заявление о вывозе товаров и уплате косвенных налогов экспорт

Заявление о вывозе товаров и уплате косвенных налогов экспорт

заявление о вывозе товаров и уплате косвенных налогов экспорт

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Перечень документов для подтверждения ставки НДС 0% содержится в ст. 165 НК РФ. Кроме того, если товар экспортируется в страны ЕАЭС, в Приложении N 18 к Договору о ЕАЭС.

Обоснование вывода:

Документы для подтверждения ставки НДС 0% при экспорте за пределы ЕАЭС

Состав документов для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте товаров за пределы ЕАЭС регулируется ст. 165 НК РФ. Так, в общем случае, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией необходимо представить следующие документы:
— контракт на поставку товаров иностранному лицу или представительству (филиалу) российской организации, расположенному за пределами ЕАЭС. Повторно представлять контракт не нужно, если ранее он уже представлялся в налоговый орган, чтобы подтвердить нулевую ставку или обосновать освобождение от уплаты акциза. В таком случае нужно подать уведомление, указав реквизиты документа, вместе с которым был ранее представлен контракт;
— таможенную декларацию (ее копию) с отметками российских таможенных органов о выпуске товаров в процедуре экспорта и вывозе товара с территории РФ. Вместо копий таможенных деклараций можно представить их реестр. Данные реестры представляются исключительно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п. 15 ст. 165 НК РФ). Формы, форматы, порядок заполнения и представления реестров утверждены приказом ФНС России от 30.09.2015 N ММВ-7-15/427. При этом по требованию налогового органа нужно представить копии таможенных деклараций, если инспекция обнаружит несоответствие данным таможенных органов. Копии указанных документов представляются налогоплательщиком в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа.
В отношении операций, совершенных начиная с 01.10.2018, вместе с налоговой декларацией по НДС не надо представлять копии транспортных, товаросопроводительных документов с соответствующими отметками таможенных органов. Однако указанные документы должны быть в наличии у экспортера, т.к. налоговый орган имеет право истребовать их, если обнаружит несоответствие сведений в декларации данным таможенных органов. В таком случае необходимо в течение 30 календарных дней с даты получения требования представить копии документов, подтверждающих вывоз товаров (п.п. 1.2, 17 ст. 165 НК РФ)*(1).
По общему правилу составлять счета-фактуры должны все плательщики НДС по облагаемым операциям (п. 3 ст. 169 НК РФ). Экспортные операции относятся к операциям, облагаемым НДС по ставке 0%, поэтому счет-фактуру нужно составить, на это отводится пять дней (п. 3 ст. 168 НК РФ). Счет-фактуру на аванс оформлять не нужно (п. 1 ст. 154 НК РФ). При отсутствии у иностранного лица технических средств и возможностей для приема и обработки счетов-фактур, составленных в электронной форме, российской организации следует составлять счета-фактуры на бумажном носителе в двух экземплярах (письмо Минфина России от 21.07.2016 N 03-07-08/42816).
Отметим, что в перечне документов, представляемых в налоговую инспекцию для подтверждения ставки НДС 0%, счет-фактура отсутствует.

Документы для подтверждения ставки НДС 0% при экспорте в страны ЕАЭС

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Нужно отметить, что конкретный перечень документов, представляемых в налоговую инспекцию, зависит от условий внешнеэкономической сделки и вида экспортируемых товаров (ст. 165 НК РФ).
Правоприменительная практика указывает, что перечень документов, перечисленных в статье 165 НК РФ, является исчерпывающим, налоговые органы не вправе требовать представления иных документов (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.10.2010 по делу N А53-31099/2009 (определением ВАС РФ от 25.02.2011 N ВАС-17106/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Источник

Заявление о вывозе товаров и уплате косвенных налогов экспорт

II. Порядок применения косвенных налогов

при экспорте товаров

3. При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Протокола.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства-члена, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства-члена за пределы Союза.

Место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государств-членов, если иное не установлено настоящим пунктом.

В случае реализации товара налогоплательщиком одного государства-члена налогоплательщику другого государства-члена, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами Союза и завершена в другом государстве-члене, местом реализации товара признается территория государства-члена, на территории которого товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

4. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена.

В случае если договором (контрактом) предусмотрен расчет наличными денежными средствами и такой расчет не противоречит законодательству государства-члена, с территории которого экспортируются товары, налогоплательщик представляет в налоговый орган выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена, с территории которого экспортируются товары.

В случае вывоза товаров по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, налогоплательщик представляет в налоговый орган выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление лизингового платежа (в части возмещения первоначальной стоимости товаров (предметов лизинга)) на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена.

В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, предоставления товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) налогоплательщик-экспортер представляет в налоговый орган документы, подтверждающие импорт товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных (приобретенных) им по указанным операциям.

Документы, указанные в настоящем подпункте, не представляются в налоговый орган, если их представление не предусмотрено законодательством государства-члена в отношении товаров, экспортированных с территории государства-члена за пределы Союза;

Налогоплательщик включает в перечень заявлений реквизиты и сведения из тех заявлений, информация о которых поступила в налоговый орган в форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором.

Форма перечня заявлений, порядок ее заполнения и формат определяются нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами государств-членов.

В случае реализации товаров, вывозимых с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, и помещения их под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада на территории этого другого государства-члена вместо заявления в налоговый орган первого государства-члена представляется заверенная таможенным органом другого государства-члена копия таможенной декларации, в соответствии с которой такие товары помещены под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада;

4) транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Указанные документы не представляются, если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства-члена;

5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

Документы, предусмотренные настоящим пунктом, за исключением заявления (перечня заявлений), не представляются в налоговый орган, если непредставление документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, одновременно с налоговой декларацией следует из законодательства государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

Документы, предусмотренные настоящим пунктом, не представляются с соответствующей налоговой декларацией по акцизам, если они были представлены с налоговой декларацией по НДС, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена.

Документы, предусмотренные подпунктами 1, 2, 4, 5 и абзацем четвертым подпункта 3 настоящего пункта, могут быть представлены в электронном виде в порядке, установленном нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами государств-членов. Формат указанных документов определяется налоговыми органами государств-членов либо иными нормативными правовыми актами государств-членов.

5. Документы, предусмотренные пунктом 4 настоящего Протокола, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

При непредставлении этих документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством государства-члена, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

В целях исчисления НДС при реализации товаров датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства-члена для налогоплательщика НДС.

В целях исчисления акцизов по подакцизным товарам, произведенным из собственного сырья, датой отгрузки товаров признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя (получателя) товаров; по подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья, датой отгрузки признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена, на территории которого произведены подакцизные товары.

В случае неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов, уплаты таких налогов с нарушением срока, установленного настоящим пунктом, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленных законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства-члена.

В случае представления налогоплательщиком документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Протокола, по истечении срока, установленного настоящим пунктом, уплаченные суммы косвенных налогов подлежат вычету (зачету), возврату в соответствии с законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары. Суммы пеней, штрафов, уплаченные за нарушение сроков уплаты косвенных налогов, возврату не подлежат.

6. Объем товаров, ставки акцизов, действующие на дату отгрузки вывозимых в государства-члены подакцизных товаров, а также суммы акцизов подлежат отражению в соответствующей налоговой декларации по акцизам.

7. Налоговый орган проверяет обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам, а также принимает (выносит) соответствующее решение согласно законодательству государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

В случае непредставления в налоговый орган заявления налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, при наличии в налоговом органе одного государства-члена подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства-члена факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов).

8. Если представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств-членов обмена информацией, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, предусмотренных законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства-члена.

9. Положения настоящего раздела в части НДС применяются также в отношении товаров, являющихся результатом выполнения работ по договорам (контрактам) об их изготовлении, вывозимых с территории государства-члена, на территории которого выполнялись работы по их изготовлению, на территорию другого государства-члена. К указанным товарам не относятся товары, являющиеся результатом выполнения работ по переработке давальческого сырья.

10. Налоговая база для обложения акцизами товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) о переработке давальческого сырья, определяется как объем, количество (иные показатели) подакцизных товаров, выработанных из давальческого сырья, в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо как стоимость подакцизных товаров, выработанных из давальческого сырья, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.

11. Налоговая база по НДС при экспорте товаров при изменении ее в сторону увеличения (уменьшения) из-за увеличения (уменьшения) цены реализованных товаров либо уменьшения количества (объема) реализованных товаров в связи с их возвратом по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации корректируется в том налоговом (отчетном) периоде, в котором участники договора (контракта) изменили цену (согласовали возврат) экспортированных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена.

При вывозе товаров (предметов лизинга) с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), по договору (контракту) об изготовлении товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов (если такая операция подлежит обложению акцизами в соответствии с законодательством государства-члена) при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Протокола.

Налоговая база по НДС при вывозе с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена товаров (предметов лизинга) по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, определяется на дату, предусмотренную договором (контрактом) лизинга для уплаты каждого лизингового платежа, в размере части первоначальной стоимости товаров (предметов лизинга), приходящейся на каждый лизинговый платеж.

Налоговые вычеты (зачеты) производятся в порядке, предусмотренном законодательством государства-члена, в части, приходящейся на стоимость товаров (предметов лизинга) по каждому лизинговому платежу.

12. Для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов может применяться законодательство государства-члена, регулирующее принципы определения цены в целях налогообложения.

Источник

Документы для подтверждения ставки НДС 0% при экспорте товаров в страны ЕАЭС и за пределы ЕАЭС

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Перечень документов для подтверждения ставки НДС 0% содержится в ст. 165 НК РФ. Кроме того, если товар экспортируется в страны ЕАЭС, в Приложении N 18 к Договору о ЕАЭС.

Обоснование вывода:

Документы для подтверждения ставки НДС 0% при экспорте за пределы ЕАЭС

Состав документов для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте товаров за пределы ЕАЭС регулируется ст. 165 НК РФ. Так, в общем случае, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией необходимо представить следующие документы:

контракт на поставку товаров иностранному лицу или представительству (филиалу) российской организации, расположенному за пределами ЕАЭС. Повторно представлять контракт не нужно, если ранее он уже представлялся в налоговый орган, чтобы подтвердить нулевую ставку или обосновать освобождение от уплаты акциза. В таком случае нужно подать уведомление, указав реквизиты документа, вместе с которым был ранее представлен контракт;

таможенную декларацию (ее копию) с отметками российских таможенных органов о выпуске товаров в процедуре экспорта и вывозе товара с территории РФ. Вместо копий таможенных деклараций можно представить их реестр. Данные реестры представляются исключительно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п. 15 ст. 165 НК РФ). Формы, форматы, порядок заполнения и представления реестров утверждены приказом ФНС России от 30.09.2015 N ММВ-7-15/427. При этом по требованию налогового органа нужно представить копии таможенных деклараций, если инспекция обнаружит несоответствие данным таможенных органов. Копии указанных документов представляются налогоплательщиком в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа.

В отношении операций, совершенных начиная с 01.10.2018, вместе с налоговой декларацией по НДС не надо представлять копии транспортных, товаросопроводительных документов с соответствующими отметками таможенных органов. Однако указанные документы должны быть в наличии у экспортера, т.к. налоговый орган имеет право истребовать их, если обнаружит несоответствие сведений в декларации данным таможенных органов. В таком случае необходимо в течение 30 календарных дней с даты получения требования представить копии документов, подтверждающих вывоз товаров (п.п. 1.2, 17 ст. 165 НК РФ)*(1).

По общему правилу составлять счета-фактуры должны все плательщики НДС по облагаемым операциям (п. 3 ст. 169 НК РФ). Экспортные операции относятся к операциям, облагаемым НДС по ставке 0%, поэтому счет-фактуру нужно составить, на это отводится пять дней (п. 3 ст. 168 НК РФ). Счет-фактуру на аванс оформлять не нужно (п. 1 ст. 154 НК РФ). При отсутствии у иностранного лица технических средств и возможностей для приема и обработки счетов-фактур, составленных в электронной форме, российской организации следует составлять счета-фактуры на бумажном носителе в двух экземплярах (письмо Минфина России от 21.07.2016 N 03-07-08/42816).

Отметим, что в перечне документов, представляемых в налоговую инспекцию для подтверждения ставки НДС 0%, счет-фактура отсутствует.

Документы для подтверждения ставки НДС 0% при экспорте в страны ЕАЭС

В общем случае согласно п. 4 указанного Протокола для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом, на основании которых осуществляется экспорт товаров. С 01.10.2018 экспортер вправе не представлять контракты, ранее уже представленные для подтверждения ставки 0% (п. 10 ст. 165 НК РФ, ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее Закон N 302-ФЗ)). В этом случае подается уведомление, в котором указываются реквизиты документа, с которым представлялись эти документы;

заявление о ввозе и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов. Вместо заявления (заявлений) экспортер может представить перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме и в соответствии с Порядком его заполнения, утвержденным приказом ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/139@. В данный Перечень следует включать заявления, сведения о которых поступили в налоговые органы Российской Федерации (пп. 3 п. 4 Протокола);

Кроме того, Налоговый кодекс РФ не освобождает экспортеров при применении ставки НДС 0% от составления счетов-фактур. Они составляются в общем порядке, на это отведено пять дней со дня отгрузки товара (пп. 4 п. 20 Протокола, п. 3 ст. 168 НК РФ, п. 3 ст. 169 НК РФ, письмо Минфина России от 12.04.2017 N 03-07-13/1/21711). Счет-фактуру на аванс оформлять не нужно (п. 1 ст. 154 НК РФ). При отсутствии у иностранного лица технических средств и возможностей для приема и обработки счетов-фактур, составленных в электронной форме, российской организации следует составлять счета-фактуры на бумажном носителе в двух экземплярах (письмо Минфина России от 21.07.2016 N 03-07-08/42816).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

— Энциклопедия решений. Нулевая ставка НДС по товарам;

— Энциклопедия решений. Налоговые вычеты по НДС при экспорте;

— Энциклопедия решений. Особенности налогообложения НДС при вывозе товаров с территории РФ (экспорте);

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Нужно отметить, что конкретный перечень документов, представляемых в налоговую инспекцию, зависит от условий внешнеэкономической сделки и вида экспортируемых товаров (ст. 165 НК РФ).

Правоприменительная практика указывает, что перечень документов, перечисленных в статье 165 НК РФ, является исчерпывающим, налоговые органы не вправе требовать представления иных документов (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.10.2010 по делу N А53-31099/2009 (определением ВАС РФ от 25.02.2011 N ВАС-17106/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Источник

Как подтвердить нулевую ставку по НДС

заявление о вывозе товаров и уплате косвенных налогов экспорт

Принципы использования ставки 0% по НДС

Ставка 0% по НДС применяется в определенных случаях, среди которых преобладают ситуации вывоза товара/грузов из РФ и оказания услуг перевозчиками, пересекающими в процессе выполнения этих услуг российскую границу (п. 1 ст. 164 НК РФ). Вместе с тем в перечне есть и операции, возникающие внутри страны.

Использование ставки 0% позволяет не начислять НДС при реализации и брать в вычеты налог, предъявляемый поставщиками товаров, работ и услуг, вложенных в создание предмета продажи.

Однако чтобы воспользоваться всеми преимуществами такой ставки, необходимо подтвердить право на ее применение. Для этого собирается законодательно оговоренный комплект копий документов, свидетельствующих о соответствии операции всем необходимым требованиям. Документы представляются в ИФНС в установленные для этого сроки.

Подача неполного комплекта документов к нужному сроку расценивается как несоблюдение сроков подтверждения права на ставку 0% и влечет начисление налога применительно к не подтвержденной документально операции по одной из двух основных ставок (20% или 10%). Это начисление выполняется на дату отгрузки, сопровождается уменьшением его на вычеты (п. 10 ст. 171 НК РФ) и требует уплаты пеней. При этом возможность воспользоваться ставкой 0% возвращается, когда будет сформирован полный пакет документов (п. 9 ст. 165 НК РФ). А операции, возникшие при начислении НДС к уплате по не подтвержденной вовремя отгрузке (кроме операций по уплате пеней), потребуют обратных действий.

Применяемым при подтверждении нулевой ставки НДС правилам посвящена ст. 165 НК РФ. Она содержит:

Базовые различия в перечнях подтверждающих документов обусловлены тем, что именно реализуется по нулевой ставке (товар или услуги), а также тем, через какую границу (требующую таможенного оформления или нет) происходит вывоз. Дополнительные нюансы подтверждения 0% ставки НДС возникают при экспорте, что связано с привязкой используемых при нем правил к виду реализуемого товара и наличием особых документов, оформляемых при взаимодействии со странами — участницами ЕАЭС.

Виды документов, свидетельствующих о праве на нулевую ставку

Основой каждого комплекта документов является контракт с зарубежным контрагентом или выписка из него (если в этом документе присутствуют сведения, содержащие гостайну), т. е. документ, отражающий данные о сторонах и предмете сделки, а также условиях ее выполнения. Если он не предполагает разового исполнения по сделке, то подать его в налоговый орган можно только 1 раз, извещая затем ИФНС о данных того комплекта, в котором этот контракт был представлен (п. 10 ст. 165 НК РФ).

Вторым обязательным документом при вывозе (в режимах экспорта, реэкспорта, свободной таможенной зоны) в страну, на границе с которой имеется таможня, становится таможенная декларация (полная таможенная декларация, если транспортировка осуществляется по трубопроводам или линиям электропередач), содержащая отметки таможенного органа о вывозе за пределы РФ или о помещении под конкретный таможенный режим. Одновременная подача товаросопроводительных документов в комплекте не предусмотрена, однако за ИФНС сохраняется право потребовать их представления при возникновении вопросов во время проверки (п. 1.2 ст. 165 НК РФ).

Обязательными товаросопроводительные (транспортные, перевозочные) документы становятся при оказании услуг:

Также их потребуется представить при вывозе припасов.

Кроме того, в числе обязательных документов в зависимости от того, к какой именно операции они относятся, могут оказаться (ст. 165 НК РФ):

При большом объеме документов, свидетельствующих об оказании услуг, возможно подать по ним реестры (п. 15 ст. 165 НК РФ). Это действует для перевозочных, транспортных, товаросопроводительных и иных документов, а также таможенных деклараций. ИФНС вправе запросить для контроля любой из документов, попавших в такой реестр.

В отношении перевозок, осуществляемых по железной дороге, подтверждающие документы можно направить в контролирующий орган не в бумажном, а в электронном виде (п. 20 ст. 165 НК РФ).

Как подтвердить нулевую ставку при грузоперевозках, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Нюансы подтверждения 0% ставки и отражения вычетов в декларации при экспорте

Экспорт из России в страны ЕАЭС имеет особенности документального подтверждения. Связано это с отсутствием таможни на границе и необходимостью оформлять заявление о ввозе и уплате косвенных налогов.

При вывозе в страны ЕАЭС документами, подтверждающими 0% ставку НДС при экспорте, служат не таможенные декларации, а сопровождающие товар документы, данные о которых вносятся в заявление о ввозе. Подачи комплекта товаросопроводительных документов в ИФНС можно избежать, если туда будет направлен электронный перечень заявлений о ввозе, составленных по законодательно утвержденной форме (п. 1.3 ст. 165 НК РФ). При этом контролеры имеют право затребовать заинтересовавшие их документы из предоставленного им списка.

Если же вывоз осуществляется в государство, не входящее в ЕАЭС, но через страну — участницу ЕАЭС, то таможенная декларация оформляется, однако в ней делается отметка таможни не о выпуске товара, а о помещении его под соответствующий таможенный режим (подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Различаться при экспорте может момент, когда налог, предъявляемый поставщиками товаров, работ или услуг, вложенных в создание объекта продажи, разрешено брать в вычеты. Зависит это от того, является реализуемый товар сырьевым или несырьевым. Не имеет значения, куда именно он отгружается, но важно, когда он приобретается (после 30.06.2016).

Для отгружаемых за границу сырьевых товаров так же, как и для услуг, допускающих применение ставки 0%, принятие НДС по затратам в вычеты возможно только после признания продажи состоявшейся, то есть после подтверждения факта экспорта (п. 3 ст. 172, подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). Соответственно, и данные по экспорту в декларацию по НДС попадут после подтверждения нулевой ставки. При этом суммы вычетов показываются в разделе 4 декларации.

Для несырьевых товаров п. 3 ст. 172 НК РФ не применяется (на это прямо указано в его тексте). Благодаря этому по ним можно брать в вычеты НДС, предъявляемый поставщиками, в обычном порядке, т. е. до момента подтверждения права на использование ставки 0%. Здесь не срабатывает и правило в отношении вычета суммы налога, начисляемого к уплате при нарушении срока подтверждения 0% ставки НДС при экспорте. Показывают вычеты по несырьевым продажам на экспорт в разделе 3 декларации (письмо ФНС России от 31.10.2017 № СД-4-3/22102@). При этом признание самого факта продажи по нулевой ставке для несырьевых товаров подчиняется общему правилу — право на ее использование должно быть подтверждено документально (п. 1 ст. 165 НК РФ).

Срок для сбора подтверждающих документов

Срок для подтверждения правомерности использования ставки 0% единый (180 дней) и не зависит от того, для какой конкретно ситуации применена такая ставка, но отсчет его может начинаться от разных дат (п. 9 ст. 165 НК РФ):

Сформированный комплект документов должен быть подан в ИФНС вместе с налоговой декларацией, оформленной за период, в котором этот комплект собран (п. 10 ст. 165 НК РФ).

Итоги

В числе ситуаций, допускающих использование ставки 0% по НДС, преобладают связанные с вывозом товаров из РФ и оказанием услуг по перевозке, сопровождающихся пересечением границы России. Право на такую ставку нужно подтверждать путем сбора свидетельствующих о возможности ее использования документов. Перечни документов содержатся в ст. 165 НК РФ применительно к ситуациям, приведенным в п. 1 ст. 164 НК РФ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *