заявление на пени за просрочку налогового вычета
Как с ИФНС получить проценты за несвоевременный возврат налогов
Возникновение права на компенсацию от ИФНС
Сумма излишне уплаченного/взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Общий порядок возврата налогов и страховых взносов, а также сроки возврата установлены ст. 78 и 79 НК РФ. Наряду с возвратом переплаченных налогов налоговики обязаны начислить и выплатить проценты, которые представляют собой денежную компенсацию за неправомерное использование денежных средств плательщиков.
Право на получение процентов на сумму излишне уплаченных/взысканных налогов возникает:
Момент, с которого начинают начисляться проценты, зависит от основания возникновения переплаты. Если переплата произошла по ошибке самого плательщика, проценты начисляются со дня нарушения ИФНС месячного срока на возврат налога.
Если переплаченный по вине самого плательщика налог был возвращен ИФНС самостоятельно (до того, как плательщик опомнился и написал заявление), проценты на сумму переплаты не начисляется (п. 2 ст. 78 НК РФ).
Если же переплата возникла вследствие взыскания налогов по решению (требованию) налоговиков, проценты начисляются со дня взыскания налогов (п. 5 ст. 79 НК РФ).
Куда обращаться за взысканием процентов с налоговой
НК РФ не устанавливает порядка подачи заявления о взыскании с ИФНС процентов, начисленных на сумму переплаченных налогов. Следовательно, порядок подачи такого заявления выбирает сам налогоплательщик.
За возвратом налога и процентов он может обратиться в ИФНС по месту своего учета (в рамках подачи заявления о возврате самого налога), а может подать соответствующее заявление непосредственно в суд.
Если плательщик решит действовать через суд, то в заявлении нужно указать обстоятельства образования переплаты по налогу, возникновения права на получение процентов, а также произвести расчет полагающихся процентов.
Проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, начисляются за каждый календарный день нарушения срока возврата. Проценты прекращают начисляться с момента возврата переплаты. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).
Начисление процентов при добровольной переплате налогов
В тех случаях, когда переплата налогов происходит по вине самого плательщика (неправильное применение налоговой ставки, ошибочное завышение облагаемой базы и т. д.), обязательным условием взыскания с ИФНС процентов является заявление прав на возврат суммы переплаты.
Проценты в подобных случаях начинают начисляться только при наличии поданного в ИФНС заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченного налога. Без подачи такого заявления у инспекции отсутствует обязанность по возврату налогов и, соответственно, уплате процентов на сумму несвоевременно возвращенных платежей.
Чтобы получить назад переплаченный налог и, возможно, денежную компенсацию, плательщик обязан подать в налоговую инспекцию по месту своего учета заявление. Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. В заявлении в числе прочего указываются реквизиты банковского расчетного счета налогоплательщика, на который возвращаются налог и проценты, сумма переплаченного налога и КБК по переплаченному налогу.
Налоги и взносы должны быть возвращены в течение одного месяца со дня получения налоговым органом данного заявления. В противном случае наряду с налогом ИФНС обязана будет вернуть плательщику еще и проценты, начисленные на сумму несвоевременно возвращенного налога.
Проценты начисляются не со дня уплаты налога в завышенной сумме, а именно с того дня, который следует за истекшим месяцем, отведенным налоговикам для возврата переплаченных сумм.
Само же заявление о возврате излишне уплаченного налога можно подать в течение трех лет со дня его уплаты.
Отдельной формы заявления для взыскания процентов на сумму несвоевременно возвращенной переплаты законодательством не предусмотрено. Более того, плательщики не обязаны заявлять о взыскании таких процентов. Проценты рассчитывают и начисляют сами налоговики по факту пропуска месячного срока (п. 10 ст. 78 НК РФ).
Если плательщик потребует вернуть переплату и проценты через суд, минуя стадию подачи заявления о возврате (например, при пропуске трехлетнего срока), то суд откажет во взыскании процентов. Это обусловлено тем, что при добровольной переплате проценты начисляются спустя месяц с даты подачи соответствующего заявления.
Как вернуть проценты при излишнем взыскании налогов
По закону налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления данного факта. Указанное сообщение передается руководителю организации, ИП, их представителям лично под расписку или иным способом (п. 4 ст. 79 НК РФ).
Но по своей собственной инициативе ИФНС не обязана возвращать излишне взысканные суммы налога. Поэтому возврат налога и процентов в подобных ситуациях также осуществляется в заявительном порядке. Для возврата потребуется подать заявление по форме, утв. приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.
Отдельного заявления о начислении процентов на сумму излишне взысканного налога подавать не требуется. Налог подлежит возврату с уже начисленными на него процентами.
При этом, в отличие от добровольной переплаты при излишнем взыскании налога, начисление процентов на его сумму не зависит от факта подачи заявления о возврате. Проценты в таких случаях начисляются не с момента окончания месячного срока с даты подачи в ИФНС заявления, а с момента самого взыскания налога.
Поэтому в принципе налогоплательщик может не заявлять о начислении и возврате процентов в ИФНС, а обратиться с исковым требованием напрямую в суд.
Процессуальные сроки
Заявление о возврате переплаченного налога с начисленными на его сумму процентами разрешается подать в ИФНС в течение трех лет. Порядок исчисления данного срока зависит от основания возникновения переплаты.
Например, при переплате налога по вине плательщика трехлетний срок начинает исчисляться со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ). В случае принудительной уплаты налога срок на подачу заявления исчисляется со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (п. 3 ст. 79 НК РФ).
Пропуск трехлетнего срока не лишает плательщиков права на возврат переплаты и процентов по ней. Данный срок установлен лишь для возврата налогов/процентов через ИФНС без обращения в суд.
Поэтому если плательщик не обратился в инспекцию за возвратом налогов и процентов в течение трех лет, он может потребовать их взыскания в судебном порядке. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 196 и 200 ГК РФ).
Момент, с которого плательщик должен узнать о нарушении своего права на возврат налогов и процентов, определяется судами по-разному. Все зависит от причин, по которым налогоплательщик допускает переплату налога, а также от наличия у плательщика возможности для правильного исчисления налога.
Зачастую таким моментом суды признают не день уплаты налога, а день получения справки налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом (Постановление АС Уральского округа от 14.03.2017 № А76-12783/2016, Постановление АС Уральского округа от 17.06.2016 № Ф09-6580/16).
Если плательщик решит взыскать налог и проценты путем оспаривания действий или решений ИФНС (решение об отказе в возврате), то в отношении таких требований будет действовать срок исковой давности, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ. Данный срок составляет всего три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав.
Досудебное урегулирование
Иски о взыскании процентов, начисленных на сумму несвоевременно возвращенных/взысканных налогов, носят имущественный характер. Поэтому на данные требования не распространяется порядок досудебного урегулирования споров с налоговыми органами, установленный ст. 138 НК РФ.
Напомним, согласно данной статье, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.
Поэтому если плательщик заявляет требование о взыскании с ИФНС процентов, об обжаловании решений и действий налоговиков речи не идет. Поэтому обжаловать в вышестоящий налоговый орган отказ ИФНС в возврате переплаченного налога и процентов не требуется. Плательщику достаточно заявить в суд иск о взыскании с ИФНС соответствующих сумм.
Верховный Суд РФ в Определении от 20.06.2016 № 304-КГ16-3143 прямо указал, что такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога/процентов являются независимыми.
Нормы НК РФ не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования споров о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафов и процентов. Указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов.
Когда налоговая платит: взыскиваем с нее проценты
Налоговый кодекс — документ пробюджетный. Но даже в нем есть нормы, обеспечивающие баланс личных и государственных интересов. В частности, это нормы о процентах, которые налоговики обязаны выплачивать налогоплательщикам в ряде случаев. Например, если вовремя не вернули переплату, ошибочно взыскали налоги, незаконно заблокировали счет. Уплачивая проценты, налоговые органы тем самым возмещают вред, который они нанесли компании, незаконно удерживая ее деньги. Ниже рассказано обо всех таких случаях и приведена практика по взысканию процентов с ФНС.
Пять случаев, когда налоговая платит проценты
За незаконную блокировку счета / несвоевременное снятие законной блокировки
«В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления (на драгоценные металлы, в отношении которых действовал режим приостановления), начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.
В случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение (на драгоценные металлы, в отношении которых действовало указанное решение) налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам» (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).
За нарушение срока возврата переплаты
«В случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата» (п. 10 ст. 78 НК РФ).
За незаконно взысканную сумму налогов
«Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (представленного в электронной форме заявления с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации» (п. 5 ст. 79 НК РФ).
За нарушение срока возврата возмещения по НДС
«При нарушении сроков возврата суммы налога, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения» (п. 10 ст. 176 НК РФ).
За нарушение срока возврата переплаты по акцизам
«По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым периодом, сумма (акциза. — прим. ред.), которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса» (п. 3 ст. 203 НК РФ).
Как считаются проценты: формула и пример
Организация рассчитала их, исходя из 360 дней в году. Брать за основу такое количество дней предписывали разъяснения в п. 2 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 № 13/14.
ВАС РФ признал данные разъяснения неверными.
Дело в том, что в НК РФ нет положений, согласно которым при расчете процентов число дней в году и месяце должно приниматься равным соответственно 360 и 30 дням.
Примечание редакции:
С учетом общей суммы разница невелика, всего 29 тыс. рублей, но важен сам принцип расчета. Ведь при неверном расчете, засиленном судом, решение может быть отменено.
Формула расчета процентов выглядит так.
Сумма на счете или сумма переплаты и так далее х ключевая ставка ЦБ РФ: 365 х количество дней незаконной блокировки счета, невозврата переплаты и так далее = сумма процентов.
5 000 000 рублей х 7,5% : 365×92 = 94 520,55 рубля.
Взыскан один млн рублей за блокировку счета
Инспекция возразила, что невозможность пользования заблокированными счетами не является поводом для взыскания процентов. Компания не доказала, что понесла какие-либо материальные потери. К тому же у нее была возможность пользоваться счетом, поскольку заблокировали лишь определенную сумму — 10 228 036 рублей.
Суды первой и апелляционной инстанций посчитали возражения инспекции разумными и отклонили иск.
Однако суд кассационной инстанции, напротив, отверг возражения и удовлетворил иск в полном объеме.
Арбитры округа объяснили, что наличие возможности пользоваться счетами в случае приостановления операций по счету на определенную денежную сумму не имеет правового значения.
Выплата предусмотренных п. 9.2 ст. 76 НК РФ процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным воспрепятствованием в пользовании денежных средств частного субъекта. Данная норма права принята во исполнение реализации положений ст. 52 и 53 Конституции РФ и не связывает начисление процентов с необходимостью доказывания прямого ущерба.
Правовое значение имеют два обстоятельства:
Взыскано 8,7 млн рублей за невозврат переплаты
Суд удовлетворил требования в полном объеме.
Заявленная к возврату сумма переплаты образовалась у организации в результате уплаты налога на прибыль и НДС за 20082010 годы и последующего уменьшения налогов на основании уточненных налоговых деклараций, поданных в 2012 году.
Обратиться в суд за переплатой и процентами компанию вынудило то, что ИФНС в течение года не принимала решения по уточненным декларациям и по заявлениям о возврате излишне уплаченных сумм.
Фирма сдала уточненные формы еще дважды, но реакции так и не последовало.
Тогда компания написала жалобы в УФНС и прокуратуру.
После этого ИФНС, наконец, составила акт сверки, в котором подтвердила переплату.
Компания подала заявление о возврате переплате (это было уже в 2014 году), но инспекция вновь его проигнорировала.
Когда же фирма подала иск в суд, чиновники заявили, что организация пропустила трехлетний срок на возврат переплаты, так как отсчитывать его нужно с дат подачи первоначальных деклараций.
Однако суд решил, что иск организации целиком обоснован, а возражения инспекции — нет.
Трехлетний срок на подачу в суд иска о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм применительно к случаям, предусмотренным п. 3 ст. 79 НК РФ, должен исчисляться с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате.
Если компания подала уточненную декларацию после того, как получила от контрагента документы, подтверждающие расходы прошлого периода, суды исчисляют трехлетний срок подачи заявления на возврат с момента подачи уточненной декларации.
На дату платежа, а также при подаче первичной отчетности, налогоплательщик не мог знать о переплате. Срок обращения за зачетом или возвратом переплаты отсчитывается с даты, когда расход был документально подтвержден и налогоплательщик получил право учесть его для целей налогообложения (Определения ФАС Московского округа от 18.09.2012 № А40-127627/11-116-341, ФАС Центрального округа от 07.04.2010 № А54-3708/2009-С20).
В данном случае переплата возникла в результате подачи организацией уточненных деклараций с указанием сумм налога к уменьшению. Поэтому днем, когда фирма узнала о нарушении своего права на своевременный возврат налога, следует считать предполагаемый день, когда она должна была получить решение ИФНС об отказе в возврате налога.
Взыскано 10,6 млн рублей за незаконные доначисления
После выставления требования об уплате указанные суммы были взысканы с организации.
Она оспорила решение инспекции в суде, который признал его недействительным.
После этого предприятие подало второй иск — об обязании ИФНС на основании п. 5 ст. 79 НК РФ начислить и уплатить организации проценты с излишне взысканного налога. За три года, прошедшие с момента взыскания незаконно доначисленных сумм, проценты составили 10,6 млн рублей.
Арбитры полностью одобрили иск, указав, что в соответствии с приведенной нормой кодекса сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Они начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центробанка.
Расчет процентов суд проверил и признал правильным, а инспекцией расчет не оспорен и контррасчет не представлен.
При таких обстоятельствах исковые требования полностью удовлетворяются.
Примечание редакции:
Арбитры ссылаются на разъяснения высших судов:
Взыскано 7,3 млн рублей за невозмещение НДС
Суды полностью удовлетворили иск, установив следующее.
29.07.2015 по итогам камеральной проверки декларации НДС инспекция риняла решение о возмещении НДС.
08.09.2015 в ответ на заявление организации о перечислении налога на ее расчетный счет инспекция приняла решение о возврате. Однако деньги на счет организации не поступили.
Компания подала жалобу в Управление Федерального казначейства. Оттуда сообщили, что заявка на возврат с поручением о перечислении денежных средств в адрес компании не поступала.
Компания подала жалобу в УФНС, но ее оставили без удовлетворения. Сослались на то, что 09.09.2015 в связи с возбуждением уголовного дела в отношении компании следователь на основании постановления о производстве выемки изъял файл с заявкой на возврат налога. Таким образом, ИФНС исполнила свою обязанность. Дальнейшие препятствия связаны с действиями правоохранительных органов.
Однако суд решил, что это не так.
1. Как выяснилось, инспекция направила файл-заявку на возврат суммы налога в федеральное казенное учреждение для последующей передачи в территориальный орган Федерального казначейства.
Это нарушение порядка, предусмотренного п. 8 ст. 176 НК РФ: должно быть направлено поручение на возврат налога в орган казначейства, а не файл-заявка в учреждение, созданное ФНС РФ.
Несостоятелен довод ИФНС о том, что направление заявки на возврат может быть приравнено к направлению поручения на возврат в казначейство, поскольку он противоречит НК РФ и Положению о ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383-П.
2. Выемка следственными органами документа (файла) не является основанием для неисполнения налоговым органом собственного решения и ст. 176 НК РФ.
Проведение правоохранительными органами проверки в компании не влияет на обязанность ИФНС возвратить НДС на основании уже вынесенного решения о возмещении налога, а также совершить иные действия, предусмотренные указанной статьей кодекса.
Кроме того, каких-либо решений об отмене или приостановлении исполнения решений о возврате НДС ни налоговым органом, ни следственными органами не принималось.
Взысканы проценты за невозврат переплаты по акцизам
Компания заплатила эти суммы, но оспорила решение инспекции в суде, который признал его недействительным.
Предприятие обратилось в инспекцию с заявлениями о возврате излишне уплаченных налогов.
Однако налоговый орган никакого решения не принял (ни о возврате, ни об отказе в нем).
Компания снова обратилась в суд с требованием признать бездействие инспекции незаконным, обязать ее вернуть суммы акциза, пени и штрафа, а также уплатить проценты за нарушение срока их возврата.
Суды снова удовлетворили исковые требования и присудили компании 13 тыс. рублей в качестве процентов на сумму невозвращенных налогов и санкций.
Попутно арбитры отклонили довод ИФНС о том, что без заявления компании инспекция не обязана начислять проценты, поскольку отсутствие такого заявления вовсе не освобождает налоговый орган от обязанности по уплате процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога, пени и штрафа в силу прямого указания кодекса (п. 10 ст. 78 НК РФ).
Примечание редакции:
Обязательный досудебный порядок на данный случай также не распространяется. Организация, которой налоговики добровольно не перечисляют проценты, имеет право, минуя УФНС, обратиться в арбитражный суд.
Право требования процентов с налоговой можно продать
Суд удовлетворил иск.
Инспекция подала апелляцию. Компания, в свою очередь, направила в апелляционный суд заявление о процессуальной замене себя на гражданина, которому она уступила право требования процентов с ИФНС. Договор цессии с ним был подписан после вынесения решения судом первой инстанции.
Инспекция возразила против такой замены на двух основаниях:
Первый аргумент несостоятелен, поскольку ни ГК РФ (ст. 382–390), ни НК РФ не содержат норм, ограничивающих возможность применения цессии к рассматриваемым отношениям.
Кроме того, это не налоговые отношения в чистом виде, не отношения по уплате налогов в бюджет. Обязанность ИФНС заплатить проценты возникла вследствие принятия ею обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам компании. Таким образом, норма о процентах (п. 9.2 ст. 76 НК РФ) имеет своей целью компенсирование налогоплательщику возможности пользоваться денежными средствами.
Второй довод инспекции также не принимается, поскольку право стороны на уступку требования возникает с того момента, когда организация лишилась возможности пользоваться своими денежными средствами, а не с момента вступления в силу судебного акта о взыскании процентов. Вступление решения в силу свидетельствует исключительно о возникновении у другой стороны соответствующей обязанности по их возмещению.
В итоге апелляционную жалобу инспекции судьи отклонили, а заявление компании о передаче своего права требования о выплате процентов гражданину удовлетворили.
Как рассчитать проценты за просрочку возврата налога
Правила исчисления процентов
Правила исчисления процентов на сумму переплаты, не возвращенную в срок налоговым органом, установлены пп. 2, 5 ст. 6.1, пп. 6, 10, 12 ст. 78 НК РФ.
Подробнее о содержании ст. 78 НК РФ читайте в статье.
Для расчета процентов можно использовать следующую формулу:
Пнв — сумма процентов, которую налоговый орган должен начислить в связи с нарушением срока возврата переплаты;
Снв — сумма переплаты, срок возврата которой нарушен;
КДГ — число дней в году (365 или 366 в високосный год);
Днв — число календарных дней нарушения срока возврата переплаты.
Начисление процентов, так же как и возврат переплаты по налогу, делается в рублях (п. 13 ст. 78 НК РФ).
Узнать, как складывается свежая судебная практика по вопросу возмещения процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных налогов, можно из аналитической подборки от «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Как определить ставку рефинансирования
Для исчисления процентов применяется ставка рефинансирования Банка России, которая действовала в дни нарушения срока возврата переплаты (абз. 2 п. 10 ст. 78 НК РФ). Ставка рефинансирования (учетная ставка) до 2016 года устанавливалась Центральным банком Российской Федерации отдельно от ключевой ставки, введенной в сентябре 2013 года. С 2016 года ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке, и в связи с этим размер ее существенно вырос.
Информацию о размере ставки рефинансирования (ключевой ставки) можно узнать в справочной информации.
Обратиту внимание! Если за время нарушения срока возврата переплаты ставка рефинансирования изменялась, то за каждый период действия соответствующей ставки проценты рассчитываются отдельно.
Сумма переплаты по налогу на прибыль составляет 18 617 987,48 руб.
Организация написала в инспекцию заявление о возврате переплаты 11.01.2021.
ВАЖНО! С 23.12.2020 года введена норма, согласно которой проценты за несвоевременный возврат налога, которые инспекция начислила на дату вынесения решения о возврате переплаты, заплатят и без заявления налогоплательщика.
Переплата возвращена с нарушением срока на 95 дней – с 12.02.2021 по 17.05.2021.
Ставка рефинансирования составляла:
с 12.02.2021 по 21.03.2021 — 4,25%;
с 22.03.2021 по 17.05.2021 — 4,50%.
Рассчитаем сумму процентов:
О том, как оформляется заявление на возврат переплаты, читайте в материале «Образец заявления о возврате излишне уплаченного налога».
Правила расчета дней просрочки
В норме п. 10 ст. 78 НК РФ не установлено, включается ли в подсчет календарных дней просрочки день возврата переплаты.
Мнение Минфина РФ противоречиво:
Президиум ВАС РФ (постановление от 21.01.2014 № 11372/13) придерживается точки зрения, что правила расчета процентов должны быть едиными, в т. ч. для начисляемых за несвоевременный возврат сумм НДС, подлежащего возмещению из бюджета, и других излишне уплаченных (взысканных) налогов. И заключаются они в следующем:
В связи с этим постановлением в соответствие с фактическим количеством дней в году приведена формула расчета, содержащаяся в п. 3.2.7 приказа ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ (приказ ФНС России от 16.09.2016 № ММВ-7-8/494@).
Уточнение суммы процентов налоговым органом
Если проценты налоговым органом не выплачивались или были выплачены в неполном размере, он их должен доплатить (пп. 10, 11, 12 ст. 78 НК РФ).
Доплата происходит в течение трех дней после получения от органа Федерального казначейства уведомления о дате фактического возврата суммы переплаты (п. 6 ст. 6.1, п. 12 ст. 78 НК РФ). Далее инспекция выносит решение о возврате процентов за оставшиеся дни просрочки и направлении поручения в орган Федерального казначейства.
Заявление о возврате излишне уплаченной суммы составлено 26.01.2021.
Что делать, если ФНС отказал вам в удовлетворении заявления о возврате излишне уплаченных в бюджет платежей или оставил его без ответа, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Возврат должен быть произведен не позднее 26.02.2021.
Решение о возврате переплаты принято налоговым органом 20.04.2021.
Просрочка составила 53 календарных дня – с 27.02.2021 по 20.04.2021 включительно.
Инспекция рассчитала проценты за 53 дня и в тот же день направила в Федеральное казначейство платежное поручение на их перечисление налогоплательщику.
25.04.2021 инспекция получила уведомление из Федерального казначейства о том, что возврат переплаты и выплата процентов произведены 24.04.2021.
Следовательно, за период с 21.04.2021 по 24.04.2021 (4 дня) инспекция должна начислить дополнительную сумму процентов и не позднее 28.04.2021 направить в орган Федерального казначейства поручение на их перечисление налогоплательщику.
Итоги
Задержка возврата переплаты по налогу, осуществляемой по заявлению налогоплательщика, влечет за собой для налогового органа, допустившего такую задержку, уплату процентов. Рассчитываются эти проценты на не возвращенную вовремя сумму с применением к ней ставки рефинансирования (ключевой ставки) с учетом фактического числа дней задержки.