защита прав женщин и детей в международном праве

Нормативные основы защиты прав детства

защита прав женщин и детей в международном праве

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ –

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, на развитие, на защиту, на активное участие в жизни общества

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12«Права и обязанности родителей».

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят

Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

· обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

· защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

· обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

· признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);

· защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

· защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

· меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

· за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);

· за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

· право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

· право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

· меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

· немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

· Закон «Об образовании» утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

? · В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

· Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении – подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения.

· Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает: защиту его от всех форм жестокого обращения, права на охрану жизни и здоровья, защиту его права на образование, права на игру, права на сохранение своей индивидуальности.

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.

Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.

Нарушением прав ребенка можно считать:

· Лишение свободы движения.

· Применение физического насилия к ребенку.

· Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)

· Угрозы в адрес ребенка.

· Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

· Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.

· Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­вания, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье

· Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».

Право ребенка на игру

· «Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуще­ствлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности

· «Государства-участники Конвенцииобязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).
У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями.

Источник

Международно-правовая защита прав женщин и детей. Международно-правовая защита прав женщин и детей осущест­вляется на основании как договоров об общих правах человека

защита прав женщин и детей в международном праве защита прав женщин и детей в международном праве защита прав женщин и детей в международном праве защита прав женщин и детей в международном праве

защита прав женщин и детей в международном праве

защита прав женщин и детей в международном праве

Международно-правовая защита прав женщин и детей осущест­вляется на основании как договоров об общих правах человека, так и в соответствии с многочисленными специальными соглашениями.

Конвенция о политических правах женщин 1953 г. (ратифициро­вана СССР в 1954 г.) предусматривает право женщин голосовать на всех выборах наравне с мужчинами, избирать и быть избранными, занимать должности на государственной службе.

Согласно Конвенции о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г. (Россия не участвует) не допус­кается заключение брака без полного согласия обеих сторон. Уста­навливается обязательная официальная регистрация брака. Брак должен заключаться лично, в присутствии свидетелей и представите­ля власти, имеющего право на оформление брака. Государства обяза­лись принять законодательные акты, устанавливающие минималь­ный брачный возраст.

По Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г. (рати­фицирована СССР в 1958 г.), ни заключение, ни расторжение брака между кем-либо из его граждан и иностранцем, ни перемена граждан­ства мужем в браке не отражаются автоматически на гражданстве жены. Устанавливается упрощенный порядок натурализации ино­странок, состоящих замужем за гражданином государств-участников.

Государства — участники Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. (ратифицирована СССР в 1980 г.) обязались запрещать любые формы дискриминации в отношении женщин и с этой целью: включают принцип равнопра­вия мужчин и женщин в свои конституции и законодательство; уста­навливают юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами; обеспечивают, чтобы государственные органы и учреж­дения действовали в соответствии с обязательствами государств по Конвенции.

Женщинам также обеспечивается право голосовать на всех выбо­рах и референдумах, занимать государственные посты, участвовать в общественной и политической жизни страны, равные права в области гражданства, образования, права на труд, социальное обеспечение, здравоохранение, перед законом и др. Государства должны прини­мать все меры для пресечения всех видов торговли женщинами и эксплуатации проституции.

Согласно Конвенции о правах ребенка 1989 г. ребенком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возрас­та, если по закону ребенок не достигает совершеннолетия ранее (ст.1).

Государства обязались обеспечивать всем детям все права, пред­усмотренные Конвенцией, независимо от расы, цвета кожи, языка, религии или любых других обстоятельств, в том числе взглядов и убеждений самого ребенка и членов его семьи.

Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, пред­принимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание должно уделяться обеспечению интересов ребенка.

По Конвенции государства должны предоставлять всем детям как общие права человека (право на жизнь, свободу мысли, совести и религии, право на защиту закона от вмешательства в личную жизнь и т.д., так и специальные права, вытекающие из специфики данного субъекта права, — право на имя и приобретение гражданства, право не разлучаться со своими родителями. В тех случаях, когда ребенок разлучается с родителями при аресте, тюремном заключении, высыл­ке и т.п., государство обязано информировать его в отношении места нахождения его членов семьи. Ходатайства о выезде с целью воссо­единения семьи должны рассматриваться государством «позитив­ным, гуманным и оперативным образом». Государства обязались предотвращать незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы.

Порядок осуществления некоторых общих прав человека детьми (право выражать свои взгляды, право на информацию, право на отдых) регламентирован Конвенцией более подробно, чем регламен­тация этих прав в отношении взрослых Пактами о правах человека и другими документами, что обусловливается повышенными требова­ниями к защите детей. Государства обязались принимать все меры по защите детей от всех форм физического и психологического насилия, отсутствия заботы или сексуального злоупотребления.

защита прав женщин и детей в международном праве

Конвенция устанавливает требования к внутригосударственным институтам усыновления и опеки, системе здравоохранения, образо­вания. Предусмотрена защита от эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребенка или наносить ущерб его полноценному развитию. С этой целью государства устанавливают минимальный возраст для приема на работу, определяют продолжительность рабочего дня и условия труда и меры для обеспечения положений закона. Предусматривают­ся также гарантии при привлечении детей к уголовной ответствен­ности.

Источник

Основы защиты прав женщин и детей

Международно-правовая защита прав женщин и детей осуществляется именно на основании общих прав человека опираясь на специальные соглашения. Конкретный принцип недискриминации по признаку пола является отмеченным во многих международных актах правовой направленности.

Конвенция о правах политического характера женщин 1952 года в свое время установила право женщин голосовать на любых выборах наравне с мужчинами, а также избирать и, что не менее важно быть избранными, занимать те или иные должности на службе общественного, и государственного порядка, выполнять государственные, и общественные функции наравне с противоположным полом.

Конвенция о согласии на вступление в бракосочетательный союз, брачном возрасте, а также регистрации брака 1962 года не допускает заключение брака без специального согласия как одной, так и второй стороны. Стоит отметить, что устанавливается регистрация брака в обязательном официальном порядке. Брак в свою очередь обязан заключаться лично и, что не менее важно в присутствии лиц, которые выступают в качестве свидетелей, а также в присутствии определенного представителя власти имеющего право на то чтобы оформить бракосочетательный союз. Сами государства обязаны принять документы законодательного характера, которые служат для установления минимального возраста для заключения брака.

В Конвенции свидетельствующей о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года предусмотрена конкретная обязанность государств осуществлять необходимые действия по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женского пола. Дискриминация в отношении женщин в свою очередь свидетельствует о том, что любое ограничение или различие по признаку пола, которое является направленным на ослабление, или сводит на нет признание, пользование, или осуществление женщинами вне зависимости от их семейного положения основываясь на принципе равноправия мужчин и женщин, человеческих прав, а также основных свобод во всех областях жизни.

Стоит отметить, что государства обязаны включить в законодательство национальной направленности определенный принцип равноправия женщин и мужчин, запретить ту или иную дискриминацию в отношении женщин, а также установить специальные санкции, и при этом создать конкретную возможность защиты юридического характера женских прав на равной основе с мужчинами. Также важный факт, что женщины обладают равной с мужчинами правовой способностью и, что наиболее важно одинаковыми возможностями для ее реализации.

Женщинам в свое время обеспечивается специальное право голосовать на всех референдумах и выборах, а также занимать посты государственного типа, принимать участие в политической, и, конечно, общественной жизни страны, права равного характера в области гражданства, права на деятельность трудовой направленности, образования, обеспечения социального характера, здравоохранения. Государства являются обязанными принимать все требующиеся меры для того чтобы пресечь торговлю женщинами, а также эксплуатацию проституции.

Контроль по соблюдение норм

Контроль, который осуществляется для того чтобы соблюдались данные нормы этих актов является возложенным на конкретный орган – специальный Комитет занимающийся ликвидацией дискриминации в отношении женского пола образованный в рамках Конвенции 1979 года. Он в свою очередь состоит из 23 экспертов, которые обладают достаточно высокими моральными качествами и компетенцией. Что касается экспертов, то они обычно избираются государствами, которые выступают в качестве участников Конвенции с учетом определенных принципов справедливого распределение географического типа, представительства тех или иных форм цивилизации и основных систем правового характера. Комитет же в основном занимается тем, что рассматривает любые вопросы дискриминации в отношении женщин, те жалобы, которые поступают, осуществляет действия по сотрудничеству с государствами-участниками в разрешении данного вида жалоб.

Для того чтобы достигнуть гендерное равенство оказывает содействие концепция гендерного подхода выраженная в специальной Пекинской декларации и Платформе действий 1995 года. Реализация данной концепции является возложенной на Фонд ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ), ОБСЕ, а также конкретный Отдел ООН по улучшению положения женского пола. По просьбе СБ ООН Генеральный секретарь ООН представил в 2005 году специальный план общесистемного типа деяний для того чтобы осуществить резолюцию СБ ООН № 1325 2000 года «Женщины, мир и безопасность».

В 1974 году ГА ООН приняла Декларацию, которая свидетельствует о защите детей, а также женщин в чрезвычайных обстоятельствах. Данная Декларация в свою очередь провозгласила:

Дети, а также женщины, которые оказались в условиях чрезвычайного положения не обязаны лишаться своего дома, помощи медицинского характера, еды и иных неотъемлемых прав.

Лига Наций в 1924 году приняла специальную Женевскую декларацию прав ребенка. Что касается прав детей, то они рассматривались в контексте определенных мер, которые в свою очередь было просто необходимо принять в отношении рабства, детской трудовой деятельности, проституции лиц, которые являются несовершеннолетними. Во всеобщей правовой декларации человека 1948 года отмечается, что «ребенок, ввиду его умственной, а также физической незрелости нуждается в специальной защите и заботе включая и надлежащую защиту правового характера как до, так и после рождения». В 1959 году ООН приняла Декларацию о правах детей в которой являлись провозглашенные правовые и социальные принципы, которые касаются благополучия, и защиты детей. На основе данной декларации в 1989 году государства подписали конкретную Конвенцию ООН о правах ребенка.

Таким образом, государства в свое время являются обязанными обеспечивать детям все права, которые являются предусмотренными Конвенцией вне зависимости от расы, языка, цвета кожи, религии или каких-либо иных обстоятельств включая убеждения, а также взгляды самого ребенка и членов его семьи. В качестве ребенка выступает любое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по специальному закону ребенок не достигает совершеннолетия ранее (об этом свидетельствует 1 статья).

Конвенция также закрепляет определенную обязанность государств предоставлять всем гражданам не достигшим возраста 18 лет права общего характера:

Детские права

В Конвенции также являются перечисленными специальные детские права: право на имя, а также приобретение гражданства, право не разлучаться со своими родителями. В тех ситуациях, когда ребенок разлучается с родителями при аресте, определенном тюремном заключении, высылке, государство является обязанным осуществлять действия по информированию ребенка в отношении местонахождения членов его семьи. Конкретное ходатайство свидетельствующее о выезде с определенной целью восстановления семьи обязано рассматриваться государством «оперативным, а также гуманным и позитивным образом». Государства в свою очередь являются обязанными предотвращать незаконное перемещение, а также невозвращение детей из-за границы.

Ребенок, который является в физическом или же умственном плане неполноценным обязан быть обеспечен особой заботой со стороны государства для того чтобы вести достойную, а также полноценную жизнь в условиях, которые в свое время обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и, что не менее важно облегчают его активное участие в жизни общества. Государства являются обязанными принимать определенные меры для того чтобы граждане не достигшие возраста 15 лет не принимали участия в действиях военного характера и не призывались на службу в вооруженные силы.

Что же касается порядка осуществления некоторых человеческих прав общего характера (право на то чтобы выражать имеющиеся взгляды, право на ту или иную информацию, право на отдых) регламентированы в специальной Конвенции 1989 года более подробно, чем в Пактах о человеческих правах, а также других документах, что является обусловленным повышенными требованиями к защите детей. Государства обязаны принимать определенные меры по охране детей от психологического, а также физического насилия, отсутствия заботы или сексуального злоупотребления.

Конвенция 1989 года занимается тем, что устанавливает конкретные требования к внутригосударственным институтам усыновления и опеки, системе образования, а также здравоохранения. Предусматривается определенная защита от выполнения и эксплуатации любой работы, которая вполне может представлять опасность для здоровья ребенка или наносить тот, или иной ущерб его полноценному развитию. Государства в свою очередь устанавливают минимальный возраст для приема на работу и при этом проводят необходимые действия по определению продолжительности рабочего дня, и трудовых условий. Также являются предусмотренными и гарантии при привлечении детей к ответственности уголовной направленности.

Государства, которые также выступают в роли участников являются обязанными ознакомить находящихся под их юрисдикцией лиц (взрослых, а также детей) с определенными положениями Конвенции. Контроль проводимый за реализацией ее норм возложен на специальный Комитет по детским правам. Стоит отметить, что данный комитет состоит из 10 экспертов, которые обладают достаточно высокими моральными качествами, признанной компетентностью. Эксперты в свою очередь избираются при учете принципов справедливого географического распределения, а также представительства главных систем правового порядка.

Комитет имеет полное право запрашивать у государств-участников конкретную информацию о выполнении положений Конвенции, о фактическом положении детей в стране, собирать, а также проводить анализ данных о положении детей в различных странах.

В 2000 году в Конвенции о правах ребенка были приняты два специальных факультативных протокола. Факультативный протокол, который касается участия детей в тех или иных вооруженных конфликтах является призванным обеспечить защиту международно-правовой направленности детей от воздействия вооруженных конфликтов, а также предотвратить призыв детей на службу военного характера или их мобилизацию, использование детей и в международных, и внутренних конфликтах вооруженного типа. В резолюции № 1612 2005 года СБ ООН осудил использование, а также вербовку детей в качестве солдат в вооруженном конфликте и любые иные нарушения, и злоупотребления, которым подвергаются дети в случае какого-либо вооруженного конфликта.

Факультативный протокол

В рамках Европейского совета приняты специальная Европейская конвенция о статусе правового характера внебрачных детей 1975 года и Европейская конвенция об осуществлении детских прав 1996 года. В 2003 году государства – члены Совета Европы подписали Конвенцию о контактах в отношении детей в которой предусматривается право ребенка чьи родители проживают в разных государствах поддерживать связи личного характера и прямой контакт с обоими родителями. В качестве цели конвенции выступает осуществление более свободного использования контактов трансграничного порядка, а также уверенность всех граждан, которые являются заинтересованными в том, что дети будут возвращены по окончании такого контакта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *