здоровый человек и его окружение учебное пособие

здоровый человек и его окружение учебное пособие

Автор: Волков С.Р., Волкова М.М.

Описание: Учебник по предмету «Здоровый человек и его окружение» предназначен для студентов медицинских колледжей и медицинских училищ. Он может представлять также интерес для широкого круга читателей, интересующихся вопросами сохранения здоровья, проблемами медицины и здорового образа жизни.
Данный учебник написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом, требованиями к обязательному уровню знаний студентов и содержит информацию, необходимую для усвоения основных положений предмета. Специалисту по сестринскому делу необходимо умение правильно оценивать состояние здорового человека, определять существующие факторы риска, консультировать пациентов и обучать их поддержанию здоровья, принципам здорового образа жизни.
Человек рассматривается как биосоциальное существо через призму его здоровья, с учетом позитивных и негативных факторов, влияющих на него, потребностей, характерных для того или иного возрастного периода, а также не зависящих от возраста универсальных потребностей. Рассматриваются также проблемы, возникающие в определенном возрасте и оказывающие влияние на здоровье.
Учебник состоит из введения, 4 разделов, включающих главы и подглавы, а также заключения.
В 1-м разделе, состоящем из 7 глав, дается общая характеристика здоровья, приводятся факторы, влияющие на него, описана демографическая ситуация в России в настоящее время, приведены методы расчета некоторых демографических показателей, показано их значение для здравоохранения в целом, для лечебно-профилактического учреждения и конкретного медицинского работника. Отдельная глава содержит краткие сведения об анатомо-физиологических и психологических особенностях человека в разные возрастные периоды. Также отдельная глава посвящена изложению стадий роста и развития человека. В специальной главе показаны основные потребности человека. В настоящее время большое внимание уделяется профилактическому направлению здравоохранения и медицины, в реализации которого значительная роль принадлежит медицинским сестрам, поэтому отдельно рассматривается роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья индивидуума.
Второй раздел учебного пособия структурирован по возрастным периодам детского возраста, в нем описаны анатомо-физиологические особенности здорового ребенка в различные возрастные периоды, содержатся сведения по вскармливанию новорожденных и грудных детей, примерные схемы режима дня для детей этих и старших возрастных групп. Отдельные главы посвящены основным направлениям деятельности сестринского персонала при работе с детьми различных возрастных периодов.
В 3-м разделе приводятся сведения об анатомо-физиологических особенностях мужского и женского организма, о половых различиях в строении и функционировании органов и систем, последовательно изложены вопросы, касающиеся потребностей здоровых женщин и мужчин зрелого возраста, приводятся сведения о строении и функциях репродуктивной системы. В отдельные главы выделены вопросы сексологии, в них излагаются сведения по биологии пола, половому поведению, сексуальным реакциям человека. В этом же разделе излагаются вопросы семьи и брака, проблемы современной семьи. Значительное внимание уделено вопросам планирования семьи, деятельности сестринского персонала по планированию семьи, методам контрацепции. Проблемы физиологической беременности, родов, послеродового периода и сестринской деятельности также нашли отражение в данном разделе.
Отдельные главы посвящены проблемам климактерического периода у женщин и мужчин.
Для каждого возрастного этапа и особых периодов жизни человека даются основные направления сестринской деятельности по решению проблем соответствующего возрастного периода с учетом потребностей человека. При этом под сестринским персоналом понимаются медицинские сестры, фельдшера, акушерки, а под сестринской деятельностью — деятельность и медицинских сестер различного профиля, и фельдшеров, и акушерок.
Заключительный раздел содержит сведения об анатомо-физиологических и психологических особенностях пожилых и старых людей, психологии старения, особенностях деятельности сестринского персонала при работе с людьми пожилого и старческого возраста; отражены вопросы профилактики преждевременного старения и образа жизни пожилого человека, приводятся данные о питании пожилых людей. Отдельная глава посвящена вопросам организации медико-социальной помощи лицам старших возрастных групп.
В заключительных главах раздела описаны проблемы естественной смерти, эмоциональные реакции умирающего, а также психологические проблемы его окружения, возникающие в связи с утратой близкого человека, атмосфера, складывающаяся в семье и окружении.
После каждого раздела приведены тестовые задания, с помощью которых можно проверить усвоение изложенного материала.
Материалы учебника могут быть использованы также для внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Все конструктивные замечания, пожелания и предложения по содержанию и порядку изложения материала будут приняты авторами с благодарностью.

«Здоровый человек и его окружение»

ЗДОРОВЬЕ. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. РОСТ И РАЗВИТИЕ

Тесты
ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК

Тесты
ПЕРИОД ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Тесты
ПЕРИОД ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Тесты
Ответы на тесты

Источник

Здоровый человек и его окружение учебное пособие

Режим: с 07 00 до 23 00 Пн-Вс

здоровый человек и его окружение учебное пособие здоровый человек и его окружение учебное пособие

Мы в социальных сетях

здоровый человек и его окружение учебное пособие здоровый человек и его окружение учебное пособие здоровый человек и его окружение учебное пособие здоровый человек и его окружение учебное пособие здоровый человек и его окружение учебное пособие здоровый человек и его окружение учебное пособие здоровый человек и его окружение учебное пособие

здоровый человек и его окружение учебное пособие

Интернет магазина по продаже медицинских книг

здоровый человек и его окружение учебное пособие

Предлагаем удобную возможность купить медицинскую литературу в интернет магазине BookMos.ru. У нас есть большой выбор книг для врачей-специалистов всех врачебных специальностей, а также учебники и книги для медицинских колледжей, энциклопедии и медицинские справочники.

На сайте организован простой и расширенный поиск по каталогу, который находится всегда в поле видимости в верху сайта. Найти необходимые книги можно и через каталог по разделам.

BookMos.ru – уникальный интернет-магазин

здоровый человек и его окружение учебное пособие

Сайт медицинских книг BookMos.ru – уникальный интернет-магазин специализированных книг по приемлемым ценам. Мы предлагаем литературу для врачей, фармацевтов, студентов и всех людей, имеющих отношение к медицине.

На BookMos.ru Вы можете заказать книги отечественных и зарубежных авторов в профессиональном переводе.

Медицинская книга с доставкой по Москве и в регионы

здоровый человек и его окружение учебное пособие

Вам нужна медицинская книга в Москве или любом другом городе или регионе России? Тогда обращайтесь к нам! Рады представить Вам сайт и интернет-магазин медицинской литературы BookMos.ru.

На наших виртуальных полках представлены вполне реальные бумажные книги, объединенные одной общей тематикой — медицина, сохранение здоровья и исцеление от болезней.

Как найти нужную книгу?

Медицинские книги: интернет магазин BookMos.ru

здоровый человек и его окружение учебное пособие

На нашем сайте BookMos.ru Вы можете выбрать и купить лучшую Медицинскую литературу на русском и иностранных языках. Такая литература у врачей-специалистов должна быть всегда под рукой в нужный момент и обязательно в бумажном виде, а не на электронном носителе.

Источник

Комбинированное занятие №1 Здоровый человек и его окружение

здоровый человек и его окружение учебное пособие

здоровый человек и его окружение учебное пособиеМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОГОЗАНЯТИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО, 3 КУРС

МДК 01.01«Здоровый человек и его окружение»

Зав. отделом по УМР

комбинированного занятия №1

по теме: « Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья»

по МДК01.01.«Здоровый человек и его окружение»

(специальность Сестринское дело, 3курс)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

Методическая разработка комбинированного занятия по теме «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности Сестринское дело и предназначена для проведения занятия со студентами 3 курса по МДК «Здоровый человек и его окружение». Согласно рабочей программе и КТП на изучение данной темы отводится 2 часа. Материалы методической разработки комбинированного занятия составляют три основных блока: методический, информационный и блок контроля и самоконтроля.

В методическом блоке даны рекомендации по работе с методической разработкой, определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия.

Информационный блок включает материалы базисной лекции.

Блок контроля знаний включает в себя:

-материалы выходного контроля уровня знаний в виде тестового, фронтального опроса.

С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной обучающей системы, где представлены текстовый материал, иллюстративный материал, схемы и т.д., которые отражают основные моменты лекции.

Предлагаемый в методической разработке материал может быть использован как дополнительный к учебнику для более качественного усвоения материала, обобщения ранее полученных знаний.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАКОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

по теме: « Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья»

В соответствии с требованиями ФГОС:

Студент должен знать:

Современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья.

— участие в формировании элемента ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

развивать устойчивый интерес к своей будущей профессии (ОК 1);

воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии ;

воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы, работы членов команды;

воспитывать готовность брать на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и человеку;

Тип занятия: изучение и усвоение нового материала

Вид занятия: комбинированное занятие

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Оснащение: мультимедийная презентация.

Продолжительность занятия: 90 минут.

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ.

1. Межпредметные связи

Обеспечиваемые дисциплины и МДК

Теория и практика сестринского дела

МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

2. Внутрипредметные связи

Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие.

Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2010.

Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2010.

Основные этапы лекции

1. Организационный момент

Проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих.

С целью настроить студентов на восприятие учебной атмосферы занятия, воспитания организованности и ответственности студентов.

2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства.

Сообщение темы занятия, плана; информация о целях занятия, методах подачи теоретического материала. Указание на межпредметные связи и связь с будущей профессией. В настоящие время отмечается снижение рождаемости, что является отрицательным демографическим показателем. В связи с этим возникает явление, называемое постарением населения. Это явлением характеризуется относительным уменьшением численности детского населения и выраженным ростом доли населения старших возрастных групп. Большую роль в сохранении и укреплении здоровья населения играет роль медсестры.

С целью мотивации необходимости получения знаний, использования их в будущей практической деятельности.

3. Входной контроль. Актуализация опорных знаний проводится по вопросам тестового опроса (Приложение 2).

С целью п олучения объективной информации о степени усвоения теоретического материала, коррекции и анализа ошибок.

4. Изложение нового материала с использованием активных методов изложения по плану лекции в виде побуждающих вопросов к беседе (Приложение 1)

Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья.

Демографическая ситуация в России и регионе.

Понятия: «здоровье», «образ жизни», «качество жизни», «профилактика», «болезнь»

Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций: ОК1.

5. Выходной контроль.

Проводится в форме тестового, фронтального опроса по теме (Приложение 3). Взаимопроверка.

С целью п олучения объективной информации о степени усвоения теоретического материала, коррекции и анализа ошибок.

6. Подведение итогов занятия. Выставление оценок.

Обобщающая беседа в соответствии с планом занятия, с целью закрепить у студентов полученные знания, которые необходимы для формирования специалиста и для подготовки к практическому занятию.

С целью логического завершения занятия, создания ситуации для системного подхода в изучении дисциплины.

7. Сообщение домашнего задания

Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2010.

Работа с дополнительной литературой, интернетом, периодическими изданиями.

Подготовка мультимедийных презентаций: «Вредные условия быта и производства». (приложение 4)

С целью координации самостоятельной работы студентов.

Приложение 1

Информационный блок

Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья.

-самым важным моментом является хорошо налаженная система санитарного просвещения, направленная на пропаганду ЗОЖ

-антенатальная профилактика в период беременности в женской консультации

-профилактика заболеваний среди детей персоналом ЛПУ и детских учреждений

-профилактика вредных факторов (курение и химическая зависимость)

-правильное половое воспитание, гигиена половой жизни

-санитарное просвещение в системе диспансеризации населения

Формы пропаганды ЗОЖ:

-вербальные (лекция, беседа, теле, радио выступление)

-печатные формы (социальная реклама, брошюры, газеты и др.)

-наглядные (фото, видео, муляжи, макеты, микро и макро препараты)

При проведении профилактических патронажей анализируются материально-бытовые, культурные, гигиенические условия жизни семьи, ее психологический климат. Необходимо в быт каждой семьи внедрять здоровый образ жизни, оптимальный режим дня для ребенка, за каливание, двигательную активность, гимнастику, а также осуществлять контроль за питани ем, рекомендованным врачом, и за выполнением всех назначений врача.

Правильно организованная и целенаправленная санитарно-просветительная работа с населением значительно увеличивает эффективность профилактики заболеваний и их лече ния.

2. Демографическая ситуация в России и регионе.

Медицинская демография изучает взаимосвязь воспроизводства населения с медико-социальными факторами и на их основе разрабатывает меры медицинского, социального, правового характера, направленные на обеспечение наиболее благоприятного развития демографических процессов и улучшения здоровья населения.

На основании расчетов удельного веса лиц в возрасте 0-14, 15-49, 50 и более можно определить возрастной тип населения.

Различают следующие типы населения :

-прогрессивный – доля детей от 0 до 14 лет превышает долю населения в возрасте более 50 лет

-стационарный – доли типов равны

-регрессивный – в котором доля людей более 50 лет превышает долю детского населения На сегодняшний день в целом по России сложился регрессивный тип населения, доля от 0-14 – 15 %, более 50 лет – 26.5 %

Показателями естественного движения населения являются :

-рождаемость ( ч исло родившихся живыми за год : среднегодовая численность населения х 1000)

-смертность (ч исло умерших за год : среднегодовая численность населения х 1000 )

-естественный прирост населения (а бсолютный естественный прирост:среднегодовая численность населения х 1000)

Средняя продолжительность предстоящей жизни. Средняя продолжительность жизни характеризует как состояние здоровья нации, так и в целом социально-экономические и эколого-гигиенические условия жизни.

За последние годы в России уровень смертности превысил уровень рождаемости, определив отрицательный (противоестественную убыль) прирост населения (5.9/00)

В настоящее время уровень рождаемости в России оценивается как низкий, несмотря на незначительный рост коэффициента рождаемости с 1999 г.

Уровень смертности населения в РФ оценивается как высокий.

При анализе структуры причин смерти :

На 1 месте – болезни системы кровообращения (56%)

На 3 месте – злокачественные новообразования (13%)

Еще одним показателем является показатель материнской смертности (потери от абортов, внематочной беременности, экстрагистальной патологии.)

Из числа умерших от абортов более 1\4 это женщины до 25 лет. За последние 15 лет в России этот показатель снизился с 47% до 25%.

Снизился процент абортов с 55% в 2000 г. до 37%.

Показатели младенческой смертности в РФ в 30 раз выше, чем в Японии от несчастных случаев, в 14 раз выше, чем от заболеваний органов дыхания, в 2 раза выше по врожденным аномалиям.

Формула расчета детской смертности :

Число детей, умерших на 1-м году жизни : число детей, родившихся живыми за год х 1000

Число детей, умерших на 1-м месяце жизни : число детей, родившихся живыми за год х 1000

Число мертворожденных + число детей, умерших на 1-й неделе жизни : число детей, родившихся живыми и мертвыми за год х 1000

За последние 15 лет этот показатель имеет стойкую тенденция к уменьшению с 20,8% в 1994 г. до 11% в 2005 г.

Увеличение продолжительности жизни в среднем до 70,8 лет в 2013 году и до 71,6 года за 9 месяцев 2014 года. Впервые с 1991 года произошел выход на естественный прирост населения

3. Понятия: «здоровье», «образ жизни», «качество жизни», «профилактика», «болезнь»

Из множества понятий здоровья наибольшее распространение получило определение ВОЗ : «Здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков». (1946 г.)

В 1994 году было предложено новое определение «Здоровье – это способность жизни сохранять и развивать себя и среду своего обитания».

Трактовка понятия «благополучие» затрагивает все стороны жизни человека. Человек находится в состоянии совершенно полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, социальные, психологические (интеллектуальные), духовные, эмоциональные составляющие его жизни, когда удачно складывается рост его карьеры. Каждый в отдельно сти и все вместе они оказывают самое существенное влияние на здоровье и благополучие человека, на полноценность его жизни.

Под здоровым образом жизни следует понимать такое поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах.

По определению ВОЗ качество жизни — это восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системе ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами . Качество жизни определяется физическими, социальными и эмоциональными факторами жизни человека, имеющими для него важное значение и на него влияющими.

Одним из важнейших направлений в медицине, начиная со времен Гиппократа (около 460-370 гг до н э), Авиценны (около 980-1037), является профилактика заболеваний. В пере воде с греческого профилактика означает предупреждение тех или иных заболеваний, со хранение здоровья и продление жизни человека.

К этому надо добавить, что в последние десятилетия в мире появились ранее неизвест ные заболевания. Такие, например, как ВИЧ-инфекция; вирус бешенства коров; хламидиоз; большое число разновидностей вируса болезни Боткина и многие другие. Вернулись и ста рые болезни. Например, туберкулез, о котором в недавнем прошлом стали забывать.

Среди конкретных признаков здоровья выделяют:

— уровень и гармоничность физического развития

— функциональное состояние организма

— уровень неспецифической резистенции и иммунной защиты

— личностные качества человека.

Кроме того для комплексной оценки здоровья отдельных пациентов и населения в целом выделяют 4 группы здоровья:

— 2 группа – здоровые у которых отсутствует какая либо хроническая болезнь, но имеются различные функциональные отклонения иммунологической резистентности, частые острые заболевания и др.

3 группа – больные с длительно текущими хроническими заболеваниями при сохраненных в основном функциональных возможностях организма

4 группа – больные с длительно текущими хроническими заболеваниями со снижением функциональных возможностей организма

5 группа – тяжелые больные, нуждающиеся в соблюдении постельного режима.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала свой очередной доклад под заголовком «Мировая статистика здравоохранения 2011 года». Изучение текста это документа приводит к неутешительному выводу: демографическая ситуация в России плачевна, а широко рекламируемая Концепция демографического развития на период до 2025 года отнюдь не гарантирует выхода из кризиса на этом направлении.

Блок контроля и самоконтроля

Вопросы тестового опроса

1. Программный документ «Философия сестринского дела в России» был принят:

а) Каменск-Подольск, январь 1995 г

б) Москва, октябрь 1993 г

в) Санкт-Петербург, май 1991 г

г) Голицыно, август 1993 г

2. Физиологическая проблема пациента:

б) риск суицидальной попытки

в) беспокойство по поводу потери работы

3. Путь осуществления ухода

4. Основные понятия сестринского дела — это все, кроме

б) окружающей среды

5. Первый уровень в пирамиде человеческих ценностей (потребностей) психолога А.Маслоу

в) достижение успеха

6. К физиологической потребности согласно иерархии А.Маслоу относится

7. Страх смерти является проблемой

8. Количество уровней в иерархии основных жизненноважных потребностей по А.Маслоу:

9. К наиболее высокому уровню /ступени/ «пирамиды» А.Маслоу

относится следующая потребность человека

10. Наиболее четко классифицировал потребности

11. К биологической потребности относится

12. Автор положения, что «цель сестринского дела — помочь человеку в удовлетворении его личных потребностей», которые были описаны им как 14 видов повседневной деятельности

а) Бакунина Екатерина Михайловна

б) Пирогов Николай Николаевич

г) Вирджиния Хендерсон

13. Цели сестринского ухода бывают

14. Количество этапов сестринского процесса:

15. Третий этап сестринского процесса включает

а) планирование объема сестринских вмешательств

б) срочное оказание неотложной помощи

в) выявление проблем пациента

Эталон ответов:1 г, 2 г, 3 а, 4 г, 5 б, 6 в, 7 а, 8 в, 9 б, 10 г, 11 в, 12 г, 13 а, 14 г, 15 а,

1. Основные показатели статистики населения:

Г) состав населения (пол, возраст, социальное положение и т.д.)

2. Показатели, характеризующие здоровье населения:

В) численность населения

3. Показатель рождаемости рассчитывается по формуле:

А) (число родившихся живыми за год)/(среднее число населения)х 1000

Б) (число родившихся живыми за год)/(число принятых родов) х 1000

В) (число беременных женщин за год)/( число принятых родов) х 1000

4. Суммарный коэффициент рождаемости отражает количество детей, которое

должна родить каждая женщина для:

А) простого воспроизводства населения

Б) прироста населения на 10%

В) прироста населения на 20%

Г) прироста населения на 30%

5) Для простого воспроизводства, суммарный коэффициент рождаемости должен

6. Показатели, отражающие механическое движение населения:

7. Показатели естественного движения населения это все, кроме:

В) естественный прирост

8. Показатель детской (младенческой) смертности:

А) смертность детей до 14 лет

Б) смертность детей до 1месяца

В) смертность детей до 28 дней жизни

9. Показатель детской смертности рассчитывается по формуле:

А) (число умерших детей в возрасте до 1 года)/(число родившихся живыми) х

Б) (число умерших детей в возрасте до 1 года)/(число всех родившихся) х1000

В) (число родившихся живыми за год)/(число умерших детей в возрасте до

10. Кратность проведения дородового патронажа медицинской сестрой

1-г, 2-г, 3-а, 4-а, 5-в, 6-г, 7-г, 8-в, 9-а, 10-б.

Дайте определение понятию «качества жизни», на чем это понятие основывается?

Перечислите основные направления и формы работы медицинского персонала по пропаганде ЗОЖ.

Дайте определение понятию «Демография», что изучает медицинская демография?

Назовите основные тенденции демографических процессов в современной России, мире.

Назовите основные демографические показатели.

Дайте определение понятиям: «здоровье», «образ жизни», «качество жизни», «профилактика», «болезнь».

Перечислите группы здоровья.

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 2

по теме: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья.

1.Работа с лекционным материалом.

2. Составление ситуационных задач на расчет демографических показателей.

3. Подготовка мультимедийных презентаций: «Вредные условия быта и производства».

Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2010.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *