здание в форме самолета
«Летающий» конструктивизм, или Как в СССР построили дом-самолёт
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Выставочный комплекс состоял из нескольких сооружений, но над главным павильоном, как основным зданием, работали больше всего. В конечном итоге труд группы архитекторов и инженеров представили проект конструктивистского здание, выполненное форме креста.
Строительство дома-самолета было закончено к 1935 году, после чего в нем расположилась экспозиция, посвященная Генеральному плану реконструкции Москвы. А два года спустя, к двадцатилетнему юбилею Октябрьской революции, была открыта выставка «Индустрия социализма».
В конце пятидесятых годов Всесоюзную постоянную строительную выставку объединили с Сельскохозяйственной и Промышленной выставками – та появилась Всесоюзная выставка достижений народного хозяйства, более известная как ВДНХ. Однако вся эта громада экспонатов переехала, а здание главного павильона было отдано НИИ и КБ Министерства среднего машиностроения.
Справедливости ради, следует отметить, то после развала Советского Союза о здании не забыли: по информации Novate.ru, в 1992 году бывший главный павильон строительной выставки под отдан для размещения в нем «Российского научно-информационного выставочного центра по архитектуре и строительству «Росстройэкспо».
Хочешь увидеть, какие шедевры советского конструктивизма и сегодня можно увидеть своими глазами? Тогда читай: 5 эффектных зданий советского конструктивизма, мимо которых до сих пор равнодушно не пройдешь
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Каким до наших дней сохранился построенный в СССР дом-самолет
Даже не все москвичи знают, что этот дом вообще существует. В течение долгих лет допуск к зданию был ограничен. И его необычную форму можно разглядеть только с воздуха. Но сегодня здание внесено в список объектов культурного наследия страны, которые подлежат восстановлению.
Каким сохранился до наших дней построенный в СССР дом-самолет?
Самолеты, тракторы, корабли
Эпоху первых десятилетий существования СССР историки считают периодом расцвета в области архитектуры. Правда работы архитекторов в ту пору отражали идеи, которыми жила молодая страна. А это значит, что в камне увековечивали индустриальные объекты. А скульпторы воспевали тружеников. В ту эпоху появлялись дома в форме тракторов, кораблей и самолетов.
Дом-самолет в Хамовниках – один из немногих объектов той поры, который дожил до наших дней. И за это время он пережил разные периоды.
История постройки
Здесь, на земле площадью 80 гектаров, советское правительство приняло решение разместить строительную выставку. Строительные работы начались в 30-х годах прошлого века, и главному зданию уделялось особенное внимание.
Создание проекта приписывали братьям Весниным, в ту пору весьма известным. Но исследования, которые проводились уже в наши дни, доказали, что автором был другой человек. Весьма неординарная личность – Генрих Людвиг, специалист в разных сферах.
Дом должен был напоминать самолет, и у создателей это действительно получилось. Если стоять рядом со зданием, заметить это трудно. А вот с высоты птичьего полета округлый фасад и форма креста создают вполне даже заметное сходство.
Не обошлось и без украшения фасада в духе эпохи. На стене был размещен барельеф «Семь сталеваров», его создал Исаак Менделевич, который позже стал обладателем Сталинской премии.
В результате в 1935 году дом стал известен тем, что здесь открылась выставка «Индустрия социализма».
Забвение
Дом-самолет пережил войну, а в 50-х годах власти решили объединить сразу несколько экспозиций. Так появился прообраз ВДНХ, и сначала это было в Хамовниках. Но вскоре грандиозный проект перенесли, туда, где он существует и поныне.
После этого в доме-самолете разместилось конструкторское бюро и другие структуры НИИ машиностроения. Мирное название существовало лишь на бумаге, на самом деле предприятие работало на военную промышленность.
И здание стало жертвой другой крайности – сверхсекретности. Появилась колючая проволока, и никто уже не заботился о красоте и сохранности фасадов. Отдельные участки дома и вовсе были перестроены.
Настоящее
Дому-самолету повезло в том, что когда СССР прекратил свое существование, здание не перестроили и не снесли. Добротные помещения пригодились новым организациям.
Но лишь в 2010 году к владению домом пришел инвестор, которого заинтересовала историческая ценность дома-самолета. И в 2012 году здание попало в реестр культурного наследия. И теперь дом восстановят. Он станет памятником советской эпохи и архитектуры.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!
На Фрунзенской набережной началась реконструкция дома-самолета
В Москве по фотоархивам будет воссоздан исторический облик дома-самолета на Фрунзенской набережной (1-я Фрунзенская улица, д. 3а), говорится в сообщении мэрии. Соответствующее решение принято еще в 2012 году, после внесения здания в российский реестр объектов культурного наследия. Однако к работам планируется приступить только в этом году.
Здание на Фрунзенской возведено в стиле конструктивизма в 1933 году как главный павильон Всесоюзной строительной выставки. Его силуэт внешне напоминает самолет с крыльями. В многочисленных источниках авторство проекта приписывается разным архитекторам: Лященко, Веснину, Корбуту-Смирнову.
Проект реставрации и сами реставрационные работы будут осуществляться за счет средств частного инвестора — нынешнего собственника здания, сообщает мэрия.
Долгое время в корпусах здания проводились мероприятия, посвященные строительству, архитектуре и дизайну. С 50-х годов ХХ века дом-самолет частично заняли административные помещения, пишет mos.ru. В начале 2000-х в одном из корпусов располагался супермаркет. Однако часть комплекса сохранила свой изначальный функционал — здесь находится постоянная торгово-выставочная экспозиция «Росстройэкспо».
Самой сложной частью реставрации, по оценкам специалистов, станет бетонный барельеф весом в несколько тонн, на котором изображены рабочие-сталевары, заводские трубы и строительные леса. «Сложное рельефное панно включает в себя восемь фигур, которые изображают выплавку стали. Каждый элемент будем снимать вручную, а после восстанавливать в мастерских», — рассказал mos.ru почетный реставратор Москвы Григорий Мудров. По его словам, после завершения всех работ возрожденный облик памятника нарушит только пожарная лестница — ее придется установить у основания «крыльев» согласно правилам пожарной безопасности.
В 20–30-х годах прошлого столетия архитекторы во многих своих проектах старались передать идею открытости не только аудитории, которая будет смотреть на здание с улицы, но и потенциальным зрителям, которые могли бы видеть силуэты построек с высоты птичьего полета и даже из космоса. Поэтому многие проекты того времени при виде сверху напоминают по форме различные предметы и машины: звезды (Театр Российской армии), трактор (театр в Ростове-на-Дону). Однако самолеты стали одной из наиболее популярных тем.
Дома-самолеты
Дом-коммуна Текстильного института
Трехчастное, напоминающее самолет 200-метровое здание — жилой комплекс на две тысячи студентов. Самое интересное московское общежитие было построено в 1929–1931 годах близ Донского монастыря для Текстильного института по проекту архитектора Ивана Николаева. Этот комплекс состоит из трех больших корпусов и в плане напоминает самолет. В узком и длинном спальном блоке, вытянутом с юга на север, на каждом из семи этажей устроен коридор со сдвижными дверями-входами в двухместные спальные кабины. Из спального корпуса студент мог попасть в соседний восьмиэтажный санитарный корпус. А далее — в следующий, низкий общественный (учебный) корпус, в котором находились детские ясли, кухня, столовая, актовый зал, библиотека и общий холл для занятий, освещенный с помощью шедовых фонарей. На антресоли вдоль холла располагались кабинки для индивидуальных занятий.
Центральный НИИ РАМН туберкулеза в Лосином Острове
Построено в конце 1920-х годов по проекту архитектора Романа Хигера. В плане очертаниями напоминает аэроплан того времени. В середине 1930-х годов здание утяжелено классическим декором.
Школа — Морской колледж
Школа в стиле конструктивизма на углу улицы Седова и Большого Смоленского проезда была возведена в 1932–1933 годах по проекту архитекторов Константина Дмитриева и Николая Демкова, пишет архитектурный портал Санкт-Петербурга. По архитектурной моде того времени здание напоминает в плане очертания самолета. С 1951 года в нем располагается мореходное училище (сейчас Морской колледж), которое входит в состав Государственной Морской академии им. адмирала С. О. Макарова.
Здания-самолёты
В Москве в 1920-1930-е годы было построено несколько зданий, с высоты птичьего полета напоминающих самолет, например, Центральный НИИ туберкулеза в Лосином Острове на Яузской аллее и дом-коммуна на улице Орджоникидзе. А еще в те же тридцатые (на волне успеха Первой всероссийской сельскохозяйственной и кустарной выставки 1923 года) власти задумали устройство нескольких выставочных площадок. На севере столицы стали строить ВДНХ, а чуть раньше построили Главный павильон Постоянной всесоюзной строительной выставки (ПВСВ неблагозвучно звучит, поэтому аббревиатура почти не использовалась). Это на 1-й Фрунзенской улице, 3а. Здание главного павильона построено в форме самолета. Строительство закончили в 1935 году и стали в этом огромном самолете показывать выставку, посвященную плану реконструкции Москвы – так называемому сталинскому плану, а чуть позже – выставку «Индустрия социализма».
Фасад декорирован монументальным барельефом скульптора Менделевича на тему механизации строительства: он демонстрирует восемь фигур, которые занимаются выплавкой стали. Барельеф сделан из бетона и весит десятки тонн.
Здание было центром в композиции выставки. Крестообразная конфигурация здания отражала популярную в идеологии советской архитектуры методику придавать социально-общественным зданиям символические очертания.
Из таких заметных с высоты птичьего полета домов можно указать здание театра Российской армии в форме звезды или знаменитую фабрику-кухню в форме Серпа и Молота, – правда она не в Москве.
Здание сделали в мастерской братьев Весниных. Стиль называют постконструктивизм. Архитектором чаще всего указывают Анатолия Корбут-Смирнова. Из интересных подробностей также чаще всего указывают, что здание построено из нового тогда материала – фибролита. Это древесная стружка с портландцементом, сформованная под давлением. И тепло держит, и огня не очень боится, однако очень быстро напитывает влагу и может быть поражена грибком. Здание еще не отреставрировано и прекрасно выглядит в своей патинированности. Сходите – посмотрите.
Американец превратил в дом списанный самолет Boeing (28 фото)
В стремлении уединиться и уйти подальше от насущных проблем, некоторые люди предпочитают жить где-нибудь подальше от шумных городов. В числе таких отшельников и американец Брюс Кемпбелл. Этот человек живет посреди леса в списанном самолете Boeing 727, который стал для него отличной альтернативой дома.
Не устану продвигать идею, что всё самое интересное находится не в городах, а между ними. На узких разбитых дорогах, в богом забытых деревнях — там спрятаны настоящие сокровища. Только не каждый найдёт.
Вот и этот Боинг 727 не увидишь с дороги, не приметишь даже самым зорким взглядом. Именно здесь решил обосноваться Брюс Кемпбелл.
От цивилизации он отгородился плотным “забором” из сосен, высадил вручную целый лес, ещё сорок лет назад. При этом, Брюса нельзя назвать отшельником. Просто он — себе на уме.
На фотографии изображён Марк, сосед Брюса, который и показал мне самолёт. Уникальный случай: когда я пишу рассказ про человека, не видя самого героя репортажа. Дело в том, что Брюс есть, и в то же время его нет. Он обитает на два дома: один здесь, в Орегоне, другой в Японии. Мистер Кемпбелл невероятно увлечён культурой этой страны, проводит там половину жизни. Мы списались по электронной почте, и хозяин дома-самолёта любезно попросил своего соседа помочь, и показать мне жилище.
Свой необычный дом Брюс, электроинженер по специальности, купил в 1999 году, и причин на это было несколько. Одна из — ему было жалко, что старые, “вышедшие на пенсию” самолёты уничтожают и разрезают на мелкие части. В то время, когда их можно использовать как-то ещё.
Так он решил переделать отлетавший своё Боинг-727 в жилой дом. Уже после появилась и теория, почему жизнь в самолёте лучше, скажем, чем в деревянном доме: дерево недолговечно, подвержено нападению термитов: дерево деформируется от обильных дождей, а они в Орегоне не редкость. И, в конце-концов, такой дом очень легко загорается.
Другое дело корпус самолёта, который давно отлетал своё в воздухе, но для дома всё ещё крепок.
Этот самолёт летал в Греции, а после окончания срока службы вернулся в США. В 1998 году его выкупил и оформил на себя Брюс. Когда-то самолёт выглядел так:
Парадный вход в самолёт через хвост (он там устроен, как в ЯК-42), но ввиду отсутствия хозяина, мы с Марком зашли через окно.
С электричеством тоже удобно: в самолёте же оно давно разведено, кинул провод и готово.
Заходим внутрь. Интерьер похож…на самолёт. Только обшивка частично снята.
Кабина пилотов, сохранилась в целости и сохранности. это самая нетронутая часть самолёта.
Интерьеры сохранились аутентичные, из семидесятых. Но как здесь жить?
Брюс не стал строить стены, разделяя единое пространство Боинга на комнаты. Всё уместилось в длинной “сосиске” фюзеляжа.
Странно, конечно, видеть греческий самолёт в американской глуши, у них ведь и своих 727-х было много.
Я не заметил у Брюса больших шкафов или комодов, лёгкая одежда разместилась на вешалках здесь же, в салоне. Внутри самолёта идеальная чистота, гостям полагаются одноразовые белые тапочки. Впитывая японскую культуру, мистер Кемпбелл в первую очередь впитал японскую чистоплотность.
И вот тут начинается самое интересное. Какие только предметы здесь можно найти!
Жаль, что не удалось пообщаться с Брюсом лично, удивительный же человек.
Вот и жилая часть, ближе к хвосту. Нехитрый диван, который раскладывается в кровать, дополнительные одеяла, рабочее место. А ведь мистер Кемпбелл уже не молод, ему 64 года.
Набор множества гаджетов, подключённых к сети, меня немного смутил. Если это колллекция техники, почему все в работе? Там вообще многое было под напряжением.
Ноутбуки он тоже коллекционирует. И консервы, кажется.
Радиоинженер, понятно. Помните доктора Эмметта Брауна из Назад в будущее? У которого была подключена куча приборов и играла музыка даже когда его не было дома? Вот и у Брюса то же самое: из радиолы раздается бодрая японская попса, множество гаджетов подключены к сети и одному Брюсу понятно, зачем продолжают работать, когда хозяин проводит половину жизни в Японии.
Ванная комната не оформлена в отдельное пространство, здесь так же, рядом, установлена стиралка, умывальник и душ.
Туалет отдельный устанавливать не пришлось, в самолёте их и так три.
Душевая выглядит немного странно. Но функции свои выполняет.
Ну и кухня. Видно, что ещё очень много работы, но здесь уже можно жить, зимой есть даже простенькое отопление. Сейчас Брюс совокупно потратил около 220 тысяч долларов, и его дом требует новых вложений. Впрочем, “орегонский мужик” задумал новый проект — превратить в дом старый Боинг 747 и обустроиться в Японии или вообще в Новой Зеландии.