защита прав осужденных в местах лишения свободы телефон

Уголовное право, исполнение наказания

07.07.2014г.

Оказание юридической помощи лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 48) каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В большей степени потребность в такой помощи существует в пенитенциарных учреждениях. Особая значимость юридической помощи лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, вызвана рядом факторов таких, как: изоляция от общества, ограничивающая доступ к правовой информации, недостаточный уровень развития правового сознания и правовой культуры осужденных, не позволяющий им использовать правовые средства для реализации своих прав. При этом наличие специального правового статуса указанных лиц не предполагает ограничений в средствах защиты их прав, свобод и законных интересов.

Право осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей, на юридическую помощь закреплено в Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, Приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» и иных нормативных правовых актах.

Конституционные положения о праве на получение квалифицированной юридической помощи осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, конкретизированы в части 8 статьи 12, части 4 статьи 89 УИК РФ, согласно которым для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи. При этом встречи с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, не входят в число свиданий, определяемых УИК РФ, поэтому они предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов по заявлению осужденного. Свидания с адвокатом предоставляются наедине вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания. Необходимо отметить, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.04.2004 № 77-О «По ходатайству Министра юстиции Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2003 по делу о проверке конституционности отдельных положений частей первой и второй статьи 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» установленный частью 4 статьи 89 УИК РФ порядок предоставления осужденному свиданий с адвокатом носит уведомительный, а не разрешительный характер, в связи с чем администрация учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, не вправе отказать в удовлетворении заявления осужденного о свидании с приглашенным им адвокатом. При этом приведенные принципиальные положения имеют общий характер, относятся в равной мере ко всем осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, в том числе и к тем, к которым применены меры дисциплинарного взыскания.

Согласно п. 31 Административного регламента предоставления государственной услуги по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, утвержденного Приказом Минюста России от 29.06.2012 № 125, переписка осужденных с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, если администрация учреждений уголовно-исполнительной системы располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц.

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» по прибытии на свидание адвокат должен представить ордер юридической консультации на оказание юридической помощи осужденному, подтверждающий его полномочия на представление интересов осужденного, и предъявить документ, удостоверяющий его (адвоката) личность. Порядок допуска в исправительное учреждение иных лиц, прибывших для оказания юридической помощи осужденным, специальными нормами не конкретизирован.

Конституционное право на получение юридической помощи нельзя понимать в узком смысле и связывать его реализацию с возможностью отстаивания своих интересов только в рамках уголовного процесса. С учетом особенностей статуса осужденного право на квалифицированную юридическую помощь гарантируется ему для защиты и его права, и от незаконных действий и решений органов и учреждений, исполняющих наказание.

Основными задачами ОНК обозначены следующие: осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором образована комиссия; подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений по результатам осуществления общественного контроля; содействие сотрудничеству общественных объединений, социально ориентированных некоммерческих организаций, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта Российской Федерации полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

К формам контроля наряду с прочими отнесены: посещение мест принудительного содержания; рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав находящихся в местах принудительного содержания; подготовка по результатам контроля рекомендательных решений в формах заключений, предложений и обращений; направление собранных материалов компетентным государственным органам или их должностным лицам; взаимодействие с компетентными и заинтересованными субъектами.

Источник

Отдел по обеспечению соблюдения прав человека в УИС

Начальник отдела по обеспечению соблюдения прав человека в УИС:

Заместитель начальника отдела:
полковник внутренней службы Рубенок Николай Исаевич

организация соблюдения прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, соответствия условий их содержания, нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;

координация работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) по взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями при осуществлении ими общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

рассмотрение обращений граждан, касающихся соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации в сфере обеспечения прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

организация взаимодействия ФСИН России с институтами гражданского общества и общественными организациями по вопросам соблюдения прав человека в УИС;

организация исполнения ратифицированных Российской Федерацией международных нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и законных интересов осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей, а также регламентирующих взаимодействие с международными правозащитными организациями, осуществляющими контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей;

организация проведения визитов и подготовки учреждений и органов УИС к визитам Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания;

организация взаимодействия с Уполномоченными по правам человека в Российской Федерации, по правам ребенка и по правам предпринимателей, а также с сотрудниками их аппаратов;

организация работы по взаимодействию с Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека – заместителем Министра юстиции Российской Федерации.

Новости отдела:

Взаимодействие с институтами гражданского общества

защита прав осужденных в местах лишения свободы телефон

3 сентября 2019 г. член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, председатель постоянной комиссии по содействию ОНК, реформе пенитенциарной системы и профилактике правонарушений Андрей Бабушкин посетил колонию строгого режима №1 УФСИН России по Брянской области.Правозащитника сопровождали начальник исправительного учреждения Александр Кугуто и помощник начальника управления по соблюдению прав человека в УИС Сергей Коновалов.В ходе посещения правозащитник проверил условия отбывания наказания осужденными, посетил магазин, столовую и общежития отрядов. В колонии Андрей Бабушкин провел прием осужденных, в ходе которого интересовался вопросами соблюдения прав человека, а также оказывал консультативную помощь в решении различных вопросов. В завершение визита Андрей Бабушкин внес свои предложения по улучшению условий отбывания наказания осужденными.

защита прав осужденных в местах лишения свободы телефон

Пресс-служба УФСИН России по Брянской области

28 июня 2019 г. член Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями Носов Д.Ю., заместитель прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Саратовской области Мальков В.Г., помощник прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Саратовской области Кузнецов Е.Ю., члены Общественной наблюдательной комиссии Саратовской области Гордон В.Б. и Малявко Е.А. в сопровождении начальника ФКУ ИК-33 УФСИН России по Саратовской области Лукьянова С.А. и помощника начальника УФСИН России по Саратовской области по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе Шевченко В.В. посетили ФКУ ИК-33 УФСИН России по Саратовской области (далее – ФКУ ИК-33). защита прав осужденных в местах лишения свободы телефон

Во время посещения был произведен обход помещений отрядов для проживания осужденных, медицинской части и стационара, столовой. Проверены условия содержания осужденных, обеспечение медицинским оборудованием и препаратами. Проведен прием по личным вопросам.

Замечания и предложения в адрес администрации ФКУ ИК-33 и УФСИН России по Саратовской области вышеуказанными лицами не высказывались.

6 июля 2019 г. член Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями Носов Д.Ю., председатель Общественной наблюдательной комиссии Ростовской области Петрашис Л.В., члены Общественной наблюдательной комиссии Ростовской области в сопровождении начальника ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Ростовской области полковника внутренней службы Никифорова А.П. и помощника начальника ГУФСИН России по Ростовской области по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе подполковника внутренней службы Кузьменко А.Н. посетили ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Ростовской области (далее – ФКУ ИК-15, учреждение).

защита прав осужденных в местах лишения свободы телефон

Во время посещения был произведен обход помещений отрядов 4, 5 и 6, производственных участков, столовой и магазина. Проведен прием по личным вопросам. Во время бесед жалоб и заявлений от осужденных на условия содержания не поступало.

По итогам посещения состоялась рабочая встреча с начальником ГУФСИН России по Ростовской области генерал-майором внутренней службы Даххаевым Муслимом Магомедовичем, на которой Носовым Д.Ю. дана положительная оценка работе учреждения. Замечаний и предложений в адрес администрации ФКУ ИК-15 не поступало.

10 июля 2019 г. член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Никитинский Л.В. совместно с Уполномоченным по правам человека в Кировской области Пановым А.Г. в сопровождении помощника начальника УФСИН России по Кировской области по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе полковника внутренней службы Кокорина Д.В. посетили ФКУ КП-19 УФСИН России по Кировской области (далее – ФКУ КП-19, учреждение).
Во время посещения был произведен обход территории учреждения, проведен прием осужденных по личным вопросам. Жалоб и заявлений от осужденных на условия содержания не поступало.
Также Никитинскому Л.В. в соответствии со статьей 89 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации было предоставлено свидание с осужденным Арефьевым М.А. Свидание проведено в присутствии сотрудников учреждения и фиксировалось на видеорегистратор.
По итогам посещения замечаний и предложений от вышеуказанных лиц в адрес администрации ФКУ КП-19 не поступило.

14 июля 2019 г. член Общественной палаты Российской Федерации Дмитрий Носов посетил ИК- 6 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области

С рабочим визитом ИК-6 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области посетили член Общественной палаты Российской Федерации Дмитрий Носов и председатель Общественной наблюдательной комиссии Санкт-Петербурга Александр Холодов. В программу визита входило посещение основных объектов учреждения, с целью ознакомления с бытовыми условиями отбывания наказания осужденных.

В сопровождении помощника начальника УФСИН по соблюдению прав человека в УИС Елены Кузнецовой, начальника ИК-6 УФСИН Константина Бубнова общественники посетили производственную и жилую зоны учреждения, помещения отрядов, карантинное отделение.

Начальник ИК-6 УФСИН Константин Бубнов рассказал об основных возможностях производственного сектора колонии. Отметил, что в рамках сотрудничества с представителями малого и среднего бизнеса намечены перспективы развития организации производства на базе колонии – наличие многопрофильной производственной базы хорошо развитой инфраструктурой, достаточное количество квалифицированных работников, возможность обучения новым рабочим профессиям непосредственно в учреждении на базе профессионального образовательного учреждения.

Член Общественной палаты Российской Федерации Дмитрий Носов отметил, что учреждение выполняет свои задачи по содержанию и организации трудовой занятости осужденных на достаточно высоком уровне.

«Здесь самый высокий процент трудоустройства из всех посещенных мною за год колоний: 76 процентов осужденных работают. Камеры пустые, потому что все на производстве, это позитивный момент. По лицам осужденных видно, что люди заняты делом», — сказал он.

Общественник отметил, что колония рассчитана на полторы тысячи осужденных, при этом наказание в ней отбывают лишь 440 человек.

Жалоб на нарушения прав человека, претензий в адрес сотрудников колонии от осужденных не поступило.

Дмитрий Носов пообщался не только с осужденными, но и с сотрудниками колонии. Он поинтересовался у них уровнем заработной платы и условиями их труда.

Источник

Защита по уголовным делам и защита прав осужденных

защита прав осужденных в местах лишения свободы телефон

Адвокат Антонов А.П.

Под уголовным правонарушением понимают противоправные действия граждан, представляющие опасность и угрозу обществу, пренебрегающие установленным правилам общественного порядка, противоправные и виновные деяния или игнорирование противонарушений. Уголовным преступлением считается правонарушительное действие, совершив которое, гражданское лицо испытает на себе применение мер уголовного наказания и аналогичной ответственности.

Признаками правонарушительного действия будут являться:

Уголовные правонарушительные действия, они же преступления являются самыми опасными для общества правонарушениями. Особо опасны они посягательством на то, что наиболее важно обществу в сфере общественных отношений и социальных ценностей, например, на Государственную Конституцию, на жизнь гражданина, его здоровье, право и свободу, правосудие и иные. Все это очень вредит обществу.

Все правонарушения, являющиеся преступлениями, указаны в Уголовном Кодексе. Те правонарушительные действия, которые в нем не обозначены, не будут отнесены к преступлениям. Те граждане, которые совершают уголовные правонарушительные действия, называются преступниками и несут ответственность уголовного характера, соответствующе наказываются и осуждаются, из чего вытекают неприятные последствия для них самих.

Правонарушительные действия уголовного характера разрушают положительные социальные статусы и связи в обществе, государстве, будь то юридические лица или рядовые граждане, порождая при этом отрицательные преступные связи.

На помощь вас придет квалифицированный адвокат, предоставляющий юридические услуги и консультации по различным вопросам.

Адвокаты на законных основаниях будут отстаивать права человека как гражданина, подозреваемый ли он, потерпевший или обвиняемый по уголовному делу, причем и на дознавательном этапе, и на этапе предварительного и судебного следствия.

Какие услуги вам окажет адвокат:

— защищает интересы обратившегося за помощью гражданина,

— адвокат имеет право посещать клиента в следственном и временного содержания изоляторе,

— специалист готовит заявления, жалобы, ходатайства,

— при помощи адвоката можно обжаловать постановление, по которому возбуждается уголовное дело,

— избранную судом меру пресечения можно обжаловать,

— адвокат выбирает определенную тактику, линию поведения подзащитного, собирает всю необходимую для защиты информацию на своего клиента, которая может наиболее полно и с выгодной стороны его охарактеризовать,

— имеет право изучить уголовное дело, заведенное на его подзащитного.

Просто позвоните по телефону +7 (846) 212-99-71, чтобы заказать услугу адвоката в Самаре по уголовным делам или узнать цены на работу адвоката в Самаре по уголовным делам

Адвокат по уголовному делу Анатолий Антонов поможет не зависимо от того, кто Вы: предприниматель или простой гражданин, на чей бизнес или имущество позарились другие, или Вы сами совершили ошибку и нарушили закон намерено или нет. При этом стратегия действий определяется исключительно после конфиденциального разговора с клиентом.

Помните, что безвыходных ситуаций не бывает!

Из любой жизненной ситуации, связанной с нарушением закона, есть выход. Если Вы его не видите, то Вам необходимы услуги адвоката по уголовному делу. Мы готовы организовать профессиональную помощь юриста, который поможет Вам разработать стратегию и тактику действий и довести судебное уголовное дело до донца.

Позвоните сегодня по телефону +7 (846) 212-99-71 и Вам поможет адвокат по уголовным делам. Уже сегодня можете узнать простое решение Вашей проблемы.

Причины обратиться именно к нам для ведения уголовного дела:

защита прав осужденных в местах лишения свободы телефон Правовая защита 24 часа
Выезд адвоката по уголовному делу на следственное действие в экстренных ситуациях при задержании/обыске/допросе в течение 30 минут. Круглосуточная правовая поддержка клиентов по телефону. Если Вам действительно нужна правовая защита по уголовному делу на следствии или в суде именно сейчас — Вы ее получите.

защита прав осужденных в местах лишения свободы телефон Гарантия профессиональной работы
Высокая квалификация и большой опыт наших юристов и адвокатов позволят Вам получить наилучший результат по уголовному делу.

защита прав осужденных в местах лишения свободы телефон Возмещение издержек
Наше с Вами сотрудничество будет официально подтверждено. Мы работаем только по соглашению/договору, со всеми кассовыми документами, поэтому Вы имеете право на возмещение стоимости наших услуг за счет Ваших оппонентов в деле, в случае успеха.

защита прав осужденных в местах лишения свободы телефон Конфиденциальность
Вся информация, которую Вы сообщите нам в ходе дела будет оглашена только с Вашего разрешения. После завершения мы гарантируем защиту от разглашения всех Ваших данных, поэтому Вы можете полностью доверять нам. Мы ценим доверие, оказанное нашими клиентами, поэтому Вы можете не сомневаться в том, что мы всегда исполняем свою работу на должном уровне.

Наша главная цель — помощь клиентам в решении существующих проблем по уголовному делу и их профилактика в будущем

90% наших клиентов возвращаются к нам снова при возникновении правовых вопросов.

Источник

Защита прав осужденных

защита прав осужденных в местах лишения свободы телефон

Адвокат Антонов А.П.

Каждый человек имеет право на свою защиту, независимо от совершенных ошибок, мнения окружающих, своего положения, и услуги уголовного адвоката всегда доступны для Вас.

Мы оказываем юридическую помощь как подозреваемым и обвиняемым, так и потерпевшим по уголовному делу — и на следствии, и в суде.

Будьте уверены, что наши знания, многолетний опыт работы по уголовным делам помогут занять правильную позицию по делу, минимизировать негативные последствия, использовать все предусмотренные законом способы для сбора доказательств и защиты Ваших интересов в рамках уголовного дела.

Просто позвоните по телефону в Самаре +7(846) 212-99-71 для того, чтобы пригласить адвоката для защиты Ваших интересов по уголовному делу!

Услуги адвоката по защите прав осужденных

Защита прав осужденных требует особого и тонкого юридического подхода. К сожалению, многие думают, что привлечение адвоката по уголовному делу прекращается при вынесении приговора. Юридический центр адвоката Анатолия Антонова придерживается иного мнения. Напротив, работа адвоката по уголовным делам в этом случае становится еще весомей и важнее. Особенно учитывая многочисленные факты нарушения условий содержания и ограничение прав осужденных граждан в нашей стране.

защита прав осужденных в местах лишения свободы телефонОдно из самых главных прав любого человека – на защиту – дает возможность оказать помощь осужденным в следующих группах ситуаций:

Процедура предоставления адвокатом правовой помощи осужденным

Наша компания может обеспечить качественную юридическую помощь по любому из указанных пунктов. Для этого у нас есть штат опытных адвокатов и экспертов в разных сферах криминального права, которые имеют высокий уровень теоретической подготовки и постоянно реализовывают свои знания на практике. Дело каждого клиента мы рассматриваем с одинаковой тщательностью, независимо от сложности и объема необходимых юридических услуг. После ознакомления с материалами дела осужденного и выяснения всех важных подробностей, сбора дополнительных документов мы представляем данному лицу и его родственникам детальный план решения проблемной ситуации по защите прав осужденного. Благодаря именно такой процедуре выбора лучшего варианта юридического решения проблемы, мы всегда добиваемся желаемого результата.

Пребывание в статусе осужденного еще не означает, что не нужно продолжать отстаивать свои права и осуществлять их эффективным юридическим путем. В этом компания станет вашим надежным партнером.

Подробнее об услугах адвоката по уголовным делам здесь

Адвокат в уголовном деле:

Процессуальные вопросы уголовного права:

Уголовные дела частного обвинения:

Назначение наказания, УДО, освобождение от наказания:

Отдельные категории уголовных дел:

Обзор, обобщение судебной практики по уголовным делам:

Источник

Соблюдение прав человека в местах принудительного содержания

Раздел III. Основные аспекты соблюдения прав и свобод человека в Хабаровском крае

Глава IX. Соблюдение прав человека в местах принудительного содержания

14 декабря 1990 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций были утверждены основные принципы обращения с заключенными. Первый и пятый принципы провозглашают, что все заключенные пользуются уважительным отношением ввиду присущего им достоинства и их значимости как людей. За исключением тех ограничений, необходимость которых явно обусловлена фактором заключения в тюрьму, все заключенные пользуются правами и фундаментальными свободами, изложенными во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах и Факультативном протоколе к нему, а также правами, которые изложены в других пактах Организации Объединенных Наций.

Статья 2 Конституции Российской Федерации объявляет человека, его права и свободы высшей ценностью. Государство тем самым законодательно определило свое отношение к гражданам, в том числе и к лицам, преступившим закон. Права и свободы осужденных подлежат такой же защите со стороны государства, как и права и свободы правопослушных граждан. Недаром в статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации отмечено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. Часть 2 статьи 7 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Именно в уважении личности осужденного, его человеческого достоинства должна проявляться сила России как демократического и правового государства.

Международно-правовые акты, а также национальное уголовно-исполнительное законодательство не включают в себя положений, дающих возможность причинить осужденному излишние страдания, мучения, унижение. Более того, в период отбывания наказания государство берет на себя обязанность обеспечить такие условия отбывания наказания и такое обращение с осужденными, которые в полной мере соответствовали бы достойному существованию человека. Эта обязанность проистекает и из положений статьи 21 Конституции Российской Федерации, установившей, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Таким образом, при исполнении наказаний осужденным должны гарантироваться права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные лишены свободы, но не своих прав. Именно из данной позиции исходит Уполномоченный при осуществлении своей деятельности по защите прав и законных интересов лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Однако, как показывает первый опыт работы Уполномоченного с такой категорией граждан, их права и законные интересы, провозглашенные федеральным законодательством, обеспечиваются не в полном объеме. Это связано, прежде всего, с социально-экономическими возможностями страны, излишней закрытостью исправительных учреждений, отсутствием надлежащего общественного контроля, трудностями в решении медицинских и санитарно-бытовых проблем, «копившихся» десятилетиями, равнодушием и ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей некоторыми работниками исправительных учреждений.

При этом необходимо отметить, что за период деятельности Уполномоченного у него сформировались достаточно тесные деловые взаимоотношения с управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, а также с органами прокуратуры в области обеспечения прав и законных интересов следственно-арестованных и осужденных.

В развитие Соглашения о сотрудничестве между Уполномоченным по правам человека в Хабаровском крае и управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю от 10 июля 2007 года был разработан план совместных посещений в 2008 году учреждений исправительной системы, находящихся на территории края. В результате Уполномоченный и сотрудники его аппарата побывали во всех следственных изоляторах и исправительных учреждениях края (4 СИЗО и 10 колониях), ознакомились с условиями содержания заключенных, их медико-санитарным обслуживанием, проблемами трудовой занятости, а также оказанием помощи в социально-трудовой адаптации освобождаемых граждан.

В каждом СИЗО и исправительном учреждении были организованы личные приемы Уполномоченного, на которых осужденные, об-виняемые и подозреваемые могли высказать свои жалобы, заявления и предложения. После каждого посещения в адрес руководителя УФСИН направлялся подробный анализ состояния дел по соблюдению прав и условий содержания лиц, находящихся в СИЗО и исправительных колониях.

На диаграмме 10 указан основной характер обращений.

защита прав осужденных в местах лишения свободы телефон

Плановые выездные посещения СИЗО и исправительных учреждений, содержание письменных и устных обращений, с которыми подозреваемые, обвиняемые и осужденные обращались к сотрудникам аппарата и лично к Уполномоченному во время приемов свидетельствуют о том, что в большинстве учреждений уголовно-исполнительной системы есть значительные проблемы при реализации гражданами своих прав и законных интересов.

В ежегодном Докладе Уполномоченного о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Хабаровского края за 2007 год уже отмечалось, что одной из основных и острых проблем, которые возникают при обеспечении прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах и исправительных колониях, является превышение лимита, находящихся в них лиц. За прошедший год данная ситуация коренным образом не изменилась.

Такое положение дел приводит к нарушению статьи 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления», которой установлено, что норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Все это порождает правомерные жалобы граждан. Например, в адрес Уполномоченного поступила жалоба осужденного А. (дело № 858/А от 01.09.2008) о превышении лимита лиц, содержащихся в камерах СИЗО №1 и отсутствии спальных мест.

После запроса Уполномоченного прокуратурой Кировского района г. Хабаровска на имя начальника управления ФСИН по краю были внесены представления о нарушении действующего законодательства.

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю пытается решить данную проблему путем направления подозреваемых и обвиняемых для содержания в помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора (ПФРСИ), созданных при исправительных колониях. Однако особого эффекта такие действия не приносят.

Улучшить условия содержания подозреваемых и обвиняемых в следственном изоляторе позволит недавно принятый в эксплуатацию новый режимный корпус СИЗО №1 на 300 мест.

При посещении сотрудниками аппарата Уполномоченного СИЗО №3 г. Николаевска-на-Амуре также были выявлены отдельные факты несоблюдения санитарной площади в камерах на одного человека. При этом лимит наполнения изолятора превышен не был. На момент посещения СИЗО №3 (июль 2008 года) в нем находилось 105 человек при лимите в 209 человек. В наличии имелись свободные камеры. На указание сотрудников аппарата Уполномоченного о нарушении Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» работники следственного изолятора свои действия обосновали необходимостью укрепления безопасности и оперативного режима.

Подобный недостаток характерен и для исправительных учреждений. Так, на день посещения Уполномоченным и сотрудниками аппарата исправительных колоний №№ 5, 12 и 13 было установлено значительное превышение лимита осужденных.

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по краю признает, что действительно данные учреждения переполнены, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в части соблюдения нормы жилой площади для осужденных нарушен. Однако для того, чтобы исправить ситуацию, нужны серьезные финансовые и административные решения Федеральной службы исполнения наказаний России.

Необходимо отметить, что главными целями наказания являются исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений, возвращение обществу социально полезной личности, а отнюдь не месть за ранее совершенное преступление. Эти цели должны достигаться широким комплексом мер правового, организационного, психолого-педагогического характера, которые необходимо применять к осужденным в период отбывания наказания, так и после их освобождения.Статья 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации к основным средствам исправления осужденных относит установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие.

Однако, такое важное средство исправления осужденных, как общественно полезный труд, слабо используется управлением Федеральной службы исполнения наказаний по краю. По данным Управления Министерства юстиции по Дальневосточному федеральному округу, за I полугодие 2008 года к оплачиваемым работам привлекалось 1745 осужденных, что составляет 16,1 процента от общего количества спецконтингента. За аналогичный период 2007 года к труду было привлечено 20,1 процента.

Однако посещения исправительных учреждений убеждают, что эти правовые акты не находят своей реализации. Практика размещения краевых государственных заказов показывает, что заказчики не спешат применять статью 14 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Тем более, что федеральный бюджет не предусматривает компенсации затрат заказчикам за предоставление преференций учреждениям уголовно-исполнительной системы.

Длительный отрыв от общества, трудового коллектива, семьи ведет к утрате осужденным социально полезных связей. Поэтому при исполнении наказания необходимо уделять самое серьезное внимание трудовому и бытовому устройству осужденных, оказанию им психологической помощи. Привлечение осужденных к общественно полезному труду необходимо в первую очередь для привития им способности обеспечивать свое существование за счет общественно полезной деятельности, а не совершения преступлений. Кроме того, решение этой проблемы позволит значительно усилить качество исполнения решений судов по взысканию долгов истцам и потерпевшим, выплате алиментов на детей, в том числе детям, находящимся в детских домах и интернатах, погасить затраты на содержание самого осужденного.

Необходимо отметить, что активно на обсуждение и решение этой трудной задачи откликнулся Совет по предпринимательству при Губернаторе Хабаровского края. Его актив запросил подробную информацию об имеющихся резервах неиспользуемых производственных мощностей, у управления Федеральной службы исполнения наказаний по краю, о свободных трудовых ресурсах. Характеристика производственного сектора уголовно-исполнительной системы края, перечень основной номенклатуры выпускаемой продукции, а также контактная информация была доведена до председателей Советов по предпринимательству при главах городских округов и муниципальных образований. Аналогичная информация размещена на Интернет-сайте «Малый бизнес Хабаровского края». Хочется надеяться, что эта информация будет востребована работодателями.

Вызывает беспокойство и тот факт, что администрации исправительных колоний продолжают нарушать законодательство об оплате труда и отдыха работающих осужденных.

По-прежнему часто поступают к Уполномоченному жалобы по вопросам медико-санитарного обеспечения осужденных. Особенно многочисленны жалобы из женской исправительной колонии № 12. Посещение Уполномоченным этого учреждения (январь 2008 года) показало что, руководство колонии не владеет информацией об организации деятельности и материальной обеспеченности медицинской службы учреждения, неудовлетворительно организовала работу по информированию осужденных о порядке реализации их прав на медицинское обеспечение.

По результатам служебной проверки, проведенной управлением Федеральной службы исполнения наказаний по краю, начальник медицинской части и начальник учреждения ИК №12 были привлечены к дисциплинарной ответственности.

К сожалению, сложившаяся система здравоохранения в исправительных учреждениях не позволяет в должной мере обеспечить право осужденных на охрану здоровья, включая получение медико-санитарной и специализированной помощи. В колониях и лечебно-исправительных учреждениях просто отсутствует необходимая медицинская техника для проведения операций и оказания помощи пациентам.

Приведем пример. В адрес Уполномоченного обратился осужденный Т. (дело № 101/Т от 04.02.2008) о неоказании ему в исправительной колонии своевременной медицинской помощи. В своем ходатайстве он указывает, что за время пребывания в СИЗО №2 г. Комсомольска-на-Амуре он перестал видеть правым глазом. При поступлении в ИК № 8 врач определил необходимость операции и осужденного Т. этапировали в ФГУ ЛИУ №2 Еврейской автономной области для дальнейшего обследования. Однако в связи с тем, что в данном лечебном учреждении отсутствует необходимое медицинское оборудование, в хирургической операции было отказано.

Проблема по обеспечению медицинской техникой наблюдается и в СИЗО №3 г. Николаевска-на-Амуре. Там нет рабочего рентген-аппарата, стоматологическое кресло имеет 100-процентный износ. При плановом посещении сотрудниками аппарата Уполномоченного этого изолятора (июль 2008 года) было установлено, что журнал амбулаторного приема пациентов и медицинские карточки следственно-арестованных и осужденных ведутся с грубейшими нарушениями, отсутствуют записи об осмотре пациентов врачом и рекомендуемом лечении.

Продолжает оставаться на контроле Уполномоченного проблема по обеспечению прав осужденных на получение копий материалов по уголовным делам. Жалобы на отказ судов предоставить необходимые копии процессуальных документов продолжают поступать в адрес Уполномоченного.

На взгляд Уполномоченного, при рассмотрении такого рода обращений необходимо руководствоваться не только формальными нормами закона, но и понимать, что само нахождение осужденных в местах лишения свободы, длительное получение копий процессуальных документов, отсутствие денежных средств для уплаты государственной пошлины создают серьезные, порой непреодолимые, трудности при реализации прав граждан на доступ к правосудию и судебную защиту.

В итоге в 2008 году 1652 осужденным оформлены паспорта, 639 человек освобождены из мест лишения свободы без документирования паспортом гражданина Российской Федерации (данные УФСИН по краю). Отсутствие у осужденных паспортов при освобождении создает серьезные трудности по их дальнейшей социальной и трудовой реабилитации, бытовому устройству, будет способствовать совершению новых преступлений.

К Уполномоченному регулярно поступают жалобы осужденных, которым по решениям судов отказано в условно-досрочном освобождении от дальнейшего наказания. По данным управления Федеральной службы исполнения наказаний по краю, в 2008 году 908 осужденным было отказано в применении условно-досрочного освобождения (1245 человек освобождено с применением УДО).

Регулярные посещения сотрудниками аппарата Уполномоченного исправительных колоний убеждают, что многие права, которые предусмотрены уголовно-исполнительным законодательством страны, просто не предоставляются осужденным либо произвольно ограничиваются администрациями учреждений. Отдельные дополнительные услуги, которые могут предоставляться осужденным исправительными учреждениями, не востребованы, так как у осужденных нет собственных средств либо они не осведомлены о своих правах. Это касается, прежде всего, решения бытовых вопросов.

Так, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений предусматривают, что для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях организуются магазины, работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету. Посещение исправительных колоний показывает, что в большинстве из них ежедневно работающих магазинов нет.

Кроме того, осужденные по своему желанию могут за счет собственных средств пользоваться услугами предприятий коммунально-бытового обслуживания, расположенных в районе дислокации исправительного учреждения. Как свидетельствуют обращения осужденных, администрации исправительных учреждений неохотно идут на удовлетворение дополнительных просьб осужденных.

Так, в адрес Уполномоченного поступила жалоба осужденного С. (дело № 654/С от 03.08.2008) об отказе начальника колонии ИК № 11 сделать необходимые ксерокопии судебных документов. Свои действия начальник колонии обосновал тем, что совершать такие действия не положено и закон не обязывает его удовлетворять такие заявления. Осужденный был вынужден обратиться за защитой своих прав к Уполномоченному.

Комсомольская-на-Амуре прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях провела проверку по обращению Уполномоченного. Факты нарушения начальником ИК №11 прав осужденного нашли свое подтверждение. В адрес руководства прокуратурой было вынесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.

Халатность и ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей работниками исправительных учреждений приводят к нарушению прав осужденных. В адрес Уполномоченного поступает достаточное количество обращений из исправительных учреждений края, в которых содержатся просьбы об оказании юридических консультаций, разъяснении положений законодательства о правах осужденных и их детей, порядке обжалования судебных постановлений, процедуре обращения в Европейский Суд по правам человека. Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае по каждому обращению дают подробные разъяснения и консультации. В том числе с выездом для решения вопросов на местах.

В 2009 году для этой категории лиц будет выпущен специальный информационный правовой сборник «Как защитить права человека». Планируются и другие мероприятия по оказанию правовой помощи осужденным. Необходимо отметить, что подобная работа напрямую возложена на сотрудников администраций учреждений уголовно-исполнительной системы. Критерием ее эффективности, безусловно, является количество поступивших обращений.

Особое внимание в 2008 году Уполномоченный уделил проблеме обеспечения прав и законных интересов лиц, находящихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел края. За год сотрудники аппарата Уполномоченного посетили ИВС УВД по краю, ИВС ОВД по муниципальному району имени Лазо, Николаевскому, Ванинскому, Советско-Гаванскому, Амурскому, Солнечному муниципальным районам и ИВС УВД по г. Комсомольску-на-Амуре. Руководители краевого УВД активно пошли на взаимодействие с институтом Уполномоченного. В результате 23 июля 2008 года было подписано Соглашение о сотрудничестве, которое определило согласованный порядок и основные формы взаимодействия этих государственных органов по соблюдению, восстановлению нарушенных прав и свобод жителей края.

Посещение изоляторов временного содержания показало, что во многих из них условия содержания задержанных не соответствуют требованиям действующего законодательства.

По этим и другим нарушениям Уполномоченный направлял на имя начальника УВД по краю письма об устранении выявленных нарушений. Должностные лица органов внутренних дел, виновные в нарушении законодательства, а также за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, привлекались к дисциплинарной ответственности. Конечно, данные меры существенно не повлияли на изменение ситуации с соблюдением прав и законных интересов лиц, содержащихся в изоляторах, но Уполномоченный продолжит свои усилия по обеспечению и защите прав данной категории граждан. Плановые посещения сотрудниками аппарата Уполномоченного изоляторов временного содержания органов внутренних дел будут продолжены в 2009 году.

Активная работа Уполномоченного по обеспечению и защите прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных убеждает, что такая деятельность должна носить постоянный и системный характер.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *