защита прав и правовое воспитание дошкольников

Консультация «Правовое воспитание дошкольников»

Актуальность правового воспитания детей дошкольного возраста

Как показывает мировая история, цивилизованное государство всегда стремится повысить правовую культуру членов своего общества путем распространения информации среди своего населения о принятых и действующих нормативно-правовых актах. В качестве средств используются СМИ и печать, сеть интернет, политические и правовые митинги, распространение брошюр правового содержания, ознакомления детей школьного возраста с правовой системой страны и т. д.

Несмотря на то, что воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в сфере образования согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации», в системе российского дошкольного образования, на сегодняшний день, еще недостаточно уделено внимания воспитанию правовой культуры у детей дошкольного возраста.

Актуальность правового воспитания в дошкольных образовательных учреждениях обусловлена тем, что социальные и политические изменения в российском обществе порождают переоценку роли ребенка в нем. Современное общество проявляет нужду в личности, в которой сформировано уважительное отношение к установленным правилам поведения, осознанное подчинение принятому правомерному стандарту поведения, понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение. Правовая культура является компонентом формирования гражданственности. Правовое воспитание, в том числе в дошкольных образовательных учреждениях, необходимо для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам, формирования личности как современного члена гражданского общества. Правовое воспитание дошкольников играет немаловажную роль в познании ими социальной действительности и в развитии их интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества. В процессе правового воспитания у детей формируются способности правильно ориентироваться в конфликтных ситуациях, формируется жизненное самоопределение дошкольников.

Перед нами, педагогами, встаёт необходимость поиска ответов на такие вопросы:

1. С какого возраста следует начинать правовое воспитание ребенка;

2. Какова цель, задачи и принципы воспитания правовой культуры детей дошкольного возраста?

3. Какие методы, формы, приёмы правового воспитания наиболее оптимальны для ребенка дошкольника;

1. Дети уже в младшем дошкольном возрасте в своем поведении начинают ориентироваться на нравственные нормы.

Согласно теоретическим работам Якобсон С. Г. в старшем дошкольном возрасте у детей формируются первые этические представления: о дружбе, о милосердии, о чувстве долга, справедливости.

К 6-7 годам дошкольник вполне управляет своим поведением, умеет произвольно подчинять себя поставленной цели (концентрировать внимание, прилагать волевое усилие, владеет образными и речевыми средствами упорядочивания опыта, обладает довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими его действия и отношения. Ребёнок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками.

Именно в старшем дошкольном возрасте дошкольники способны осознанно соблюдать общественно принятые нормы и правила, объяснять их смысл и значимость. Следовательно, психологические предпосылки для формирования правового сознания возникают в старшем дошкольном возрасте.

Работа по воспитанию правовой культуры детей старшего дошкольного возраста должна ставить своей целью, создание условий для освоения детьми правовых основ гражданского общества, государственного устройства страны, в которой они живут.

Задачи:

• формировать у детей основы личности современного члена гражданского общества;

• познакомить с политическим и правовым устройством нашей страны;

• познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;

• развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.);

• развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека;

• способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.);

• разъяснять общественные нормы и правила поведения;

• учить детей самостоятельно находить возможные варианты поиска помощи и самозащиты в случае нарушения их прав;

Принципы:

Основными принципами реализации программы по правовому воспитанию являются систематичность работы по правовому воспитанию, взаимосвязь между различными видами деятельности: развитием речи, ознакомлением с окружающим миром, ИЗО, музыкальным воспитаниям, свободной, игровой, театрализованной деятельности, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Воспитательно-образовательная работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня.

Для повышения эффективности правового воспитания дошкольников необходимо формировать нормативно-правовую компетентность их родителей.

Условия, методы, формы и приёмы:

Для реализации создания системы работы по правовому воспитанию в ДОУ рекомендуются следующие мероприятия:

• разработка системы планирования;

• обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;

• подготовка дидактического материала;

• определение содержания работы;

• создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.

Проблема правового воспитания ребенка имеет многоаспектный характер, ее невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов.

Существуют следующие формы их взаимодействия:

• цикл тематических НОД

• встречи с интересными людьми;

Главными путями реализации задач по правовому воспитанию дошкольников, на наш взгляд, являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями. Например, в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой или в Изумрудный город с Элли, либо пускаясь в приключения с весёлым Буратино, можно познакомить детей с основными правами ребёнка.

В ходе бесед, экскурсии, чтения художественной литературы, познавательных, развивающих и сюжетно-ролевых игр новый материал закрепляется и систематизируется.

Используя различные конкурсы, развлечения, досуги,можно дать детям возможность самостоятельно использовать полученные знания, проявить инициативу, творчество.

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности.

Дошкольники легко осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную, проектную деятельность.

Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Также, в систему любой деятельности, хорошо включать такие формы работы с детьми, как:

— беседы с использованием сюжетов хорошо известных сказок; совместный поиск решений от своего имени или имени героя, (например, если бы я был гадким утенком, если бы я поймал золотую рыбку, если бы я вдруг превратился в);

— дидактические игры: Например: «Чьи права нарушены?», «Какие права у героев»;

— игры-драматизации: Например: «В роли другого» (посредством игры каждому ребенку предлагают побывать в роли другого, войти в его положение, «вчувствоваться» в его проблемы, или вдруг, уменьшиться в размерах и превратиться в муравья, и, от его имени, рассказать о своих правах);

Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение.

-отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов;

-выставка рисунков по теме. Например: «Государственные символы», «Страна, где я живу»;

-музыкальные развлечения, викторины;

Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Предложите детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких.

Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

Работа по развитию основ правовой культуры должна проводиться совместно с родителями воспитанников. Исследования психологов и педагогов показывают, что они часто испытывают трудности в воспитании детей. Многие родители обеспокоены конфликтностью, неуравновешенностью, агрессивностью своих детей и не знают, как вести себя в трудных ситуациях, иногда применяют к своим детям телесные наказания. Правовая культура большинства родителей находиться на низком уровне

Поэтому, одной из главных задач педагогов в ДОУ, является правовое просвещение родителей, содействие им в защите прав и достоинства детей.

Таким образом, среди функций, которые выполняет ДОУ в системе образования, должно большое место занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.

защита прав и правовое воспитание дошкольниковФотоотчет «Правовое воспитание дошкольников» 0 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвящённый принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребёнка. Этот.

Нравственно-правовое воспитание обучающихся с ОВЗ Нравственно-правовое воспитание особенно актуально для нашей школы, где риск совершения преступлений велик. Затруднением в проведении данной.

Консультация для педагогов «Правовое воспитание дошкольников» Консультация для педагогов «Правовое воспитание дошкольников» Содержание: 1. Понятие «Право». Нормативные основы защиты прав детей. 2.

Консультация для родителей «Правовое воспитание дошкольников» Консультация для родителей. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Право – это совокупность, устанавливаемых и охраняемых государственной властью.

Круглый стол с родителями на тему «Правовое воспитание дошкольников» Положение детей в России в начале XXI века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства.

Конспект занятия «Правовое воспитание дошкольников» Игра «Где права взрослых, а где детей» Задачи: познакомить детей с их правами; воспитывать чувство ответственности и заботы об окружающем.

Источник

Консультация для педагогов ДОУ «Организация работы по правовому воспитанию дошкольников»

защита прав и правовое воспитание дошкольников Ольга Воробьева
Консультация для педагогов ДОУ «Организация работы по правовому воспитанию дошкольников»

Консультация для педагогов ДОУ

«Организация работы

по правовому воспитанию дошкольников«

Детство- это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и нравственность.

Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности.

Актуальность правового воспитанияв наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств детей.

Чувство доверия у ребёнка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности. Поэтому возникает необходимость с дошкольного возраста проводить работу по правовому воспитанию.

Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания. В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.

Основные направления деятельности педагога по правовому воспитаниюдетей в детском саду:

работа с родителями по правовому воспитанию детей

работа с детьми по правовому воспитанию

Работа с родителями по правовому воспитанию дошкольников.

Первая необходимая составляющая, обеспечивающая правовую культуру ребёнка – это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение. Работу по привитию основ правового сознания необходимо проводить совместно с родителями воспитанников. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьёзные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях. Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными. Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребёнка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь,меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя. Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.

От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Успешность работы по этой проблеме во многом зависит от подготовленности и компетентности педагога. Поэтому необходимо ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.

Организовывать работу по повышению родительской компетентности в вопросах воспитания и защиты прав ребенка следует через коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные формы сотрудничества с семьей.

Эффективными формами работыс родителями являются:

• информация о международных и российских документах о правах ребенка; информационные стенды «Права ребенка», «Права и обязанности родителей»;

• памятки для родителей «Нужно ли наказывать ребенка»; «Будем взаимно вежливы»; «Если ребенок провинился…»; «Кнут или пряник?» и др.

• родительские собрания «Знаем ли мы права ребёнка», «Защита прав и достоинства ребёнка»;

консультации «Права и обязанности родителей», «Как воспитать ребёнка без физических наказаний», «Понимаем ли мы своих детей»;

• совместные праздники, досуги, конкурсы.

• анкетирования, тестирования «Я и мой ребенок», «Какой Вы родитель»; •«круглые столы»: «Я и мой ребёнок», «Обсуждаем права детей», «Соблюдение прав ребёнка в семье»;

• индивидуальные и групповые беседы;

• почтовый ящик «Правовая почта».

Работа с детьми по правовому воспитанию.

В младшем дошкольном возрасте (I этап) у детей закладываются нормы поведения в коллективе, умения устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми через различные формы организации: игровые ситуации в ходе режимных моментов, игры.

В среднем дошкольном возрасте (II этап) продолжается работа по развитию коммуникативных способностей детей; формированию нравственных норм поведения. И педагог подводит детей к умению оценивать на примере героев сказок те или иные поступки, как положительные, так и отрицательные, а также оценивать свои поступки.

В старшем дошкольном возрасте (III этап) формируется нравственно – правовая культура на основе знаний основных прав, дети знакомятся с понятием «право». Нормативно-целевым ориентиром в образовательной работе с детьми по формированию основ правовой культуры стала картина психологического склада ребёнка на пороге школы. К пяти годам складывается детское общество, основывающееся на совместной игре и продуктивной деятельности. Ребёнок уже может регулировать свое поведение, исходя из бытовых и игровых правил и норм. К 6 – 7 годам дошкольник вполне управляет своим поведением, умеет произвольно подчинять себя поставленной цели (концентрировать внимание, прилагать волевое усилие, владеет образными и речевыми средствами упорядочения опыта, обладает довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими его действия и отношения. То есть к концу дошкольного детства ребёнок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками

Формы и методы правового воспитания детей.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека. Поэтому необходимо организовывать образовательную деятельность с дошкольниками по правовому воспитанию в течение всего пребывания детей в дошкольной организации: в ходе режимных моментов, в различных видах детской деятельности и формах общения. Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках. Педагог на свое усмотрение, в соответствии с целями и задачами, комплексно-тематическим планированием и неожиданно возникшей проблемной ситуацией, может планировать и подбирать различные формы и темы в работе с детьми старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию используя, подходящую по его мнению и творческому замыслу, методическую литературу. Форма совместной деятельности – подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая образовательная ситуация должна нести в себе момент воспитания.

Формы работы с детьми:

Организованная деятельность;

• Игры (ролевые, театрализованные и дидактические и др.);

• Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.

Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.

Методы работы с детьми:

• Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, CD – диски, презентации, беседа о прочитанном и просмотренном.

• Решение проблемных задач,поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком, если бы я поймал золотую рыбку, если бы я вдруг превратился в …

Дидактические игры: «Я имею право», «Чьи права нарушены, «Назови права героев», «Выбери право».

• Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот приём способствует развитию эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

• Метод презентации детьми различных рисунков, иллюстраций, сказок, рассказов. С помощью этого дети сами учатся понимать окружающий мир. Герои из сказок учат детей правильно мыслить и действовать по законам современного общества. Такого рода обучение стимулирует детей поступать как можно лучше.

Примерные темы НОД и бесед на правовую тематику.

1.Тема: «Ты и твое имя» Цель. Познакомить детей с правом на имя. Научить применять это право в жизни. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.

2.Тема: «Моя семья» Цель. Формировать представления о семье. Знать имена своих родителей. Воспитывать уважение к членам семьи.

3.Тема: «Наш дом – детский сад» Цель. Поддерживать интерес к жизни в детском саду. Воспитывать чувство хозяина, уважения к сотрудникам детского сада и доброжелательное отношение к сверстникам.

1.Тема: «Дружная семья» Цель. Закреплять представления о семье. Развивать осознанное отношение к проявлению любви, уважения и сочувствия к близким людям.

2.Тема: «Дом, в котором ты живешь» Цель. Формировать представления о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (двор, дом, улица города). Воспитывать добрые чувства. Интерес к месту, где живешь.

3.Тема: «Как поступить правильно» Цель. Формировать представление о положительных и отрицательных поступках поведения. Правильно оценивать себя и других. Видеть хорошее и плохое в персонажах знакомых произведений.

1.Тема: «О правах играя» Программная задача. Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Учить рассуждать, делать выводы. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.

2.Тема: «Право жить и воспитываться в семье». Программная задача. Вызвать у детей интерес к занятиям данного цикла (правовое воспитание). Познакомить с правом ребенка жить и воспитываться в семье. Формировать у детей человеческие взаимоотношения на основе любви и заботы близких ему людей.

3.Тема: «Право на жизнь и здоровье». Программная задача. Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Формировать у детей представления об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.

4.Тема: «Право на жилище и личную неприкосновенность». Программная задача. Познакомить детей с правом на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь. Формировать способности к социальной безопасности. Учить детей рассуждать и делать выводы.

5.Тема: «Мы в стране сказок». Программная задача. Воспитывать понимания детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним закрепить знания детей о декларации прав ребенка.

Тема: «Право на труд и свободный выбор работы». Программная задача. Каждый человек имеет право на труд и свободный выбор работы. Формировать представление, что жизненный уровень зависит от качества труда. Воспитывать уважение к труду взрослых и желания выбрать свою профессию.

Тема: «Право на отдых и досуг». Программная задача. Познакомить детей с правом на отдых. Формировать представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают. Дать понятие, что отдыхом может быть и смена деятельности. Учит ценить свободное время и заполнять его интересными занятиями.

Тема: «Право на образование». Программная задача. Познакомить детей с правом на образование. Формировать готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Воспитывать уважение к правам человека.

Тема: «Право-искусство добра и справедливости». Программная задача. В интересной и занимательной форме закреплять знания о правах человека, отраженных во всемирной декларации прав человека. Развивать способность анализировать поступки сказочных героев. Адаптировать детей к существующим в обществе правилам и нормам жизни

защита прав и правовое воспитание дошкольников«Организация режимных моментов в ДОУ». Консультация для педагогов ДОУ Приводя малышей в детский сад, родители первым делом слышат слова «режим», «распорядок». Некоторых, особенно неопытных, пап и мам эти.

защита прав и правовое воспитание дошкольниковИспользование нетрадиционных форм работы с родителями по правовому воспитанию. «Сказочный суд» (фотоотчет) Сегодня вашему вниманию будет представлена одна из нетрадиционных форм работы с родителями на тему «Защита прав и достоинств ребёнка» –театральное.

Конспект НОД по правовому воспитанию в старшей группе «О правах, играя» Программное содержание: 1. Познакомить детей со статьями «Конвенция о правах ребёнка», способствовать их пониманию и осознанию на примерах.

Консультация для педагогов «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению. Паучок терпению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *