заявление о примирении сторон по административному делу образец
Образец ходатайства потерпевшего о прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон
В Советский районный суд г. Самары
о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон
В производстве Советского районного суда г. Самары находится уголовное дело по обвинению ФИО2 в совершении преступления, предусмотренного п.”в” ч.2 ст. 158 УК РФ, за кражу, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенную с причинением значительного ущерба гражданину.
По данному уголовному делу я являюсь потерпевшим.
Согласно ст.25 УПК РФ суд вправе на основании заявления потерпевшего прекратить уголовное дело в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных ст.76 УК РФ.
Исходя из требований положений ст.76 УК РФ освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим возможно лишь при соблюдении трех условий:
В настоящее время между нами достигнуто примирение, причиненный вред заглажен в полном объеме путем принесения извинений и возмещения материального ущерба, которые я принимаю и считаю достаточными, поэтому уголовное дело в отношении ФИО2 прошу прекратить, ФИО2 от уголовной ответственности освободить. Никаких претензий к ФИО2 не имею.
Правовые последствия прекращения уголовного дела за примирением сторон мне разъяснены и понятны.
На основании изложенного, руководствуясь ст.76 УК РФ, ст.25, ст.239 УПК РФ,
Прекратить уголовное дело в отношении ФИО2 обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п.”в” ч.2 ст. 158 УК РФ, освободить ФИО2 от уголовной ответственности в соответствии со ст.76 УК РФ в связи с примирением с потерпевшим.
Примирение сторон в административном судопроизводстве по КАС РФ
Примирение сторон по КАС РФ
Примирительные процедуры (ПП) как возможность урегулирования спорных ситуаций присутствуют почти во всех отраслях процессуального права.
Наиболее характерны такие процедуры для гражданского и арбитражного процесса, но применение ПП не ограничено только такими спорами.
Дела, возникающие из административных правоотношений, являются специфической категорией дел, при рассмотрении которых суд контролирует законность действий должностных лиц, государственных и иных уполномоченных органов.
Тем не менее, возможность примирения сторон в административном судопроизводстве также допускается, хотя и с некоторыми ограничениями.
В Кодексе административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) примирительным процедурам посвящены ст. 137–137.7, в которых подробно описан порядок примирения конфликтующих субъектов. В целом регулирование аналогично соответствующим гражданским и арбитражным процессуальным нормам. К особенностям относится невозможность применения процедуры медиации по административным делам, прямо указанным в КАС РФ: об оспаривании нормативных актов, защите избирательных прав граждан, прекращении деятельности и ряду др.
Виды примирительных процедур
Примирение сторон по КАС РФ допускается на любой стадии процесса, в том числе в ходе исполнения судебного акта. Однако для использования ПП необходимо, чтобы такое примирение в принципе было возможно. Из положений ст. 137 КАС РФ следует, что примирение сторон возможно не всегда, а только в случае допустимости взаимных уступок, и может касаться только прав и обязанностей этих сторон как субъектов спорных публичных правоотношений.
Вопросы примирения могут обсуждаться сторонами в рамках переговоров, консультаций, посредничества, медиации и т. д. Основные ПП перечислены в ст. 137.3 КАС РФ.Приведенный перечень является открытым. То есть допустимо применение иных ПП, если они не противоречат законодательству. Например, сверка документов (расчетов), осуществляемая для уточнения позиции сторон относительно заявленных требований (прежде всего размера), вполне может привести к результатам, характерным для примирительных процедур.
Порядок назначения примирительной процедуры
Инициировать примирение в ходе судебного спора могут стороны, заявив соответствующее ходатайство.
Суд по собственной инициативе также вправе предложить сторонам провести ПП по выбору.
Если для принятия решения сторонам необходимо время, то судья может отложить рассмотрение дела или сделать перерыв в судебном заседании (п. 1 ст. 137.2 КАС РФ).
Если стороны решат приступить к примирению, суд выносит определение о проведении соответствующей процедуры и при необходимости приостанавливает разбирательство (п. 2 ст. 137.2, подп. 6 п. 1 ст. 190 КАС РФ).
В определении о назначении ПП должна содержаться информация, указанная в п. 2 ст. 137.2 КАС РФ:
Если стороны не смогут самостоятельно урегулировать спор, отказавшись от ПП, или срок проведения такой процедуры истечет, то разбирательство по делу будет возобновлено.
Рассмотрим разные виды примирительных процедур.
Соглашение о примирении — мировое соглашение по КАС РФ
Собственно термина «мировое соглашение» в административном процессе по КАС РФ нет. Но предусмотрено соглашение о примирении.
По своей правовой природе соглашение о примирении, заключаемое в административном процессе, очень близко к мировому соглашению, которое применяется в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства. Однако между ними есть и некоторые отличия.
Так, мировое соглашение по ГПК, АПК может заключаться по широкому кругу вопросов. Ограничений по содержанию соглашения законодатель не устанавливает.
Что касается соглашения о примирении, то возможность его заключения ограничена правилами п. 1 ст. 137.1 КАС РФ. Например, законодатель не допускает возможности утверждения соглашения о примирении по делам об оспаривании нормативного правового акта (п. 12 ст. 213 КАС РФ).
Содержание примирительного соглашения должно соответствовать требованиям, указанным в п. 3 ст. 137 КАС РФ. В нем обязательно следует зафиксировать:
Рекомендуем! Все условия документа, согласованные и подписанные сторонами, должны быть изложены точно, предельно ясно и отвечать требованиям исполнимости.
Примирительное соглашение должно быть обязательно оформлено в письменном виде, завизировано сторонами или их представителями, если у представителей в доверенности оговорено соответствующее полномочие.
Образец соглашения о примирении по КАС РФ можно скачать здесь.
Оформление соглашения о примирении
Подписав соглашение о примирении, стороны обязаны представить его в суд. Суд возобновляет процесс и назначает заседание для рассмотрения вопроса об утверждении (легализации) данного документа.
Судебное заседание по вопросу легализации примирительного соглашения проводится с целью осуществления судом контроля за данным распорядительным действием. Суд проверяет, чтобы текст документа (п. 6 ст. 137.1 КАС РФ):
Если хотя бы одно из этих условий не будет соблюдено, то суд откажет в легализации соглашения. Но судья может рекомендовать сторонам исключить из соглашения положения, противоречащие закону или нарушающие права третьих лиц. Однако самостоятельно изменить или дополнить условия соглашения суд не вправе.
По итогам заседания суд принимает определение об утверждении или отказе в утверждении соглашения. Такие определения могут быть обжалованы в месячный срок в суд кассационной инстанции. Установленный порядок обжалования связан с тем, что определение об утверждении соглашения вступает в силу немедленно (п. 11 ст. 137.1 КАС РФ).
Обратите внимание! Вопрос о возврате истцу госпошлины в случае заключения соглашения о примирении (а также отказа истца от иска и признания иска ответчиком) решается судом с учетом положений ст. 333.40 НК РФ.
Процессуальные последствия утверждения соглашения о примирении
Последствия утверждения судом соглашения о примирении зависят от стадии рассмотрения дела (п. 13 ст. 137.1 КАС РФ). Если процесс примирения состоялся:
Важно! Заключив примирительное соглашение, истец уже не сможет повторно обратиться в суд с таким же иском, то есть по тому же предмету, основанию и с участием тех же субъектов (п. 1 ст. 195 КАС РФ).
Соглашение о примирении исполняется сторонами добровольно, в согласованном ими порядке и в установленные сроки. Если одна сторона уклоняется от исполнения соглашения, другая вправе потребовать принудительного исполнения документа в порядке гл. 38 КАС РФ.
Узнать больше про соглашение о примирении можно в материалах системы КонсультантПлюс. Если вы еще не пользуетесь системой, зайдите в нее с помощью предоставленного нами бесплатного доступа на 2 дня.
Переговоры
Переговоры — это примирительная процедура, посредством которой стороны могут урегулировать возникшие разногласия самостоятельно. Главное отличие переговоров от других способов примирения — в отсутствии специально указанного в законе посредника.
Переговоры относятся к наиболее распространенным, простым и доступным средствам разрешения конфликтов. Как правило, они не требуют дополнительных расходов, не представляют риска для сторон и направлены на конструктивное обсуждение проблем.
Переговоры могут происходить и до, и после возбуждения дела в суде. Для использования процедуры в судебном процессе необходимо обратиться к судье с ходатайством по установленной форме о назначении ПП и приостановлении судебного разбирательства для ее проведения.
Порядок проведения переговоров в КАС РФ или иных нормативных актах не определен. Законодатель особо выделяет диспозитивный характер переговоров, указывая, что осуществляются они на условиях, определяемых сторонами. Под условиями в данном случае подразумеваются также правила проведения ПП, согласованные сторонами.
Представляется, что при проведении переговоров стороны должны учитывать и положения ст. 434.1 ГК РФ, соотнося их с особенностями административного процесса.
Медиация (посредничество)
Медиация — способ разрешения конфликта при содействии посредника-медиатора в целях достижения сторонами взаимоприемлемого решения (ст. 2 закона о медиации).
Процедура медиации может быть применена как до обращения заявителя в суд, так и после начала судебного разбирательства, в том числе по предложению судьи. Причем наличие у сторон соглашения о применении медиации, равно как и внесудебное проведение этой процедуры не является препятствием для обращения стороны за судебной защитой (п. 3 ст. 7 закона о медиации).
Обратите внимание! В КАС РФ (ст. 137.5) содержится перечень категорий дел, по которым применение процедуры медиации не допускается. В частности, это дела:
Применение процедуры медиации возможно исключительно на основе взаимного соглашения. Никто не может быть принужден к участию в этой процедуре. Добровольное участие означает также возможность выхода из процедуры на любом ее этапе (п. 4 ст. 14 закона о медиации).
Обратите внимание! Согласно ст. 10 закона о медиации деятельность медиаторов может быть и платной, и бесплатной. А вот деятельность организаций, обеспечивающих проведение процедуры медиации, всегда платная.
О том, как проходит процедура, о ее этапах можно узнать из статьи «Порядок и особенности проведения процедуры медиации».
Если медиация прошла успешно и сторонам удалось договориться об урегулировании спора и заключить медиативное соглашение, то об этом следует оповестить суд. Достигнутое соглашение подлежит утверждению судом в порядке ст. 137.1 КАС РФ.
Судебное примирение по КАС
Судебное примирение — достаточно новая процедура, которая реализуется с обязательным участием посредника — судебного примирителя.
Важно! Фигура судебного примирителя является принципиально важной в данном процессе. Согласно п. 3 ст. 137.6 КАС РФ посредником в процедуре судебного примирения может быть только судья в отставке, то есть лицо, обладающее комплексом необходимых знаний, а также опытом для достижения оптимального результата в процедуре.
Порядок проведения данной процедуры (Регламент судебного примирения) утвержден постановлением Пленума Верховного суда РФ от 31.10.2019 № 41. Судебная ПП может быть проведена по ходатайству сторон либо по рекомендации суда (см. статью «Определено, как будет проводиться судебное примирение»).
Обратите внимание! Согласно данному постановлению для сторон процедура является бесплатной.
Данная процедура, как и все ПП, назначается определением суда, в котором в числе прочего указывают сведения о судебном примирителе. Кандидатура данного посредника выбирается по согласию сторон из соответствующего списка судебных примирителей (п. 4 ст. 137.6 КАС РФ).
Согласно ст. 17 Регламента судебная ПП проводится в форме переговоров и может включать в себя следующие стадии:
Окончательно порядок проведения процедуры, если стороны не договорились об ином, определяется судебным примирителем (ст. 17 Регламента).
Следует понимать, что судебное примирение может завершиться и недостижением положительного результата, в том числе ввиду истечения установленного срока проведения процедуры или ее досрочного прекращения в случаях, указанных в ст. 23 Регламента.
Информацию о достигнутом результате судебный примиритель в письменном виде передает суду. Срок передачи — не позднее дня, следующего за днем достижения договоренностей или окончания процедуры.
Результаты примирительных процедур
Возможные итоги выполнения примирительных процедур (переговоров, медиации, судебного примирения и пр.) закреплены в ст. 137.7 КАС РФ.
Лучшим результатом применения любой ПП, безусловно, является заключение сторонами соглашения о примирении.
Обратите внимание! Заключенное соглашение может содержать положения, связанные с рассматриваемыми требованиями, но не являющиеся предметом судебного разбирательства (п. 10 ст. 137 КАС РФ). То есть предмет соглашения о примирении может быть значительно шире, нежели судебное решение, что является достаточно привлекательным в плане урегулирования максимально возможного количества вопросов в ходе одного процесса.
Наряду с заключением примирительного соглашения законодатель допускает и альтернативные варианты завершения ПП, такие как отказ от иска или признание иска. Но в данных случаях соответствующее процессуальное действие не является самостоятельным в смысле п. 1 ст. 157 КАС РФ. Поэтому такого рода заявление вполне может стать частью соглашения о примирении.
Что касается соглашения по фактическим обстоятельствам, то оно означает, что стороны достигли согласия в оценке обстоятельств конкретного дела, от установления которых в той или иной мере зависит исход процесса. Данное соглашение исключает обстоятельства, указанные в нем, из судебного рассмотрения ввиду их признания одной из сторон. Соответствующие обстоятельства указываются в судебном решении без их оценки судом, но с указанием на то, что в отношении этих обстоятельств было заключено соглашение сторон.
Отказ истца от административного иска
Одним из вариантов примирения сторон является отказ истца от административного иска. Порядок отказа от иска закреплен в ст. 157 КАС РФ.
Следует иметь в виду, что отказ от иска — это самостоятельное распорядительное действие истца, которое он может совершить на любой стадии административного судопроизводства. Последствия такого действия следующие:
Причем если отказ от иска не являлся результатом ПП, то заявитель должен будет компенсировать ответчику все расходы, которые возникли у того в связи с открытием спора.
По этим причинам лучшей альтернативой отказа от иска является соглашение о примирении, в которое можно включить условие о полном или частичном отказе от иска и распределить судебные расходы.
Если документ не будет противоречить требованиям законам и не будет ущемлять права сторон по делу, то суд примет его и вынесет соответствующее решение. Теперь пункты соглашения будут обязательны для исполнения обеими сторонами.
Признание иска
Признание ответчиком иска также может быть результатом процесса примирения. Порядок признания ответчиком исковых требований регулируется ст. 157 КАС РФ.
Признание ответчиком иска и утверждение его судом ведет к принятию решения об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Признание иска необходимо отличать от признания фактов. В этом случае ответчик признает только отдельные фактические обстоятельства, но никак не заявленное исковое требование. Правовые последствия данных процессуальных действий различны. Признание факта (обстоятельства) одной из сторон освобождает другую сторону от необходимости доказывать данный факт (обстоятельство) в дальнейшем разбирательстве (п. 4 ст. 65 КАС РФ).
Административные правонарушения. Примирение сторон по КоАП РФ
Не следует путать административное судопроизводство, регламентированное КАС РФ, и производство по делам об административных правонарушениях, регулируемое Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Как указано в п. 5 ст. 1 КАС РФ, производство по делам об административных правонарушениях не признается составной частью административного судопроизводства.
К сожалению, КоАП РФ возможности прекращения производства по делу в связи с примирением сторон в административном правонарушении не предусматривает. Однако это обстоятельство (т. е. примирение) наряду с возмещением причиненного ущерба, признанием вины и т. п. может быть учтено судом при принятии решения по делу в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, согласно ст. 4.2 КоАП РФ (см. постановление Ленинского райсуда г. Челябинска от 29.05.2020 по делу № 5-125/2020).
В рамках судебной практики известны случаи, когда суды прекращают дела в связи с примирением сторон со ссылкой на подп. 9 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (иные обстоятельства, исключающие производство по делу) во взаимосвязи со ст. 2.9 КоАП РФ (освобождение от ответственности при малозначительности правонарушения). См. об этом постановление Лабытнангского горсуда Ямало-Ненецкого АО от 26.05.2020 по делу № 5-378/2020.
Таким образом, примирительные процедуры — это процедуры, направленные на урегулирование взаимоотношений сторон без полного и всестороннего судебного разбирательства. Сочетание судебного порядка разрешения административных споров с возможным использованием процедуры примирения сторон призвано способствовать оптимизации административного правосудия и дает сторонам спора широкие возможности для выбора оптимальной формы разрешения спора и защиты своих прав и законных интересов.
Когда помириться получится // Специфика судебного контроля по спорам с публичной администрацией
Статья 137 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающая порядок примирения, достаточно скупа. Из специфичного там то, что оно может касаться только сторон и допустимо только при наличии взаимных уступок. Последнее, кстати, существенное замечание: компромисс есть средство не разрешения спора как такового, а устранения проблемы вообще, за чем и приходит невластный субъект в суд.
Более того, безусловно, административный орган – сторона по делу – обязан стремиться к примирению. В отличие от суда над ним постоянно висит административно-правовое требование поддерживать доверие к своей деятельности (см. постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 № 9-П, от 20.04.2010 № 9-П, от 20.12.2010 № 21-П, от 07.11.2012 № 24-П, от 24.11.2017 № 34-П, определение того же суда от 01.03.2012 № 389-О- О, решение Уставного Суда Свердловской области от 16.04.2013), в том числе действовать добросовестно при осуществлении того или иного вида администрирования (см. п. 42, с. 126 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3/2018, п. 35, с. 95 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4/2018). Правило соблюдается, когда административный орган не просто защищается от невластного субъекта, а предлагает ему (безусловно, если административный истец добросовестный) комфортное для всех решение стоящей задачи.
Подробнее см. здесь –
А какие ограничения, помимо «касовских» существуют? Первое, последнее и самое важное: суд контролирует публичную администрацию, которая ему организационно не подчинена. В связи с этим он не вправе подменять правосудие административной деятельностью. Как это выглядит можно посмотреть здесь –
На просторах фб столкнулся с таким соглашением о примирении –
Не принимая во внимание правдивость сего случая, оформление документа и т.п. вещи, оценим соглашение с точки зрения полномочий суда на примере возможного образца судебного акта.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об утверждении соглашения о примирении сторон
… городской суд … области …
Рассмотрев указанное соглашение, суд приходит к следующим выводам.
Судебный контроль за публичной администрацией основан не недопустимости подмены правосудия административной деятельностью. Это связано с тем, что он оценивает поведение административных органов, которые ему организационно не подчинены. Например, суд не вправе устанавливать вновь или переустанавливать фактические обстоятельства, подлежащие выяснению в рамках соответствующей административной процедуры, в его задачу входит лишь оценка того, насколько решение соответствует нормам закона (см., например, п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
В этой связи условия соглашения о примирении, если они отличаются от содержания административного акта и тем самым его изменяют или отменяют незаконны, поскольку изменение административного акта возможно лишь тем документом, который имеет аналогичную юридическую силу либо представляет собой административный акт вышестоящего руководителя, действующего на основе правила линейного подчинения обладающего в порядке подчинения, если не установлено иное, всеми правами нижестоящего должностного лица. В свою очередь, аннулирование такого акта производится в таком же порядке либо судом при обозначенных ограничениях. Соглашение о примирении аналогичной юридической силы не имеет.
Более того, заключение соглашений по делам, разрешаемым судами в порядке административного судопроизводства, в том числе об решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, должно производиться с учетом требований, предъявляемых к их принятию, изменению и отмене, установленных специальным законодательством, поскольку Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации не регулирует (а значит, не отменяет и не изменяет) правила принятия, изменения и отмены тех или иных административных актов, в том числе не предоставляет и не изменяет права и обязанности, которые стороны должны реализовать при прохождении соответствующей административной процедуры, а в ее отсутствие – исходя из принципов недопустимости произвольной замены акта. Последние являются фундаментальными, но в тех или иных случаях находят отражение в судебной практике. Так в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2018 по делу № 4-КГ18-66 анализируется формально ничем не ограниченное право органа местной администрации отменять собственные административные акты. Однако суд исходит из того, что для этого всегда должны быть серьезные причины, не должны пострадать интересы иных лиц; применение такого полномочия должно быть серьезно обосновано. Соглашения о примирении соблюдение перечисленных правил также не обеспечивают.
Между тем представленное для утверждения соглашение о примирении соответствует перечисленным стандартам судебного контроля: оно не изменяет и не отменяет уже состоявшийся оспариваемый административный акт, а устанавливает порядок прохождения административной процедуры второй раз. При этом соглашение не изменяет и правила ее прохождения. Несмотря на то, что оно содержит заявление сторон о том, каким образом они готовы реализовать свои права и обязанности, в связи с тем, что речь идет о волеизъявлении в пределах соответствующего административно-правового статуса, соглашение может быть утверждено судом. В силу п. 2 ч. 1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации производство в связи с утверждением соглашения о примирении производство по настоящему административному делу подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 6 ст. 137, ч. 1 ст. 195 суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Соглашение о примирении, заключенное между … и … утвердить в следующей редакции: «…».
Производство по настоящему административному делу прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в порядке и сроки, установленные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.