При этом ограничение правового статуса граждан при введении режима чрезвычайного положения допускается лишь в определенных рамках, не противоречащих как внутреннему законодательству, так и соответствующим международно-правовым актам, а также вытекающих из сущности и назначения режима чрезвычайного положения.
Действующий Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О чрезвычайном положении» в ст. 3 предусматривает две группы оснований для введения режима чрезвычайного положения: а) социальные конфликты криминогенного характера: «попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований и т.д.»; б) «чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, значительные материальные потери и др.».
Согласно ст. 88 Конституции «Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе». В соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» утверждение Указа Президента о введении чрезвычайного положения относится к компетенции Совета Федерации, который обязан это сделать в течение 72 часов.
Введение режима чрезвычайного положения приводит к тому, что на данной территории возникающие общественные отношения между субъектами приобретают качественно иное состояние, что особенно ярко отражается на правовом положении этих субъектов. Происходит своеобразное перераспределение взаимных прав и обязанностей между гражданами и государством в лице его органов и должностных лиц.
В этой связи вопросы определения, правовой регламентации и реального обеспечения правового статуса населения в условиях чрезвычайного положения чрезвычайно важны и необходимы. Четкая регламентация правового статуса населения в условиях чрезвычайного положения позволяет повысить определенность и предсказуемость социального поведения людей в условиях экстремальных ситуаций, его стабильность, определить основание и содержание юридической ответственности всех субъектов чрезвычайного положения.
Особенностью правового регулирования в условиях чрезвычайного положения является издание органами государственной власти нормативных актов, действие которых распространяется не на конкретных лиц, а на граждан вообще. Их действие распространяется только на население, проживающее или временно находящееся на территории действия режима чрезвычайного положения. В то же время существуют права, которые не подлежат ограничению даже в условиях введения такого режима. Международный пакт о гражданских и политических правах, положения которого имеют обязательную силу для стран, его ратифицировавших, в том числе и для Российской Федерации, в п. 1 ст. 4 подтверждает, что «во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой. государства могут применять меры в отступление от своих обязательств по настоящему Пакту. ». Пункт 2 той же статьи содержит перечень прав, подлежащих обязательному соблюдению. К их числу относятся «право на жизнь, право на признание правосубъектности индивида, право на свободу мысли, совести и религии».
Согласно действующему в России законодательству, в условиях чрезвычайного положения могут применяться следующие меры, влияющие на реализацию гражданами своих прав и свобод, выполнение возложенных на них обязанностей:
а) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, в том числе установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
б) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
в) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
г) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
д) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
е) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра (ст. 11 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»).
В случае введения чрезвычайного положения по обстоятельствам криминогенного характера, указанным в пункте «а» ст. 3 данного Федерального конституционного закона, дополнительно могут вводиться следующие меры:
а) введение комендантского часа, т.е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;
б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;
в) приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;
ж) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца (ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»).
Прогрессивный характер Конституции Российской Федерации подтверждается тем, что она в ч. 3 ст. 56 также выделяет перечень тех прав и свобод граждан, которые не подлежат никакому ограничению, а именно: право на жизнь; право на обеспечение достоинства личности; право на неприкосновенность частной жизни; личную и семейную тайну; право на защиту своей чести и доброго имени; свобода совести, свобода вероисповедания; право на свободу использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной деятельности; право на жилище. Кроме того, не допускается сбор, хранение, использование и раскрытие информации о частной жизни лица без его согласия. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения каждому гарантируется весь комплекс прав человека и гражданина, предусмотренных ст. 46-54 Конституции.
Особое значение в этой части имеют соответствующие нормы Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», устанавливающие гарантии прав граждан и ответственность должностных лиц в условиях чрезвычайного положения. В Законе говорится, что меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение (ограничение) установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, прав организаций и общественных объединений, прав и свобод человека и гражданина, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения.
Данные меры должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров Российской Федерации в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.
В Законе специально предусматриваются гарантии имущественных и социальных прав граждан и организаций в период действия чрезвычайного положения. В соответствии со ст. 29 лицам, мобилизованным для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с п. «е» ст. 13 данного Федерального конституционного закона, гарантируется оплата труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Организации, имущество и ресурсы которых использовались в соответствии с п. «в» ст. 13 данного Федерального конституционного закона, имеют право на возмещение причиненного ущерба в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации.