защита прав детей в казахстане
О правах ребенка в Республике Казахстан
Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года N 345.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Статья 2. Действие настоящего Закона
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о правах ребенка
Статья 5. Запрещение ограничения прав ребенка
Глава 2. Государственная политика в интересах детей
Статья 6. Цели государственной политики в интересах детей
Статья 7. Полномочия центральных и местных исполнительных органов Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка в государстве
Статья 7-1. Институт Уполномоченного по правам ребенка
Статья 7-2. Уполномоченный по правам ребенка
Глава 3. Основные права и обязанности ребенка
Статья 8. Право ребенка на охрану здоровья
Статья 9. Право ребенка на индивидуальность и ее сохранение
Статья 10. Право ребенка на жизнь, личную свободу, неприкосновенность достоинства и частной жизни
Статья 11. Право ребенка на свободу слова и совести, информацию и участие в общественной жизни
Статья 12. Право ребенка на необходимый уровень жизни
Статья 13. Имущественные права ребенка
Статья 14. Право ребенка на жилище
Статья 14-1. Обеспечение сохранности жилища детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
Статья 15. Право ребенка на образование
Статья 16. Право ребенка на свободу труда
Статья 16-1. Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации
Статья 17. Право ребенка на государственную помощь
Статья 18. Установление государственных минимальных социальных стандартов
Статья 19. Право ребенка на отдых и досуг
Статья 21. Право ребенка жить и воспитываться в семье
Статья 22. Права ребенка в семье
Статья 23. Государственная поддержка семей, воспитывающих детей
Статья 24. Обязанности родителей по воспитанию ребенка, уходу за ним и содержанию
Статья 25. Право ребенка на проживание с родителями
Статья 26. Право ребенка на общение с отдельно проживающими родителями
Глава 5. Права ребенка, оставшегося без попечения родителей
Статья 27. Опека, попечительство, патронат и приемная семья
Статья 29. Содержание и воспитание ребенка в воспитательных, лечебных и иных аналогичных учреждениях
Статья 30. Организации, осуществляющие функции по защите прав ребенка
Статья 31. Права ребенка-инвалида на полноценную жизнь
Статья 32. Государственные гарантии в сфере занятости ребенка-инвалида Статья 33. Государственная помощь для детей-инвалидов
Статья 34. Приобщение к национальной и мировой культуре
Статья 36. Защита ребенка от отрицательного воздействия социальной среды
Статья 37. Защита ребенка от вредного воздействия алкогольной продукции и табачных изделий
Статья 38. Защита ребенка от психоактивных веществ, сильнодействующих или ядовитых веществ
Статья 39. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
Статья 40. Защита ребенка от проституции
Статья 40-1. Защита ребенка от действий по вовлечению в оборот продукции, причиняющей вред его здоровью и развитию
Статья 41. Запрещение участия детей в военных действиях
Статья 41-1. Защита ребенка от незаконного перемещения
Глава 8. Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка
Статья 42. Защита ребенка от незаконного перемещения (исключена Законом РК от 23.11.2010 № 354-IV)
Статья 43. Законные представители ребенка
Статья 44. Государственные органы и защита прав ребенка
Статья 45. Порядок разрешения споров при исполнении настоящего Закона
Статья 46. Государственный доклад о положении детей в Республике Казахстан
Статья 47. Защита прав детей-беженцев и вынужденных переселенцев
Статья 47-1. Национальный превентивный механизм
Статья 47-3. Требования к участникам национального превентивного механизма
Статья 47-4. Права участника национального превентивного механизма
Статья 47-5. Обязанности участников национального превентивного механизма
Статья 47-6. Прекращение полномочий участника национального превентивного механизма
Статья 47-7. Виды и периодичность превентивных посещений
Статья 47-8. Порядок превентивных посещений
Статья 47-9. Ежегодный консолидированный доклад участников национального превентивного механизма
Статья 47-11. Взаимодействие уполномоченных государственных органов с участниками национального превентивного механизма
Глава 9. Особенности ответственности ребенка и воздействия на его поведение
Статья 48. Особенности ответственности ребенка
Статья 49. Особенности воздействия на поведение ребенка
Статья 50. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о правах ребенка
Статья 51. Координация уполномоченным органом реализации соблюдения законодательства Республики Казахстан о правах ребенка
Статья 52. Государственный контроль в области защиты прав ребенка
Статья 53. Координация деятельности государственных органов и организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка
Конституционная защита прав матери и ребенка. Опыт Республики Казахстан
Венера Хамитовна Сейтимова,
судья Суда Евразийского экономического союза
Тема настоящей статьи — представляющая особый интерес правовая позиция, касающаяся семейных ценностей, прав и законных интересов матери и ребенка.
В первую очередь этот интерес обусловлен сложностью вопроса, который возник в сферах, подпадающих под особую охрану государства. Речь идет о семье и правах ребенка. Конституционному Совету Республики Казахстан
(далее — Конституционный Совет) предстояло найти баланс при организации надлежащей охраны обеих сфер,
что и было сделано благодаря нормативному постановлению от 10.04.2018 N 3 «О проверке конституционности пункта 5 статьи 47 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» (далее — нормативное постановление от 10.04.2018). Оно отражает вдумчивый подход государства к дальнейшему развитию брачно-семейных отношений и защите прав ребенка.
В Конституционный Совет 12.03.2018 поступило представление специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Карагандинской области о признании неконституционным п. 5 ст. 47 Кодекса Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье (далее — Кодекс о браке и семье). Из представления следовало, что Ж. предъявила иск к Ж-кешу об установлении отцовства, взыскании алиментов на содержание ребенка и денежных расходов на свое содержание в течение дородового периода и до достижения ребенком трех лет.
Межрайонный суд усмотрел ущемление закрепленных Конституцией Республики Казахстан прав человека и гражданина в связи с противоречием п. 5 ст. 47 Кодекса о браке и семье п. 2 ст. 14 и п. 1 и 2 ст. 27 Конституции Республики Казахстан.
Конституционный Совет, мотивируя основной вывод нормативного постановления, указал следующее. Взыскание с отца ребенка денежных средств на содержание женщины, в том числе не состоящей с ним в браке, в связи с рождением общего ребенка — один из способов реализации конституционных положений о защите материнства и детства, а также обеспечения выполнения обязанностей родителя, которые состоят в заботе о детях и их воспитании.
В период, в течение которого происходит формирование, появление на свет и развитие младенца, и он, и его мать независимо от ее семейного положения нуждаются в специальной защите, в том числе материальной поддержке. При этом в силу естественных законов природы в период беременности и в первые годы жизни невозможно рассматривать интересы ребенка в отрыве от интересов матери. Именно мать — основной гарант его интересов в этот период, способный удовлетворить первоначальные жизненные запросы. Для матери потребности ребенка первостепенны, все ее усилия направлены на обеспечение надлежащего ухода за ним.
В этот важный этап необходимо гарантировать адекватную защиту прав и законных интересов матери и ребенка, для которых регулярное получение средств на содержание может стать одним из основных источников средств к существованию.
В свою очередь, это невозможно без эффективных правовых механизмов, посредством которых максимально обеспечивалось бы сохранение необходимого уровня жизнеобеспечения как ребенка, так и матери в социально уязвимой ситуации.
Однако Конституционный Совет пришел к выводу, что дифференциация права женщины на получение содержания от мужчины в период беременности, рождения ребенка и в последующее время в зависимости от наличия брачных взаимоотношений связана с реализацией обязательств государства по защите семьи, основанной на браке. В силу указанного Конституционный Совет признал п. 5 ст. 47 Кодекса о браке и семье недискриминационным и не противоречащим п. 2 ст. 14 и п. 1 и 2 ст. 27 Основного Закона. Основание — данная норма преследовала конституционно значимую цель защитить брак и семью, материнство и детство, а также обеспечить исполнение конституционных обязанностей родителями.
В конституции многих государств традиционно включаются положения, подчеркивающие особую важность института семьи. Так, согласно ст. 41 Конституции Ирландии государство признает семью как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также как нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшими по отношению к нему. Кроме того, государство гарантирует защиту семьи, ее организацию и авторитет как необходимую основу социального порядка, незаменимую для процветания народа и государства.
Пункт 1 ст. 39 Конституции Испании закрепляет, что государственные власти обеспечивают социальную, экономическую и юридическую защиту семьи.
Изучение практики Конституционного Совета позволяет проследить прогрессивность выводов п. 4 нормативного постановления от 10.04.2018. Помимо прочего, Конституционный Совет указал на важный аспект, который непосредственно связан с верховенством и прямым действием Конституции Республики Казахстан. Речь, в частности, идет о недостаточном использовании в рассматриваемой норме конституционно-правового смысла и потенциала Основного Закона при согласовании прав и обязанностей отца, а также матери и ребенка, нуждающихся в особой защите.
Сделанные выводы в полной мере соответствуют духу развития приоритетов жизни современного общества, созвучны последней практике высших судебных органов зарубежных государств, международных органов по правам человека и подходам, заложенным в международно-правовых инструментах защиты прав детей.
По мнению Конституционного Совета, для наилучшего обеспечения интересов матери и ребенка, права которых затрагивает п. 5 ст. 47 Кодекса о браке и семье, необходима максимальная гармонизация мер государственной защиты конституционных ценностей, совершенствование брачно-семейного законодательства и унификация используемой в нем специальной терминологии.
Такой подход воплощает в жизнь основные направления развития национального права, установленные Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24.08.2009 N 858.
Согласно данной Концепции конституционное право — фундамент национальной правовой системы. Важнейшей задачей является реализация принципов и норм Конституции Республики Казахстан в первую очередь в деятельности органов государственной власти и ее должностных лиц, обеспечение при этом как прямого действия Конституции Республики Казахстан, так и реализации ее потенциала через законодательство и правоприменение. Усилия государственных и общественных институтов должны концентрироваться на претворении в жизнь созидательного потенциала Основного Закона.
В нормативном постановлении от 10.04.2018 Конституционный Совет в полной мере реализовал возможность защиты института семьи, основанной на браке, признав конституционность п. 5 ст. 47 Кодекса о браке и семье, ставящего во главу угла конституционно значимые ценности и цели по защите брака и семьи.
Так, Конституционный Совет поддержал справедливый вывод своего нормативного постановления от 18.05.2015 N 3 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 27 Конституции Республики Казахстан и о проверке на соответствие Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В частности, брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и относятся к числу фундаментальных конституционных ценностей страны, которые закономерно вытекают из высоких целей и базовых принципов, сформулированных в Основном Законе.
В совокупности это обеспечивает преемственность поколений, выступает условием сохранения и развития народа Казахстана. Однако, взяв за основу выработанные ранее подходы к толкованию конституционных положений, Конституционный Совет постарался наладить диалог государственных органов и претворить в жизнь созидательный потенциал Конституции Республики Казахстан. В нормативном постановлении от 10.04.2018 Конституционный Совет отметил, что в целях наилучшего обеспечения интересов матери и ребенка целесообразно принять соответствующие законодательные меры.
В развитии семейного права зарубежных государств наблюдаем аналогичные тенденции. Так, эволюция семейного права Италии показательна масштабной реформой законодательства 2012-2013 годов, отменившей любые формы дискриминационного отношения к детям, рожденным вне брака.
Таким образом, вопрос равных прав детей и их равной защиты вне зависимости от происхождения становится все более актуальным. При этом диалог органов, уполномоченных на совершенствование законодательной сферы, и органов, призванных стать гарантом ее конституционности и стабильности, способен дать полезные плоды в виде конструктивных, обдуманных и поступательных изменений, гармонично отражающих развитие общественных отношений.
Защита прав детей в казахстане
О правах ребенка в Республике Казахстан
Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года N 345
Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2002 г., № 17, ст. 154; «Казахстанская правда» от 13 августа 2002 года № 174; «Юридическая газета» от 14 августа 2002 года № 33 ОГЛАВЛЕНИЕ Сноска. По всему тексту слова «законодательными актами», «Законодательными актами» заменены соответственно словами «законами», «Законами» Законом РК от 23.11.2010 № 354-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования). Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных прав и законных интересов ребенка, гарантированных Конституцией Республики Казахстан, исходя из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности, формирования национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Сноска. Преамбула с изменением, внесенным Законом РК от 23.11.2010 № 354-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Глава 2. Государственная политика в интересах детей
Статья 7. Полномочия центральных и местных исполнительных органов Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка в государстве
Глава 3. Основные права и обязанности ребенка
Глава 4. Ребенок и семья
Глава 5. Права ребенка, оставшегося без попечения родителей
Глава 6. Права ребенка-инвалида
Глава 7. Ребенок и общество
Глава 8. Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка
Глава 10. Заключительные положения
Конвенция ООН о правах ребенка
Конвенция Организации Объединённых Наций о правах ребёнка является важным соглашением, ратифицированным странами, взявшими на себя обязательство защищать права детей.
В Конвенции о правах ребёнка объясняется, кто такие дети, а также перечисляются все их права и обязательства правительств. Все права взаимо связаны, все они одинаково важны и не могут быть отняты у детей.
Статья 1: Определение понятия «ребёнок»
Ребёнком является каждый человек, не достигший 18 лет.
Статья 2: Отсутствие дискриминации
Все дети в равной степени обладают предоставленными им правами вне зависимости от того, кем они являются, где проживают, на каком языке говорят, какую религию исповедуют, каковы их взгляды, как они выглядят, мальчик это или девочка, есть ли у них инвалидность, богаты они или бедны, от того, кем являются, во что верят и что делают их родители или члены их семей. Ни один ребёнок не должен подвергаться несправедливому обращению. Для этого не существует ни одного основания.
Статья 3: В наилучших интересах ребёнка
В процессе принятия решений взрослые должны думать о том, как их решения скажутся на детях. Все, что делают взрослые, должно быть направлено на наилучшее обеспечение интересов детей. Правительства обязаны обеспечить детям защиту и заботу со стороны их родителей или, в случае необходимости, других лиц. Правительства также должны обеспечить, чтобы лица и учреждения, ответственные за заботу о детях, хорошо выполняли свою работу.
Статья 4: Реализация прав
Правительства должны сделать всё возможное, для того чтобы каждый ребёнок в их стране мог пользоваться всеми правами, закреплёнными в настоящей Конвенции.
Статья 5: Руководящая роль семьи по мере взросления детей
Правительства должны позволить семьям и общинам руководить своими детьми, с тем чтобы дети по мере взросления обучались тому, как наилучшим образом осуществлять и пользоваться своими правами. Чем старше будут становиться дети, тем меньше они будут нуждаться в руководстве других.
Статья 6: Жизнь, выживание и развитие
Каждый ребёнок имеет право на жизнь. Правительства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и развитие детей.
Статья 7: Имя и гражданство
Необходимо регистрировать детей сразу после рождения и давать им имя, которое будет официально признаваться правительством. Дети должны иметь гражданство (принадлежность к определенному государству). Дети, насколько это возможно, имеют право знать своих родителей и право на их заботу.
Статья 8: Идентичность
Дети имеют право на сохранение своей индивидуальности: официальную запись о том, кем они являются, включая имя, гражданство и семейные связи. Никто не имеет права лишать детей их индивидуальности, однако если это произойдёт, правительства должны предоставить детям помощь для скорейшего восстановления их индивидуальности.
Статья 9: Сохранение единства семьи
Дети не должны разлучаться со своими родителями за исключением случаев, когда они не получают надлежащего родительского ухода, например, когда родитель жестоко обращается с ребёнком или не заботится о нём. Дети, родители которых проживают раздельно, должны иметь прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это может нанести вред ребёнку.
Статья 10: Общение с родителями, живущими в другой стране
Если родители ребёнка проживают в другой стране, правительства должны предоставить ребёнку и его родителям право перемещаться между странами в целях продолжения общения и воссоединения.
Статья 11: Защита от похищения
Правительства должны запретить незаконный вывоз детей из страны, например похищение кем-либо или перемещение ребенка за границу одним из родителей или его удержание одним из родителей за границей, если другой родитель не давал на это своего согласия.
Статья 12: Уважение взглядов ребёнка
Дети имеют право свободно выражать свои взгляды по вопросам, затрагивающим их. Взрослые должны прислушиваться и воспринимать детей всерьёз.
Статья 13: Свободное выражение мнения
Дети имеют право свободно передавать информацию о том, что думают и чувствуют, будь то в устной, письменной или иной форме, а также посредством рисунков, если это не наносит вреда другим людям.
Статья 14: Свобода мысли и религии
Дети имеют право на свободу мысли, мнений и вероисповедания, однако это не должно препятствовать осуществлению прав других людей. Родители могут руководить детьми, для того чтобы по мере взросления они учились правильно пользоваться данным правом.
Статья 15. Вступление или создание групп
Дети могут вступать или создавать группы или организации и взаимодействовать с другими людьми, при условии, что это не наносит вреда другим лицам.
Статья 16: Защита частной жизни
Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Закон должен защищать личную и семейную жизнь, дом, общение и репутацию (или доброе имя) детей от любого посягательства.
Статья 17: Доступ к информации
Дети имеют право получать информацию из Интернета, радио, телевидения, газет, книг и других источников. Взрослые должны убедиться, что информация, которую получают дети, не нанесёт им вреда. Правительствам следует поощрять средства массовой информации к распространению информации из различных источников на языках, понятных всем детям.
Статья 18: Ответственность родителей
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка. Когда у ребёнка нет родителей, эта обязанность возлагается на другого взрослого, называемого «опекун». Родители и опекуны всегда должны действовать в наилучших интересах ребёнка. Правительства должны оказывать им в этом содействие. Если у ребёнка имеются оба родителя, то они оба должны нести ответственность за его воспитание.
Статья 19: Защита от насилия
Правительства должны защищать детей от насилия, злоупотребления и небрежного отношения со стороны любого лица, заботящегося о ребенке.
Статья 20: Дети, лишённые семейного окружения
Каждый ребёнок, о котором не может заботиться его собственная семья, имеет право на получение должного ухода со стороны людей, уважающих религию ребенка, культуру, язык и другие аспекты его жизни.
Статья 21: Усыновлённые дети
При усыновлении детей важнейшее значение имеет обеспечение наилучших интересов детей. Если ребёнок не может получить надлежащую заботу в своей стране, например проживая в другой семье, он может быть усыновлен в другой стране.
Статья 22: Дети беженцы
Дети, покидающие родную страну, по причине того, что в ней небезопасно оставаться, и переезжающие в другую страну в качестве беженцев, должны получать помощь и защиту и иметь те же права, что и дети, рождённые в этой стране.
Статья 23: Дети с ограниченными возможностями
Каждый ребёнок с инвалидностью имеет право на максимально достойную жизнь в обществе. Правительства должны устранить все препятствия, способные помешать детям с различными формами инвалидности стать независимыми и активно участвовать в жизни сообщества.
Статья 24: Здоровье, вода, питание, окружающая среда
Дети имеют право пользоваться наилучшими услугами системы здравоохранения, чистой питьевой водой, получать здоровое питание и жить в чистой и безопасной среде. Все взрослые и дети должны обладать информацией о том, как оставаться в безопасности и быть здоровыми.
Статья 25. Условия проживания ребёнка
Необходимо на регулярной основе проводить проверку состояния и условий проживания каждого ребёнка, помещённого на попечение с целью ухода, защиты или лечения, для того чтобы убедиться, что у ребенка всё хорошо и что место его проживания по прежнему отвечает наилучшим интересам ребенка.
Статья 26: Социальная и материальная помощь
Правительства должны оказывать материальную помощь или иную поддержку детям из малоимущих семей.
Статья 27: Питание, одежда, безопасное жильё
Дети имеют право на питание, одежду и безопасное жильё для своего полноценного развития.Правительства должны помогать семьям и детям, которые не могут себе позволить осуществление этого права.
Статья 28: Доступ к образованию
Каждый ребёнок имеет право на образование. Начальное образование должно быть бесплатным. Среднее и высшее образование должны быть доступны каждому ребёнку. Следует поощрять детей получать тот уровень школьного образования, который в максимальной степени соответствует их способностям. Школьная дисциплина должна поддерживаться с учётом прав детей и без применения насилия.
Статья 29: Цели образования
Образование должно помочь детям в полной мере развить их личность, таланты и способности. Образование должно способствовать пониманию детьми своих прав и воспитанию у детей уважения к своим родителям, а также к правам, культуре и самобытности других людей. Образование должно помочь им мирно жить и защищать окружающую среду.
Статья 30: Культура, язык и религия меньшинств
Дети имеют право на свой язык, культуру и религию, даже если ими не пользуется большинство проживающего в стране населения.
Статья 31: Досуг, игры, культура, искусство
Каждый ребёнок имеет право на отдых, досуг, участие в играх, культурных и творческих мероприятиях.
Статья 32: Защита от вредных условий труда
Дети имеют право на защиту от выполнения работы, которая может представлять опасность для здоровья, препятствовать их образованию или развитию. Если дети работают, они имеют право на безопасные условия и справедливую оплату труда.
Статья 33: Защита от вредных веществ
Правительства должны защищать детей от употребления опасных наркотических веществ, их производства, транспортировки или торговли такими веществами.
Статья 34: Защита от сексуальной эксплуатации
Правительства обязаны защищать детей от сексуальной эксплуатации, использования в сексуальной деятельности и сексуального совращения, в том числе людьми, принуждающими детей заниматься сексом за деньги или участвовать в производстве фото и видео материалов сексуального содержания.
Статья 35: Предотвращение случаев продажи и торговли
Правительства должны принять меры для предотвращения случаев похищения или продажи детей, контрабанды в другие страны или в места, где дети будут подвергаться эксплуатации.
Статья 36: Защита от эксплуатации
Дети имеют право на защиту от всех других форм эксплуатации (использования), даже если последние не перечислены в настоящей Конвенции.
Статья 37: Лишённые свободы дети
Статья 38: Защита в ходе вооружённых конфликтов
Дети имеют право на защиту в случае военного конфликта.Ни один ребёнок, не достигший 15 летнего возраста, не может призываться на службу в армию или принимать участие в военных действиях.
Статья 39: Восстановление и реинтеграция
Дети имеют право получить помощь, если они стали жертвой пренебрежительного или жестокого обращения или пострадали входе военных действий, для того чтобы они могли восстановить своё здоровье и достоинство.
Статья 40: Дети, нарушившие закон
Дети, обвиняемые в нарушении закона, имеют право на правовую помощь и справедливое обращение. Необходимо принять различные меры для того, чтобы помочь этим детям стать полезными членами своих сообществ. Тюремное заключение должно использоваться лишь в качестве крайней меры.
Статья 41: Законы, максимально дружественные детям
Если законодательство страны защищает права детей лучше, чем настоящая Конвенция, то следует применять такое законодательство.
Статья 42: Каждый должен знать о правах ребёнка
Правительства должны широко информировать детей и взрослых о настоящей Конвенции в целях повышения осведомленности о правах детей.
Статьи 43-54: Как осуществляются положения Конвенции
В этих статьях содержится разъяснение того, что правительства, Организация Объединённых Наций (включая Комитет по правам ребёнка и ЮНИСЕФ), а также другие организации делают для обеспечения всем детям возможности пользоваться всеми имеющимися у них правами.
Этот документ составлен при поддержке Комитета ООН по Правам Ребенка.