земельные отношения в арабском халифате

Земельные отношения в арабском халифате

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Развитие феодальных отношений в Аббасидском халифате

При Аббасидах государственная собственность на землю преобладала в центральных областях халифата, где имелись крупные оросительные системы, прежде всего в Ираке и Египте. В других областях наряду с государственными было много и частновладельческих земель. Безусловное частное землевладение (мильк, мульк) преобладало, например в Фарсе, до X в. Существовали также земли, принадлежавшие халифскому роду Аббасидов (савафи). Общинные земли входили в категорию государственных земель.

Развивалось и условное частное землевладение. Государство давало (Воинам небольшие наделы земли с сидящими на ней держателями-

крестьянами в пожизненное владение на условии несения военной службы; такие наделы, называемые «катиа», были даны, например, в округе Казвина (Иран) поселенным там в середине VII в. 500 арабским военным чинам; так как их потомки несли военную службу, то эти земли оставались в их владении еще в X в. Наряду с этим сложился другой вид условного владения — икта. Первоначально этим термином обозначалось лишь право, данное служилому человеку, взимать с определенной земли в свою пользу налоги (харадж или джизйа), которые, таким образом, превращались в феодальную ренту. Постепенно право на ренту стало правом распоряжения землей. Икта давалась либо на время отправления должности, либо пожизненно за заслуги. Благодаря распространенному обычаю наследственности должностей нередко и земли икта фактически передавались по наследству. В зависимости от чина и должности служилого человека икта могла быть разного размера: от одного селения или части его до большого округа. Получили распространение в халифате и неотчуждаемые земли мусульманских религиозных учреждений (вакф).

Как в государственном, так и в частном владении, условном или безусловном, находилась не только земля, но и вода — каналы и другие ирригационные сооружения.

На землях всех категорий землевладельцы, как правило, не вели своего господского барщинного зернового хозяйства, а изымали феодальную ренту (продуктовую или денежную) с мелких земельных участков. Таким образом, крупное феодальное землевладение сочеталось с мелким крестьянским землепользованием. Крестьяне, сидевшие на государственных, частновладельческих и вакфных землях, юридически считались свободными, фактически же были феодально-зависимыми, хотя в то время еще не все. Оставались крестьяне — мелкие собственники, сохранявшие и фактически свободу.

Харадж взимался с государственных земель и с земель мелких собственников; десятина — с мульковых земель; земли семьи Аббасидов, земли икта и вакфные ничего не вносили в государственную казну; налог с них превратился в ренту и целиком шел в пользу владельца земли.

Как уже сказано, положение крестьян при первых Аббасидах не улучшилось. Их по-прежнему разоряли принудительными работами; взимая харадж, сборщики податей допускали разные злоупотребления: оценивали урожай на корню по завышенной ставке, чтобы увеличить сумму подати; не разрешали снимать урожай зерна и плодов до взыскания подати, а самое взыскание задерживали, — и крестьяне должны были давать взятки сборщикам, чтобы те поскорее взыскали налог, дабы урожай не погиб. По-прежнему крестьянам вешали на шею «печати», т. е. свинцовые бирки, а недоимщиков истязали.

В раннефеодальном обществе халифата сохранялись уклады патриархальный (среди кочевников арабских, иранских и др.) и рабовладельческий. Общество халифата VII—IX вв. было насыщено рабами-пленниками. Вот некоторые данные: халиф Муавйиа только на своих землях в Хиджазе эксплуатировал 4 тыс. рабов (от труда которых получал ежегодно 150 тыс. вьюков зерна и 100 тыс. мешков фиников) и столько же рабов на своих землях и Йемаме. Один из сподвижников пророка Мухаммеда, Абд ар-Рахман ибн Ауф, умирая, освободил 30 тыс. своих рабов, а халиф Мутасим — 8 тыс. Известный законовед Абу Йусуф Йакуб на рубеже VIII и IX вв. писал в «Книге о поземельной подати», что все тюрьмы халифата переполнены задержанными беглыми рабами. В X в. наместникам областей было пред-

писано ловить беглых рабов, которыми кишели все области, сажать их под замок и по возможности возвращать хозяевам. Рабы и рабыни использовались не только как домашние слуги и гаремные одалиски, но и в производстве: на оросительных работах, в садоводстве, на пастьбе скота (особенно у кочевников), в ремесленных мастерских- эргастериях, в рудниках. Пленников войны не хватало для этих работ, и работорговцы ввозили в халифат для продажи множество рабов из-за рубежа: тюрков, славян и особенно африканцев. О масштабах этой торговли можно судить по тому, что один купец с побережья Персидского залива только во время летнего рейса 936 г. вез из Африки на 400 барках 12 тыс. темнокожих рабов. Невольничьи рынки были во всех городах халифата. Источники никогда не смешивали рабов с феодально-зависимыми крестьянами.

Источник

Аграрные отношении в арабском халифате в XI в

Категории земель по принципам налогообложения

Все земли делятся на четыре категории. Первая категория ‑ земли, оживленные мусульманами. Это земли ушра[57], и не дозволено облагать их хараджем[58].

Четвертая категория ‑ земли, о которых неверующие заключили договор. Это та специальная категория земель, которая облагается хараджем и состоит из двух видов.

Первый вид ‑ земли, брошенные их владельцами. Таким образом ставшие принадлежностью мусульман без сражения. Они ‑ вакф в пользу всех мусульман и облагаются хараджем, который представляет постоянную арендную плату, если его сумма и не будет определена во времени, когда это будет в общих интересах.

Харадж не подлежит изменению ни при принятии ислама, ни при вступлении под покровительство. Не дозволено продавать субстанции[63] этих земель из-за распространения на них статута вакфа.

Второй вид ‑ земли, владельцы которых остались на них и заключили договор об их сохранении в своем владении посредством хараджа, который налагается на них. Этот вид состоит из двух подвидов.

Первый подвид ‑ земли, владельцы которых при заключении договора с нами отказались от собственности на них в пользу нас. Эти земли ‑ вакф мусульман подобно землям, брошенным их владельцами. Харадж, налагаемый на них, представляет арендную плату, которая сохраняется и при обращении их владельцев в ислам. Не дозволено им продавать субстанцию этих земель. Они сохраняют преимущественное право на них, пока они соблюдают договор, независимо от того, останутся ли они неверующими или примут ислам, у них нельзя отобрать эти земли, так же как нельзя отобрать арендованные земли у арендаторов.

Платеж хараджа не освобождает их от платежа подушного налога ‑ джизьи, если они станут людьми зиммы и изберут новое местожительство. А если они не вступают в покровительство ‑ зимму, сохраняют договор и не платят джизью, то не дозволено оставить их в этом положении больше года. А меньше одного года без платежа джизьи оставлять их дозволено[64].

Второй подвид ‑ земли, владельцы которых сохранили собственность на них, не отказались от их субстанции и о которых они заключили договор при условии уплаты хараджа, налагаемого на них. Это харадж–джизья, которая взимается с них, пока они остаются неверующими, но при обращении в ислам снимается. Дозволено не брать у них подушный налог, и им разрешается продавать эти земли, кому они пожелают: из их среды, из мусульман или из зиммьев.

Если они продадут землю своим, то на нее будет сохранен статут хараджа. Если они продадут землю мусульманину, то харадж с нее снимается. Если они продадут землю зиммьям, то, возможно, с нее будет взиматься харадж из-за неверия покупателя, а, возможно, с него будет снят харадж из-за того, что после принятия им зимма, условия прежнего договора для него не обязательны[65].

Принципы пожалования икта

Что касается икта ат-тамлик[66], то земля, пожалованная на правах икта, делится на три категории; мертвую землю, обработанную землю и землю с полезными ископаемыми.

Что касается мертвой земли[67], то она двух видов. Первый вид ‑ земля, которая не переставала быть мертвой с давних времен, не подвергалась обработке и на которую не была установлена собственность. Это та земля, которую султан может пожаловать тому, кто ее оживит и обработает. По мнению Абу-Ханифы, пожалование ее в икта ‑ условие дозволенности ее оживления, так как Абу-Ханифа не разрешает оживить мертвую землю без дозволения имама. По мнению аш-Шафи’и, пожалование ее на правах икта дает получателю преимущественное право на ее оживление по сравнению с другими, но это пожалование не обусловливает дозволенности ее оживления, ибо оживлять мертвую землю дозволяется без разрешения имама.

Согласно обоим мнениям, тот, кто получает мертвую землю на правах икта, посредством оживления приобретает преимущественное право по сравнению с другими.

Посланник Аллаха ‑ да благословит его Аллах, да приветствует ‑ пожаловал Зубайру ибн-Авваму[68] земли из мертвой земли ан-Наки столько, сколько тот покрыл бы галопом своего коня. Зубайр припустил своего коня, а потом, желая увеличить получаемую землю, перебросил свой кнут через коня, и посланник аллаха ‑ да благословит его аллах, да приветствует ‑ сказал: «Дайте ему» землю до места падения его кнута».

Второй вид ‑ земля, которая была обработана, а потом пришла в негодность и стала мертвой, бесплодной.

Такая земля двух видов. Первый вид ‑ земля, которая существовала при джахилии[69] подобно землям адии самуд[70]. Этот вид походит на землю, которая не была обработана, и ее пожалование на правах икта дозволено. Посланник аллаха ‑ Да благословит его аллах, да приветствует ‑ сказал: «Земля ади принадлежит Аллаху, его посланнику, а потом от меня ‑ вам», подразумевая землю ади.

Второй вид ‑ земля, которая была приобретена во время ислама и на которую распространялась собственность мусульман, а потом она пришла в негодность и стала мертвой, бесплодной. О правилах ее оживления у законоведов три различных мнения.

По мнению аш-Шафи’и, на эту землю посредством оживления нельзя установить собственность, независимо от того, известны или не известны ее владельцы. Малик говорит, что посредством оживления на нее можно установить собственность, независимо от того, известны или не известны ее владельцы. Абу-Ханифа говорит, что если владельцы этой земли известны, то на нее посредством оживления собственность не устанавливается, но если они не известны, то на нее посредством оживления собственность устанавливается. Согласно его мнению, посредством оживления не дозволено установить собственность на мертвую землю без пожалования ее на правах икта. Если ее владельцы известны, тогда не дозволено пожаловать мертвую землю на правах икта, ибо ее владельцы имеют преимущественное право на ее продажу и оживление; но если они не известны, то пожалование ее на правах икта дозволено и это пожалование ‑ условие законности ее оживления.

Когда мертвая земля по комментированному нами способу становится икта, лицо, которому имам пожалует ее и в силу этого приобрело на эту землю преимущественное право по сравнению с другими, не может установить собственность на эту землю, пока ее не оживит. Если это лицо приступает к оживлению полученной земли, то по окончании ее оживления становится собственником. Если же получивший мертвую землю на правах икта не приступает к ее оживлению, то он имеет преимущественное право на эту землю только в качестве ее владельца, но не собственника. Будут рассмотрены причины, из-за которых он не приступил к ее оживлению; и если они будут явно уважительными, то нельзя оспаривать у него эту землю, и он сохраняет ее в своем владении, пока существуют эти причины.

Но если причины будут неуважительными, то, по мнению Абу-Ханифы, нельзя оспаривать у него эту землю до истечения трех лет. Если владелец оживит ее в течение этого времени, то хорошо, а если нет, то упраздняется статут икта на том основании, что Умар назначил срок пожалования три года.

По мнению аш-Шафи’и, установление срока не обязательно. Во внимание принимается возможность этого лица оживить мертвую землю, и когда наступит время, в течение которого земля должна быть оживлена, то ему будет сказано: или ты оживи ее, и она будет утверждена в твоей собственности, или откажись от нее с тем, чтобы она вернулась в положение, в котором она находилась до ее пожалования. Что касается срока, назначенного Умаром, ‑ да будет доволен им аллах, то он, возможно, был вызван частным обстоятельством, или же его мнение было признано годным во всех случаях.

Если какой-либо узурпатор присвоит пожалованную мертвую землю и оживит ее, то по этому поводу законоведы высказывают три различных мнения.

По мнению аш-Шафи’и, тот, кто оживит такую землю, приобретает преимущественное право над лицом, получившим ее на правах икта.

Абу-Ханифа говорит, что при оживлении такой земли до истечения трех лет, она остается в собственности того, кому она была пожалована, а после истечения трех лет она становится собственностью того, кто ее оживил.

Малик говорит, что если эту землю оживили, зная о том, что она была пожалована на правах икта, то тогда земля остается в собственности того, кому она была пожалована, но если ее оживили, не зная о том, что она была пожалована на правах икта, то тогда тот, кому она была пожалована, может выбирать: или оплатить расходы по оживлению тому, кто мертвую землю оживил, или оставить [ее] у него и передать ему же остальную часть мертвой земли.

Что касается обработанной земли, то она двух категорий. Первая ‑ земля, собственник которой признан и на которую у султана нет никаких прав, за исключением обязательств, налагаемых на эту землю казной, когда она находится на территории ислама[71], независимо от того, будет ли она принадлежать муслимам или зиммьям; но если земля находится на территории войны[72], которую мусульмане еще не захватили, и имам пожелает пожаловать ее на правах икта с тем, чтобы тот, кому она будет пожалована, вступил в собственность при ее завоевании, то это дозволено. Тамим ад-Дари просил посланника аллаха ‑ да благословит его аллах, да приветствует, ‑ чтобы тот пожаловал ему Уйун ал-Балад, который находился в Сирии, до ее завоевания, и он так и сделал.

Таким образом, если кто-либо просит у имама в дар имущество на территории войны и оно еще в собственности ее населения или кто-либо просит пленных и подростков с этой территории, с тем чтобы при ее завоевании он имел преимущественное право на них, то это дозволено. Дарение разрешено и тогда, когда еще не известно, осуществимо ли оно, ибо оно зависит от общего положения[73]. Аш-Ша’би рассказал, что Харим ибн-Аус ибн Харис ат-Таи сказал пророку ‑ да благословит его аллах, да приветствует: «Если аллах достаит тебе победу над Хирой[74], то дай мне Бинт Нафилу»[75]. Когда Халид[76] хотел заключить договор с жителями Хиры, Харим заявил ему: «Посланник аллаха ‑ да благословит его аллах, да приветствует ‑ назначил мне Бинт Нафилу, и не включай ее в договор». Башир ибн-Са’д и Мухаммад ибн-Маслама засвидетельствовали это, и Халид исключил ее из договора и передал Хариму, который продал ее за тысячу дирхемов. Со времен договоренности Харима она изменилась и состарилась. Хариму сказали: «Горе тебе, ты ее удешевил, а если ты запросил, то родственники ее дали бы тебе в два раза больше». Тот ответил: «Я не думал, что существовало число большее, чем тысяча».

Вторая ‑ земля, владелец которой не признан и на которую никто не может предъявить права. Эта категория делится па три вида.

Первый вид ‑ земля, которая в завоеванных странах была взята имамом в пользу казны или по праву хумса[77], так как она принадлежала людям хумса, или по праву конфискации для удовлетворения тех, кто взял ее в добычу. Умар ибн-ал-Хаттаб[78] ‑ да будет доволен им аллах ‑ конфисковал на территории Савада земли Хосроя, земли членов его дома и земли, собственники которых или бежали или погибли в сражении[79]. Общая сумма дохода с этих земель составляла 9 000 000 дирхемов. Он расходовал ее в интересах мусульман и никому не жаловал из этих земель икта. Потом Усман[80] ‑ да будет доволен им аллах ‑ начал жаловать из них икта, так как считал, что пожалование их на правах икта дает больше доходов, чем их оставление необработанными. Эти пожалования земли на правах икта он обусловливал платежом по праву фая[81].

Это тот вид обработанной земли, субстанцию которой не дозволено пожаловать на правах икта, ибо посредством конфискации она стала принадлежать казне как собственность всех мусульман и на субстанцию этого вида земли распространяется статус постоянного вакфа.

Второй ‑ земли хараджа, субстанции которых не дозволено пожаловать в собственность. Этот вид делится на два подвида.

Первый подвид ‑ земли, субстанции которых ‑ вакф, а ее харадж ‑ арендная плата. Передача в собственность вакфа посредством пожалования, а также посредством продажи и дарения незаконна[84].

Второй подвид ‑ земля, субстанция которой частная собственность, а ее харадж ‑ джизья[85].

Незаконно пожаловать в икта землю, которая находится в частной собственности и собственники которой признаны. Что касается пожалования ее в харадж, то об этом мы упомянем после, в икта ал-истиглал.

Третий подвид ‑ земля, владельцы которой умерли и на которую не имеют права наследники умершего.

Хрестоматия по истории средних веков / Под ред.

С. Д. Сказкина. – М., 1963. – Т. 2. X–XV вв. – С. 226 – 234.

Тема № 4.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 411 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

земельные отношения в арабском халифате

Становление системы земельных налогов в Арабском халифате

Виды земельных налогов. Критерии определения вида налога на землю.

Отчетливой тенденцией современного периода развития исламских стран является стремление правоведов приведения в соответствие с принципами шариата всего массива законодательства. Необходимо отметить, что налоговое законодательство, а также законодательные нормы, регулирующие земельные отношения, сегодня ни в одном исламском государстве не основаны полностью на традиционных положениях исламского права.

В Арабском халифате была создана уникальная система налогообложения, обеспечившая на много веков экономическую стабильность исламского государства. Изучение этой системы путем обращения к опыту правоведов первых веков ислама, необходимо не только для изучения великой истории исламской цивилизации, но также для более глубокого понимания принципов функционирования налоговых органов и государственного аппарата Халифата.

Исламско-правовой доктрине известны следующие налоги: закят (религиозный налог, взимаемый с мусульман, целевое назначение которого, а также круг лиц – получателей закята, установлены Кораном), джизья (подушный налог с иноверцев, выплачиваемый в обмен на покровительство мусульман), ушр (десятина с урожая), харадж (поземельный налог), а также хумс (одна пятая часть военной добычи).

Земельные налоги были одним из главных источников дохода государства в Арабском халифате и занимали важнейшее место в системе исламских налогов.

В Халифате существовало два вида налога, связанного землей – ушр (десятина от собранного урожая), который взимался исключительно с мусульман, и харадж, представлявший собой плату за пользование землей, ставка которого была выше. Харадж иногда ошибочно отождествляется с джизьей – налогом для иноверцев. Ушр некоторыми учеными рассматривается как налог на продукты животноводства, земледелия, товары для продажи, взимаемые вне зависимости от конфессиональной принадлежности плательщика. Однако, необходимо учесть, что термин «ушр» (мн.ч «ушур»), употреблялся для обозначения различных сборов и налогов на товары. Поэтому нельзя путать ушр как синоним различных торговых пошлин и налогов, с налогом на продукты земледелия – ушр, признаваемым исламским правом.

Главным, но не единственным критерием определения вида налога (ушр или харадж) был способ, которым земля была включена в состав Арабского халифата. Согласно принятой практике, о которой упоминает Абу Йусуф в трактате «Китаб аль харадж», «…земли, занятые вооруженной рукой, облагаются хараджем» (речь идет о не разделенных между мусульманами землях). Особый статус был у земель Аравии. Эти земли облагались только налогом ушр. Земли народа, которому был послан Пророк Мухаммад (мир ему!), могли быть только исламскими. Одним из критериев установления вида налога – харадж или ушр был статус земли – государственная собственность, или частная, принадлежащая мусульманину.

Во времена Пророка Мухаммада (Мир ему!) и Абу Бакра почти вся завоеванная земля наряду с прочей военной добычей делилась между воинами-мусульманами. Исключение составлял хумс – одна пятая доля военной добычи, куда входила и земля. Право распоряжаться такой землей принадлежало Пророку, а в дальнейшем, халифу. Земли, становившиеся собственностью мусульман, облагались налогом ушр.

Одной из целей реформ, проводимых халифом Умаром, было поддержание боеспособности армии – не дать воинам превратится в земледельцев. Эту цель преследовал запрет воинам заниматься земледелием, при этом, без ограничения права приобретения земли.

Условиями владения пожалованной землей при Умаре были не только уплата налога, но также ее обработка, поскольку налог ушр мог взиматься только с засеянных земель. Харадж, по мнению большинства правоведов, должен выплачиваться в любом случае. Допускалось лишь уменьшение ставки хараджа, если земля не была обработана по уважительным причинам.

Широкое распространение пожалование икта на условиях несения военной службы получило при Аббасидах. Пожалование могло производиться с передачей в собственность (икта ат-тамлик) либо на правах аренды (икта иджара). Возможно было также пожалование дохода с земли (икта аль-истиглал).

Харадж. Его виды и порядок исчисления.

Основным земельным налогом при халифе Умаре был харадж-масаха (налог на единицу площади). Халиф Умар облагал налогом только не только обработанную, засеянную землю, но также годную для обработки невозделанную землю. Со времен халифа Аль-Махди (775-785 г.г) широкое распространение получил харадж-мукасама (доля от урожая).

Халиф Умар, произведя обмер земель Халифата, установил для каждой из областей различные ставки налога харадж на единицу площади в зависимости от качеств земли, способа ее орошения, соотношения количества возделанной и невозделанной земли и других факторов. Практика установления дифференцированной ставки налога, введенная халифом Умаром, сохранилась на протяжении всей истории Халифата. Ставка хараджа зависела, в том числе, от вида выращиваемых культур. Халиф Абд Аль-Малик (685-705 г.г), при определении ставки хараджа учитывает удаленность земель от крупных городов, в которых были рынки и трудности, возникающие со сбытом продукции, снижая ставку в зависимости от расстояния. Наместникам предписывалось заботиться об улучшении качеств земли, чтобы она могла обрабатываться и, таким образом, появлялась возможность увеличения ставки хараджа.

Правитель по своему усмотрению мог изменить вид хараджа. Единого мнения правоведов по этому вопросу не существовало. По мнению ученых ханифитского мазхаба, такая возможность была определена самим халифом Умаром, поскольку для него главным критерием в вопросе определения вида и ставки хараджа, была посильность налогового бремени для населения.

Размер налога, отмечает Хасан Аль-Банна в работе «Исламская экономичесая система», зависел от того, для какой социальной группы предназначались те или иные продукты – виноград принадлежал к числу продуктов, предназначенных для богатых, и облагался более высоким налогом, чем, например, финики, являющееся продуктом, предназначенным, в основном, для бедных. «Умар был первым среди правителей и эмиров, кто указал на социальный смысл такого порядка».

Присоединенными к территории Арабского халифата, могли быть земли, население которых ради их сохранения приняло ислам, а также земли иноверцев, заключивших договор с мусульманами. Земли, население которых приняло ислам, оставались в собственности их владельцев, с них, как с земель мусульман, взимался налог ушр. Что касается земель, население которых заключило договор с мусульманами, то эти земли облагались налогом харадж. Аль-Маварди выделяет несколько категорий таких земель. Земли, брошенные населением и земли, на которых собственники остались, отказавшись от права собственности в пользу мусульман, являются, по его мнению, вакфом (в пользу всех мусульман) и облагаются хараджем. Отчуждение таких земель запрещено, как запрещено и отбирать эти земли. Население этих земель в случае принятия ислама освобождается лишь от уплаты джизьи – подушного налога и продолжает платить харадж. Если владельцы земли заключили договор и сохранили собственность на землю при условии уплаты хараджа, то в этом случае это харадж-джизья, который снимается в случае принятия ислама или продажи земли мусульманину.

Правила исчисления налога ушр.

Земли мусульман облагались налогом ушр, который являлся разновидностью закята. Несмотря на то, что вполне правомерно ставить знак равенства между ушром и закятом, ушр имеет ряд особенностей, что позволяет выделить его в отдельную категорию. В налоге ушр традиционные положения шариата, касающиеся закята, претерпели определенную трансформацию. Так, многие правоведы приводят хадис Пророка Мухаммада (Мир ему!), в котором говорится, что закят взимается лишь с четырех видов сельскохозяйственных культур – пшеницы, ячменя, изюма и фиников. Ас-Саади в комментариях к хадисам относительно минимального количества имущества (нисаб), с которого необходимо выплачивать закят, говорит, что речь идёт о зерне и финиках. На практике же ушр взимался практически со всех видов сельскохозяйственной продукции. Исключение могли составлять лишь скоропортящиеся продукты. Выплачивающий закят должен обладать нисабом – минимальным количеством денег либо имущества, подлежащими налогообложению. Выплата ушра производилась в любом случае, без учета количества и стоимости продукции. Вместе с тем, ранние правоведы ханифитской школы рекомендовали не взимать ушр, если урожай составил меньше определенной нормы, либо цена выращиваемой культуры не достигла определенной рыночной стоимости. установленной для каждого вида продукции.

О том, что ушр рассматривается как особый вид закята, свидетельствуют положения ханифитской правовой школы. Для выплаты закята, в соответствии с исламско-правовой доктриной, обязательно наличие намерения, при этом в выплате закята намерение опекуна либо правителя заменяют намерение плательщика налога (это положение касается лишь установлений законодательства, а не поклонения, связанного с выплатой закята). По мнению ханифитских правоведов, выраженном в «Хидое», выплата закята с урожая имеет отношение лишь к тому, что произрастает на земле, а не с личностью владельца. Необходимыми условиями выплаты закята с урожая не являются ни наличие разума, ни совершеннолетие, ни свобода, а также не учитывается бедность или богатство владельца. Ушр взимается также с вакуфных земель, и, помимо прочего, напрямую связан с категорией земли, а также со способом ее орошения.

Базовая ставка налога ушр составляла 1/10 долю от урожая. Однако на практике размер этого налога мог быть больше или меньше базовой ставки. Главным фактором, влияющим на размер ставки ушра, был способ орошения земли – на землях с орошением природными источниками или в климатических зонах, где земля получала достаточно влаги за счет дождя, взималась базовая ставка. На землях с искусственным орошением ставка налога ушр была ниже – ½, ¼ от базовой ставки. Это правило было установлено самим Пророком Мухаммадом ( Мир ему!), и подтверждено хадисом: «(С тех земель), ко­торые орошаются дождями, водой подзем­ных источников или иным естественным пу­тём, (следует взимать) десятину, а с (земель, требующих) искусственного орошения, – по­ловину того». Имело значение происхождение источника естественного орошения – если отвод воды был сделан с хараджных земель, то с этой земли мог взиматься налог харадж, либо повышенная ставка налога ушр. Право определять ставку любого налога оставалось всегда за правителем – в зависимости от обстоятельств (условия, на которых была пожалована земля, потребность государства и.т.д) – ставка налога ушр могла увеличиваться. Правоведы шафиитской, маликитской и ханбалитской школ придерживались мнения, что наряду с хараджем может взиматься и налог ушр. Объяснялось это тем, что харадж является налогом на землю, а ушр – закятом, налогом на урожай, собранного с земли мусульман. Ханифиты считали одновременное взимание этих налогов незаконным.

Подведем итоги сказанного: В Арабском халифате существовал ряд норм, регулирующих земельные и налоговые отношения. Вид налога зависел от статуса земли и конфессиональной принадлежности собственника. Налоговая система Исламского Халифата в том виде, в котором она просуществовала многие века, была создана при халифе Умаре. Основными принципами налоговой политики были гибкость, справедливость, всесторонний учет различных факторов для установления вида и ставки налога; учет платежеспособности населения; построение долгосрочных отношений между государством и плательщиком налога; использование налоговой политики как средства поощрения принятия ислама;

Соблюдение этих принципов позволило исламскому государству получить поддержку населения, обеспечить социальную стабильность, увеличить количество возделываемых земель и, соответственно, увеличить поступление средств в казну. Главная заслуга халифа Умара заключалась в том, что им был создан механизм, позволяющий халифу играть ведущую роль в процессе распределения земли и установлении вида и ставки налога, что способствовало укреплению и централизации власти.

Таким образом, реформы произведенные халифом Умаром, способствовали становлению исламской государственности, превращению исламского государства в могущественную централизованную империю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *