защита прокурором наследственных прав несовершеннолетних
Прокурор разъясняет
Разъясняет помощник прокурора Кусинского района Кичигина Е.А.
Согласно преамбуле к Конвенции о правах ребенка, ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.
В соответствии с нормами Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетним является лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Согласно п. 3 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют наследственные права в отношении имущества своих умерших родственников (наследство, наследственное имущество).
Защиту прав несовершеннолетних осуществляют органы прокуратуры. Данная деятельность регламентируется Приказом Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи».
По всем выявленным фактам нарушения наследственных прав несовершеннолетних прокурорами принимаются должные меры реагирования, виновные лица органов опеки и попечительства, организаций, в которые помещены дети, оставшиеся без попечения родителей, привлекаются к административной и дисциплинарной ответственности.
Одной из действенных мер прокурорского реагирования в целях защиты наследственных прав несовершеннолетних является обращение прокурора в суд с иском (заявлением), поскольку именно судебное решение гарантирует применение мер государственного принуждения для реального восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов таких лиц.
Право на обращение в суд с заявлением в защиту наследственных прав несовершеннолетних прокурору предоставлено ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. Поскольку лицами, чьи наследственные права нарушаются являются несовершеннолетние, которые по возрасту не могут самостоятельно защитить свои права, их интересы в силу закона представляет прокурор.
В целях усиления механизма защиты прав, свобод и законных интересов детей-сирот ст. 10 Закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено право прокурора обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации за защитой наследственных прав таких детей.
Прокуратура
Челябинской области
Прокуратура Челябинской области
8 сентября 2020, 17:31
Защита прокурором наследственных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Разъясняет помощник прокурора Кусинского района Кичигина Е.А.
Согласно преамбуле к Конвенции о правах ребенка, ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.
В соответствии с нормами Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетним является лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Согласно п. 3 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют наследственные права в отношении имущества своих умерших родственников (наследство, наследственное имущество).
Защиту прав несовершеннолетних осуществляют органы прокуратуры. Данная деятельность регламентируется Приказом Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи».
По всем выявленным фактам нарушения наследственных прав несовершеннолетних прокурорами принимаются должные меры реагирования, виновные лица органов опеки и попечительства, организаций, в которые помещены дети, оставшиеся без попечения родителей, привлекаются к административной и дисциплинарной ответственности.
Одной из действенных мер прокурорского реагирования в целях защиты наследственных прав несовершеннолетних является обращение прокурора в суд с иском (заявлением), поскольку именно судебное решение гарантирует применение мер государственного принуждения для реального восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов таких лиц.
Право на обращение в суд с заявлением в защиту наследственных прав несовершеннолетних прокурору предоставлено ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. Поскольку лицами, чьи наследственные права нарушаются являются несовершеннолетние, которые по возрасту не могут самостоятельно защитить свои права, их интересы в силу закона представляет прокурор.
В целях усиления механизма защиты прав, свобод и законных интересов детей-сирот ст. 10 Закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено право прокурора обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации за защитой наследственных прав таких детей.
Вопросы защиты наследственных прав несовершеннолетних
ЗАЩИТА ПРОКУРОРОМ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В соответствии с п. 3 ст. 60 СК РФ ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
В ходе проверок исполнения законов о несовершеннолетних прокурорами выявляется значительное число нарушений имущественных прав несовершеннолетних, в том числе нарушения права на имущество, полученное в порядке наследования.
Несовершеннолетние дети, в силу тех или иных жизненных обстоятельств лишенные родительского попечения, в том числе дети-сироты, в большей степени нуждаются в защите, которая согласно п. 1 ст. 121 СК РФ возлагается на органы опеки и попечительства.
Закон N 48-ФЗ к основным задачам органов опеки и попечительства относит:
— защиту прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
— надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
— контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 7 Закона).
Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (п. 1 ст. 145 СК РФ).
Согласно п. 3 ст. 155.1 СК РФ органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимают меры для устройства таких детей на воспитание в семью.
На органы опеки и попечительства возлагается охрана и защита интересов несовершеннолетних наследников (ст. ст. 1157, 1167 ГК РФ).
Приведенный нами анализ нормативных правовых актов свидетельствует о роли органов опеки и попечительства в реализации и защите имущественных прав несовершеннолетних, в том числе в сфере наследственных правоотношений.
С сожалением приходится констатировать, что органы опеки и попечительства в своей деятельности по реализации и защите имущественных прав несовершеннолетних допускают многочисленные нарушения.
Органами опеки и попечительства не осуществляется должный надзор за деятельностью опекунов и попечителей, в результате чего имеют место факты пропуска срока принятия наследства несовершеннолетними подопечными, непринятия мер к оформлению ими наследства, завладения опекунами или попечителями жилыми помещениями и иным имуществом, полученным несовершеннолетними в порядке наследования, невключения их в число наследников, приведения в непригодное для проживания состояние полученных в наследство несовершеннолетними жилых помещений и иные нарушения имущественных прав несовершеннолетних.
При выявлении фактов нарушения наследственных прав несовершеннолетних подопечных органы опеки и попечительства не всегда принимают должные меры реагирования, не обращаются в суды с требованиями, направленными на восстановление нарушенных прав таких лиц, в том числе об оспаривании сделок с наследственным имуществом несовершеннолетних, оспаривании завещаний, признании права собственности на жилое помещение или иное имущество в порядке наследования.
Отсутствие со стороны органов опеки и попечительства должного надзора за деятельностью организаций, в которые помещены дети, оставшиеся без попечения родителей, контроля за сохранностью имущества и управлением имуществом таких несовершеннолетних также приводит к многочисленным нарушениям наследственных прав подопечных.
На необходимость постоянного внимания со стороны органов прокуратуры к деятельности организаций для детей-сирот указывает п. 5 Приказа Генерального прокурора РФ N 188, предписывающий регулярно проверять исполнение законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей, защиту личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансирование и целевое расходование средств в учреждениях органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения.
По всем выявленным фактам нарушения наследственных прав несовершеннолетних прокурорами принимаются должные меры реагирования, виновные лица органов опеки и попечительства, организаций, в которые помещены дети, оставшиеся без попечения родителей, привлекаются к административной и дисциплинарной ответственности.
Одной из действенных мер прокурорского реагирования в целях защиты наследственных прав несовершеннолетних является обращение прокурора в суд с иском (заявлением), поскольку именно судебное решение гарантирует применение мер государственного принуждения для реального восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов таких лиц.
Право на обращение в суд с заявлением в защиту наследственных прав прокурору предоставлено ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
В целях усиления механизма защиты прав, свобод и законных интересов детей-сирот ст. 10 Закона N 159-ФЗ предусмотрено право прокурора обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации за защитой прав таких детей.
Поводами для обращения прокуроров в суд в защиту наследственных прав несовершеннолетних, как правило, являются результаты проводимых прокурорами проверок исполнения законодательства о несовершеннолетних, обращения государственных органов и органов местного самоуправления, организаций для детей-сирот, общественных организаций, самих несовершеннолетних и их законных представителей, средств массовой информации.
Анализ прокурорской практики позволяет выделить наиболее распространенные категории исков (заявлений) прокуроров:
— об оспаривании в интересах несовершеннолетнего завещания, о признании завещания недействительным.
— об установлении факта принятия наследства несовершеннолетним наследником.
— о восстановлении несовершеннолетнему наследнику срока для принятия наследства и признания права собственности на наследуемое имущество.
— о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на данное имущество в порядке наследования.
— о признании в интересах несовершеннолетних недействительным свидетельства о праве на наследство.
Помощник межрайонного прокурора Е.М. Коноплин
Дата создания: 22.06.2020 16:27
Дата последнего изменения: 29.06.2021 08:01
Защита прокурором наследственных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Разъясняет помощник прокурора Кусинского района Кичигина Е.А.
Согласно преамбуле к Конвенции о правах ребенка, ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.
В соответствии с нормами Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетним является лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Согласно п. 3 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют наследственные права в отношении имущества своих умерших родственников (наследство, наследственное имущество).
Защиту прав несовершеннолетних осуществляют органы прокуратуры. Данная деятельность регламентируется Приказом Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи».
По всем выявленным фактам нарушения наследственных прав несовершеннолетних прокурорами принимаются должные меры реагирования, виновные лица органов опеки и попечительства, организаций, в которые помещены дети, оставшиеся без попечения родителей, привлекаются к административной и дисциплинарной ответственности.
Одной из действенных мер прокурорского реагирования в целях защиты наследственных прав несовершеннолетних является обращение прокурора в суд с иском (заявлением), поскольку именно судебное решение гарантирует применение мер государственного принуждения для реального восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов таких лиц.
Право на обращение в суд с заявлением в защиту наследственных прав несовершеннолетних прокурору предоставлено ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. Поскольку лицами, чьи наследственные права нарушаются являются несовершеннолетние, которые по возрасту не могут самостоятельно защитить свои права, их интересы в силу закона представляет прокурор.
В целях усиления механизма защиты прав, свобод и законных интересов детей-сирот ст. 10 Закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено право прокурора обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации за защитой наследственных прав таких детей.
Прокуратура
Челябинской области
Прокуратура Челябинской области
8 сентября 2020, 17:31
Защита прокурором наследственных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Разъясняет помощник прокурора Кусинского района Кичигина Е.А.
Согласно преамбуле к Конвенции о правах ребенка, ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.
В соответствии с нормами Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетним является лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Согласно п. 3 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют наследственные права в отношении имущества своих умерших родственников (наследство, наследственное имущество).
Защиту прав несовершеннолетних осуществляют органы прокуратуры. Данная деятельность регламентируется Приказом Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи».
По всем выявленным фактам нарушения наследственных прав несовершеннолетних прокурорами принимаются должные меры реагирования, виновные лица органов опеки и попечительства, организаций, в которые помещены дети, оставшиеся без попечения родителей, привлекаются к административной и дисциплинарной ответственности.
Одной из действенных мер прокурорского реагирования в целях защиты наследственных прав несовершеннолетних является обращение прокурора в суд с иском (заявлением), поскольку именно судебное решение гарантирует применение мер государственного принуждения для реального восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов таких лиц.
Право на обращение в суд с заявлением в защиту наследственных прав несовершеннолетних прокурору предоставлено ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. Поскольку лицами, чьи наследственные права нарушаются являются несовершеннолетние, которые по возрасту не могут самостоятельно защитить свои права, их интересы в силу закона представляет прокурор.
В целях усиления механизма защиты прав, свобод и законных интересов детей-сирот ст. 10 Закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено право прокурора обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации за защитой наследственных прав таких детей.
Прокурор разъясняет: Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего
Несовершеннолетний имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего осуществляется:
— родителями (лицами, их заменяющими);
— органом опеки и попечительства;
Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Не могут осуществлять защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего:
— лица, лишенные родительских прав;
— граждане, у которых он отобран по решению суда либо органом опеки и попечительства;
— лица, признанные недееспособными;
— граждане, чья дееспособность ограничена из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Задача защиты прав несовершеннолетних может быть возложена на опекунов (попечителей), на усыновителя, на администрацию детского воспитательного, лечебного учреждения, учреждение социальной защиты (причем даже в случае временного пребывания ребенка в таком учреждении). Если нет возможности вернуть ребенка в семью, устроить его в другую семью или устроить в одно из детских воспитательных учреждений, то в таком случае права и интересы несовершеннолетнего временно защищает орган опеки и попечительства.
Прокурор защищает права и законные интересы ребенка путем:
— надзора за тем, как они соблюдаются, как правило, управомоченными органами;
— непосредственного участия в делах, связанных с защитой прав детей.
Суд также осуществляет защиту прав несовершеннолетних, рассматривая споры.
Если несовершеннолетний становится дееспособным до достижения 18 лет, то он вправе не только самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе и семейно-правовые, но и защищать себя. Стать дееспособным несовершеннолетний может:
— вступив в брак до достижения совершеннолетия (п. 2 ст. 21 ГК РФ);
— через эмансипацию, т.е. объявление полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ).
Семейный кодекс Российской Федерации говорит о злоупотреблении родительскими правами следующее:
ст. 69: возможность лишения родительских прав в случае злоупотребления ими;
Верховный Суд РФ в Постановлении от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» разъясняет, что под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.» (абз. 3 п. 11).
Сотрудники органа опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры.
Ребенок имеет право обратиться за защитой не только туда, но и вообще в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних, а также напрямую к прокурору. По достижении 14 лет несовершеннолетний вправе обращаться самостоятельно в суд и быть участником гражданского процесса.
Семейный кодекс РФ устанавливает обязанность должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Это касается не только должностных лиц, но и всех граждан. Все сообщения относительно нарушения прав несовершеннолетних должны адресоваться в органы опеки и попечительства по фактическому месту нахождения ребенка.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Защита прав детей
Защита прав ребенка – одна из важнейших задач государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего, причинение ему вреда, создает условия для охраны и защиты этих прав.
Органы прокуратуры занимают чрезвычайно важное положение в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних представляет собой самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры, охватывает самый широкий спектр работы прокурора и призван обеспечить реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, пресечение и предупреждение преступности детей.
Прокуратура осуществляет правозащитную функцию в отношении, как неопределенного круга несовершеннолетних, так и детей, у которых законные представители отсутствуют либо не выполняют возложенные на них обязанности по воспитанию, содержанию, а соответствующие структуры не уделяют им должного внимания, что нередко приводит к совершению детьми правонарушений и преступлений.
Ежегодно прокурорами разрешаются тысячи обращений, связанных с нарушением прав детей и подростков, проводятся проверки органов и учреждений, работающих с детьми, пресекаются факты незаконных действий чиновников различного уровня, обеспечивается участие в судебных разбирательствах, принимаются меры к восстановлению законности.
Прокуроры выстраивают свою работу в тесном взаимодействии с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, органами законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.
Исходя из положений Конвенции ООН о правах ребенка, норм международного права и российского законодательства, закрепляющих приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства, приказом Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» определены основные направления деятельности прокурора:
При этом прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.
Правозащитная деятельность прокуроров и впредь будет осуществляться в соответствии с реализуемой государственной политикой и исходить из состояния законности в сфере защиты прав и законных интересов детей.