заявление по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах
Заявление по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах
ЗАПОЛНЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА
3. Заявление заполняет физическое лицо в двух экземплярах шариковой или чернильной ручкой, указывая содержащиеся в транспортных и товаросопроводительных документах сведения о товарах, перемещаемых физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации, а также иные сведения, необходимые для таможенных целей.
Записи делаются четко и разборчиво на русском или английском языке.
Сведения, указанные в Заявлении, могут быть исправлены или дополнены в соответствии со ст. 133 Таможенного кодекса Российской Федерации с разрешения должностного лица таможенного органа, производящего таможенное оформление.
Любые исправления и дополнения, вносимые в Заявление, должны быть подписаны физическим лицом, декларирующим товары, и заверены должностным лицом таможенного органа, производящим таможенное оформление, путем проставления оттиска личной номерной печати.
Сведения, указанные в Заявлении, заверяются физическим лицом, декларирующим товары, путем проставления даты и подписи.
4. Российское физическое лицо, декларирующее ввозимые товары, в Заявлении указывает сведения о себе согласно форме Заявления, реквизиты паспорта либо заменяющего его документа, ранее представленного таможенному органу при пересечении таможенной границы Российской Федерации, реквизиты документа, в котором указано постоянное место жительства, точные сведения о ввозимых товарах, а также иные сведения, необходимые для таможенных целей.
5. Российское физическое лицо, декларирующее вывозимые товары, указывает в Заявлении сведения о себе согласно форме Заявления, реквизиты паспорта либо заменяющего его документа, в котором указано постоянное место жительства, точные сведения о товарах, а также иные сведения, необходимые для таможенных целей.
6. При декларировании товаров таможенному органу, в регионе деятельности которого временно пребывает (проживает) российское физическое лицо, которое перемещает товары, в Заявлении дополнительно необходимо указать адрес места временного пребывания (проживания) физического лица и реквизиты документа, подтверждающего в соответствии с установленным порядком его регистрацию по месту временного пребывания (проживания).
7. Иностранное физическое лицо, которое перемещает товары, в Заявлении указывает сведения о себе согласно форме Заявления, реквизиты паспорта либо заменяющего его документа, адрес места временного пребывания (проживания) в Российской Федерации, реквизиты документа, подтверждающего в соответствии с установленным порядком его регистрацию по месту временного пребывания (проживания), точные сведения о ввозимых (вывозимых) товарах, а также иные сведения, необходимые для таможенных целей.
8. В случае декларирования товаров лицом, действующим по доверенности физического лица, которое перемещает товары, в Заявлении необходимо дополнительно указать реквизиты доверенности и сведения о лице, ее выдавшем (доверителе).
Доверенность представляется должностному лицу таможенного органа одновременно с подачей Заявления.
9. Заявление считается поданным с момента его принятия должностным лицом таможенного органа.
Приказами ФТС РФ от 03.08.2006 N 724 и от 11.08.2006 N 762, вступившими в силу с 1 января 2007 года, утверждены новая форма грузовой таможенной декларации и транзитной декларации и порядок ее заполнения.
Должностное лицо таможенного органа оформляет принятие Заявления путем проставления в правом верхнем углу Заявления даты его подачи, своей подписи и оттиска личной номерной печати с указанием регистрационного номера, формируемого согласно порядку, установленному для регистрации и учета ГТД Приказом ГТК России от 21.08.2003 N 915 (зарегистрирован Минюстом России 10.09.2003, регистрационный N 5060), с проставлением буквы «з» в первой позиции третьего элемента регистрационного номера.
Заявление с момента принятия становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
10. В строке «Для служебных отметок» должностное лицо таможенного органа указывает следующие сведения:
— номер акта таможенного досмотра или акта таможенного осмотра с добавлением через косую линию, соответственно, символов «Д» или «О» (номера не указываются, если не проводилась проверка товаров);
— регистрационный номер транзитной декларации на процедуру внутреннего таможенного транзита;
— нанесенные средства таможенной идентификации;
— технологические отметки (записи) таможенного органа при проведении таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе сведения об ограничениях по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами.
11. Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическим лицом в несопровождаемом багаже, завершается путем проставления должностным лицом таможенного органа в соответствии с принятым им решением (о выпуске (условном выпуске), разрешении на вывоз, об отказе в выпуске, об отзыве заявления и т.п.) подписи, оттисков штампа и личной номерной печати в специально обозначенном месте Заявления.
Заявление по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах
(в ред. Приказа ФТС РФ от 22.12.2009 N 2329)
2. Лицо, декларирующее товары, заполняет Заявление в двух экземплярах, указывая точные сведения о перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товарах и другие сведения, необходимые для таможенных целей.
Записи делаются ручкой четко и разборчиво на русском языке.
Сведения, указанные в Заявлении, заверяются лицом, декларирующим товары, путем проставления даты и подписи.
Сведения, указанные в Заявлении, могут быть изменены или дополнены в соответствии со статьей 133 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Любые исправления и дополнения, вносимые в Заявление, должны быть подписаны лицом, декларирующим товары, и заверены должностным лицом таможенного органа, производящим таможенное оформление, путем проставления оттиска личной номерной печати и подписью.
3. Лицо, декларирующее товары, указывает в Заявлении:
2) адрес постоянного места жительства;
3) адрес временного пребывания (проживания) в Российской Федерации (указывается в случае декларирования товаров таможенному органу, в регионе деятельности которого временно пребывает (проживает) лицо, перемещающее товары);
4) реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (в случае декларирования товаров, ввозимых в несопровождаемом багаже, указываются реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, ранее представленного таможенному органу при пересечении таможенной границы Российской Федерации);
а) в графе 2 указываются следующие сведения о декларируемых товарах:
— наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное) товаров, позволяющее их классифицировать в соответствии с ТН ВЭД ТС;
(в ред. Приказа ФТС РФ от 22.12.2009 N 2329)
(см. текст в предыдущей редакции)
— количество товара указанного наименования;
— сведения обо всех товарных знаках, марках, моделях, артикулах, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристиках, количественном и качественном составе декларируемых товаров (при наличии у декларанта указанных сведений);
— номера и даты выдачи разрешительных документов (сертификатов, разрешений и других документов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации перемещение данных товаров через таможенную границу Российской Федерации допускается при наличии указанных документов, а также наименование органа, их выдавшего;
б) в графе 3 указываются сведения о стране происхождения товаров;
в) в графе 4 указывается вес декларируемых товаров в килограммах (с учетом только первичной упаковки, если в такой упаковке исходя из потребительских свойств товары представляются для розничной продажи и первичная упаковка не может быть отделена от товара до его потребления без нарушения потребительских свойств товаров);
г) в графе 5 указывается таможенная стоимость товаров в рублях, заявляемая в соответствии со статьей 288 Таможенного кодекса Российской Федерации;
7) основание для получения права на предусмотренные законодательством Российской Федерации льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;
8) перечень прилагаемых документов.
4. При принятии Заявления должностное лицо таможенного органа проставляет в правом верхнем углу Заявления дату его подачи, регистрационный номер, формируемый согласно порядку, установленному для регистрации и учета грузовой таможенной декларации, с проставлением буквы «з» в первой позиции третьего элемента регистрационного номера, свою подпись и оттиск личной номерной печати.
5. В графе 6 таблицы должностное лицо таможенного органа в случае принятия решения о необходимости корректировки таможенной стоимости товаров, заявленной лицом, декларирующим товары, указывает откорректированную таможенным органом таможенную стоимость товаров.
6. В строке «Для служебных отметок» должностное лицо таможенного органа указывает следующие сведения:
— номер акта таможенного досмотра или акта таможенного осмотра с добавлением через косую линию соответственно символов «Д» или «О»;
— регистрационный номер транзитной декларации;
— нанесенные средства таможенной идентификации;
— технологические отметки (записи) таможенного органа при проведении таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе сведения об ограничениях по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами.
7. В строке «ТПО N» должностное лицо таможенного органа в случае начисления таможенных платежей указывает номер таможенного приходного ордера.
8. В строке «Обоснование освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов» должностное лицо таможенного органа в случае освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов указывает обоснование такого освобождения.
9. В строке «Решение о выпуске товаров» должностное лицо таможенного органа в соответствии с принятым решением о выпуске (условном выпуске), об отказе в выпуске, об отзыве заявления и т.п.) проставляет дату, свою подпись, оттиски штампа и личной номерной печати на двух экземплярах Заявления и вручает один экземпляр лицу, декларирующему товары, а второй хранится в таможенном органе, проводившем таможенное оформление, в соответствии с порядком и сроком, установленными для хранения таможенных деклараций.
Порядок заполнения и условия регистрации заявления, предусмотренного Решением ЕЭК «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих/иных документов в качестве декларации на товары»
Доклад заместителя начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля службы организации таможенного контроля Уральского таможенного управления Александра Викторовича Ульяненко на вебинаре Уральского таможенного управления.
В соответствии со статьей 105 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза утверждена Инструкция о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары (Решение ЕЭК от 20 мая № 263), которая определяет порядок использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары.
При таможенном декларировании товаров с использованием в качестве ДТ транспортных, коммерческих и (или) иных документов в случаях, определенных разделами II и III Инструкции, декларантом или таможенным представителем вместе с такими документами в таможенный орган предоставляется письменное заявление или перечень товаров. Пунктом 4 Инструкции определены товары, в отношении которых не применяются положения Инструкции:
3) товаров, в отношении которых применяется лицензирование и (или) квотирование;
4) взрывоопасных предметов, взрывчатых, отравляющих, опасных химических и биологических веществ, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, токсичных, радиоактивных веществ, ядерных материалов и других подобных товаров;
5) товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
Разделом 2 Инструкции определен Порядок и случаи использования в качестве ДТ транспортных, коммерческих и (или) иных документов с предоставлением заявления в отношении товаров:
1) помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта при одновременном соблюдении следующих условий:
2) гражданских пассажирских самолетов (с количеством пассажирских мест не более чем на 19 человек, массой пустого снаряженного самолета не более 28 000 кг и не более чем на 35 человек, массой пустого снаряженного самолета более 28 000 кг, но не более 60 000 кг), временное нахождение и использование которых на таможенной территории ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) допускаются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), а также помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта в целях завершения действия таможенной процедуры, если ранее такие товары декларировались по заявлению.
При помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие:
Разделом 3 Инструкции определен Порядок и случаи использования в качестве ДТ транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с предоставлением перечня в отношении следующих товаров:
1) предназначенных для проведения спортивных соревнований, концертов, конкурсов и т.д., и заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза на срок до одного года, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также заявляемых под таможенные процедуры реэкспорта или реимпорта в целях завершения этих таможенных процедур.
2) контейнеров, не используемых в качестве ТСМП, поддонов и иной многооборотной тары, подлежащих возврату в соответствии с условиями внешнеэкономической сделки и заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска)/временного вывоза, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также помещаемые под таможенные процедуры реэкспорта или реимпорта в целях завершения действия этих таможенных процедур.
4) живые животные, если в отношении них не уплачиваются таможенные пошлины, налоги;
5) товаров, помещаемых под специальную таможенную процедуру, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС и предназначенных для проведения научно-исследовательских работ в Арктике и Антарктике на некоммерческой основе.
6) помещаемых под специальную таможенную процедуру товаров для предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе предназначенных для бесплатной раздачи;
7) помещаемых под специальную таможенную процедуру, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС и предназначенных для обеспечения функционирования посольств, консульств;
8) помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта, прибывших на таможенную территорию ЕАЭС и находящихся в зоне таможенного контроля, расположенной в непосредственной близости от места перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, и не помещенных под какую-либо таможенную процедуру;
9) помещаемых под специальную таможенную процедуру иностранных товаров (лекарственных препаратов, биологически активных добавок к пище) предназначенных для проведения лечебных и восстановительных мероприятий для кандидатов в национальные и сборные команды по видам спорта;
10.1) запасных частей и оборудования:
10.3) иностранных товаров, предназначенных для организации и проведении международных соревновательных мероприятий по профессиональному мастерству WorldSkills («Ворлдскиллс»), помещаемых под специальную таможенную процедуру, а также помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта в целях завершения действия специальной таможенной процедуры.
При помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие:
Подача перечня сопровождается предоставлением таможенному органу документов, необходимых для принятия решения о выпуске товаров. С 01 октября 2021 вступают в силу изменения в Решение ЕЭК № 263.
Так, внесены дополнения в Инструкцию и предусмотрены:
Уведомление о ввозе прослеживаемых товаров из ЕАЭС: как заполнить и подать
Уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, компании и ИП подают при импорте прослеживаемого товара из стран ЕАЭС. Эта обязанность появилась с 8 июля 2021 года. Расскажем, в каких случаях и как заполнять уведомление.
Кто подает уведомление о ввозе прослеживаемых товаров
Организации и предприниматели, которые ввозят прослеживаемые товары из стран ЕАЭС. Перечень таких товаров утвержден Постановлением от 01.07.2021 № 1110. Система налогообложения значения не имеет.
В Евразийский экономический союз (ЕАЭС) входят:
Если товар ввозится из других стран, уведомление подавать не нужно.
Важно! Уведомление о ввозе не заменяет заявление о ввозе и уплате косвенных налогов. Это самостоятельные документы со своими реквизитами и значением. Если ввозите прослеживаемые товары, нужно подавать обе формы.
Как подать уведомление
Уведомление о ввозе подаётся в ИФНС по месту учета. Сделать это следует в течение пяти рабочих дней с даты принятия товаров на учет (Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108. Представить уведомление можно только в электронном виде.
Как заполнить уведомление
Форма и порядок заполнения регламентированы письмом ФНС РФ от 14.04.2021 № ЕА-4-15/5042@ (форма по КНД 1169008).
Уведомление заполняется на основании сопроводительных документов. Это могут быть любые документы, подтверждающие приобретение и перемещение товаров: инвойс, договор (контракт) и т.п.
На каждую номенклатурную единицу товара понадобится отдельное уведомление. Если товар в сопроводительном документе разбит на несколько строк, но имеет один код ТН ВЭД и единицу измерения, то его можно включить в одно уведомление.
Номер уведомления. Организации и ИП присваивают номер самостоятельно по правилам внутреннего учета. Нумерация может быть как сквозной, так и периодической.
Дата уведомления. Дату ставьте текущую, так как это дата представления документа. Если вы подаете корректировку, дата и номер должны совпадать с теми, что указаны в первичном уведомлении.
Регистрационный номер партии товара (далее — РНПТ). В первичном уведомлении указывать не нужно. Указывайте его, только если подаете корректировочное уведомление, когда инспекция уже присвоила РНПТ на товар.
Сведения о товаре. В этом блоке указываются реквизиты продавца (из стран ЕАЭС) и реквизиты сопроводительного документа. Идентификационный код — аналог российского ИНН для налогоплательщиков из других стран ЕАЭС, содержит от 8 до 14 символов.
Код по ТН ВЭД. Правильность кода ТН ВЭД для прослеживаемых товаров можно проверить на сайте ФНС в разделе «Сервисы прослеживаемости товаров». Если кода нет в справочнике, проверьте, актуален ли он: у кодов есть сроки действия. Перечень кодов утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110.
Количество в сопроводительном документе. Это число может отличаться от количества, подлежащего прослеживаемости, если в сопроводительном документе указывается количество, отличное от «штук» (например, коробки, упаковки). Для системы прослеживаемости весь товар указывается в штуках.
Всё! Теперь налоговая присвоит товарам РНПТ
На основании уведомления о ввозе инспекция присваивает РНПТ — регистрационный номер партии товара. С помощью РНПТ налоговики будут отслеживать движение товаров. Указывать РНПТ нужно в счетах-фактурах, УПД, отчёте об операциях с прослеживаемыми товарами и в декларации по НДС. Мы подробно рассказывали об этом в статье «Прослеживаемость товаров с 2021 года: за чем будут следить и как с этим жить».
Налоговая сообщает РНПТ участнику оборота товаров не позднее следующего календарного дня с даты получения уведомления. Вам придет электронная квитанция о присвоении регистрационного номера партии прослеживаемого товара.
В квитанции указывается информация о номере и дате уведомления, на которое сформирован РНПТ.
Организации и предприниматели, импортирующие прослеживаемые товары из государств, которые не входят в состав ЕАЭС, формируют РНПТ самостоятельно. Для этого нужно знать номер грузовой таможенной декларации (код таможенного органа/дата регистрации декларации/порядковый номер) и номер партии товаров (графа 32). Налоговую о присвоении РНПТ уведомит таможенная служба.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Письмо ФТС России от 30.04.2015 № 18-12/21021
Направляем для использования в практической деятельности разъяснения по квалификации административных правонарушений по статье 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров
1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса,
2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера,
1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
2. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности следующие условия:
1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в обращении;
2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;
3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.
В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.
При этом таможенному декларированию, в том числе без помещения под таможенную процедуру подлежат:
— товары, являвшиеся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения (АП) или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию (статья 185 ТК ТС);
— транспортные средства международной перевозки, запасные части и оборудование (пункт 4 статьи 341, статья 350 ТК ТС);
— товары и транспортные средства для личного пользования, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза (ТС) (пункт 4 статьи 354, пункт 2 статьи 355 ТК ТС);
— припасы (пункт 2 статьи 364 ТК ТС).
Кроме того, ТК ТС и статьей 217 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Закон N 311-ФЗ) предусмотрены дополнительные случаи таможенного декларирования товаров.
При этом следует учитывать, что обязанность по декларированию отходов не наступает только в тех случаях, когда указанные отходы переработаны и находятся в состоянии, непригодном для их дальнейшего коммерческого использования и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом (пункт 1 статьи 246, пункт 1 статьи 271, пункт 2 статьи 309 ТК ТС).
Лица, приобретшие незаконно ввезенные на таможенную территорию ТС товары в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, вправе, но не обязаны осуществить их декларирование (часть 5 статьи 168 Закона N 311-ФЗ), поэтому указанные лица не подлежат ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Вместе с тем в действиях таких лиц может усматриваться состав АП, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.21 КоАП РФ
За недекларирование товара, находящегося на временном хранении (на СВХ и иных местах временного хранения), по истечении установленного срока временного хранения товаров лицо подлежит ответственности по статье 16.16 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства ТС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле по таможенному декларированию товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании партии товаров, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному декларированию представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Также следует учитывать, что указание в таможенной декларации сведений о товарах, которые фактически не перемещались через таможенную границу ТС, не имеет правового значения, поскольку оснований для возникновения таможенных правоотношений в связи с их заявлением в таможенной декларации не имеется.
При этом для установления факта недекларирования необходимо выяснить, имело ли место заявление сведений о представленном таможенному органу товаре, для чего следует проверять указанные в таможенной декларации сведения о товаре на предмет их соответствия фактически представленному таможенному органу товару.
Критерием отграничения недекларирования товаров от их недостоверного декларирования является характер заявляемых сведений. Так, недекларирование товаров имеет место при незаявлении декларантом либо таможенным представителем соответствующих действительности сведений о количественных характеристиках товара (штуки, вес, объем), то есть не заявляется весь товар либо его часть.
Факты недекларирования товара имеют место в случаях, когда количество задекларированных товаров совпадает, а при проведении таможенного контроля установлена пересортица.
В соответствии с Инструкцией по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 20.05.2010 N 257, как один товар декларируются товары одного наименования (торгового, коммерческого наименования), содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по ЕТН ВЭД ТС, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества, либо страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений.
Следовательно, в случае перемещения древесины одного вида, но разных наименований, классифицируемых по различным кодам ЕТН ВЭД ТС, отдельному декларированию подлежит каждое наименование древесины (в данном случае предметом правонарушения, выразившегося в недекларировании товаров, является сосна кедровая в количестве 2 м 3 ).
Отнесение товаров к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах, их характера и количества, частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу ТС.
В связи с этим при привлечении физического лица к ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ необходимо устанавливать предназначение перемещаемых товаров, исходя из вышеуказанных критериев, а также учитывать конкретные обстоятельства перемещения и индивидуальные особенности лица (социальное, имущественное, семейное положение, в том числе количество членов семьи, образование, профессия, род занятий, хобби, физиологические особенности, медицинские показания и т.д.).
В некоторых местах прибытия (убытия) на таможенную территорию ТС для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования может применяться система двойного коридора (статья 357 ТК ТС). В таких случаях физическое лицо самостоятельно выбирает соответствующий коридор («зеленый» или «красный») для совершения таможенных операций.
Пересекая линию, обозначающую вход в «зеленый» коридор, физическое лицо совершает действие (таможенную операцию), означающее заявление таможенному органу сведений о том, что перемещаемые им товары не подлежат таможенному декларированию. Таким образом, событие АП, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, наступает после пересечения линии, обозначающей вход в «зеленый» коридор.
В практике имеют место факты, когда физические лица, прибывающие с товарными партиями, оставляют товар в зоне таможенного контроля и следуют через «зеленый» коридор как не имеющие в сопровождаемом багаже (в том числе в ручной клади) товаров, подлежащих таможенному декларированию.
В последующем указанные лица получают свой багаж из мест хранения невостребованного багажа, после чего декларируют товар с уплатой таможенных пошлин, либо заявляют товар к обратному вывозу. Учитывая, что лицо, изначально следуя через «зеленый» коридор без представления товаров таможенному органу, не выполняет обязанность по их таможенному декларированию, установленную статьей 355 ТК ТС, в его действиях имеется событие АП, предусмотренное частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом через таможенную границу ТС физическими лицами, подлежат таможенному декларированию в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации (статья 355 ТК ТС, статья 8 Соглашения).
Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию ТС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год с освобождением от уплаты таможенных платежей (пункт 2 статьи 358 ТК ТС).
Таким образом, в деянии физического лица, осуществившего ввоз транспортного средства на территорию ТС, в том числе иностранного физического лица, ввезшего на таможенную территорию ТС транспортное средство для личного пользования, и не подавшего пассажирскую таможенную декларацию, содержатся признаки состава АП, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
В отношении иностранных товаров допускается предварительное таможенное декларирование товаров путем подачи ДТ до их ввоза на таможенную территорию ТС (пункт 1 статьи 193 ТК ТС).
В этом случае лицо, учитывая возложенные на него статьей 188 ТК ТС обязанности, должно предвидеть возможность наступления последствий в виде несоответствия сведений, указанных в таможенной декларации, фактически полученному товару и принять меры, исключающие наступление таких последствий.
Таким образом, использование лицом предварительного таможенного декларирования иностранных товаров не исключает возможность привлечения к ответственности по статье 16.2 КоАП РФ.
Вывозимые товары ТС могут декларироваться с применением временного периодического таможенного декларирования (статья 214 Закона N 311-ФЗ), при этом перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи в этом случае осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 312 Закона N 311-ФЗ.
При временном периодическом таможенном декларировании до убытия товаров с таможенной территории ТС подается временная таможенная декларация (ВТД), в которой сведения заявляются исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества товаров. Убытие товаров в количестве, превышающем заявленное во временной декларации на товары, не допускается (часть 6 статьи 214 Закона N 311-ФЗ). При этом следует учитывать, что возможность заявления в ВТД ориентировочного количества товара, планируемого к вывозу, не освобождает декларанта от соблюдения установленных таможенным законодательством ТС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле требований о недопущении убытия товаров в большем количестве, чем заявлено в ВТД, а также о заявлении достоверных сведений о количестве вывозимых товаров при их декларировании (пункт 3 статьи 164 ТК ТС, часть 6 статьи 214, часть 6 статьи 312 Закона N 311-ФЗ). В противном случае такое действие является противоправным.
В этой связи вывоз количества товара, превышающего заявленное в ВТД, может рассматриваться как недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
После фактического вывоза товаров с таможенной территории ТС декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных ДТ на все товары, вывезенные за пределы таможенной территории ТС, в срок, устанавливаемый таможенным органом по письменному заявлению декларанта, не превышающий предельный срок подачи полной таможенная декларации (ПВД) (часть 5 статьи 214 Закона N 311-ФЗ).
При этом в ПВД декларантом должны заявляться точные сведения о количестве вывезенных товаров ТС, на основании которых определяется окончательный размер подлежащих уплате таможенных пошлин. Учитывая особенности временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров ТС, заявление в ПВД сведений о меньшем количестве, чем количество фактически вывезенных товаров, которое влияет на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, является заявлением недостоверных сведений о товарах и подлежит квалификации по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
За недекларирование товаров могут быть привлечены декларант либо таможенный представитель (статьи 12, 186 ТК ТС) либо физические лица, перемещающие товары.
Часть 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за заявление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по ЕТН ВЭД ТС, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Основанием для возбуждения дела об АП является ненадлежащее исполнение декларантом (таможенным представителем) своих обязанностей по декларированию товаров и представлению в таможенный орган документов, на основании которых заполнена таможенная декларация (статьи 181, 183, 184, 187, 188, 190 ТК ТС). Аналогичным образом усматриваются признаки рассматриваемых составов АП, если недостоверные сведения обнаружены таможенным органом после выпуска товаров.
Не влечет наступления административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление недостоверных сведений, если в результате их корректировки подлежащая уплате сумма таможенных пошлин, налогов уменьшится по сравнению с заявленной декларантом, поскольку в данном случае отсутствуют вредные последствия и такое деяние не носит противоправного характера.
Согласно пункту 2 статьи 144 ТК ТС пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, берутся в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования. Для целей же привлечения лица к административной ответственности вывод о недостоверности заявленных в таможенной декларации сведений о товаре в части несоответствия всей товарной партии определенному ГОСТу может быть сделан таможенным органом, если при определении качества всей товарной партии соблюдены требования соответствующего ГОСТа, предъявляемые к количеству товара, необходимого для отбора проб и образцов.
Заявление недостоверных сведений о классификационном коде товара по ЕТН ВЭД ТС и таможенной стоимости, послужившие основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, охватывается диспозицией части 2 статьи 16.2 КоАП РФ и образует объективную сторону указанного АП.
Однако, указание декларантом или таможенным представителем в таможенной декларации неверного кода по ЕТН ВЭД ТС, не связанного с заявлением при описании товара неполных, недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию, само по себе не может служить основанием для привлечения лица к ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Необходимо учитывать, что привлечение лица к административной ответственности за заявление недостоверных сведений о коде товара в соответствии с ЕТН ВЭД ТС, заявленного в таможенной декларации со ссылкой на предварительное решение таможенного органа по классификации товара, возможно только в том случае, если будет установлено, что к таможенному декларированию был представлен товар, отличный от того, в отношении которого было принято решение о классификации. В соответствии со статьей 52 ТК ТС предварительное решение о классификации товара является обязательным для всех таможенных органов.
При выявлении неверной классификации товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа в соответствии с Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденной приказом ФТС России от 15.10.2013 N 1940, принимает решение по классификации товара по ЕТН ВЭД ТС.
При этом если решение по классификации товаров принимается до выпуска товаров, то в графу «D» по товару в таможенной декларации, в отношении которого принято решение по классификации, вносится соответствующая запись.
Для квалификации деяния лица по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ необходимо установить недостоверность сведений, на основе которых определена таможенная стоимость, и (или) документов, представленных в таможенный орган для ее подтверждения, а также влияние именно этих сведений (документов) на занижение размера таможенных платежей (транспортные, коммерческие документы, сведения о страховых премиях, транспортных расходах, лицензионных платежах, об отсутствии взаимосвязи между продавцом и покупателем и т.д.).
Само по себе несогласие таможенного органа с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости не образует объективной стороны рассматриваемого правонарушения.
Доказательством заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости товара будут являться: акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, решение о корректировке таможенной стоимости, форма корректировки декларации на товары (КДТ).
Устанавливая, что таможенный представитель действует не от собственного имени, а от имени и по поручению декларанта, ТК ТС закрепляет, что таможенное декларирование также производится таможенным представителем (пункт 2 статьи 179 ТК ТС), в связи с чем именно он несет все обязанности, сопутствующие этой таможенной операции, в том числе обязанность заявлять таможенному органу достоверные сведения о товаре. Одновременно, на основании пункта 1 статьи 15 ТК ТС, он обладает всеми правами декларанта, предусмотренными статьей 187 ТК ТС.
При доказывании вины таможенного представителя следует устанавливать использование таможенным представителем его права требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований ТК ТС (пункт 2 статьи 15 ТК ТС). Поэтому возможный довод таможенных представителей в обоснование своей невиновности, о том, что они лишь используют при декларировании сведения, полученные от получателя или отправителя товаров, и не отвечают за их достоверность, несостоятелен.
Положение пункта 2 статьи 12 ТК ТС о том, что таможенный представитель действует от имени представляемого лица, означает переход к декларанту прав и обязанностей, возникающих в результате таможенного декларирования товаров (право пользования товаром в соответствии с заявленной таможенной процедурой, обязанность по ее завершению определенным способом, обязанность по уплате периодических таможенных платежей и др.). В связи с этим в обязанности таможенного представителя не входит совершение таможенных операций, связанных с соблюдением требований и условий заявленных таможенных процедур (пункт 2 статьи 16 ТК ТС).
В ходе проведения административного расследования по частям 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ в отношении таможенного представителя в зависимости от конкретных обстоятельств дела необходимо рассмотреть вопрос об ответственности декларанта или иного лица по статье 16.7 КоАП РФ и (или) статье 16.3 КоАП РФ.