защита прав и свобод граждан примеры
Как в России защищают права и свободы гражданина
В первую очередь права граждан защищает Основной закон страны — Конституция.
В главе 2 прописано, что человеку в России гарантированы право на жизнь, достоинство, безопасность, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, неприкосновенность жилища, определение и указание своей национальной принадлежности, пользование родным языком, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться. Гарантированы свобода совести и вероисповедания, мысли и слова, право на информацию.
Также граждане РФ имеют право на объединение (гарантированы свобода союзов, партий), на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, а также право обращаться в государственные органы.
Кроме того, Конституцией гарантированы социальные, экономические, культурные права — полный список прав и свобод есть в соответствующей главе Основного закона.
Отдельно права и свободы защищены кодексами и отдельными законами.
Так, в частности, трудовые права граждан защищает Трудовой кодекс РФ. В статье 3 прописано: «каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав». Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах.
Семейный кодекс защищает права детей и семьи: «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства».
В Гражданском кодексе указано, что «гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого‑либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты».
Закон «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителей на приобретение товаров, работ и услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о них и об их изготовителях, исполнителях и продавцах, о владельцах агрегаторов информации о товарах и услугах, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов.
Уполномоченный по правам человека
В России существует Уполномоченный по правам человека. Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный, в частности, рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства и принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты. В случае необходимости можно обратиться к Уполномоченному — вот ссылка.
Права и свободы человека и гражданина
На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.
Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.
Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.
Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).
К основным обязанностям человека Конституция относит:
Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин обязан исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.
Категории прав человека
Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:
Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:
Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.
Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.
Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.
Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.
Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.
Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.
Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.
Методические советы учителям
При изучении темы «Права и свободы человека» необходимо объяснить учащимся степень важности знания собственных прав и в современном мире. При объяснении материала следует опираться на примеры из реальной жизни. Исчерпывающую информацию по теме вы найдете в УМК «Обществознание. Никитин». Используйте в работе таблицу Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, чтобы помочь учащимся запомнить материал.
Защита прав и свобод человека
Нередки факты нарушений прав и свобод. Причины тому различные: преступность, бюрократизм, коррупция, злоупотребления служебным положением. Каждый человек должен иметь право устранить их допустимыми законом способами, т. е. обеспечить защиту (охрану) прав и свобод человека и гражданина, (ложно рассчитывать на то, что основные права и свободы граждан будут претворяться сами собой. В жизни эти процессы носят зачастую конфликтный характер. В этой связи вопросом первостепенной важности становится необходимость надлежащей охраны прав и свобод граждан. Если говорить обобщенно, то все законодательство в той или иной мере направлено на охрану прав человека. Защита прав и свобод человека — это очень большая проблема.
Гарантии основных прав и свобод — это прежде всего экономические, политические, а также специально-юридические (правовые) средства обеспечения реального претворения их в жизнь. Действие правовых гарантий будет эффективным при условии построения правового государства (ст. 45 — 54 Конституции РФ). Правовые гарантии основных прав и свобод граждан выражаются прежде всего в том, что они закрепляются в конституциях и других правовых актах, отвечающих международно-правовым стандартам. В них четко определяется порядок и правила применения этих прав и обязанностей, устанавливаются меры юридической ответственности за посягательства на них, их ущемление. Государство защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.
Решать вопрос о том, защищать или не защищать свое право и свободу может только сам обладатель права.
Соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ, ст. 2 Конституции РТ), государственная защита прав и свобод гарантируется ( ст. 45 Конституции РФ, ст. 33 Конституции РТ). Защита прав и свобод личности включает целый комплекс средств и мер. Важнейшими из них выступают:
Внутригосударственная защита прав и свобод личности
Общими гарантами прав и свобод человека и гражданина служат высшие и местные органы власти и управления.
Закрепление прав личности и гарантии их защиты в Конституции и других законодательных актах показано на следующей схеме:
Государственные органы общей и специальной компетенции всех уровней:
Гарантом является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции РФ), Президент Республики Татарстан (ст. 90 Конституции РТ).
Существует и особая должность — Уполномоченный по правам человека, который назначается Государственной Думой (ст. 103 Конституции РФ).
Все государственные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека. Вместе с тем существуют специальные органы, для которых деятельность по охране основных прав и свобод граждан является главной целью. К их числу относятся суд, прокуратура, органы охраны общественного порядка, органы предварительного расследования, адвокатура, органы юстиции, арбитраж, нотариат и некоторые другие. Каждый из них действует в пределах своей компетенции, используя свои специфические средства, способы, формы и методы.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого по защите своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Способы защиты различные: самостоятельное отражение преступного посягательства, обращение к средствам массовой информации, в общественные организации и т. д. При этом, однако, нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу государственных органов, превышать допустимые пределы правозащиты.
Кроме того, защищать права подростков могут органы управления и общественные организации, если это входит в круг их функциональных обязанностей (органы здравоохранения, образования, комиссии по делам несовершеннолетних и некоторые другие). При расторжении брака, когда в семье есть ребенок, эти органы дают заключение о том, кому из родителей передать ребенка на воспитание.
Международная защита прав и свобод личности
Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46 Конституции РФ). Международная защита прав человека исторически сложилась в результате совместных действий государств по предупреждению и устранению нарушений. Усилия государств в этом направлении объединяет ООН.
В качестве органа, координирующего деятельность по вопросам прав человека, в 1946 г. в соответствии с Уставом ООН была создана Комиссия по правам человека. Комиссия готовит рекомендации, разрабатывает документы ООН в области прав человека, рассматривает жалобы о нарушении прав человека и сообщения о таких нарушениях. При необходимости Комиссия имеет право провести с помощью независимых экспертов расследование. Также ежегодно на своих открытых заседаниях она обсуждает факты нарушения прав человека.
В ООН учрежден и другой специальный орган — Комитет по правам человека. Он осуществляет контроль за выполнением государствами, в том числе Россией, своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), обращает внимание правительств на необходимость обеспечения прав человека.
Как ООН заставляет изменять какое-либо государство свою практику или политику? Эта международная организация не имеет силовых способов, она действует только путем убеждения, концентрации международного общественного мнения, введения экономических санкций. Военное вмешательство — Исключительная мера, принимаемая по решению Совета Безопасности.
Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.
Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам защиты прав и свобод в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru
Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)
Уполномоченный по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
Пример 1. В адрес Уполномоченного по правам человека в автономном округе обратился гражданин К., г.Мегион, по вопросу переселения из строения, приспособленного для проживания (балка). В связи с отсутствием надлежащих правоустанавливающих документов у заявителя строение, в котором проживал заявитель не было включено в план мероприятий, направленных на расселение балочных массивов в муниципальном образовании. Уполномоченным по правам человека в автономном округе усматривается ущемления жилищных прав заявителя. По предложению и при содействии Уполномоченного по правам человека в автономном округе администрацией муниципального образования внесены изменения в план мероприятий, направленных на расселение балочных массивов в городском округе, согласно которым строение заявителя включено в план ликвидации и переселения. Тем самым права заявителя восстановлены, гражданину К. в соответствии с муниципальной программой будет предоставлена субсидия, которая может быть использована на приобретение в собственность жилого помещения, долевое участие в строительстве жилого помещения в многоквартирном доме, погашение части ипотечного кредита за жилое помещение.
Пример 2. Гражданин М., г. Радужный, обратился к Уполномоченному по правам человека в автономном округе с жалобой на действия Ипотечного агентства Югры в части незаконного исключения его из Единого списка участников подпрограммы «Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан». По результатам проверочных мероприятий, организованных Уполномоченным по правам человека в автономном округе, и взаимодействия с региональными и муниципальными органами власти решение об исключении заявителя из Единого списка подпрограммы было отменено, заявителю направлено уведомление на право получение субсидий.
Пример 3. У гражданина Д., г.Мегион, в счет погашения задолженности по исполнительному производству взысканы с имеющегося лицевого счета все денежные средства. По результатам анализа имеющихся в распоряжении документов установлено, что на счет заявителя поступает доход за оказание им транспортных услуг, который является единственным доходом заявителя-должника. Действуя в защиту прав гражданина Д., учитывая норму Закона об исполнительном производстве (часть 2 ст.99: при исполнении исполнительного документа с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований), Уполномоченный по правам человека в автономном округе обратился в службу судебных приставов. По результатам рассмотрения обращения Уполномоченного судебным приставом-исполнителем произведен перерасчет удержанных денежных средств с доходов должника.
Пример 4. В адрес Уполномоченного по правам человека в автономном округе обратился гражданин Г., проживающий в жилом помещении г.Ханты-Мансийска по договору социального найма, с жалобой на включение в сумму оплаты коммунальных услуг стоимости услуг по газификации дома. Уполномоченный обратился в органы прокуратуры с просьбой провести проверку правомерности взимание средств за газификацию дома с нанимателя жилого помещения. По результатам проведенной проверки Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой в целях устранения выявленных нарушений законодательства и восстановления прав заявителя директору муниципального предприятия «Жилищно-коммунальное управление» внесено представление с требованием о перерасчете произведенных заявителем оплат за коммунальные услуги.
Пример 5. В адрес Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре поступила жалоба гражданина С., п.Федоровский, Сургутского района, осуществляющего трудовую деятельность в муниципальном унитарном предприятии менее года, об отказе в оплате проезда к месту использования отпуска и обратно. По результатам анализа представленной муниципальным унитарным предприятием документации по запросу Уполномоченного по правам человека в автономном округе установлено, что в соответствии с положением о порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно (приложение к коллективному договору) право на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно возникает у работника впервые по истечении 12 месяцев непрерывной работы на муниципальном унитарном предприятии. Установление данной нормы локальным нормативным актом муниципального унитарного предприятия является незаконным и необоснованным, так как ухудшает положение работников по сравнению с нормами установленными трудовым законодательством.
Право на использование отпуска за первый год работы в соответствии с частью 2 статьи 122 ТК РФ возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. Из правовых норм трудового законодательства в их совокупности следует, что законодатель возникновение права на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно связывает с возникновением права на получение ежегодного оплачиваемого отпуска, то за первый и второй год работы право на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно у лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, возникает по истечении шести месяцев работы, а за третий и четвертый годы работы, начиная с третьего года работы в любое время года и так далее. Тем самым, возникшее у работников право на отпуск за первый год работы влечет возникновение права работника на компенсацию расходов стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно.
Уполномоченным по правам человека в автономном округе в адрес руководителя муниципального унитарного предприятия направлено заключение о необходимости внести изменения в положение о порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, которое рассмотрено положительно, права заявителя на компенсацию расходов стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно восстановлены.
Пример 6. Гражданин Б., п.Междуреченский, Кондинского района, пожаловался на качество медицинской помощи, оказываемой специалистами больницы, расположенной в сельском поселении. Уполномоченного по правам человека в автономном округе проведены проверочные мероприятия, в том числе с участием Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, по результатам которых выявлены нарушения стандарта оказания медицинской помощи по профилю заболевания, а также отдельные нарушения ведения медицинской документации врачами – специалистами, к специалистам учреждения здравоохранения, допустившим нарушения, применены меры дисциплинарного характера.
Пример 7. В адрес Уполномоченного по правам человекам в автономном округе обратился гражданка Г., г. Пыть-Ях с жалобой на нарушение администрацией города жилищных прав ее семьи. Заявитель является матерью-одиночкой, имеет двоих несовершеннолетних детей. Заявитель с семьей проживает в съемной однокомнатной квартире с семьей сестры (всего 5 человек), иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности, не имеет. Старший несовершеннолетний сын заявителя имеет диагноз, включенный в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378. Сын заявителя включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, что является основанием для получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Специалисты администрации проинформировали заявителя, что жилое помещение будет предоставлено площадью только 18 кв.м (по норме на одного человека).
Уполномоченным по правам человека в автономном округе усматривается нарушения прав несовершеннолетнего ребенка-инвалида, так как сын заявителя относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма. Принимая во внимание сложившуюся судебную практику, иные члены семьи, т.е. заявитель и второй несовершеннолетний ребенок заявителя таким правом не обладают. Вместе с тем, при обеспечении жилищных прав несовершеннолетнего и обеспечении его жилым помещением во внеочередном порядке следует учитывать требования, установленные в части 5 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно: состояние здоровья и другие заслуживающие внимание обстоятельства, к которым относится в том числе несовершеннолетний возраст, нуждаемость в уходе, отсутствие возможности самостоятельного проживания без своей матери.
Действуя в законных интересах заявителя и ее несовершеннолетних детей, Уполномоченным направлено заключение о необходимости объективного рассмотрения вопроса предоставления жилого помещения во внеочередном порядке семье Г. по площади, превышающей норму предоставления на одного человека, в соответствии частью 2 статьи 58 ЖК РФ, учитывая право ребенка-инвалида на дополнительную площадь, нуждаемость его в уходе, отсутствие возможности самостоятельного проживания без своей матери. По результатам рассмотрения заключения Уполномоченного по правам человека права гражданки Г. И ее несовершеннолетнего сына восстановлены.
Пример 8. В ходе рассмотрения поступивших в адрес Уполномоченного по правам человека обращений граждан Б. и М., г.Сургут, по вопросу защиты жилищных прав, признания права пользования жилым помещением на условиях социального найма Уполномоченным проведены проверочные мероприятия, по результатам которых установлено, что гражданину Б. (бывшему супругу М.) по месту работы было выделено жилое помещение. В связи с семейными обстоятельствами, не позволяющими совместно проживать с Б., гражданке М. в 1999году дано разрешение муниципального учреждения «Дирекция по эксплуатации и содержанию временного бесхозного жилья» на вселение в другое жилое помещение. При этом заселение М. в указанное жилое помещение не сопровождалось оформлением правоустанавливающих документов и разрешением постановки на регистрационный учет, в связи с чем администрация муниципального образования отказала гражданке М. в заключении договора социального найма, включив ее в состав семьи гражданина Б. при предоставлении жилого помещения взамен сносимого. В целях принятия необходимых мер восстановления жилищных прав М., учитывая фактическое вселение М. в предоставленное ей жилое помещение с разрешения органа местного самоуправления, проживание в данном жилом помещении в течение более 15 лет и фактическое исполнение М. обязанностей нанимателя, Уполномоченным по правам человека в автономном округе направлено заключение, содержащее рекомендации главе администрации города заключить с гражданкой М. договор социального найма на жилое помещение, в котором проживает М. Заключение рассмотрено положительно, с гражданкой М. заключен договор социального найма на жилое помещение, в котором заявитель проживает, что дает заявителю право на участие в программе по переселению граждан из аварийного и подлежащего сносу жилья.
Пример 9. В ходе личного приема к Уполномоченному по правам человека в автономном округе обратился гражданин Р., г.Ханты-Мансийск, с жалобой на отсутствия выплаты региональной социальной доплаты к пенсии. Уполномоченным по правам человека организованы проверочные мероприятия с участием Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по проверки причин невыплаты доплаты к пенсии гражданину Р.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что выплата региональной социальной доплаты к пенсии приостановлена необоснованно (по ошибке должностных лиц) в связи с изменением постоянного места жительства заявителя, при переводе выплатного (пенсионного) дела из Управления ПФР в городе Х. в Управление ПФР в городе С. По результатам проверочных мероприятий, право на получение доплаты к пенсии восстановлено, заявителю доначислена региональная социальная доплата к пенсии.
Пример 10. Гражданка Л. пожаловалась Уполномоченному по правам человека в Югре на шум и запахи от магазина и кондитерского цеха при данном магазине, расположенных напротив дома, где проживает заявитель, г.Нижневартовск. Уполномоченным организованы проверочные мероприятия, в том числе с привлечением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре. В результате, факторы, оказывающие вредное воздействие на граждан, проживающих вблизи магазина и кондитерского цеха «Березка», были устранены администрацией магазина. Тем самым, права заявителя на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия, восстановлены.
Пример 11. В ходе личного приема к Уполномоченному по правам человека обратилась гражданка Л., Ханты-Мансийск, по вопросу содействия в получении мер социальной поддержки, социальных и иных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. По ходатайству Уполномоченного по правам человека в Югре Комиссией по оказанию социальной помощи при Управлении социальной защиты населения вопрос в отношении заявителя рассмотрен повторно и принято решение по оказанию заявителю единовременной помощи в размере 40000 рублей на погашение долга за жилищно-коммунальные услуги, приобретение одежды и обуви.
Пример 12. В адрес Уполномоченного по правам человека обратились граждане, проживающие в балочных строениях города Сургута по вопросу содействия в создании безопасного и доступного транспортного обеспечения к месту их проживания, а также с жалобой на ненадлежащее обеспечение жителей балочных строений питьевой водой. Поскольку администрацией муниципального образования, в чьи полномочия входит указанный вопрос, исчерпывающих мер по обеспечению безопасного передвижения граждан и автотранспорта, в том числе машин для подвоза воды, скорой помощи, пожарной машины и другой спецтехники по дороге, ведущей к балочным строениям, не принято, Уполномоченным направлено обращение в прокуратуру города о проведении проверки деятельности администрации города в части исполнения полномочий по организации водоснабжения населения и транспортного обеспечения. В результате, вопрос решен положительно, права граждан восстановлены.
Пример 13. В адрес Уполномоченного по правам человека в автономном округе обратился иностранный гражданин П., в отношении которого по делу об административном правонарушении вынесено судом решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации с содержанием в Специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре до исполнения данного судебного решения. При этом судом при вынесении данного решения не было учтено наличие у гражданина П. устойчивой семейной связи с гражданкой Российской Федерации. По предложению и при содействии Уполномоченного по правам человека в автономном округе апелляционным определением суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вышеуказанное решение суда об административном выдворении было отменено, а гражданин П. освобожден из специального учреждения.
Пример 14. Осужденный П. обратился к Уполномоченному по правам человека в автономном округе с жалобой на действия службы исполнения наказаний в части содержания его, как лица, осужденного впервые к лишению свободы, совместно с осужденными, ранее отбывавших лишение свободы. По результатам проверочных мероприятий, организованных Уполномоченным по правам человека в автономном округе, Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры внесено представление об устранении нарушения закона и решении вопроса о направлении осужденного П. для отбывания наказания в иное учреждение, в котором лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы.
Пример 15. В адрес Уполномоченного по правам человека в автономном округе обратилась гражданка Российской Федерации И. в интересах своей дочери Б., являющейся иностранной гражданкой, по вопросу запрета въезда ее дочери на территорию Российской Федерации. Решение о запрете въезда в Российскую Федерацию иностранной гражданки Б. было принято органом в сфере миграции без учета сведений о наличии у нее членов семьи, являющихся гражданами Российской Федерации. По предложению и при содействии Уполномоченного по правам человека в автономном округе органом в сфере миграции указанное решение о запрете въезда в Российскую Федерацию было пересмотрено и отменено.
Пример 16. В адрес Уполномоченного по правам человека в автономном округе обратился иностранный гражданин И., в отношении которого по делу об административном правонарушении вынесено судом решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации с содержанием в специальном учреждении до исполнения данного судебного решения. При этом судом при вынесении данного решения не было учтено наличие у гражданина И. супруги, являющейся гражданкой Российской Федерации. Судом апелляционной инстанции жалоба иностранного гражданина И. на указанное решение суда оставлена без удовлетворения. При обращении Уполномоченного по правам человека в автономном округе миграционную службу данному иностранного гражданину было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации из гуманных побуждений, так как на территории иностранного государства, гражданином котором является гражданин И., сложилась обстановка, близкая к военной, отношения между данным государством и Российской Федерации носят недоброжелательный характер. В связи с предоставлением временного убежища иностранный гражданин И. был освобожден из специального учреждения, а судебное решение о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации отменено.
Пример 17. В адрес Уполномоченного по правам человека в автономном округе обратился иностранный гражданин С. по вопросу установления запрета въезда на территорию Российской Федерации в течение 5 лет. Данное решение было принято органом в сфере миграции в связи с неоднократным привлечением иностранного гражданина С. к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения. По предложению и при содействии Уполномоченного по правам человека в автономном округе в ходе судебного заседания органом в сфере миграции было заключено мировое соглашение, предусматривающее отмену установленного им запрета въезда на территорию Российской Федерации иностранного гражданина С.
Пример 18. Уполномоченным рассмотрено обращение от общественной организации по вопросу содействия в оказании финансовой поддержки инвалиду-колясочнику г.Ханты-Мансийск для подключения жилого дома к сети водоснабжения. По ходатайству Уполномоченного предприятие, на котором ранее осуществлял свою деятельность гражданин и получил производственную травму, приведшую к инвалидности,, оказало благотворительную помощь семье бывшего работника на оплату работ по подключению жилого дома к сети водоснабжения.
Пример 19. При взаимодействии Уполномоченного с работодателем общества с ограниченной ответственностью, г.Нижневартовск) гр. М. погашена задолженность по заработной плате, которую заявитель не мог получить с 2015 года.
Пример 20. К уполномоченному обратились граждане одного из микрорайонов г.Сургута с жалобой на нарушение тишины и покоя. При подвозе воды водитель водовозки оповещал жителей громким автомобильным звуковым сигналом. По запросу Уполномоченного администрацией муниципального образования проведена проверка, по результатам которой права граждан на тишину и покой восстановлены.
Пример 21. При осуществлении ремонта по замене системы теплоснабжения в начале отопительного сезона жители одного из домов г.Ханты-Мансийска остались без отопления в связи с тем, что один из соседей отказывался обеспечить доступ ремонтной бригады в квартиру, это приводила к невозможности обеспечения замены систем отопления (труб, регистров) и подключения их в общую систему теплоснабжения. При взаимодействии Аппарата Уполномоченного с Управлением капитального строительства муниципального образования в оперативном порядке были приняты меры судебного порядка к собственнику квартиры, который неправомерно препятствовал проведению капитального ремонта системы отопления дома, по обеспечению доступа к общему имуществу многоквартирного жилого дома. Решение суда незамедлительно было приведено к исполнению, что позволило обеспечить бесперебойную подачу тепловой энергии.
Пример 24. По жалобе на необоснованное затягивание процедуры прохождения периодического медицинского осмотра (обследования) заявителя Х., Уполномоченным проведены проверочные мероприятия, в результате которых Главному врачу БУ ХМАО-Югры «Советская психоневрологическая больница» выдано заключение о восстановлении прав заявителя на проведение периодического медицинского осмотра в установленные административным регламентом сроки. Права заявителя восстановлены.
Пример 25. В адрес Уполномоченного обратился пенсионер, ветеран труда К., г. Ханты-Мансийск, о неудовлетворительном состоянии остановочного павильона ожидания городского общественного транспорта, расположенного в районе СОТ. В своем обращении заявитель указывает на аварийное состояние остановочного павильона, угрозу обрушения конструкции во время опасных погодных явлений, отсутствии результата на неоднократные обращения по данному вопросу в адрес органов местного самоуправления.
По заключительному запросу Уполномоченного в адрес главы города права граждан на безопасное строение остановочного комплекса восстановлены (обеспечены).
Пример 27. По обращениям родителей военнослужащих по срочному призыву Уполномоченным Югры совместно с Уполномоченным по правам человека в Республике Бурятия выездной проверки условий прохождения военной службы военнослужащими (в том числе из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) в войсковой части № 69647 г. Кяхта. По итогам проверки Уполномоченных в результате обращения Уполномоченного Югры к Командующему 36-й общевойсковой армии Восточного военного округа и к военному прокурору Кяхтинского гарнизона восстановлены нарушенные права военнослужащих на своевременное медицинское обслуживание, получение соответствующего обмундирования и создание наиболее благоприятных условий прохождения военной службы военнослужащими данной войсковой части.