защита прав на дизайн одежды
Регистрация для аромата и патент на принт: защита прав в fashion-бизнесе
С какими трудностями сталкиваются дизайнеры в России
Создание одежды ― это творчество, креатив, поиск и воплощение новых идей. Но дизайнеры не всегда знают, как защитить свои разработки от несанкционированного копирования. В сфере моды подобные попытки ― не редкость. Иногда они оборачиваются громкими разбирательствами.
Порой дизайнеры вдохновляются коллекциями прошлых лет. С одной стороны, мода циклична, и довольно часто идеи кутюрье спустя годы возвращаются на подиумы. С другой — иногда такие цитирования граничат с явным плагиатом.
Примером такого копирования можно назвать неоднократное «возрождение» свитера I’m a luxury, который впервые выпустил в 1980-х годах модный дом Blades of Saville Row. Свитер стал популярным после того, как в нем сфотографировали принцессу Диану. Позже модель была растиражирована как зарубежными, так и российскими брендами. В частности, свитер вошел в коллекции Walk of shame 2012 года и Product of limitation 2019–2020 годов.
Зачастую дизайнеры просто не обращают внимания на подобные заимствования. Но реплика изделия может попасть в масс-маркет. Там она продается по более низкой цене и приносит прибыль ретейлеру, в то время как автор идеи не получает никаких отчислений. Чтобы избежать этого, дизайнерам важно грамотно защищать свои права. Это позволит как изъять плагиат из продажи, так и получить компенсацию за незаконное копирование изделия.
Как защитить права на дизайн
Законом предусмотрены три способа защиты прав на дизайн одежды. Разберем полюсы и минусы каждого из них.
1. Авторское право
Согласно статье 1259 Гражданского кодекса, дизайн относится к объектам авторского права. Это касается и дизайна одежды.
Дьявол носит право: как дизайнеру одежды защитить свои проекты
Мир моды. Такой яркий, страстный, волнующий и прекрасный… В этом мире нет места людям скромным, боязливым и… юридически необразованным? Как показала статистика, работники фэшн индустрии регулярно сталкиваются с нарушением своих авторских прав, так что осведомленность в вопросах защиты интеллектуальной собственности становится самым горячим трендом сезона.
Модельеру или дизайнеру одежды угрожают разнообразные нарушения прав. Здесь нет ничего необычного: другие дизайнеры и модные дома копируют чужие проекты и выдают за свои, журналы публикуют эскизы и не указывают авторство, а некоторые даже вовсю продают уже готовую одежду без каких-либо разрешений. Чтобы этого не случилось, дизайнеру всегда нужно помнить о своих правах! Авторских. И обязательно их регистрировать.
В фэшн индустрии автор может зарегистрировать свои эскизы, дизайны одежды, аксессуаров и ювелирных изделий, детали произведений изобразительного искусства (например, принты одежды, вышивка, аппликация и другие). В общем, различные плоды своего творческого труда.
Такие произведения подлежат правовой охране.
Защити себя: регистрируем авторское право и патент
Чтобы зарегистрировать авторское право на свои произведения, дизайнер не обязан иметь на руках финальный, скроенный и сшитый вариант проекта. Для этого достаточно фотографий, эскизов или макетов, ведь произведение модельера может быть зарегистрировано и как объект авторского права, и как самостоятельный патент.
Авторское право отличается от патентного, а общее у них то, что оба они спасут дизайнера от незаконного использования его проектов. Чтобы понять, какое из этих понятий подходит для конкретного случая, нужно выбрать, что именно они будут “защищать”.
Если дизайнер хочет зарегистрировать не материальный носитель, а творческое решение, выраженное в нем, то он располагает объектом авторских прав. Такой объект можно быстро и просто заверить в Банке Авторских Прав и не волноваться о нелегальном использовании.
Если же творение дизайнера может быть зарегистрировано как промышленный образец, новое техническое решение или изобретение, его можно запатентовать, предварительно доказав новизну и оригинальность.
Так, авторское право защищает саму форму реализации, а патентное право защищает оригинальность идеи. Сроки охраны также разные: по авторскому праву — в течение жизни автора и 70 лет после его смерти. По патентному праву — 5-20 лет с момента регистрации с возможностью продления. На один и тот же проект можно оформить и авторские права, и патент одновременно.
Кстати, из-за разницы в сроках охраны права и патента некоторые обладатели патентов попадали в печальные ситуации. Например, помните спиннеры, самые модные игрушки 2017 года? Они получили массовую популярность и принесли кому-то миллионы… Кому-то, но не оригинальной изобретательнице Кэтрин Хеттингер: срок охраны ее патента на спиннер истек раньше, а продлить она его не смогла, так как была стеснена в средствах.
Чтобы не повторить грустный опыт Кэтрин, дизайнер должен всегда регистрировать свои авторские решения. Но если права дизайнера уже нарушили и кто-то выдал его труд за свой, то необходимо переходить к решительным действиям.
Что делать, если ваши авторские права нарушили?
Очевидно и объяснимо, что людям творческим очень тяжело вникать в такие материи, как юриспруденция и судебные процессы. И чтобы сталкиваться с ними как можно реже, мы еще раз напомним: простая и заблаговременная регистрация авторских прав поможет избежать неприятных судебных процессов и пресечь действия нарушителя в любой, даже в самой модной индустрии.
Хотите быть в курсе самых свежих публикаций?
Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Карен Мирзоян
Юрист
Эксперт по авторскому праву, основатель сервиса Банк Авторских Прав (онлайн регистратор интеллектуальной собственности)
Защита дизайнерской коллекции одежды от копирования. Проблемы и решения.
Потребители относят затраты на одежду к постоянной статье расходов. Причем в современном обществе мы не просто считаем одежду предметом первой необходимости, а в буквальном смысле этого слова находимся в «плену брендов и новых трендов». Маркетинг сыграл свою роль, и желание человека соответствовать модным тенденциям привело к высокой конкуренции в fashion индустрии. Помнится, еще пять лет назад производители выпускали по 2 коллекции в год, сейчас за это время многие предлагают десятки коллекций. Одежда подвергается быстрому устареванию, и каждый дизайнер пытается прыгнуть выше головы, придумать уникальную неповторимую вещь, которую непосредственно хочет защитить от копирования. Действующее законодательство не успевает идти с ногу со временем и отвечать всем потребностям рынка, поэтому имеет множество пробелов, провоцирующих ряд проблем, некоторые из которых мы и обсудим в данной статье.
Способы защиты дизайна одежды
Несмотря на то, что статья 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации относит дизайн к объектам авторско-правовой охраны, на практике это вопрос является спорным, а защита затруднительной по следующим причинам:
По указанным выше причинам, мы можем выделить только два реально действующих способа защиты интеллектуальных прав в индустрии моды:
Получение свидетельства на товарный знак является необходимым и оправданным условием, для дальнейшего безопасного развития бренда.
Патент на промышленный образец надежный способ защиты прав на созданный результат труда. Однако характерные особенности дизайна одежды делают этот способ не востребованным именно для этой индустрии. Так, долгий срок регистрации в качестве промышленного образца и быстрая смена модных тенденций, на практике приводят к отсутствию необходимости патентования и как следствие – к незащищенности коллекций модельеров и дизайнеров.
Продолжительность актуальности дизайна на рынке существенно ограничена временными рамками, в связи с чем ему требуется оперативное предоставление правовой охраны.
Процесс регистрации – долгий и дорогостоящий процесс. Согласно регламенту, срок регистрации промышленного образца составляет двадцать месяцев и две недели. Защитить хотят интересные и необычные вещи, которые незамедлительно оказываются на пике популярности и востребованности. Как правило, популярность таких вещей продолжается не долго (от нескольких недель до нескольких месяцев), и к тому времени как дизайн будет запатентован, вещь спросом уже пользоваться не будет.
Законодатель отчасти решил эту проблему и в 2018 году ввел режим временной правовой охраны промышленных образцов в ст. 1392 ГК РФ.
Что это означает? Допустим, вы подали заявку в Роспатент на дизайн одежды. После подачи заявки и опубликования о ней сведений, все лица, использующие дизайн в период регистрации, обязаны будут выплатить Вам (патентообладателю) после получения Вами патента денежное вознаграждение (за период с момента подачи заявления по момент нарушения прав), размер которого определяется либо судом либо соглашением сторон. В случае, если в регистрации Вам отказано, никакие выплаты за использование дизайна Вам не причитаются.
Не смотря на вышеприведенную новеллу законодательства, дорогая стоимость процедуры, трудозатратность и длительные сроки регистрации делают нерациональным использование патентно-правовой охраны, так как актуальность дизайна одежды в среднем составляет полгода. Например, когда патент на пару ультрамодных босоножек все же будет выдан, сама модель обуви уже устареет, будет неактуальна, а следовательно, смысл в патентовании отсутствует. Но все же, указанная новелла является полезной для одежды, обладающей постоянством и предназначенной для лиц рабочих специальностей (врачи, офицеры, бортпроводники и др.).
Опыт европейского союза
Для решения проблем защиты и плагиата в сфере fashion индустрии предлагаю обратиться к изучению зарубежного опыта в части правовой охраны интеллектуальной собственности. Рассмотрим некоторые положения Европейского союза, поскольку они являются наиболее заманчивыми и интересными для охраны дизайна одежды.
Законодательство Европейского союза предоставляет дизайнерам возможность регистрировать несколько промышленных образцов путем подачи единой заявки. Есть два условия: во-первых, образцы должны относиться к одному классу и, во-вторых, необходимо оплатить дополнительную государственную пошлину. Другими словами, законодатель позволяет регистрировать всю коллекцию дизайнера, которая может включать в себя и одежду и обувь и аксессуары. К сожалению, российский законодатель такую возможность не предоставляет.
В Европейском союзе введен режим незарегистрированного промышленного образца. Что это означает?
Если Ваш дизайн соответствует требованиям новизны и оригинальности, то возможна его правовая охрана от копирования в течение трех лет с момента обнародования о нем сведений (то есть с момента опубликования, экспонирования на выставке, или иным способом который содействовал раскрытию информации). Учитывая среднюю продолжительность смены модных тенденций, а также высокую стоимость регистрации промышленного образца, режим «незарегистрированного промышленного образца» позволяет дизайнеру проанализировать спрос, оценить дальнейшую судьбу дизайна, и как следствие необходимость получения патента на него. При этом, правообладателю не стоит опасаться, что кто-то скопирует его идею, поскольку она попадает под льготный период охраны – 3 года.
В укор российскому законодателю, хочется отметить, что Гражданский кодекс позволяет зарегистрировать промышленный образец в течение 12 месяцев со дня раскрытия сведений о нем (п. 4 ст. 1352 ГК РФ). При этом ни о какой охране в этот период речи не идет.
Несомненно, законодательство Российской Федерации обязано принять во внимание зарубежный опыт и задуматься об увеличении льготного периода, а также о предоставлении правовой охраны в период его действия. Сейчас же, защита дизайна одежды является малоэффективной.
Защита прав на дизайн одежды
Не секрет, что современный мир моды – поле напряжённой борьбы за любовь, признание и лояльность потребителей. В таких условиях постоянной жёсткой конкуренции дизайнеры всемирно известных модных домов, больших компаний, работающих в сегменте fast fashion, а также сравнительно небольших, но известных и популярных на тех или иных территориальных рынках фирм, стремятся обеспечить надёжную охрану своих прав на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации и активно защищают эти права в случае их нарушения. В данной статье приводятся сведения о том, каким образом на сегодняшний день дизайнеры и компании осуществляют охрану и защиту продуктов своего художественного творчества, а также приводятся некоторые наиболее резонансные и скандальные примеры нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности, имевшие место в модной индустрии на протяжении последних 30 лет.
Источник фото: www.lookatme.ru
Торговые знаки
Итак, для современных дизайнеров существует четыре устоявшихся способа обеспечения охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности[1], эффективность использования каждого из которых напрямую зависит от сегмента модной индустрии, к которому принадлежит компания – high fashion или fast fashion, а также от конкретной территориальной юрисдикции, в пределах которой кутюрье осуществляет свою творческую деятельность, поскольку законодательство об интеллектуальной собственности каждого государства, как, впрочем, и законодательство в любой другой сфере, имеет свою специфику, в частности, связанную с процедурой предоставления правовой охраны результатам интеллектуальной деятельности в рассматриваемой сфере. Так, первый способ – регистрация товарного знака (далее – ТЗ) – по всеобщему признанию, является наиболее действенной мерой, поскольку позволяет обеспечить максимально исчерпывающую охрану непосредственно самому бренду, под которым дизайнером (дизайнерами) создаётся множество различных моделей, дизайнов одежды, обуви, аксессуаров, тканей, фурнитуры. При этом, говоря о ТЗ, необходимо учитывать, что применительно к некоторым брендам в сфере fast fashion, таким, как названия сезонных коллекций крупных компаний – в особенности, это характерно для джинсовых коллекций – регистрация ТЗ будет нецелесообразной, так как на весь этот процесс, в соответствии с тем же российским законодательством, может уйти 1 – 1,5 гг., что слишком долго для участников рынка «быстрой моды»[2].
«Для современных дизайнеров существует четыре устоявшихся способа обеспечения охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, эффективность использования каждого из которых напрямую зависит от сегмента модной индустрии, к которому принадлежит компания – high fashion или fast fashion, а также от конкретной территориальной юрисдикции, в пределах которой кутюрье осуществляет свою творческую деятельность»
В соответствии с Гражданским кодексом РФ в качестве ТЗ могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации, кроме того, ТЗ может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании (ст. 1482). При этом до 2014 г. отсутствовала возможность регистрации и, соответственно, охраны в качестве ТЗ таких неразрывно связанных с брендом обозначений, как форма и дизайн изделия, его упаковка, цвет, что некоторым образом осложняло положение ряда компаний. Сейчас же п. 1.1 ст. 1483 Кодекса указывает на то, что названным элементам и их комбинациям может предоставляться правовая охрана в случае, если они уже продолжительное время обладают различительной способностью на момент подачи заявления о государственной регистрации в качестве ТЗ. Видится, что наиболее доступным примером регистрации указанных параметров как ТЗ (вида ТЗ, известного в зарубежных юрисдикциях как trade dress[3]) могут быть знаменитые туфли Christian Louboutin с красной подошвой.
При этом занимательно, что сам мэтр активно и регулярно отстаивает свои права на данный ТЗ в судах, однако не всегда выигрывает в таких процессах. В этом плане показательно дело 2011 года Christian Louboutin против марки Yves Saint-Laurent (YSL)[4], в результате окончательного разрешения которого «монополия» Лабутена на красный цвет подошвы, ассоциирующийся у потребителей непосредственно с туфлями марки Christian Louboutin, была фактически признана, но в то же время ограничена: данный ТЗ Лабутена охватывает лишь туфли с красной подошвой, контрастной к их основному цвету (именно такая характеристика внешнего вида изделий позволила им приобрести различительную способность), в то время как изготовление монохромных красных туфель с красной подошвой (как в случае с YSL) не является нарушением исключительного права на данный ТЗ.
Источник фото: www.luxsure.fr
Другого рода борьба за отстаивание права на ТЗ уже не раз разгоралась между членами семьи Gucci. Так, в 1988 г. по иску компании Gucci внуку знаменитого основателя бренда судом было запрещено использовать свою фамилию (Gucci) в качестве своего собственного ТЗ, под которым тот намеревался запустить новый бренд, покинув семейную компанию, поскольку обозначение «Gucci» служит для индивидуализации всемирно известного бренда и вызывает у потребителя неразрывную ассоциацию именно с ним[5]. Позже аналогичные дела с участием представителей прославленного семейства имели место в 2009, 2010, 2012 гг[6].
«ТЗ Лабутена охватывает лишь туфли с красной подошвой, контрастной к их основному цвету (именно такая характеристика внешнего вида изделий позволила им приобрести различительную способность), в то время как изготовление монохромных красных туфель с красной подошвой (как в случае с YSL) не является нарушением исключительного права на данный ТЗ»
Патент, мой патент…
Второй способ охраны прав на объекты интеллектуальной собственности в модной индустрии – получение патента на промышленный образец. В данном случае, в соответствии с российским законодательством внешний вид конкретного изделия будет охраняться при условии, если оно как промышленный образец по своим существенным признакам является новым и оригинальным (п. 1 ст. 1352 ГК РФ). Так, по ГК РФ условиями патентоспособности результатов творческой деятельности дизайнеров являются следующие обстоятельства: 1) в части новизны промышленного образца – совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях внешнего вида изделия, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты его приоритета; 2) в части оригинальности промышленного образца – его существенные признаки обусловлены творческим характером особенностей изделия, в частности если из сведений, ставших общедоступными в мире до даты его приоритета, неизвестно решение внешнего вида изделия сходного назначения, производящее на информированного потребителя такое же общее впечатление, какое производит промышленный образец, нашедший отражение на изображениях внешнего вида изделия (п. 2, 3 ст. 1352). Аналогичные требования для установления правовой охраны продуктам модной индустрии предъявляются и зарубежным законодательством.
«Учитывая скорость, с которой модные тренды сменяют друг друга от сезона к сезону, получение патента на модное изделие не всегда может быть целесообразным мероприятием, так как через сравнительно небольшой период времени патентообладателю уже не придётся беспокоиться о нарушении своих патентных прав ввиду того, что конкуренты попросту не будут выпускать подобные изделия как вышедшие из моды»
Будь уникальным!
Здесь необходимо обратить внимание на то, что в мире моды за всю ее богатую историю было создано просто неисчислимое множество изделий самых разнообразных дизайнов и стилей в зависимости от принадлежности к тем или иным трендам, определяемым временными периодами. Соответственно, на сегодняшний день конкретное изделие должно быть поистине уникальным и не имеющим близких аналогов в модной истории для того, чтобы стать патентоспособным; особенно жёсткие требования на этот счёт предъявляет законодательство Японии. Более того, учитывая скорость, с которой модные тренды сменяют друг друга от сезона к сезону, получение патента на модное изделие не всегда может быть целесообразным мероприятием, так как через сравнительно небольшой период времени патентообладателю уже не придётся беспокоиться о нарушении своих патентных прав ввиду того, что конкуренты попросту не будут выпускать подобные изделия как вышедшие из моды, к тому же, срок правовой охраны промышленного образца по российскому законодательству составляет всего лишь 5 лет, правда, как известно, у обладателей патентов есть право продлевать данный срок максимум до 25 лет. В связи с этим, как правило, в качестве промышленного образца охраняются такие изделия, как оригинальные флаконы для парфюма, ювелирные изделия, прочие аксессуары[7]. Роман Бузько, адвокат Адвокатского бюро Buzko & Partners, в связи с этим приводит в качестве иллюстраций к одной из своих статей, непосредственно затрагивающей рассматриваемую тему, следующие промышленные образцы изделий в индустрии моды.
Источник изображения: www.fashion-law.ru
Авторское право
Следующий способ обеспечения соблюдения прав обладателей результатов интеллектуальной деятельности в индустрии моды основывается на том, что непосредственно дизайн каждого конкретного изделия является объектом авторских прав, которые, как известно, не требуют регистрации, возникают вне зависимости от обнародования такого изделия (п. 3 ст. 1259 ГК), а исключительное право автора или правообладателя дизайна изделия действует в течение всей его жизни и 70 лет после его смерти (п. 1 ст. 1281 ГК). Ввиду этого видится, что данный способ охраны права, а также его защиты в случае нарушения является весьма удобным. Тем не менее, правоприменительная практика некоторых государств, например, США, придерживается позиции, в соответствии с которой охрана авторским правом дизайна одежды не целесообразна, в то время как дизайн «более творческих» изделий, создаваемых модной индустрией, таких, как ткани, ювелирные изделия является объектом авторского права. Российская же практика на данный момент времени не может похвастаться богатым опытом рассмотрения дел по защите исключительных прав на произведения дизайна, поэтому есть разумные основания полагать, что РФ, как и страны Европы[8] не будет поддерживать вышеуказанную позицию США, согласно которой дизайн одежды не является объектом интеллектуальной собственности, охраняемым авторским правом.
«Правоприменительная практика некоторых государств, например, США придерживается позиции, в соответствии с которой охрана авторским правом дизайна одежды не целесообразна, в то время как дизайн «более творческих» изделий, создаваемых модной индустрией, таких как ткани, ювелирные изделия является объектом авторского права»
Здесь видится необходимым привести достаточно громкий и относительно недавний пример такой защиты исключительного права на дизайн одежды. Особенность его, помимо всего прочего, состоит в том, что в рассматриваемом деле крупной компанией с мировым именем, действующей в сегменте high fashion, было нарушено право сравнительно небольшой фирмы, широко известной лишь в пределах одного государства. Речь идет о деле World Tricot v. Chanel, 2012, в результате которого после 7-летней тяжбы модного гиганта Chanel суд обязал выплатить 600 тысяч евро штрафа и оплатить судебные издержки французской фирме World Tricot, специализирующейся на разработке дизайна и изготовлении вязаных изделий. Суть заключалась в том, что знаменитый дом моды «позаимствовал» у истца, работавшего с Chanel в качестве субподрядчика, модель вязаного жакета для одной из своих коллекций 2005 года[9]. Данное дело является не только ярким примером того, как можно защитить нарушенное авторское право на произведение дизайна в суде, но и того, что нарушителем могут являться и авторитетные, всемирно известные участники модной индустрии, которых мы так привыкли видеть в качестве истцов-правообладателей.
Источник фото: www.thefashionlaw.com
Секреты производства и ноу-хау
Наконец, последняя мера, используемая участниками мира моды для охраны и защиты своих интеллектуальных прав, применяется лишь в отношении определенных коммерчески ценных сведений, необходимых для того, чтобы процесс создания и производства модных изделий был максимально эффективным. Законодательством об интеллектуальной собственности множества стран на этот счет предусмотрено предоставление правовой охраны такому объекту интеллектуальной собственности, как секрет производства или ноу-хау (гл. 75 ГК). Согласно российскому законодательству условиями ее предоставления служат: 1) действительная или потенциальная коммерческая ценность таких сведений в силу их неизвестности третьим лицам; 2) отсутствие у третьих свободного доступа к данным сведениям на законном основании; 3) принятие обладателем сведений разумных мер для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны (п. 1 ст. 1465 ГК). Наиболее распространенным видом таких сведений являются специальные технологии обработки ткани, перечни ключевых клиентов, методы оптимизации производства.
Одним из самых показательных практических примеров защиты прав на ноу-хау в мире моды может служить дело 2014 г., в соответствии с которым компания Louis Vuitton потребовала взыскать со своего бывшего сотрудника неустойку в размере около 500 тыс. долларов за то, что последний по прекращении работы в компании разгласил новому работодателю – компании Coach – сведения, составлявшие секрет производства Louis Vuitton[10].
Итак, можно заключить, что на настоящий момент существует достаточно много способов охраны и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в индустрии моды. Каждый из них должен применяться индивидуально, в зависимости и с учетом конкретных обстоятельств, для того, чтобы впоследствии показать свою эффективность. Видится, что их использованием не следует пренебрегать и начинающим, а также малопопулярным дизайнерам и фирмам, поскольку мировая практика показывает, что при должной осмотрительности и настойчивости каждый актор индустрии моды может отстоять свои права перед лицом Фемиды.