засчитывается ли стаж работы в казахстане в россии для начисления пенсии
Учитывается ли трудовой стаж Казахстана в период с 1991 по 2001 г. При начислении пенсии?
Добрый день! Мне 58 лет.
Переехав с Казахстана на ПМЖ, получила гражданство России в декабре 2020 года.
Хочу подать документы на оформление пенсии.
На консультации мне сказали, что согласно новым постановлениям принимается стаж работы только до 1991 года.
Учитывается ли трудовой стаж Казахстана в период с 1991 по 2001 годы при оформлении мне страховой пенсии в России?
Если да, то каким документом это регламентируется?
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Из разъяснения Минсоцзащиты РФ следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств — участников Соглашения от 13.03.1992 г. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств — участников Соглашения (Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР»).
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Статьей 11 Соглашения предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств — участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств — участников Содружества без легализации.
Таким образом, в трудовой стаж должен быть включен в период с 1991 по 2001 годы.
Добрый день, Наталья.
В настоящее время трудовая деятельность иностранных граждан из стран СНГ на территории Российской Федерации урегулирована Соглашением от 15.04.1994 «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов», основанном на положениях Договора стран СНГ от 24.09.1993г. «О создании Экономического союза».
Если Вы переехали из Казахстана и основную часть трудовой деятельности осуществляли там, то назначение пенсии должно быть произведено в Казахстане, т.к. право на пенсию приобретено и должно быть реализовано там. А уже после назначения пенсии, Вы можете ее перевести в Россию.
В стаж на пенсию во всех странах СНГ засчитывается «советский период», а последующие периоды являются обязательством того государства-участника СНГ, на территории которого этот стаж был наработан и реализован в форме назначения пенсии (соответственно по законодательству соответствующей страны).
Прорывом в обеспечении пенсионных прав граждан ЕАЭС явилось подписанное 20 декабря 2019г. в г.Санкт-Петербурге Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019г., работа над которым велась с 2014 года. Соглашение предусматривает, что трудящиеся ЕАЭС будут получать пенсию не только за периоды работы у себя на родине, но и за периоды работы в других государствах ЕАЭС. Каждое государство будет платить пенсию по своему законодательству, при этом, Соглашением определены виды пенсий, на которые оно будет распространяться, а также виды пенсий, которые будут экспортироваться. При этом, данное Соглашение не будет иметь обратной силы и не будет распространяться на периоды трудовой деятельности до его вступления в силу.
Для получения детальной консультации по Вашему вопросу, Вы можете обратиться ко мне в личные сообщения через чат.
Как подтвердить трудовой стаж, заработанный в странах бывшего СНГ?
Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.
Какие могут быть проблемы?
Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.
Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.
В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.
Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?
Существует соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение)
от 13 марта 1992 года.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 178 от 17.12.2001 г.
В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.
Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.
Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.
В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.
В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.
Как же быть с периодами работы после 2002 года?
В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР», периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.
В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.
Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.
В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.
Но это еще не все
Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.
Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.
Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.
Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.
Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.
В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.
Обсуждают (32): Обсуждение
Комментарии (50)
Подскажите как быть в Крыму? Учёба университете с 1998 по 2003 год, первая запись в трудовой 2003 год. Трудовая нового образца заведена в 2014 году. Сейчас обе трудовые находятся у работодателя в отделе кадров. В личном кабинете ПФ стаж отображается только с 2014 года, как быть, куда обращаться для включения стажа до 2014 года? PS: живу в Симферополе, работаю в ЯНАО вахтовым методом.
Если до учебы не работали хотя бы один день, то учеба в стаж не включается.
Учебу Вам не засчитают, если законодательство конечно не изменится! А для включения трудового стажа до 2014 года попробуйте сначала написать заявление в ПФ и приложить заверенную работодателем копию трудовой старой и попросите включить периоды работы до 2014 года в страховой стаж, если откажут, то только подтверждать стаж нужно будет уже в судебном порядке!
Также и с ЗАГСами, не можем получить выписку о браке из книги гражданских актов. Нужно для получения свидетельства о рождении нового образца, чтобы подтвердить изменение фамилии, без неё по закону РФ мне моё св-во о рождении не выдадут несмотря на то, что я родилась в России! Вот что делать дальше? Поэтому и пенсия не дотягивает до прожиточного минимума.
Что касается стажа, рекомендую обратиться в суд, раз есть справки! Если запись в трудовой есть, заверена печатью, подписью, думаю проблем не будет, и Вам включат эти периоды и сделают перерасчет! Насчет справки из ЗАГСа ничего не могу пояснит, так как не знаю по какой причине Вам отказывают!
В том то и дело, что в трудовой ошибки! По одному предприятию название не совпадает с печатью, видимо было переименование. А по второму нет подписи руководителя, только печать. Когда в 1998 г возвращалась на Родину, вообще не хотели книжку отдавать, не до подписей было! В ПФ сказали, если бы я эти справки предоставила раньше (в 16-17 гг), то их бы взяли. А теперь (в 18 г)якобы было какое то указание свыше: не брать!
Но я-то и никто не виноват, что такие кадровики сидели на гос. должностях! Должно государство отвечать за это!
Я,как молодой специалист была отправлена в Ташкент в 1972 г. Прожила там 18 лет, работала в двух местах. В трудовой все записи есть. Вынуждена была написать письмо Президенту Узбекистана Каримову, ответ пришел быстро, там подняли всех на ноги, но так и не смогли выслать справку о зарплате., потому что предприятия закрылись, в Архивы никто ничего не сдал. Страна развалилась в один миг, а уж предприятия никому стали не нужны. С Узбекистаном все ясно, но то, что к таким людям хотя бы на основании трудовой применили повышающий коэффициент никому и в голову не приходит, прировняли к тунеядцам и начислили минималку. Спасибо, Родная Страна. Пенсионер-это даже не полноценный человек, это баласт, все законы рассчитаны на молодое поколение, мы уже списанный материал и никому это не интересно. Спасение утопающего, дело его рук. Се ля ви.
Думаю, что в той официальной справке из Министерства здравоохранения Узбекистана, которую мне выдали, зарплата стояла «0» потому, что в советское время нас оформляли на одну зарплату (её и выдавали), а по документам она была другой, больше гораздо! Т.е. махинация республиканского масштаба. Поэтому и в узбекских архивах не может ничего быть!
Но мы то здесь пострадавшие! Государство не хочет это признавать, хоть и знает об этом.
В общем побегать, потрепать нервы, заплатить кучу за всякие запросы придется немало!
Не всегда это работает, мало кому удалось отстоять свой стаж, только личная поездка в республики, может исправить ситуацию и то не всегда. Особенно из республик Ср.Азии, документы в архиве хранятся там всего пять лет, а если организация ликвидирована то вообще концов не найдешь.
Александр, откуда такая информация про 5 лет?
У меня было 8 лет стажа на Украине, Одна из печатей оказалась на украинском языке. Заставили найти профессионального переводчика с украинского, перевести и заверить перевод печатью организации, в которой работал переводчик. В 2009 году 300 рублей за перевод заплатила. Дурдом, а то забыли, что у нас была одна страна СССР.
А как влияет стаж после 2002 года, например на Украине, на размер пенсии? В В России мне еле насчитали 17,5 лет и назначили минимальную пенсию. С 2003 года 11 лет работал на Украине. Здесь в пенсионном мне сказали, что даже если это подтвердится, то размер пенсии не изменится.
В силу ч. 2 ст. 11 того же Закона № 400-ФЗ периоды работы, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 статьи 4 того же Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно п. 46 (2) Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015, периоды уплаты страховых взносов за себя гражданами Российской Федерации, работающими за пределами территории Российской Федерации, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, и документами (копиями документов, заверенными в установленном порядке), подтверждающими периоды работы за пределами Российской Федерации.
В решении от 7 апреля 2005 года в решении по делу № 01–1/6–04 Экономический Суд Содружества Независимых Государств определил, что по своему характеру Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года является рамочным, устанавливающим принципы пенсионного обеспечения государств – участников Содружества, а также, что в области пенсионного обеспечения названное Соглашение устанавливает приоритет национального законодательства.
В качестве гарантии права граждан на пенсионное обеспечение пункт 2
статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года предусматривает, что «для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения».
Анализ указанной нормы содержится в названном решении, а также в консультативном заключении Экономического Суда СНГ от 29 ноября 2012 года № 01–1/4–12 (Подробнее ➤, которым установлено, что «…при определении трудового стажа граждан государств – участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства – участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года…».
Эти выводы положены и в основу решения Экономического суда СНГ от 21.03.2017 № 01–1/3–16 (Подробнее ➤, в том числе и потому, что соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 года при определении права на пенсию учитывается стаж, выработанный на территории любой из этих стран за период до подписания соглашения.
Было гладко на бумаге, да забыли про овраги, а по ним — ходить
Администрация МО «Кабанский район»
официальный сайт
О районе
Административный центр:
с. Кабанск
Население: 58 300 чел.
Площадь: 13 470 км²
Географическое положение:
Расположен в долине вдоль юго-восточного побережья оз. Байкал, от р. Снежной на юге до мыса Толстый на севере. С юго-востока долину огибает хребет Хамар-Дабан. Река Селенга делит район на две равные части, а дельта реки вдаётся в акваторию оз. Байкал более чем на 30 км.
Прогноз погоды
Официально
Информация для населения
Важные ссылки
Государственная система правовой информации
Как учитывается работа в странах ближнего зарубежья при назначении российской пенсии?
В соответствии с российским законодательством, в страховой стаж при назначении пенсии учитываются периоды работы, протекавшие на территории Российской федерации.
Из этого правила существует два исключения:
1. работа за пределами Российской Федерации учитывается в случае, если это предусмотрено законом или международным договором;
2. работа за границей может быть включена в страховой стаж, если в период ее осуществления за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Действующие международные соглашения в сфере пенсионного обеспечения.
На практике большое количество вопросов возникает, как правило, с периодами работы российских граждан на территории бывших советских республик (ныне стран СНГ) как в период до развала СССР, так и в постсоветский период. Это понятно, так как именно с ними Россию связывают наиболее тесные исторические, территориальные и миграционные отношения.
Начиная с 1992 года и по настоящее время, вопросы по учету стажа, выработанного в республиках бывшего СССР, регулируются рядом международных договоров, многие из которых устарели и не учитывают изменившиеся правила пенсионного обеспечения в России.
Первый договор — Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения был заключен 13 марта 1992 года. Его участниками стали: Россия, Украина, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Это договор построен по принципу территориальности: пенсия назначается по законодательству того государства, на чьей территории проживает гражданин и полностью выплачивается за его счет. Взаимные расчеты между странами не производятся.
В соответствии с договором, при определении права на пенсию учитывается стаж, выработанный на территории любой из этих стран за период до подписания соглашения. В этом соглашении еще не рассматривается понятие страховой стаж, поэтому возникают проблемы по учету стажа в период с 1992 г по 2001 г, которые законодательно не урегулированы по настоящее время. На основании рекомендаций Минтруда РФ, стаж за эти периоды приравнивается к страховому стажу, хотя формально эта работа протекала за пределами РФ и не оплачивалась взносами в российскую пенсионную систему. Периоды работы после 01.01.2002 года учитываются в стаж только при подтверждении их справкой Пенсионного фонда страны (где протекала работа) об уплате страховых взносов на пенсионное или социальное страхование.
Из стран-участниц этого договора, Беларусь подписала с РФ в 2006 году новый договор, основанный на принципе пропорциональности. В настоящее время на территории обеих стран рассчитывается и выплачивается пенсия из расчета стажа, выработанного на территории соответствующей стороны.
Более поздние соглашения с республиками Молдова (действует с 4 декабря 1995 года) и республикой Грузия (действует с 28.06.2002 года) уже содержат положения о страховом стаже. Без условий учитывается стаж работы на территории всех бывших республик СССР по 31 декабря 1991 года. Стаж работы после 1991 года, принимается в качестве страхового стажа по законам стран-участниц договора. На практике это означает, что требуется подтверждение об уплате вносов в пенсионный (страховой) фонд того государства, где протекала работа.
Соглашение с Литовской республикой предусматривает (действует с 25.05.2001) предусматривает включение в общий трудовой стаж времени работы до 1 декабря 1991 года по законодательству РФ. После этой даты стаж рассчитывается по законодательству Литовской республики и подтверждаются литовской стороной.
Работа на территории бывших республик СССР (Эстония, Латвия, Азербайджан), не заключивших соглашений с РФ по пенсионному обеспечению
Стаж работы до 31 января 1991 года учитывается в составе общего трудового стажа. После этой даты она учитывается лишь в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России. В настоящее время ситуация изменилась в отношении Эстонии и Латвии. В 2007 году был ратифицирован договор с Эстонией, а ратифицированный договор с Латвией вступил в силу в 2011 году.
Подтверждение и учет «эстонского» стажа, для права на пенсию и расчета пенсионных прав застрахованного лица осуществляется на основании справки о трудовом (страховом) стаже по утвержденной форме, выданной Эстонской стороной. При этом за период после 1999 года — в данной справке отражаются периоды пенсионного страхования в Эстонской республике.
Договор с Латвийской республикой предусматривает учет стажа, выработанного на территории одной из сторон, на основании законодательства этой же стороны. Факт такой работы подтверждается справкой, высланной по запросу той страны, где устанавливается пенсия.
Начальник отдела первичной обработки документов В.В.Мусонова