здания необычной формы в москве

Самые необычные дома Москвы

Дом-яйцо, дом-слон, дом-паровоз и другие самые необычные столичные строения в нашей подборке

Дом-корабль

Ул. Большая Тульская, 2

Этот 14-этажный жилой дом называют в народе не иначе как «домом-кораблем» или «Титаником». Построенное в 1981 году в стиле брутализма это панельное здание ярко выделялось на фоне старой малоэтажной застройки района. Своими внушительными размерами (400 м в длину и более 50 м в высоту), а также верхними рядами остекленных балконов, оно походило на круизный лайнер. Кстати, на верхних этажах расположены двухэтажные квартиры, которые задумывались как элитное жилье.

Строительство велось по заказу Министерства атомной промышленности СССР. Отсюда — еще одно название этого московского дома — «Дом атомщиков», а также и уникальная прочность бетонных стен, не уступающая советским атомным реакторам.

Дом-улей

Кривоарбатский пер., 6

За простоту и экономичность его стали называть дом-улей. Сегодня (после долгих тяжб и разбирательств) знаменитый дом Мельникова открыт для посещения: сюда организуются ежедневные экскурсии (одна группа в день не более пяти человек). Гостей знакомят с архитектурными особенностями памятника, показывают фирменные шестиугольные окна, спальню с венецианской штукатуркой и раскладную «сороконожку», за которой собиралась семья всемирно известного зодчего. Билеты можно приобрести на сайте Музея архитектуры им. А. В. Щусева.

Дом на ножках

Ул. Беговая, 34

Этот дом был построен в 1978 году по проекту архитектора Андрея Меерсона как экспериментальный. Главная особенность строения — двадцать пар железобетонных «ног»-опор, благодаря которым дом и получил в народе прозвища «дом на ножках», «дом-сороконожка», «дом-осьминожка» и «избушка на курьих ножках». Эти опоры сужаются книзу, что создает эффект «ненадежности» конструкции. Сам же дом словно расширяется кверху — каждый следующий из 13 этажей выступает внахлест над нижним. Главными акцентами на фасаде стали три незадымляемые лестничные шахты овальной формы.

При разработке проекта Андрей Меерсон вдохновлялся идеями Ле Корбюзье (Le Corbusier): в результате его «Дом на ножках» своими пропорциями и скошенными опорами напоминает марсельскую «Жилую единицу». Изначально дом задумывался как гостиница для участников Летних Олимпийских игр 1980 года в Москве, а в результате квартиры в новом доме достались заслуженным работникам завода «Знамя Труда», выпускавшего самолеты Ил-12, Ил-14 и Ил-18. Отсюда еще одно его название — «Дом авиаторов».

Это не единственный «дом на ножках» в Москве: подобные можно увидеть по адресам: проспект Мира, 184/2 (напротив памятника «Рабочий и Колхозница»), Смоленский бульвар, 6/8, дом-коммуна на улице Орджоникидзе, 8/9.

Дом-слон

Д. Островцы, 14-й км Новорязанского ш.

Совсем рядом с Москвой, в деревне Островцы (Раменский район) не первый год привлекает внимание всех проезжающих очень необычный дом. Здание построено в виде индийского слона в ярко-красной попоне, украшено небольшими окнами-ромбами и расписано сочными красками. Внутри — четыре этажа, соединенных винтовой лестницей. Автор и владелец дома Алексей Сорокин ищет покупателей: «Это куполообразное огромное помещение, где можно воплотить любую дизайнерскую фантазию. Никаких стен, никаких опорных балок — ничто вас не ограничивает».

Дом-паровоз

Ул. Новая Басманная, 2/1, стр. 1

Глядя на это конструктивистское здание, напоминающее паровоз, даже не верится, что его стены помнят Наполеона. В XVII веке здесь располагался Государев Житный или Запасный двор — склады, где хранились запасы зерна и продовольствия. По некоторым данным, для подвалов этого дворца лед доставлялся из самого Санкт-Петербурга. В 1750–1760-е годы здесь был построен комплекс в виде квадрата из четырех длинных двухэтажных корпусов. Запасный дворец — едва ли не единственное из казенных зданий столицы, переживших пожар 1812 года.

В ХХ веке Запасный дворец не раз менял хозяев и подвергался перестройкам. В 1900-е годы в здании располагался Институт благородных девиц имени Александра III: по проекту архитекторов Н.В. Никитина и А.Ф. Мейснера был надстроен третий этаж. После революции здание занял Народный комиссариат путей сообщения. В 1932–1933 годах облик здания радикально изменился. Архитектор И.А. Фомин придал Запасному дворцу конструктивистские черты: были надстроены еще два этажа, выровнены фасады, изменены формы оконных проемов, а на углу Новой Басманной и Садовой-Черногрязской улиц поднялась ввысь девятиэтажная башня с часами, из-за которой дом прозвали в народе «Дом с трубой».

Дом-яйцо

ул. Машкова, 1

Улица Машкова, расположенная недалеко от станции метро «Чистые пруды», издавна славилась своими доходными домами и постройками в стиле модерн, пик возведения которых пришелся на начало ХХ века. Но, несмотря на это, сегодня эта улица более известна благодаря современной постройке, а именно дому-яйцу.

Источник

Самые необычные дома Москвы (17 фото)

здания необычной формы в москве

Дом Зинаиды Алексеевны Перцовой – одно из самых красивых зданий Москвы, которое уже в первые года после постройки получило среди горожан название «Дом-сказка». Заказчиком постройки и ее фактическим владельцем стал знаменитый железнодорожный инженер Петр Николаевич Перцов. В 1905 году он приобрел угловой участок, ограниченный Пречистенской набережной, Соймоновским проездом и Курсовым переулком. Учитывая финансовые риски, которые он нес, участвуя в строительстве железных дорог, Петр Перцов переписал участок, а затем и выстроенный дом на имя своей супруги – Зинаиды Алексеевны.

Перцов принял решение возвести целый жилой комплекс, включавший доходные квартиры и часть, в которой он предполагал поселиться со своей семьей. Для создания проекта дома была созвана выдающаяся комиссия архитекторов и художников, в число которой вошли Франц Шехтель, Виктор Васнецов, Василий Суриков, Сергей Соловьев, Василий Поленов, Илларион Иванов-Шиц и другие выдающиеся представители московской творческой интеллигенции. Среди предоставленных на конкурс проектов наибольшего внимания удостоились работы художников Аполлинария Васнецова и Сергея Малютина

здания необычной формы в москве

В 1908 году в одном из подвалов «Дома-сказки» разместился уникальный театр-кабаре «Летучая мышь» под руководством Никиты Федоровича Балиева. В представлениях и постановках этого уникального театра участвовали известные актеры Московского художественного театра: Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, Василий Иванович Качалов, знаменитые режиссеры Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко. Первое время они же были и единственными зрителями, так как посторонняя публика на камерные постановки «Летучей мыши» не допускалась.

Впоследствии театр выехал из дома Перцова, и идея закрытых театрализованных актерских капустников была утрачена – за плату или же пользуясь знакомствами с актерами на спектаклях стали появляться сторонние гости. Петр Перцов проживал в этом замечательном доме вплоть до своей эмиграции в 1923 году.
В советский период дом Перцова был передан Министерству Иностранных Дел.В наши дни в Доме Перцовой располагается Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса и в дом никого не пускают.

Дом с трубой

здания необычной формы в москве

Глядя на это конструктивистское здание, напоминающее паровоз, даже не верится, что его стены помнят Наполеона. В XVII веке здесь располагался Государев Житный или Запасный двор — склады, где хранились запасы зерна и продовольствия. По некоторым данным, для подвалов этого дворца лед доставлялся из самого Санкт-Петербурга. В 1750–1760-е годы здесь был построен комплекс в виде квадрата из четырех длинных двухэтажных корпусов. Запасный дворец — едва ли не единственное из казенных зданий столицы, переживших пожар 1812 года.

В ХХ веке Запасный дворец не раз менял хозяев и подвергался перестройкам. В 1900-е годы в здании располагался Институт благородных девиц имени Александра III: по проекту архитекторов Н.В. Никитина и А.Ф. Мейснера был надстроен третий этаж. После революции здание занял Народный комиссариат путей сообщения. В 1932-1933 годах облик здания радикально изменился. Архитектор И.А. Фомин придал Запасному дворцу конструктивистские черты: были надстроены еще два этажа, выровнены фасады, изменены формы оконных проемов, а на углу Новой Басманной и Садовой-Черногрязской улиц поднялась ввысь девятиэтажная башня с часами, из-за которой дом прозвали в народе «Дом с трубой».

Адрес: Ул. Новая Басманная, 2/1, стр. 1

Испанское подворье

здания необычной формы в москве

Особняк Морозова на Воздвиженке имеет и второе название «Испанское подворье». Архитектурный облик Испанского подворья был настолько смелым и революционным для XIX в., что сразу после постройки пресса призывала снести особняк, чтобы не портить ансамбль улицы. Даже в одном из романов Льва Толстого, «Воскресении», содержатся жесткие выпады в адрес дома Морозова
Самые необычные дома Москвы Архитектура, Дизайн, Москва, СССР, История, Строительство, Длиннопост, Сооружения

В наше время произошла переоценка здания, и Испанское подворье считается архитектурным шедевром, похожим на сказочные дворцы.

Особняк был построен в 1899 г. по заказу промышленника Арсения Морозова. Строительством занимался архитектор В. Мазырин, в поисках вдохновения изъездивший весь юг Европы. В Португалии зодчий увидел средневековый замок Пена, который оставил в его душе неизгладимое впечатление. Возвратившись в Россию, Мазырин создал проект уникального дома в невероятном для нашей страны мавританско-испанском стиле.

Вход в дом расположен между двух округлых башен, украшенных ажурными карнизами, ракушками, лепниной, витыми колоннами. Декор придает зданию удивительный колорит: кажется, что этот дворец должен находиться в солнечном Мадриде, а не в заснеженной Москве. Мазырин подошел к строительству творчески, он создал много декоративных элементов, никогда ранее не употреблявшихся, кроме того, архитектор разбавил неомавританский стиль модернистскими и классическими компонентами.

Арсений Морозов был в восторге от своего нового дома, но прожил он в нем недолго. В 1908 г. промышленник скончался от заражения крови.

После революции здание ненадолго заняли бездомные, затем – артисты бродячего цирка. В 30-е годы Испанское подворье занимало посольство Японии, в 40-е – Англии, а в 50-е – Индийское посольство.

В 1959-ом г. в особняке разместился Дом дружбы народов, в котором проходили встречи иностранных гостей, показы зарубежных фильмов.

В 2003 г. дом был полностью отреставрирован. С 2006 г. Испанское подворье является собственностью Правительства РФ, в нем располагается Дом приемов. Здесь проходят международные встречи, пресс-конференции, заседания и т.д.

Адрес: улица Воздвиженка, д. 16.

здания необычной формы в москве

Дом-комод

здания необычной формы в москве

Уникальное здание в центре Москвы. Немного похожий на комод старинный особняк – единственный в столице представитель стиля расстреллиевское барокко. Это очень красивое, гармоничное строение с интересной историей.

В 1772 г. особняк приобрели князья Трубецкие, к фамилии которых москвичи тут же добавили приставку: «Трубецкие-Комод». В доме князей давались уроки танцев, которые посещали юный Саша Пушкин и его сестра Ольга. В гости к Трубецким неоднократно приходил Ф. И. Тютчев.

В 1861 г. наследник разорившегося рода был вынужден продать дом Московскому университету. Руководство учебного заведения разместило в здании 4-ю мужскую гимназию, выпускниками которой были многие знаменитости: авиатор Н. Жуковский, режиссер театра К. Станиславский, академики А. Шахматов и П. Виноградов, предприниматель С. Морозов и т.д.

здания необычной формы в москве

Дом-комод был возведен в 1766 г. Заказчиком выступил граф М. Апраксин, представитель влиятельной российской династии. История не сохранила имени архитектора, но, очевидно, что это был ученик великого архитектора Растрелли. Дому присуща пышность, нарядность, фасад обильно украшен лепниной, колоннами, углы здания скруглены.

Внешне Дом-комод напоминает уменьшенную копию Зимнего дворца. Для Москвы такие архитектурные формы нехарактерны: в Белокаменной уже к середине XVIII в. полностью доминировал стиль классицизм.

В советское время Дом-комод был превращен в коммуналку. Расселение квартир и комнат было произведено только в 1946 г. Первый этаж здания занял НИИ геофизических методов разведки, второй – Дом пионеров Бауманского района Москвы. Дом пионеров посещала будущая поэтесса Б. Ахмадулина.

Адрес: ул. Покровка, д. 22.

Чайный дом

здания необычной формы в москве

Чайный дом – частичка древнего Китая в центре Москвы. Это красивое и оригинальное здание, в котором в XIX в. размещался чайный магазин Перлова.

Династия чаеторговцев Перловых – самая известная в России. Первую партию чая Перловы доставили в империю в 1807 г.

В 1875 г. владелец компании Сергей Васильевич Перлов приобрел на Мясницкой улице Москвы небольшой участок. По поручению предпринимателя известный архитектор Роман Клейн построил трехэтажный дом в стиле Ренессанс.

Китайские черты зданию были приданы гораздо позднее, в 1895 г.: Москва в то время готовилась к приезду из Цинской империи видного гостя – наместника и миллиардера Ли Хунчжана. Планировалось, что сановник остановится в доме Перлова.

здания необычной формы в москве

Декоратор Карл Гиппиус провел грандиозную работу, превратив рядовой для Москвы особняк в здание, которым гордилась бы и столица Поднебесной. Фасад был украшен восточным орнаментом, статуями драконов и змей, изогнутыми балкончиками. Материалы для отделки закупались в Цинской империи.

В центральной части крыши была установлена башня-пагода – непременный элемент китайской архитектуры. Правда, в итоге Ли Хунчжан остановился в другом доме и не увидел результатов труда Гиппиуса, зато Москва получила одно из самых необычных и красивых зданий.

После революции Чайный дом некоторое время использовался в качестве жилого, затем его по каким-то причинам забросили. В 1990 г. архитектурный памятник представлял собой жалкое зрелище.

В середине 90-х начались работы по реставрации Чайного дома. В наше время здание полностью восстановлено, в нем находятся крупнейший в Москве чайный магазин и кондитерская.

Источник

Самые необычные здания Москвы – 20 мест по всему городу

здания необычной формы в москве

Москва — город, в котором перемешано абсолютно все: улицы и переулки, национальности, языки и народы, разные архитектурные стили и эпохи, элегантные красивые здания, старинные особняки, сталинские высотки, новомодные уродцы. Москва всех принимает и все переваривает. Отправимся сегодня на прогулку по столице и посмотрим самые необычные здания Москвы.

Русский стиль

Дом Перцовой — расписной терем

Сказочный дом на Пречистенской набережной с причудливыми росписями и майоликовой мозаикой сразу бросается в глаза. Дом строился по эскизам Сергея Малютина — автора дизайна русской матрешки и иллюстраций к сказкам Пушкина. Сам художник жил в доме некоторое время. Вообще, дом сразу стал пристанищем для художников и прочей творческой публики.

Дом Перцовой обрел славу главного особняка Серебряного века.

Строил его предприниматель и железнодорожник Перцов и записал на свою жену. Часть дома сдавалась в аренду, подвал занимал знаменитый в то время театр-кабаре «Летучая мышь».

Дом Перцевой — один из самых закрытых объектов Москвы. В нем находится главное управление дипломатическим корпусом МИД России, поэтому внутрь попасть невозможно.

Адрес: Курсовой переулок, д. 1, ст. м. Кропоткинская.

Смотрите видео от москвоведа и основателя «Архнадзора» Рустама Рахматуллина про историю Дома Перцовой:

В этой подборке только необычные здания, если хотите узнать про известные места города, вам сюда: 33 главные достопримечательности Москвы

Саввинское подворье — передвинутый дом

На многолюдной Тверской улице, совсем рядом с Красной площадью, за фасадом сталинского дома-гиганта, скрывается удивительное здание. Если вы зайдете в арку дома № 6 по Тверской, то увидите необычное строение в псевдорусском стиле — с росписями, местами облупившейся мозаикой, яркими изразцами, изящной шатровой башенкой с кокошниками и шпилем.

Видно, что здание запущено и давно не реставрировалось, хотя необычайно красиво. Когда-то в нем размещалось подворье Саввино-Сторожевского монастыря (того, что в подмосковном Звенигороде). Использовали его как доходный дом, часть помещений сдавали в аренду. Самым известным постояльцем был кинорежиссер А. Ханжонков, который в 1908 г. арендовал помещения для своей кинокомпании, а позже открыл здесь собственное киноателье.

В 30-е годы в Москве реконструировали и расширяли ул. Горького (Тверскую). Много старинных зданий было снесено, но Саввино подворье решили сохранить, но передвинуть вглубь квартала.

Вес здания вместе с жильцами составлял 23 тонны. В ночь на 4 ноября 1939 г. оно было передвинуто без выселения жильцов.

Решение о передвижении дома принимал Никита Хрущев, на тот момент первый секретарь Московского городского комитета ВКПБ.

Сейчас дом наполовину жилой, а часть помещений арендуют разные фирмы.

Адрес: Тверская ул., 6, стр. 6. Ст. м. Охотный ряд, Театральная, Пушкинская.

Дом-теремок — русское узорочье конца XX века

Современная архитектурная фантазия на тему «русского узорочья», которая была популярна в эпоху модерна (пример — Третьяковская галерея в Лаврушинском). Наличники, остроконечная башенка, арки, декор в боярско-купеческом стиле Руси XVII века.

Дом — украшение этого квартала. Внутреннее содержание современно и технологично. Часть помещений в доме сдается под офисы, в остальных — жилые квартиры. За нарядный стиль москвичи окрестили этот дом «теремком».

Адрес: 1-й Хвостов переулок, 5. Ст. м. Полянка, Октябрьская, Добрынинская.

Экзотика дальних стран

Испанское подворье на Воздвиженке — страсти по Испании

Резной карниз, ракушки на стенах, витые колонны и водосточные трубы — непривычный для классической Москвы XIX века особняк до сих пор притягивает взгляды прохожих.

Когда-то он принадлежал Арсению Морозову, двоюродному племяннику знаменитого мецената Саввы Морозова. Здание, похожее на сказочный дворец в неомавританском стиле, появилось здесь благодаря фантазии его владельца. Строил дворец друг А. Морозова, архитектор Виктор Мазырин. За прообраз взяли дворец Пена в Синтре (Португалия) и ракушечный дом в Саламанке.

Современники не оценили архитектурную диковинку и посмеивались над владельцем дома. По слухам, даже собственная мать А. Морозова так отозвалась о затее сына: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать». Но дворец прижился в Москве и сейчас это один из ярких архитектурных шедевров рубежа XIX-XX вв.

Сейчас особняк находится в ведении МИДа (Дом приемов Правительства РФ). Внутрь просто так попасть не получится, хотя там есть, что посмотреть.

Адрес: Воздвиженка, д. 16/3. 2 мин от ст. м. Арбатская.

Чайный дом на Мясницкой — китайский стиль

Чайный дом в китайском стиле — главное украшение Мясницкой улицы в Москве. Смотрится он не по-московски экзотично, как будто мы и вовсе не в Москве, а в далеком и загадочном Китае. Этот архитектурный стиль называется шинуазри (что означает «китайщина»).

Здание принадлежало С. В. Перлову — представителю знаменитой чайной династии Перловых, владельцу чайных магазинов и фабрики чая в Москве.

Строил дом архитектор Р. Клейн в стиле позднего ренессанса. Чуть позже Карл Гиппиус перестроил его в китайском стиле — возвел башенку-пагоду на крыше, украсил главный вход, фасад и интерьеры китайскими узорами с золочеными драконами и прочими диковинными животными, растительным орнаментом, яркими керамическими деталями. Предметы декора, украшения и отделочные материалы заказывали в Китае.

В итоге, получился такой интересный дом в стиле «китайской шкатулки», который и сейчас радует глаз и гостеприимно приглашает зайти внутрь и купить самого вкусного в Москве чая. В нем, как и прежде, открыт один из лучших в Москве чайных магазинов. Будете рядом, обязательно загляните внутрь, чтобы увидеть сохранившийся интерьер с расписными филенками и потрясающе красивыми потолками.

На сайте чайного магазина есть виртуальная экскурсия по залу.

Адрес: Мясницкая ул., 19. Ближайшая ст. м. Тургеневская.

Готический дом на Бауманской

Бывший доходный дом крестьянина Фролова, сейчас вполне себе жилой четырехэтажный московский дом. Несмотря на малоэтажность, дом не снесли, и, надеюсь, не снесут, хотя нынешние градоначальники не любят малоэтажные дома, предпочитая застраивать Москву гигантскими исполинами.

Строил готический дом Виктор Мазырин — автор особняка Морозова на Воздвиженке.

Выбор готической темы — дань прошлому Басманного района, в котором раньше располагалась Немецкая слобода.

Внутрь зайти можно. Там красочные витражи на лестничных пролетах. У дома нет охранного статуса. В нем всего 3 квартиры и 4 этажа. Интересно, что за счастливчики в нем живут.

Адрес: Бауманская ул., 23. Ст. м. Бауманская.

Московский модерн

Особняк Миндовского — путти и лорелеи

Главный шедевр мастера русского модерна — Льва Кекушева. Фасады со стороны улиц Поварской и Скарятинского переулка решены по-разному. На центральном, со стороны Поварской, полюбуйтесь лепниной, балконом с шикарным растительным орнаментом, панно с фигурками детей путти, изящной оградой.

Обратите внимание на окна зимнего сада — некоторые из них сохранились с момента постройки дома, но их мало. Это окна с травленым орнаментом в стиле модерн. Со стороны переулка фасад украшают лорелеи — скульптурные женские головки, яркий признак стиля модерн в архитектуре.

Особняк можно осмотреть только снаружи. Внутри находится посольство Новой Зеландии. Зданию повезло, так как с 1924 г. оно принадлежало посольству Швеции, а позже Новой Зеландии. Этот статус уберег его от разных переделок и модных реноваций. Масштабная реставрация особняка проводилась лишь однажды — с 2017 по 2019 г.

Адрес: Поварская ул., 44/2, с. 1. Ст. метро Арбатская, Баррикадная, Краснопресненская.

Экскурсии для любителей архитектуры

Гостиница Метрополь — почти Третьяковка

Роскошный пятизвездочный отель в центре столицы. Строил его известный меценат и благотворитель Савва Мамонтов как дворец искусств. В то время он владел собственной оперой, поэтому решил построить театр с оперным залом и гостиницей прямо напротив Большого театра. К работе привлек самых талантливых художников — Врубеля, Коровина, Головина.

Архитектором здания стал британец Вильям Валькот, также работавший в творческих мастерских Мамонтова. После разорения Мамонтова, его шикарный театральный проект «опера+отель» преобразовался в только «отель+ресторан». Таким и остался.

Можно остановиться в отеле (ночь от 9200 руб.), а лучше полюбоваться зданием снаружи, прогуливаясь по центру. Если загляните внутрь, оцените обилие мрамора и зеркал, красивые витражи, лепные панно и орнаменты.

Гостиница Метрополь — архитектурный шедевр эпохи модерна, над которым работали выдающиеся мастера.

Центральный фасад гостиницы украшает знаменитое панно Врубеля «Принцесса Греза».

Панно «Орфей играет», «Поклонение природе», «Купание наяд» и др. созданы по эскизам А. Головина и С. Чехонина. На фасаде со стороны Большого театра висит панно «Клеопатра». Всего здание украшают 23 майоликовых панно, выполненных в Абрамцевской художественной мастерской Саввы Мамонтова.

Бонус: если зайдете за гостиницу Метрополь, то увидите исторический участок Китайгородской стены (проход со стороны Театрального проезда или Театральной площади).

Адрес: Театральный проезд, 2. Ближайшая ст. м. Театральная.

Особняк Рябушинского — лестница Шехтеля

Чистый модерн, почему-то не полюбившийся Корнею Чуковскому, написавшему об этом здании: «Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла… Лестница, потолки, окна — всюду эта мерзкая пошлятина». А ведь знаменитая лестница Шехтеля — главное украшение дома, ради которой стоит заплатить за билет (в доме открыт музей) и зайти внутрь.

Изначально дом строился для богатого московского купца С. Рябушинского, позже в нем жил Максим Горький. Сейчас в особняке открыт музей писателя.

Здесь Горький провел последние годы жизни после возвращения в Россию из Италии. Здесь он жил со своей семьей, а одна из его внучек позже была смотрительницей музея. Личные вещи и обстановка полностью сохранены. Конечно, вы не пройдете мимо необычной золоченой лестницы в виде гигантской морской волны, над которой свешивается светильник-медуза. Такое вот подводное царство Горького, не принесшее ему особого счастья.

Адрес: М. Никитская ул., 6/2, с. 5. Ближайшие ст. м. Арбатская, Тверская, Пушкинская.

Особняк Кекушевой на Остоженке — замок Маргариты

Мастер московского модерна Лев Кекушев строил его для своей жены, Анны Кекушевой, но вскоре после окончания строительства с женой развелся и особняк был продан.

Этот дом напоминает средневековый замок с островерхой башенкой. На фасаде красуется скульптура льва.

Лев — фирменный знак архитектора Льва Кекушева. Так он обыгрывал свое имя.

Михаил Булгаков поселил в этом роскошном особняке Маргариту. Отсюда она вылетает на метле и кружит над арбатскими переулками.

Сейчас в здании находится бюро военного атташе Республики Египет.

Адрес: Ул. Остоженка, 21, ст. м. Кропоткинская, Парк культуры.

Дом Абрикосовых — с шоколадной этикетки

Именно этот красный дом изображен на логотипе шоколадной фабрики «Бабаевский».

Дом строился для знаменитой династии кондитеров Абрикосовых, поставщиков сладостей для Императорского Двора. Прообразом для здания послужил парижский особняк госпожи Жильбер. В оформлении фасада архитектор обыграл сладкую кондитерскую тему — переплеты окон 2-го этажа с узором в виде сот, декоративные лепные детали под окнами, напоминающие вазочки для конфет.

Абрикосовы владели кондитерской фабрикой в Москве, а рядом с ней в 1905 году появилось это здание, в котором поселились владельцы. После революции фабрику национализировали и переименовали в Бабаевскую — в честь революционера Бабаева, не имевшего к фабрике никакого отношения. Его имя она носит до сих пор.

Адрес: М. Красносельская, 7. Ст. м. Красносельская.

Дом Манташева — особняк + конюшни

Особняк с колоннами на Ленинградском проспекте величавый и монументальный. Это первая каменная постройка в Москве после пожара 1812 г. за границей Тверской заставы.

Первым его владельцем был купец Постников, потом купеческая династия Коншиных. При них особняк реконструировали, появилась двухэтажная пристройка авторства Ф. Шехтеля. Также Шехтель разработал парадные интерьеры, систему освещений и рисунок паркета.

После Коншиных владельцем особняка стал Иосиф Манташев, один из наследников нефтяного магната, игрок, мот и кутила, любивший выпить и подебоширить, часто мелькавший в хрониках тех лет. Иосиф Манташев также известен тем, что позировал М. Сарьяну для портрета.

Его брат, Леон Манташев, владел конюшнями на Скаковой, расположенными недалеко от этого здания. На вензеле при входе красуются буквы «ЛМ» — Леон Манташев. Строительством конюшен занимались архитектор из Мелитополя А. Измиров и братья Веснины. Проект получился красивым, масштабным, напоминающим венское барокко.

Леон был предприимчивее и удачливей Иосифа. Но в итоге, оба брата, Иосиф и Леон, закончили свою жизнь в Париже, за баранкой такси. А особняк и конюшни сохранились.

Где находится

XX век: конструктивизм и ар-деко

Дом Моссельпрома — первый советский небоскреб

Памятник эпохи авангарда и конструктивизма. Изначально проект доходного дома для купца Титова разрабатывал архитектор Н. Струков. Одна из стен здания обрушилась (это был не первый провал архитектора), в результате чего он был приговорен к небольшому тюремному заключению.

В 1923 году решили достроить здание и сделать из него первый советский небоскреб в 11 этажей. За новый проект взялись несколько архитекторов: В. Цветаев, Д. Коган и А. Лолейт, который разработал угловую шестиугольную башню. Украшением фасада занимались художники-конструктивисты А. Родченко и В. Степанова.

К сожалению, яркая и самобытная рекламная графика Родченко и Степановой, которой прославился Моссельпром, была стерта со стен в 30-е годы. Здесь же красовалась известная надпись, сочиненная поэтом В. Маяковским: «Нигде кроме, как в Моссельпроме».

Сейчас часть надписей воссоздана, а в здании находится мастерская И. Глазунова и факультет РАТИС (ГИТИС).

Адрес: Калашный переулок, 2/10. Ст. м. Арбатская.

Ажурный дом на Лениградке — разукрашенный аккордеон

Памятник ар-деко, редкий для Москвы. Больше всего привлекает внимание кружевной декор фасада, ажурные решетки с внешней стороны окон и лоджий, которые создавались по рисункам художника и графика В. Фаворского. Автор проекта, А. Буров, вдохновлялся идеями своего путешествия по Америке и пытался внедрить некоторые идеи оттуда в советскую жизнь.

В этом проекте он использовал П-образную планировку здания, типичную для американских мотелей. Первый этаж планировался как нежилой, там должны были находиться предприятия сферы услуг, доставка еды, магазин продуктов. Отсюда малюсенькие кухни в квартирах, предполагалось, что жильцы не будут готовить дома, а покупать или заказывать готовую еду.

Москва в картинах художников: как сейчас выглядят места со знаменитых полотен

Ажурный дом на Ленинградском проспекте стал первым блочным домом в столице.

Хотели возвести серию таких домов, но этим планам помешала война. Среди известных жильцов дома — Константин Симонов и Валентина Серова. Есть версия, что в этом доме Симонов написал знаменитое стихотворение «Жди меня».

«Разукрашенным аккордеоном» назвал позже это здание Д. Чечулин, главный архитектор послевоенной Москвы. Тогда в моду вошли минимализм, лаконичность и простые панельные конструкции. Он и правда напоминает аккордеон, особенно если смотреть на него с расстояния.

Адрес: Ленинградский проспект, 27. Ближайшие ст. м. Динамо, Белорусская.

Деревянные дома

Увидеть деревянный дом в Москве — сродни чуду. Таких домиков осталось очень мало, можно пересчитать по пальцам. И очень жаль, что безжалостно сносят последние из оставшихся.

Дом-музей Васнецова — теремок из сказки

За судьбу этого дома можно не беспокоиться. Имя художника и принадлежность к Третьяковской галерее надежно защищают его.

В этом доме Виктор Васнецов проживал с 1894 до самой смерти. Здесь он написал самое знаменитое свое полотно «Богатыри», которое теперь висит в Третьяковке на Лаврушинском.

Дом построен по рисункам художника, а строили его крестьяне из Владимирской губернии. Неорусский стиль, так любимый Васнецовым, элементы северного деревянного зодчества, модный в ту пору модерн — все смешалось в этом доме воедино. Внутри также смешение: простая крестьянская комната-столовая соседствует с гостиной, оформленной как боярские покои.

На первом этаже располагались жилые комнаты, на втором была мастерская. Здесь Васнецов собирал творческие вечера, на которых бывали Шаляпин, Поленов, Серов, Репин, Суриков. Сохранилась оригинальная мебель, в том числе, уникальный буфет «Скатерть-самобранка», личные вещи семьи художника, печь с изразцами, посуда.

Мемориальный музей Васнецова открыли в 1953 г., в 1986 г. музей вошел в состав Третьяковской галереи.

Дом с мезонином на Елоховском

Стоит на пересечении улицы Нижняя Красносельская и Елоховского проезда. Это типичный деревянный городской дом начала XIX века. Одноэтажный, на каменном фундаменте, в центральной части надстройка — мезонин.

Деревянный дом на Елоховском один из немногих уцелел при пожаре 1812 года, уничтожившем две трети московских строений.

Совсем недавно дом отреставрировали. Работали над проектом 3,5 года, восстановили кровлю, фасад и внутренние помещения. Теперь он выглядит как с картинки.

Адрес: Елоховский проезд, 5. Ст. м. Бауманская.

Дом племянника Джека Лондона

Для того, чтобы посмотреть этот деревянный дом, придется отправиться на окраину Москвы, в Тимирязевский район. Он интересен не только своим старомодным видом, но и тем, что на его территории похоронен первый владелец — луговод и профессор Василий Вильямс. Также в этом доме проживал придворный садовник императора Александра II, датчанин Рихард Шредер.

В. Вильямс был племянником американского писателя Джека Лондона. Его отец был американец, а мать — княжна Голицына.

В доме два этажа и всего 2 квартиры. Он очень красив снаружи. Ходят слухи, что во время войны здесь какое-то время жил пленный генерал Паулюс.

Адрес: Тимирязевская ул., 53. Ст. м. Петровская-Разумовская.

Дома необычной формы

Дом-улей — шедевр эпохи авангарда

Стоит прогуляться по арбатским переулкам, чтобы найти этот маленький дом-цилиндр с окнами ромбовидной формы. Дом напоминает улей с сотами. Он смотрится так авангардно, с трудом верится, что это строение построено почти 100 лет назад.

Дом построил для себя архитектор Мельников, там же находилась его мастерская.

Мельникова считали авангардистом. Он был обласкан советской властью. Именно Мельников стал автором первого проекта саркофага для Мавзолея Ленина, который простоял в нем до начала войны.

Дом имеет простую, цилиндрическую конструкцию. Точнее, это два цилиндра, один врезан в другой, вид сверху напоминает восьмерку. В доме-улье, согласно воле наследников архитектора, сейчас открыт музей. Попасть внутрь можно в составе экскурсионной группы по предварительной записи.

Адрес: Кривоарбатский переулок, 10. Ст. м. Смоленская.

В Москве много необычного, чтобы сделать знакомство с городом еще интереснее, остановитесь в одном из необычных отелей из нашей подборки

Дом-яйцо на Чистых прудах — символ лужковской эпохи

Один из самых оригинальных современных проектов. Здание появилось не так давно, но уже стало популярной достопримечательностью, к которой водят группы туристов (привет Хундертвассеру). У дома-яйца есть и критики, причисляющие его к китчу и худшим образцам «лужковского стиля».

Дом-яйцо в начале 2000-х входил в рейтинг самых оригинальных зданий мира.

Интересна история появления необычного проекта здания.

Форму в виде яйца предложили галерист Марат Гельман и архитектор Сергей Ткаченко. Тогда планировалось построить роддом в Вифлееме при участии Московского Патриархата, и форма яйца как символа жизни была оправдана. Но израильский проект не удалось реализовать. Позже проект решили воплотить в Москве.

Дом-яйцо примыкает к обычному 8-этажному жилому дому. В доме 4 этажа, особенно эффектен последний, мансардный этаж, с потолочными росписями в стиле эпохи Возрождения.

Сейчас дом выставлен на продажу, и это одно из самых дорогих зданий в Москве.

Адрес: ул. Машкова, 1. Ст. м. Красные ворота, Чистые пруды, Тургеневская.

Театр Et Cetera

Театр Александра Калягина многие относят к самым странным и некрасивым зданиям столицы. Популярный блогер Варламов вообще назвал его «главным уродцем Москвы». Но, как показывает история (и не только российская), здания, вызывающие резкую критику и неприятие у современников, живут потом долго и счастливо, а в некоторых случаях даже становятся городскими символами (это я про Эйфелеву башню).

Вид театрального здания действительно удивляет. Его строительство началось со скандала. Архитектор Великанов поругался с Калягиным и отказался от дальнейшего сотрудничества. Работу продолжила группа архитекторов, которая занималась оформлением фасада. В результате проект получился необычной формы, пестрым, разностильным, как внутри, так и снаружи.

Стоит посмотреть это причудливое здание и заодно побывать на одной из постановок Александра Калягина.

Афишу спектаклей смотрите здесь

Адрес: Фролов переулок, 2. Ст. м. Тургеневская, Чистые пруды, Сретенский бульвар.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *