заявление о выплате пособия по форме 578 распечатывать и отдавать на подпись сотруднику не нужно
Заявления на пособия больше не нужны
Приказ ФСС от 04.02.2021 № 26 ввел 14 новых форм и 3 реестра, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375. Среди них — сведения о застрахованном лице и заявление о перерасчете ранее назначенного пособия. Разбираемся, что изменилось, с экспертами Контур.Экстерна.
Сведения о застрахованном лице
Этот документ пришел на смену заявлению о выплате пособия. Но если заявления составляли на каждый страховой случай, то новый документ служит своего рода реестром данных, который хранится у работодателя.
Заполняется документ один раз — при трудоустройстве или в период работы (Постановление Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375). Когда именно, в постановлении не сказано. Вероятно, заполнить сведения на работающего сотрудника придется, когда возникнет необходимость в больничном. Потом документ можно дополнить или исправить.
Заполнить нужно будет сведения о застрахованном, в том числе анкетные данные, и платежные реквизиты для перечисления пособия. Реквизиты дополнительных документов в сведения не входят: их нужно будет указать только в реестре. Это может быть свидетельство о рождении ребенка, приказ о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и прочее.
Форма удобнее старого заявления. Например, если поля не заполнены, они скрываются. Это значит, что их не придется печатать и расходовать лишнюю бумагу. Хранить документ можно на бумаге или в электронном виде с простой электронной подписью.
Заявление о перерасчете пособия
Раньше было единое заявление — и на выплату пособия, и перерасчет. В случае перерасчета нужно было отметить галочкой «пересчитать ранее назначенное пособие».
Теперь для перерасчета появилась отдельная форма. Заявление на перерасчет сотрудник заполняет, если пособие выплачено или выплачивается, но переданные данные нужно изменить или дополнить. Подать его сотрудник должен на бумаге или в электронном виде с простой электронной подписью.
Обратите внимание: в форме нет поля для номера больничного листа — указывается только вид пособия и данные о сотруднике.
Получив такое заявление, бухгалтер должен проверить расчеты. Если ошибка обнаружится, он подает в ФСС реестр с признаком «перерасчет». Бухгалтер может быть и сам инициатором такого заявления, если увидит ошибку в предыдущих расчетах.
Еще больше полезных статей читайте в журнале «Я бухгалтер».
Прямые выплаты пособий: ФСС сообщил, какие документы сотрудник должен подать работодателю
С 2021 года работники не должны подавать работодателю заявление для получения пособия по временной нетрудоспособности напрямую из ФСС. Об этом Фонд социального страхования сообщил в письме от 18.03.21 № 02-08-01/15-05-2461л. В этом же письме опубликована рекомендуемая форма «Сведений о застрахованном лице», которую необходимо заполнить для назначения пособий.
Вместо заявления новый документ
Как известно, с 2021 года все регионы перешли на прямые выплаты пособий из Фонда социального страхования.
В связи с этим Правительство утвердило новые правила назначения и выплаты пособий (постановление от 30.12.20 № 2375). По этим правилам работник должен представить работодателю необходимые сведения по специальной форме.
В настоящее время форма «Сведения о застрахованном лице» разработана, но официально не утверждена. Однако ФСС рекомендует уже сейчас применять ее. Бланк приведен в комментируемом письме. В данной форме, в частности, нужно указать сведения о работнике и о документе, удостоверяющем личность, данные о месте регистрации и проживания, а также банковские реквизиты для перечисления пособия.
А вот требовать от работников заполнять заявление о выплате пособия «напрямую» из фонда (форма заявления утв. приказом ФСС от 24.11.17 № 578) с 1 января 2021 года не требуется.
Какие пособия перечисляет ФСС, а какие — работодатель
Напомним, что ФСС назначает и выплачивает работающим гражданам следующие виды пособий:
Также по системе прямых выплат оплачивается дополнительный отпуск (сверх ежегодного оплачиваемого) работнику, пострадавшему на производстве.
Что касается работодателей, то они продолжают назначать и перечислять следующие виды выплат:
Оформление больничного при карантине: как отправить реестр сведений в ФСС
Работодатели, сотрудники которых оформили электронные больничные на время вынужденного карантина по коронавирусу, должны направить в ФСС реестр сведений в электронном виде. Это нужно сделать и в регионах с прямыми выплатами, и в регионах с зачетной системой выплат. О том, как это сделать в системе «Контур.Экстерн», читайте в нашем материале.
Кто должен взять больничный
Напомним, что на двухнедельный карантин по коронавирусу уходят:
С 20 марта действуют временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты больничных пособий для лиц, находящихся на карантине из-за коронавируса. Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 18.03.20 № 29 (см. « Карантин при коронавирусе: введены временные правила для оформления больничных и выплаты пособий »).
Больничный лист по карантину, оформленный дистанционно, будет оплачиваться полностью из средств Фонда социального страхования:
Что должен сделать работодатель
Работодатель, у которого сотрудник оформил себе карантинный больничный, должен направить в ФСС реестр сведений в электронном виде. Это нужно сделать и в регионах с прямыми выплатами, и в регионах с зачетной системой.
ВНИМАНИЕ. Если карантинный больничный оформлен на бумаге, то в регионе с зачетной системой выплат реестр сведений по нему не отправляется. В этом случае работодатель сам выплачивает сотруднику пособие, а затем ФСС возмещает эти расходы из средств фонда.
Работодатель (страхователь) узнает о том, что сотрудник оформил карантинный больничный лист одним из способов:
После этого работодателю следует действовать следующим образом.
1. В течение двух рабочих дней со дня получения сведений об оформлении работником карантинного ЭЛН работодатель должен отправить реестр больничных в ФСС. В Контур.Экстерне эта дата заполняется на вкладке «Расчет пособия» в поле «Дата получения уведомления о карантинном ЭЛН».
2. Для этого работодатель загружает ЭЛН из ФСС по номеру больничного и СНИЛС сотрудника. Затем действует одним из способов:
В регионах с зачетной системой при загрузке ЭЛН может появиться сообщение об ошибке, что страхователь с такими реквизитами не найден. В этом случае нужно обратиться в территориальный орган ФСС.
3. Работодатель отправляет реестр сведений в ФСС. Заявление о выплате пособия по форме № 578 распечатывать и отдавать на подпись сотруднику не надо.
Далее ФСС назначает и выплачивает пособие работнику по реквизитам, которые работодатель указал в реестре. При закрытии больничного повторно отправлять реестр не требуется. После отправки реестра отслеживать дальнейшие статусы больничного не нужно. Если потребуется перерасчет, например, будет открыт стационарный больничный, ФСС выполнит его сам.
Также смотрите видео о том, как отправить карантинный больничный через «Контур.Экстерн».
ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ
РАБОТНИКУ:
Форма сведений о застрахованном лице (Приложение №2 к Приказу ФСС РФ от 04.02.2021г. №26)
РАБОТОДАТЕЛЮ:
Образец письма в ФСС от страхователя при неправильно оформленном электронном реестре
ДОКУМЕНТЫ РО ФСС:
Форма извещения о представлении недостающих документов или сведений (Приложение №6 к Приказу ФСС РФ от 04.02.2021г. №26)
Форма извещения о внесении исправлений в листок нетрудоспособности (Приложение №7 к Приказу ФСС РФ от 04.02.2021г. №26)
Форма решения об отказе в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности (Приложение №8 к Приказу ФСС РФ от 04.02.2021г. №26)
Форма решения об отказе в рассмотрении документов (сведений) (Приложение №12 к Приказу ФСС РФ от 04.02.2021г. №26)
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, представляемых в территориальный орган ФСС РФ для назначения пособий на бумажном носителе
430005, Республика Мордовия, г.Саранск, проспект Ленина, 12а
Телефоны | Режим работы |