здание в форме самолета

«Летающий» конструктивизм, или Как в СССР построили дом-самолёт

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

здание в форме самолета

здание в форме самолета

Выставочный комплекс состоял из нескольких сооружений, но над главным павильоном, как основным зданием, работали больше всего. В конечном итоге труд группы архитекторов и инженеров представили проект конструктивистского здание, выполненное форме креста.

здание в форме самолета

Строительство дома-самолета было закончено к 1935 году, после чего в нем расположилась экспозиция, посвященная Генеральному плану реконструкции Москвы. А два года спустя, к двадцатилетнему юбилею Октябрьской революции, была открыта выставка «Индустрия социализма».

В конце пятидесятых годов Всесоюзную постоянную строительную выставку объединили с Сельскохозяйственной и Промышленной выставками – та появилась Всесоюзная выставка достижений народного хозяйства, более известная как ВДНХ. Однако вся эта громада экспонатов переехала, а здание главного павильона было отдано НИИ и КБ Министерства среднего машиностроения.

здание в форме самолета

здание в форме самолета

Справедливости ради, следует отметить, то после развала Советского Союза о здании не забыли: по информации Novate.ru, в 1992 году бывший главный павильон строительной выставки под отдан для размещения в нем «Российского научно-информационного выставочного центра по архитектуре и строительству «Росстройэкспо».

здание в форме самолета

Хочешь увидеть, какие шедевры советского конструктивизма и сегодня можно увидеть своими глазами? Тогда читай: 5 эффектных зданий советского конструктивизма, мимо которых до сих пор равнодушно не пройдешь

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Каким до наших дней сохранился построенный в СССР дом-самолет

Даже не все москвичи знают, что этот дом вообще существует. В течение долгих лет допуск к зданию был ограничен. И его необычную форму можно разглядеть только с воздуха. Но сегодня здание внесено в список объектов культурного наследия страны, которые подлежат восстановлению.

здание в форме самолета

Каким сохранился до наших дней построенный в СССР дом-самолет?

Самолеты, тракторы, корабли

Эпоху первых десятилетий существования СССР историки считают периодом расцвета в области архитектуры. Правда работы архитекторов в ту пору отражали идеи, которыми жила молодая страна. А это значит, что в камне увековечивали индустриальные объекты. А скульпторы воспевали тружеников. В ту эпоху появлялись дома в форме тракторов, кораблей и самолетов.

здание в форме самолета

Дом-самолет в Хамовниках – один из немногих объектов той поры, который дожил до наших дней. И за это время он пережил разные периоды.

История постройки

Здесь, на земле площадью 80 гектаров, советское правительство приняло решение разместить строительную выставку. Строительные работы начались в 30-х годах прошлого века, и главному зданию уделялось особенное внимание.

Создание проекта приписывали братьям Весниным, в ту пору весьма известным. Но исследования, которые проводились уже в наши дни, доказали, что автором был другой человек. Весьма неординарная личность – Генрих Людвиг, специалист в разных сферах.

здание в форме самолета

Дом должен был напоминать самолет, и у создателей это действительно получилось. Если стоять рядом со зданием, заметить это трудно. А вот с высоты птичьего полета округлый фасад и форма креста создают вполне даже заметное сходство.

Не обошлось и без украшения фасада в духе эпохи. На стене был размещен барельеф «Семь сталеваров», его создал Исаак Менделевич, который позже стал обладателем Сталинской премии.

В результате в 1935 году дом стал известен тем, что здесь открылась выставка «Индустрия социализма».

Забвение

Дом-самолет пережил войну, а в 50-х годах власти решили объединить сразу несколько экспозиций. Так появился прообраз ВДНХ, и сначала это было в Хамовниках. Но вскоре грандиозный проект перенесли, туда, где он существует и поныне.

После этого в доме-самолете разместилось конструкторское бюро и другие структуры НИИ машиностроения. Мирное название существовало лишь на бумаге, на самом деле предприятие работало на военную промышленность.

И здание стало жертвой другой крайности – сверхсекретности. Появилась колючая проволока, и никто уже не заботился о красоте и сохранности фасадов. Отдельные участки дома и вовсе были перестроены.

Настоящее

Дому-самолету повезло в том, что когда СССР прекратил свое существование, здание не перестроили и не снесли. Добротные помещения пригодились новым организациям.

здание в форме самолета

Но лишь в 2010 году к владению домом пришел инвестор, которого заинтересовала историческая ценность дома-самолета. И в 2012 году здание попало в реестр культурного наследия. И теперь дом восстановят. Он станет памятником советской эпохи и архитектуры.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!

Источник

На Фрунзенской набережной началась реконструкция дома-самолета

здание в форме самолета

В Москве по фотоархивам будет воссоздан исторический облик дома-самолета на Фрунзенской набережной (1-я Фрунзенская улица, д. 3а), говорится в сообщении мэрии. Соответствующее решение принято еще в 2012 году, после внесения здания в российский реестр объектов культурного наследия. Однако к работам планируется приступить только в этом году.

Здание на Фрунзенской возведено в стиле конструктивизма в 1933 году как главный павильон Всесоюзной строительной выставки. Его силуэт внешне напоминает самолет с крыльями. В многочисленных источниках авторство проекта приписывается разным архитекторам: Лященко, Веснину, Корбуту-Смирнову.

Проект реставрации и сами реставрационные работы будут осуществляться за счет средств частного инвестора — нынешнего собственника здания, сообщает мэрия.

Долгое время в корпусах здания проводились мероприятия, посвященные строительству, архитектуре и дизайну. С 50-х годов ХХ века дом-самолет частично заняли административные помещения, пишет mos.ru. В начале 2000-х в одном из корпусов располагался супермаркет. Однако часть комплекса сохранила свой изначальный функционал — здесь находится постоянная торгово-выставочная экспозиция «Росстройэкспо».

Самой сложной частью реставрации, по оценкам специалистов, станет бетонный барельеф весом в несколько тонн, на котором изображены рабочие-сталевары, заводские трубы и строительные леса. «Сложное рельефное панно включает в себя восемь фигур, которые изображают выплавку стали. Каждый элемент будем снимать вручную, а после восстанавливать в мастерских», — рассказал mos.ru почетный реставратор Москвы Григорий Мудров. По его словам, после завершения всех работ возрожденный облик памятника нарушит только пожарная лестница — ее придется установить у основания «крыльев» согласно правилам пожарной безопасности.

В 20–30-х годах прошлого столетия архитекторы во многих своих проектах старались передать идею открытости не только аудитории, которая будет смотреть на здание с улицы, но и потенциальным зрителям, которые могли бы видеть силуэты построек с высоты птичьего полета и даже из космоса. Поэтому многие проекты того времени при виде сверху напоминают по форме различные предметы и машины: звезды (Театр Российской армии), трактор (театр в Ростове-на-Дону). Однако самолеты стали одной из наиболее популярных тем.

Дома-самолеты

Дом-коммуна Текстильного института

Трехчастное, напоминающее самолет 200-метровое здание — жилой комплекс на две тысячи студентов. Самое интересное московское общежитие было построено в 1929–1931 годах близ Донского монастыря для Текстильного института по проекту архитектора Ивана Николаева. Этот комплекс состоит из трех больших корпусов и в плане напоминает самолет. В узком и длинном спальном блоке, вытянутом с юга на север, на каждом из семи этажей устроен коридор со сдвижными дверями-входами в двухместные спальные кабины. Из спального корпуса студент мог попасть в соседний восьмиэтажный санитарный корпус. А далее — в следующий, низкий общественный (учебный) корпус, в котором находились детские ясли, кухня, столовая, актовый зал, библиотека и общий холл для занятий, освещенный с помощью шедовых фонарей. На антресоли вдоль холла располагались кабинки для индивидуальных занятий.

Центральный НИИ РАМН туберкулеза в Лосином Острове

Построено в конце 1920-х годов по проекту архитектора Романа Хигера. В плане очертаниями напоминает аэроплан того времени. В середине 1930-х годов здание утяжелено классическим декором.

Школа — Морской колледж

Школа в стиле конструктивизма на углу улицы Седова и Большого Смоленского проезда была возведена в 1932–1933 годах по проекту архитекторов Константина Дмитриева и Николая Демкова, пишет архитектурный портал Санкт-Петербурга. По архитектурной моде того времени здание напоминает в плане очертания самолета. С 1951 года в нем располагается мореходное училище (сейчас Морской колледж), которое входит в состав Государственной Морской академии им. адмирала С. О. Макарова.

Источник

Здания-самолёты

здание в форме самолета

В Москве в 1920-1930-е годы было построено несколько зданий, с высоты птичьего полета напоминающих самолет, например, Центральный НИИ туберкулеза в Лосином Острове на Яузской аллее и дом-коммуна на улице Орджоникидзе. А еще в те же тридцатые (на волне успеха Первой всероссийской сельскохозяйственной и кустарной выставки 1923 года) власти задумали устройство нескольких выставочных площадок. На севере столицы стали строить ВДНХ, а чуть раньше построили Главный павильон Постоянной всесоюзной строительной выставки (ПВСВ неблагозвучно звучит, поэтому аббревиатура почти не использовалась). Это на 1-й Фрунзенской улице, 3а. Здание главного павильона построено в форме самолета. Строительство закончили в 1935 году и стали в этом огромном самолете показывать выставку, посвященную плану реконструкции Москвы – так называемому сталинскому плану, а чуть позже – выставку «Индустрия социализма».

Фасад декорирован монументальным барельефом скульптора Менделевича на тему механизации строительства: он демонстрирует восемь фигур, которые занимаются выплавкой стали. Барельеф сделан из бетона и весит десятки тонн.

Здание было центром в композиции выставки. Крестообразная конфигурация здания отражала популярную в идеологии советской архитектуры методику придавать социально-общественным зданиям символические очертания.

Из таких заметных с высоты птичьего полета домов можно указать здание театра Российской армии в форме звезды или знаменитую фабрику-кухню в форме Серпа и Молота, – правда она не в Москве.

Здание сделали в мастерской братьев Весниных. Стиль называют постконструктивизм. Архитектором чаще всего указывают Анатолия Корбут-Смирнова. Из интересных подробностей также чаще всего указывают, что здание построено из нового тогда материала – фибролита. Это древесная стружка с портландцементом, сформованная под давлением. И тепло держит, и огня не очень боится, однако очень быстро напитывает влагу и может быть поражена грибком. Здание еще не отреставрировано и прекрасно выглядит в своей патинированности. Сходите – посмотрите.

Источник

Американец превратил в дом списанный самолет Boeing (28 фото)

В стремлении уединиться и уйти подальше от насущных проблем, некоторые люди предпочитают жить где-нибудь подальше от шумных городов. В числе таких отшельников и американец Брюс Кемпбелл. Этот человек живет посреди леса в списанном самолете Boeing 727, который стал для него отличной альтернативой дома.

Не устану продвигать идею, что всё самое интересное находится не в городах, а между ними. На узких разбитых дорогах, в богом забытых деревнях — там спрятаны настоящие сокровища. Только не каждый найдёт.

здание в форме самолета

Вот и этот Боинг 727 не увидишь с дороги, не приметишь даже самым зорким взглядом. Именно здесь решил обосноваться Брюс Кемпбелл.

здание в форме самолета

От цивилизации он отгородился плотным “забором” из сосен, высадил вручную целый лес, ещё сорок лет назад. При этом, Брюса нельзя назвать отшельником. Просто он — себе на уме.

здание в форме самолета

На фотографии изображён Марк, сосед Брюса, который и показал мне самолёт. Уникальный случай: когда я пишу рассказ про человека, не видя самого героя репортажа. Дело в том, что Брюс есть, и в то же время его нет. Он обитает на два дома: один здесь, в Орегоне, другой в Японии. Мистер Кемпбелл невероятно увлечён культурой этой страны, проводит там половину жизни. Мы списались по электронной почте, и хозяин дома-самолёта любезно попросил своего соседа помочь, и показать мне жилище.

здание в форме самолета

Свой необычный дом Брюс, электроинженер по специальности, купил в 1999 году, и причин на это было несколько. Одна из — ему было жалко, что старые, “вышедшие на пенсию” самолёты уничтожают и разрезают на мелкие части. В то время, когда их можно использовать как-то ещё.

здание в форме самолета

Так он решил переделать отлетавший своё Боинг-727 в жилой дом. Уже после появилась и теория, почему жизнь в самолёте лучше, скажем, чем в деревянном доме: дерево недолговечно, подвержено нападению термитов: дерево деформируется от обильных дождей, а они в Орегоне не редкость. И, в конце-концов, такой дом очень легко загорается.

здание в форме самолета

Другое дело корпус самолёта, который давно отлетал своё в воздухе, но для дома всё ещё крепок.

здание в форме самолета

Этот самолёт летал в Греции, а после окончания срока службы вернулся в США. В 1998 году его выкупил и оформил на себя Брюс. Когда-то самолёт выглядел так:

здание в форме самолета

Парадный вход в самолёт через хвост (он там устроен, как в ЯК-42), но ввиду отсутствия хозяина, мы с Марком зашли через окно.

здание в форме самолета

С электричеством тоже удобно: в самолёте же оно давно разведено, кинул провод и готово.

здание в форме самолета

Заходим внутрь. Интерьер похож…на самолёт. Только обшивка частично снята.

здание в форме самолета

Кабина пилотов, сохранилась в целости и сохранности. это самая нетронутая часть самолёта.

здание в форме самолета

Интерьеры сохранились аутентичные, из семидесятых. Но как здесь жить?

здание в форме самолета

Брюс не стал строить стены, разделяя единое пространство Боинга на комнаты. Всё уместилось в длинной “сосиске” фюзеляжа.

здание в форме самолета

Странно, конечно, видеть греческий самолёт в американской глуши, у них ведь и своих 727-х было много.

здание в форме самолета

Я не заметил у Брюса больших шкафов или комодов, лёгкая одежда разместилась на вешалках здесь же, в салоне. Внутри самолёта идеальная чистота, гостям полагаются одноразовые белые тапочки. Впитывая японскую культуру, мистер Кемпбелл в первую очередь впитал японскую чистоплотность.

здание в форме самолета

И вот тут начинается самое интересное. Какие только предметы здесь можно найти!

здание в форме самолета

Жаль, что не удалось пообщаться с Брюсом лично, удивительный же человек.

здание в форме самолета
здание в форме самолета

Вот и жилая часть, ближе к хвосту. Нехитрый диван, который раскладывается в кровать, дополнительные одеяла, рабочее место. А ведь мистер Кемпбелл уже не молод, ему 64 года.

здание в форме самолета

Набор множества гаджетов, подключённых к сети, меня немного смутил. Если это колллекция техники, почему все в работе? Там вообще многое было под напряжением.

здание в форме самолета

Ноутбуки он тоже коллекционирует. И консервы, кажется.

здание в форме самолета

Радиоинженер, понятно. Помните доктора Эмметта Брауна из Назад в будущее? У которого была подключена куча приборов и играла музыка даже когда его не было дома? Вот и у Брюса то же самое: из радиолы раздается бодрая японская попса, множество гаджетов подключены к сети и одному Брюсу понятно, зачем продолжают работать, когда хозяин проводит половину жизни в Японии.

здание в форме самолета

Ванная комната не оформлена в отдельное пространство, здесь так же, рядом, установлена стиралка, умывальник и душ.

здание в форме самолета

Туалет отдельный устанавливать не пришлось, в самолёте их и так три.

здание в форме самолета

Душевая выглядит немного странно. Но функции свои выполняет.

здание в форме самолета

Ну и кухня. Видно, что ещё очень много работы, но здесь уже можно жить, зимой есть даже простенькое отопление. Сейчас Брюс совокупно потратил около 220 тысяч долларов, и его дом требует новых вложений. Впрочем, “орегонский мужик” задумал новый проект — превратить в дом старый Боинг 747 и обустроиться в Японии или вообще в Новой Зеландии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *