затраты на разработку мобильного приложения
Сколько стоит разработать мобильное приложение
Всем привет, меня зовут Сева, я директор проектного управления в Citronium. Все мои друзья, кто так или иначе связан с бизнесом постоянно задают мне два вопроса: “Сколько стоит сделать мобильное приложение? Ну такое, чтоб прям нормальное было. Стандартное, но не очень дорогое.” и “А почем нынче вебсайты? Ну такие, стандартные, как у всех”.
Я поначалу отвечал невнятно, говорил, что все всегда по-разному, а тут все же сам задумался над обоими вопросами и решил на них ответить. По порядку. Начнем с мобильного приложения. Я посчитал среднюю стоимость каждого этапа разработки всех составляющих мобильного приложения и получил примерные цифры. Если коротко, это порядка 1.5 млн рублей за гибридное мобильное приложение и порядка 2.2 млн рублей за два нативных приложения, то есть одно под Android и еще одно под iOS.
Ничесе. А че так дорого?
Для кого-то это большие деньги, для кого-то — нет, но в целом это недорого, это столько стоит. Давайте обо всем по порядку.
Разработка “ну такого, нормального” мобильного приложения (да и веб-продукта тоже) состоит из четырех-пяти этапов, в основном пяти:
Итак, давайте подробнее о каждом из этапов.
Предпродажа и бизнес-аналитика
Этот этап условно-бесплатный (он стоит порядка 80 тыс. рублей). За него заказчик заплатит только в том случае, если выберет нас подрядчиками на свой проект. Мы формируем видение проекта в формате майнд мапа, где определяем основных стейкхолдеров проекта и их ожидания, здесь же анализируем целевую аудиторию будущего приложения, исследуем схожие или аналогичные решения конкурентов и как итог получаем структуру будущего мобильного приложения, а еще панели администрирования к нему.
Здесь очень важно заметить, что мобильному приложению часто (90% случаев) нужна админка — веб-приложение, что, естественно, делает разработку дороже.
После составления интеллект-карты структуры проекта, мы беремся за техническое решение и кликабельный прототип будущего приложения (пока без дизайна). Техническое решение включает в себя: структуру БД, исследование и выбор нужных для разработки библиотек, изучение стороннего API, которое потребуется подключить и формирование диаграммы контекста проекта. Прототип включает в себя прототип. На основе двух этих артефактов мы даем контурную оценку проекта (от и до) и предоставляем заказчику соответствующие сметы. Если с нами соглашаются работать дальше, то стоимость этапа бизнес-аналитики включается в стоимость проекта, если не соглашаются — что ж, это наши риски.
Подготовительный этап
Дизайн + подготовка к развертыванию проекта, формирование документационной базы для мобильного приложения и для системы управления контентом — панели администрирования (в среднем 100 тыс. рублей).
Мы продумываем UX приложения, составляем Customer Journey Map (CJM) и User Flow, начинаем писать пользовательский гайд к приложению. Рисуем UI, в соответствии с пожеланиями/брэнд-буком заказчика и проходим множество согласований дизайна.
Параллельно работаем над архитектурой проекта и описанием его сущностей. Здесь дополняются и появляются следующие артефакты:
Дизайн готов, архитектура готова — настраиваем серверную инфраструктуру, репозитории и сборки (CI/CD) и начинаем кодить.
Разработка
Разрабатываем приложения в соответствии со всеми правилами гибкой разработки (1.3 млн рублей). Постоянно держим заказчика в курсе событий, регулярно (еженедельно, но на старте проекта раз в 2 недели) показываем результаты работ, оперативно вносим исправления и устраняем баги. Учитываем пожелания заказчика, которые появляются в процессе работы, берем за них доплату, либо убираем из планов что-то из старых хотелок.
Двигаем карточки на Trello-доске, актуализируем таблицу статусов готовности функционала, редактируем документацию в Confluence и конечно же производим и пушим все новый и новый код в репозитории. По ходу жизни совершенствуем архитектуру проекта и еще много чем занимаемся: митингуем, ревьювим код, тестируем, презентуем и т.д.
Разработка — самый долгий этап, он зачастую разбит на много спринтов, и промежуточных этапов, после завершения которых мы получим часть денег. Если говорить про “ну вот такое простое приложение” (и админку к нему), то это 30% предоплаты (400 тыс. рублей) + промежуточный и финальные платежи в 35% (450 тыс. рублей), если речь идет о гибридном приложении. С двумя нативными соотношение примерно такое: 600 тыс. рублей. + 700 тыс. рублей + 700 тыс. рублей.
Завершение проекта, публикация приложений
20 тыс. рублей на оплату аккаунтов Apple и Google Developer. Выкладка приложений, ревью от сторов и вуаля — приложение в лайве и доступно для скачивания.
Здесь, конечно, еще стоит сказать о муторном процессе заполнения обоих девелоперских аккаунтов, указания всей необходимой финансовой информации, формирования правил пользования и лицензионного соглашения приложений, но это детали, для опытной команды — обыденность, а не проблема.
Дополнительная разработка
После завершения основной фазы проекта, работа над проектом не заканчивается. Продукт можно улучшать постоянно, и у руководителя проектов наверняка накопилось множество идей для фич, которые могут улучшить приложение. Мы предлагаем их заказчику, и, если он с нами согласен, то разработка продолжается, и вот здесь цена уже всегда индивидуальна, она зависит от количества и сложности новых фич.
О чем еще нужно знать
В первую очередь, о расходах на содержание облачных сервисов. Если клиент из России, то скорее всего это будет Яндекс.Облако. Первые два месяца содержание не будет стоить ничего, потому что так решил Яндекс (он предоставляет небольшой грант), а потом сервер будет обходиться от 2.5 тыс. рублей (иногда значительно больше) в месяц, в зависимости от подъемности/неподъемности приложения.
Если приложение будет пользоваться огромной популярностью, то приготовьтесь тратиться на SMS-сообщения, если конечно для регистрации вы использовали их. Еще есть расходы на сервисы PUSH-уведомлений и на другие полезные приблуды, но это все опционально и бесплатно (почти бесплатно) до тех пор, пока приложение не наберет реальную популярность.
В общем и целом, разработка это недешево, но это действительно столько стоит, а иногда и гораздо больше.
Стоимость разработки мобильных приложений
Сколько стоит разработка мобильного приложения в 2021 году? Что входит в стоимость и от каких факторов зависит цена приложения? Как снизить расходы на создание программного продукта? Это наиболее частые вопросы, которые задают наши клиенты. Отвечаем на них в этом материале.
В статье покажем общие суммы, исходя из сложности, категории приложения, а также распишем процесс формирования итогового ценника по этапам. При этом цифры будут примерные, так как каждый случай индивидуален.
Если вы хотите узнать стоимость разработки приложения на заказ в Москве и России под Android и iOS, оставьте заявку на сайте компании Infoshell или воспользуйтесь нашим онлайн калькулятором расчета цены.
Средняя стоимость разработки приложений в 2021 году
Расходы на разработку мобильного приложения в Москве колеблются в диапазоне от 400 тыс. рублей до 7-10 млн рублей. Основной оценочный фактор – количество затраченных часов на разработку продукта.
Однако важно понимать, что при создании софта почасовая ставка будет отличается в зависимости от языка, на котором разрабатывается приложение (Swift, Java, Cotlin, PHP, Java Script, Golang, Machine learning), сложности проекта, задействованных специалистов (программисты, тестировщики, scrum-master, business analyst, project-manager), их квалификации (senior, middle, middle+). Поэтому для удобства расчетов с заказчиком обычно используется усредненная почасовая ставка, которая покрывает труд всех специалистов и сопутствующие расходы агентства.
В этой статье исходим из 2500 рублей за час (примерно 34 долларов). В соответствии с этой ставкой, выделим 3 группы приложений в разных ценовых сегментах, примерно опишем, какой продукт получает заказчик за эти деньги. Учитывайте, что это разделение очень условно.
Классификация | Трудозатраты | Цена (для одной платформы iOS или Android) |
---|---|---|
Эконом решение | от 200 до 400 часов | 500 тыс. – 1 млн рублей |
Базовый уровень | от 400 до 800 часов | 1 млн – 2 млн. рублей |
Сложные бизнес приложения | от 800 часов | более 2 млн рублей |
Недорогие приложения стоимостью до 1 млн. рублей (до 400 часов разработки)
К этой группе относятся продукты с несложным функционалом, минимальным набором простых функций, элементарной бизнес-логикой, шаблонным дизайном. Это может быть офлайн-приложение или продукт с небольшой серверной частью для добавления и модерации контента. Максимальное количество экранов – 7.
Типы. Визитные карточки компаний, чат-бот помощники, калькуляторы цены, несложные системы заказа и бронирования услуг.
Базовые приложения стоимостью 1-2,5 млн рублей (до 800 часов разработки)
К этой категории относятся мобильные программы для интернет-магазинов, охватывающие несколько процессов. У них, как правило, предусмотрена авторизация по электронной почте, sms или через социальные сети, возможность создания профиля, редактирования контента, добавления товаров в корзину, просчета цены, осуществления платежей.
Со стороны административной панели реализованы функции управления пользователями, платежами, отправка уведомлений.
Количество экранов – до 15.
Типы. Приложения по заказу товаров, услуг, еды, курьерские сервисы.
Большинство функциональных программ для многих сфер бизнеса можно создать в пределах этой цены.
Мощные бизнес приложения от 2 млн
Продукты этого типа отличает сложная бизнес-логика со множеством функций, кастомный дизайн, полностью настраиваемый пользовательский интерфейс. Такие продукты поддерживают мультиязычность, интеграцию с любыми базами данных, технологии VR/AR, повышенный уровень безопасности. Количество экранов – от 15 до 25.
Типы. Корпоративные приложения, маркетплейсы, социальные сети, IoT-приложения, игры.
Средняя по рынку стоимость создания мобильных приложений по категориям
Тип | Стоимость разработки для 1 платформы | Сроки (месяц) |
---|---|---|
Оффлайн приложение | до 700-800 тыс. руб | 1-2 |
С интеграцией баз данных | от 750 тыс. до 1 млн руб. | 1-2 |
C авторизацией и личным кабинетом | от 1 млн до 2 млн | 2-4 |
Социальные сети | от 3,5 млн руб. | 4-9 |
Чат-бот помощники | до 2 млн руб. | 2-4 |
E-commerce | от 3,5–20 млн руб. | 4-9 |
Fintech | от 1,5 млн руб. | от 3 |
On-demand | 4,5-15 млн руб. | от 6 |
Маркетплейсы | от 10 млн руб. | от 6-9 |
Сложные корпоративные приложения | от 4,5 млн руб. | от 6 |
Факторы, от которых зависит цена
Заказчик может выбрать 2 варианта разработки:
Есть ли минусы у кроссплатформенной разработки?
Технологии React Native и Flutter позволяют вписаться в ограниченные бюджеты. Однако у такого варианта есть недостатки, которые нужно учитывать заказчику. Например, кроссплатформенные мобильные приложения имеют более низкую производительность, кроме того, могут возникнуть задержки с обновлением операционных систем и интеграцией новых функций. Также такие продукты не позволяют на 100% задействовать нативные функции мобильного устройства.
Количество реализованных функций – основной фактор, от которого зависит цена. При составлении сметы учитываются следующие из них:
Некоторые из перечисленных функций трудозатратные, другие относительно простые. Для реализации определенного функционала разработчики используют готовые решения, для других опций необходимо писать код с нуля.
Обычно на этапе проектирования закладываются трудозатраты в часах на внедрение каждой функции. При этом часы разработки подсчитываются для клиентской и серверной части по отдельности.
Для базовых приложений может использоваться дизайн клиента или шаблонные решения, например комплектующие из ОС, стандартные элементы для формирования экранов. Дорогие проекты подразумевают кастомный дизайн, разработку логотипа, брендинг. В обоих случаях, чем больше экранов у приложения, тем больше итоговая цена.
Со стороны компании-разработчика команда обычно состоит из: Product owner, Scrum-мастера, 1-2 разработчиков приложения под iOs и/или Android, 1 разработчика бэкэнда, тестировщика (QA), UI/UX-дизайнера. В зависимости от сложности готового продукта, в состав команды могут войти: бизнес-аналитик и Project Manager. Количество задействованных специалистов также будет влиять на итоговую цену разработки приложения.
Распределение расходов по этапам разработки программного продукта
Важнейший этап, на котором разрабатывается бизнес-модель, проводится анализ пользовательских сегментов, определяются ключевые функции для MVP продукта. Также оценивается, сколько человеко-часов потребуется на реализацию спецификации клиента, разрабатывается подробное техническое задание (бэклог), проводится прототипирование интерфейса.
Прототип обычно выполняется в Sketch. Данный прототип не является дизайном или определением UX, служит для проверки функциональной области проекта.
На заключительном этапе проектирования составляется road-map проекта, то есть определяются задачи, решаемые в рамках первого релиза, а также гипотезы на последующие релизы.
Сроки и расходы: Обычно этот этап занимает 10-15% всего времени,
необходимого на разработку приложения.
Так, если реализация проекта оценивается в 1000 человеко-часов, то из них на этапе проектирования будут потрачены 100-150 часов. В денежном выражении это составит 150-375 тыс. рублей.
По времени стадия проектирования занимает 2-3 недельных спринта.
На этом этапе разрабатывается концепция дизайна, создается UI-kit (набор графических элементов интерфейса), отрисовываются экраны приложения согласно требованиям бэклога. В некоторых случаях в работу дизайнера может входить разработка логотипа, брендинг продукта.
В зависимости от проекта и сложности дизайна, доля расходы на этом этапе составляют 15-20% от общего бюджета проекта. Исходя из выбранной в статье ставки, стоимость этого этапа – 150-375 тыс. рублей. По времени это займет 1-1,5 месяца.
На основании созданного дизайна разработчик создается компоненты приложения и верстает макеты. Далее создаются интерфейсы и административная панель. Фронтенд-разработка ведется на HTML5, React.
Стоимость этапа – до 30% бюджета на разработку.
Продумывается логика работы мобильной программы, архитектурная составляющая, безопасность, скорость обработки данных. Проектируются базы данных, разрабатываются необходимые интерфейсы и интеграции с формами, API и др. Разработка бэкэнда ведется параллельно с работами по созданию клиентской части.
В зависимости от сложности применяемых решений стоимость разработки серверной части проекта составляет – 35-40% бюджета.
Во время тестирования проверяется работоспособность основных функций и логики работы приложения. Пренебрегать этим этапом нежелательно, так как недостаточное тестирование продукта может привести не только к негативному пользовательскому опыту, но и к серьезным финансовым потерям заказчика.
На тестирование, исправление багов обычно закладывают до 15% бюджета на проект;
В общую стоимость также входят расходы на поддержку продукта после публикации в магазинах приложений (App Store, Google Play). Эта статья расходной ведомости включает:
По статистике, эти после релизные расходы колеблются в диапазоне 10-20% от стоимости разработки мобильного продукта.
Примеры оценки стоимости приложений
Описание: Пользователь может регистрироваться, создавать личный кабинет по телефону и электронной почте. В личном кабинете отображается информация введенная при регистрации, а также дополнительная информация о клиенте. В кабинете можно видеть информации о гостинице, специальных предложениях, акциях, оставлять заявки на бронирование номеров.
Статьи расходов | Затраченное время в часах | Стоимость для одной платформы iOS/Android |
---|---|---|
Проектирование и Дизайн UI/UX | 100 | 250 000 |
Разработка клиентской части | 89 | 222 500 |
Разработка серверной части | 92 | 230 000 |
Тестирование | 52 | 130 000 |
Управление и аналитика | 52 | 130 000 |
Итого: | 385 | 962 500 р. |
Описание: создает рекламу FB, отправляет электронные письма и текстовые сообщения, визуализирует результаты на панели инструментов.
Наши специалисты посчитают точную стоимость вашего проекта после согласования всех деталей. Наше цены значительно ниже средних по рынку.
Как сэкономить на создании мобильного приложения?
Писать код с нуля всегда дороже, чем использовать готовые решения в разработке.
Для несложных проектов можно использовать бессерверную архитектуру: BaaS-платформы (Backend-as-a-Service) и SaaS-сервисы (Software-as-a-Service). Еще один способ – хранить всю информацию в устройстве пользователя.
Это позволит вам получить работающий продукт для iOS и Android в 2 раза дешевле, чем при нативной разработке отдельно для каждой платформы.
Скрытые затраты при разработке мобильных приложений
Меня зовут Петр, я владелец IT-компании Lvivity, которая специализируется на разработке программного обеспечения на заказ и услугах IT-аутсорсинга.
Далее я поделюсь списком основных непредвиденных/скрытых расходов, с которыми чаще всего сталкиваются заказчики при разработке мобильных приложений. Понимание этого позволяет снизить риски при работе над проектом, сэкономить время и деньги.
Все дело в том, что сам процесс разработки является лишь частью жизненного цикла приложения. А есть еще этапы развертывания и обслуживания, которые тоже критично важны для успеха.
Стоимость именно этих двух этапов может в итоге неприятно удивить. Не говоря уж об остальных важных аспектах, за которые тоже приходится платить.
Нельзя создать одно приложение, которое будет универсальным для всех платформ. Если вы планировали продукт только для iPhone, может оказаться что в итоге вам придется разрабатывать отдельную версию под iPad Pro, что увеличит затраты на проектирование пользовательского интерфейса.
А что если кроме основной версии для iOS, потребуется еще и версия приложения для Android? Можете представить себе как изначальная стоимость разработки легко увеличивается порой в несколько раз.
Сэкономить можно если использовать кросс-платформенные технологии, например Xamarin. Но это не всегда возможно, так как для реализации некоторых функций может потребоваться именно нативная разработка. Плюс есть нюансы с производительностью и возможностями в плане расширения функционала.
Стартовать всегда можно с одной, наиболее приоритетной платформы. Но если анализ рынка показывает необходимость расширения в будущем за счет другой OS, этот тоже стоит учитывать изначально.
В случае с корпоративными мобильными приложениями недостаточно создать само мобильное приложение, его необходимо интегрировать в корпоративную ИТ-инфраструктуру. Задача разработки мобильного приложения, которое бы давало возможность работы с корпоративной CRM или ERP системой, является довольно распространенной.
Совсем другое дело, когда у Вас уже есть приложение, но возможность интеграции его с чем-то (сайт, CRM, бухгалтерия и т.д.) – изначально не была предусмотрена, и теперь возникла в этом необходимость. Как правило, в этом случае приходится дорабатывать приложение, что может оказаться весьма трудоемкой и дорогостоящей задачей.
Приложение часто является всего лишь одним из элементов гораздо более сложной системы.
Если говорить о приложениях не корпоративного уровня, а продуктах ориентированных на широкую аудиторию, спектр сервисов подключаемых через API может быть довольно широким. Это интеграция с социальными сетями, функционал push-уведомлений и SMS-сообщений, получение данных с каких-либо сторонних сервисов и т. д.
Некоторые сервисы могут быть совершенно бесплатными, а подключение к другим может потребовать оплаты ежемесячной подписки. Стоимость всего этого нужно посчитать заранее и включить в общий бюджет.
Если вы создаете приложение, которое получает от пользователя или отдает ему определенную информацию, это данные должны где-нибудь храниться. И если объемы данных большие, необходимо заранее озаботиться вопросом синхронизации и оценить объемы запросов на хранение и обработку информации.
Ещё до начала разработки мобильного приложения нужно подготовить техническое задание для взаимодействия «клиент-сервер». Нужно будет заложить на сервере правильную архитектуру, уточнить в каких таблицах хранить данные, структуру запросов, какие данные используются чаще других.
Если отложить вопрос синхронизации на будущее и не сделать грамотную клиент-серверную архитектуру, отладка приложения может занять длительный срок и серьезно отложить планируемый релиз. Игнорирование этих моментов может спровоцировать довольно большие и непредусмотренные расходы.
Необходимость частичного изменения, обновления и даже полной перестройки инфраструктуры, является частой проблемой с которой сталкиваются заказчики. А теперь добавьте сюда еще и опцию резервного копирования и защиты данных, о которых тоже необходимо позаботиться – итоговый чек продолжит увеличиваться.
Тестирование является одним из ключевых компонентов жизненного цикла разработки программного обеспечения и его нужно изначально закладывать в бюджете проекта. Повышение качества конечного продукта в итоге обеспечивает достаточную окупаемость инвестиций.
Многие заказчики часто недооценивают важность тестирования и не понимают, что в зависимости от проекта это может занять немало времени. Даже если вы разрабатываете нативное приложение только под одну операционную систему, вам нужно будет протестировать как оно выглядит и работает на разных типах устройств.
Если нужно сделать версии сразу для двух операционных систем, это будет стоить еще дороже. И нужно смириться с тем, что лучший пользовательский опыт можно будет обеспечить только на ограниченном числе наиболее популярных устройств. По остальным придется довольствоваться просто хорошим UX, без стремления к совершенству.
Необходимо понимать, как вы будете привлекать пользователей и сколько это будет стоить. И определиться с этим стоит еще до запуска. Ожидать что ваш продукт начнет привлекать внимание и будет пользоваться популярностью сам по себе, в наше время слишком наивно.
Важнейшим способом привлечения органического трафика из магазина приложений является ASO-оптимизация, которая включает работу с текстовым описанием, названием и элементами визуального оформления. В основе лежит набор ключевых слов, по которым ваше приложение может искать целевая аудитория.
Но, в зависимости от типа проекта и целевого рынка, могут потребоваться серьезные инвестиции и в платные каналы продвижения:
● таргетированная реклама в социальных сетях;
● реклама Google AdWords в поисковой системе Google;
● создание контента для сторонних ресурсах (гостевые публикации);
● оплата обзоров на тематических сайтах;
● размещение в email-рассылках, реклама в каналах в мессенджерах и т. д.
Вариантов продвижения приложений существует более чем достаточно, но все они требуют денег не только за само размещение на рекламной площадке или клики, но и оплаты работы авторов, которые занимаются созданием контента для сторонних ресурсов, а также тех, кто все это публикует.
Например, можно создать YouTube-канал для продвижения своего приложения, но вряд ли у вас будет достаточно времени и навыков для создания полноценной серии видеороликов с демонстрацией продукта. Соответственно, такую работу лучше отдавать на аутсорс.
Работа над мобильным приложением не заканчивается после его релиза. Чем сложнее проект, тем больше затрат потребуется на его обслуживание, включая обновление версий, исправление ошибок, реализация нового или доработка существующего функционала, исправление проблем с безопасностью и т. д.
Некоторые масштабные обновления операционной системы тоже могут потребовать изменений в приложении, чтобы обеспечить высокий уровень совместимости. Это актуально и для Android и для iOS.
Необходимо следить за бесперебойной работой серверов и реагировать на возможные проблемы, чтобы обеспечить возможность беспроблемного взаимодействия с продуктом со стороны конечных пользователей.
Таким образом, стоимость обслуживания может превратиться в реально дорогостоящую часть проекта, которая тем не менее необходима для нормального его функционирования.
Невозможно предусмотреть все нюансы разработки еще на старте. Но, большая часть непредвиденных расходов довольно типичны и относятся к одной из перечисленных в этой статье категорий. Это важно понимать, так как без решения данных задач невозможно создать хороший продукт.
Это не весь список возможных скрытых расходов, с которыми можно столкнуться в процессе разработки приложения, но данные пункты можно назвать основными. Принимая их во внимание на старте, вы сможете избежать многих проблем в будущем, что повысить вероятность успешного завершения проекта.