заявление на перерасчет за вывоз мусора в связи с непроживанием образец
Порядок перерасчета платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами при временном отсутствии в жилом помещении (доме)
Порядок перерасчета платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами при временном отсутствии в жилом помещении (доме).
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила) регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении.
Перерасчет платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами при временном отсутствии в жилом помещении Правилами допускается.
При этом, п. 56(2) Правил установлено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Как следует из п. 86 Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно «д» и «е» п. 4 Правил.
В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев
Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.
Согласно п. 92 Правил в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.
К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.
Если в квартире нет постоянно или временно проживающих, то плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается по количеству собственников. Но что делать, если в помещении совсем никто не живёт? Вопрос не так прост. Рассказываем, что думает на этот счёт ВС РФ.
Плата за услугу по обращению с ТКО, если в квартире никто не живёт, рассчитывается по количеству собственников
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении людей объём коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения (п. 148.36 ПП РФ № 354).
Именно этот пункт попыталась оспорить в Верховном суде РФ собственница квартиры в многоквартирном доме. Она указала на то, что данная норма противоречит положениям ГК РФ, ЖК РФ и Закона о защите прав потребителей и нарушает её право оплачивать только те услуги, которые ей были оказаны.
В квартире заявительницы на момент судебного разбирательства уже год никто не проживал, но региональный оператор по обращению с ТКО ежемесячно выставлял счета на оплату и отказывался делать перерасчёт. Ссылаясь именно на п. 148.36 ПП РФ № 354, он рассчитывал плату за услугу исходя из количества собственников помещения и полагал, что дальнейшему уменьшению эта плата не подлежит.
Верховный суд РФ, вынося решение от 26.02.2020 № АКПИ19-967, отказал собственнице в удовлетворении искового заявления, но сделал важный вывод, на который можно ссылаться при рассмотрении подобных дел.
Собственник должен обеспечивать обращение с ТКО
В пункте 148.36 ПП РФ № 354 обозначены правила расчёта объёма коммунальной услуги по обращению с ТКО для случая, когда в квартире нет постоянно и временно проживающих.
Согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого дома или его части должен обеспечивать обращение с твёрдыми коммунальными отходами, то есть их транспортирование, обезвреживание и захоронение. Для этого он заключает с региональным оператором договор.
Так как нельзя определить объём индивидуального потребления услуги по обращению с ТКО, плата за неё рассчитывается по числу постоянно и временно проживающих в жилом помещении потребителей. Если же информации о таких лицах нет, то – по количеству собственников жилого помещения.
Перерасчёт за услугу по обращению с ТКО возможен
Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, если собственники, наниматели или кто-то другой не используют помещение, то это не считается поводом для невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за некоторые коммунальные услуги определяется по нормативам потребления. Если в жилом помещении временно отсутствуют проживающие, собственник помещения платит за такую КУ с учётом перерасчёта платежей.Перерасчёт делается за период отсутствия граждан. Его порядок утверждает Правительство РФ.
Обращение с ТКО – как раз такая коммунальная услуга. Так как плата за ней определяется по нормативу, то, исходя из ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, возможен перерасчёт.
Верховный суд РФ отметил, что на это Правительство РФ указало уже в самом оспариваемом п. 148.36 Правил № 354. Не напрямую, но такой вывод очевиден. Перерасчёт делается при временном – более пяти календарных дней подряд – отсутствии потребителя в жилом помещении согласно разделу VIII ПП РФ № 354.
Если региональный оператор не делает перерасчёт, необходимо обратиться в суд
Верховный суд РФ, рассмотрев дело, пришёл к выводу, что п. 148.36 ПП РФ № 354 не противоречит нормам Гражданского и Жилищного кодексов РФ и Закона о защите прав потребителей. Суд указал на частный случай временного отсутствия потребителя, для которого регоператор обязан сделать перерасчёт платы за обращение с ТКО, – полное отсутствие проживающих в квартире.
Если региональный оператор в такой ситуации отказывает в перерасчёте платы, необходимо обратиться в суд.
В каких случаях и как провести перерасчет за вывоз мусора?
С вступлением в действие мусорной реформы в январе 2019 года многие россияне были неприятно удивлены внезапно увеличенным счетом за коммунальные услуги. Оказалось, что в них включен вывоз мусора. Кроме того, увеличился размер и порядок начисления стоимости, из-за чего потребителям дополнительно пришлось платить 300-500 р. в месяц и более. Уменьшить эту сумму можно, если провести перерасчет за вывоз мусора.
Что произошло?
Во-первых, как указано выше, в стоимость коммунальных услуг добавили вывоз мусора, чего раньше не было. Во-вторых, изменился сам порядок начисления – вместо привязки к квадратным метрам учитывается количество проживающих в квартире или доме.
Наконец, в-третьих, местные власти пересчитали нормы образования отходов. Сделано это было в спешке, сами власти признают, что указанные цифры не всегда соответствуют действительности, планируется их корректировка. Однако платить по установленным нормам населению приходится сейчас.
В непростой ситуации оказались владельцы загородных и особенно дачных домов, которые находятся там время от времени, преимущественно в период от апреля до сентября. Несмотря на это, счета они получают из расчета проживания там круглый год, и нередко всеми членами семьи.
Кроме того, таким потребителям приходится дважды платить за новую коммунальную услугу – за дачный или загородный дом и за квартиру в многоэтажке. Изменить ситуацию можно, если потребовать перерасчет за вывоз мусора при временном отсутствии.
Перерасчет за вывоз мусора при временном отсутствии
Чтобы добиться справедливого или объективного начисления платы, нужно составить и подать заявление на перерасчет за вывоз мусора.
Это касается не только обращения с отходами, но и любой другой коммунальной услуги. Если она оказана недобросовестно или вообще отсутствовала, потребители имеют права требовать перерасчет.
По теории, необходимо:
При этом в УК, ТСЖ или ЖК подается справка, выданная в сельсовете/дачном кооперативе, что пользователь в определенный период, например, с 30 апреля по 10 сентября проживал за городом. Аналогичная справка берется для сельсовета, что с 11 сентября по 29 апреля пользователь проживал в городе.
На основании поданного заявления проводится перерасчет платы за вывоз мусора. Соответствующие изменения пользователь должен увидеть уже при получении следующих платежек. В теории выглядит несложно, а на практике приходится сталкиваться с трудностями.
К чему нужно быть готовым?
В обоих случаях, будь то в многоквартирном или частном доме, коммунальщики «включают» бюрократов. Они требуют, чтобы заявитель доказал:
Если пользователь работающий, то в УК зададут справедливый вопрос, каким образом он добирался до места работы все 4,5 месяца пребывания за городом. Вопрос будет касаться всех членов семьи. А если к тому же показатели счетчиков воды, электричества и газа укажут, что кто-то в квартире явно проживал, в перерасчете откажут.
Это касается не только работающих граждан, но и пенсионеров. Тот факт, что они отсутствовали, не означает, что кто-то у них в квартире не жил, о чем свидетельствуют показатели счетчиков. Поэтому к заявке нужно прикладывать показатели счетчиков за весь период отсутствия.
Какой закон регулирует перерасчет за вывоз мусора?
Проводится перерасчет по вывозу мусора по 354 постановлению правительства, принятом 6.05.2011 года. В соответствии с его положениями:
Направить справку, подтверждающую отсутствие по месту проживания, нужно не позже месячного срока после возобновления пользования услугой.
То есть, Законодатель предусмотрел вариант, как получить перерасчет за вывоз мусора не после начисления полной стоимости, а до этого. Например, уезжая за город на все лето, жильцы заранее подают заявление с обоснованием требования. При этом они обязуются предоставить подтверждающие документы по возвращению.
Аналогичный порядок действий в жилом частном секторе. Однако для дач, которые преобразовались в садоводческие товарищества, получить перерасчет не выйдет. Стоимость в платежках указана с учетом сезонной скидки, не превышает 65 р./месяц.
Перерасчет возможен и в других случаях?
Действовать указанным образом можно не только при временном выезде. Жильцы могут требовать перерасчета, если услуга не была поставлена или ее качество оставляет желать лучшего. Например, если летом контейнеры меняют 2-3 раза в неделю, хотя обязаны делать это ежедневно, пользователи могут обращаться с заявлениями и претензиями.
При возникновении спорной ситуации, заинтересованные лица могут потребовать перерасчет по вывозу ТКО через суд. Для этого составляется и направляется иск. К нему прикладываются подтверждающие недобросовестность регионального оператора документы: фото, видео съемка, свидетельские показания, переписка с требованиями и ответы с отказом.
Предварительно, до обращения в суд можно подавать жалобу в Роспотребнадзор и местную администрацию, а также в прокуратуру. Таким способом жильцы защищают свои права потребителей. За невыполнение их претензионных требований региональный оператор может привлекаться к материальной ответственности в виде выплат жильцам неустойки, а в бюджет – штрафа.
Осуществление перерасчетов физическим лицам
Порядок перерасчетов определен на федеральном уровне и отражен в правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – исполнитель по ТКО) обязан производить расчет платы за ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу.
Исполнителем по ТКО является:
а) в многоквартирном доме – УК, ТСЖ или ЖСК (исключение – если решением общего собрания собственников исполнителем по ТКО назначен региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – регоператор));
б) в индивидуальном жилом доме или квартире в МКД, где осуществляется непосредственное управление – регоператор.
Перерасчет платы за ТКО ввиду постоянного или временного отсутствия потребителя (в т.ч. собственника) производится строго в заявительном порядке. Обязанность по подтверждению факта постоянного или временного отсутствия потребителя в жилом помещении лежит исключительно на собственнике такого помещения.
Перерасчет вправе получить жители домов, отсутствовавшие по месту жительства в течение пяти и более календарных дней подряд. Для собственников нескольких жилых помещений правила перерасчета за услугу по обращению с ТКО аналогичны.
При этом, если региональный оператор, управляющая компания или расчетный центр выявят, что второе жилье сдается внаем или в нем просто проживают другие жители, и услуга по обращению с отходами при этом не оплачивается, собственнику придется в полном объеме оплатить не только услугу и начисленные по ней проценты, но и штраф за нарушение жилищного законодательства. В качестве доказательства проживания сторонних лиц региональным оператором могут быть использованы показания приборов учета коммунальных услуг, показания соседей, участкового и так далее.
Для проведения перерасчета необходимо предоставить следующие документы:
1. Заявление, содержащее информацию о том, в чей адрес оно направляется, данные (ФИО) каждого временно (то есть более 5 календарных дней подряд) отсутствующего в жилом помещении потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.
2. Документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя в жилом помещении. В частности, такими документами могут выступать:
• копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
• справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
• проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);
• счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
• документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
• справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной, и пользование которым не осуществлялось;
• справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
• справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
• справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
• иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении, например: акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, в котором ни заявитель, ни кто-либо другой фактически не проживает, составленный исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по месту нахождения такого помещения.
Для составления указанного акта гражданин должен обратиться к исполнителю коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по месту нахождения такого жилого помещения с заявлением, в котором указать на то, что он, будучи собственником указанного жилого помещения, фактически в нём не проживает, коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не потребляет, фактически проживает в ином жилом помещении,
При этом фактическое нахождение и проживание в другом жилом помещении также должно быть документально подтверждено (см. перечень документов, указанный выше), в том числе:
• актом об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, в котором гражданин фактически проживает, составленным исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами;
• документом органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенной копией, подтверждающим Ваше проживание в другом жилом помещении.
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, а также, при наличии возможности определения даты начала их проживания и при условии подписания акта собственником жилого помещения (постоянно проживающим потребителем), указывается дата начала их проживания. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка.
В качестве иного документа могут учитываться квитанции за другие коммунальные услуги в жилом помещении за период временного отсутствия.
Все вышеуказанные документы прилагаются к заявлению в виде оригиналов или надлежащим образом заверенных копий. В случае если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.
Суд: можно пересчитать плату за вывоз мусора на даче за тот период, когда там никто не живет
kalinovsky / Depositphotos.com |
Житель Подмосковья выиграл (пока только в первой инстанции) спор с региональным оператором по обращению с ТКО об обязанности осуществить перерасчет платы за услугу по вывозу ТКО за период своего отсутствия в жилом помещении (решение Королёвского городского суда Московской области от 3 октября 2019 г. по делу № 2-3148/2019).
В обоснование своих требований истец представил доказательства о том, что спорное индивидуальное жилое строение (дача) с января по апрель 2019 года не эксплуатировалось (суд не уточнил, чем именно истец доказывал отсутствие эксплуатации жилья). А согласно п. 148.44 Правил предоставления коммунальных услуг в РФ № 354, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Региональный оператор пояснил, что перерасчет невозможен, потому что нет методики такого перерасчета для случаев, когда плата начисляется не за количество проживающих в жилом помещении лиц, а за жилые квадратные метры. А в Подмосковье размер платы за вывоз ТКО зависит именно от количества жилых метров, а не «душ».
Напомним, что аналогичной позиции придерживается Минстрой России. Ведомство полагает, что перерасчет платы за вывоз мусора в случае временного отсутствия потребителя возможен только в некоторых случаях, так как:
Однако суд встал на сторону потребителя, отметив, что:
Региональный оператор уже подал апелляционную жалобу на решение суда.
Отметим, что споров о перерасчете «мусорной» платы в связи с отсутствием потребителя уже достаточно много. Однако выигрывает дела, в основном, исполнитель коммунальной услуги.
отказ в перерасчете
не установлен порядок перерасчета, если норматив накопления ТКО исходит из площади жилого помещения