защита прав журналистов в россии
Угрозы, нападения, порча оборудования — как закон защищает журналистов в таких случаях
Разбираемся вместе с экспертами Центра защиты прав СМИ*
Только с начала этого года проект «Медиаконфликты в России» Фонда защиты гласности зарегистрировал 35 нападений на журналистов и 24 случая угроз сотрудникам СМИ. На самом деле их больше: далеко не обо всех случаях давления на прессу становится известно.
ЗАЩИТА ЖУРНАЛИСТОВ: ТЕОРИИ
Давление на журналистов может быть расценено как уголовное преступление. Статья 144 УК РФ предусматривает наказание за «воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов». Давайте посмотрим, в каких случаях закон помогает сотрудникам СМИ защитить свою работу от внешнего воздействия.
Сразу оговоримся: человек должен иметь статус журналиста. По Федеральному закону «О СМИ» для получения этого статуса он должен работать в зарегистрированном издании. Находится журналист в штате редакции, по договору или работает внештатно по заданию — не важно.
Статья Уголовного кодекса запрещает препятствовать «законной профессиональной деятельности» журналиста. Это значит, что на него оказывают давление именно в связи с выполнением профессиональных обязанностей: во время сбора или проверки информации, проведения съемки, подготовки материала к публикации и т.п. Важно, чтобы при этом журналист сам не нарушал закон.
Воспрепятствованием журналистской деятельности закон считает принуждение к распространению или отказу от распространения информации. Оно может проявляться по-разному:
• шантаж или угрозы журналисту, его близким;
• угрозы редакции СМИ (например, обещание «закрыть» издание, уничтожить тираж, создать проблемы в деятельности редакции, распространении тиража, вещании и т.п.), а также действия, которые приводят к таким последствиям;
• применение насилия по отношению к журналисту или его близким;
• повреждение или уничтожение имущества журналиста или редакции.
Насилие по отношению к журналисту и его близким может быть любым, в том числе и причинение легкого вреда здоровью.
Отягчающим обстоятельством при давлении на журналиста или редакцию будет использование служебного положения. Преступление будет считаться совершенным вне зависимости от того, удалось ли преступнику воздействовать на журналиста или нет.
ЧТО НА ПРАКТИКЕ?
Самый распространенный способ припугнуть сотрудника СМИ — угрозы. Журналисты-расследователи разных изданий рассказывали нам об анонимных звонках, СМС, сообщениях в социальных сетях. Иногда злоумышленники пытаются надавить психологически: звонят ночью и молчат, устраивают слежку. Иногда портят имущество: обливают дверь краской, прокалывают колеса автомобиля. Коллеги нижегородской журналистки Ирины Славиной, трагически погибшей в начале октября этого года, рассказывали, что неизвестные даже разбрасывали листовки по району, где жила Ирина.
И если вам показалось, что деятельность журналиста в России надежно защищена, то придется вас разочаровать. На практике правоохранительные органы очень редко возбуждают уголовные дела по статье 144. А обвинительные приговоры по ней — скорее исключение. И тому есть несколько причин.
Данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном суде РФ.
Во-первых, журналисту, на которого производится давление, зачастую трудно собрать факты, указывающие на совершение преступления. Те, кто хочет повлиять на репортера, стараются не оставлять следов, которые могли бы потом стать доказательствами угроз. Следственные органы знают об этом и нередко просто не хотят заниматься такой работой: она требует много сил. Правоохранителям легче сочинить отказ в возбуждении дела. А иногда заявления журналистов вовсе остаются без внимания.
Во-вторых, угрозы журналистам очень часто исходят от «непростых» людей: чиновников, представителей крупного бизнеса, силовиков и т.п. В этих случаях есть вероятность, что правоохранительные органы тоже не будут спешить реагировать на заявление сотрудника СМИ.
В-третьих, нередко журналистам мешают работать сами правоохранители. Например, это могут быть полицейские на массовых мероприятиях. Репортеров бьют, им ломают камеры, телефоны, штативы и диктофоны. В таких случаях представители полиции будут стараться доказать, что они не применяли силу, не виноваты в повреждении техники. А следственные органы и суды чаще поддерживают позицию полицейских, а не журналистов.
В-четвертых, можно говорить и о «политической» предвзятости при расследовании угроз журналистам. Правоохранительные органы, по нашим наблюдениям, менее охотно реагируют на жалобы сотрудников независимых, оппозиционных СМИ. А ведь именно представители этих изданий чаще всего ощущают на себе давление из-за своей профессиональной деятельности.
И наконец, сами журналисты далеко не всегда обращаются в полицию с заявлениями об угрозах. Во многом это связано как раз с разочарованием в работе правоохранительных органов. Сотрудники СМИ не верят, что их жалобы будут объективно рассмотрены, а угрозы — расследованы.
Однако в некоторых случаях журналистам удается добиться адекватной реакции на свои жалобы. Чаще всего это происходит, когда угрозы или нападения на работников СМИ получают широкую огласку.
Так произошло, например, с главным редактором интернет-издания «Новый фокус» из Абакана Михаилом Афанасьевым. Журналисту после публикации одного материала позвонил местный вор в законе и стал угрожать расправой. Михаил сумел записать телефонный разговор и даже выложил его на сайт своего издания. Но единственным, кто отреагировал на это, был местный Роскомнадзор. Ведомство прислало на адрес редакции «Нового фокуса» предупреждение, потому что в угрозах криминального авторитета присутствовали нецензурные слова.
Ситуация изменилась после того, как об угрозах абаканскому журналисту написали в федеральных изданиях, а к решению проблемы подключились юристы Центра защиты прав СМИ*. Местные правоохранители возбудили все-таки уголовное дело. А потом вор в законе попался на мелком грабеже — вынес из магазина упаковку пива. В итоге его осудили по нескольким статьям, в том числе и за воспрепятствование профессиональной журналистской деятельности.
ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
Юристы Центра защиты прав СМИ* советуют: при получении угроз в первую очередь необходимо поставить в известность об этом руководство редакции. Имеет смысл искать поддержки у коллег. Вообще, в случае возникновения опасности лучше не работать над темой в одиночку: так проще подстраховать друг друга.
Второй совет: самому собирать доказательства угроз или других попыток воздействия. Нужно искать свидетелей, фотографировать или запоминать приметы подозрительных людей, записывать содержание телефонных разговоров. Последнее стало делать нелегко — тут IT-гиганты, прямо скажем, подложили журналистам свинью. В современных версиях операционных систем смартфонов от Google и Apple запись телефонных разговоров заблокирована. Компании объясняют это заботой о приватности общения. Но они почему-то не подумали о том, что запись телефонных разговоров порой помогает предупреждать и раскрывать преступления. Но в некоторых случаях эту блокировку удается обойти.
Кто и как отстаивает права журналистов в России
Работа ведется сразу по нескольким направлениям. Во-первых, это юридическая поддержка журналистов в регионах, в том числе в судах. Кроме того, в рамках проекта проводят профессиональные тренинги и семинары, в частности, по вопросам законодательства в сфере масс-медиа. Составляют справочники и статистические базы с информацией о случаях нападения на журналистов, попытках воспрепятствовать их деятельности, о судебных прецедентах и интересных кейсах.
А недавно запустили мобильное приложение — юридический справочник для журналиста. В нем даже в режиме оффлайн можно найти нужный совет, как повести себя в той или иной ситуации. Например, вы снимаете где-то на рынке или в супермаркете, а охранники вас выгоняют. Кто прав? Ответ можно найти быстро в своем смартфоне. Ответы на любые случаи жизни: от основных прав и обязанностей журналиста до разъяснений, где журналист может вести съемку без разрешения, что такое клевета, в каких случаях материал могут признать экстремизмом. Кроме того, есть возможность задать прямой вопрос, действует «горячая линия», по которой можно направить вопрос юристам по теме и получить индивидуальный ответ.
Но помогают не только журналистам, еще блогерам, правозащитникам, или вот, например PR-специалистам из НКО. В контексте положения общественных организаций сегодня эта юридическая поддержка как раз кстати.
И вот в начале февраля в российский прокат выйдет подходящий фильм, по которому российские журналисты могут учиться. Картина «В центре внимания» Томаса Маккрати — показательное пособие, как грамотно проводить журналистские расследования и не подставиться. Это кино основано на реальных событиях. о том, как журналисты из газеты «Boston Globe» раскрутили опасную историю с массовыми случаями совращения детей священниками из католической церкви. Им тоже угрожали, их работе мешали, но они смогли. Так что история более чем актуальная и животрепещущая. А еще школа настоящей расследовательской журналистики, по которой мы сейчас в России все так тоскуем. И за которую борются в рамках этого проекта.
Статья 47. Права журналиста
Журналист имеет право:
1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;
6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;
9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;
10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;
11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего Закона;
12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.
Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Комментарий к ст. 47 Закона о СМИ
1. Комментируемая статья закрепляет комплекс прав журналиста на доступ к информации и на распоряжение полученной информацией. Перечень прав журналиста, закрепленный в комментируемой статье, не является исчерпывающим и может расширяться иными федеральными законами, законами субъектов Федерации и подзаконными актами.
Конституция РФ закрепляет право каждого гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29). Часть первая комментируемой статьи корреспондирует с указанными положениями Конституции и подкрепляет данный комплекс правомочий правом запрашивать информацию. Получая информацию, фотографии и документы, журналист должен использовать только честные методы. Журналист должен быть честным, беспристрастным и смелым при сборе, изложении и комментировании информации. В отличие от несколько декларативного права граждан на сбор информации, аналогичное право журналиста подкреплено обязанностью государственных органов, общественных организаций и т.д. предоставить информацию. Кроме того, Закон закрепляет различные пути реализации данного права журналиста. Однако на практике нередки случаи ограничения государственными органами права журналистов на доступ к информации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Журналисты подпадают и под эту общую норму.
Принцип ограничения доступа к информации предполагает, что обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, защита информации, составляющей государственную тайну, защита информации, связанной со служебной, коммерческой тайной, сведениями о персональных данных.
2. Права журналистов посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы, а также быть принятыми должностными лицами в связи с запросом информации являются одним из способов расширения реальных возможностей граждан и их объединений активно участвовать в управлении государственными и общественными делами, содействовать развитию местного самоуправления и получению гражданами информации о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Законодательством закреплено как свободное посещение государственных органов и организаций, предприятий и учреждений, органов общественных объединений либо их пресс-служб, должностных лиц (ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; ст. 37 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), так и пропускной режим некоторых учреждений, в которые журналисты могут пройти лишь с разрешения администрации этих учреждений или вышестоящих органов (в основном это касается учреждений правоохранительной системы).
Надо отметить, что взаимодействие средств массовой информации и органов власти в целом является выгодным для обеих сторон (см., к примеру, положения Административных регламентов Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации по исполнению государственных функций, утв. распоряжением Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации правительства Санкт-Петербурга от 25 марта 2010 г. N 34-р).
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 требования, касающиеся государственных органов, также распространяются и на органы местного самоуправления. Исходя из этого, в силу ст. 47 журналист имеет право также посещать наряду с мероприятиями, проводимыми государственными органами, мероприятия, проводимые органами местного самоуправления, что является одним из способов расширения реальных возможностей граждан активно участвовать в разрешении вопросов, касающихся местного самоуправления, и содействовать развитию местного самоуправления и получению гражданами информации о деятельности органов законодательной и исполнительной власти.
Суды с учетом содержания ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» могут признать правомерным ограничение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Такое ограничение допускается лишь в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.
Доказательств того, что на оперативных совещаниях, проводимых главой Павлово-Посадского района, рассматриваются вопросы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со стороны представителя заинтересованного лица администрации Павлово-Посадского района не представлено (см. Определение Московского областного суда от 7 октября 2010 г. по делу N 33-19404).
В Постановлении от 13 декабря 2012 г. N 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и доступе к информации о деятельности судов» Пленум Верховного Суда РФ особое внимание уделяет возможности присутствия в открытом судебном заседании лиц, не являющихся участниками процесса, представителей редакций средств массовой информации (журналистов). В п. 24 Постановления указано на недопустимость проведения открытых судебных заседаний в помещениях, исключающих возможность присутствия журналистов. Информация о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании должна быть общедоступной. Учитывая, что присутствие журналистов в открытом судебном заседании в целях получения сведений по делу является законным способом поиска и получения информации, а также что при осуществлении профессиональной деятельности журналист выполняет общественный долг, суды признают неправомерными чинение препятствий и отказ журналистам в доступе в зал судебного заседания по мотиву профессиональной принадлежности по причине отсутствия аккредитации и (или) по иным основаниям.
Кроме того, одним из частных случаев является право журналистов на получение информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления путем личного присутствия на проводимых ими коллегиальных заседаниях, которое помимо комментируемого Закона закреплено в Федеральном законе от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Пункт 5 ст. 6 указанного Федерального закона в качестве одного из способов доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления закрепляет присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления. В свою очередь, коллегиальные органы местного самоуправления обязаны обеспечить присутствие граждан на заседаниях своих органов в соответствии с принятыми ими регламентами.
Так, например, по одному из дел установлено, что с 28 января 2013 г. по распоряжению главы Зейского района при обсуждении во второй части совещания вопросов деятельности отделов администрации представителей СМИ удаляют из зала со ссылкой на то, что эта часть совещания является внутренней и проводится для достижения согласованности в деятельности структурных подразделений администрации. Суды пришли к выводу о том, что запрет на участие представителей СМИ во второй части аппаратного совещания препятствует реализации журналистами права на получение доступа к информации и свидетельствует о противоречии этого положения в указанной части федеральному закону, а также реализации принципов публичности и открытости деятельности муниципального образования. Доводы апелляционной жалобы о возможности получения информации в форме обращения в Единую диспетчерскую службу противоречит положениям ст. 15 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ, в силу которой присутствие на заседаниях коллегиальных органов местного самоуправления не ставится в зависимость от возможности получать информацию иным образом (см. Апелляционное определение Амурского областного суда от 1 июля 2013 г. по делу N 33АП-2108/13).
1) на информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается.
Часть 4 ст. 8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» определяет круг сведений, доступ к которым не может быть ограничен:
1) нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
2) информация о состоянии окружающей среды;
3) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
4) информация, накапливаемая в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
5) иная информация, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне».
Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, закреплен Указом Президента РФ от 11 февраля 2006 г. N 90, предусматривающим 113 категорий таких сведений. Сведения конфиденциального характера определены Перечнем сведений конфиденциального характера (утв. Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188).
В отношении остальных документов и материалов журналисты имеют полное право свободно получать доступ к документам и материалам, копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения авторских прав, прав издателя и иного правообладателя.
В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:
— разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;
— использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;
— передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;
— защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;
— осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.
Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:
— соблюдать права и законные интересы иных лиц;
— принимать меры по защите информации;
— ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.
5. Часть 6 комментируемой статьи определяет право журналистов производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки. Исключения из данного права могут быть предусмотрены законодательством. Так, согласно ч. 1 ст. 54 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в ч. 7 ст. 10 ГПК РФ, ч. 7 ст. 11 АПК РФ, ч. 5 ст. 241 УПК РФ.
В целях освещения происходящих событий журналист имеет право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях. Некоторое ограничение свободы сбора информации в таких ситуациях возможно при проведении на местах следственных действий и иных процессуальных мероприятий, а также на основании Закона «О чрезвычайном положении» и некоторых иных нормативных актов.
Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, рассматриваются как гражданские лица. Они пользуются защитой в соответствии с Конвенцией и Дополнительным протоколом к ней при условии, что не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданских лиц, и без ущерба праву военных корреспондентов, аккредитованных при Вооруженных Силах (ст. 79 Дополнительного протокола к Женевской конвенции от 12 августа 1949 г., касающейся защиты жертв вооруженных конфликтов).
7. Часть 9 комментируемой статьи закрепляет возможность журналиста выражать свое личное мнение по поводу публикуемых им материалов. Данное правомочие является выражением закрепленных ст. 29 Конституции положений о том, что каждому гарантируется свобода мысли и слова, никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Статья 10 Европейской конвенции о правах человека закрепляет аналогичное право. Корректно высказанное мнение, основанное на оценке достоверных источников, не может служить поводом к привлечению к какой-либо ответственности.
Исходя из ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 29 Конституции РФ, позиций Европейского суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо различать утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности, ибо являются выражением субъективного мнения и взглядов.
Как показывает международная практика, требование о доказывании правдивости оценочного суждения неисполнимо и само по себе нарушает свободу мнения, что является основной частью права, гарантированного ст. 10 Конвенции (подробнее см. Постановление Европейского суда по делу «Лингес против Австрии», параграф 46; Постановление Европейского суда по делу «Обершлик против Австрии», параграф 63 и др.).
Лицо, полагающее, что высказанное оценочное суждение или мнение, распространенное в средствах массовой информации, затрагивает его права и законные интересы, может использовать предоставленное ему п. 3 ст. 152 ГК РФ и ст. 46 комментируемого Закона право на ответ, комментарий, реплику в том же средстве массовой информации в целях обоснования несостоятельности распространенных суждений, предложив их иную оценку (см. Постановление ФАС МО от 31.05.2005 N КГ-А40/4188-05).
Положение относительно свободы высказывания своего мнения (если это не нарушает законодательство) распространяется не только на профессиональных журналистов, но и на читателей, присылающих свои отклики в редакцию СМИ.
Несмотря на то что в соответствии с п. 3 ст. 29 Конституции РФ и п. 9 комментируемой статьи журналист имеет право излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью, установленные законодательством положения о правах журналистов на изложение своих личных суждений и оценок следует применять в корреспонденции с положениями законодательства о защите персональных данных тех лиц, в отношении которых журналист высказывает свои личные суждения и оценки, которые не должны нарушать прав и законных интересов такого лица.
Например, см. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2008 г. N А33-14182/2007-03АП-481/2008, согласно которому суд отклонил доводы о том, что согласие законного представителя не требуется, предположения о причинах самоубийства, высказанные журналистом и автором сюжета, нельзя считать сведениями, а также относить к частной жизни несовершеннолетней как нормативно не обоснованные.
Представляют интерес рассуждения Европейского суда по правам человека об изложении журналистом своего личного мнения и оценки объективных фактов действительности.
Европейским Судом учитывается тот факт, что журналистская свобода распространяется на возможное использование в определенной степени преувеличений или даже провокации. Информация и идеи журналистов по вопросам, представляющим всеобщий интерес, могут оскорблять, шокировать или причинять беспокойство (см. Постановление Европейского суда по делу «Прагер и Обершлик против Австрии» от 26 апреля 1995 г., Series А, N 313, p. 19, параграф 38). Европейский Суд делает вывод, что «дозволенный предел оценки на национальном уровне ограничивается интересами демократического общества в наделении прессы возможностью осуществлять свою наиважнейшую роль «наблюдателя общества» при распространении информации, представляющей общественный интерес» (см. Постановление Европейского суда по делу «Гудвин против Соединенного Королевства» от 27 марта 1996 г., Reports of Judgments and Decisions 1996-II, p. 500, параграф 39).
Возможное использование в определенной степени преувеличений или даже провокации, о которых говорится выше, как правило, целесообразно и допустимо по громким резонансным вопросам, интересующим широкий круг людей.
К примеру, Определение Ленинградского областного суда от 6 июня 2013 г. N 33-2584/2013 было вынесено с учетом приведенной выше судебной практики по требованию об обязании журналиста С. в течение 10 дней со дня вступления судебного акта в законную силу опровергнуть сведения путем публикации на странице газеты «Провинция. Северо-Запад» на той же полосе и тем же шрифтом, что и опровергаемые сведения, соответствующего текста. Вопрос, освещенный в оспариваемой статье «Королевство кривых зеркал», имел огромный общественный резонанс не только на территории Волховского района Ленинградской области, но и по всей стране. До публикации данной статьи по этой же теме в эфир вышли две телевизионные программы, а также опубликована статья в газете.
С другой стороны, не следует право редакции или журналиста на высказывание своего мнения делать фетишем и доводить до абсурда, препятствуя фигурантам статьи в попытках опубликовать материал-ответ, материал-реакцию или сведения об оперативном реагировании на публикацию, результаты проверки указанных в публикации фактов.
Если же произведение публикуется анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности), издатель, имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.
Формулировка ч. 2 не оставляет сомнений в том, что перечень прав журналистов не является исчерпывающим, поскольку имеется ссылка на другие нормы законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, помимо комментируемого Закона.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» журналисты средств массовой информации имеют право ознакомиться с аудио- и видеозаписями всех официальных мероприятий с участием Президента РФ, заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ и его Президиума, сделанными пресс-службами федеральных органов государственной власти, а также и снимать копии с них, кроме записей закрытых мероприятий. При использовании записей в теле- и радиопрограммах ссылку на соответствующую пресс-службу журналисты делать не обязаны. Приведенное положение не ограничивает право аккредитованных журналистов производить собственную аудио- и видеозапись на заседаниях, совещаниях и иных открытых официальных мероприятиях.
В соответствии с п. 3 Правил аккредитации журналистов при правительстве Ленинградской области (утв. Постановлением правительства Ленинградской области от 28 июля 2014 г. N 339) аккредитованные журналисты имеют право:
— получать информацию о предстоящих заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых в открытом режиме;
— присутствовать на мероприятиях, проводимых правительством Ленинградской области в открытом режиме;
— знакомиться с информационными, аналитическими материалами, относящимися к деятельности правительства Ленинградской области, касающимися мероприятия, на которое приглашен аккредитованный журналист, и материалами, имеющимися в распоряжении проводящих такие мероприятия органов исполнительной власти, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну;
— пользоваться технической аппаратурой, необходимой для проведения фото-, видеосъемки, аудиозаписи на мероприятиях, проводимых правительством Ленинградской области, за исключением закрытых мероприятий;
— использовать предоставляемые пресс-службой губернатора и правительства Ленинградской области фото-, аудио-, видеоматериалы для подготовки информационных материалов и сообщений о деятельности правительства Ленинградской области;
— участвовать в организуемых пресс-службой губернатора и правительства Ленинградской области брифингах, пресс-конференциях, пресс-турах и других мероприятиях с участием губернатора Ленинградской области, членов правительства Ленинградской области.