заявление перерасчет земельного налога
Как пересчитать земельный налог при изменении кадастровой стоимости земель?
По общему правилу, для расчета земельного налога юридические лица используют кадастровую стоимость земельных участков, определенную на начало налогового периода, то есть на 1 января соответствующего года (п.1 ст.391, п. 1 ст. 393 НК РФ). Для вновь созданных земельных участков используют кадастровую стоимость на дату постановки этого земельного участка на государственный кадастровый учет.
Исключения в отношении исчисления даты:
исправление технической ошибки кадастра (налог пересчитывается за все периоды, начиная с того, в котором возникла ошибка);
пересмотр кадастровой стоимости судом или комиссией Росреестра;
изменение кадастровой стоимости (нормативными правовыми актами местных властей, например).
Если с технической ошибкой все сравнительно ясно, то относительно расчета налога после изменения категории земель возникают вопросы: если, например, в текущем году земельный участок изменил категорию использования, в результате чего его кадастровая стоимость увеличилась или уменьшилась, с какого момента изменилась налоговая база? А если кадастровая стоимость изменилась по решению суда или комиссии?
Исчисление земельного налога при изменении стоимости земель при изменении категории использования
Однако, в настоящее время позиция налоговых и судебных органов звучит так:
“В соответствии со ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Таким образом, изменения кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу (Определение Конституционного Суда РФ от 09.02.2017 N 212-О и основанное на позиции Конституционного суда Письмо ФНС РФ от 19.04.2017 № БС-4-21/7402@).
Исчисление земельного налога при изменении кадастровой стоимости в случае ее оспаривания
Таким образом, даже если заявление об оспаривании кадастровой стоимости подавалось налогоплательщиком в декабре 2016 года, и было удовлетворено в январе 2017 г, то земельный налог будет пересчитан, начиная уже с 1 января 2016 г.
12 декабря 2016 г. ООО подает заявление в Росреестр об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости, приложив к нему результаты независимой оценки организации-члена СРО и экспертизу этой оценки. Согласно данным оценки, рыночная стоимость участка снижается до 1 млрд рублей. 29 декабря проходит заседание комиссии, на котором заявление удовлетворяют, установив стоимость участка согласно рыночной. Соответственно, земельный налог за 2016 год, ранее составлявший 9 млн рублей по ставке 0,3% в отношении земельных участков, занятых под жилые дома многоэтажной застройки, снижается до 3 млн рублей в год.
Рассмотрим также случай, когда изменение кадастровой стоимости участка произошло на основании соответствующего постановления местных органов власти. Предположим, что посреди года (то есть в течение налогового периода) власти увеличили стоимость земель. Соответственно, увеличилась и налоговая база. Что делать налогоплательщику – экстренно пересчитывать налог и авансовые платежи за весь год? Быть готовым к санкциям за недоплату?
Однако здесь может помочь п.2 ст. 5 НК РФ, который гласит, что акты законодательства о налогах и сборах, …устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют. Повысившаяся в середине года кадастровая стоимость, конечно же, существенно ухудшает положение организации, и она может попробовать доказать это в суде. Последние встают на сторону налогоплательщиков (см., например, Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 16-АПГ17-3).
1 При изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Соответствующие изменения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости (ЕГРН).
ФНС России от 27.07.2021 N СД-4-21/10567@ «Об определении периода перерасчета земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости»
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
от 27 июля 2021 г. N СД-4-21/10567@
ПЕРИОДА ПЕРЕРАСЧЕТА ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В СЛУЧАЕ ИЗМЕНЕНИЯ
КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ВСЛЕДСТВИЕ
УСТАНОВЛЕНИЯ ЕГО РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ
Согласно пункту 1.1 статьи 391 Кодекса (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ), в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы по налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Указанное фактически предусматривает, что измененная кадастровая стоимость должна применяться для всех налоговых периодов, в которых в отношении налогооблагаемого земельного участка в качестве налоговой базы применялась изменяемая кадастровая стоимость, являющаяся предметом оспаривания.
Таким образом, условие о перерасчете налога не более чем за три налоговых периода применяется в отношении перерасчета, влекущего направление налогового уведомления, в котором в силу пункта 3 статьи 52 Кодекса должна указываться сумма налога, подлежащая уплате после перерасчета.
В рассматриваемом споре применение в качестве налоговой базы по налогу кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной стоимости земельного участка, не повлекло направление налогового уведомления в связи с перерасчетом налога, поскольку в результате перерасчета сумма уплаченного налога за предшествующие налоговые периоды уменьшилась.
Кроме того, как указали суды, статья 52 Кодекса не ограничивает право налогоплательщика на перерасчет налога в связи с реализацией права на применение иной налоговой базы. С учетом правовой позиции, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2019 N 10-П, налогоплательщик в вышеуказанном случае вправе требовать исчисления налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка, при этом налоговое законодательство не содержит ограничений периода, за который может быть произведен перерасчет налога с целью реализации указанного права.
В связи с изложенным отказ в перерасчете налога (при изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости) за налоговый период, превышающий трехгодичный срок и в котором применялась изменяемая кадастровая стоимость, признан судами неправомерным.
Доведите информацию до подчиненных налоговых органов.
Настоящие разъяснения носят исключительно информационно-справочный (рекомендательный, а не обязательный) характер, не устанавливают общеобязательных правовых норм и не препятствуют применению нормативно-правовых предписаний и судебных актов в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Заявление перерасчет земельного налога
В Департаменте налоговой политики рассмотрено обращение по вопросу о перерасчете земельного налога сообщается следующее.
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Срок уплаты земельного налога установлен пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Во взаимосвязи перечисленных норм, а также с учетом приказа ФНС России от 17.06.2020 N ЕД-7-21/386@ «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 07.09.2016 N ММВ-7-11/477@» при перерасчете налога, уплачиваемого на основании налогового уведомления, срок уплаты налога устанавливается не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, при этом налоговое уведомление, содержащее перерасчет налога, направляется не позднее 30 дней до наступления указанного срока.
Согласно пункту 3 статьи 52 Налогового кодекса в налоговом уведомлении должен быть указан, в частности, срок уплаты налога.
Таким образом, в случае перерасчета налога, в результате которого сумма к уплате отсутствует (в том числе в связи с ранее уплаченной суммой налога), налоговое уведомление не формируется.
Заместитель директора Департамента | В.В. Сашичев |
Обзор документа
При перерасчете земельного налога, уплачиваемого на основании уведомления, срок уплаты налога устанавливается не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Уведомление, содержащее перерасчет, направляется не позднее 30 дней до наступления указанного срока.
В уведомлении должен быть указан в т. ч. срок уплаты налога.
В случае перерасчета налога, в результате которого сумма к уплате отсутствует (в т. ч. в связи с ранее уплаченной суммой налога), уведомление не формируется.
Налоговая служба разъяснила порядок перерасчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости
Налоговая служба разъяснила порядок перерасчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости
Нормами налогового законодательства с 1 января 2019 года установлено, что перерасчет сумм ранее исчисленного налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом (п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса). При этом, такой перерасчет не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм налога. Как указывает налоговая служба, других ограничений для периода, за который может проводиться перерасчет налога, законодательство не содержит (письмо ФНС России от 11 марта 2021 г. № СД-4-21/3109@).
Также указывается, при перерасчете налога из-за уменьшения кадастровой стоимости земельного участка, в отношении которого направлялось налоговое уведомление, которое, в свою очередь, было связано с внесением изменений в нормативный правовой акт об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, следует руководствоваться судебным решением о проверке конституционности нормы о вступлении в силу актов налогового законодательства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от2 июля 2013 г. № 17-П, п. 1 ст. 5, ст. 391 НК РФ). В нем указывается, что вышеуказанные нормативно-правовые акты в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен для вступления в силу актов налогового законодательства.
Поэтому, если вступление в силу такого акта влечет перерасчет налога, то он производится начиная с периода, на который распространяется действие акта в отношении соответствующих земельных участков, кроме случая, когда такой перерасчет должен осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.
Пересчитать земельный налог при изменении кадастровой стоимости могут и за период более трех лет
roncivil / Depositphotos.com |
Нормами налогового законодательства установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости, обновленные сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (п. 1.1 ст. 391 Налогового кодекса). Т. е. измененная кадастровая стоимость должна применяться для всех налоговых периодов, в которых в отношении налогооблагаемого земельного участка в качестве налоговой базы применялась изменяемая кадастровая стоимость, являющаяся предметом оспаривания.
При этом перерасчет земельного налога в отношении объекта налогообложения, включенного в налоговое уведомление, должен проводиться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, за исключением случая, когда перерасчет не осуществляется, поскольку влечет увеличение ранее уплаченной суммы налога (п. 2.1 ст. 52 НК РФ).
Форма
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа)
Как указывает кассационный суд, если изменение кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной стоимости земельного участка, не повлекло направление налогового уведомления в связи с перерасчетом налога, поскольку в результате перерасчета сумма уплаченного налога за предшествующие налоговые периоды уменьшилась, то перерасчет налога может и превышать трехгодичный срок (кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 мая 2021 г. № 88А-7563/2021 по административному делу № 2а-3666/2020).
Нормы налогового законодательства не ограничивает право налогоплательщика на перерасчет налога в связи с реализацией права на применение иной налоговой базы и не содержит ограничений периода, за который может быть произведен перерасчет налога с целью реализации такого права (письмо ФНС России от 27 июля 2021 г. № СД-4-21/10567@).