заявление о выплате штрафа ч 6 ст 157 жк рф

Заявление в УК на выплату штрафа за завышение платы (ст. 156, 157 ЖК РФ)

В управляющую компанию, ТСЖ, кооператив
_____________________________

от собственника / нанимателя квартиры
Фамилии Имени Отчества
адрес, контактный телефон

Заявление.

Я являюсь собственником / нанимателем по договору социального найма квартиры №_____. В выставленной квитанции за ______ месяц 201_ года я обнаружил необоснованное увеличение размера платы за содержание жилого помещения / за коммунальную услугу ____ (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами).

Опишите, в чём конкретно, на ваш взгляд, выражается нарушение порядка расчета платы. По возможности со ссылками на постановления Правительства РФ №491 от 13.08.2006, №354 от 06.05.2011, устав ТСЖ, договор управления, решения общего собрания собственников.

При завышении платы за содержание:
Частью 11 статьи 156 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.

При завышении платы за коммунальные услуги:
Частью 6 статьи 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.

Источник

Штраф за неправильный расчет платы за коммунальные услуги

заявление о выплате штрафа ч 6 ст 157 жк рф

Согласно ч. 6 ст. 157 ЖК РФ лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами РФ, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

С учетом положений ст. 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие гл. III Закона о защите прав потребителей, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности, о праве граждан на предоставление информации (ст. 8-12), об ответственности за нарушение прав потребителей (ст. 13), о возмещении вреда (ст. 14), о компенсации морального вреда (ст. 15), об альтернативной подсудности (п. 2 ст. 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (п. 3 ст. 17) в соответствии с п. 2 и 3 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

Поскольку специальный закон – ЖК РФ – не содержит размера неустойки (пени, штрафа) за нарушение прав потребителей в сфере ЖКХ, то следует, на мой взгляд, применять соответствующие нормы Закона о защите прав потребителей, иное означало бы освобождение исполнителя от ответственности за нарушение прав потребителя.

Согласно п. 1 ст. 31 Закона о защите прав потребителей требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные п. 1 ст. 28 и п. 1 и 4 ст. 29 Закона о защите прав потребителей, подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

Согласно п. 3 ст. 31 Закона о защите прав потребителей за нарушение предусмотренных этой статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей.

Теперь о госпошлине. Если вы обратитесь в суд по Закону о защите прав потребителей, то платить госпошлину не надо, а если по ст. 395 ГК РФ, то в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Увеличение платы будет являться нарушением, если такое увеличение было незаконно.

Источник

УК завышает плату за услуги: как получить штраф по ст.156, 157 ЖК РФ

заявление о выплате штрафа ч 6 ст 157 жк рф

Что случилось?

В Жилищный кодекс внесли поправки. С 11 января 2018 собственники квартир / наниматели по соцнайму могут требовать с УК (ТСЖ, кооператива) штраф за необоснованное завышение стоимости услуг. Размер штрафа — 50% от разницы между тем, что начислили по факту, и тем, сколько должны были начислить по закону. Штраф идёт в пользу хозяина или нанимателя квартиры.

Когда можно требовать штраф?

При завышении УК платы за содержание жилья (работы по управлению, содержание и текущий ремонт, общедомовые нужды) или за коммунальные услуги (вода, свет, отопление, газ, водоотведение, вывоз мусора). Если стоимость услуг завышается по вине самого собственника квартиры / нанимателя, или УК уже успела устранить ошибку сама до подачи заявления, штраф не положен.

Как доказать, что УК завышает цены?

Тут всё индивидуально. Внимательно читаем законы, определяющие порядок расчета платы за услуги ЖКХ. По содержанию и ремонту это постановление Правительства РФ №491 от 13.08.2006, по коммунальным услугам — №354 от 06.05.2011. Также можно поднять договор управления домом, устав ТСЖ, решения общих собраний по установлению размера платы за содержание.

Как получить с УК штраф по ст. 156-157 ЖК РФ за завышение цены услуг?

Хотите читать новые посты Кота-юриста на телефоне? Подписывайтесь на мой канал в Телеграме @kotjurist и в ТамТаме.

Кот-юрист

Администратор сайта. Юрист. Кот. Отвечаю на ваши вопросы. Веду канал в Телеграме @kotjurist

15 комментариев

К сожалению, все верно. Каждый жилец сам должен писать заявления на перерасчет и претензии по завышению платы, даже если УК во всем доме допускает одну и ту же ошибку. Исковые заявления в суд тоже каждый должен подавать за себя самостоятельно. Путину, действительно, жаловаться смысла не имеет, потому что жалобу все равно переадресуют в те же самые ваши прокуратуру или жилищную инспекцию. С местными ГЖИ и прокуратурой часто бывают такие проблемы, что никто ничего не хочет решать. Иногда жалобу можно попробовать написать также в Роспотребнадзор или пожаловаться в областную прокуратуру. К сожалению, тут все индивидуально, и многое зависит от конкретных исполнителей. В одном городе сработает сразу, в другом придется подавать много жалоб и обращаться в суд.

С уважением,
Кот-юрист

Сделайте людям и управляющей приятно — распечатайте образец своего заявления и результат данного процесса и разложите по всем почтовым ящикам.

Просто отличная идея! Как минимум, соседи задумаются о том, что УК что-то делает не так, и ее за это можно привлечь к ответственности. Чем больше заявлений подадут, тем больше шансов, что УК начнет что-то менять.

Добрый день, в квартире прописан один собственник, все начисления были на одного. Вдруг за апрель в кв-ии вписаны 3 проживающих. Естественно, просят на 3 тыщи больше! Сразу писать заявление на штраф и идти в бухгалтерию? Спасибо.

Добрый вечер! Сначала обратитесь в УК, чтобы проверить правильность начислений. Такую проверку УК обязана провести непосредственно при вашем обращении. Если есть какая-то ошибка, должны сразу же выдать исправленную квитанцию. Возможно, у вас в квартире расходится число прописанных и фактически проживающих (проживает больше, чем прописано). В таком случае УК может составить акт о числе проживающих и на его основании начислять плату за коммунальные услуги. Если такой акт был составлен необоснованно, тогда можно писать претензию с требованием о перерасчете платы + выплате штрафа.

Спасибо, в квартире живёт арендатор, один. Кто может составить такой акт и на каких основаниях? Как возразить, если что?

Такой акт составляется на основании пункта 56(1) постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011 исполнителем, т.е. представителями УК / ТСЖ. Акт могут составить, если в квартире не установлены счетчики на воду, электроэнергию, газ, а также имеются сведения о временно проживающих в квартире и не зарегистрированных потребителях. Акт дают самому потребителю на подпись, но если он его подписывать отказался, тогда подписи ставят минимум 2 потребителя (соседи) и член совета многоквартирного дома (если домом управляет ТСЖ или кооператив + есть договор на управление с УК). Если на момент составления акта незарегистрированный потребитель или собственник квартиры отсутствуют, об этом просто делается отметка в акте.

Ваши варианты действий:
— поставить счетчики, тогда начислять плату будут по ним с учетом фактически потребленного объема услуг (конечно, надо передавать регулярно показания);
— если акт составлен с нарушениями, можно попробовать обратиться с жалобой в жилищную инспекцию и попросить их выдать УК предписание о перерасчете платы за коммунальные услуги.
— Также вы можете обратиться в суд с иском о защите прав потребителя.

Пожалуйста! Вступайте в нашу группу во ВКонтакте https://vk.com/kotjurist и приглашайте друзей, будем рады помочь советом!

Вопрос: При наличие задолженности (не плачу пол года в УК за содержание и ремонт т.к.УК работы не делает, на заявки по превышению Твв в квартире не реагирует и 4-е года не предоставляет акты, годовые отчеты Написала не одну претензию, жаловалась в ГЖИ-безрезультатно) Обратилась в прокуратуру по вопросу не выплаты штрафа в 50% за незаконное начисление оплаты за вывоз ТКО в 2018г, когда еще оператора по вывозуТКО, не было. Перерасчет УК по предписанию ГЖИ сделала, а штраф не выплачивает. ГЖИ умыла руки. А с 2019г УК ввела оплату за вывоз ТКО, а тариф на Содержание ОИ не уменьшила. Перерасчет прокуратура сделать заставила, а по выплате штрафа ответила, что у меня задолженность, т.е. я не оплатила в 2019г вывоз ТКО, значит, перерасчет сделан до оплаты, и штраф не обязана УК выплачивать. Что предусмотрено законом в такой ситуации? За 2018г у меня все оплачено,Перерасчет УК сделала в феврале 2018г за июль-декабрь 2017г и в марте 2018г сделала корректировку за май 2017г Права ли прокуратура? Спасибо.

Добрый день! Вопрос уплаты штрафа регулируется ч. 11 ст. 156 Жилищного кодекса РФ. Там действительно есть исключение, когда штраф не начисляется. Это случаи, когда нарушение порядка расчета платы за содержание произошло по вине собственника квартиры / нанимателя по соцнайму или же было устранено до обращения и/или до оплаты указанными лицами. Вероятно, именно это прокуратура и имела в виду в своем ответе. Если вы не согласны с их решением, можете обратиться в суд с иском о защите прав потребителя и попробовать доказать нарушения со стороны УК, а также взыскать штраф.

Добрый день!
На коллективное требование выплатить штраф, предъявленное в соответствии с нормами ч.6 ст. 157 ЖК РФ и п. 155(2) Правил № 354, УО отвечает, что не может выполнить его без судебного решения.
Это незаконно, ИМХО, т.к. указанные акты — прямого действия.
Заранее благодарю за Ваше мнение по этому вопросу и ссылки на соответствующую судебную практика, желательно по Москве и области.

Добрый день! К сожалению, если УК не выплачивает штраф добровольно, у вас есть всего 2 варианта:
1. Попробовать обратиться в жилищную инспекцию с жалобой. Они могут выдавать УК обязательные для исполнения предписания, но теоретически УК может не исполнить и предписание жилинспекции.
2. Обратиться в суд с иском о защите прав потребителя. Иски можно подавать как вместе с соседями, так и каждому по отдельности.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Штрафы за ошибки в начислении коммунальных платежей

Автор: Софийская Н. М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 в Правила предоставления коммунальных услуг были введены п. 155(1) и 155(2), устанавливающие размер и порядок уплаты штрафа потребителям в случае нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги. Потребители встретили такие коммунальные штрафы с одобрением. Разберемся, когда именно возникает обязанность по уплате такого штрафа и чем грозят исполнителю (УК, ТСЖ, РСО) неправильные платежки за коммунальные услуги. Почему такой штраф лучше уплатить добровольно? Каковы налоговые последствия для исполнителя и потребителя?

В соответствии с ч. 6 ст. 157 ЖК РФ лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и порядке, которые установлены Правительством РФ, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения и (или) осуществления оплаты потребителем. С учетом положений п. 155(1) и 155(2) Правил предоставления коммунальных услуг следует определиться с главными моментами. Перечислим их.

Плательщик штрафа

Если в ч. 6 ст. 157 ЖК РФ сказано о лице, виновном в нарушении порядка расчета платы, то в п. 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг конкретизировано, что штраф платит потребителю всегда исполнитель коммунальных услуг, даже если порядок расчета платы нарушил не он сам, а лицо, привлеченное для осуществления соответствующих функций.

Если нарушение совершил расчетный центр, исполнитель, уплативший потребителю штраф, вправе взыскать с виновного убытки (сумму штрафа) независимо от наличия в договоре такого условия при соблюдении требований, указанных в ст. 15, 393 ГК РФ. Так, убытки УК в виде оплаченной потребителю стоимости некачественной воды, компенсации морального вреда были взысканы с РСО (Постановление АС ВВО от 02.10.2015 № Ф01-3916/2015, Ф01-3915/2015 по делу № А31-3268/2014).

Нарушение

Основанием для уплаты штрафа является нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшее необоснованное увеличение размера платы. Прежде всего отметим, что нарушения касаются только расчетов за коммунальные услуги, но не за содержание жилого помещения (в том числе с 2017 года – за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества). Нарушения бывают самого разного рода, в том числе:

нарушение порядка применения повышающих коэффициентов, тарифов, нормативов потребления, объемов потребления услуг согласно данным ИПУ, установления числа потребителей;

технические и счетные ошибки;

ошибочное толкование положений законодательства;

необоснованное перевыставление потребителям расходов, взыскиваемых РСО с управляющего МКД.

Нормативный документ не конкретизирует форму вины исполнителя (умысел или неосторожность) и не называет, что именно считать нарушением порядка расчета платы. Главное – чтобы в результате такого нарушения размер платы, предъявленный потребителю, оказался больше, чем должен быть в соответствии с правильным порядком расчета.

Когда можно считать, что нарушение состоялось?

Под обязанностью по расчету размера платы за коммунальные услуги следует понимать несколько операций:

непосредственно начисление платежей (выполнение математических операций по определенному алгоритму на основании информации об объемах потребления, тарифах, результат которых фиксируется в регистрах, которые ведут обычно при помощи программных средств);

оформление (печать) платежных документов;

доставку платежных документов потребителям (в том числе отправку электронных документов, размещение информации в ГИС ЖКХ или собственной информационной системе, обеспечивающей дистанционный доступ к ней потребителей) в установленные сроки (ч. 2 ст. 155 ЖК РФ).

Представляется, что нарушение можно зафиксировать тогда, когда потребителю был доставлен платежный документ с указанием неверного размера платы за коммунальные услуги.

Кстати, неправильно считать, что такое нарушение может быть отражено только в очередном платежном документе. К примеру, по результатам проверки ИПУ исполнитель может выставлять отдельное требование о внесении доначисленной платы (п. 61, 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг). Поскольку здесь речь идет также о размере платы, неправильный расчет подобных доначислений тоже может привести к уплате исполнителем штрафа в пользу потребителя.

Устранение нарушения

С определением момента совершения нарушения тесно связано определение момента его устранения. А это особо важно, поскольку своевременное устранение нарушения исключает обязанность исполнителя уплачивать потребителю штраф.

Устранение нарушения – расчет платы за коммунальные услуги в соответствии с порядком, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг. Однако одного расчета (операции в информационной системе УК или расчетного центра), по мнению автора, недостаточно. Необходимо передать потребителю платежный документ, содержащий правильный расчет. Этот принцип следует из пп. «д» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которым исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии).

Это самый надежный способ доказать факт устранения нарушения. Однако на практике встречаются ситуации, при которых потребитель обратился с заявлением об уплате штрафа (с приложением оплаченной квитанции) именно в тот день, когда исполнитель самостоятельно выявил ошибку и принял решение о проведении перерасчета. В данном случае исполнителю необходимо доказать факт того, что нарушение было устранено раньше обращения потребителя. Например, в суд могут быть представлены письмо, адресованное расчетному центру, с указанием об исправлении ошибки, служебные записки, распоряжения по организации, содержащие аналогичные указания для структурного подразделения УК, протокол заседания правления ТСЖ и т. д. Однако в итоге оценивать такие доказательства будет суд, руководствуясь внутренним убеждением, если, конечно, указанные доводы не станут аргументом для потребителя, который может добровольно отказаться от требований по уплате штрафа.

Случаи, когда нет обязанности уплачивать штраф

Первое обстоятельство, которое освобождает исполнителя, рассчитавшего плату за коммунальные услуги неправильно, от гражданско-правовой ответственности в виде штрафа, – это вина потребителя в нарушении порядка расчета платы. Чаще всего речь идет о передаче неправильных (завышенных) показаний ИПУ, представлении неверных данных о площади помещения, количестве потребителей.

Второе обстоятельство – это устранение нарушения до обращения и (или) осуществления оплаты потребителем. Момент устранения нарушения особенно важен, поэтому на формулировки нормативно-правового акта следует обратить особое внимание.

Буквальное прочтение абз. 1 п. 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг дает основания считать, что исполнитель не обязан уплачивать штраф, если он устранил нарушение (рассчитал размер платы правильно и выдал потребителю верный платежный документ):

до осуществления оплаты потребителем (то есть до внесения платы в необоснованно увеличенном размере). При этом момент обращения не принимается во внимание. То есть потребитель, придя к исполнителю с сомнениями в достоверности сведений в еще не оплаченной квитанции, не может претендовать на получение штрафа. Кстати, если исполнитель примет обращение потребителя о проведении проверки правильности исчисления размера платы, а потребитель поторопится оплатить первоначально выставленный счет до итогов проверки (перерасчета), в действиях последнего можно усмотреть злоупотребление правом, поэтому во взыскании штрафа с исполнителя ему может быть отказано;

до обращения потребителя (даже если оплата уже была получена). Иначе говоря, пока потребитель не заявил о своих претензиях, исполнитель может произвести перерасчет в квитанции за ближайший месяц и избежать уплаты штрафа;

до обращения потребителя и осуществления оплаты.

Учитывая особую важность момента обращения потребителя, он должен быть зафиксирован документально (как правило, в самом заявлении потребитель проставляет дату).

Таким образом, обязанность уплатить штраф может возникнуть только в ситуации, когда потребитель обратился к исполнителю с соответствующим требованием уже после оплаты квитанции, а исполнитель на момент обращения не осуществил перерасчет самостоятельно.

Обращение потребителя

Обязанность исполнителя проводить проверку правильности начисления размера платы непосредственно при обращении потребителя и немедленно по результатам проверки выдавать документы, содержащие правильно начисленные платежи, зафиксирована в Правилах предоставления коммунальных услуг (пп. «д» п. 31) с самого момента введения данного документа в действие. Однако не было требования фиксировать факт обращения, принимать обращения только в письменном виде, а также не был установлен максимальный срок проведения проверки.

Теперь в п. 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг сказано, что при поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:

а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично);

б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

Прочтение двух названных норм в совокупности позволяет прий­ти к таким выводам:

штраф может быть уплачен исключительно на основании письменного заявления потребителя, в котором однозначно заявлено требование об уплате штрафа;

при получении заявления с требованием уплатить штраф срок проверки правильности начисления платы составляет 30 дней;

исполнитель по-прежнему обязан проводить проверку правильности исчисления размера платы на основании личных обращений потребителей. Представляется, что в отсутствие иного указания в Правилах предоставления коммунальных услуг срок проверки также ограничен 30 днями;

обязательным действием по окончании проверки, по результатам которой выявлено нарушение порядка расчета размера платы, является выдача потребителю платежного документа с правильными сведениями.

Обратим внимание, что срок обращения потребителя к исполнителю с заявлением о проведении проверки и уплате штрафа Правилами предоставления коммунальных услуг не установлен, значит, следует применять общий срок защиты нарушенного права (ст. 196 ГК РФ) – три года с момента, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении порядка расчета платы (чаще всего с момента получения спорного платежного документа).

Обеспечение уплаты штрафа

В случае установления нарушения порядка расчета платы исполнитель обеспечивает уплату штрафа не позднее двух месяцев со дня обращения заявителя. Причем законом не установлена обязанность выдавать наличные денежные средства из кассы. В общем случае на сумму штрафа снижается размер платы за соответствующую коммунальную услугу. Подчеркнем, что в платежном документе должны быть скорректированы неправильные начисления, отражена переплата, а также приведены данные о штрафе в пользу потребителя.

Если у потребителя есть непогашенная задолженность, подтвержденная вступившим в законную силу судебным актом, в первую очередь штраф направляется на снижение размера задолженности по оплате коммунальных услуг.

Штраф должен быть отражен в платежном документе отдельной строкой.

Риски неуплаты штрафа добровольно

Управляющие МКД интересуются: будут ли у них негативные последствия, если они проигнорируют требования потребителя об уплате штрафа и сделают лишь перерасчет неправильно начисленной платы за коммунальную услугу?

Естественно, потребитель вправе взыскать с исполнителя такой штраф в судебном порядке. При этом, полагаем, здесь могут быть применены положения ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (п. 5, 6):

требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению исполнителем в добровольном порядке;

при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за невыполнение в добровольном порядке требований потребителя штраф в размере 50% суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Требование об уплате штрафа за нарушение порядка расчета платы установлено законом – Жилищным кодексом. Неустойка, пеня и штраф являются идентичными понятиями: согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

Значит, риск исполнителя, стремящегося уклониться от добровольной уплаты штрафа, состоит в уплате дополнительно 25% суммы «ошибки» в расчете размера платы (соответствует 50% суммы штрафа, начисляемого согласно ч. 6 ст. 157 ЖК РФ), а также судебных расходов. Причем с расчетного центра (если именно он был виновен в неправильном начислении платы) взыскать данный штраф (за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке) не получится, поскольку отсутствует причинно-следственная связь между действиями расчетного центра и возникновением убытка. Ведь, если бы исполнитель добровольно уплатил штраф согласно ч. 6 ст. 157 ЖК РФ, он избежал бы его взыскания по ст. 13 Закона РФ № 2300-1.

Бухучет и налогообложение

В соответствии с п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также суммы возмещения причиненных убытков признаются прочими расходами. Они принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией (п. 14.2 ПБУ 10/99).

Представляется, что первичным документом для признания расхода является решение о выявлении нарушения в порядке расчета размера платы и уплате потребителю штрафа (см. пп. «а» п. 155(2) Правил предоставления коммунальных услуг).

Для целей налогообложения суммы штрафов учитываются плательщиками налога на прибыль (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ), но не «упрощенцами».

Согласно ст. 209, 210 НК РФ доходы от источников в РФ, полученные в денежной форме, облагаются НДФЛ. При этом доходом признается экономическая выгода в той мере, в которой ее можно оценить (п. 1 ст. 41 НК РФ).

Доходы, не подлежащие налогообложению, перечислены в ст. 217 НК РФ. Среди них:

все виды установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья (п. 3);

возмещенные налогоплательщику на основании решения суда судебные расходы, предусмотренные гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве, понесенные налогоплательщиком при рассмотрении дела в суде (п. 61).

Штрафы, неустойки, пени, выплачиваемые исполнителем потребителю за нарушение его прав в соответствии с законодательством РФ, в ст. 217 НК РФ не поименованы, поэтому они подлежат налогообложению в общем порядке. Данный вывод подтвержден в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением гл. 23 НК РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ 21.10.2015. В пункте 7 обзора указано: предусмотренные законодательством о защите прав потребителей санкции носят исключительно штрафной характер. Их взыскание не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потребителя. Поскольку выплата сумм таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя, они включаются в доход гражданина на основании положений ст. 41, 209 НК РФ вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица.

Поскольку исполнитель коммунальных услуг не выплачивает доход в денежной форме потребителю, он не может удержать сумму исчисленного НДФЛ. В такой ситуации он обязан уведомить налоговый орган и налогоплательщика о невозможности удержать налог, суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (по форме 2-НДФЛ) не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения (п. 1 ст. 126.1 НК РФ). Таким образом, при приеме заявления потребителя об уплате штрафа нужно запросить у него данные, необходимые для заполнения формы 2-НДФЛ, и удостовериться в их актуальности на момент представления справки налоговикам.

Кроме того, сведения о доходе следует включить в расчет 6-НДФЛ. Датой фактического получения дохода в данном случае считается день зачета встречных однородных требований (пп. 4 п. 1 ст. 223 НК РФ):

требование исполнителя к потребителю о внесении платы за коммунальные услуги;

требование потребителя к исполнителю об уплате штрафа за нарушение порядка расчета размера платы.

Логично предположить, что это день расчета платы за услуги, которая уменьшается на сумму штрафа (последний день расчетного периода, в платежном документе за который отражен штраф).

Подводя итог, изложим основные тезисы консультации:

штраф потребителю платит всегда исполнитель коммунальных услуг, который может взыскать убытки с виновного лица (расчетного центра);

закон не отличает умышленное искажение цифр в пользу УК от ошибки в результате технического сбоя, итог один – нарушение, за которое следует штраф;

нарушение и его устранение – это не просто проведение расчета с помощью программных средств, но и предоставление соответствующей информации (в том числе в платежном документе) потребителю;

потребитель может претендовать на получение штрафа, только если он обратился к исполнителю с соответствующим письменным заявлением и к этому моменту уплатил необоснованно завышенную сумму;

штраф не уплачивается наличными или переводом на счет потребителя, он зачитывается в счет будущих платежей;

установив факт нарушения, нельзя забывать не только о штрафе, но и о перерасчете размера платы;

если штраф не будет уплачен добровольно, потребитель (физическое лицо, использующее помещение в МКД для личных нужд) в суде может получить еще 50% суммы данного штрафа;

расходы на уплату штрафа не сможет признать компания, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы»;

уплачивая штраф, нужно получить от потребителя все данные, необходимые для заполнения формы 2-НДФЛ. Также сумма штрафа должна быть включена в расчет 6-НДФЛ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *