защита прав потребителей история возникновения и развития
Об истории формирования национальной системы защиты прав потребителей
Ровно 27 лет назад – 22 мая 1991 года был принят первый в советско-российской истории закон «О защите прав потребителей», в котором были впервые сформулированы права потребителей на государственную защиту своих интересов, надлежащее качество и безопасность продукции, судебную защиту этих прав, а также право на объединение в общественные организации потребителей.
Поскольку ныне действующий закон «О защите прав потребителей» (принятый в феврале 1992 года) был основан на тексте одноименного закона СССР, то фактически защита прав потребителей за неполный год стала предметом и одного из последних законов советской эпохи и одного из первых законодательных актов Российской Федерации.
Естественно, за прошедшие годы закон «О защите прав потребителей» претерпел существенные изменения, однако не утратил своей главной особенности – служить интересам всех российских граждан, ведь по статистике ежемесячно каждый человек на товары и услуги тратит в среднем от 55% до 90% своих доходов, а статус потребителя имеют даже новорожденные дети.
Напомним, что на заседании президиума Государственного совета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей 18 апреля 2017 года помимо ряда системно значимых поручений, направленных на развитие этой сферы, Президентом России В. Путиным также было отмечено, что «вопросы защиты прав потребителей нужно решать консолидированно, на всех уровнях власти с привлечением структур гражданского общества, деловых объединений».
В России сложилась своя уникальная национальная система защиты прав потребителей.
Федеральный уровень в этой системе представляет Роспотребнадзор, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.
На региональном уровне органы государственной власти субъектов Российской Федерации реализуют важные полномочия по осуществлению мероприятий и принятию мер, направленных на обеспечение прав потребителей. Одно из поручений Президента Российской Федерации в этой связи касалось необходимости принятия в каждом Субъекте Российской Федерации соответствующих региональных программ.
Местный уровень защиты прав потребителей наиболее приближён к населению, именно поэтому здесь происходит рассмотрение жалоб потребителей, консультирование граждан по вопросам защиты своих прав, а также их судебная защита.
При выявлении по жалобе потребителей товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления незамедлительно извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). В Роспотребнадзор каждый год количество таких обращений увеличивается на 20% и в 2017 году от органов местного самоуправления было получено около 50 тыс. сигналов о нарушениях прав потребителей.
Неудивительно, что в последнее время количество обращений граждан в органы местного самоуправления стабильно растёт. В 2016 году граждане, как потребители, 426 тысяч раз обратились к властям на местном уровне. В 2017 году таких обращений было уже более 432 тысяч. Это, с одной стороны, говорит о повышении уровня доверия жителей к местной власти, с другой – требует от неё полноценного участия в обеспечении соблюдения прав потребителей.
По мнению многих специалистов, современное состояние национальный системы защиты прав потребителей в России достигло определенной зрелости и находится в динамичном развитии и поиске адекватных ответов на современные вызовы.
Дальнейшее развитие устоявшейся трехуровневой системы защиты прав потребителей в ближайшие годы будет происходить в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденным 23 марта 2018 года Правительством Российской Федерации. Сам документ стратегического планирования, к разработке которого Роспотребнадзором были привлечены многие министерства и ведомства, а также общественные организации и представители науки, был принят в конце августа 2017 года.
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Из истории потребительского движения
Из истории потребительского движения
В начале XX века для защиты потребительского права в Америке, Англии, а позднее и в других странах стали создаваться лиги покупателей (прообразы нынешних общественных объединений потребителей), основными целями которых были защита от монополизма, повышение правовой грамотности потребителей, формирование потребительской культуры.
Считается, что первой организацией, выступившей в защиту прав потребителей, является Независимая лига потребителей, созданная в 1891 г. в Нью-Йорке.
В 1927 году в США вышла в свет книга «Что стоят ваши деньги». Авторы книги – экономист С. Чейз и инженер-электрик Ф. Дж. Шлинк – раскрыли причины тяжелого положения потребителей. Это был трудный период для Америки: приближалась Великая депрессия, раскручивалась инфляция, на потребительском рынке господствовали монополии. В 1928 году С. Чейз учреждает экспертную организацию «Исследования для потребителей», подтверждая тем самым основное право потребителей – право на качество и безопасность товаров, а в 1936 году он создает «Союз потребителей США», который и в настоящее время является одной из самых крупных и авторитетных общественных организаций Америки. Задачи Союза: экспертиза товаров, просвещение и воспитание грамотного потребителя.
Своеобразным качественным переломом в потребительском движении можно считать создание юристом Р. Нейдером общественного объединения, в уставе которого утверждаются не только экономические, но и политические методы защиты прав потребителей: выдвижение свих кандидатов на выборах, законотворческая работа, пикеты, демонстрации и т.п.
Первой организацией по защите прав потребителей в Европе стал Нидерландский союз потребителей (НСП), который был основан в 1954 г. Затем государственные и общественные структуры по защите прав потребителей стали широко развиваться практически во всех странах Европы, к примеру, Национальный совет потребителей Великобритании (1975г.), Государственная служба защиты прав потребителей в Финляндии (1978г.).
В 1960г. движение потребителей приняло международный характер: была создана международная организация потребительских союзов. Инициаторами ее образования стали США, Англия, Бельгия, Нидерланды, Австрия. Россия тоже является членом данной международной организации.
Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования потребительских правоотношений можно считать выступление американского Президента Дж. Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г.
В этом выступлении впервые были сформулированы основные права потребителей:
- 1) право на безопасность;
2) право на информацию;
3) право быть услышанным;
4) право на здоровую окружающую среду.
С этого времени во многих западных странах стали появляться законы о защите прав потребителей (например, Закон США 1975 г. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления», Закон Франции 1983 г. «О безопасности потребителей. «).
В конце 80-х годов в законодательстве большинства развитых стран в основном сформировались и закрепились права потребителей. Они основываются на международно-правовом документе – Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» от 9 апреля 1985г N 39/248. Резолюция провозглашала права потребителей:
- — на безопасность товаров;
— на информацию;
— на выбор товаров;
— на выражение своих интересов (право быть выслушанным);
— на удовлетворение основных потребностей;
— на возмещение ущерба;
— на потребительское просвещение;
— на здоровую окружающую среду.
В период до 1991 года в нашей стране права потребителей, которые к тому времени были регламентированы во всем мире, либо вообще не рассматривались, либо не имели механизма непосредственной реализации.
До середины 80-х гг. XX в. в России отношения по защите прав потребителей в основном регулировались нормами гражданского законодательства (например, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. «Права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества», ст. 364 ГК РСФСР «Права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком»). Указанные нормативные акты регламентировали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан, но в то же время не были специально направлены на регулирование защиты прав и законных интересов потребителей.
Правовое регулирование торгового обслуживания осуществлялось рядом подзаконных нормативных актов, различными инструкциями, ведомственными и межведомственными правилами, которые иногда в одностороннем порядке навязывали потребителям невыгодные для них условия, ставя в привилегированное положение специализированные организации, обслуживающие население. Достаточно большое количество таких правил в значительной степени ухудшало правовое положение потребителей по сравнению с действующими Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года и Гражданским кодексом 1964 года.
Указанный нормативный акт содержал большое количество положений, которые не были регламентированы гражданским законодательством, а также специальные механизмы реализации всех закрепленных в нем норм, что, несомненно, относилось к достоинствам названного Закона.
В Российской Федерации правовая основа для формирования и реализации политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей». Положениями настоящего Закона закрепляются важнейшие права потребителей, признанные на международном уровне. К ним можно отнести право потребителей на государственную и общественную защиту, право потребителей на объединение в организации потребителей и многие другие права, закрепленные в международно-правовых актах. Закон «О защите прав потребителей» соответствует основным международным стандартам в области защиты прав потребителей.
Законодательство о защите прав потребителей состоит не только из Закона РФ «О защите прав потребителей». Это целая группа нормативных актов и постановлений, речь о которых подробно пойдет в следующей главе.
Соблюдаются ли у нас в стране права потребителей? Да, конечно, но далеко не везде и не всегда.
Контроль выполнения законодательства осуществляет мощная государственная структура: федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзор.
Её территориальные подразделения, наделенные жесткими контрольно-надзорными функциями, расположены почти во всех субъектах федерации, а также во всех бывших административных районах, средних и крупных городах. Сравнительно хорошо отлаженный процесс государственного контроля дает свои результаты. Система регулярных проверок приводит к выявлению сотен тысяч нарушений прав потребителей; тонны недоброкачественных товаров выбраковываются, нарушители подвергаются административным наказаниям, в ход идут многочисленные штрафные санкции.
Но вот в чем парадокс: анализ результатов контроля за многие годы показывает, что количество нарушений прав потребителей, достигнув определенного, довольно высокого уровня, не уменьшается, количество жалоб и заявлений потребителей растет и, самое серьезное то, что не всегда удается снизить уровень поступления на рынок некачественных и опасных для здоровья потребительских товаров, часть из которых даже запрещена к использованию в самих странах-экспортерах.
Хотим обратить внимание слушателей на следующее обстоятельство. Изучить законодательство о защите прав потребителей в короткий срок настолько, чтобы успешно использовать его во всех многообразных ситуациях, которые создаются на потребительском рынке – это нереально. Однако, если сконцентрировать внимание на основополагающих позициях, которые главным образом определяют правовые возможности потребителя, то это позволит в большинстве случаев научить потребителя грамотно выстраивать свои отношения с продавцом и избегать ошибок и конфликтов. При разработке пособия мы посчитали правильным в методическом отношении выделить: основные права и обязанности потребителей и предпринимателей; последствия нарушения прав потребителей; законодательные сроки реализации прав (требований) потребителей.
1.1. Становление законодательства о защите прав потребителей
1.1. Становление законодательства о защите прав потребителей
Законодательство о защите прав потребителей прошло длительный путь развития. В начале XX в. для защиты потребительского права в Америке, Англии, а позднее и в других странах стали создаваться лиги покупателей, основными целями которых были формирование потребительской культуры, оказание воздействия на изготовителей и продавцов товаров.
Независимая Лига потребителей, созданная в 1891 г. в Нью-Йорке (США), стала прообразом современных организаций, выступающих в защиту прав потребителей.
Первой организацией по защите прав потребителей в Европе стал Нидерландский союз потребителей (НСП), который был основан в 1954 г.
Затем государственные и общественные структуры по защите прав потребителей стали широко развиваться практически во всех странах Европы, к примеру Национальный совет потребителей Великобритании (1975 г.), Государственная служба защиты прав потребителей в Финляндии (1978 г.).
В 1960 г. была создана международная организация потребительских союзов, призванная осуществлять защиту прав потребителей на международном уровне. Инициаторами ее образования стали США, Англия, Бельгия, Нидерланды, Австрия. На сегодняшний день Россия тоже является членом данной международной организации.
Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования потребительских правоотношений можно считать выступление американского президента Дж. Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г.
В этом выступлении впервые были сформулированы основные права потребителей. К ним можно отнести:
1) право на безопасность;
2) право на информацию;
3) право быть услышанным;
4) право на здоровую окружающую среду.
С этого времени во многих западных странах стали появляться законы об охране прав потребителей (например, Закон США 1975 г. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления», Закон Франции 1983 г. «О безопасности потребителей…»).
В конце 80-х гг. в законодательстве большинства развитых стран практически полностью сформировались и закрепились права потребителей. В основном они основывались на международно-правовом документе, который был подготовлен Экономическим и социальным советом ООН (ЭКОСОС) и назывался «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей». Они были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН в качестве резолюции № 39/248 от 9 апреля 1986 г.
В этот период в нашей стране права потребителей, которые к тому времени были регламентированы во всем мире, либо вообще не рассматривались, либо не имели механизма непосредственной реализации.
До середины 80-х гг. XX в. в России отношения по защите прав потребителей в основном регулировались нормами гражданского законодательства (например, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. «Права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества», ст. 364 ГК РСФСР «Права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком»). Указанные нормативные акты регламентировали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан, но в то же время не были специально направлены на регулирование защиты прав и законных интересов потребителей.
Правовое регулирование торгового обслуживания осуществлялось рядом подзаконных нормативных актов, различными инструкциями, ведомственными и межведомственными правилами, которые иногда в одностороннем порядке навязывали потребителям невыгодные для них условия, ставя в привилегированное положение специализированные организации, обслуживающие население. Достаточно большое количество таких правил в значительной степени ухудшало правовое положение потребителей по сравнению с действующими Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. и Гражданским кодексом 1964 г.
Осенью 1988 г. была предпринята первая попытка разработки и применения специализированного законодательства о защите прав потребителей, которая заключалась в принятии Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Этот законопроект большей своей частью посвящался рассмотрению и решению проблем, связанных с качеством товаров и услуг, предоставляемых потребителям, а вот защите их прав был посвящен всего один раздел. Весной 1991 г. (22 мая) был принят еще один нормативный акт, регулирующий отношения в данной сфере, – Закон СССР «О защите прав потребителей». Однако в связи со сложной политической обстановкой в стране и последующим распадом СССР он так и не был введен в действие.
Указанный нормативный акт содержал большое количество положений, которые не были регламентированы гражданским законодательством, а также специальные механизмы реализации всех закрепленных в нем норм. Указанные черты, несомненно, являлись достоинствами этого нормативного акта.
Законодательные акты в данной сфере правоотношений многих республик, ранее входивших в состав СССР, а позднее образовавших Содружество Независимых Государств, основываются на Законе СССР «О защите прав потребителей».
В РФ правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992 г. Закона РФ «О защите прав потребителей». Положениями настоящего Закона закрепляются важнейшие права потребителей, признанные на международном уровне. К ним можно отнести право потребителей на государственную и общественную защиту, право потребителей на объединение в организации потребителей и многие другие права, закрепленные в международно-правовых актах.
Закон РФ «О защите прав потребителей» стоит на защите всех прав потребителей, закрепленных в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, т. е. соответствует основным международным стандартам в области защиты прав потребителей. Он разделен на четыре главы.
Глава I настоящего Закона называется «Общие положения» и содержит статьи, которые носят общий характер, т. е. устанавливают общее регулирование отношений, являющихся следствием договоров купли-продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг потребителям (ст. 1-17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Глава II настоящего Закона называется «Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям» и содержит статьи, которые носят строго специальный характер, т. е. регламентируют особенные (специфические) вопросы, касающиеся сферы отношений, регулируемых данным законом, но не рассматривающиеся в его первой главе. Во вторую главу входят ст. 18–26 Закона РФ «О защите прав потребителей». Здесь регулируются отношения, связанные с последствиями продаж потребителям товаров ненадлежащего качества, со сроками удовлетворения конкретных требований потребителей, с вопросами расторжения договора купли-продажи и т. п.
Глава III настоящего Закона называется «Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)» и посвящена особенностям отношений, складывающихся по поводу осуществления работ и оказания потребителям услуг (ст. 27–39 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Глава IV настоящего Закона называется «Государственная и общественная защита прав потребителей» и, как и первая глава, содержит информацию по вопросам общего характера, распространяющиеся на отношения, которые вытекают из договоров купли-продажи, проведения работ и оказания услуг потребителям (ст. 40–46 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Рассматриваемая глава содержит положения, закрепляющие полномочия федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений потребителей в сфере защиты прав потребителей.
Законодательство о защите прав потребителей состоит не только из Закона РФ «О защите прав потребителей». Это целая группа нормативных актов и постановлений, подробному рассмотрению которых посвящена следущая глава.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
1.4. Защита прав потребителей в финансовой сфере и финансовое образование
1.4. Защита прав потребителей в финансовой сфере и финансовое образование Основная цель защиты потребителей – выправить асимметрию в доступе к информации и ресурсам между потребителями и финансовыми организациями. Финансовые организации хорошо ориентируются в
3.9. Защита прав потребителей в финансовой сфере
3.9. Защита прав потребителей в финансовой сфере Финансовое образование и защита прав потребителей – взаимодополняющие элементы, необходимые для нормального функционирования финансовых рынков, особенно в условиях низкого доверия населения к финансовым
Глава 1 Российское законодательство о защите прав потребителей
Глава 1 Российское законодательство о защите прав потребителей 1.1. Становление законодательства о защите прав потребителей Законодательство о защите прав потребителей прошло длительный путь развития. В начале XX в. для защиты потребительского права в Америке, Англии, а
1.2. Понятие и действие российского законодательства о защите прав потребителей. Законодательство о защите прав потребителей как система нормативных актов
1.2. Понятие и действие российского законодательства о защите прав потребителей. Законодательство о защите прав потребителей как система нормативных актов В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей
1.4. Основные понятия законодательства о защите прав потребителей
1.4. Основные понятия законодательства о защите прав потребителей В преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» даются основные понятия, которые используются и применяются в законодательстве о защите прав потребителей. Давайте подробнее остановимся на каждом из
6.1. Государственная защита прав потребителей
6.1. Государственная защита прав потребителей Государственная защита прав потребителей – это довольно широкая правовая категория, призванная обеспечить строгое и неуклонное исполнение закона и подзаконных актов, а также соблюдение дисциплины не только юридическими
6.2. Полномочия органов по защите прав потребителей при местной администрации
6.2. Полномочия органов по защите прав потребителей при местной администрации Полномочия органов местного самоуправления в области защиты законных интересов и прав потребителей в муниципальных образованиях определены ст. 44 Закона РФ «О защите прав потребителей». В
6.3. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»
6.3. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
6.4. Общественная защита прав потребителей. Полномочия общественных организаций потребителей
6.4. Общественная защита прав потребителей. Полномочия общественных организаций потребителей Общественная защита прав потребителей осуществляется общественными объединениями потребителей, которые создаются по территориальному признаку (районные, городские,
Глава 7 Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей
Глава 7 Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей 7.1. Общее понятие юридической ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей Действующее российское законодательство предусматривает четыре вида юридической
7.1. Общее понятие юридической ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей
7.1. Общее понятие юридической ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей Действующее российское законодательство предусматривает четыре вида юридической ответственности. Это:1) уголовная ответственность за совершение преступления на
7.2. Виды юридической ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей. Общая характеристика отдельных видов ответственности
7.2. Виды юридической ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей. Общая характеристика отдельных видов ответственности Административное, гражданское и уголовное законодательство наиболее полно защищает права потребителя.Давайте более
Глава 8 Процессуальные аспекты защиты прав потребителей
Глава 8 Процессуальные аспекты защиты прав потребителей 8.1. Досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем). Порядок предъявления претензии и удовлетворения претензионных требований Закон РФ «О защите прав
Защита прав потребителей
Защита прав потребителей Банковская сфера характеризуется повышенными рисками – опасности кроются и в самой деятельности банков, и в хозяйственной среде, и в денежной сфере, и в сфере расчетов, и на финансовых рынках, с которыми банки тесно связаны. Регулятор