здравый смысл в отношениях

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ — ВЕЛИЧАЙШАЯ МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

Нормальное мышление, здравомыслие, здравый смысл — это всё чрезвычайно важные понятия, обозначающие мыслительную норму. ВООБЩЕ ЗДОРОВЬЕ характеризует нормальное состояние человеческого организма, а ЗДРАВОМЫСЛИЕ — нормальное состояние человеческого мышления.
Могут спросить: в чем разница между здравомыслием и мышлением вообще?

Понятие здравомыслия указывает на то, что мышление, как и человек вообще, может быть здоровым, нормальным, а может быть нездоровым, больным, ненормальным, патологическим. Если есть здравомыслие, то есть и ненормальное, болезненное, больное, патологическое мышление. В последнем случае мы имеем в виду не столько больное мышление в психиатрическом, медицинском смысле, сколько ненормальное мышление, существующее в пределах психического здоровья или на грани психического здоровья и болезни. Психически здоровый человек может мыслить (размышлять, рассуждать), опираясь не на здравый смысл, а на что-то другое, например, подчиняясь воле чувств, предаваясь безудержной фантазии или желая удивить, поразить воображение обывателя.

Здравомыслящее поведение — ядро осмысленного поведения. Осмысленным мы находим все то, что освещено светом разума, мышления. Здравый же смысл мы видим не в том, что является просто осмысленным, а в том, что соответствует нашим представлениям о жизни-здоровье как в масштабах отдельного “я”, так и в масштабах коллективного “я” разных уровней (семьи, коллектива, нации, человечества). Человек, например, может осмысленно (из-за тягот жизни) пойти на самоубийство, но оправдать этот его поступок с позиции здравого смысла никак нельзя. Лишающий себя жизни — тем более лишается здоровья, а это отнюдь не здравое поведение.

Здравый смысл — величайшая мыслительная ценность, обозначающая границы нормального, здорового мышления, здравомыслия. Регулирующая роль здравого смысла очевидна. Опираться на здравый смысл — значит держать в узде свое мышление, эмоции, воображение, волю, т.е., с одной стороны, направлять мышление в нужное русло, а, с другой, не позволять ему “растекаться по древу”.

Здравомыслие — это когда человек не торопится делать выводы и одновременно не затягивает с выводами, в меру рассудителен и в меру безрассуден, в меру осторожен и в меру смел, в меру верит и в меру не верит, в меру сомневается и в меру не сомневается, в меру надеется и в меру не надеется, в меру боится и в меру не боится.

(“В понятии здравого смысла момент согласованности и сбалансированности сохранился. Обладающий развитым здравым смыслом обычно редко впадает в крайности. Он умеет согласовывать свои слова и поступки. Поскольку он координирует свои действия и обычно не теряет головы в экстремальных или сложных ситуациях, о нем говорят, что он человек “здравый”. Очевидно, что тот, кто обладает здравым смыслом, не даст легко увлечь себя научными и философскими идеями, которые недостаточно им продуманы и осмыслены”. — В. Шаповалов. Здравый смысл, философия и наука. — В: “Здравый смысл”, 1997, № 3. С. 36.)

Здравомыслие — это самооценка в меру, не выше, но и не ниже.
Здравомыслие — это трезвый взгляд на вещи, на жизнь, не через розовые очки, но и не через черные; это взгляд глазами с нормальным зрением, ни опьяняюще-романтический, прекраснодушный, ни цинически-разочаровывающий, мрачный.

Здравомыслящий человек по возможности мыслит логически, не любит парадоксы. Парадоксальное мышление — это либо манерное, либо больное мышление, либо то и другое. В первом случае человек играется, играет в мышление, работает на публику. Ж. Лабрюйер чисто по-французски высмеял такое мышление. “Парадоксальный ум, — говорил он, — относится к уму оригинальному так же, как жеманство к грации”. Во втором случае человек находится на грани психического заболевания, его мышление-сознание близко к тому, чтобы быть разорванным, раздвоенным.

С другой стороны, здравомыслящий человек не увлекается логикой до последнего, оставляет место для интуиции, фантазии, полета мысли. Исключительно логично мыслящий человек — рассудочен, нуден в общении (зануда), педант, пунктуалист, действующий как автомат-робот и попадающий от этого обычно впросак.

Здравомыслие — мера во всем, даже в том, чтобы соблюдать меру.

Разница между здравомыслием и здравым смыслом не по содержанию, а в их отнесенности к разным объектам. Здравомыслие, здравая мысль — это непосредственная нормативная оценка мышления, мысли. Здравый смысл — это опосредованная нормативная оценка мышления, мысли — через оценку того, что человек говорит, делает. Здравый смысл мы ищем не в самом мышлении, а в словах и поступках человека. На это указывают такие выражения: “в том, что он говорит, есть здравый смысл”; “в делах своих, в решениях и предложениях опираться на здравый смысл”; “выступать с позиции здравого смысла”; “он делает так вопреки здравому смыслу”; “противоречит (не противоречит) здравому смыслу”.

ПРОТИВ ОЦЕНКИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА КАК ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЛИШЬ В “СТЕНАХ ДОМАШНЕГО ОБИХОДА”

Здравый смысл порой оценивают как нечто сугубо ограниченное, действующее лишь “в стенах” домашнего обихода. Длительное время в нашей стране господствовала точка зрения Ф. Энгельса, отождествлявшая здравый смысл с метафизическим (т.е. антидиалектическим) мышлением.

Ф. Энгельс писал: “Этот (метафизический — Л.Б.) способ мышления кажется нам на первый взгляд совершенно очевидным потому, что он присущ так называемому здравому смыслу. Но здравый человеческий смысл, весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования. Метафизический образ мышления, хотя и является правомерным, и даже необходимым в известных областях, более или менее обширных, смотря по характеру предмета, рано или поздно достигает тех пределов, за которыми он становится односторонним, ограниченным, абстрактным и запутывается в неразрешимых противоречиях, потому что за отдельными вещами он не видит их взаимной связи, за их бытием — их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса. ” (Анти-Дюринг. Введение.)

Это пренебрежение здравым смыслом дорого обошлось нашей стране. Безумные утопические проекты последователей К. Маркса — Ф. Энгельса в России, большевиков-коммунистов, стоили гигантских материальных и людских жертв. Ф. Энгельс был безусловно неправ, когда оценивал здравый смысл столь односторонне.

Пренебрежение здравым смыслом — это пренебрежение умственным здоровьем. Ведь здравый смысл — отнюдь не нечто ординарное, обыденное, консервативное. Здравый смысл — здоровое мышление! А здоровое мышление, здравомыслие действует везде! И в “стенах домашнего обихода”, и в незнакомых ситуациях, и в экстремальных условиях. Руал Амундсен первым дошел до Южного полюса и остался жив. А Роберт Скотт дошел лишь вторым и на обратном пути погиб. Почему? Потому что в действиях Амундсена было больше здравого смысла, чем в действиях Скотта. Амундсен воспользовался испытанным средством передвижения в полярных странах — собачьими упряжками. Скотт же решил попробовать таких экзотических животных как пони (карликовые лошади).

К сожалению, подобное понимание здравого смысла (как чего-то ординарного) проникает в справочные издания.
Вот что, например, писал в энциклопедическом словаре русский философ В. С. Соловьев:

«Здравый смысл — термин неопределенный и большею частью употребляемый во зло; должен означать нормальное состояние и правильное действие умственных сил человека. Нормальны, вообще, те суждения и взгляды, которые соответствуют истинному значению вещей, логически выводимому из достоверных данных. Но так как действительные мнения большинства людей определяются не столько разумением предметной истины, сколько предрассудками, привычкой, внушениями страстей и требованиями материальных интересов, и так как всякий человек, чувствуя и признавая свои физические слабости и недуги, не сомневается, однако, в своем умственном здоровье и в правильности своего образа мыслей, то в результате получается такое понятие здравого смысла, которое не имеет прямого отношения к истинным нормам, а выражает лишь средние мнения и обычные интересы людской толпы, в данных условиях места и времени. Такой З. смысл направлен вообще к охранению наличного состояния общественной жизни и мысли, против всего, что двигает людей вперед и возвышает их духовный уровень. Во имя такого З. смысла осуждались, например, нравственное учение Сократа, астрономическая система Коперника, предприятие Колумба; тем же З. смыслом защищалось сожигание ведьм и еретиков, употребление пыток и т. д. Этот неоспоримый исторический опыт внушает законное недоверие к простым ссылкам на З. смысл; всякую такую ссылку следует проверять определенными нормами истины и справедливости, и в случае противоречия с ними — решительно отвергать, как самозванное притязание.»

В изданной в наше время немарксистской “Краткой философской энциклопедии” можно прочитать:

(Это же отмечал в 1935 г. Б. Рассел: «среди преемников Юма здравомыслие означало поверхностность, а глубина — некоторую степень сумасшествия». — Б. Рассел. Происхождение фашизма.)

Большое заблуждение представлять здравый смысл как что-то поверхностное. Здравый смысл нужен и при разработке абстрактных научных теорий, и в глубокомысленных философских рассуждениях. Относительно последних можно даже сказать: нет глубокомыслия там, где нет здравого смысла. А то, что считают глубокомысленным, но противоречащим человеческому здравому смыслу, на самом деле не является таковым. Ведь глубокомыслие путают порой с туманными, неясными, сложными выражениями, рассуждениями.

Здравый смысл бывает ординарным и неординарным. Ординарно здравомыслящий человек может не понять неординарно здравомыслящего. И наоборот, для неординарно здравомыслящих людей ординарное здравомыслие может показаться пресным, скучным, серым.
В любом случае пренебрежительно-уничижительное отношение к здравому смыслу как таковому — симптом нездравомыслия, того, что у человека не всё в порядке с головой.

ПРЕДЕЛЫ ЗДРАВОГО СМЫСЛА

Здравомыслие — фундамент, основа для принятия разумных решений. Как здоровье нужно человеку для полноценной, деятельной жизни, так и здравомыслие нужно ему для полноценного, деятельного мышления.

С другой стороны, здравомыслие необходимо, но недостаточно. Здесь опять можно сравнить его со здоровьем вообще. Здоровье само по себе не гарантирует человеку полноценной, полнокровной жизни. Оно лишь условие, предпосылка такой жизни. Если здоровый человек ведет себя очень скромно, “не хватает звезд с неба” (субъективный фактор) или “в тисках обстоятельств” (объективный фактор), то он не реализует себя в полной мере как творческое, деятельное существо.

Точно так же и здравомыслие. Оно лишь условие, предпосылка для творческого мышления, для полета мысли. Оно отнюдь не гарантирует принятие разумных решений, не защищает в полной мере человека от ошибок.
Можно продолжить аналогию здравомыслия со здоровьем. Как здоровье не бывает абсолютным, идеальным (а лишь практическим), так и здравомыслие не бывает идеальным. Абсолютно здравомыслящих людей не бывает!

РАЗНОКАЧЕСТВЕННОСТЬ И РАЗНОКОЛИЧЕСТВЕННОСТЬ ЗДРАВОМЫСЛИЯ

Далее, как здоровье разное у разных людей, индивидуализировано и типологизировано, так и здравомыслие разное у разномыслящих людей, индивидуализировано и типологизировано. Говорят о разном качестве и разном количестве здоровья. Точно также можно говорить о разном качестве и количестве здравомыслия.

Разнокачественность здравомыслия обнаруживается прежде всего в следующем. У одного человека оно логически ориентировано (хороший “логик”), у другого — интуитивно ориентировано (с хорошей интуицией), у третьего — одинаково (сильно, средне, слабо) выражены логическая и интуитивная составляющие мышления. Сравните: здоровье Аполлона и здоровье Геркулеса, здоровье крестьянина и здоровье горожанина.

Далее, разнокачественность здравомыслия выражается в различном соотношении конструктивной (позитивной, утвердительной) и критической (скептической) составляющих мышления. У одних здравомыслящих людей больше выражена конструктивная (утвердительная) составляющая мышления, а у других — критическая, скептическая составляющая мышления. Конечно, при нарушении баланса конструктивного и критического мышления мы можем наблюдать нездравомыслие: в одном случае догматизм, легковерие, фанатизм, в другом — всеразрушающий скептицизм, недоверчивость, болезненная мнительность.

(Когда говорят о здоровом скептицизме, то имеют в виду, что человек, с одной стороны, не догматик, не фанатик, а, с другой, в меру скептичен, не злоупотребляет скепсисом).
Разноколичественность здравомыслия выражается в том, что один человек в большей степени здравомыслящ, другой — в меньшей. Сравните: крепкое и слабое здоровье.

Далее, один и тот же человек может быть здравомыслящим в решении относительно простых задач, касающихся, например, быта, удовлетворения органических потребностей, и нездравомыслящим при решении сложных задач, требующих от человека широты мышления, обширных познаний. Верующий-фанатик может нормально мыслить в пределах своего дома, семьи, хозяйства и патологически мыслить в более широком контексте социального поведения, например, делая выбор в пользу террора, убийства, самоубийства и т.п.

ЗДРАВОМЫСЛИЕ МОЖНО РАЗВИВАТЬ И КОРРЕКТИРОВАТЬ

Здравомыслие не является чем-то данным от природы, от бога. Это — развивающаяся категория. Оно может развиваться и само по себе, и в результате сознательных усилий.
Естественным образом здравомыслие развивается по мере взросления человека. Здравомыслие ребенка весьма ограничено, неразвито, буквально является комнатно-домашним. Такого здравомыслия не хватает для того, чтобы вести самостоятельную жизнь. Здравомыслие взрослого человека — это развитое здравомыслие. Благодаря ему взрослый человек способен к самостоятельной жизни.

В свою очередь, у взрослых людей здравомыслие может быть развито в большей или меньшей степени и в разных направлениях. У всех взрослых имеется некоторое базовое здравомыслие (как основной обмен веществ в организме). Над ним надстраиваются и развиваются специализированные здравомыслия — в зависимости от того или иного вида профессиональной деятельности. Здравомыслие философа — одно, здравомыслие ученого — другое, здравомыслие художника — третье, здравомыслие политического деятеля — четвертое и т.д. Очень разнятся между собой здравомыслие крестьянина и горожанина.

Здравомыслие нуждается в постоянной подпитке и тренировке. Оно уменьшается как шагреневая кожа, если человек бездействует, не эксплуатирует свой мозг. Для здравомыслия нужен труд мысли! Вместе с тем, чем образованнее и культурнее человек, тем при прочих равных условиях развитее его здравомыслие.

НЕЗДРАВОМЫСЛИЕ, БОЛЬНОЙ СМЫСЛ
non compos mentis (лат.) — не в здравом уме

Как помимо здоровых людей есть много болеющих, больных, инвалидов, так и помимо здравомыслящих есть много людей с болезненным, больным или даже инвалидным мышлением. Мыслительные патологии также многообразны, как многообразно здравомыслие.

В количественном плане патологическое мышление можно подразделить на болезненное, больное и инвалидное. В качественном плане патологическое мышление можно подразделить на догматическое и сверхкритическое, сверхлогическое (рационалистическое) и сверхинтуитивное (иррационалистическое).

Пример иррационального мышления — мистическое умонастроение.
Нездравомыслие не всегда бывает выражено явно. Порой его трудно распознать. Человек может обладать литературным талантом, красно говорить и при этом источать ядовитые мысли. Известен также феномен ложной мудрости.

Говорят: рыба гниет с головы. Последствия от нездравомыслия бывают весьма печальные. В наше время, когда взаимовлияние людей значительно усилилось, нездравомыслие отдельных философов, писателей, политиков может быть губительным для многих людей, чревато негативными социальными последствиями.

ОТСЛЕЖИВАТЬ, ИЗУЧАТЬ, ИЗОБЛИЧАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ БОЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ И, НАПРОТИВ, РАЗВИВАТЬ, ПРОПАГАНДИРОВАТЬ ФИЛОСОФИЮ ЗДРАВОГО СМЫСЛА — ДВУЕДИНАЯ ЗАДАЧА, ОТ РЕШЕНИЯ КОТОРОЙ ЗАВИСИТ СУДЬБА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

— Из книги «Как мы думаем? Введение в философию мышления». Текст книги см. на моем сайте.

Источник

Здравый смысл

здравый смысл в отношенияхЗдравый смысл – это собирательное понятие, включающее в себя ощущение, общность форм мышления, навыков, взглядов на окружающую действительность, разработанные и применяемые человеком в ежедневной практической деятельности, разделяющую социумом или большой группой людей. Социальная психология под понятием здравый смысл понимает систему общепризнанных воззрений о реальности, собранную многими поколениями. Здравомыслящее поведение включает в себя также умение принимать правильные решения и совершать верные предположения, опираясь на логическое мышление и приобретённый опыт. В этом значении описываемый термин делает акцент на способности человеческого сознания противостоять мистификациям, предрассудкам, заблуждениям.

Что это такое

Если рассуждать на тему, что такое здравый смысл, то можно прийти к выводу, что для каждого человека он будет свой. Ведь благоразумие или здравомыслие – это определённое качество личности, обретаемое в течение жизни, предоставляющее возможность делать выбор в пользу правильных и наиболее рациональных поступков, применяя при этом с точки зрения конкретного человека эффективные методы и пути в достижении поставленных целей. Благоразумность это способность индивида опираться на доводы разума, выбирая те способы, которые дадут, или прекрасные результаты, или минимальные потери.

Простыми словами здравый смысл – это ядро осмысленного поведения. Осмысленным человек находит всё то, что наделено светом мышления и разума. Здравомыслие выступает здесь не просто рациональным процессом, а отвечает представлениям человечества о жизни, о здоровье в значимости «я» и в значимости коллективного «я» (семьи, коллектива, нации).

Здравомыслие является величайшей мыслительной ценностью, определяющей границы здорового нормального мышления. Роль здравомыслия предельна ясна. Иметь здравый смысл это означает держать под контролем своё мышление, воображение, эмоции, волю. Человек, наделённый данным качеством, делает выводы, не спеша, обдуманно и вместе с тем не затягивает с решением.

Основы здравого смысла включают в себя вещи, которые необходимо каждому знать и уметь. Это основы выживания, самопознания, здоровья и самосохранения.

Люди не всегда поступают умно, иногда их поступки основаны на чувственном или интуитивном порыве. Нередко в азартных играх люди проигрывают сбережения или, путешествуя, забывают взять соответствующую погоде одежду, игнорируя правила пожарной безопасности курят в постели. Здравый смысл необходим человеку всегда, его следует постоянно поддерживать и применять. Это умственная способность поможет справляться с проблемами, видеть и использовать возможности, сохранить себе жизнь.

Нередко здравомыслие зависит от обстоятельств и ситуации, иногда оно проявляет себя безупречно, в других случаях подводит или напрочь отсутствует. Здравомыслящая личность нечасто впадает в крайности. У неё согласовываются слова и поступки. В критических ситуациях не теряет самообладания. Такой человек не даст себя увлечь сомнительными философскими идеями, религиозными учениями. Цель здравого смысла предостеречь от иррациональных решений и ошибок, увидеть ситуацию в целом, а не её часть. Также здравомыслие помогает не зацикливаться на устаревших правилах, теориях, идеях, которые могут сдерживать человека в принятии решений в различных ситуациях и обстоятельствах.

Условно все люди делятся на реактивных и проактивных. Первая группа зависит от происходящего вокруг, а вторая способна анализировать, принять самостоятельные решения и раздражающие факторы не выступят помехой. Каждый человек создаёт свою реальность из личного опыта, воспринимая мир через призму своего восприятия. Для отдельных людей их чувство реальности является единственным ощущением действительности. Речь идёт о людях с реактивным мышлением.

Реактивное мышление опирается на то, что человек узнал поверхностно о жизни, затем воссоздал выученные модели и использует их каждый раз без применения преобразования мыслительных процессов. Данный тип мышления зачастую приводит к ошибкам в рассуждениях, поскольку человек не хочет выходить за пределы своего восприятия, ведь в его сознании сформировалось окончательное мнение, как должно всё быть.

Реактивное мышление заложено изначально природой. Просыпаясь и видя за окном дождь и тучи, у человека автоматически может пропасть настроение, от такого дня он не будет ждать ничего хорошего. Такое мышление относится к реактивному. Человек с таким типом мышления начнёт сомневаться, когда услышит относительно себя критику. Это приведёт к тому, что он станет слабым и неуверенным. Такие люди зачастую сомневаются в правильности своих поступков и нередко делают что-то супротив своей воли.

Здравомыслящий человек в противовес описанному выше типу всегда помнит, что у него есть право выбора, которым он может пользоваться. Так поступают люди с проактивным мышлением.

здравый смысл в отношениях

Здравый смысл можно развивать. Здравомыслие не является постоянной категорией. Оно способно развиваться как само по себе, так и в результате сознательных усилий. Естественным образом здравомыслие формируется с возрастом, ведь здравым смыслом ребёнок наделён весьма ограниченно. Однако следует понимать, что взрослые люди данным качеством наделены не в одинаковой степени.

Здравомыслию необходима постоянная тренировка, «эксплуатация» своего мозга. Чем образованнее человек, тем развитие его здравомыслие.

Отсутствие здравого смысла можно наблюдать в мистическом умонастроении людей, которое проявляется в страхе перед неизвестным, желании чуда или надежде на него. Возникает данный менталитет вследствие нарушения равновесия между логикой и интуицией в сторону преобладания интуитивного мышления.

Описываемое мышление свойственно легко возбуждаемым натурам, лишённым способностей быть внимательными. Возбуждаемость у таких людей достигает патологического уровня, когда они руководствуются не сознательным вниманием, а бессознательной возбуждаемостью. Такие личности воспринимают только то, что согласуется с их настроением и напротив, то, что не совпадает с их настроением, для них вовсе не существует. Об отсутствии благоразумия свидетельствует приписывание тайн неодушевлённым предметам или чему-то нечеловеческому, что именуется мистикой. Мистическое умонастроение, как и мистицизм, является умственной болезнью. Это то, что противоречит разуму и разумному, а, значит, не является здравым смыслом.

Отсутствие здравомыслия иногда бывает завуалированным и нередко его сложно распознать. Например, человек, обладая литературным талантом, красиво говорящий может быть наполнен «ядовитыми» мыслями.

Примеры из жизни

Абсолютная уверенность мешает человеку оставаться здравомыслящим. Оценка мира через призму чёрного или только белого не даёт возможности адекватно мыслить.

Упрямство, основанное на неуверенности, страхе, непонимании, гневе, опасении выступает причиной многих неоправданных и иррациональных поступков и решений.

Примеры истинного здравого смысла можно привести следующие:

– остаться дома в период непогоды (штормовое предупреждение, гололёд, ураган и пр.), вызвать такси, когда нетрезв;

– в тёмное время суток одному не ходить;

– отказаться от вредных привычек (курение, злоупотребление спиртными напитками, переедание);

– заботиться о своём здоровье (сбалансированное питание, умеренные физические нагрузки);

– позитивно мыслить, владеть эмоциями, уметь выходить из кризисных ситуаций, осуществлять трансформацию внутреннего негатива в свою силу. Каждый человек периодически подвержен страху, гневу, напряжению, но далеко не каждый может трансформировать эти эмоции на благо себе;

– отказаться от самолечения, своевременно обращаться за квалифицированной медицинской помощью, а не к народным лекарям;

– саморазвиваться (развивать умственные способности и повышать уровень IQ);

– отказаться от самобичивания, повышать свою самооценку, избавиться от чувства вины.

Во все времена последствия от нездравомыслия отражались на людях, да и в наше время они могут быть печальными. Ведь не секрет, что средства массовой информации влияют на сознание людей. Отсутствие здравомыслия отдельных политиков, блогеров, религиозных деятелей, медийных личностей, экспертов, философов способно стать губительным для многих людей, чревато неблагоприятными социальными последствиями.

Таким образом, здравый смысл – это способность логично и правильно рассуждать, отличая при этом истину ото лжи, а само понятие подразумевает умственную деятельность, обозначающую мыслительную норму. От того, какими мыслями наполнена голова зависит то, как человек воспринимает окружающую действительность. Здравый смысл это образ мышления большинства людей, которым они руководствуются в повседневной жизни.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *