здание в форме корабля
Архитектура СССР: Дом-корабль на Тульской в Москве
Длина «дома-корабля» 400 м, высота – 50 м, ширина – 15 м (без учета балконов). Между парами подъездов и по краям имеются высокие пролеты с большими колоннами. Они служат для того, чтобы люди имели возможность пройти сквозь строение, а не идти почти полкилометра в обход. В доме 980 квартир, которые располагаются в девяти попарно соединенных подъездах. За счет этого там бесконечные коридоры. По словам жильцов, в них можно спокойно кататься на велосипеде. Немало разговоров ходило про подвальные помещения – одна из версий гласит, что они созданы в качестве укрытия от ядерного взрыва и настолько велики, что там может свободно перемещаться грузовой автотранспорт.
Высотку строили 20 лет (. ) – с 1970-х до начала 1990-х, и одно время она напоминала гигантского двугорбого верблюда. Это потому, что строительство шло частями: первыми появились северная и южная часть дома и уже спустя время – центральная. Когда в одной части дома только начиналось возведение этажей, в другой вовсю шло заселение. В то время в Москве преобладала низкая застройка и эдакая махина порой наводила священный трепет на еще не искушенных небоскребами москвичей и гостей столицы.
А вот счастливым обладателям квартир в «доме-корабле» было не до трепета: пришлось сражаться не только с отменным качеством железобетона от атомщиков, но и с крайне запутанной системой водоснабжения. По странной задумке в некоторых квартирах располагается сразу по три стояка. Вентиль на одном из них может перекрыть воду на кухне соседей, а в другой квартире имеется вентиль, который легким движением соседской руки перекроет воду в вашей ванной комнате.
Кстати, несмотря на внушительные размеры «корабля» квартиры в нем не отличаются большой площадью. Кухни в чуде конструктивизма всего на три метра больше «хрущевок» – 9 кв. м. Несмотря на то, что это один из первых архитектурных проектов, в котором были предусмотрены двухуровневые квартиры, лестничные проемы в них оказались настолько узки, что порой жильцы не могли внести мебель на второй этаж.
Зато к несомненным плюсам можно отнести то, что в доме изначально была подключена система пожарной сигнализации, а для лучшей шумоизоляции окна монтировали с утолщенными рамами и стеклами. На последних этажах здания предусмотрены балконы для эвакуации жителей на случай чрезвычайных ситуаций.
«Дом-корабль» – когда-то белоснежный, напоминающий величественный лайнер, а сегодня грязно-серый и слишком уж мрачный, он нависает над Большой Тульской улицей как символ ушедшей от нас эпохи.
Дома, построенные в виде кораблей
Говорят, что дом — это зеркало души его хозяина. Неудивительно, что незаурядные творческие личности делают места своего обитания непохожими на другие. Некоторые из этих жилищ только походят на суда и твердо стоят на земле, другие в прошлом действительно были катерами и лодками, а ныне превратились в плавучие домики.
Дом-корабль Benson Ford
На берегу озера Огайо на границе США и Канады находится один из самых известных домов-кораблей. Он был переделан из старого транспортного судна, которое построили в 1924 году по заказу компании Ford Motors и его владельца Генри Форда. Грузовоз доставлял по воде железную руду и другие расходные материалы для автомобильного предприятия, а после был списан и приобретен Фрэнком Салливаном, который отделил от него носовую часть и сделал из него дом. В жилище насчитывается 4 этажа, а общая площадь составляет 650 кв. м.
Многоквартирный комплекс на базе круизного лайнера The World
Мечтой любого путешественника можно назвать круизный лайнер, который приписан к порту Рио-де-Жанейро в Бразилии. Потому что это одновременно и корабль, и настоящий многоквартирный дом. Здесь можно купить себе квартиру для постоянно проживания или получить номер, как в отеле. Судно, построенное совместно шведами и норвежцами, было спущено на воду в 2002 году. Покупка жилья на его территории — удовольствие не из дешевых: в среднем 5-7 млн долларов. Но отбоя от желающих все равно нет, ведь очень многие богатые люди хотят поселиться в элитной квартире с большой площадью и всеми необходимыми удобствами, из которой на прогулку можно будет выходить каждый раз в новом городе и в другой стране.
«Летучий корабль» в Кемерово, Россия
В сибирском городке Кемерово живет народный умелец и мастер на все руки Николай Орехов. Он страстно увлекает национальным зодчеством, но не только в созерцательном плане, а в самом что ни на есть практическом. Своими руками он сумел построить деревянный дом в форме корабля. Местные жители прозвали конструкцию Николаевым ковчегом. Самое удивительное, что мастер не использовал ни одного гвоздя. Дом имеет три этажа, в нем есть бассейн, баня, оранжерея и большой балкон.
Плавучий дом в Дубае
Очень стильный дом, напоминающий одновременно и современное хай-тек жилище, и корабль, и космический шаттл, создали конструкторы компании X-Architects в сотрудничестве с дизайнером Линой Вандале. Они пришвартован к пристани города Дубая. Жилище площадью более 100 кв. м выполнено из стали и стекла и покоится на двойном основании, ранее бывшем частью катамарана. Им можно управлять благодаря наличию рубки и ходовой части. На нижней палубе находится ванная, на верхней — спальня и кухня, а на крыше есть солярий.
Дом-баржа в Гамбурге
У оригинального жилища, пришвартованного на набережной канала Эйлбек в городе Гамбург, ходовой части нет, поэтому самостоятельно оно двигаться не может. Тем не менее дом вполне уверенно держится на воде, а транспортировать его на новое место можно как обычную баржу. Это жилой многоквартирный комплекс с общей кухней и гостиной. Его обитатели — эксцентричные жители Гамбурга, которые работают в центре города.
Плавучий дом из Боинга в штате Флорида
Говорят, что «рожденный ползать летать не может», но, оказывается, рожденный летать может плавать.
Подобным образом сложилась судьба у списанного самолета Боинг, который со временем лишился крыльев и хвоста. Зато от него осталась герметичная центральная часть с кабиной, которую превратили в плавучий дом-корабль. Его прозвали Космическим маффином за своеобразную форму.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Этот гигантский серый дом, мрачно возвышающийся напротив метро Тульская и современного торгового центра, похож на суровый военный корабль из далекого прошлого, плывущий среди зданий, машин и людей. С первых дней строительства местные жители так и окрестили его – «дом-корабль». Здание, выстроенное в стиле советского конструктивизма, сразу породило множество легенд, однако мало кто знает подлинную его историю и имеет представление обо всех его удивительных особенностях.
Гигантские размеры впечатляют
Длина дома – 400 метров, и по протяженности он равен половине Большой Тульской улицы, на которой стоит. В здании 9 подъездов. Большинство из них объединены общим коридором по два, а также есть три объединенных подъезда. Это вам не привычные этажи советских жилых домов, на каждом из которых всего по 3 или, максимум, по 6 квартир. В доме-корабле коридоры на этажах сделали настолько длинными, что можно запросто совершать утреннюю пробежку или заезд на велосипеде! Причем, иногда по этим коридорам гуляет ветер.
При такой невероятной длине в высоту здание тоже внушительное – 14 (а по сути все 16) этажей. И если сейчас такими размерами здания мало кого удивишь, то в советские годы, когда все дома в этом районе были гораздо мельче, этот дом выглядел настолько устрашающе-внушительно, что у местных жителей и приезжих вызывал не только ассоциации с кораблем, но и тревожные мысли о том, что построили его здесь неспроста. И прежде всего это было связано с тем, что возводили его атомщики.
Дом на случай апокалипсиса?
Здание действительно строили по заказу Министерства среднего машиностроения СССР, которое отвечало за атомную промышленность. Предполагалось, что это здание станет примером того, как должен выглядеть самый надежный и крепкий многоквартирный дом, способный пережить любые катаклизмы – вплоть до бомбардировки. А если верить городским легендам, то здание могло выстоять даже при ядерном ударе. Поэтому эту махину местные жители еще называли «дом атомщиков».
Надо сказать, народная молва на пустом месте не рождается, и даже в самых невероятных байках всегда присутствует доля правды. Например, известно, что в доме действительно часть квартир выделили атомщикам и что один из руководителей строительства до того, как взяться за данный проект, работал исключительно на постройке советских АЭС.
В любом случае, дом действительно получился сейсмически устойчивым и был спроектирован так, что при сильной вибрации земли не сложился бы, как это случается с обычными жилыми постройками.
Интересно, что в конструкции здания присутствуют и крепчайший железобетон, отлитый на оборонных заводах, и монолит, и кирпичная кладка, которую использовали в основном для внутренних перегородок.
Как строили дом
Архитекторы Владимир Бабад и Всеволод Воскресенский спроектировали здание по западному проекту, но внеся в него свои изменения.
Здание строили два десятка лет, отдельными отрезками (постепенно, по мере возведения его частей, заселяя в них жильцов) и полностью завершили только в начале 1990-х. Поскольку работа шла так долго и на протяжении возведения дома менялись как начальники, так и реализаторы проекта, в течение этих 20 лет в строительство постоянно вносились изменения.
В итоге дом получился несколько несуразным, неоднородным по качеству, с запутанной системой водоснабжения, а планировка квартир оказалась не одинаковой.
Более того, известно, что в здании есть странные пустоты: во время строительства рабочие рассказывали, что некоторые уже имеющиеся помещения по приказу вышестоящего начальства приходилось замуровывать. Говорят, это было связано с тем, что изначально спроектированные большие квартиры уже в процессе подготовки к сдаче было решено уменьшить.
Легенды и страшилки
Кстати, с этими пустыми помещениями связано немало городских легенд. В доме ходили слухи, что это тайные комнаты сотрудников КГБ (а позже – ФСБ), специально оборудованные для слежки за жильцами-атомщиками. По другой, еще более страшной легенде, это камеры пыток для политических заключенных.
Немало слухов породили и подвальные помещения этого здания. Поскольку первые два этажа дома-корабля с самого начала были спроектированы под нежилые помещения (магазины, аптеки, предприятия сферы услуг), подвал представлял собой склады. Так вот ходили разговоры, что на самом деле это подземелье было создано как бункер для укрытия от ядерного удара, и площадь его настолько велика, что там могут запросто ездить огромные грузовики.
И плюсы, и минусы
Несмотря на то, что внешне дом получился очень странным, и некоторые жители считают, что он уродует облик города, с бытовой точки зрения у него оказалось много плюсов. Например, во всех квартирах с самого начала была предусмотрена пожарная сигнализация (которую в последующие годы почему-то отключили), окна поставили с толстыми рамами и стеклами – для шумоизоляции, а на последних этажах здания предусмотрены балконы для эвакуации жителей на случай пожара и других ЧП.
Внизу здания между попарно соединенными подъездами и по краям сделаны высокие пролеты с большими колоннами, чтобы люди могли проходить сквозь дом, а не идти в обход.
А еще на верхних этажах «корабля» архитекторы спроектировали двухэтажные четырехкомнатные квартиры. В каждой из них – обязательно по два туалета (на нижнем и верхнем этаже) и встроенные гардеробные. По советским меркам это было очень необычно и современно. Как правило, такие квартиры давали многодетным семьям или привилегированным жильцам.
Говорят, после возведения этого дома городские власти планировали построить еще один такой же «корабль» – напротив. Однако уже на стадии строительства первого здания это решение отменили.
Кстати, в лихие девяностые была идея надстроить «дому-кораблю» еще пару этажей и открыть в новых помещениях ночные клубы и казино. К счастью, ее не реализовали.
Сейчас дом изрядно постарел и, как внутри, так и снаружи претерпел изменения. Например, некоторые жильцы объединили квартиры общими тамбурами, таким образом укоротив коридоры. Балконы стали застеклять кто во что горазд, и поэтому здание стало еще более несуразным, потеряв единый стиль. На первом этаже появилось много красочных вывесок разных банков, закусочных, магазинов. Но в общем и целом «корабль» остался таким же мрачно-величественным.
У многих московских зданий есть свои легенды. К сожалению, иногда в ходе истории остаются лишь предания, а сами здания мы теряем. Например, Легендарную Сухареву башню, уничтоженную в 1930-х годах.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Дом-корабль на Тульской (Дом атомщиков), Большая Тульская, 2
Шестнадцатиэтажный девятиподъездный панельный жилой дом. Модернизированная вариация на тему дома-коммуны — неоконструктивизм 1970-х годов. Построен по индивидуальному проекту в 1986 г. Количество квартир: 980.
«Дом-корабль», «Дом атомщика», «Титаник», «Большой дом», «Дом холостяка», «Лежачий небоскреб» — только часть народных названий гигантского здания на Большой Тульской улице. Дом длиной 400 м и высотой 50 м строили почти два десятилетия.
Cтроительство дома, 1981-1983.
По протяженности он равен половине Большой Тульской улицы, на которой стоит. В здании 9 подъездов. Большинство из них объединены общим коридором по два, а также есть три объединенных подъезда.
Строительство дома под кодовым названием «Титаник» было закончено в 1986 году группой архитекторов под руководством Владимира Бабата, однако задуман он был существенно раньше, ещё в 1970-е годы, предположительно, при участии Леонида Чериковера, автора превосходного жилого дома № 1 по Покровскому бул. (1936 г.).
Здание строили по заказу Министерства среднего машиностроения СССР, которое отвечало за атомную промышленность. Предполагалось, что это здание станет примером того, как должен выглядеть самый надежный и крепкий многоквартирный дом, способный пережить любые катаклизмы – вплоть до бомбардировки. А если верить городским легендам, то здание могло выстоять даже при ядерном ударе. Поэтому эту махину местные жители еще называли «дом атомщиков».
Руководителем строительства дома-корабля был известный в Советском Союзе архитектор Владимир Давидович Бабад, который помимо жилищного строительства занимался проектированием объектов для атомных реакторов. Последнее и стало одним из факторов того, что здание проектировали с высокой сейсмоустойчивостью, а прямым, обычно, углам фасадов зданий задали величины в 87 и 93 градуса, что препятствовало бы складыванию здания при сильном землетрясении.
На полах в квартирах был уложен паркет. Окна застеклили 6-ти миллиметровым стеклом для лучшей звукоизоляции, а со стороны Большой Тульской улицы дополнительно смонтировали еще и фрамуги, для усиления этого эффекта.
Что касается планировки, в доме-корабле на Большой Тульской, 2 имелись 1-2-3 и 4-комнатные квартиры. Последние даже размещались на двух уровнях, что для того времени было весьма редким случаем.
Этот гигантский серый дом, мрачно возвышающийся напротив метро Тульская и современного торгового центра, похож на суровый военный корабль из далекого прошлого, плывущий среди зданий, машин и людей. С первых дней строительства местные жители так и окрестили его – «дом-корабль». Здание, выстроенное в стиле советского конструктивизма, сразу породило множество легенд, однако мало кто знает подлинную его историю и имеет представление обо всех его удивительных особенностях.
Гигантские размеры впечатляют
Длина дома – 400 метров, и по протяженности он равен половине Большой Тульской улицы, на которой стоит. В здании 9 подъездов. Большинство из них объединены общим коридором по два, а также есть три объединенных подъезда. Это вам не привычные этажи советских жилых домов, на каждом из которых всего по 3 или, максимум, по 6 квартир. В доме-корабле коридоры на этажах сделали настолько длинными, что можно запросто совершать утреннюю пробежку или заезд на велосипеде! Причем, иногда по этим коридорам гуляет ветер.
При такой невероятной длине в высоту здание тоже внушительное – 14 (а по сути все 16) этажей. И если сейчас такими размерами здания мало кого удивишь, то в советские годы, когда все дома в этом районе были гораздо мельче, этот дом выглядел настолько устрашающе-внушительно, что у местных жителей и приезжих вызывал не только ассоциации с кораблем, но и тревожные мысли о том, что построили его здесь неспроста. И прежде всего это было связано с тем, что возводили его атомщики.
Дом на случай апокалипсиса?
Здание действительно строили по заказу Министерства среднего машиностроения СССР, которое отвечало за атомную промышленность. Предполагалось, что это здание станет примером того, как должен выглядеть самый надежный и крепкий многоквартирный дом, способный пережить любые катаклизмы – вплоть до бомбардировки. А если верить городским легендам, то здание могло выстоять даже при ядерном ударе. Поэтому эту махину местные жители еще называли «дом атомщиков».
Надо сказать, народная молва на пустом месте не рождается, и даже в самых невероятных байках всегда присутствует доля правды. Например, известно, что в доме действительно часть квартир выделили атомщикам и что один из руководителей строительства до того, как взяться за данный проект, работал исключительно на постройке советских АЭС.
В любом случае, дом действительно получился сейсмически устойчивым и был спроектирован так, что при сильной вибрации земли не сложился бы, как это случается с обычными жилыми постройками.
Интересно, что в конструкции здания присутствуют и крепчайший железобетон, отлитый на оборонных заводах, и монолит, и кирпичная кладка, которую использовали в основном для внутренних перегородок.
Как строили дом
Архитекторы Владимир Бабад и Всеволод Воскресенский спроектировали здание по западному проекту, но внеся в него свои изменения.
Здание строили два десятка лет, отдельными отрезками (постепенно, по мере возведения его частей, заселяя в них жильцов) и полностью завершили только в начале 1990-х. Поскольку работа шла так долго и на протяжении возведения дома менялись как начальники, так и реализаторы проекта, в течение этих 20 лет в строительство постоянно вносились изменения.
В итоге дом получился несколько несуразным, неоднородным по качеству, с запутанной системой водоснабжения, а планировка квартир оказалась не одинаковой.
Более того, известно, что в здании есть странные пустоты: во время строительства рабочие рассказывали, что некоторые уже имеющиеся помещения по приказу вышестоящего начальства приходилось замуровывать. Говорят, это было связано с тем, что изначально спроектированные большие квартиры уже в процессе подготовки к сдаче было решено уменьшить.
Легенды и страшилки
Кстати, с этими пустыми помещениями связано немало городских легенд. В доме ходили слухи, что это тайные комнаты сотрудников КГБ (а позже – ФСБ), специально оборудованные для слежки за жильцами-атомщиками. По другой, еще более страшной легенде, это камеры пыток для политических заключенных.
Немало слухов породили и подвальные помещения этого здания. Поскольку первые два этажа дома-корабля с самого начала были спроектированы под нежилые помещения (магазины, аптеки, предприятия сферы услуг), подвал представлял собой склады. Так вот ходили разговоры, что на самом деле это подземелье было создано как бункер для укрытия от ядерного удара, и площадь его настолько велика, что там могут запросто ездить огромные грузовики.
И плюсы, и минусы
Несмотря на то, что внешне дом получился очень странным, и некоторые жители считают, что он уродует облик города, с бытовой точки зрения у него оказалось много плюсов. Например, во всех квартирах с самого начала была предусмотрена пожарная сигнализация (которую в последующие годы почему-то отключили), окна поставили с толстыми рамами и стеклами – для шумоизоляции, а на последних этажах здания предусмотрены балконы для эвакуации жителей на случай пожара и других ЧП.
Внизу здания между попарно соединенными подъездами и по краям сделаны высокие пролеты с большими колоннами, чтобы люди могли проходить сквозь дом, а не идти в обход.
А еще на верхних этажах «корабля» архитекторы спроектировали двухэтажные четырехкомнатные квартиры. В каждой из них – обязательно по два туалета (на нижнем и верхнем этаже) и встроенные гардеробные. По советским меркам это было очень необычно и современно. Как правило, такие квартиры давали многодетным семьям или привилегированным жильцам.
Говорят, после возведения этого дома городские власти планировали построить еще один такой же «корабль» – напротив. Однако уже на стадии строительства первого здания это решение отменили.
Кстати, в лихие девяностые была идея надстроить «дому-кораблю» еще пару этажей и открыть в новых помещениях ночные клубы и казино. К счастью, ее не реализовали.
Сейчас дом изрядно постарел и, как внутри, так и снаружи претерпел изменения. Например, некоторые жильцы объединили квартиры общими тамбурами, таким образом укоротив коридоры. Балконы стали застеклять кто во что горазд, и поэтому здание стало еще более несуразным, потеряв единый стиль. На первом этаже появилось много красочных вывесок разных банков, закусочных, магазинов. Но в общем и целом «корабль» остался таким же мрачно-величественным.