защита прав женщин в казахстане

Защита прав женщин в Республике Казахстан

защита прав женщин в казахстане

Защита прав женщин в Республике Казахстан

В настоящее время во всем мире исторически сложившееся доминирование мужчин над женщинами претерпевает изменения. За годы независимости Казахстан также достиг прогресса в области защиты прав и законных интересов мужчин и женщин.

Законом от 29 июня 1998 года № 248 Республика Казахстан присоединилась к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года. Ратифицированы также Конвенции ООН «О политических правах женщин», «О гражданстве замужней женщины».

В 2009 году принят Закон «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин»

В настоящее время Республикой Казахстан сделано многое в вопросе обеспечения и защиты прав женщин. Основные положения о правах женщин нашли отражение в Конституции, Республика Казахстан подписала основные международные пакты и договора, касающиеся прав женщин.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 2018 года №89 утвержден предлагаемый доклад о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

В гендерной политике государством поставлены следующие задачи: достижение сбалансированного участия женщин и мужчин во властных структурах, обеспечение равных возможностей для экономической независимости, развития бизнеса и продвижения по службе; создание условий для равного осуществления прав и обязанностей в семье; свобода от насилия по признаку пола.

По итогам 2018 года в индексе гендерного разрыва Всемирного экономического форума Казахстан находится на 60 месте среди 144 стран, тогда как по итогам 2017 года находился на 52 месте. Индекс измеряет гендерные различия в странах мира вне зависимости от уровня их развития. Уровень гендерного разрыва измеряется в четырех ключевых областях: экономическое участие и карьерные возможности; образование; здоровье и выживание; политические права и возможности.

Судья Специализированного межрайонного экономического суда

Источник

Защита прав женщин в Республике Казахстан

защита прав женщин в казахстане

Защита прав женщин в Республике Казахстан

В настоящее время во всем мире исторически сложившееся доминирование мужчин над женщинами претерпевает изменения. За годы независимости Казахстан также достиг прогресса в области защиты прав и законных интересов мужчин и женщин.

Законом от 29 июня 1998 года № 248 Республика Казахстан присоединилась к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года. Ратифицированы также Конвенции ООН «О политических правах женщин», «О гражданстве замужней женщины».

В 2009 году принят Закон «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин»

В настоящее время Республикой Казахстан сделано многое в вопросе обеспечения и защиты прав женщин. Основные положения о правах женщин нашли отражение в Конституции, Республика Казахстан подписала основные международные пакты и договора, касающиеся прав женщин.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 2018 года №89 утвержден предлагаемый доклад о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

В гендерной политике государством поставлены следующие задачи: достижение сбалансированного участия женщин и мужчин во властных структурах, обеспечение равных возможностей для экономической независимости, развития бизнеса и продвижения по службе; создание условий для равного осуществления прав и обязанностей в семье; свобода от насилия по признаку пола.

По итогам 2018 года в индексе гендерного разрыва Всемирного экономического форума Казахстан находится на 60 месте среди 144 стран, тогда как по итогам 2017 года находился на 52 месте. Индекс измеряет гендерные различия в странах мира вне зависимости от уровня их развития. Уровень гендерного разрыва измеряется в четырех ключевых областях: экономическое участие и карьерные возможности; образование; здоровье и выживание; политические права и возможности.

Судья Специализированного межрайонного экономического суда

Источник

Конституционная защита прав матери и ребенка. Опыт Республики Казахстан

Венера Хамитовна Сейтимова,
судья Суда Евразийского экономического союза

Тема настоящей статьи — представляющая особый интерес правовая позиция, касающаяся семейных ценностей, прав и законных интересов матери и ребенка.

В первую очередь этот интерес обусловлен сложностью вопроса, который возник в сферах, подпадающих под особую охрану государства. Речь идет о семье и правах ребенка. Конституционному Совету Республики Казахстан
(далее — Конституционный Совет) предстояло найти баланс при организации надлежащей охраны обеих сфер,
что и было сделано благодаря нормативному постановлению от 10.04.2018 N 3 «О проверке конституционности пункта 5 статьи 47 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» (далее — нормативное постановление от 10.04.2018). Оно отражает вдумчивый подход государства к дальнейшему развитию брачно-семейных отношений и защите прав ребенка.

В Конституционный Совет 12.03.2018 поступило представление специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Карагандинской области о признании неконституционным п. 5 ст. 47 Кодекса Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье (далее — Кодекс о браке и семье). Из представления следовало, что Ж. предъявила иск к Ж-кешу об установлении отцовства, взыскании алиментов на содержание ребенка и денежных расходов на свое содержание в течение дородового периода и до достижения ребенком трех лет.

Межрайонный суд усмотрел ущемление закрепленных Конституцией Республики Казахстан прав человека и гражданина в связи с противоречием п. 5 ст. 47 Кодекса о браке и семье п. 2 ст. 14 и п. 1 и 2 ст. 27 Конституции Республики Казахстан.

Конституционный Совет, мотивируя основной вывод нормативного постановления, указал следующее. Взыскание с отца ребенка денежных средств на содержание женщины, в том числе не состоящей с ним в браке, в связи с рождением общего ребенка — один из способов реализации конституционных положений о защите материнства и детства, а также обеспечения выполнения обязанностей родителя, которые состоят в заботе о детях и их воспитании.

В период, в течение которого происходит формирование, появление на свет и развитие младенца, и он, и его мать независимо от ее семейного положения нуждаются в специальной защите, в том числе материальной поддержке. При этом в силу естественных законов природы в период беременности и в первые годы жизни невозможно рассматривать интересы ребенка в отрыве от интересов матери. Именно мать — основной гарант его интересов в этот период, способный удовлетворить первоначальные жизненные запросы. Для матери потребности ребенка первостепенны, все ее усилия направлены на обеспечение надлежащего ухода за ним.

В этот важный этап необходимо гарантировать адекватную защиту прав и законных интересов матери и ребенка, для которых регулярное получение средств на содержание может стать одним из основных источников средств к существованию.

В свою очередь, это невозможно без эффективных правовых механизмов, посредством которых максимально обеспечивалось бы сохранение необходимого уровня жизнеобеспечения как ребенка, так и матери в социально уязвимой ситуации.

Однако Конституционный Совет пришел к выводу, что дифференциация права женщины на получение содержания от мужчины в период беременности, рождения ребенка и в последующее время в зависимости от наличия брачных взаимоотношений связана с реализацией обязательств государства по защите семьи, основанной на браке. В силу указанного Конституционный Совет признал п. 5 ст. 47 Кодекса о браке и семье недискриминационным и не противоречащим п. 2 ст. 14 и п. 1 и 2 ст. 27 Основного Закона. Основание — данная норма преследовала конституционно значимую цель защитить брак и семью, материнство и детство, а также обеспечить исполнение конституционных обязанностей родителями.

В конституции многих государств традиционно включаются положения, подчеркивающие особую важность института семьи. Так, согласно ст. 41 Конституции Ирландии государство признает семью как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также как нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшими по отношению к нему. Кроме того, государство гарантирует защиту семьи, ее организацию и авторитет как необходимую основу социального порядка, незаменимую для процветания народа и государства.

Пункт 1 ст. 39 Конституции Испании закрепляет, что государственные власти обеспечивают социальную, экономическую и юридическую защиту семьи.

Изучение практики Конституционного Совета позволяет проследить прогрессивность выводов п. 4 нормативного постановления от 10.04.2018. Помимо прочего, Конституционный Совет указал на важный аспект, который непосредственно связан с верховенством и прямым действием Конституции Республики Казахстан. Речь, в частности, идет о недостаточном использовании в рассматриваемой норме конституционно-правового смысла и потенциала Основного Закона при согласовании прав и обязанностей отца, а также матери и ребенка, нуждающихся в особой защите.

Сделанные выводы в полной мере соответствуют духу развития приоритетов жизни современного общества, созвучны последней практике высших судебных органов зарубежных государств, международных органов по правам человека и подходам, заложенным в международно-правовых инструментах защиты прав детей.

По мнению Конституционного Совета, для наилучшего обеспечения интересов матери и ребенка, права которых затрагивает п. 5 ст. 47 Кодекса о браке и семье, необходима максимальная гармонизация мер государственной защиты конституционных ценностей, совершенствование брачно-семейного законодательства и унификация используемой в нем специальной терминологии.

Такой подход воплощает в жизнь основные направления развития национального права, установленные Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24.08.2009 N 858.

Согласно данной Концепции конституционное право — фундамент национальной правовой системы. Важнейшей задачей является реализация принципов и норм Конституции Республики Казахстан в первую очередь в деятельности органов государственной власти и ее должностных лиц, обеспечение при этом как прямого действия Конституции Республики Казахстан, так и реализации ее потенциала через законодательство и правоприменение. Усилия государственных и общественных институтов должны концентрироваться на претворении в жизнь созидательного потенциала Основного Закона.

В нормативном постановлении от 10.04.2018 Конституционный Совет в полной мере реализовал возможность защиты института семьи, основанной на браке, признав конституционность п. 5 ст. 47 Кодекса о браке и семье, ставящего во главу угла конституционно значимые ценности и цели по защите брака и семьи.

Так, Конституционный Совет поддержал справедливый вывод своего нормативного постановления от 18.05.2015 N 3 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 27 Конституции Республики Казахстан и о проверке на соответствие Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В частности, брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и относятся к числу фундаментальных конституционных ценностей страны, которые закономерно вытекают из высоких целей и базовых принципов, сформулированных в Основном Законе.

В совокупности это обеспечивает преемственность поколений, выступает условием сохранения и развития народа Казахстана. Однако, взяв за основу выработанные ранее подходы к толкованию конституционных положений, Конституционный Совет постарался наладить диалог государственных органов и претворить в жизнь созидательный потенциал Конституции Республики Казахстан. В нормативном постановлении от 10.04.2018 Конституционный Совет отметил, что в целях наилучшего обеспечения интересов матери и ребенка целесообразно принять соответствующие законодательные меры.

В развитии семейного права зарубежных государств наблюдаем аналогичные тенденции. Так, эволюция семейного права Италии показательна масштабной реформой законодательства 2012-2013 годов, отменившей любые формы дискриминационного отношения к детям, рожденным вне брака.

Таким образом, вопрос равных прав детей и их равной защиты вне зависимости от происхождения становится все более актуальным. При этом диалог органов, уполномоченных на совершенствование законодательной сферы, и органов, призванных стать гарантом ее конституционности и стабильности, способен дать полезные плоды в виде конструктивных, обдуманных и поступательных изменений, гармонично отражающих развитие общественных отношений.

Источник

О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин

Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2009 года № 223-IV.

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области обеспечения государственных гарантий равных прав и равных возможностей мужчин и женщин и устанавливает основные принципы и нормы, касающиеся создания условий для гендерного равенства во всех сферах государственной и общественной жизни.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин

1. Законодательство Республики Казахстан о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные задачи государственной политики по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин

Основными задачами государственной политики по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин являются:

1) обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин во всех сферах государственной и общественной жизни;

2) совершенствование и развитие законодательства Республики Казахстан;

3) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

4) воспитание и пропаганда среди населения страны культуры равноправия мужчин и женщин, недопущение дискриминации по признаку пола;

5) выполнение общепризнанных принципов и норм международного права и международных обязательств;

6) повышение уровня правовой и политической культуры общества для обеспечения равенства полов во всех сферах жизнедеятельности, включая политику, социально-трудовые и семейные отношения.

Сноска. Статья 3 с изменением, внесенным Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 4. Дискриминация по признаку пола

1. Нормативные правовые акты, направленные на ограничение или ущемление равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, могут быть оспорены в суде в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

2. Не считаются дискриминационными по признаку пола меры, направленные на:

1) защиту материнства, детства и отцовства;

2) защиту женщин в связи с беременностью и родами;

3) увеличение продолжительности жизни мужчин;

4) защиту женщин в уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве.

Не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения и ограничения, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Сноска. Статья 4 с изменением, внесенным Законом РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).

Статья 5. Органы, должностные лица и организации, осуществляющие деятельность в сфере обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин

Органами и должностными лицами, осуществляющими деятельность в сфере обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, являются:

1) Президент Республики Казахстан;

2) Правительство Республики Казахстан;

3) центральные исполнительные органы в пределах своей компетенции;

4) местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы в пределах своей компетенции.

Иные органы и организации обеспечивают соблюдение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в соответствии с настоящим Законом, иными законами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан.

Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными Законом РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011).

Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин;

2) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

3) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными законами РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 7. Компетенция центральных исполнительных органов в сфере обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин

Центральные исполнительные органы в пределах своей компетенции в сфере обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин:

1) участвуют в реализации государственной политики по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин;

2) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

3) взаимодействуют с государственными органами и общественными объединениями по вопросам гендерного равенства;

4) способствуют соблюдению гендерного равенства в кадровых вопросах;

5) рассматривают обращения граждан, касающиеся вопросов семьи, несоблюдения равноправия мужчин и женщин;

6) осуществляют сотрудничество с международными организациями по вопросам гендерного равенства;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные Конституцией, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными законами РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 8. Компетенция местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы в сфере обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин

Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы в пределах своей компетенции в сфере обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин:

1) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

2) взаимодействуют с общественными объединениями по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин;

3) вносят предложения по совершенствованию законодательства по вопросам обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин;

4) способствуют соблюдению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин;

5) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными законами РК от 05.07.2011 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 9. Гарантии равного доступа мужчин и женщин к государственной службе

1. Руководители государственных органов обязаны обеспечить равный доступ мужчин и женщин к государственной службе в соответствии с их опытом, способностями и профессиональной подготовкой.

2. Государство обеспечивает соблюдение равнопартнерских отношений мужчин и женщин в законодательной, исполнительной и судебной ветвях государственной власти, органах местного самоуправления.

3. Нарушение требований, установленных настоящей статьей, влечет за собой отмену незаконных распоряжений (приказов) или результатов конкурса на замещение вакантных должностей государственной службы.

4. Обязанность представления конкурсным комиссиям сведений о профессиональной подготовке, об образовании и опыте работы лиц, участвующих в конкурсе, а также данных о соотношении численности работающих мужчин и женщин на соответствующих государственных должностях государственной службы возлагается на кадровые службы государственных органов.

Аналогичный учет ведут кадровые службы государственных органов при решении вопросов аттестации, продвижения по службе, увеличения заработной платы государственных служащих.

Статья 10. Участие работодателей в обеспечении равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в сфере трудовых отношений

1. Мужчинам и женщинам гарантируются равные права и равные возможности в сфере трудовых отношений, в том числе:

1) при заключении трудового договора;

2) равный доступ к вакантным рабочим местам;

3) в вопросах повышения квалификации, переподготовки и продвижения по службе.

2. Работодатель не вправе требовать представления документов, не предусмотренных трудовым законодательством Республики Казахстан.

3. В генеральные, отраслевые (тарифные), региональные соглашения и коллективные договора могут быть включены положения, обеспечивающие:

1) равные права и равные возможности мужчин и женщин на рынке труда;

2) равные права и равные возможности мужчин и женщин по заработной плате;

3) меры, направленные на улучшение положения лиц с семейными обязанностями;

4) равные условия при комплектовании кадров в организации и ее структурных подразделениях.

4. Лица, считающие, что подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы и организации, осуществляющие деятельность в сфере обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

5. Работодатель не вправе создавать препятствия работнику, направившему компетентным органам жалобу о случаях дискриминации по признаку пола.

Статья 11. Обеспечение гендерного равенства прав и обязанностей мужчин и женщин в брачно-семейных отношениях и воспитании детей

Обеспечение гендерного равенства прав и обязанностей мужчин и женщин в брачно-семейных отношениях и воспитании детей осуществляется путем:

1) повышения престижа семьи, укрепления брачно-семейных отношений, пропаганды ценностей брака и семьи;

2) равного разделения ответственности мужчин и женщин за воспитание детей;

3) реализации социальной политики, направленной на поддержку и повышение качества жизни семьи.

Статья 12. Гарантии государства по обеспечению гендерного равенства в области охраны здоровья, образования, культуры

1) дальнейшее совершенствование законодательства Республики Казахстан и принятие мер по сохранению репродуктивного здоровья мужчин и женщин, снижению смертности и сокращению разрыва между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин;

2) обеспечение равных условий для доступа мужчин и женщин ко всем видам переподготовки и повышения квалификации;

3) недопущение преимуществ при приеме на учебу, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;

4) недопущение рекламы, содержащей текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении пола;

5) гендерное образование в соответствии с реализуемой государственной политикой по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

Статья 13. Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Республики Казахстан о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин

Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Республики Казахстан о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин осуществляются в форме проверок государственными органами, осуществляющими деятельность в сфере обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, в порядке, определяемом законами Республики Казахстан.

Статья 14. Взаимодействие органов государственного контроля и надзора с общественными организациями

Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Республики Казахстан о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, взаимодействуют в своей деятельности с общественными организациями, участвующими в обеспечении гендерного равенства и защите прав женщин.

Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин

Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *