защита семейных прав осуществление семейных прав

Статья 8 СК РФ. Защита семейных прав (действующая редакция)

1. Защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства.

2. Защита семейных прав осуществляется способами, предусмотренными соответствующими статьями настоящего Кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом.

Комментарий к ст. 8 СК РФ

1. О защите семейных прав речь идет в тех случаях, когда возникшее субъективное право участника семейных правоотношений было нарушено.

В ГПК РФ предусмотрено, что защита нарушенных или оспоренных прав происходит в порядке искового производства (например, взыскание алиментов на несовершеннолетних детей, если этот спор не затрагивает вопросов об установлении отцовства) или особого производства (установление усыновления) в суде общей юрисдикции.

За защитой нарушенных семейных прав можно обращаться в суд либо непосредственно, либо через органы опеки и попечительства или прокуратуры. Так, согласно ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Защита нарушенных или оспариваемых семейных прав происходит в суде в порядке искового производства (например, право на алименты). Защита же охраняемого законом интереса участника семейных правоотношений происходит в порядке особого производства (например, дела об установлении отцовства).

Определенными полномочиями в защите семейных прав обладает прокурор. Так, он может предъявлять в суд иски о признании брака недействительным (ст. 28 СК РФ), о признании недействительным соглашения об уплате алиментов (ст. 102 СК РФ). Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав, об установлении усыновления и о его отмене, независимо от того, по чьей инициативе возбуждено дело судом, а также осуществлять надзор за законностью отобрания ребенка у родителей органами опеки и попечительства (ст. 77 СК РФ).

Защита семейных прав может осуществляться и другими государственными органами. Так, согласно п. 2 ст. 122 СК РФ (см. комментарий к нему) руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации.

В установленных случаях и пределах защита прав и законных интересов детей осуществляется консульскими учреждениями Российской Федерации (см. комментарий к п. 3 ст. 165 СК РФ).

Органы внутренних дел в необходимых случаях участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам) (см. комментарий к ст. 79).

2. В СК РФ в отличие от ГК РФ отсутствует конкретная статья, в которой перечислены все способы защиты нарушенных семейных прав (закрепленные в законодательстве материально-правовые меры принудительного характера). При этом в комментируемой статье содержится указание на то, что перечень способов защиты, предусмотренных СК, не является исчерпывающим. Об этом, в частности, свидетельствует фраза «иными способами, предусмотренными законом». Речь, в частности, идет о способах защиты нарушенных прав, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

В ГК они указаны в ст. 12 и включают:

2) восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

3) признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности;

4) признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

5) самозащиту права;

6) присуждение к исполнению обязанности в натуре;

8) взыскание неустойки;

9) компенсацию морального вреда;

10) прекращение или изменение правоотношения;

11) неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

12) признание недействительным решения собрания;

13) иные способы, предусмотренные законом.

А в п. 4 ст. 30 СК РФ говорится о таком способе защиты нарушенных прав, как компенсация морального вреда. Согласно указанному пункту при вынесении судом решения о признании брака недействительным добросовестный супруг вправе требовать возмещения причиненного ему материального и морального вреда по правилам, предусмотренным гражданским законодательством.

Можно назвать и специфические способы защиты семейных прав, которых нет в ГК РФ: лишение родительских прав (ст. 70 СК), отмена усыновления (п. 1 ст. 141 СК) и др. Меры ответственности за нарушение семейных прав и неисполнение семейных обязанностей могут быть установлены в брачном договоре, в соглашении об уплате алиментов самими субъектами семейных правоотношений (чаще всего это возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация, морального вреда).

Источник

Прокурор разъясняет

В соответствии со статьей 8 Семейного КодексаРоссийской Федерации (далее – СК РФ) защитасемейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, ав случаях, предусмотренных семейным законодательством, государственнымиорганами, в том числе органами опеки и попечительства.

СК РФ относит к компетенции суда принятие решений понаиболее сложным вопросам в сфере семейных правоотношений, в том числе орасторжении брака; о признании брака недействительным; о разделе общегоимущества супругов; об установлении отцовства и факта признания отцовства; обусыновлении ребенка и об отмене усыновления; об осуществлении родительских правродителем, проживающим отдельно от ребенка; о защите родительских прав; олишении родителя родительских прав и о восстановлении родителей в родительскихправах; об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительскихправ; о взыскании и определении размера алиментов на детей.

Защита семейных прав в предусмотренных законом случаяхосуществляется также и государственными органами. Семейное законодательство обязываеторганы исполнительной власти принимать меры по защите прав и законных интересовдетей, оставшихся без родительского попечения. В необходимых случаяхпредставители органов внутренних дел участвуют в принудительном исполнениирешений, связанных с отобранием ребенка. Органы записи актов гражданскогосостояния по совместному заявлению супругов правомочны восстанавливать брак в случае явки супруга, объявленного умершимили признанного безвестно отсутствующим, и отмены соответствующих судебныхрешений; устанавливать отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, на основании совместного заявления отца и матери ребенка.

Прокурор также наделен полномочиями в сфере защиты семейныхправ, в том числе в предъявлении в суд ряда требований:

о признании брака недействительным;

о лишении родителейродительских прав и об ограничении родителей в родительских правах;

о признании недействительным соглашения об уплатеалиментов;

об отмене усыновления ребенка.

Прокурор обязан участвовать при рассмотрении судом дело лишении, восстановлении и ограничении родительских прав; об усыновленииребенка и об отмене усыновлениянезависимо от того, по чьей инициативе возбуждено дело судом, обжаловатьнезаконные решения суда, а также осуществлять надзор за законностью отобранияребенка у родителей органами опеки и попечительства и в других случаях.

Федеральным Законом «О Прокуратуре РоссийскойФедерации» прокурор наделен правом внесения представлений об устранениинарушений закона, протестов на незаконные нормативные правовые акты, возбуждения дел об административных правонарушениях, объявления предостереженийо недопустимости нарушений закона.

В соответствиисо статьей 121 СК РФ на органы опеки и попечительства возложена защита прав иинтересов детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки ипопечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учеттаких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а такжеосуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания иобразования.

Определенную работу по защите и восстановлению прав изаконных интересов несовершеннолетних наосновании Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних» проводят комиссии по деламнесовершеннолетних и защите их прав. В соответствии со статьей 70 СемейногоКодекса комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наделены правомобращаться в суд с исковым заявлением о лишении родителей родительских прав.

Законом не исключается и самозащита гражданами своихсемейных прав путем совершения действий, пресекающих нарушения права. Такаяформа защиты семейных прав допустима вслучаях, когда субъект семейного правоотношения располагает возможностямиправомерного воздействия на нарушителя без помощи суда или государственныхорганов.

Защита семейных прав осуществляется и с помощью мер, предусмотренных нормами других отраслей права. Статья 30 Гражданского КодексаРоссийской Федерации предусматривает ограничение дееспособности гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами и ставящегосвою семью в тяжелое материальное положение.

Статьями 6. 10 и 5. 35 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях предусмотрена ответственность за вовлечениенесовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на егооснове, спиртных напитков или одурманивающих веществ и за неисполнениеродителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностейпо содержанию и воспитанию детей.

Источник

Осуществление семейных прав и исполнение обязанностей. Меры защиты и ответственности в семейном праве

Пределы осуществления семейных прав

В соответствии со ст. 7 СК РФ граждане вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им правами, если иное не установлено СК РФ.

Вместе с тем следует учитывать, что пределы осуществления семейных прав ограничены:

Особенности осуществления семейных прав и исполнения обязанностей

Семейно-правовые меры защиты

Способы защиты семейных прав

В отдельной статье СК РФ они не определены, а указаны в конкретных нормах, регулирующих те или иные семейные отношения. Анализ этих норм позволяет сделать вывод о том, что все способы защиты гражданских прав, предусмотренные ст. 12 ГК РФ, применимы для защиты семейных прав.

Меры ответственности в семейном праве

Характерные признаки семейно-правовой ответственности

Основания семейно-правовой ответственности

Обязательными основаниями семейно-правовой ответственности являются: противоправное поведение субъекта семейного правоотношения и его вина.

Поскольку результат противоправного поведения не является обязательным основанием семейно-правовой ответственности, то в семейном праве имеет место усеченное понятие вины, которое проявляется в психическом отношении субъекта к своему противоправному поведению.

Наличие вреда (ущерба) не всегда обязательно для привлечения к семейно-правовой ответственности.

В тех случаях, когда имущественный и моральный вред включается в состав семейного правонарушения, необходимо наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением и наступившим вредом.

Отличие мер ответственности от мер защиты в семейном праве

Источник

Глава 2. Осуществление и защита семейных прав

ФЗ о страховых пенсиях

ФЗ о пожарной безопасности

ФЗ о государственной гражданской службе

ФЗ о государственном оборонном заказе

О защите прав потребителей

ФЗ о противодействии коррупции

ФЗ об охране окружающей среды

ФЗ о бухгалтерском учете

ФЗ о защите конкуренции

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

ФЗ о персональных данных

ФЗ об исполнительном производстве

ФЗ о воинской службе

ФЗ о банках и банковской деятельности

Проценты по денежному обязательству

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

Уклонение от исполнения административного наказания

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Особенности правового положения казенных учреждений

Общие основания прекращения трудового договора

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Судебный порядок рассмотрения жалоб

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

Форма и содержание искового заявления

защита семейных прав осуществление семейных прав

(c) 2015-2021 Законы, кодексы, нормативные и судебные акты

Источник

Основные начала семейного законодательства

Семейное законодательство представляет собой систему нормативных актов. Кроме прочего системность обеспечивается единством принципов правового регулирования семейных отношений, которые закреплены в ст. 1 СК РФ.

Основные начала семейного законодательства, или, что то же самое, принципы семейного права представляют собой определенные руководящие идеи, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование семейных отношений.

Нормы, определяющие принципы правового регулирования семейных отношений, находятся в основании всех прочих семейно-правовых норм. Все нормы семейного законодательства подчинены основным началам, изложенным в ст. 1 СК РФ. Их необходимо учитывать при уяснении содержания всех правил, сформулированных в данном Кодексе, при толковании семейно-правовых норм, применении к семейным отношениям гражданского законодательства, применении семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии и т.д. и т.п.

См.: Советское гражданское право. Т. II / Под ред. С.Н. Братуся. М., 1951. С. 366 — 367.

См.: Свердлов Г.М. Советское семейное право. М., 1958. С. 38 — 45.

См.: Советское семейное право: Учебник / Под ред. В.А. Рясенцева. С. 16 — 20.

См.: Матвеев Г.К. Советское семейное право: Учебник. М., 1985. С. 20 — 22.

Обращение к указанным (и подобным) точкам зрения, высказанным в разные периоды истории российского государства, отличающиеся социально-политической обстановкой, представляется оправданным, более того — необходимым. Рассматривать основные начала (принципы) семейного права и семейное законодательство нельзя в отрыве от того, что было ранее. Наше современное законодательство освободилось от необходимых в те времена идеологических наслоений. Но, как представляется, сегодняшнее семейное законодательство есть результат развития русского, советского, российского семейного права.

В качестве своеобразного вступления изложение основных начал семейного законодательства предваряет воспроизведение в несколько модифицированном виде конституционных положений. Во-первых, в соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Во-вторых, в силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В этих случаях о поддержке и защите говорится в самом широком смысле. Имеется в виду комплекс мер экономического (в том числе финансового), организационного, правового характера. Правовые меры находят закрепление в законодательстве различной отраслевой природы (гражданском, трудовом, жилищном, о здравоохранении и т.д.).

Среди основных начал семейного законодательства названы:

1) необходимость укрепления семьи;

2) недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

3) обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав;

4) обеспечение возможности судебной защиты семейных прав;

5) добровольность брачного союза мужчины и женщины;

6) признание только гражданского светского брака;

7) равенство прав супругов в семье;

8) приоритет семейного воспитания детей;

9) обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

К сожалению, форма подачи основных начал семейного законодательства лишена должной четкости. Вероятно, по этой причине в юридической литературе нет единства при решении вопросов о том, какие положения ст. 1 СК РФ являются основными началами и, соответственно, о количестве таких начал (см., например: Пчелинцева Л.М. Указ. соч. С. 20 — 25; Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М., 2000. С. 26 — 35; Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 310 — 315).

На первый взгляд к числу основных начал семейного законодательства следует относить также необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов ( п. 1 ст. 1 СК). Кроме того, как одно из основных начал указано разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.

Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 407.

Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 311.

Включение в закон рассматриваемых положений, наверное, нельзя оценивать отрицательно, быть может, следует даже приветствовать. Но при этом надо отдавать себе отчет в том, что «перевести на юридический язык» такие понятия, как любовь и уважение (в семье), еще никогда не удавалось и вряд ли когда-нибудь удастся.

Синайский В.И. Указ. соч. С. 485.

Невозможно принудить к исполнению в натуре обязательства любить и уважать других членов семьи, как невозможно обеспечить данное обязательство санкциями или создать (придумать) обязанности (и соответствующие права), исполнение (реализация) которых приведет к цели — взаимной любви и уважению. Практически в данном случае мы имеем дело с призывом, лишенным правового содержания.

Что касается упоминания о взаимопомощи, то и здесь право бессильно. Будучи «вмонтированным» в юридическую материю, требование о необходимости взаимопомощи трансформируется, приобретая форму обязанности по содержанию одними членами семьи других.

См., например: Красавчиков О.А. Основы жилищного законодательства: предмет регулирования и юридическая природа // Основы советского жилищного законодательства. Свердловск, 1981. С. 18 — 19; Королев Ю.А. Семья как субъект права // Журнал российского права. 2000. N 10. С. 61 — 66.

Среди принципов семейного права в п. 3 ст. 1 СК РФ упоминается разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Как представляется, это тоже только пожелание. По-видимому, следует констатировать, что речь идет об идеале, к которому надо стремиться, понимая его недостижимость. А с правовой точки зрения обеспечить торжество взаимного согласия попросту невозможно. Конечно, можно вменить в обязанность всех членов семьи решение определенного рода вопросов (и дать их перечень) только «единогласием». Но, во-первых, не будет ли это произвольным вмешательством в семейные дела? Не противоречит ли это сути семейных отношений? Не приведет ли к тому, что ряд решений попросту невозможно будет принять из-за разногласий между членами семьи или нежелания кого-либо из членов семьи участвовать в принятии решения? Во-вторых, право не обладает и не может обладать средствами, которые могли бы обеспечить реализацию такого рода норм.

Следует заметить, что укреплению семьи призваны способствовать и нормы иных отраслей законодательства (например, жилищного законодательства).

Недопустимо произвольное вмешательство кого-либо в дела семьи. Это означает, что члены семьи свободны в принятии каких бы то ни было решений, затрагивающих интересы семьи. Никто не вправе «диктовать» свою волю членам семьи или осуществлять вмешательство в дела семьи иным образом (например, родители одного из супругов, оказывая семье материальную поддержку, пытаются навязать нравящийся им образ жизни).

Вместе с тем, рассматривая содержание данного принципа, важно обратить внимание на то, что недопустимо только произвольное вмешательство. В ряде случаев закон позволяет вмешиваться в дела семьи. Таких случаев немало. Это касается и расторжения брака, и воспитания детей, и пр. Чаще всего закон допускает вмешательство в дела семьи суда, органа опеки и попечительства, прокурора. Иногда таким правом обладают и иные лица. Так, должностные лица организаций и граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства ( п. 3 ст. 56 СК).

Допущение законом случаев вмешательства в дела семьи продиктовано стремлением обеспечить интересы «слабого» участника семейных отношений (например, несовершеннолетнего гражданина) или не допустить отступлений от основных положений государственной семейной политики и т.п.

Право в целом (в том числе семейное) должно стремиться к обеспечению возможности беспрепятственного осуществления субъективных прав. В соответствующей части ст. 1 СК РФ по сути воспроизводится общеправовой принцип. Его торжество есть свидетельство торжества права. Для его достижения правовые нормы предусматривают меры, обеспечивающие беспрепятственное осуществление субъективных прав, в том числе устанавливают порядок реализации прав, определяют процедуры (формы и пр.) осуществления прав, указывают механизмы принуждения обязанных лиц к исполнению своих обязанностей, называют санкции, применяемые к нарушителям прав, и т.д.

Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (далее — загс). Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния ( ст. 10 СК). Таким образом, можно констатировать существование постулата: нет регистрации — нет брака. Заменить государственную регистрацию каким-либо иным актом невозможно. Церковный брак законом не признается. При отсутствии государственной регистрации брака не возникают предусмотренные законом права и обязанности супругов. В быту гражданским браком часто называют союз мужчины и женщины, проживающих совместно без регистрации брака (юристы обычно именуют таких граждан сожителями). Такая терминология представляется неприемлемой. Дело в том, что само понятие «гражданский брак» появилось, когда господствовал церковный брак. И если люди проживали совместно без совершения соответствующего церковного обряда, то говорили, что они состоят в гражданском браке. Сегодня закон связывает правовые последствия только с браком, зарегистрированным в загсе. С этой точки зрения других браков, кроме гражданских (т.е. зарегистрированных), вообще не существует. Иногда лиц, совместно проживающих без регистрации брака, именуют «фактическими супругами». Следуя этой логике, можно говорить и о «юридических супругах» (состоящих в зарегистрированном браке). Но не бывает брака незарегистрированного. Нельзя стать супругом («фактическим», «юридическим»), если брак не зарегистрирован.

Говоря о равенстве супругов как об одном из принципов семейного законодательства, надо иметь в виду следующие обстоятельства.

Во-первых, под равенством иногда понимают равноправие, т.е. наличие у субъектов одинаковых прав (по содержанию и объему).

Во-вторых, в гражданском праве под равенством субъектов понимается отсутствие власти и подчинения, т.е. один субъект не может повелевать другим.

См., например: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 407.

Муж и жена равны в том смысле, что не подчинены друг другу; один супруг не может повелевать другим.

Вопросы жизни семьи решаются супругами совместно и исходя из принципа равенства супругов ( п. 2 ст. 31 СК): супруги равны в правах (и обязанностях) — равноправны.

Принцип равенства супругов воплощен в ряде статей Семейного кодекса ( ст. 31 — 39 и др.).

Необходимость приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи обусловлена тем, что эти лица обычно являются наиболее «слабыми» участниками семейных отношений. Этим лицам обычно сложнее, чем другим членам семьи, «постоять за себя». Они наиболее уязвимы.

К числу «источников» рассматриваемого принципа следует отнести также Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. (здесь впервые дети провозглашены объектами особой защиты и заботы), Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях от 3 декабря 1986 г. (ООН), Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ООН), Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей от 25 января 1996 г. (Совет Европы).

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Соответственно в семейном законодательстве запрещены любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности ( п. 4 ст. 1 СК).

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан ( п. 4 ст. 1 СК). «Истоки» данного правила находятся в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Источник: Учебник «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» под редакцией П.В. КРАШЕНИННИКОВА. Авторы: Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *